Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КИРГИЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КИРГИЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кенжешев Каныбек Дуйшеналиевич

Рассматриваются вопросы, касающиеся методов и приемов преподавания киргизской литературы на основе принципов этнопедагогики в средней школе, а также проблемы современной системы образования. Проанализированы проблемы, связанные с новым содержанием преподавания киргизской литературы на этнопедагогической основе после обретения независимости, приведены конкретные аргументы и примеры, доказывающие, что этнопедагогика является основой национального образования и воспитания. Анализируется роль этнопедагогических воззрений, заложенных в содержании художественных произведений, на фоне проблем, касающихся воспитания и развития ребенка в современном обществе. Данная проблема в статье рассматривается в контексте современных образовательных парадигм, функции которых проиллюстрированы конкретными примерами. Представлен анализ объективных причин возникновения сложных ситуаций в ходе практической реализации упомянутых выше принципов. Обосновывается необходимость этнопедагогического образования по предмету киргизская литература.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кенжешев Каныбек Дуйшеналиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES OF TEACHING KYRGYZ LITERATURE BASED ON THE PRINCIPLES OF ETHNOPEDAGOGY IN SECONDARY SCHOOL AND THE CURRENT STATE OF EDUCATION

This article discusses issues related to methods and techniques of teaching Kyrgyz literature based on the principles of ethnopedagogy in secondary school, as well as problems of the modern education system. The problems associated with the new content of teaching Kyrgyz literature on an ethnopedagogic basis after gaining independence are also analyzed, concrete arguments and examples are given proving that ethnopedagogy is the basis of national education and upbringing. Since its principles are interpreted in relation to the tasks of educating the younger generation in our country. In this regard, the role of ethnopedagogical views embedded in the content of works of art is analyzed against the background of problems related to the upbringing and development of a child in modern society. Thus, this problem is considered in the article in the context of modern educational paradigms, the functions of which are illustrated by concrete examples. In addition, an analysis of the objective causes of complex situations during the practical implementation of the principles mentioned above was presented. And also, the necessity of ethnopedagogical education on the subject of Kyrgyz literature is justified.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КИРГИЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №8. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/81

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 371. 3: 494. 3 https://doi.org/10.33619/2414-2948/81/45

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КИРГИЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

©Кенжешев К. Д., канд. пед. наук, Бишкекский государственный университет, г. Бишкек, Кыргызстан, kkenzheshev@bhu.kg

METHODS AND TECHNIQUES OF TEACHING KYRGYZ LITERATURE BASED ON THE PRINCIPLES OF ETHNOPEDAGOGY IN SECONDARY SCHOOL AND THE CURRENT STATE OF EDUCATION

©Kenzheshev K., Ph.D., Bishkek State University, Bishkek, Kyrgyzstan, kkenzheshev@bhu.kg

Аннотация. Рассматриваются вопросы, касающиеся методов и приемов преподавания киргизской литературы на основе принципов этнопедагогики в средней школе, а также проблемы современной системы образования. Проанализированы проблемы, связанные с новым содержанием преподавания киргизской литературы на этнопедагогической основе после обретения независимости, приведены конкретные аргументы и примеры, доказывающие, что этнопедагогика является основой национального образования и воспитания. Анализируется роль этнопедагогических воззрений, заложенных в содержании художественных произведений, на фоне проблем, касающихся воспитания и развития ребенка в современном обществе. Данная проблема в статье рассматривается в контексте современных образовательных парадигм, функции которых проиллюстрированы конкретными примерами. Представлен анализ объективных причин возникновения сложных ситуаций в ходе практической реализации упомянутых выше принципов. Обосновывается необходимость этнопедагогического образования по предмету киргизская литература.

