Научная статья на тему 'ДЕТИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ'

ДЕТИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2878
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / РЕГРЕСС / ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / РЕЖИМ ДНЯ / ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / AUTISM / AUTISM DISORDERS / REGRESSION / DESTRUCTIVENESS / INTERACTION / MENTAL PROCESSES / DAILY ROUTINE / VISUAL SCHEDULE / SOCIAL HISTORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гилигашвили Любовь Юрьевна

В статье описаны основные стратегии, применяемые в дошкольном учреждении при оказании психолого-педагогической поддержки детям с расстройством аутистического спектра. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с поиском путей коррекционно-развивающей работы с названными дошкольниками с учётом индивидуальных особенностей, коммуникативных возможностей, работоспособности каждого ребёнка-аутиста. Выделены ключевые этапы построения эффективного взаимодействия с детьми с расстройством аутистического спектра в процессе их обучения и развития. На примере построения взаимодействия ребёнка-аутиста с окружающими проанализированы поведенческие приёмы учителя-дефектолога, рассмотрены особенности организации удобного для дошкольника пространства, даны конкретные техники, позволяющие сгладить поведенческие проблемы и снизить повышенную тревожность у детей с расстройством аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гилигашвили Любовь Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON FEATURES OF LEARNING AND DEVELOPMENT OF CHILDREN HAVING AUTISM DISORDER

The article describes main strategies used in a preschool institution when providing psychological and pedagogical support to children having autism disorder. The relevance of the issue under consideration is associated with the search for ways of corrective and developmental work with these preschool children, taking into account individual characteristics, communicative abilities, and the performance of each autistic child. The author highlights key stages of building effective interaction with autism children in the process of their education and development. The behavioral techniques of a defectologist teacher are analyzed, using the example of building an interaction between an autistic child and others. The author examines organization of space convenient for a preschooler. Specific techniques are given to smooth out behavioral problems and reduce increased anxiety in autism children.

Текст научной работы на тему «ДЕТИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 616.896-053.2:37.02

ДЕТИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Гилигашвили Любовь Юрьевна,

учитель-дефектолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Журавлик» (г. Абакан)

В статье описаны основные стратегии, применяемые в дошкольном учреждении при оказании психолого-педагогической поддержки детям с расстройством аутистического спектра. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с поиском путей коррекционно-развивающей работы с названными дошкольниками с учётом индивидуальных особенностей, коммуникативных возможностей, работоспособности каждого ре-бёнка-аутиста. Выделены ключевые этапы построения эффективного взаимодействия с детьми с расстройством аутистического спектра в процессе их обучения и развития. На примере построения взаимодействия ребёнка-аутиста с окружающими проанализированы поведенческие приёмы учителя-дефектолога, рассмотрены особенности организации удобного для дошкольника пространства, даны конкретные техники, позволяющие сгладить поведенческие проблемы и снизить повышенную тревожность у детей с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, регресс, деструктивность, взаимодействие, психические процессы, режим дня, визуальное расписание, социальная история.

ON FEATURES OF LEARNING AND DEVELOPMENT OF CHILDREN HAVING

AUTISM DISORDER

Giligashvili Lyubov Yuryevna,

defectologist

Municipal budgetary preschool educational institution "Kindergarden of the combined type "Crane" (Abakan)

The article describes main strategies used in a preschool institution when providing psychological and pedagogical support to children having autism disorder. The relevance of the issue under consideration is associated with the search for ways of corrective and developmental work with these preschool children, taking into account individual characteristics, communicative abilities, and the performance of each autistic child. The author highlights key stages of building effective interaction with autism children in the process of their education and development. The behavioral techniques of a defectologist teacher are analyzed, using the example of building an interaction between an autistic child and others. The author examines organization of space convenient for a preschooler. Specific techniques are given to smooth out behavioral problems and reduce increased anxiety in autism children.

Key words: autism, autism disorders, regression, destructiveness, interaction, mental processes, daily routine, visual schedule, social history.

