Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ'

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ИДЕИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ЭТАП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кенжешев Каныбек Дуйшеналиевич

Рассматриваются вопросы касающиеся развития концептуальных идей этнопедагогического образования в Киргизской Республике в первые годы независимости. Описана совокупность внешних и внутренних факторов, оказывавших непосредственное влияние на развитие идей, принципов, приемов, методов, форм и средств народной педагогики. Проанализированы определенные тенденции развития этнопедагогического образования в контексте идеологического хаоса, социальных катаклизмов и экономических потрясений в начальный период независимости. Рассмотрены факторы, обуславливающие доминирование зарубежных методов, приемов и форм обучения и отставание отечественной системы образования, присутствие в которой основных средств, идей и принципов этнопедагогики в настоящее время постепенно уменьшается. Все эти факторы, вне всякого сомнения, сказываются на процесс воспитания подрастающего поколения. В современных условиях глобализации резко возрастает угроза исчезновения многих языков, самобытных культур, а также этносов и в контексте таких процессов этнопедагогика приобретает особое значение и актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кенжешев Каныбек Дуйшеналиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL IDEAS OF ETHNOPEDAGOGY IN KYRGYZSTAN DURING THE YEARS OF INDEPENDENCE

The article discusses issues related to the development of conceptual ideas of ethno-pedagogical education in the Kyrgyz Republic in the first years of independence. In particular, a set of external and internal factors that had a direct impact on the development of ideas, principles, techniques, methods, forms and means of folk pedagogy is described. Namely, certain trends in the development of ethnopedagogical education in the context of ideological chaos, social cataclysms and economic upheavals in the initial period of independence are analyzed. The factors that determine the dominance of foreign methods, techniques and forms of education and the lag of the domestic education system, in which the presence of basic means, ideas and principles of ethnopedagogy is now gradually decreasing, are also considered. All these factors undoubtedly affect the upbringing of the younger generations. Moreover, it is no exaggeration to say that in the modern conditions of globalization, the threat of the disappearance of many languages, original cultures, and, consequently, ethnic groups are sharply increasing, and in the context of such processes, ethnopedagogy acquires special importance and relevance.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №8. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/81

УДК 371. 3: 494. 3 https://doi.org/10.33619/2414-2948/81/46

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КЫРГЫЗСТАНЕ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

©Кенжешев К. Д., канд. пед. наук, Бишкекский государственный университет, г. Бишкек, Кыргызстан, kkenzheshev@bhu.kg

DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL IDEAS OF ETHNOPEDAGOGY IN KYRGYZSTAN DURING THE YEARS OF INDEPENDENCE

©Kenzheshev K., Ph.D., Bishkek State University, Bishkek, Kyrgyzstan, kkenzheshev@bhu.kg

Аннотация. Рассматриваются вопросы касающиеся развития концептуальных идей этнопедагогического образования в Киргизской Республике в первые годы независимости. Описана совокупность внешних и внутренних факторов, оказывавших непосредственное влияние на развитие идей, принципов, приемов, методов, форм и средств народной педагогики. Проанализированы определенные тенденции развития этнопедагогического образования в контексте идеологического хаоса, социальных катаклизмов и экономических потрясений в начальный период независимости. Рассмотрены факторы, обуславливающие доминирование зарубежных методов, приемов и форм обучения и отставание отечественной системы образования, присутствие в которой основных средств, идей и принципов этнопедагогики в настоящее время постепенно уменьшается. Все эти факторы, вне всякого сомнения, сказываются на процесс воспитания подрастающего поколения. В современных условиях глобализации резко возрастает угроза исчезновения многих языков, самобытных культур, а также этносов и в контексте таких процессов этнопедагогика приобретает особое значение и актуальность.

Abstract. The article discusses issues related to the development of conceptual ideas of ethno-pedagogical education in the Kyrgyz Republic in the first years of independence. In particular, a set of external and internal factors that had a direct impact on the development of ideas, principles, techniques, methods, forms and means of folk pedagogy is described. Namely, certain trends in the development of ethnopedagogical education in the context of ideological chaos, social cataclysms and economic upheavals in the initial period of independence are analyzed. The factors that determine the dominance of foreign methods, techniques and forms of education and the lag of the domestic education system, in which the presence of basic means, ideas and principles of ethnopedagogy is now gradually decreasing, are also considered. All these factors undoubtedly affect the upbringing of the younger generations. Moreover, it is no exaggeration to say that in the modern conditions of globalization, the threat of the disappearance of many languages, original cultures, and, consequently, ethnic groups are sharply increasing, and in the context of such processes, ethnopedagogy acquires special importance and relevance.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, идеи этнопедагогического образования, этнорелигиозный этап.

