Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
TEACHING CHILDREN WITH AUTISM A FOREIGN LANGUAGE USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES
УДК 81-13
Русанова Юлия Сергеевна, магистрант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет г. Белгород
Rusanova Y.S. [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы обучения детей с расстройствами аутистического спектра иностранным языкам при помощи современных информационных технологий. Выдвигается рабочая гипотеза о том, что использование в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, информационных технологий облегчают процесс обучения и социализации таких детей. Детям с ограниченными возможностями здоровья родители стремятся дать полноценное образование и языковое в том числе. Изучение иностранного языка, как процесс направленно на познание обучающимися чужой культуры и осмысление своей культуры, приобщение обучающихся к новому средству общения, привитие готовности к диалогу с иноязычными людьми, а также воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культурам.
Annotation
The article discusses the issues of teaching foreign languages to children with autism spectrum disorders using modern information technologies. A working hypothesis is put forward that the use of information technologies in work with children with autism spectrum disorders facilitates the process of learning and socialization of such children. Parents strive to provide children with disabilities with a full-fledged education, including language. Learning a foreign language, as a process aimed at learning a foreign culture by students and understanding their culture, familiarizing students with a new means of communication, instilling a readiness for dialogue with foreign language people, as well as fostering tolerance towards other languages and cultures.
Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, обучение, информационные технологии, иностранные языки, урок, педагог, взаимодействие, ограниченные возможности здоровья.
Keywords: children with autism, teaching, information technology, foreign languages, lesson, teacher, interaction, disabilities.
В современном обществе роль изучения иностранного языка очень велика. Детям с ограниченными возможностями здоровья родители стремятся дать полноценное образование и языковое в том числе. Изучение иностранного языка, как процесс направленно на познание обучающимися чужой культуры и осмысление своей культуры, приобщение обучающихся к новому средству общения, привитие готовности к диалогу с иноязычными людьми, а также воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культурам. В современной школе иностранный язык начинают изучать со второго класса, и не редко современные педагоги сталкиваются с такой особенностью в своей работе, как обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Разностороннее развитие несомненно очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это помогаем детям с ограниченными возможностями здоровья осознать себя в социуме, найти свое
призвание, облегчает взаимодействие с внешним миром. Педагоги, обучающие таких детей, ищут эффективные методики, приемы и технологии, которые бы максимально решали образовательные и воспитательные задачи. Требования к специальным условиям получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, отражены в Федеральном государственном стандарте начального школьного образования и в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а для детей расстройствами аутистического спектра в проекте «Специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с нарушениями развития аутистического спектра». В документах отмечается, что результатом реализации требований должно быть создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, открытой для его родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
В особом подходе к обучению нуждаются и дети с расстройствами аутистического спектра. Такие дети как правило очень талантливые и одаренные, они могут сфокусировать все свое внимание на чем-то одном и делают это чрезвычайно успешно. Задача педагога найти такой формат занятий для ребенка с расстройством аутистического спектра, который поможет ему обучаться, социализироваться и при этом не травмировать психику ребенка при каждом его посещении школы.
Детей с особенностями в развитии, к сожалению, с каждым годом становится всё больше, и они должны иметь равные возможности с детьми нормы. Сейчас общество начало осознавать это. Нет необходимости, изолировать «особых» детей в специализированных образовательных учреждениях. Дети с расстройствами аутистического спектра могут стать
полноценными членами общества при правильно организованном инклюзивном образовании.
Инклюзия (от французского термина inclusif - включающий в себя) или включенное образование - это обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных, в массовых школах вместе с детьми нормы, но при этом с созданием для «особых» детей специальных образовательных условий и доступной среды. Начало изменениям было положено в 2008 году, когда Россия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов. В конвенции, говорится о необходимости обеспечения инклюзивного образования на всех уровнях обучения. С вступления в силу конвенции в стране начался полномасштабный эксперимент. Были опробованы различные модели инклюзивного образования. Полученный опыт стал основой для формирования новых образовательных стандартов. С 1 сентября 2016 года эти нововведения вступили в силу. Сегодня школы преобразованы в сторону инклюзивного образования.
Инклюзия выглядит так. Каждому из детей с ограниченными возможностями здоровья эксперты - пишут индивидуальную программу, а в случае если ребенок имеет инвалидность, то для него пишется индивидуальная программа реабилитации и на её основе пишется индивидуальный учебный план. Такие обучающиеся зачисляются в общий класс. Детям с тяжелыми расстройствами аутистического спектра бывает тяжело обучаться в общем классе. Они могут присутствовать на уроке, но рабочее место для такого ребенка оборудуют особым образом. Ученический стол размещают так чтобы других детей этот ребенок на занятиях не видел, поскольку для него это стресс. Можно поставить ученический стол вереди всего класса, если расстояние до доски соответствует санитарным нормам, загородить ширмой или развернуть лицом к стене. С таким ребенком на уроке рядом должен сидеть тьютор.