Аутизм - это тяжёлое нарушение психиче- жёсткой стереотипностью (от многократного

ского развития, которое влияет прежде всего повторения элементарных движений, таких

на социальные навыки и поведение человека. как потряхивания руками или подпрыгивания,

Под аутизмом в широком смысле понимается до сложных ритуалов) и нередко деструктив-

необщительность, стремление уйти от контак- ностью (агрессией, самоповреждением, крика-

тов, жить в своём собственном мире. Поведе- ми, негативизмом и др.) [1, с. 9].

ние детей с аутизмом характеризуется также

Теоретической базой для изучения данной проблемы послужили труды как зарубежных, так и российских исследователей. Ещё в 1943 году американский клиницист Л. Каннер сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития, назвав его «синдром раннего аутизма». Он выделил характерные черты синдрома, который получил второе название «синдром Каннера». Сходные клинические случаи были описаны австрийским учёным Г. Аспергером.

Проблема аутизма занимает также важное место в психолого-диагностических, психолого-педагогических и психокоррекционных исследованиях Е. Л. Агафоновой, О. В. Алмазо-вой, О. Б. Богдашиной, А. А. Дмитриева, Е. С. Иванова, В. В. Лебединского, однако, в её осмыслении остаётся еще немало «белых пятен».

Про аутизм в России открыто заговорили не так давно, и он всё ещё кажется чем-то непонятным и пугающим. В настоящий момент большинство малышей-аутистов в нашей стране не посещают детские сады и учатся в специальных коррекционных школах, тогда как во многих странах мира почти все дети с такими расстройствами живут обычной жизнью. Мировой опыт показывает, что при правильном подходе к аутистам эти люди способны стать полноценными членами общества.

Аутистические расстройства личности крайне неоднородны, их следует отличать от психических заболеваний, поэтому необходимы специфические меры психо лого -педагогической поддержки, обеспечивающие интеграцию детей с аутизмом в социальную среду.

На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Журавлик» функционирует группа компенсирующей направленности для детей с расстройством аутистического спектра (далее - РАС), в

которой специально обученные педагоги помогают детям развиваться и социализироваться. Благодаря слаженной работе специалистов нашего ДОУ на протяжении пяти лет у детей с РАС наблюдается положительная динамика в установлении социальных контактов, в формировании целенаправленной деятельности, в усилении психической активности.

При поступлении в наш детский сад дети с таким диагнозом, как правило, не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, не реагируют на обращения, не используют речь и невербальные знаки в процессе общения, проявляют замкнутость и отрешённость от происходящего, поэтому коррек-ционная работа с детьми-аутистами проводится последовательно и включает несколько этапов. Первый этап - диагностический, помогает определить возможности и потребности каждого ребёнка, второй этап связан с разработкой индивидуальных коррекционно-развивающих программ и, наконец, третий этап предполагает реализацию коррекционно-развивающей работы по следующим направлениям:

- преодоление социально-коммуникативных нарушений (поведенческая терапия; дидактические и словесные игры; упражнения на развитие зрительного, слухового восприятия; двигательная деятельность с развитием «схемы тела», моторного поведения; освоение карточек альтернативной коммуникации, глобального чтения);

- развитие мелкой и общей моторики (подвижные игры, физминутки, речевые игры с движением, упражнения по формированию пальцевого праксиса, массаж кистей и пальцев, пальчиковые игры);

- коррекция нарушений речи (игры: словесные, дидактические, драматизации; элементы гимнастики: дыхательной, артикуляционной; логопедический массаж и самомассаж; накопление пассивного и активного словарного запаса);

- развитие ведущих психических процессов (дидактические игры, визуальные подсказки: расписание, режим дня, правила умывания, одевания, приветствия, прощания).

Как научить взаимодействию с окружающим миром и людьми ребёнка с РАС? Обычно в первый год жизни малыша происходит закладка фундамента базовых психических функций. Аутизм - это нарушение в закладке фундамента. Учёные до сих пор не знают точных причин возникновения аутизма, но они давно определили, что происходит с ребёнком и что объединяет таких разных по своим способностям детей. В разных источниках, по-свящённых данной проблеме, описываются общие признаки сопутствующих нарушений у детей с РАС: отсутствие эмоционального контакта с людьми, проблемы в социализации, слабый интерес к игрушкам, приступы аутоаг-рессии, агрессии, которая чаще всего проявляется в нанесении вреда как живым существам, так и неодушевлённым предметам. В частности, О. С. Рудик отмечает, что «агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций» [2, с. 180].