Abstract. This article discusses issues related to methods and techniques of teaching Kyrgyz literature based on the principles of ethnopedagogy in secondary school, as well as problems of the modern education system. The problems associated with the new content of teaching Kyrgyz literature on an ethnopedagogic basis after gaining independence are also analyzed, concrete arguments and examples are given proving that ethnopedagogy is the basis of national education and upbringing. Since its principles are interpreted in relation to the tasks of educating the younger generation in our country. In this regard, the role of ethnopedagogical views embedded in the content of works of art is analyzed against the background of problems related to the upbringing and development of a child in modern society. Thus, this problem is considered in the article in the context of modern educational paradigms, the functions of which are illustrated by concrete examples. In addition, an analysis of the objective causes of complex situations during the practical implementation of the principles mentioned above was presented. And also, the necessity of ethnopedagogical education on the subject of Kyrgyz literature is justified.

Ключевые слова: урок литературы, народная педагогика, этнопедагогическое образование, личностные компетенции.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №8. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/81

Keywords: literature lesson, folk pedagogy, ethnopedagogic education, personal competencies.

В современных образовательных стандартах не определена непосредственная роль киргизской литературы в формировании коммуникативной компетенции учащихся, но если учесть отдельные компетенции использования языка в реальных жизненных ситуациях, которые формируются у детей через литературные произведения, то роль киргизской литературы в нашем обществе становится очевидным. В современном педагогическом сообществе понятие «знание» толкуется, в первую очередь, в качестве компетенции, которую можно при необходимости использовать в реальной жизни, а следовательно, сама постановка данной проблемы предполагает необходимость изменения и обновления подхода не только к определению стратегической цели изучения художественных произведений, но и к содержанию материалов, изучаемых на уроках литературы. Вместе с тем качественно изменились и требования к учащимся на уроке литературы, в ходе которого помимо основных задач реализуется целый ряд таких дополнительных, как развитие у учащихся практических навыков владения родным языком в разных речевых ситуациях, совершенствования умений построения предложений и связной речи, а также навыков и умений определения разных негативных и позитивных коннотаций, семантических оттенков, выраженных языковыми средствами различных уровней. Поскольку, как показывает практика, никакой другой предмет не может решить эту задачу, суть которой заключается, как уже было отмечено, в последовательных действиях, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей, их умений и навыков использования ресурсами родного языка. В этой связи важно отметить, что в современных условиях суть образовательного процесса, в частности стратегическая цель уроков по литературе, заключается в формировании и развитии умений и навыков, используя полученные теоретические знания. Реализация данной задачи зависит от многих факторов и условий, среди которых особое место принадлежит учебному материалу, правильный выбор которого имеет принципиальный характер. Поскольку учебный материал, а именно содержание художественных произведений, их идейно-тематические, художественно-эстетические особенности определяют потенциальную возможность осуществления задач, касающихся формирования и развития коммуникативных навыков учащихся. Как известно, формирование и развитие коммуникативных навыков включает в себя целый комплекс мероприятий, к числу которых следует отнести семантический анализ лексических средств, определение семантических оттенков образных и стилистических ресурсов, раскрытие их коммуникативно-прагматического потенциала на примере конкретных языковых иллюстраций. Все упомянутые мероприятия главным образом направлены на формирование и повышение культуры речи учащихся, а также на ознакомление с правилами ведения дискуссии, диалогического общения, с помощью которых можно воспитывать терпимость по отношению к чужим взглядам и мнениям, сформировать активную жизненную позицию учащихся и, наконец, способствовать их всестороннему развитию. Следует отметить, что в настоящее время всестороннее развитие личности подразумевает формирование умственных, нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств личности с учетом принципов личностно-ориентированного воспитания. А в контексте вопросов, касающихся преподавания киргизской литературы старшеклассникам на этнопедагогической основе, помимо упомянутых выше положений особое значение придается жизненным основам художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, т. е., изучаемые материалы должны иметь непосредственную связь с жизненными потребностями, интересами и опытом

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №8. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/81

