Научная статья на тему 'Договорные подразделения федеральной противопожарной службы как форма государственно-частного партнерства на примере подразделений Республики Карелия'

Договорные подразделения федеральной противопожарной службы как форма государственно-частного партнерства на примере подразделений Республики Карелия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / УСЛУГИ / SERVICES / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FIRE SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свирид Константин Андреевич

В системе пожарной охраны продолжается поиск оптимальной формы государственно-частного партнерства. В этой связи для повышения системы реагирования на угрозы различного характера должна активно развиваться при непосредственном участии МЧС России деятельность общественных институтов: волонтерских организаций, добровольной пожарной охраны и др. Цель. Выработка возможных направлений государственно-частного партнерства в системе организации пожарной безопасности на примере функционирования договорных подразделений противопожарной службы Республики Карелия. Результаты. Рассмотрен опыт функционирования договорных подразделений федеральной противопожарной службы (ДП ФПС) в системе пожарной безопасности. Представлена практика организации функционирования частно-государственного партнерства в регионе и раскрыты возможности их использования в сфере национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal Fire Service Contract Divisions as a form of public-private partnership, using the example of units in the Republic of Karelia

Firefighting departments continue to search for the optimal form of public-private partnerships. These public-private partnerships need to be actively developed with the direct participation of the Russian Emergency Situations Ministry and the involvement of public institutions, such as voluntary organizations, volunteer firefighter units, and others, to improve the response system to threats of a different nature. Aim. This study uses the example of functioning units of contract fire departments in the Republic of Karelia and provides recommendations to develop possible types of public-private partnerships in the organization of fire safety. Results. The author analyzes the experience of contract fire departments of the Federal Fire Service system. It describes a practice of organizing the operation of public-private partnerships in the region and explores the possibility of their use in the area of national security.

Текст научной работы на тему «Договорные подразделения федеральной противопожарной службы как форма государственно-частного партнерства на примере подразделений Республики Карелия»

Договорные подразделения Федеральной противопожарной службы как форма государственно-частного партнерства на примере подразделений Республики Карелия

Federal Fire Service Contract Divisions as a Form of public-private partnership, using the Example of units in the Republic of Karelia

Свирид Константин Андреевич

аспирант Института экономики Карельского научного центра РАН (Петрозаводск) 185910, Республика Карелия, г Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33

Svirid Konstantin Andreevich

Institute of Economics at Karelian Research Centre Of The Russian Academy of Science (Petrozavodsk)

Lenina Ave 33, Petrozavodsk, Republic of Karelia, 185910

В системе пожарной охраны продолжается поиск оптимальной формы государственно-частного партнерства. В этой связи для повышения системы реагирования на угрозы различного характера должна активно развиваться при непосредственном участии МЧС России деятельность общественных институтов: волонтерских организаций, добровольной пожарной охраны и др.

Цель. Выработка возможных направлений государственно-частного партнерства в системе организации пожарной безопасности на примере функционирования договорных подразделений противопожарной службы Республики Карелия.

Результаты. Рассмотрен опыт функционирования договорных подразделений федеральной противопожарной службы (ДП ФПС) в системе пожарной безопасности. Представлена практика организации функционирования частно-государственного партнерства в регионе и раскрыты возможности их использования в сфере национальной безопасности.

Ключевые слова: управление, государственно-частное партнерство (ГЧП), услуги, пожарная безопасность

Firefighting departments continue to search for the optimal form of public-private partnerships. These public-private partnerships need to be actively developed with the direct participation of the Russian Emergency Situations Ministry and the involvement of public institutions, such as voluntary organizations, volunteer freighter units, and others, to improve the response system to threats of a different nature.

Aim. This study uses the example of functioning units of contract fre departments in the Republic of Karelia and provides recommendations to develop possible types of public-private partnerships in the organization of fre safety.

Results. The author analyzes the experience of contract fre departments of the Federal Fire Service system. It describes a practice of organizing the operation of public-private partnerships in the region and explores the possibility of their use in the area of national security.

Keywords: management, public-private partnership, services, fre safety

УДК 614.842

Важнейшей составляющей национальных интересов России является обеспечение безопасности личности, общества и государства в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.

В целях повышения эффективности системы реагирования на угрозы различного характера должна активно развиваться при непосредственном участии МЧС России деятельность общественных институтов: волонтерских организаций, добровольной пожарной охраны и др.