Рекомендуем создавать специальные условия для того, чтобы ребёнок научился преодолевать проблемы взаимодействия с людьми осознанно, овладел навыками коммуникации, соответствующими его возрастному уровню. Построение взаимодействия ребёнка-аутиста с окружающими людьми - это первый и ключевой шаг в начале обучения любого ребёнка с РАС. Чтобы привлечь внимание ребёнка-аутиста, лучше выбрать для начала неактивные виды деятельности, связанные, например, с плавным подбрасыванием воздушного шарика, пусканием мыльных пузырей, переливанием воды, выкладыванием узора из кубиков. Это даст вам возможность хоть на секунду поймать его взгляд и зафиксировать его избирательный интерес к вашим действиям. Затем заинтересованность можно поддерживать более актив-

ными играми, а после каждого выполненного задания поощрять такого ребёнка желаемым предметом или доступом к желаемым занятиям. Это стратегия, основанная на поощрении, во время которой мы развиваем дружеские отношения с ребёнком, используя его интересы.

Успешное взаимодействие педагога и ребёнка с РАС может включать следующие признаки: перед занятием ребёнок встречает вас с радостью и интересом, позволяет погладить или обнять его, пытается усадить вас за рабочий стол или сам идёт и садится за стол, как правило, он оживлён, активен и деятелен. Однако если педагог давно не видел ребёнка из-за болезни либо по другим причинам, то ему нужно снова познакомиться с ним, потому что такие дети утрачивают полученные навыки и подвержены регрессам и откатам. Регрессия -форма психологической защиты. Характеризуется она тем, что при её реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического развития [2, с. 184].

К примеру, у ребёнка наблюдается ухудшение речи, которое сопровождается нарастанием трудностей в моторике. В таких случаях учитель-дефектолог проводит анализ, выясняет причины регрессии, вносит корректировки в методы и подходы, уточняет коррекционные задачи, определяет уровень сложности предлагаемых заданий и продолжает наблюдение за развитием данного ребёнка. Если же ребёнок проявляет нежелательное поведение, капризность, агрессию, самоагрессию - применяется либо стратегия игнорирования в случае, если ребёнок не причиняет себе или другим вреда, либо показывается пример правильного поведения, если ребёнок готов воспринимать ситуацию на слух и визуально. В ситуации, когда у ребёнка происходит зацикливание на одном и том же действии, практикуем стратегию замещения с использованием разных вариантов игр: освоение физического мира, манипулиро-

вание предметами, сенсорные ощущения, согласованный диалог, осознание своего внутреннего мира, сюжетно-ролевая игра.

Известно, что такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, речь, формируются у человека только во взаимодействии с окружающими людьми. Первой стадией языкового развития является взаимодействие между взрослым и ребёнком, реализуемое главным образом на бессознательном уровне с помощью жестов, улыбок, мимики и мягких интонаций голоса. Своё первоначальное общение с детьми взрослые обычно адаптируют с помощью силы голоса, разговаривая отчётливо и медленно, используя конкретные понятия в разговоре, короткие предложения, повторяя предложение, интерпретируя действия ребёнка с помощью слов [2, с. 26]. У детей с РАС процесс взаимодействия с окружающими людьми нарушен, более того, такое проявление аутизма, как «уход в себя», практически закрывает двери для дальнейшего всестороннего его развития. И задача специалистов, занимающихся с ними, эти двери открыть. Причём нужно помнить, что все дети с РАС разные, и каждый из них находится на своём уровне развития, потому для каждого такого ребёнка нужно найти индивидуальный подход, нащупать «точку входа» для начала разнообразного взаимодействия с ним. В. Е. Каган писал по этому поводу следующее: «Помощь ребёнку может быть по-настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своеобразна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию» [цит. по: 3, с. 152].

