Научная статья на тему 'Правовые основы организации договорной работы подразделений частной пожарной охраны'

Правовые основы организации договорной работы подразделений частной пожарной охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
частная пожарная охрана / федеральный закон / нормативно-правовой акт / правовой статус / private fire service / federal law / regulatory legal act / legal status

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. В. Белокобыльский, А. Н. Грачева

Отношения, возникающие из договора на оказание услуг деятельности ЧПО, в недостаточной степени изучены. Это обусловлено сравнительно коротким временным интервалом существования данного вида деятельности, спецификой оказываемых услуг, а также тесным переплетением частноправовых и общеправовых положений данного вопроса. Тем не менее, анализ правовых основ деятельности частной пожарной охраны выявил её недостаточную правовую обеспеченность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FOUNDATION OF MANAGEMENT OF CONTRACT WORK OF PRIVATE FIRE SERVICE DEPARTMENTS

Arrangements emerged from a contract for private fire services are studied insufficiently because of short time of existence, specificity of this type of service. Besides entwinement of civil and administrative provisions of this question also impact. But analysis of legal foundation of private fire services departments detects their insufficient legal provision.

Текст научной работы на тему «Правовые основы организации договорной работы подразделений частной пожарной охраны»

2. СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»

3. http://www. sinref.ru

4. http://www. scienceforum.ru

УДК 614.849

А.В. Белокобыльский, А.Н. Грачева ФГБУ ВНИИПО МЧС России

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЧАСТНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Отношения, возникающие из договора на оказание услуг деятельности ЧПО, в недостаточной степени изучены. Это обусловлено сравнительно коротким временным интервалом существования данного вида деятельности, спецификой оказываемых услуг, а также тесным переплетением частноправовых и общеправовых положений данного вопроса. Тем не менее, анализ правовых основ деятельности частной пожарной охраны выявил её недостаточную правовую обеспеченность.

Ключевые слова: частная пожарная охрана, федеральный закон, нормативно-правовой акт, правовой статус.

A. V. Belokobylsky, A.N. Gracheva

LEGAL FOUNDATION OF MANAGEMENT OF CONTRACT WORK OF PRIVATE FIRE SERVICE DEPARTMENTS

Arrangements emerged from a contract for private fire services are studied insufficiently because of short time of existence, specificity of this type of service. Besides entwinement of civil and administrative provisions of this question also impact. But analysis of legal foundation of private fire services departments detects their insufficient legal provision.

Key words: private fire service, federal law, regulatory legal act, legal status.

Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности направлено на защиту жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Необходимость оперативно реагировать на фактическую обстановку с пожарами, социально-экономические и общественно-политические процессы в государстве, а также развитие науки, техники и технологий требуют проведения целенаправленной работы по совершенствованию законодательства, правил противопожарного режима и нормативных документов по пожарной безопасности (национальных стандартов и сводов правил).

В начале нынешнего столетия произошла кардинальная реорганизация Государственной противопожарной службы Российской Федерации с интегрированием ее в структуру МЧС России, что предопределило значительное расширение сферы решаемых задач, придание ей аварийно-спасательных функций и создание единой системы государственной защиты от пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций.

Проводимая в стране административная реформа предусматривает поэтапную передачу функций борьбы с пожарами субъектам Российской Федерации, что предполагает создание областной (краевой), муниципальной и частной пожарной охраны (далее - ЧПО).

Анализ правовых основ для создания и деятельности подразделений частной пожарной охраны следует начать с положений Конституции Российской Федерации,

30

гарантирующих безопасность граждан, а также определяющих гражданское законодательство к ведению Российской Федерации.

Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов. По общему правилу все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права регулируются федеральными законами и правовыми актами.

Центральное место среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс РФ. Действующий ГК РФ - первый за всю историю России сводный закон, являющийся кодексом частного права.

В связи с положением ГК РФ и его местом среди всех источников гражданского права, все нормативные акты по гражданскому праву должны приниматься в соответствии с Кодексом.

ЧПО определена как один из видов пожарной охраны положениями статьи 4 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 69) с 2004 года.

ФЗ № 69 [1] определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

ЧПО создается в населённых пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

ФЗ № 69 [1] фактически не ограничивает собственника в выборе организационно-правовой формы предприятия. Это может быть структурное подразделение существующего юридического лица или отдельное юридическое лицо.

Помимо Гражданского кодекса, каких-либо других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность подразделений частной пожарной охраны, на данный момент не существует.

Регулирование деятельности подразделений пожарной охраны только лишь Гражданским кодексом приравнивает этот вид пожарной охраны к статусу юридического лица. Вместе с тем, существуют некоторые особенности, остающиеся неурегулированными, что порождает большое количество сложных с правовой точки зрения ситуаций.

К одной из ярко выраженных проблем можно отнести тот факт, что «нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности» [1]. Следовательно, от указанных структур не требуется соответствия установленным для других видов пожарной охраны нормам и правилам по численности и технической оснащенности. Данный аспект переведен в разряд гражданско-правовых отношений. При этом остается открытым вопрос о минимальной численности сил и средств ЧПО, а также об обязательном наличии в таких подразделениях газодымозащитной службы.

Кроме того, в соответствии со ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.

Согласно приказу МЧС России от 20 октября 2008 года № 627 Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности, лицензирование деятельности в области пожарной безопасности включает в себя лицензирование деятельности по тушению пожаров и лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В Регламенте под деятельностью по тушению пожаров

понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Нормативно-правовым актом, регламентирующим ответственность подразделений частной пожарной охраны за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, является приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ», зарегистрированный в Минюсте России 20 февраля 2018 г. №50100.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ЧПО, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций её личному составу в соответствии с Федеральным законом № 69 осуществляется их учредителями за счет собственных средств. При этом подразделения ЧПО включаются в расписание выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ после согласования с руководителями организаций (собственниками).

Работники ЧПО принимаются на должность на постоянной основе для выполнения задач по предупреждению и тушению пожаров и должны иметь соответствующую квалификацию (подготовку). При этом вопрос о социальном обеспечении работников ЧПО не регулируется какими-либо специальными нормативно-правовыми актами, которые отделили бы данный класс работников от обычных служащих, осветили компенсацию рисков, с которыми ежедневно сталкивается большинство таких работников. Соответственно социальная защита работников ЧПО полностью зависит от финансового состояния организации-работодателя.

Основными направлениями развития законодательства в области пожарной безопасности применительно к деятельности как ГПС в целом, так и частной пожарной охраны в Российской Федерации являются:

1) Необходимо регламентировать порядок привлечения сил и средств частной пожарной охраны к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в населенных пунктах.

2) Определить, что минимальное количество работников, участвующих в действиях по тушению пожаров, перечень пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента, соответствующих установленным требованиям для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

3) Установить правовой статус подразделений частной пожарной охраны и меры ответственности за выполняемые задачи как на защищаемых объектах, так и в случаях их привлечения к тушению пожаров совместно с гарнизоном пожарной охраны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.