учащихся. Так, например, анализируя образ того или иного литературного героя или отдельные жизненные эпизоды из художественных произведений можно организовать дискуссии, в ходе которых учащиеся приходят к определенным выводам [1]. При этом можно учитывать соответствующие прецедентные тексты, феномены или паремиологические единицы, в которых ярко отражаются народные традиции, обычаи и обряды, имеющие непосредственное отношение к этнопедагогическим основам воспитания личности. Однако, следует отметить, что возникают немало сложностей в определении места и роли этнопедагогики в системе образования, которая модернизируется главным образом благодаря различным техническим средствам, а также модели личностно-ориентированной технологии обучения. Современные технические средства, безграничные возможности интернета в сознании учащихся ассоциируется с прогрессом, достижениями в области материальной культуры и западным образом жизни. Иными словами, учащиеся находятся под воздействием мощных информационных потоков, которые безусловно имеют сильное влияние на формирование личных качеств и социальных потребностей учащихся. В контексте таких современных тенденций наблюдается тотальное влияние виртуального пространства, интернета и социальных сетей на все, без исключения, сферы общественной жизни и в силу таких внешних факторов методы и средства этнопедагогического воспитания могут восприниматься как нечто устаревшее, экзотическое, не способное приспосабливаться к новым условиям жизни. В этой связи следует отметить, что подобное противоречие ставит новые задачи перед киргизской литературой, к числу которых относится разработка комплекса действий, побуждающих учащихся мыслить критически, стимулирующих их внутренний потенциал художественного мышления и эстетическое восприятие мира. Таким образом, все методы и средства этнопедагогики, используемые на уроках киргизской литературы, служат для реализации одной масштабной стратегической цели, суть которой заключается в воспитании у киргизских юношей и девушек высокого идеала служения народу. Как уже было отмечено, усиление тенденций использования информационно-коммуникативных технологий, медиаустройств в жизни современной молодежи вызывает тревогу среди психологов, социологов и педагогов во всем мире. Данная проблема занимает мысли и отечественных педагогов, по мнению которых, высокая активность использования мобильных технологий и социальных сетей может привести к машинальности мышления, а следовательно и действий. Подобные трансформации массового сознания имеют непосредственное влияние на процесс формирования системы ценностей и характера личности. Вместе с тем упомянутые выше внешние факторы имеют влияние и на формирование системы социальных потребностей и интересов подростка.

По мнению многих специалистов, одним из путей создания альтернативы названным выше тенденциям, которые являются результатами глобализации, является популяризация эстетического, нравственного, экологического и этнопедагогического образования, которая создала целостную систему обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом специфических особенностей этносов, народностей и регионов их проживания. Учитывая все вышеупомянутые характерные особенности, академик Г. Н. Волков охарактеризовал этнопедагогику следующим образом: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» [5].

Общеизвестно, во все времена основной целью воспитания являлась забота о передаче житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Для решения данной задачи в народной педагогике использовались различные средства. Основными средствами народной педагогики являются:

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №8. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/81

народные песни и музыка; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное творчество; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; праздники и, наконец, устное народное творчество. Устное народное творчество подразделяют на виды и жанры: мифы, былины, легенды, сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки и т. д. Богатство видов и жанров обусловлено разнообразием его социальных, бытовых, психотерапевтических и педагогических функций. Народные афористические изречения (пословицы, поговорки, присловья и др.) не потеряли своей актуальности и в настоящее время [5]. Поскольку, несмотря на развитие высоких технологий и информационных систем, роль вербальной коммуникации, т.е., живой речи, остается всегда актуальным, потому как вербальная коммуникация — самый используемый, распространенный способ общения. Более того в процессе вербальной коммуникации осуществляется ряд таких основных функций языка как коммуникативная функция, (иными словами, функция общения, язык — это самый доступный и самый распространенный инструмент для общения между людьми), аккумулятивная функция (т.е., сбор и накапливание ценной информации в процессе общения с другими людьми, а также ее сохранение и передача потомкам), эстетическая функция (данная функция реализуется через языковые единицы, которые способны оказывать эстетическое воздействие на человека как адресата речи, то есть причастны к формированию чувственно-ценностного отношения человека к миру), конструктивная функция (с помощью языка человек излагает свою мысль в доступной для собеседника форме), аппелятивная функция (то есть язык дает возможность убеждать, доносить свою точку зрения, влиять на мнение других людей), фактическая функция (позволяет с соблюдением принятых норм этикета выстраивать взаимодействие, либо прекращать его), когнитивная функция (познавательная), где язык является инструментом сознания и отражает результат когнитивной деятельности человека. Доказано, что язык и мышление неразрывно связаны, именно эта функция помогает сохранять в памяти результаты мышления и использовать их в общении, номинативная функция (назывная), обозначение и именование объектов действительности. (Функция, тесно связанная с познанием и реализуемая при появлении новых объектов и явлений в появлении новых слов), эмоционально-экспрессивная функция (выражение человеком своих субъективно-психологических оценок и отношений при помощи средств языка), этническая функция (способность языка объединять некий этнос и определять отношение людей к языку и культуре) и ряд других не менее важных функций [6]. Следует отметить, что все перечисленные выше функции имеют особое значение, поскольку через них реализуются все основные задачи, поставленные перед этнопедагогикой. Так, например, аккумулятивная функция обеспечивает сбор и накапливание ценной информации, в том числе и житейского, духовного, педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. А единое духовное, культурное пространство образуется с помощью этнической функции языка.

