Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дети с РАС / обучение / информационные технологии / иностранные языки / урок / педагог / взаимодействие / ограничения / ОВЗ / ASD children / education / information technology / foreign languages / lesson / teacher / interaction / restrictions / HIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдаржи Н. С., Постникова С. Н.

В статье рассматриваются вопросы обучения детей с расстройствами аутистического спектра иностранным языкам при помощи современных технологий. Рассматриваются рабочие техники и методы обучения иностранному языку, а также применение цифровых технологий, применяемых для обучения и успешной социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Родители стремятся дать всестороннее и полноценное образование детям с ограниченными возможностями здоровья. Языковое образование также является необходимым для таких детей. Процесс изучения иностранного языка направлен на привитие интереса к чужому языку и культуре, познание родного языка, привитие готовности к коммуникативной деятельности и диалогу с иноязычными людьми, а также способствует воспитанию уважения и толерантности к чужому языку и чужой культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайдаржи Н. С., Постникова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES FOR TEACHING ENGLISH TO PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

The article discusses the issues of teaching children with autism spectrum disorders foreign languages using modern technologies. The working techniques and methods of teaching a foreign language are considered, as well as the use of digital technologies used for teaching and successful socialization of children with autism spectrum disorders. Parents strive to provide comprehensive and full-fledged education to children with disabilities. Language education is also essential for such children. The process of learning a foreign language is aimed at instilling interest in a foreign language and culture, cognition of the native language, instilling readiness for communicative activity and dialogue with foreign-speaking people, and also promotes respect and tolerance for a foreign language and culture.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 376 Гайдаржи Н.С., Постникова С.Н.

Гайдаржи Н.С.

преподаватель иностранного языка, Яковлевский педагогический колледж (г. Строитель, Россия)

Постникова С.Н.

преподаватель иностранного языка, Яковлевский педагогический колледж (г. Строитель, Россия)

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы обучения детей с расстройствами аутистического спектра иностранным языкам при помощи современных технологий. Рассматриваются рабочие техники и методы обучения иностранному языку, а также применение цифровых технологий, применяемых для обучения и успешной социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Родители стремятся дать всестороннее и полноценное образование детям с ограниченными возможностями здоровья. Языковое образование также является необходимым для таких детей. Процесс изучения иностранного языка направлен на привитие интереса к чужому языку и культуре, познание родного языка, привитие готовности к коммуникативной деятельности и диалогу с иноязычными людьми, а также способствует воспитанию уважения и толерантности к чужому языку и чужой культуре.

Ключевые слова: дети с РАС, обучение, информационные технологии, иностранные языки, урок, педагог, взаимодействие, ограничения, ОВЗ.

В современном обществе уделяется очень большое внимание изучению иностранного языка. Изучение иностранного языка даёт возможность глубже

понять и познать чужую культуру и осмыслить свою культуру, приобщить учащихся к использованию языковых средств для общения с иноязычными людьми, а также воспитание толерантности к чужому языку и чужой культуре. Все эти задачи позволяет решить современная школа. Согласно стандартам ФГОС изучение иностранного языка начинается со второго класса начальной школы. Также согласно стандартам ФГОС, в современной школе обучаются также дети с ограниченными возможностями здоровья. Вовлечение детей с ОВЗ в процесс обучения, позволяет им получить разностороннее развитие, найти своё место и призвание в социуме, что позволит таким детям в будущем легче взаимодействовать с внешним миром. Педагоги, которые обучают таких детей, постоянно находятся в поиске таких методов, приёмов и техник, которые бы решали образовательные и воспитательные задачи в полной мере. Требования к специальным условиям получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью, в полной мере, отражены в «Федеральном государственном стандарте начального школьного образования». Для детей с расстройствами аутистического спектра эти требования закреплены в проекте «Специального Федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с расстройствами аутистического спектра». Согласно содержанию данного проекта, результатом реализации требований должно быть создание среды физически и эмоционально комфортной для ребёнка с ОВЗ и доступной и открытой для его родителей или законных представителей, создание условий, гарантирующих физическое и психологическое здоровье. К большому сожалению, детей с ограниченными возможностями здоровья, становится всё больше и они должны иметь равные условия для обучения и воспитания с детьми нормы. Нет никакой необходимости изолировать детей с « особенностями здоровья». Дети с расстройствами аутистического спектра могут стать полноценными членами современного общества при правильно организованном процессе обучения и воспитания.

Аутизм- это качественное нарушение психики, которое выражается в нарушении социального взаимодействия, отсутствием эмоциональной

взаимности. Качественное нарушение коммуникации, стереотипное использование речи, отставание или полное отсутствие речи. Стереотипные и повторяющиеся формы поведения. Такие дети часто не понимают того, что видят и слышат. Что мешает им понимать социальное поведение других детей.

Дети с аутизмом обладают низкой произвольной психической активностью, и это создаёт некоторые трудности при проведении коррекционных мероприятий и занятий.

При использовании поэтапного обучения, глубокой дифференциации и индивидуализации обучения с включением в процесс родителей и вспомогательного педагога, можно добиться хороших результатов.