Современные условия требуют активной работы хозяйствующих организаций, особенно собственников опасных производств, по внедрению новой техники и технологий, совершенствованию систем мониторинга и защиты.

Вопросы взаимоотношений государственных органов и бизнеса объективно являются сегодня движущей силой развития любого современного демократического правового государства. Более того, в последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. Это активно практикуется в таких общественно значимых отраслях, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение и образование. Предприятия, работающие в этих сферах, имеют стратегическое значение и зачастую не могут быть полностью исследованы по политическим причинам, но, с другой стороны, государство не всегда обладает достаточным объемом средств, необходимых для развития.

Мировой опыт доказал, что эффективным решением может стать такая новая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство (ГЧП).

Цель исследования — выявление основных направлений повышения эфективности деятельности государственной службы.

Партнерство бизнеса и власти признается одной из наиболее перспективных форм организации инвестиционного процесса и обеспечения социально-экономического развития. В России опыта партнерства явно недостаточно, но накоплен богатый опыт в других странах Европы.

Численность стран, где в разных формах развивается партнерство государства и частного сектора, постоянно возрастает. Во многих государствах был осуществлен ряд мероприятий по поддержке механизмов такого партнерства. Это было вызвано, с одной стороны, ростом требований к общественным услугам и к инфраструктуре регионов, а с другой — ограниченностью государственных бюджетов.

m О

II

с 0. s с

0 с о; s

1 с m О CÍ ш с; о

0 s ш !û

1 ц>

С

Механизм государственно-частного партнерства ^ предусматривает, что государство является заказчиком

< услуг. Именно оно определяет условия такого сотрудниЦ чества, создает возможности принятия управленческих

0 решений для частного сектора, а также осуществляет к постоянный мониторинг, при этом объект инвестирова-^ ния остается в государственной собственности.

5 Совместно начатый проект реализуется в конкурентной среде, которая создает стимул к внедрению ^ инноваций в проект и приводит к эффективному и ^ качественному предоставлению конечных услуг.

Существует несколько подходов к пониманию ГЧП. з Условно ГЧП понимают в широком и узком смыслах. Е^ В широком смысле под ГЧП подразумевается любое

< официальное конструктивное взаимодействие власти

1 и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке, социальной сфере и т. д.

В узком смысле под государственно-частным партнерством понимается взаимодействие бизнеса и власти в процессе реализации исключительно социально значимых проектов, имеющих стратегическое общегосударственное значение.

Рассмотрим основные признаки ГЧП в узком смысле:

• сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

• взаимодействие сторон в ГЧП имеет юридическую основу;

• взаимодействие бизнеса и власти имеет партнерский характер, основанный на учете интересов обеих сторон;

• ГЧП применяется при реализации проектов, имеющих существенную общественно-государственную значимость. ГЧП-проекты — это прежде всего реализация публичных интересов. Совместные цели и интересы обоих партнеров координируются на основе общегосударственных, общественно полезных целей;

• в процессе реализации проектов на основе ГЧП объединяются усилия сторон;

• финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, оформленным юридически [1].

На основе данных признаков А. А. Спиридонов предлагает следующее определение ГЧП: «ГЧП — это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение» [2].

В российской научной литературе термин «государственно-частное партнерство» применяется, исходя из четкого определения ведущей роли государства, учитывая менталитет и главенствующую роль органов государственной власти. Вместе с тем надо подчеркнуть, что именно государство является инициатором многих проектов ГЧП [3].

Государственно-частное партнерство — это форма взаимоотношений между государством или органами местного самоуправления и частными партнерами, которые оформляются в виде договора, предусматривают реализацию и совместное финансирование общественно значимых проектов на долгосрочной основе и распределение рисков, ответственности и вознаграждений.

В мировой практике классификации моделей государственно-частного партнерства принято выделять следующие его формы:

• контракты как административный договор между органом местного самоуправления и частным партнером на осуществление общественно необходимых видов деятельности;

• аренда, которая в зависимости от определенных договором условий может предусматривать выкуп государственного или муниципального имущества.

Основными формами, в которых реализуется партнерство государства с предпринимательскими структурами, являются контракты (на обслуживание, управление, строительство, эксплуатацию, передачу и т. д.), договоры аренды и лизинга, государственно-частные предприятия (смешанные корпорации), соглашения о разделе продукции (СРП), концессии [4].