Благодаря вышеперечисленным функциям осуществляются лингвопрагматические аспекты, т.е., определенные виды вербальной коммуникации такие как беседа, наставление, объяснение, убеждение, требование, назидание, просьба, обучение, похвала, мольба, обвинение, наказание, благословение и ряд других речевых формул, которых следует отнести к числу этнопедагогических методов обучения и воспитания [2]. Все эти речевые операции казахским ученым Н. А. Сейткуловым рассматриваются в качестве методов этнопедагогики, а в киргизском языке они отражают лингвопрагматические особенности отношения между обществом и личностью. Таким образом, все упомянутые выше методы должны активно использоваться в процессе преподавания киргизской литературы старшеклассникам на

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №8. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/81

этнопедагогической основе, играя ключевую роль в формировании у каждого ученика навыков вербального общения т. е., коммуникативной компетенции, которая является важным показателем компетенции. Важно отметить, что в школьной практике нет других предметов, занимающиеся формированием данной компетенции кроме таких предметов, как киргизский язык и литература [3]. Однако, следует также признать, что в современных условиях навязывание или требование от учащихся старших классов учить классические образцы фольклорных произведений или малые жанры относящихся к песенно-музыкальному народному творчеству, а также заставлять их изучать строение, технологию изготовления тех или иных предметов народного декоративно-прикладного искусства вряд ли дадут нам желаемых, ожидаемых результатов. Так как в ситуации, когда среди молодежи культивируются иные ценности и их иерархия зависит от культурных и социальных реалий общества, не так-то просто привить им традиционные национально-культурные и духовные ценности, истоки которых берут свое начало с эпической культуры киргизского народа, где центральное место занимает уникальный памятник устного народного творчества эпос «Манас». Поэтому для осуществления таких масштабных задач, поставленных перед предметом киргизская литература, необходимо разработать методологическую основу, новые, понятные, эффективные, логически последовательные способы подачи соответствующих материалов, имеющих обучающий и воспитательный потенциал, которые реализуются в воспитании коллективизма, нравственности, эстетических и душевных чувств, а также социализации молодого поколения. На наш взгляд, в определении методики преподавания киргизской литературы в школах на этнопедагогической основе мы должны обращать внимание на истинные интересы, базовые социальные потребности учащихся, учитывать склонность молодых людей подражать тому, что социально ново и, наконец, принимать во внимание социально-психологические механизмы и поведенческие шаблоны молодых людей с учетом их возрастных особенностей. Помимо этого на уроках литературы учитель, анализируя те или иные жизненные ситуации, описанные в художественных произведениях или образов персонажей, должен выходить за рамки привычных для учащихся шаблонов ведения диалога, стимулируя развитие в них навыков критического мышления. Учитель должен уметь ставить проблемный вопрос с позиции учеников, создавать нестандартные речевые ситуации, способствующих развитию творческого мышления, креативности, следовательно, и их коммуникативно-речевые умения.