Тьютор - это взрослый человек, наставник. Тьютор сопровождает ребенка в школе и помогает ему научиться жить в социуме. В остальное время учителя с ними занимаются отдельно. Для некоторых детей с расстройством
аутистического спектра и после одного-двух лет обучения будет подвигом обедать в школьной столовой, не только в общем классе сидеть. Но многие дети с расстройствами аутистического спектра на второй год обучения могут выдержать два-три урока в обычном режиме, на третьем году обучения -большинству обучающихся не нужен тьютор. На сегодня в школах Белгородской области, обучается около 300 детей с расстройствами аутистического спектра.
Аутизм - это качественное нарушение психики, которое выражается в нарушении социального взаимодействия, отсутствием эмоциональной взаимности. Качественное нарушение коммуникации, стереотипное использование речи или отставание и полное отсутствие речи (не сопровождающееся мимикой лица или жестами). Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности. Они часто не понимают того, что видят и слышат. Это мешает им понимать социальное поведение других детей. Особенно затруднено понимание экспрессивных жестов, которые они и сами не используют.
В психологической коррекции для детей с расстройствами аутистического спектра важное значение имеет установление личного контакта с таким ребенком. Дети с аутизмом отличаются крайне низкой произвольной психической активностью, что затрудняет проведение коррекционных занятий.
В современной школе нет необучаемых детей. При использовании современных методов и средств обучения, запланированном поэтапном обучении, глубокой дифференциации и индивидуализации обучения, обязательное включение родителей и школьного психолога в педагогический процесс.
Педагог-психолог оказывает психологическую помощь учителям и родителям, как лучше понять таких детей. Дети с расстройствами аутистического спектра чаще всего обучаются в общеобразовательной школе индивидуально. Индивидуальное обучение осуществляется учителями,
прошедшими курсы повышения квалификации, по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Важное значение для педагога, обучающего ребенка с расстройствами аутистического спектра, имеет умение установить контакт с ним. Педагог должен уметь применять ряд психолого-педагогических коррекционных приемов, направленных на стимуляцию произвольной психологической активности ребенка. Обучение ребенка должно быть последовательным. По мере того, как усваиваются задания их постепенно усложняют. Сложные виды работ, вызывающие затруднения у обучающегося, необходимо разбивать на мелкие части.
Педагогу в работе с такими детьми нужно проявлять требовательность, настойчивость и твердость, но необходимо помнить, что после каждого правильно выполненного задания нужно ребенка хвалить.
Дети-аутисты уникальны и воспринимают окружающий мир не так, как остальные люди. Их отличия особенно ярко выражены в общении с другими людьми. Педагогу необходимо узнать, чем интересуется ребенок. При обсуждении удобной для ребенка темы такие дети могут раскрыться.
Аутисты имеют образное мышление и хорошо воспринимают рисунки, картинки, видео материалы. В помощь учителю приходят электронные информационные технологии. К каждому слову, ситуации необходимо подбирать наглядные материалы. Так дети с расстройствами аутистического спектра могут точнее понять, что учитель пытается им донести, ведь большинство детей-аутистов лучше реагируют на визуальную коммуникацию.
В сети интернет нет проблем с подбором картинок и фотоматериалов, также можно найти и видеоматериалы, описывающие отдельные бытовые ситуации на английском языке.
Всем известно, что в языках существуют различные варианты построения фраз. Для выражения одной мысли могут использоваться разные слова. Дети-аутисты не понимают таких различий, поэтому учителю нужно говорить одинаковыми фразами, чтобы не сбивать их с толку, подкрепляя их
письменным текстом и картинкой, которые успешно можно показывать на мониторе ноутбука или при помощи видео проектора. Это поможет ребенку сконцентрироваться на занятии и облегчит запоминание слов и фраз на английском языке.