Особое значение для развития ребёнка с РАС имеет соблюдение распорядка дня, который должен иметь определённую последовательность, упорядоченность и повторяемость [4, с. 19].Родителям предлагаем поддерживать действия ребёнка визуальным расписанием с использованием тематических картинок или

фотографий, например: а) картинки утра и просыпающегося человека, ещё лучше, если это будет фотография, на которой запечатлён сам просыпающийся ребёнок; б) иллюстрации человека (лучше ребёнка), застилающего постель; в) картинки либо фотографии ребёнка, делающего физзарядку; г) изображения ребёнка, умывающегося и чистящего зубы и т. д. Подобная рекомендация направлена на то, чтобы действия, выполняемые ребёнком в течение дня, способствовали закреплению последовательности его дел в соответствии с режимом дня. С помощью фотографий и иллюстраций можно создавать «социальные истории», которые содействуют развитию у детей-аутистов психических процессов и дают им новые знания.

Для выстраивания эффективного распорядка дня с родителями особенного ребёнка проводится консультационная работа и даётся ряд советов. Итак, как можно организовать режим дня такого ребёнка?

Прежде всего нужно сказать, что режим дня каждого конкретного ребёнка детсадовского возраста складывается исходя из его индивидуальных физиологических и психологических особенностей, а также особенностей внутрисемейных отношений, то есть при организации режима дня сочетаются физиологические, психологические и социальные аспекты. При этом режим дня ребёнка не статичен, а меняется по мере его развития и постепенного взросления [4, с. 29].

Немаловажное значение в организации процесса взаимодействия между взрослым и ребёнком с РАС имеют элементы игры. При использовании игровых моментов и педагогам, и родителям необходимо соблюдать ряд условий.

Во-первых, нужно выбрать, чем вы будете заниматься вместе с ребёнком, увлечь его эмоционально, жестами и всем своим видом и действиями показать ему вашу заинтересованность и доброжелательность. При этом следует

помнить, что заставлять ребёнка делать что-то помимо его воли или желания нельзя, причём не только отличающегося расстройством аути-стического спектра, но и любого. Ребёнка также недопустимо обманывать, так как он откажется играть и будет заниматься привычным делом один, игнорируя и отвергая предложения взрослого.

Во-вторых, деятельность детей с РАС не должна быть негативно окрашенной, стереотипной, имеющей жёсткие установки. Например, ребёнка уже несколько раз пытались научить играть в мяч, но он выражал негативные эмоции, капризничал, расстраивался, плакал, кричал. Следовательно, для игры нужно выбирать что-то нейтральное, то, что ему, возможно, понравится, будет приятно. Лишь в этом случае он проявит интерес к данному виду деятельности и будет готов к взаимодействию со взрослыми.

В-третьих, важно помнить следующее: чтобы завладеть вниманием ребёнка, необходимо правильно организовать пространство, убирая всё лишнее и как бы «обедняя» его. Комната должна быть свободной от излишних предметов, мешающих ребёнку сосредоточиться, а пространство замкнутым. Необходимо как можно ближе сесть к ребёнку, расположиться с ним на одном уровне, ограничить лишние движения. Если у ребёнка наблюдается так называемое «полевое поведение», можно закрыть комнату на ключ.

В-четвёртых, необходимо минимизировать речь и активизировать невербальную коммуникацию: активно использовать мимику и жесты, яркие позы тела, междометия «а», «о», «у», тем самым привлекая внимание ребёнка. Общение взрослого с ребёнком должно быть выразительным, эмоциональным. Как правило, ребёнок с РАС не понимает или плохо понимает речь. Даже если он понимает короткие инструкции, то невербальные сигналы, поступающие со стороны взрослого, лучше помогут в общении, научат взаимодействовать с ним.

Так как дети с РАС очень долго не используют речь в процессе коммуникации, то при обучении взаимодействию с окружающими людьми использование невербальных сигналов очень долго остаётся важным как для говорящего ребёнка, так и для неговорящего. Чаще речь такие дети используют в монологе или эхолалично. Эхолалия - это симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесённых другим человеком. Эхолалические явления нормальны при становлении речи до двухлетнего возраста, позже они рассматриваются как симптом психического или неврологического заболевания [5].

