Научная статья на тему 'Коммерческая деятельность бюджетных учреждений как форма частно-государственного партнерства в системе МЧС России'

Коммерческая деятельность бюджетных учреждений как форма частно-государственного партнерства в системе МЧС России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS (PPPS) / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ / GOVERNMENT REGULATION OF PROJECTS / ГРАНИЦЫ ПОЛНОМОЧИЙ / LINES OF AUTHORITY / ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛУГ / ORGANIZATION OF SERVICES / ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА / PRACTICE OF USING PPPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкин Анатолий Иванович, Свирид Константин Андреевич

В настоящее время государственно-частное партнерство (ГЧП) является механизмом взаимодействия, хорошо зарекомендовавшим себя в развитых странах и необходимым для применения в Российской Федерации. Очевидно, что взаимодействие государства и бизнеса является важной основой развития современной рыночной экономики, причем именно от готовности государства взаимодействовать с бизнесом в сложных посткризисных условиях зависит успешная реализация потенциала государственно-частного партнерства. В этой связи в статье на примере федерального государственного бюджетного учреждения ≪Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы ≪Испытательная пожарная лаборатория≫ по Республике Карелия представлена практика частно-государственного партнерства в России и раскрыты возможности использования ЧГП в сфере национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Institutions'' Commercial Activities: A Type of Public-Private Partnership (Established in Developed Countries and in Russia)

The article covered the commercial activities of public institutions, calling them a type of public-private partnership (PPP) that is well-established in developed countries and in the Russian Federation (RF). The critique notes at this stage that the interaction of states' governments with the business sector functions as a basis for the development of a modern market economy. The logical outcome of this interaction, the document posits, particularly in the post-crisis stage, would be the tendency of individual states to work alongside their business sectors via PPPs. Subsequently, the paper provides two key examples of PPPs in the RF: The Federal State Institution (forensic expert institute) of Federal Fire Service; and the Republic of Karelia Fire Testing Laboratory. The blueprint in closing has even stated that PPPs could be adopted for more exacting goals such as Russian national security.

Текст научной работы на тему «Коммерческая деятельность бюджетных учреждений как форма частно-государственного партнерства в системе МЧС России»

J

<

о

Коммерческая деятельность бюджетных учреждений как форма частно-государственного партнерства в системе МЧС России

Public Institutions' Commercial Activities: A Type of Public-Private Partnership (Established in Developed Countries and in Russia)

УДК 338.242

Свирид Константин Андреевич

аспирант Института экономики Карельского научного центра РАН (Петрозаводск) 185910, Россия, Республика Карелия, г Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33

Svirid Konstantin Andreevich

Institute of Economics at Karelian Research Centre Of The Russian Academy of Science Lenina Ave 33, Petrozavodsk, Republic of Karelia, 185910

Шишкин Анатолий Иванович

профессор Института экономики Карельского научного центра РАН (Петрозаводск), доктор технических наук 185910, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33

Shishkin Anatoliy Ivanovich

Institute of Economics at Karelian Research Centre Of The Russian Academy of Science Lenina Ave 33, Petrozavodsk, Republic of Karelia, 185910

В настоящее время государственно-частное партнерство (ГЧП) является механизмом взаимодействия, хорошо зарекомендовавшим себя в развитых странах и необходимым для применения в Российской Федерации. Очевидно, что взаимодействие государства и бизнеса является важной основой развития современной рыночной экономики, причем именно от готовности государства взаимодействовать с бизнесом в сложных посткризисных условиях зависит успешная реализация потенциала государственно-частного партнерства.

В этой связи в статье на примере федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Республике Карелия представлена практика частно-государственного партнерства в России и раскрыты возможности использования ЧГП в сфере национальной безопасности.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государственное регулирование проектов, границы полномочий, организация услуг, практика использования частно-государственного партнерства

The article covered the commercial activities of public institutions, calling them a type of public-private partnership (PPP) that is well-established in developed countries and in the Russian Federation (RF). The critique notes at this stage that the interaction of states' governments with the business sector functions as a basis for the development of a modern market economy. The logical outcome of this interaction, the document posits, particularly in the post-crisis stage, would be the tendency of individual states to work alongside their business sectors via PPPs. Subsequently, the paper provides two key examples of PPPs in the RF: The Federal State Institution (forensic expert institute) of Federal Fire Service; and the Republic of Karelia Fire Testing Laboratory. The blueprint in closing has even stated that PPPs could be adopted for more exacting goals such as Russian national security.