В российской практике используются все формы государственно-частного партнерства, кроме концессий, несмотря на то что за рубежом наиболее распространенной формой партнерства при осуществлении крупных, капиталоемких проектов являются именно концессии. В системе государственно-частного партнерства в условиях российской экономики государственные контракты (договоры, соглашения) играют ведущую роль и представлены традиционными государственными контрактами, рисковыми и сервисными контрактами [5].

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших задач государства, регламентируется федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-фЗ «О пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской федерации № 390 от 25 апреля 2012 г. и другими нормативно-правовыми актами.

Важной составляющей пожарной охраны являются договорные подразделения федеральной противопожарной службы (далее — ДП фПС), они были созданы в порядке реформирования объектовых подразделений государственной противопожарной службы на крупных промышленных предприятиях, нефтяной, газовой, химической, металлургической промышленности и т. п. Эти предприятия включают особо пожа-ро- и взрывопожароопасные производства.

На основании приказа МЧС России от 18 ноября 2008 г. № 702 «О мероприятиях по созданию государственного учреждения «Управление договорных подразделений федеральной противопожарной службы» появилась организация с целью организационно-методического обеспечения деятельности договорных подразделений федеральной противопожарной службы.

В настоящее время порядок организации деятельности ДП фПС МЧС России регулируется приказом МЧС России от 4 февраля 2009 г № 52 «Об организации работы по реализации постановления Правительства Российской федерации от 24 декабря 2008 г. № 989 «Об утверждении Правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы».

Под договорным подразделением ДП фПС понимается подразделение государственной противопожарной службы, созданное в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе.

ДП фПС в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской федерации, федераль-

ными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской федерации, другими нормативными правовыми актами Российской федерации, приказами МЧС России, а также нормативными правовыми актами других федеральных органов исполнительной власти Российской федерации с учетом специфики охраняемых организаций.

финансовое обеспечение деятельности ДП фПС осуществляется за счет средств федерального бюджета при условии заключения между организациями и Главными управлениями МЧС России по субъектам Российской федерации договоров на выполнение работ и оказание услуг в области противопожарной безопасности, а также выполнения организациями принятых на себя договорных обязательств.

Поступление денежных средств по заключенным договорам осуществляется на лицевые счета администраторов доходов федерального бюджета (Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской федерации). Средства, полученные от выполнения работ и оказания услуг в области противопожарной безопасности ДП фПС по договорам, заключенным с организациями, направляются в доход федерального бюджета в установленном порядке.

Расходы федерального бюджета на содержание штатной численности личного состава ДП фПС включают в себя все виды довольствия, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской федерации, нормативными актами МЧС России для личного состава фПС, других выплат и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской федерации для работников и лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы.

Сумма договора на выполнение работ и оказание услуг в области противопожарной безопасности формируется на основании расходов на денежное довольствие, заработную плату, социальные выплаты, обязательное страхование жизни и здоровья, компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно сотрудников ДП фПС и членов их семей, обеспечение вещевым имуществом (либо денежной компенсацией за вещевое имущество), командировочные расходы, медицинское обеспечение, подготовку (переподготовку) личного состава, содержание органов управления (обеспечения деятельности) ДП фПС, созданных в установленном порядке, и иные материальные затраты, осуществляемые за счет средств федерального бюджета на содержание сотрудников фПС, а также иных расходов, необходимых для обеспечения деятельности ДП фПС.

Основными задачами ДП фПС в пределах своей компетенции являются:

• выполнение обязательств по охране имущества организаций от пожаров на основе заключенных договоров;

• обеспечение поддержания в готовности пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарно-технического вооружения, спасательного оборудования и средств связи;

• непосредственное осуществление профилактической деятельности и тушения пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ на территории охраняемой организации;

• проведение мероприятий в области противопожарной пропаганды на территории охраняемых организаций, размещение информации по противо-

пожарной тематике на информационных стендах и ^ плакатах (листовках), а также в средствах массовой ^ информации; <

• при проведении пожароопасных работ осуществле- ц ние контроля за обеспечением пожарной безопас- о ности; к