Что же нужно делать, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным, общался с окружающими его людьми, а не погружался в свой внутренний мир? Здесь советуем заранее всё продумать, чтобы не получилось так, что у ребёнка в общении с другими была лишь пассивная роль или, наоборот, кто-то даёт ему только инструкции, а сам при этом ничего не делает.

Важно научить ребёнка с РАС принимать и обрабатывать информацию, полученную от других: педагога, родителей, бабушек и дедушек, других родственников. Для этого необходимо замедлять темп общения, делать паузы, упрощать формы коммуникации и социализации, как можно больше и чаще использовать невербальные каналы. Иначе говоря, общающиеся с таким ребёнком взрослые должны дать ему возможность активно и с желанием участвовать в коммуникации, развиваться. Когда ребёнок научится принимать и обрабатывать информацию, он сможет понять свою роль во взаимодействии с другими. Тогда можно будет вместе с ним двигаться маленькими шажками дальше, от одной маленькой победы к другой, помня о правилах взаимодействия с ним, выработанных нормах поведения и системе занятий.

Такой процесс динамической обработки, обновления картины мира будет постепенно

расширяться, углубляться, становясь всё более доступным для ребёнка. Когда у ребёнка с РАС будет сформировано понимание особенностей процесса взаимодействия с окружающими его людьми, он будет готов подстраиваться под различные ситуации, принимая во внимание то, что можно делать одно и то же разными способами, двигательно синхронизируя взаимодействие с партнёром-собеседником. Например, партнёр собирается наливать из чайника воду, а он синхронно подставляет ему чашку. Причём очень важно, чтобы роли менялись, а двигательные процессы подстраивались под партнёра, чтобы навыки такого взаимодействия обязательно закреплялись положительными эмоциями. Важно также, чтобы двигательные процессы у ребёнка и взрослого подстраивались друг под друга в течение всего дня. Только в таком случае ребёнок способен постепенно «считывать» разные ситуации, реакции и эмоции собеседника. Лишь в таких условиях взаимодействия с ним у него начнут формироваться и закрепляться навыки самостоятельности, он начнёт осознавать то, что происходит вокруг него и с ним. Он сможет

участвовать в жизни, иметь тёплые, дружеские отношения с близкими людьми, вспоминать счастливые мгновения своей жизни, делать осознанный выбор своих действий или поступков и реализовывать свои стремления.

Итак, при оказании психолого-педагогической поддержки детям с расстройством ау-тистического спектра рекомендуем опираться на основные стратегии, связанные с соблюдением распорядка дня, использованием альтернативной коммуникации (карточки PECS, глобальное чтение), применением поведенческой терапии при проявлении нежелательного поведения, обязательным поощрением ребёнка после успешно выполненных заданий и др.

Таким образом, в процессе формирования взаимодействия с окружающими людьми у дошкольников с РАС возникают самые разные трудности, но с помощью педагогически и психологически верно подобранных стратегий коррекционной работы и методических рекомендаций, имеющихся в специальной литературе, а также приведённых в данной статье, в обучении и развитии детей с РАС, безусловно, можно добиться положительных результатов.

Библиографический список

1. Рудик О. С. Как помочь аутичному ребёнку: пособие для родителей. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. 297 с.

2. Рудик О. С. Коррекционная работа с аутичным ребёнком: кн. для педагогов: метод.пособие. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. 189 с. URL: https://iknigi.net/avtor-olga-rudik/110797-korrekcionnaya-rabota-s-autichnym-rebenkom-olga-rudik/read/page-1.html (дата обращения: 15.05.2020).

3. Детский аутизм: хрестоматия / сост. Л. М. Шипицына. СПб.: Международный университет семьи и ребёнка им Р. Валленберга, 1997. 254 с.

4. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребёнком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004. 136 с.

5. Эхолалия - причины, диагностика и лечение. URL: https://www.krasotaimedicina.ru/symptom/speech/echolalia (дата обращения: 20.05.2020).

© Гилигашвили Л. Ю., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.