Keywords: public-private partnerships (PPPs), lines of authority, government regulation of projects, organization of services, practice of using PPPs

В настоящее время частно-государственное партнерство является механизмом взаимодействия, хорошо зарекомендовавшим себя в развитых странах

и в Российской Федерации. Очевидно, что взаимодействие государства и бизнеса является важной основой развития современной рыночной экономики, причем именно от готовности государства взаимодействовать с бизнесом в сложных посткризисных условиях зависит успешная реализация потенциала частно-государственного партнерства.

Международный и отечественный опыт свидетельствует, что одним из основных механизмов расширения ресурсной базы и мобилизации неиспользованных резервов для экономического развития, повышения эффективности управления государственной и муниципальной (общественной) собственностью является государственно-частное партнерство. Такое партнерство представляет собой относительно новое явление в России, отражающее процессы расширения и усложнения форм взаимодействия государства и бизнеса [1].

На современном этапе глобализации мировой экономики усиливается тенденция активизации финансовых отношений государственных органов и бизнеса в направлении открытия для частного капитала сферы государственной собственности. Такого рода партнерство позволяет привлечь в общественный сектор дополнительные ресурсы, объединить потенциал государственного управления и частные принципы хозяйствования, инвестиции, менеджмент и инновации [2, с. 5].

Сам термин «частно-государственное партнерство» является дословным переводом английского термина public-private partnership (PPP) и давно применяется в зарубежных государствах: Франции, Великобритании, США, Канаде, Австрии, Бельгии, Дании, Австралии, Израиле, Ирландии, Финляндии, Испании, Португалии, Греции, Южной Корее, Сингапуре и Чехии.

Частно-государственное партнерство означает конструктивное взаимодействие государства и частного сектора, целью которого является решение общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях, реализуемых в различных формах, обеспечивая конкурентоспособность страны и соблюдение интересов бизнеса.

Таблица 1 ^

Сравнение показателей сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности ^

Наименование показателя Общий объем внебюджетных средств на 2013 г. Общий объем внебюджетных средств на 2012 г.

Доходы от оказания услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности, в том числе 1 200 000,00 2 400 000,00

услуга 1 (работа 1). Экспертные исследования 200 000,00 400 000,00

услуга 2 (работа 2). Проведение испытаний 1 000 000,00 2 000 000,00

Расходы всего, в том числе: 1 376 885,16 1 978 027,16

заработная плата 0,00 1 260 000,00

прочие выплаты 140 000,00 40 000,00

услуги связи 20 000,00 20 000,00

транспортные услуги 20 000,00 20 000,00

работы, услуги по содержанию имущества 350 000,00 20 000,00

прочие работы, услуги 20 000,00 60 000,00

прочие расходы 300 000,00 100 000,00

Увеличение стоимости основных средств 226 885,16 200 000,00

Увеличение стоимости материальных запасов 300 000,00 258 027,16

Уплата налога на прибыль 240 000,00 480 000,00

Источник: Данные по деятельности ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия на 2012 и 2013 г.

Для государства частно-государственное партнерство — это способ привлечения частного капитала к финансированию и управлению той собственностью, которую государство оставляет за собой.

Для бизнеса — это способ получения надежной прибыли на объектах государственной собственности или при оказании услуг, которые закреплены за государством.

При разумной организации дела и соответствующем правовом оформлении частно-государственное партнерство выгодно и для государства, и для бизнеса, и для граждан, т. е. для всего общества [3].

В числе базовых принципов ЧГП можно выделить следующие:

1. сторонами партнерства являются государство и частный бизнес;

2. взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

3. сравнительно длительные сроки действия: от 10-15 до 20 лет и более;

4. взаимодействие сторон имеет равноправный характер, ответственность участников друг перед другом и перед законом;

5. частно-государственное партнерство имеет четко выраженную публичную, общественную направленность;

6. в процессе реализации проектов на основе частно-государственного партнерства консолидируются ресурсы сторон.

7. обмен части полномочий государственного управления теми или иными объектами на инвестиции и другие формы помощи от частных компаний;

8. финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее оговоренных пропорциях.

В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» приказом министра МЧС России № 488 от 1 октября 2010 г. был утвержден перечень федеральных казенных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении МЧС России.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Республике Карелия (ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия) данным перечнем было определено как федеральное государственное бюджетное учреждение и в соответствии с этим 11 октября 2011 г. было перерегистрировано в ИФНС.

В соответствии с п. 3 ст. 9.2 83-ФЗ от 30 декабря 2011 г. руководителем РЦ МЧС России утверждено государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) для ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия и подписано Соглашение о предоставлении субсидии на 2012 г.