• участие в проводимых администрацией организа- ^ ции (по согласованному графику) проверках ра- 5 ботоспособности систем пожарной автоматики, стационарных установок пожаротушения, систем ^ противопожарного водоснабжения и противодым- ^ ной защиты, газового анализа, а также первичных х средств пожаротушения с оформлением соответ- з ствующих актов; ^

• определение совместно с руководством охраняе- < мой организации потребности в противопожарном 1 оборудовании и первичных средствах пожаротушения, а также осуществление контроля за их содержанием и использованием;

• организация профессиональной подготовки личного состава, проведение с личным составом пожарно-тактическихзанятий, строевые смотры, тренировки в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения на свежем воздухе, в непригодной для дыхания среде, на огневой полосе психологической подготовки личного состава;

• участие в работе комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности объекта;

• участие в разработке, согласовании, утверждении или представление на утверждение в установленном порядке приказов, регламентов, инструкций, других нормативных и организационно-распорядительных документов по пожарной безопасности охраняемых организаций;

• осуществление в установленном порядке взаимодействия с территориальными, объектовыми и специальными подразделениями фПС ГПС, подразделениями противопожарной службы субъектов Российской федерации и другими видами пожарной охраны по организации тушения пожаров на объектах охраняемых организаций и за их пределами. Договорные подразделения фПС, как правило,

охраняют наиболее крупные предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики Российской федерации. В настоящее время договорные подразделения охраняют объекты нефтегазового комплекса, металлургические предприятия, объекты энергетики и т. д.

Пожары на таких объектах всегда рассматривались как серьезное чрезвычайное происшествие. Основной причиной данных пожаров является нарушение технологического регламента процесса производства — это не профилактируемая причина пожара. Реагирование личного состава договорных подразделений на данные пожары должно быть своевременное и достаточное, что позволит избежать крупного материального ущерба.

Договорные подразделения пожарной охраны зачастую гораздо лучше оснащены пожарной техникой, пожарно-техническим оборудованием, чем подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет федерального или муниципального бюджетов (благодаря владельцам предприятий).

Также не маловажно отметить, что в соответствии с заключенными договорами помимо вышеуказанных предприятий договорные подразделения реагируют на пожары и чрезвычайные ситуации за пределами охраняемых организаций. Это жилые дома и объ-

^ екты инфраструктуры в населенных пунктах рядом с ^ градообразующими предприятиями.

Противопожарная служба субъектов Российской ¡Е федерации создается органами государственной вла-

0 сти субъектов РФ в соответствии с законодательством к субъектов РФ — «Постановлением правительства РК ^ № 117-П от 15 сентября 2005 г. «О противопожарной 5 службе Республики Карелия».

В Республике Карелия в соответствии с прика-^ зом МЧС России от 29 декабря 2012 г. № 842 «Об ^ установлении численности сотрудников и работников х договорных подразделений федеральной противопо-з жарной службы Государственной противопожарной Е^ службы» установлена численность договорных под-< разделений на 31 декабря 2012 г. — 90 человек, из

1 них 90 работников. Количество частей ДП ФПС — 2. Количество договоров — 2. Сумма договоров — 48,5 млн руб.

За 2012 г. в целом по Республике Карелия было зарегистрировано 1454 пожара. Экономический ущерб от пожаров составил 44 974 000 руб.

На пожарах погибли 82 человека, травмировано 139 человек. Количество спасенных на пожарах составило 671 человек. Количество пожаров с гибелью двух и более человек составило 12. В них погибло 28 человек, пострадало 41 человек.

За 2012 г. договорными подразделениями ФПС по Республике Карелия совершено семь выездов на тушение пожаров на территории объекта, четыре — за пределы объекта. Принято участие в тушении пожара в качестве дополнительных сил — 13, в ликвидации последствий ДТП — 1, в ликвидации других аварий и ЧС — 1. Спасено людей на территории объекта — 1.

По состоянию на 1 января 2013 г. в доход федерального бюджета на услуги, оказываемые договорными подразделениями, в Республику Карелия поступило 43 383 689,51 рубля.

В 2015 г. численность работников договорных подразделений ФПС по Российской Федерации — 29 975, из них сотрудников — 1108 человек, в том числе по Республике Карелия — 95, из них сотрудников — 2.

