Научная статья на тему 'Меры по совершенствованию системы пожарной охраны в субъектах Российской Федерации'

Меры по совершенствованию системы пожарной охраны в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожарная охрана / ведомственная пожарная охрана / частная пожарная охрана / пожарная автоматика / первичные средства пожаротушения / fire brigades / institutional fire protection / private fire protection / automatic fire fighting equipment / emergency fire-fighting equipment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О Д. Ратникова, Н В. Перегудова, В В. Зыков

Рассмотрены меры по совершенствованию системы пожарной охраны в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF AVAILABILITY OF MEANS OF THE AUTOMATIC FIRE ALARM SYSTEM IN PREMISES ON DEATH OF PEOPLE AT FIRES

The questions of science-based evaluation of the pilot project (experiment) on the functioning of fire and rescue garrisons without private fire protection are considered.

Текст научной работы на тему «Меры по совершенствованию системы пожарной охраны в субъектах Российской Федерации»

Согласно СП 89.13330.2012 «Котельные установки» [3] котельные по надёжности отпуска тепла потребителям подразделяются на котельные первой и второй категории. Рассмотренная котельная, безусловно, является I категории, относительно количества котлов проектная реализация отвечает требованиям указанного СП, а вот относительно надёжности газовой сети - нет. Согласно СП 89.13330.2012: «Для котельной первой категории суммарной тепловой мощностью менее 30 МВт следует предусматривать две нитки редуцирования, одна из которых резервная».

Предметно рассматривая данную проблему установлено, что с точки зрения обеспечения надёжности работы котельных I категории в регионе до сих пор категорирования как такого не произведено, нет официально установленного реестра котельных согласно их категорий. Поэтому вопрос надёжности отопления значительного количества жителей в регионе остаётся открытым, требуется провести системную работу по такому категорированию и установить реальные риски отсутствия отопления для конкретных микрорайонов (населённых пунктов) и социальных объектов Воронежской области. После проведения данной работы появится возможность говорить о путях и способах управления энергетической безопасностью для конкретных объектов защиты в Воронежской области.

Методическим обеспечением решения данной задачи должны явиться логико-графические методы исследования аварийности - построение деревьев событий либо отказов (либо сопряжения их на головном событии).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

2. Агроклиматические ресурсы Воронежской области. - Ленинград, Гидрометеоиздат, 1972. - 108 с.

3. СП 89.13330.2012. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76. УДК 614.84

О.Д. Ратникова, Н.В. Перегудова, В.В. Зыков

ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России»

МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрены меры по совершенствованию системы пожарной охраны в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: пожарная охрана, ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана, пожарная автоматика, первичные средства пожаротушения.

O.D. Ratnikova, N.In. Peregudova, V. V. Zykov

INFLUENCE OF AVAILABILITY OF MEANS OF THE AUTOMATIC FIRE ALARM SYSTEM IN PREMISES ON DEATH OF PEOPLE AT FIRES

The questions of science-based evaluation of the pilot project (experiment) on the functioning of fire and rescue garrisons without private fire protection are considered.

Keywords: fire brigades, institutional fire protection, private fire protection, automatic fire

fighting equipment, emergency fire-fighting equipment.

В настоящее время на территории Российской Федерации имеется 590 подразделений частной пожарной охраны общей численностью 19103 единиц личного состава. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основании договоров, заключаемых с охраняемыми от пожаров организациями, по решению их собственников (учредителей) или управляющих лиц. Целью создания частной пожарной охраны и организации её деятельности является извлечение прибыли от работ и услуг в области пожарной безопасности. Финансирование подразделений других видов пожарной охраны осуществляется исходя из возмещения необходимых для их деятельности затрат.

Вместе с тем, при возникновении пожара на объекте защиты, охраняемом частной пожарной охраной, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами силы и средства всего пожарно-спасательного гарнизона используются в безусловном порядке и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. При этом при прибытии на пожар на защищаемом частной пожарной охраной объекте оперативных должностных лиц пожарно-спасательных подразделений ГПС, ответственность за проведение действий и исход тушения пожара, в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагается на руководителя тушения пожара, которым является сотрудник (работник) федеральной противопожарной службы или противопожарной службы субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом «О пожарной безопасности» при включении частной пожарной охраны в состав видов пожарной охраны предусматривалась возможность использования сил и средств подразделений частной пожарной охраны для усиления пожарной безопасности территорий муниципальных образований и населённых пунктов. Однако, в настоящее время, подразделения частной пожарной охраны не защищают территории муниципальных образований и населённых пунктов, а обслуживают преимущественно финансово обеспеченные производственные объекты. Большинство подразделений частной пожарной охраны (более 67%) располагаются на объектах нефтегазового и нефтехимического комплексов (предприятия нефтехимической и топливной промышленности). Распределение подразделений частной пожарной охраны по типам охраняемых предприятий приведено на Рисунке 1.