С 1 января 2012 г. в Управлении федерального казначейства Республики открыты лицевой счет для учета средств поступающих субсидий и средств, полученных от предпринимательской деятельности (учет расходования данных средств ведется без учета источника поступления), и лицевой счет для целевых субсидий (например, на конкретной нужды — ремонт здания).

В соответствии утвержденным государственным заданием на оказание государственных услуг (выполнение работ), подписанным Соглашением о предоставлении субсидии и в порядке, утвержденном Приказом министра МЧС России № 491 от 1 октября 2010 г., ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия был разработан и утвержден План финансово-хозяйственной деятельности.

Он представляет собой документ, который отражает плановые показатели нормативных затрат учреждения на выполнение государственного задания в разрезе довольствующих департаментов и кодов бюджетной классификации с учетом показателей утвержденного государственного задания и размера субсидии на его выполнение.

Неотъемлемой частью Плана финансово-хозяйственной деятельности является смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утверждаемая на год (табл. 1).

Фактическое выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности на 2012 г. по поступлению средств от предпринимательской деятельности соста-

Таблица 2

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия

(2007-2012 гг.)

Показатель по Республике Карелия 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Численность личного состава, чел. 9 9 14 14 14 14

Получено бюджетных средств, тыс. руб. 4669,49 4407,56 6706,70 7780,60 7488,82 7870,93

Израсходовано бюджетных средств на нужды учреждения, тыс. руб. 4669,49 4407,56 6706,70 7780,60 7488,82 7870,93

Получено средств от оказания платных услуг, тыс. руб. 241,59 358,98 464,38 612,21 1076,62 2178,49

Израсходовано внебюджетных средств на нужды учреждения, тыс. руб. 171,67 216,26 474,22 456,01 843,26 1447,07

Общий объем средств, полученных в распоряжение, тыс. руб. 4911,08 4766,54 7171,08 8392,81 8565,44 10 049,42

Общий объем средств, использованных учреждением, тыс. руб. 4841,16 4623,82 7180,92 8236,61 8332,08 9318,00

Израсходовано бюджетных средств единицей личного состава, тыс. руб. 518,83 489,73 479,05 555,76 534,92 562,21

Получено средств от оказания платных услуг единицей личного состава, тыс. руб. 26,84 39,89 33,17 43,73 76,90 120,00

Осуществлено выездов на места пожаров 164 152 101 148 148 148

Исследовано пожаров, всего 164 152 101 148 148 148

Подготовлено технических заключений 190 161 157 163 193 141

Исследовано предметов, веществ и материалов (объектов), изъятых с мест пожаров 192 295 146 107 179 183

Проведено экспертиз, всего 36 34 33 69 69 64

Среднее число выездов на пожары одной единицей личного состава 18,22 16,89 7,21 10,57 10,57 10,57

Отношение выделенных бюджетных средств к количеству произведенных экспертиз 129,71 129,63 203,23 112,76 108,53 122,98

2500 2000 1500 1000 500 0

2178,49

241,59 612,21

358,98 464,38

854,64

2007 2008 2009 2010 2011 2012

— получено средств от оказания платных услуг, тыс. руб.

9 мес. 2013 Годы

Рис. 1. Динамика объемов платных услуг за период с 2007-го по 2013 г.

вило 2 178 490,77 руб. (91% выполнения плана), а за 9 месяцев 2013 г. было получено от услуг в области противопожарной безопасности на договорной основе 854 635,73 руб. (95% выполнения плана).

Общая динамика поступлений средств от предпринимательской деятельности за всю историю существования по Республике Карелия представлена на рис. 1.

По всем показателям государственного задания оказание государственных услуг (выполнение работ) снизило в 2 раза запланированные объемы работ по услугам в области противопожарной безопасности (табл. 2). Это связано с двумя основными причинами.

1. Увеличение государственного задания по проведению испытаний на противопожарную безопасность в 4 раза: с 25 испытаний в 2012 г. до 100 испытаний в 2013-м. По проведению экспертных исследований государственное задание увеличилось с 682 работ в 2012 г. до 768 работ в 2013 г., что привело к перераспределению трудозатрат подразделения в сторону выполнения государственного задания, ущербу предпринимательской деятельности.