Самым главным для педагога, который занимается с ребёнком с расстройствами аутистического спектра - это умение педагога установить контакт с ребёнком.

Практика показала, что хорошие результаты в обучении иностранному языку дают определённые методы и приёмы.

Самым важным методом является метод наглядности. На первоначальном этапе успешно использовались карточки с картинками, следующим этапом являлось использование карточек с картинками, но уже с подписанными картинками, что позволяет запоминать визуально предмет и слово, которое обозначает этот предмет. Данный метод (метод Гленна Домана) позволил освоить азы чтения.

Хороший результат дало использование карточек пиктограмм, использование которых успешно применялось при изучении некоторых глаголов английского языка. Различные техники позволяют разнообразить работу с данными карточками.

Известно, что дети с расстройством аутистического спектра обладают чаще всего механической памятью, а также некоторые стереотипные навыки такие как покачивание, постукивание ногами и др, можно интегрировать в процесс обучения в игровой форме. Очень хорошую результативность дало включение в процесс обучения детских песенок, рифмовок и стишков. Ребенок

может выполнять действия, озвучиваемые в песенке или рифмовке. На начальном этапе это делается вместе с педагогом, на следующем этапе педагог может попросить ребенка воспроизвести действия самостоятельно.

Как было сказано выше, основной целью обучения и воспитания является адаптация детей с РАС к социальной языковой среде. Адаптируя задания для детей, мы одновременно адаптируем их к языковой среде. Выполняя посильные задания, они чувствуют себя более успешными. Успешно применялись ролевые задания, адаптированные для детей (с применением карточек и предметов, которые ребенок может взять в руки). Такой подход обеспечивает эмоциональную вовлеченность, способствует развитию познавательных процессов, что позволит ребёнку достичь коммуникативной компетентности.

В целях предотвращения физической, умственной и эмоциональной усталости, урок должен быть разделен на отрезки и включать смены деятельности. Каждый этап можно схематично обозначить на карточках, которые можно выбрать в зависимости от тематики урока. Глядя на карточки, на которых отображены этапы занятия, ребенок знает, какой этап занятия следует за каким, что способствует эмоциональной устойчивости (ввиду стереотипного мышления детей с расстройствами аутистического спектра)

Общаясь с ребенком с РАС необходимо говорить просто и ясно, не используя в своей речи сложных предложений и речевых оборотов. На первых этапах необходимо создавать ситуацию успеха для того, чтобы добиться успеха в дальнейшем обучении. Важно помнить, что все результаты деятельности детей с РАС необходимо оценивать. В свою очередь, важно не перехвалить деятельность ребёнка, но и недооценивать тоже нельзя.

Итак, использование новых технологий, глубокая дифференциация и индивидуализация заданий, делает процесс изучения иностранного языка ярче и интересней. Включение в процесс обучения и воспитания родителей, вспомогательных педагогов, педагогов - дефектологов, помогает ребенку

настроиться на урок, получить всестороннее образование и освоить необходимые социально- коммуникативные компетенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. // Владос. 2003. С. 16-18;

2. О.Ю.Амурская Применение компьютерных технологий в обучении детей с расстройством аутистического спектра: учеб.-метод. пособие / авт. сост. Казань: Казан. ун-т, 2017.- 32 с;

3. Иванова М.Е. Мы играем в английский!: методика преподавания : из опыта работы репетитора английского языка с дошкольниками и младшими школьниками / Иванова М. Е. - Москва : Перо, 2011. - 141 с;

4. Parents [Электронный ресурс]. -URL:http://www.parents.com/kids/development/intellectual/best-apps-forkids-with-autism/, свободный;

5. Making English fun [электронный ресурс] https://makingenglishfun.com/2021/09/24/how-to-teach-english-to-autistic-children;

6. Mr. Greg's English Cloud [электронный ресурс] https://www.mrgregenglish.com/teaching-english-to-autistic-children;

7. SubtitleBee [электронный ресурс] https://subtitlebee.com/blog/8-strategies-and-methods-for-teaching-autistic-children-best-practices/

Gaidarzhi N.S., Postnikova S.N.

Gaidarzhi N.S.

Yakovlevsky Pedagogical College (Stroitel, Russia)

Postnikova S.N.

Yakovlevsky Pedagogical College (Stroitel, Russia)

METHODS AND TECHNIQUES FOR TEACHING ENGLISH TO PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Abstract: the article discusses the issues of teaching children with autism spectrum disorders foreign languages using modern technologies. The working techniques and methods of teaching a foreign language are considered, as well as the use of digital technologies used for teaching and successful socialization of children with autism spectrum disorders. Parents strive to provide comprehensive andfull-fledged education to children with disabilities. Language education is also essential for such children. The process of learning a foreign language is aimed at instilling interest in a foreign language and culture, cognition of the native language, instilling readiness for communicative activity and dialogue with foreign-speaking people, and also promotes respect and tolerance for a foreign language and culture.

Keywords: ASD children, education, information technology, foreign languages, lesson, teacher, interaction, restrictions, HIA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.