29%

Рис. 1. Распределение подразделений частной пожарной охраны по типам охраняемых

предприятий

38 % - предприятия химической и нефтехимической промышленности; 29% - предприятия топливной промышленности;

8% - предприятия электроэнергетики;

5% - предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

по 4 % - предприятия пищевой промышленности, прочие производственные предприятия и прочие учреждения; по 3% - предприятия цветной металлургии, предприятия машиностроения и металлообработки; 2% - предприятия сельскохозяйственного назначения.

Анализ статистических данных показывает, что подавляющий вклад в обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации вносят подразделения ГПС, а также подразделения муниципальной и ведомственной пожарной охраны, ежегодно растет доля участия в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ подразделений добровольной пожарной охраны.

В то же время, подразделения частной пожарной охраны, как правило, не принимают участия в деятельности пожарно-спасательных гарнизонов. Из статистических данных, видно, что доля пожаров и загораний, потушенных с участием подразделений частной пожарной охраны, не превышает 0,6%.

В период с 2014 по 2017 годы 599 подразделения частной пожарной охраны осуществили 9807 выездов на тушение пожаров и загораний, что составляет в среднем 5-6 ликвидаций пожаров на одно подразделение ЧПО в год. Нагрузка же на подразделения федеральной противопожарной службы только по тушению пожаров и загораний (без реагирования на ДТП, аварии и ЧС) составляет 150 ликвидаций в год, что свидетельствует об эффективности применения сил.

При этом привлечение сил и средств частной пожарной охраны к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на территориях населённых пунктов (или других объектов защиты) за пределами охраняемых частной пожарной охраной организаций возможно только с согласия их собственников. Это не позволяет на постоянной основе эффективно использовать силы и средства этих подразделений для обеспечения защиты населения и территорий от пожаров и чрезвычайных ситуаций. Так, 63 подразделения частной пожарной охраны (около 10% от всего количества) решениями собственников вообще не осуществляют реагирование на вызовы в границах местных пожарно-спасательных гарнизонов.

Статистические данные показывают, что незначительное количество пожаров (не более 10%), потушенных самостоятельно подразделениями частной пожарной охраны без привлечения сил и средств пожарной охраны других видов. В тоже время остальные пожары в зоне ответственности подразделений частной пожарной охраны тушатся подразделениями других видов пожарной охраны.

Таким образом, учитывая имеющийся опыт применения различных видов пожарной охраны, целесообразно упростить существующую систему пожарной охраны в рамках пожарно-спасательных гарнизонов, что в сложившихся социально-экономических условиях позволит снизить финансовую нагрузку на предприятия, при этом повысить уровень обеспечения пожарной безопасности объектов и территорий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года»

2. О пожарной безопасности: федеральный закон от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3649.

3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005.

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 40 ст. 3822.

5. Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны: Приказ МЧС России от 5 апреля 2011 г. № 167 (с изменениями и дополнениями) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 28, 11.07.2011.

6. О мероприятиях по подготовке и реализации пилотного проекта по совершенствованию системы пожарной охраны в субъектах Российской Федерации: Приказ МЧС России от 8 апреля 2011 г. № 167 (с изменениями и дополнениями) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 28, 11.07.2011.

УДК 614.841

С.В. Репин, М.О. Берестевич

Главное управление МЧС России по Республике Мордовия, Главное управление МЧС России по Красноярскому краю

О ПРОБЛЕМАХ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ВОЗНИКШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МЧС РОССИИ

Рассмотрены проблемные вопросы в обеспечении пожарной безопасности объектов защиты и выявлены негативные тенденции, возникшие после изменения порядка организации нормативно-технической работы в органах федерального государственного пожарного надзора, разработаны предложения по внесению изменений в законодательство определяющего порядок организации нормативно-технической работы.

Ключевые слова: нормирование, надзор, контроль, новостройки, безопасность

S.V. Repin, M.O. Berestevich

The ABOUT THE PROBLEMS IN ENSURING THE FIRE SAFETY OF OBJECTS OF THE ORGANIZATION AS A RESULT OF CHANGES OF NORMATIVE-TECHNICAL WORK IN THE EMERCOM OF RUSSIA

The paper deals with problematic issues in providing fire safety of assets to be protected; revealed negative tendencies in providing their fire safety, arisen after changing of the order in organization normative-technical work in federal state fire supervisory bodies, are revealed; proposals in introduction of amendments to legislation in order of normative-technical work organization are drafted.

Keywords: introduction of norms, supervision, control, new-builds, safety.

Составным элементом системы обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты является контрольно-надзорная функция, которую осуществляют органы федерального государственного пожарного надзора (далее - ФГПН). Одним из направлений деятельности ФГПН является проведение нормативно-технической работы по оценке соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, установленные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.