Для ребенка с расстройством аутистического спектра изучение иностранного языка-открытие нового мира. Успехи в изучении иностранного языка могут превосходить все ожидания родителей, а могут быть и едва заметными. Но даже если в изучении иностранного языка ребенок не проявляет успехов - это помогает ему стать лучше в других направлениях жизни. Для ребенка-аутиста необходимо идеально организовать порядок школьной жизни. Процесс обучения должен быть максимально предсказуем. Для благополучного обучения иностранному языку, учителю нужно разработать максимально комфортный ход урока. Урок должен иметь повторяющиеся события. Которые помогают ребенку настроиться на обучение и сконцентрироваться на уроке. Это могут быть самые необычные на первый взгляд вещи. Например, один из обучающихся с расстройством аутистического спектра всегда приходя на занятие начинал с того, что вынимал и вставлял батарейки в часах на столе учителя и только потом соглашался приветствовать учителя и начинать занятия. Замена батареек, не просто действие со стороны ребенка - это ритуал, который для него означает урок именно английского языка. Первое занятие, когда учитель объясняет зачем, нужно изучать иностранные языки, где люди разговаривают на иностранном языке, тоже началось с видео материала о детях, которые живут в Англии и разговаривают по дороге в школу на английском языке. Потом посмотрели карту мира и увидели, где живем мы и где живут дети из видео. Интересно, что дети с аутизмом часто необычно воспринимают видеоматериалы. Некоторые младшие школьники пытаются взаимодействовать с героями видео-урока. Для ребенка аутиста особенно важно визуализировать всё, что говорит учитель. Обучая детей-аутистов младшего школьного возраста хорошие результаты дают обучающие видео-
уроки, сопровождаемые комментариями и пояснениями учителя. Ребенок-аутист испытывает трудности в социализации, но испытывает и потребность в ней. Поэтому общаясь с ребенком, выражайтесь, как можно яснее, говорите просто и ясно, не используя сложных речевых конструкций, употребляя только ключевые, важные слова. На первых этапах работы выбирайте такие задания, с которыми ребенок обязательно справится. Ситуация успеха на первых занятиях - это ключ к успеху в будущем обучении. При этом не забывайте про похвалу, которая поможет закрепить успех и повысить уверенность ребенка, а доброжелательный, спокойный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу. Делайте акцент на положительную мотивацию. Чередуйте задания на компьютере с выполнением заданий в рабочей тетради. Такой подход обеспечивает эмоциональную вовлеченность, способствует развитию познавательного процесса, что в итоге позволит ребенку достичь коммуникативной компетентности. Упражнения на метод подстановки слов способствуют развитию умения воспринимать предложение целиком, переводить его в уме на родной язык, что развивает мыслительную деятельность, закрепляет знания и вырабатывает хорошие навыки, появляется способность к анализу и логическому мышлению. Хорошо разработаны задания на подбор слов к картинкам на современных образовательных платформах.
Для обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень хорошо подходит китайская мудрость: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю». Поэтому весь учебный материал должен быть подкреплен визуально и конечно легче всего достичь это при помощи современных информационных технологий. Для расширения словарного запаса использую как можно больше картинок, схем или зрительные опорные сигналы.
При оценивании результатов работы ребенка, не перехваливайте его, но и недооценивать результаты тоже нельзя. При этом обучающийся должен
знать, по каким критериям его оценивают, за что хвалят, если он сам не может критично отнестись к собственным результатам.
Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку - в образовательном учреждении и дома. Поддерживайте контакт с педагогом-психологом и педагогом-дефектологом, оказывайте помощь в выполнении домашнего задания, терпеливо объясняйте ребенку, поддерживая привычный для него порядок вещей. Только в результате сотрудничества обучение будет эффективным. Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа совместно с родителями - это единственная возможность оказать помощь «особенному» ребенку в сложном для него мире.
Итак, использование современных информационных технологий для обучения детей с расстройствами аутистического спектра делает процесс изучения иностранного языка ярче и интереснее, что помогает ребенку легче настроиться на урок, получать осознанное образование, осваивать необходимые нормы социального поведения.
Литература
1. Е.В. Евтушенко. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья // Национальный книжный центр. 2019. С. 816
2. Е. Орлова, В. Дюков, И. Семенов. Дети с ограниченными возможностями здоровья// LAP Lambert Academic Publishing. 2014. С. 404-405
3. О. Ефимов. Аутизм дружбе не помеха. Книга о социальной адаптации детей с аутизмом //. 2015. С. 208-210
4. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. // Владос. 2003. С. 16-18.
5. Бакушева В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. //Лотос. 2004. С. 91-95
6. Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Исцеление. 1993. С. 154-165.
Literature
1. E. V. Yevtushenko. Distance education: to the teacher about school children with disabilities / / national book center. 2019. P. 816
2. E. Orlova, V. Dyukov, I. Semenov. Children with disabilities / / LAP Lambert Academic Publishing. 2014. P. 404-405
3. O. Efimov. Autism is not a hindrance to friendship. Book on social adaptation of children with autism //. 2015. P. 208-210
4. Gilbert K., Peters T. Autism. Medical and educational impact. // Vlados. 2003. P. 16-18.
5. Bakusheva V. Yu. Correctional and educational work with autistic children. // LOTOS. 2004. P. 91-95
6. Bashina V. M. Early childhood autism. // Healing. 1993. P. 154-165.