РОЛЬ ТЬЮТЕРА В СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
THE ROLE OF A TUTOR IN ACCOMPANYING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES
Городбина Любовь Васильевна
студент
кафедра специальной педагогики и психологии Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Gorodbina Lyubov Vasilyevna
student
department of special pedagogy and psychology Volgograd State social and pedagogical university
Volgograd, Russia
Нагайцева Ирина Федоровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Nagaytseva Irina Fedorovna Ph. D., associate professor department of physical culture Volgograd State social and pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. Данная статья направлена на изучение теоретических основ деятельности тьютора с аутичными детьми на уроках физической культуры. В материа-ле раскрываются коррекционные цели, задачи и педагогические технологии, направленные на развитие физических способностей у детей с РАС. Ключевым моментом статьи является определение важности места тьютора в педагогическом составе, а также его необходимость в работе с детьми, имеющими трудности в социализации в рамках образовательного учреждения. Рассматривается вариант организации работы тьютора в школе как главного специалиста в выявлении и развитии познавательных интересов детей с расстройством аутистического спектра. Идея статьи об использовании комплексного подхода заслуживает особого внимания, поскольку для развития двигательной сферы у детей с расстройством аутистического спектра важен осознанный характер непрерывного обучения. В ходе написания статьи использовались теоретические методы исследования.
Abctract. This article is aimed at studying the theoretical foundations of the activity of a tutor with autistic children in physical education classes. The material reveals the correctional goals, objectives and pedagogical technologies aimed at the development of physical abilities in children with ASD. The key point of the article is to determine the importance of the tutor's place
in the teaching staff, as well as his need to work with children who have difficulties in socialization within an educational institution. The article considers the option of organizing the work of a tutor at school as the main specialist in identifying and developing the cognitive interests of children with autism spectrum disorder. The idea of the article about the use of an integrated approach deserves special attention, since for the development of the motor sphere in children with autism spectrum disorder, the conscious nature of continuous learning is important. In the course of writing the article, theoretical research methods were used.
Ключевые слова: тьютор, РАС (расстройство аутистического спектра), дети с ОВЗ, социализация, физическая культура.
Keywords: tutor, ASD (autism spectrum disorder), children with disabilities, socialization, physical education.
Актуальность исследования обоснована тем, что современное образование создает специальные условия, которые направлены на решение комплекса задач для эффективной адаптации детей с расстройством аутистического спектра на уроках физической культуры. Проблема аутизма становится все более заметной в нашей стране, ведь количество детей, страдающих этим заболеванием, с каждым годом увеличивается [1, 3].
Аутизм называют эпидемией XXI века. Следует отметить, что расстройство до сих пор плохо изучено, а диагностика во многих странах не развита. В России про аутизм широко заговорили совсем недавно — раньше о нем просто не знали [1].
Опыт последних лет свидетельствует о том, что включая детей с расстройством аутистического спектра в образовательную среду, необходимо позаботиться о наличии тьютора, который способен не только понять столь необычного ребенка, но и научиться с ним правильно взаимодействовать, а также помогать учителям в общении с ним. Главная задача специалиста - помощь в адаптации ребенка в образовательную среду, а также содействие его социализации.
Тьюторское сопровождение ребенка с РАС - взаимодействие, в ходе которого подопечный выполняет действие, а тьютор создает условия для реализации и осмысления этого действия. Основные итоги сопровождения - не только знания и способы работы, но и осознание самим обучающимся смысла и значения резуль-татов взаимного общения [2].
Любое взаимодействие есть результат коммуникации в различных ее проявлениях. У обучающегося с расстройствами аутистического спектра нарушена не только когнитивная сфера, но и социальные навыки, что вызывает трудности именно в организации самого процесса взаимодействия.
Для успешной организации тьюторского сопровождения данной категории детей в рамках развития физического воспитания необходимы специальные формы, методы и средства, которые на данный момент реализуются не в полной мере. На сегодняшний день тьюторство в России развито слабо, что проявляется в дефиците дипломированных специалистов. На замену дипломированным тьюторам часто берут, например, подготовленных социальных педагогов, воспитателей, и даже родителей детей с ОВЗ; а также волонтеров - студентов или учеников старших классов.
В Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
тьюторское сопровождение раскрывается как образовательная технология, в ходе которой основной формой взаимодействия являются: индивидуальное и групповое сопровождение, а также консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов [2, 5].