На сегодняшний день в Республике Карелия действуют два договорных подразделения ФПС:

• федеральное казенное учреждение «Пятая пожарная часть Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Республике Карелия (договорная)» г. Костомукша;

• федеральное казенное учреждение «Восьмая пожарная часть Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Республике Карелия (договорная)» г. Кондопога. Для сравнения еще в 2005 г. договорных подразделений ФПС в Республике Карелия было пять:

• ПЧ-8 по охране ОАО «Кондопога» при ГУ «ЦУС ФПС по РК»;

• ПЧ по охране ОАО «Сегежский ЦБК при ГУ «ЦУС ФПС по РК»;

• ОП по охране филиала «Электросвязь Республики Карелия» ОАО «Северо-Западный Телеком при ГУ «ЦУС ФПС по РК»;

• ПЧ-5 по охране ОАО «Карельский окатыш» при ГУ «ЦУС ФПС по РК»;

• ПЧ-14 по охране музея заповедника «Кижи». Работа по предупреждению и тушению пожаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на таких предприятиях требует квалифицированных знаний и умения. Договорные подразделения федеральной противопожарной службы содержатся за счет защищаемых объектов. Здания, сооружения, помещения, пожарная и другая техника, а также обо-

рудование, снаряжение и имущество, переданные в пользование договорному подразделению ФПС, являются собственностью организации и остаются на ее балансе.

Несмотря на достаточно долгий период работы договорных подразделений и высокий уровень подготовки личного состава пожарной охраны, некоторые руководители организаций считают затратным содержать договорное подразделение ФПС. В непростых условиях современной экономики предприятия, как и раньше, продолжают избавляться от так называемых непрофильных активов, оставляя без внимания угрозы возникновения техногенных катастроф.

По данным территориальных органов МЧС России, на 1 апреля 2009 г. в составе государственной противопожарной службы МЧС России насчитывалось 31 556 единиц личного состава, которыми охранялось 520 организаций. На содержание ДП ФПС было запланировано 12 239,76 млн рублей. По состоянию на 1 мая 2010 г. численность ДП ФПС составляет 26 789 единиц личного состава, которыми охранялось 417 организаций. Расходы на содержание ДП ФПС были запланированы в сумме 10 089,76 млн рублей. Таким образом, только за этот период число охраняемых объектов экономики уменьшилось на 103 организации, т. е. на 20% по сравнению с 2009 г. В результате остались не использованными 2150,00 млн рублей, и с каждым годом эта цифра только увеличивается1.

Имеющиеся статистические данные о минимальном количестве зафиксированных пожарах на объектах, охраняемых ДП ФПС, рассмотренные выше, могут ввести в ложное заблуждение о необходимости содержания таких затратных организаций, но профессионалам они говорят как раз о той колоссальной профилактической работе проводимой ДП ФПС.

Именно в своей форме договорные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные на крупных промышленных предприятиях и производствах, позволяют своевременно выявлять и устранять опасность возникновения пожара, а при необходимости в кратчайшие сроки его ликвидировать.

В соответствии с заключаемыми договорами эти подразделения защищают не только имущество охраняемых опасных объектов и большого числа работников, зачастую круглосуточно, трудящихся на них, но и близлежащие жилые территории, объекты социальной и культурной сферы, в которых нередко другая помощь не доступна.

Организация ДП ФПС дает возможность содержать необходимые силы и средства в виде профессиональных аттестованных сотрудников, имеющих возможность обучаться, проходить профессиональную подготовку и, постоянно находясь на вверенном им объекте, наиболее эффективно справляться с поставленными перед ними задачами.

Поддерживать и своевременно обновлять материально-техническую базу и именно в том количестве и качестве, которое необходимо в каждом конкретном подразделении. Все эти затраты покрываются собственником, что, конечно, снижает нагрузку с бюджетов всех уровней и стимулирует государство к такому сотрудничеству.

Эти подразделения, находясь в прямом и оперативном подчинении у Главных управлений и других

1 Доклад главного бухгалтера ГУ «Управление договорных подразделений ФПС» Т. А. Фроловской на учебном сборе финансовых работников МЧС России 11 мая 2010 г. в г. Казань.

организаций МЧС России, постоянно курируются, проверяются и контролируются во всех вопросах своей деятельности, что ставит их в один ряд организаций МЧС и системы безопасности страны в целом.