Keywords: spiritual and moral values, ideas of ethno-pedagogical education, ethno-religious

stage.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №8. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/81

Обретение Кыргызстаном независимости в его новейшей истории останется исторически значимым событием, которое положило начало новому этапу его развития. Как известно, после обретения независимости перед государством предстояло решение масштабных и жизненно важных задач, касающихся в первую очередь определения нового политического курса, а также решения острых проблем, прежде всего, в социально-экономической сфере. Вместе с тем, на повестке дня стояли вопросы, связанные с поисками нового идеологического и внешнеполитического курса независимой страны, в которой социальные катаклизмы и экономические потрясения привели к трансформации массового сознания. Предпринимались первые попытки пересмотрения истории киргизского народа и возвращения к истокам в целях переосмысления и освоения исторического опыта предков. В контексте этих беспрецедентных социально-культурных преобразований появлялись совершенно новые культурные ценности, в которых не имели место устаревшие критерии общественной морали, следовательно, устоявшиеся стандарты, критерии постепенно уступали место новым взглядам, основанным на принципах демократии, плюрализма и полярности мнений. Таким образом, с наступлением новой эпохи, условия, диктуемые упомянутыми выше внешними факторами, имели сильное влияние как на социально-экономическую сферу, так и на культурную, духовную, морально-нравственную сферы жизни общества. Помимо упомянутых выше сфер общественной жизни, подобные глобальные изменения были и в области образования, доктрина которого изменилась кардинальным образом. Однако, можно без всякого преувеличения сказать, что резкий, неожиданный переход от одной системы образования на совершенно другую, в то время еще неизвестную систему, сопровождался катастрофическими последствиями, которые сказываются в системе образования и в настоящее время. Что касается реализации национальных идей, прививания подрастающему поколению исконно народных ценностей в сфере образования, то в данном направлении особое значение придавалось таким предметам, как киргизский язык и литература, которые имеют неразрывную связь с традициями народного воспитания, т.е., этнопедагогикой. Поскольку, во-первых, киргизский язык, киргизская литература и этнопедагогика, помимо других общих задач, имеют общую стратегическую цель, суть которой заключается в духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Следует отметить, что этнопедагогика является интердисциплинарной отраслью знания, т.е., помимо языка и литературы она развивалась в тесном взаимодействии с такими дисциплинами, как история, философия, этнография, социология, психология, этнолингвистика, этнокультурология и другими научными отраслями. В данном контексте важно отметить, что роль этнопедагогики возродилась после обретения страной независимости, поскольку в то время наблюдалась тенденция доминирования зарубежных форм и методов обучения и заметное отставание отечественной системы образования. Следует признать, что данная тенденция, которая сохраняется и в настоящее время, постепенно вытесняет элементы этнопедагогики и уменьшает ее присутствие в отечественной системе образования. Все эти факторы, вне всякого сомнения, сказываются на процесс воспитания подрастающего поколения. Более того, без преувеличения можно сказать, что в современных условиях глобализации резко возрастает угроза исчезновения многих языков, самобытных культур, а также этносов и в контексте таких процессов этнопедагогика приобретает особое значение и актуальность. Потому как обучение и воспитание на основе принципов этнопедагогики играет особую роль в формировании этнического самосознания подрастающего поколения и передачи им культурного, жизненного опыта предков и духовно-нравственных ценностей. В этой связи необходимо отметить, что

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №8. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/81

очень часто идеал поведения человека, пример нравственности и добропорядочности, представленный современной массовой культурой, в том числе западной, резко отличается от идеала, основанного на истоках культуры нашего народа. В данном контексте хотелось бы отметить идею Г. Н. Волкова о влиянии примера-идеала, который, по мнению ученого, олицетворяется во всех составляющих народной педагогики: это и фольклор, в котором так или иначе обозначен «талант высокой нравственности», и традиции, которые охватывают и народное искусство, и труд. В своей книге «Этнопедагогика» Г. Н. Волков предупреждает о том, что отрицательный пример может нести страшные последствия, особенно если он ложится на еще не окрепшую психику ребенка [4].

Упомянутые выше противоположные точки зрения относительно идеалов добропорядочности и духовно-нравственных ценностей наблюдается и в нашей современной отечественной системе образования. Так например, в киргизской народной педагогике одним из ценностных ориентиров является коллективизм, который на протяжении многих веков служил одним из наиболее эффективных принципов воспитания. Однако следует отметить, что в жизни современного общества зачастую культивируется идея индивидуализма, представленного современной массовой культурой, в том числе западной [3]. Идея коллективизма нашли яркое отражение в разных жанрах устного народного творчества, в частности, в таких киргизских пословицах как, Кепту жамандаган кемуусуз калат (Кто народ хулит, тот остается без погребения), Кеп менен керген — той (То, что с народом вместе испытал, равно тому, что на пиру бывал), Акылдуу элге тартат, акмак тууганына тартат (Умный заступается за народ, а глупый за родственников), Ата баласы болбосоц болбо, эл баласы бол (Сыном отца ты можешь не быть, но сыном народа быть обязан), Балыктын куну кел менен, жигиттин куну эл менен (Жизнь рыбы в воде, жизнь молодца с народом), Береке байда эмес — элде, кетмендеп иштелген жерде (Благодать не в бае, а в народе и в обработанном поле), Биреенун элинде султан болгончо, ез элицде ултан бол (Чем быть богатым султаном в чужом краю, лучше быть бедным на родной земле), Бир таш —тоо эмес, бир баш — эл эмес (Один камень — не гора, один человек (голова) — не народ), Баш акыл учун, акылман эл учун (Голова для ума, мудрец для народа) и во многих других.

