Научная статья на тему 'К вопросу о правовом обеспечении частной пожарной охраны в Российской Федерации'

К вопросу о правовом обеспечении частной пожарной охраны в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ЧАСТНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / СЛУЖБА / ДОГОВОР / ВОЗМЕЗДНОЕ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ / НОРМАТИВЫ / SAFETY / FIRE PROTECTION / LICENSING / PRIVATE FIRE PROTECTION / SERVICE / CONTRACT / PAID RENDERING SERVICES / STANDARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лабутина Наталия Алексеевна

Автором рассмотрены некоторые аспекты функционирования системы пожарной безопасности в Российской Федерации, а также проведен анализ деятельности частной пожарной охраны, с позиции гражданско-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF LEGAL SUPPORT OF PRIVATE FIRE PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The author considered some aspects of functioning of system of fire safety in the Russian Federation, and also the analysis of activity of private fire protection, from a position of civil regulation is carried out.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом обеспечении частной пожарной охраны в Российской Федерации»

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЧАСТНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лабутина Наталия Алексеевна

соискатель Российского государственного гуманитарного университета,

г. Москва E-mail: paperclip@yandex. ru

TO THE QUESTION OF LEGAL SUPPORT OF PRIVATE FIRE PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Labutina Natalia Alekseevna

competitor of the Russian state University for the Humanities, Moscow

АННОТАЦИЯ

Автором рассмотрены некоторые аспекты функционирования системы пожарной безопасности в Российской Федерации, а также проведен анализ деятельности частной пожарной охраны, с позиции гражданско -правового регулирования.

ABSTRACT

The author considered some aspects of functioning of system of fire safety in the Russian Federation, and also the analysis of activity of private fire protection, from a position of civil regulation is carried out.

Ключевые слова: безопасность, пожарная охрана, лицензирование, частная пожарная охрана, служба, договор, возмездное оказание услуг, нормативы.

Keywords: safety, fire protection, licensing, private fire protection, service, contract, paid rendering services, standards.

Основной задачей деятельности органов государственной власти в области пожарной безопасности является обеспечение необходимых условий для динамичного развития экономики, устойчивого повышения благосостояния российских граждан и сбережения их жизней с учетом планов реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [6], утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г.

№ 537, а также экономических и инфраструктурных проектов до 2020 года.

Как указано в Концепции федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» [4] пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Высокий уровень пожарной безопасности является неотъемлемой составляющей высокого уровня социально -экономического развития Российской Федерации. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства, приводят к травматизму и гибели людей.

При этом наиболее важными и очевидными проблемами пожарной безопасности, подлежащими разрешению, остаются эффективность действий подразделений пожарной охраны различных видов, эффективность превентивных противопожарных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками для охраны имущества от пожара.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» [7] пожарная охрана представляет собой совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно -спасательных работ.

При этом виды пожарной охраны определены в ст. 4 Федерального закона «О пожарной безопасности» [7], согласно которой выделяются следующие:

• государственная противопожарная служба;

• муниципальная пожарная охрана;

• ведомственная пожарная охрана;

• частная пожарная охрана;

• добровольная пожарная охрана.

Таким образом, пожарная охрана создается в установленном порядке, то есть самим государством, муниципальными образованиями, руководством предприятий, учреждений и организаций. Помимо этого, в определении фактически имеется требование к правоприменителю о придании таким

отрядам и группам организационной структуры, на что указывает упоминание органов управления, подразделений и организаций. Поэтому пожарная охрана — это организованная система органов и лиц, действующих в определенном направлении [5, с. 14].

Основными задачами пожарной охраны являются [7]:

• организация и осуществление профилактики пожаров;

• спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

• организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно -спасательных работ.

Как видно из приведенной нормы, частная пожарная охрана является составной частью системы обеспечения пожарной безопасности, создаваемой в населенных пунктах и организациях. Указанные структуры создаются в соответствии с действующим гражданским законодательством и оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Согласно положениям ст. 12.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно, как и форма создания таких подразделений, поскольку частная пожарная охрана может функционировать и как структурное подразделение действующего юридического лица, так и как отдельная организация коммерческого либо некоммерческого вида [7].