Партнерство государства и бизнеса является положительным явлением в развитии экономики страны. Каждая сторона в процессе достижения единой цели извлекает для себя выгоду. Объединение материальных и нематериальных ресурсов государства и частного бизнеса предоставляет возможность достичь наилучших результатов. Частно-государственное партнерство — это конструктивное взаимодействие государства и предпринимательского сектора по решению общественно значимых задач. Данная модель необходима для развития бизнеса, экономики и обеспечения конкурентоспособности страны.

Литература

1. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия / Науч. ред. и рук. авт. колл. А. Н. Шохин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 349 с.

2. Спиридонов А. А. Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования // Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия. М.: РАГС, 2010: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// lobbying.ru/content/sections/articleid_6397_linkid_.html.

3. Федорова Е. А. и др. формирование эффективного механизма государственно-частного партнерства в Российской федерации / Е. А. Федорова, С. Е. Довженко, В. А. Турина // Финансы и кредит. 2013. № 16. С. 13-23.

4. Матаев Т. М. Определение и классификация форм госу- m дарственно-частного партнерства // Российское пред- н-принимательство. 2014. № 7 (253). С. 51-58. <

5. Куклина Е. А., Гайдук Л. Е. Контракты в системе госу- ^ дарственно-частного партнерства в Российской Феде- i= рации: современная ситуация и перспективы разви- < тия // Управленческое консультирование. 2012. № 3. ос С. 167-175. I

References ш

1. Shokhin A. N., ed. Biznes i vlast' v Rossii: teoriya i praktika о vzaimodeystviya [Business and government in Russia: Theory x and practice of interaction]. Moscow, HSE Publ., 2011. з 349 p. ^E

2. Spiridonov A. A. Public private partnership: Concept and > prospects for improving the legal regulation. Business and ^ power in modern Russia: Theory and practice of interaction. Moscow, RAGS. 2010. Available at: http://lobbying.ru/content/ sections/articleid_6397_linkid_.html. (in Russ.).

3. Fedorova E. A., Dovzhenko S. E., Gurina V. A. Formirovanie effektivnogo mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo part-nerstva v Rossiyskoy Federatsii [Formation of the effective mechanism of state-private partnership in the Russian Federation]. Finansy i kredit, 2013, no. 16 (544), pp. 13-23.

4. Mataev T. M. Opredelenie i klassifikatsiya form gosudarst-venno-chastnogo partnerstva [Defnition and classifcation of the forms of public-private partnerships]. Rossiyskoe pred-prinimatel'stvo, 2014, no. 7 (253), pp. 51-58.

5. Kuklina E. A. Gayduk L.E. Kontrakty v sisteme gosudarstven-no-chastnogo partnerstva v Rossiyskoy Federatsii: sovremen-naya situatsiya i perspektivy [Contracts in the system of public-private partnerships in the Russian Federation: Current situation and prospects of development]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2012, no. 3 (47), pp. 167-175.

Издания СПбУУиЭ

Княжицкая О. И. Научно-исследовательская работа — ключевой ресурс интеллектуального капитала: монография. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 164 с.; илл. Читателю предлагается анализ особенностей и методов научного исследования, проблем регламентации и унификации научных исследований, вопросов формирования инновационной культуры и научной этики в процессе создания интеллектуального капитала, рекомендации по оформлению научных работ. Книга является путеводителем по этапам научной работы и предназначена для магистрантов, студентов, тех, кто делает первые шаги в исследовательской деятельности, а также состоявшихся специалистов, заинтересованных в повышении культуры научной работы.

Торгунакова Е. В. Механизм управления корпора-тив ной культурой предпринимательских структур:

учебное пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 176 е.; илл.

В учебном пособии раскрыта сущность корпоративной культуры как ресурса предпринимательских структур, представляющего собой систему базовых представлений и ценностей, разделяемых большинством членов данной организации, на основе которого создается особая технология управления организацией. Выявлена роль корпоративной культуры в повышении конкурентоспособности предпринимательских структур, предложены метод рейтинговой оценки предприятий по уровню ее развития и система показателей развития корпоративной культуры, включающая финансовые и нефинансовые показатели; разработаны методические рекомендации по управлению корпоративной культурой предпринимательских структур.

Издание ориентировано на преподавателей, студентов и аспирантов вузов, собственников и руководителей предприятий, менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.