2. В соответствии с приказом министра МЧС № 195 от 21 марта 2013 г. «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников феде-

Рис. 2. Динамика отношения средств субсидий израсходованных к средствам, полученным единицей личного состава

12 000

10 000

8000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6000

4000

у = 987,564л; + 3632,3 Л2 = 0,8997

у = 1094,6л; + 3478,4^ Л2 = 0,932

у = 752,14л; + 3854,9 Л2 = 0,807

у = 342,44л: - 376,48 Л2 = 0,7808

2000

у = 113,54л;2 - 452,37л; + 683,26 Л2 = 0,964

у = 235,42л; - 222,56 Л2 = 0,8479

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Год

---— получено бюджетных средств, тыс. руб.

---— израсходовано бюджетных средств на нужды учреждения, тыс. руб.

------ — получено средств от оказания платных услуг, тыс. руб.

— израсходовано внебюджетных средств на нужды учреждения, тыс. руб.

— общий объем средств, полученных в распоряжение, тыс. руб.

— общий объем средств, использованных учреждением, тыс. руб.

Рис. 3. Динамика развития основных показателей деятельности анализируемой организации

Рис. 4. Динамика роста численности личного состава в анализируемом периоде

ральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» отсутствует возможность у руководства испытательной противопожарной лаборатории материально стимулировать личный состав на выполнение договорной предпринимательской деятельности, что отразилось на объемах выполнения данных работ в 2013 г. Показатели, взятые для анализа в этом графике (израсходовано бюджетных средств единицей личного состава (тыс. рублей); получено средств от оказания платных услуг единицей личного состава (тыс. рублей)), на наш взгляд, довольно четко отражают общую рентабельность анализируемого бюджетного учреждения, так как отражают темп роста полученной выручки в зависимости от вложенных в него государственных средств. Данный график наглядно иллюстрирует общий рост производительности, а именно эффективности работы организации.

Как следствие всего выше сказанного рис. 3 объективно показывает картину роста всех без исключения исследуемых экономических показателей работы ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия в анализируемом периоде. А главное тенденцию прогноза на их дальнейший рост.

Из рис. 4 видно, что в 2009 г. произошло увеличение штатной численности на пять человек. Это единицы должностей водителей, предназначенные для обеспечения работы вышестоящей организации (Управления надзорной деятельности), и в выполнении государственного задания, а также оказании услуг участия не принимают. Стоит отметить, что данное увеличение незначительно повлияло только на сумму выделенной, в последующие годы, субсидии на оплату труда.

Заключение

1. Партнерство государства и бизнеса является положительным явлением в развитии экономики страны. Каждая сторона в процессе достижения единой цели извлекает для себя выгоду. Объединение материальных и нематериальных ресурсов государства и частного бизнеса предоставляет возможность достичь наилучших результатов.

2. Частно-государственное партнерство — это конструктивное взаимодействие государства и предпринимательского сектора в решении общественно значимых задач. Данная модель необходима для развития бизнеса, экономики и обеспечения конкурентоспособности страны.

3. Модель ГЧП строится на определенных принципах и имеет ряд существенных преимуществ: развитие индустриальной инфраструктуры, активизация инновационных процессов, развитие конкурентной среды, рост инвестиционной привлекательности отдельных объектов, возрастание роли конструктивного диалога между государством и бизнесом [4].

Литература

1. Алпатов А. А. и др. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А. А. Алпатов, А. В. Пушкин, Р. М. Джапаридзе. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 200 с.

2. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука РАН, 2005.

3. Белицкая А. В. Правовые формы государственно-частного партнерства в России и зарубежных странах // Предпринимательское право. 2009. № 2. С. 6-11.

4. Шишкин А. И. Идеология преобразований в Карелии как субъекте Российской Федерации / РАН. Северо-Западная секция содействия развитию экономической науки // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2000. № 1 (3). С. 78-82.

References

1. Alpatov A. A., Pushkin A. V., Dzhaparidze R. M. Gosudarstven-no-chastnoe partnerstvo: Mekhanizmy realizatsii [Public-private partnership: Mechanisms of implementation]. Moscow, Al'pina Publ., 2010. 200 p.

2. Varnavskiy V. G. Partnerstvo gosudarstva i chastnogo sektora: formy, proekty, riski [Partnership of the state and the private sector: Forms, projects, risks]. Moscow, Nauka Publ., 2005, p. 5.

3. Belitskaya A. V. Pravovye formy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii i zarubezhnykh stranakh [Legal forms of public-private partnerships in Russia and abroad]. Pred-prinimatel'skoe pravo, 2009, no. 2, pp. 6-11.

4. Shishkin A. I. Ideologiya preobrazovaniy v Karelii kak sub"ekte Rossiyskoy Federatsii [Ideology of transformations in Karelia as a subject of the Russian Federation]. Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitiya, 2000, no. 1 (3), pp. 78-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.