Такие возможные альтернативы в выборе непосредственной формы образования частной пожарной охраны, так и в установлении численности уполномоченных сотрудников, можно объяснить тем, что создание частной пожарной охраны строится на добровольной, а не обязательной или принудительной основе, поэтому законодатель не счел необходимым требовать от указанных структур соответствия установленным нормам и правилам по численности и технической оснащенности.

Кроме того, есть в определенной местности частная пожарная охрана или нет, система пожарной охраны должна быть организована таким образом,

чтобы прибытие частей пожарных подразделений на место возгорания укладывалось в нормативные сроки, и чтобы имеющихся сил и средств было достаточно для тушения пожаров, которые потенциально могут возникнуть на этой территории [5, с. 22].

Следует отметить, что подразделения частной пожарной охраны включаются не только в систему пожарной безопасности, но и в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ.

В частности, В.Б. Гольцов указывает, что в указанную систему входят [1, с. 14]:

1. обязательные подразделения РСЧС, характеризующиеся волей государства в их образовании (например, подразделения МЧС России);

2. добровольные подразделения, возникающие на добровольной основе.

Вторую группу подразделений РСЧС можно разделить на следующие:

а. общественные объединения, участвующие в деятельности РСЧС и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 15 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [8]);

б. подразделения добровольной и частной пожарной охраны (ст. ст. 12.1, 13 Федерального закона «О пожарной безопасности») и др.

Данные формирования включают в себя добровольные общественные организации, основанные на принципах добровольности вступления в них и самодеятельности (например, добровольные пожарные дружины и иные структуры, связанные с профилактикой и устранением чрезвычайных ситуаций (абз. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об аварийно -спасательных службах и статусе спасателей» [9])).

Необходимо отметить, что в каком виде не функционировали подразделения частной пожарной охраны, их деятельность должна быть лицензируемой. В соответствии с п.п. 14 и 15 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» [10] лицензия требуется на:

• деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны);

• деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Специальным нормативным правовым актом в данной сфере является Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 № 69 [2], которое определяет порядок лицензирования, лицензирующие органы, лицензионные требования, порядок выдачи лицензии и его последствия.

В Положении [2] установлено, что лицензирующими органами являются: в части тушения пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

• в части тушения лесных пожаров — Федеральное агентство лесного хозяйства. [2]

В соответствии с ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Этим положением законодатель дает возможность заинтересованным субъектам помимо нахождения под защитой штатных государственных и муниципальных пожарных формирований дополнительно защитить себя, заключив договор с соответствующей фирмой об оказании услуг в данной сфере деятельности [5, с. 39].

Следует отметить, что выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности может быть осуществлено не только подразделениями частной пожарной охраны, но и договорными подразделениями федеральной

противопожарной службы Государственной противопожарной службы, которые заключают договоры с организациями по обслуживанию критически важных производственных объектов, объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов с массовым пребыванием людей по решению их собственников [3].

Однако какой бы субъект не выступал на стороне исполнителя, договор о пожарной охране подпадает под действие гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.

По мнению автора, данный вопрос нуждается в более детальной разработке, поскольку особенностей в сфере организации договорного обеспечения пожарной безопасности подразделениями частной пожарной охраны достаточно много, однако нормативная правовая основа в данной сфере практически полностью отсутствует.

Список литературы:

1. Гольцов В.Б. Некоторые проблемы организационного единства в правосубъектности добровольных подразделений Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ // Военно-юридический журнал, 2009, № 1.

2. Постановление Правительства РФ от 31.01.2012 № 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров» // СЗ РФ, 13.02.2012, № 7, ст. 854.

3. Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 989 «Об утверждении Правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» // СЗ РФ, 12.01.2009, № 2, ст. 203.

4. Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2012 № 1464-р «Об утверждении концепции федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в

Российской Федерации на период до 2017 года» // СЗ РФ, 20.08.2012, № 34, ст. 4766.

5. Сальников И.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (постатейный) // Подготовлен для СПС КонсультантПлюс. 2008 / Дата обращения 25.06.2013.

6. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ, 18.05.2009, № 20, ст. 2444.

7. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СЗ РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3649.

8. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3648.

9. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // СЗ РФ, 28.08.1995, № 35, ст. 3503.

10. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ, 09.05.2011, № 19, ст. 2716.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.