Как известно, пословицы являются продуктом накопленной с годами мудрости народа, они затрагивают практически все сферы жизнедеятельности людей и различные явления жизни. Пословицы всегда имели воспитательный характер и содержали в себе некую педагогическую идею, обладая практическим характером, пословицы содержат в себе полезные наставления для юных поколений и выполняют образовательную функцию. Важно отметить, что пословицы и поговорки, а также другие малые жанры устного народного творчества учеными рассматриваются в качестве первого этапа развития этнопедагогики: Первый этап развития этнопедагогики - эмпирический, он включает в себя обобщение народного опыта воспитания подрастающих поколений в пословицах, поговорках, былинах, сказаниях, легендах и т.д. Устное народное творчество определяло ценности, идеалы, нормы поведения и черты личности, соответствующие представлениям этноса о нравственном идеале человека.

Следующий этап — этнорелигиозный, на данном этапе традиционный опыт воспитания этноса был отображен в письменных культурных памятниках, носивших религиозное и образовательное назначение. Так, важным памятником русской литературы, содержащим этнопедагогические сведения, стал «Домострой» — сборник советов по различным аспектам жизни человека и семьи. Домострой содержит в себе советы, основанные на изучении народного опыта воспитания детей «в труде, в учении, в страхе божьем».

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №8. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/81

Научно-практический этап связан с деятельностью философов, педагогов по изучению русской традиционной системы воспитания и педагогики в целом, с выделением их потенциала с тем, чтобы совершенствовать и развивать современную практику обучения и воспитания.

Исследование этноса, его культуры и опыта воспитания послужило началом к теоретическому исследованию этноса, в том числе связи образования с его культурой. Теоретико-методологический этап развития этнопедагогики связан с именем академика Г. Н. Волкова [4].

Однако следует признать и то, что относительно активного применения материалов народной педагогики в системе образования бытует и противоположное мнение, согласно которому идеи этнопедагогики рассматриваются как возврат в прошлое, как нечто устаревшее, не способное к развитию и отставшее от современности. На наш взгляд, несмотря на тотальное влияние виртуального пространства, интернета и социальных сетей на все, без исключения, сферы общественной жизни, высокую скорость развития информационно-коммуникативных технологий, медиаустройств, основы гуманистического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также народные ремесла, народная музыка, танцы, устное народное творчество, язык, которые рассматриваются и в качестве основных средств этнопедагогики, останутся незыблемыми, вечными, сакральными общечеловеческими ценностями, относительно которых невозможно руководствоваться лишь логикой и холодным расчетом. Здесь уместно привести мнение нашего великого соотечественника Ч. Айтматова о языковой экологии: Мир живет в языковом космосе. Языковая экология, исторически возникшая однажды, так же сложна и хрупка, как экология природная. Так же, как в природе, здесь нельзя руководствоваться исключительно лишь прагматическим соображением КПД — коэффицента полезного действия. КПД — полезно в автоматике, но не в культуре [1]. Такого же отношения требует и этнопедагогика, основными средствами которой, как уже было отмечено, являются: народные песни и музыка; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное творчество; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; праздники и, наконец, устное народное творчество. Богатство видов и жанров обусловлено разнообразием его социальных, бытовых, психотерапевтических и педагогических функций. Все упомянутые средства являются уникальными кодами, показателями этнокультурной идентичности, феномена художественного сознания и эстетической культуры народа. Поэтому этнопедагогическое воспитание не может быть устаревшим, отставшим от современности или не прогрессивным. Поскольку история таких развитых стран как Китай, Япония, Южная Корея, или Сингапур показала возможность сохранения базовых составляющих национальной идентичности в условиях глобализации и технического прогресса. Из сказанного следует, что научно-технические, культурные достижения не должны разрушать структуру национальной идентичности, которая отражается как в материальной, так и духовной культуре, миссия трансляции которой подрастающим поколениям принадлежит и этнопедагогике.