Важность комплексного подхода при нахождении данной категории детей на уроках физической культуры становится необходимой. У обучающихся возникают различные трудности в освоении школьной программы по физическому развитию. Это связано с тем, что для развития двигательной сферы у детей с расстройством аутистического спектра важен осознанный характер непрерывного обучения, так как таким детям трудно регулировать свои действия в соответствии с командой учителя. В связи с этим основными целями обучения детей с РАС на уроке физической культуры являются [1, 4]:
- развитие имитационных способностей;
- мотивация на выполнение учебных задач;
- формирование навыков и умений ориентации в пространстве;
- воспитание коммуникативных способностей и умение взаимодействовать в коллективе.
В ходе реализации учебных задач важно использовать как можно больше педагогических технологий [4, 6]:
• эмоциональное вовлечение в учебный процесс:
Для лучшего освоения детьми двигательных умений и навыков рекомендовано использовать различные виды наглядного материала. В качестве наглядностей могут выступать карточки, презентация, музыка, проектор и тому подобное. Проектор станет незаменимой вещью, так как он позволяет контролировать двигательный процесс - дети выполняют то или иное действие глядя на экран.
• формирование понимания пространственной ориентации:
Для этого цветными лентами зал можно разделить на несколько частей. Каждая отделенная лентами зона будет нести определенную цель (например, зона отдыха или зона активных/спокойных игр).
• регулярное чередование видов деятельности:
В целях избегания переутомления детей рекомендуется чередовать напряжение и расслабление
• развитие моторики:
Использование мячей различных размеров и цветов, где дети разделяют их в разные контейнеры по одинаковым характеристикам. Для развития крупной моторики отлично подходят большие мячи, которые направлены на развитие способности чувствовать и контролировать свое тело.
• индивидуальный подход к каждому ребенку:
учет индивидуальных возможностей ребенка, а также разработка уникальной индивидуальной программы.
• контроль овладения двигательными навыками:
Практически все дети отнесены к специальной медицинской группе, поэтому
контроль овладения двигательными навыками крайне индивидуален. Оценочный процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей. Несмотря на результаты всех детей необходимо поощрять, тем самым мотивируя к дальнейшим моментам успеха.
Для успешной реализации этих задач и педагогических технологий в команду, реализующую психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС, крайне необходимо включать тьютора как специалиста, который обязан быть на протяжении всего периода пребывания в школе ребенка на всех учебных и режимных моментах [2].
Так кто же такой тьютор в школе? Это педагог, который участвует в выявлении и развитии познавательных интересов ребенка. В процессе формирования личности обучающегося, специалист разрабатывает индивидуальную образовательную программу и направляет свою деятельность на создание специальных условий. Его главная задача - ориентироваться на потребности учащегося, а не на потребности учебной программы или образовательного стандарта. Также, тьютор стремится привести познавательные запросы ребенка в гармонию с интересами и возможностями семьи.
Тактика взаимодействия тьютора с аутичными детьми на уроках физического воспитания предполагает соблюдение некоторых правил. Специалисту очень важно проявлять максимальную осторожность и внимание, так как расстройства аутистического спектра весьма разнообразны. В образовательной организации тьютор является самым близким человеком в общении с ребенком, поэтому коммуникации педагог должен производить только на позитивном эмоциональном фоне. Например, узнав из беседы с родителями, что ученика есть определенная любимая игрушка, тьютор может предложить педагогам использовать ее для поощрения и предложить ученику выполнять задания вместе с ней, тем самым поддерживая и закрепляя у ребенка ощущение положительного фона на занятиях. В отличие от других педагогов, тьютор должен держать дистанцию, избегая излишни физических эмоциональных контактов (объятия), уместных для ребенка с родными людьми. Главной целью пребывания детей в школе является обучение, и если тьютор не будет соблюдать дистанцию, дети будут относиться к нему, как к родителям, и использовать хорошие теплые отношения с ним для аутостимуляции [3].
Тьютор должен владеть следующими компетенциями:
- управлять деятельностью сопровождаемого;
- планировать события и стимулировать деятельность сопровождаемого;
- сосредотачивать ресурсы, необходимые для решения поставленных задач ребенка;
- реализовывать образовательные предложения для построения индивидуальной образовательной программы.
Для создания комфортных условий нахождения ребенка с РАС в школе тьютору необходимо решать комплекс задач:
- помощь в организации доступа в школу, в класс, рабочего места, места отдыха и других мест, где находится ребенок
- помощь в реализации особого режима, временная организация образова-
тельной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка
- социализация ребенка в жизнь класса и школы;
- помощь в формировании положительных межличностных отношений в коллективе.