Преподавание киргизской литературы в старших классах на этнопедагогической основе непосредственным образом связано со сбором, изданием, а также популяризацией фольклора, мотивы которого часто встречаются в архитектонике художественных произведений. Поэтому данный метод не исключает из содержания урока таких ключевых вопросов литературы как, исторические предпосылки и условия зарождения, становления и развития киргизской профессиональной литературы, тема, сюжетные линии и композиция, система образов, идейно-художественное содержание и, наконец, жанровые особенности художественных произведений, их неразрывная связь с историей народа и целый спектр других не менее важных теоретических вопросов [4]. Наоборот, в преподавании киргизской литературы в старших классах на этнопедагогической основе сохраняется преемственность, гармонизация лучших традиций и педагогических идей ведущих отечественных ученых-литературоведов, к числу которых следует отнести таких известных ученых как Т. Саманчин, К. Иманалиев, К. Асаналиев, Ж. Таштемиров, Б. Маленов, Б. Алымов, Ш. Уметалиев, Н. Ишекеев, А. Мамбеталиев, И. Исамидинов, С. Рысбаев, А. Муратов и многих других. Как уже было отмечено выше, все идеи, разработки, методы, так или иначе связанные с вопросами

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №8. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/81

преподавания киргизской литературы в старших классах на этнопедагогической основе, должны не только использоваться, но и совершенствоваться и адаптироваться с учетом новых реалий и задач в рамках реализации данного подхода. Как известно, в области методики преподавания киргизской литературы существует достаточно много научно-практических исследований, разработки нетрадиционных форм занятий, дидактических принципов и правил, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Таким образом, преподавание киргизской литературы в общеобразовательных школах ведется согласно традициям, заложенным еще в прошлом веке, что свидетельствует о преемственности и устойчивости основных научно-теоретических положений в содержании учебного плана, принципов, форм, способов, средств и технологий обучения, в процессе которого остаются неизменными условия изучения научно-теоретической литературы, методы анализа и синтеза, обобщения передового опыта и, наконец, внедрения результатов исследований и экспериментов в практику.

Список литературы:

1. Муратов А. Кыргыз эл педагогикасы: табияты, таралышы жана тарыхы. 1-китеп. Бишкек, 2011. С. 8-58.

2. Сейткулов Н. А. Казак этнопедагогикасындагы бала жасына карай кезецге бeлYYHYн илимий-педагогикалык негиздери // Педагогика гылымынын докторы гылыми даражасин алу Yшин дайындалган диссертациянын авторефераты. ТYркстан, 2010. 20 с.

3. Рысбаев С. Кыргыз балдар фольклорунун педагогикасы. Бишкек, 2006. С. 13-64.

4. Батаканова С. Т. Мектепте керкем чыгармаларды талдоонун илимий-педагогикалык негиздери. Бишкек, 2010. С. 7-16.

References:

1. Muratov, A. (2011). Kyrgyz el pedagogikasy: tabiyaty, taralyshy zhana tarykhy. Bishkek. (in Kyrgyz).

2. Seitkulov, N. A. (2010). Kazak etnopedagogikasyndagy bala zhasyna karai kezeHge belYYnYn ilimii-pedagogikalyk negizderi. In Pedagogika gylymynyn doktory gylymi darazhasin alu Yshin daiyndalgan dissertatsiyanyn avtoreferaty, TYrkstan. (in Kyrgyz).

3. Rysbaev, S. (2006). Kyrgyz baldar fol'klorunun pedagogikasy. Bishkek. 13-64. (in Kyrgyz).

4. Batakanova, S. T. (2010). Mektepte kerkem chygarmalardy taldoonun ilimii-pedagogikalyk negizderi. Bishkek, 7-16. (in Kyrgyz).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 05.07.2022 г. 10.07.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Кенжешев К. Д. Методы и приемы преподавания киргизской литературы на основе принципов этнопедагогики в средней школе и современное состояние образования // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №8. С. 438-443. https://doi.org/10.33619/2414-2948/81/45

Cite as (APA):

Kenzheshev, K. (2022). Methods and Techniques of Teaching Kyrgyz Literature Based on the Principles of Ethnopedagogy in Secondary School and the Current State of Education. Bulletin of Science and Practice, 5(8), 438-443. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/81/45

® I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.