По мнению многих специалистов, в области этнопедагогического образования создана целостная система обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом специфических особенностей этносов, народностей и регионов их проживания. Такого же мнения придерживается и киргизский ученый И. Бекбоев, который в первые годы независимости начал изучать основные вопросы этнопедагогики и обозначил следующий его ключевой принцип: «Следует отметить, что основные принципы народной педагогики могут принести плоды именно в контексте воспитательного процесса того или иного конкретного народа» [3]. Если

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №8. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/81

брать реальную ситуацию, сложившуюся в современной системе образования нашей страны, то следует признать, что в ней доминирует идея индивидуализма, которая имеет непосредственное влияние на формирование сознания и поведения подрастающего поколения. Подобная, на первый взгляд, вполне безобидная тенденция может привести к разъединению общества. Иными словами, культивирование идеи индивидуализма может стать одним из факторов препятствующих консолидации гражданского общества в нашей стране.

Как уже неоднократно было отмечено, все без исключения основные средства этнопедагогики неразрывно связаны с языком, так как язык осуществляет функцию накапливания ценной информации, в том числе и житейского, духовного, педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. А также благодаря языку образуется единое духовное, культурное пространство. Что касается языковой политики в Кыргызстане, то следует отметить, что наша страна, наряду с Белоруссией, является страной, где русский язык наделен статусом официального языка, и в этом отношении Кыргызстан демонстрирует нетипичный для многих постсоветских стран исключительный пример не только либерального отношения к русскому языку, но и проявляет особую заботу о его сохранении и дальнейшем развитии в нашей стране. Именно благодаря таким факторам, как ни странно это звучит, в отдельных сферах общественной жизни русский язык используется чаще, чем государственный язык. По нашему мнению, данное обстоятельство имеет прямое влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на качество этнопедагогического образования в Кыргызстане. Поскольку популяризация эстетического, нравственного, экологического и этнопедагогического образования, которая создала целостную систему обучения и воспитания подрастающего поколения, осуществляется благодаря государственному языку.

Следует отметить, что уроки Народного учителя Киргизской Республики Б. Исакова проводятся с использованием идей, принципов, методов и средств народной педагогики, которые в процессе обучения активно применяются многими другими учителями. Несмотря на наличие таких достижений, существует ряд проблем, касающиеся главным образом специальных направлений обучения на этнопедагогической основе, из-за неразработанности которых возникают проблемные ситуации, связанные с применением конкретных средств этнопедагогики, направленных на формирование коммуникативной компетенции учащихся, т.е., их навыков и умений использования языка в реальных жизненных ситуациях. Из всего сказанного следует, что несмотря на динамику развития фундаментальных исследований, направленных на изучение концептуальных вопросов киргизской этнопедагогики, остаются ряд масштабных вопросов требующих дальнейших исследований. К числу подобных проблем, на наш взгляд, следует отнести такие задачи как конкретизация и определение стратегических задач обучения и воспитания на основе принципов этнопедагогики, формирование этнопедагогической компетентности, эпистемические и аксиологические аспекты, средства и источники этнопедагогики, основные принципы этнопедагогизации современного образования и целый спектр других не менее важных проблем, актуальность которых не вызывает никаких сомнений.

Список литературы:

1. Айтматов Ч. А. В соавторстве с землею и водою. Фрунзе: Кыргызстан, 1978. 406 с.

2. Алимбеков А. Кыргыз этнопедагогикасы. Бишкек, 1997.

3. Бекбоев И. Элдик педагогика деген эмне // Эне тил. Бишкек, 1992.

4. Волкова Г. Н. Этнопедагогика. М.: Academa, 2000.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru

Т. 8. №8. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/81

5. Муратов А. Кыргыз эл педагогикасы: табияты, таралышы жана тарыхы. 1-китеп. Бишкек, 2011.

References:

1. Aitmatov, Ch. A. (1978). V soavtorstve s zemleyu i vodoyu. Frunze. (in Kyrgyz).

2. Alimbekov, A. (1997). Kyrgyz etnopedagogikasy. Bishkek. (in Kyrgyz).

3. Bekboev, I. (1992). Eldik pedagogika degen emne. Ene til, Bishkek. (in Kyrgyz).

4. Volkov, G. N. (2000). Etnopedagogika. Moscow. (in Russian).

5. Muratov, A. (2011). Kyrgyz el pedagogikasy: tabiyaty, taralyshy zhana tarykhy. Bishkek. (in Kyrgyz).

Работа поступила в редакцию 05.07.2022 г.

Принята к публикации 10.07.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Кенжешев К. Д. Развитие концептуальных идей этнопедагогики в Кыргызстане в годы независимости // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №8. С. 444-449. https://doi.org/10.33619/2414-2948/81/46

Cite as (APA):

Kenzheshev, K. (2022). Development of Conceptual Ideas of Ethnopedagogy in Kyrgyzstan During the Years of Independence. Bulletin of Science and Practice, 8(8), 444-449. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/81/46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.