Именно тьютор должен помогать в усвоении программы на уроках физической культуры, преодолении затруднений в обучении, адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка и его ресурсы.
Следует подчеркнуть, что работа тьютора по сопровождению детей с расстройством аутистического спектра кардинально отличается от сопровождения детей, временно имеющим трудности и нуждающихся больше в репетиторе, чем в тьюторе. Очень важно, что в тьюторской деятельности с аутичными детьми из-за многообразия форм нарушений зачастую для каждого ребенка требуются отличные от других способы и приемы работы. Специальными условиями для доступа к образованию обучающимся с РАС являются, в том числе, и услуги тьютора по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии или по решению консилиума образовательной организации на период адаптации обучающегося в образовательной организации или на постоянной основе [2].
В соответствии с работами Воронкова Б. В. и Епифанова В. А. мы рассмотрели формы специализации и интеграции детей с проблемами в состоянии здоровья на уроках физической культуры. Согласно исследованиям авторов, использование игровых методик адаптивной физической культуры позволяет регулировать двигательные действия, из которых состоит игра, с какой интенсивностью она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм [3, 4].
Выполняя свои профессиональные функции, тьютор не ограничивается лишь процессом сопровождения, он стремится к максимальной адаптации ребенка на уроках физической культуры. В первую очередь, важно социализировать обучающегося и попытаться приспособить окружающую среду так, чтобы взрослые и сверстники с пониманием относились к особенностям ребенка, принимали его как члена своей группы.
Литература
1. Аутизм - взгляд из прошлого в будущее (обзор литературы) / Ж. В Альбицкая [и др.] // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2016. № 2. С. 10-22.
2. Бакиева О. А., Криницына Г. М. Педагогическое сопровождение как условие организации работы с родителями детей, страдающих аутизмом, участников проек-та «искусство без границ» // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 10. С. 135-143.
3. Воронков Б. В., Рубина Л. П., Макаров И. В. Детский аутизм и смысловая наполненность термина «расстройства аутистического спектра» // Психиатрия и психофармакотерапия им. П. Б. Ганнушкина. 2017. № 01. С. 62-64.
4. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура. Москва : ГЭОТАР-Медиа. 2016. 568 c.
5. Златомрежева А. Д., Бардышевская М. К. Оценка развития социального пове-дения детей с аутизмом в учебной ситуации // Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 14-27.
6. Самсонова Е. В., Алексеева М. Н. Проблемы организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. С. 97-104.
References
1. Albitskaya Zh. V., Kasimova L. N., Demcheva N. K., Latsples P. R. Autizm - vzglyad iz proshlogo v budushchee (obzor literatury) [Autism-a view from the past to the future (literature review)]. Vestnik nevrologii, psikhiatrii i neyrokhirurgii - Bulletin of Neurology, Psychiatry, and Neurosurgery, 2016, no. 2, pp. 10-22.
2. Bakieva O. A., Krinitsyna G. M. Pedagogicheskoe soprovozhdenie kak uslovie organizatsii raboty s roditelyami detey, stradayushchikh autizmom, uchastnikov proek-ta «iskusstvo bez granits» [Pedagogical support as a condition for organizing work with parents of children suffering from autism, participants of the project "art without borders"]. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya - Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya, 2016, no. 10, pp. 135-143.
3. Voronkov B. V., Rubina L. P., Makarov I. V. Detskiy autizm i smyslovaya napol-nennost' termina «rasstroystva autisticheskogo spektra» [Detsky autism and semantic fullness of the term "autistic spectrum disorders"]. Psikhiatriya i psikho-farmakoterapiya im. P. B. Gannushkina -Psychiatry and psychopharmacotherapy named after P. B. Gannushkin, 2017, no. 01, pp. 62-64.
4. Epifanov V. A. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura [Therapeutic physical culture]. Moscow, GEOTAR-Media Publ., 2016, 568 p.
5. Zlatomrezheva A. D., Bardyshevskaya M. K. Otsenka razvitiya sotsial'nogo pove-deniya detey s autizmom v uchebnoy situatsii [Evaluation of the development of social behavior of children with autism in the educational situation]. Voprosy psikhologii - Questions of psychology, 2016, no. 4, pp. 14-27.
6. Samsonova E. V., Alekseeva M. N. Problemy organizatsii obrazovaniya obuchayu-shchikhsya s rasstroystvami autisticheskogo spektra - Problems of the organization of education of students with autistic spectrum disorders, 2016, vol. 21, no. 3, pp. 97-104.