Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ДОШКОЛЬНИК / ВОСПИТАНИЕ / ЖИВОПИСЬ / ПЕЙЗАЖ / НАТЮРМОРТ / ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шашкова Л.С., Ивакина А.Д.

В статье рассматриваются основные методы и приемы ознакомления с жанровой живописью детей старшего дошкольного возраста в условиях познавательно-исследовательской деятельности, а также принципы, на которых строится работа в данном направлении.The article discusses the main methods and techniques familiarization with the genre painting of children of senior preschool age in the conditions of informative-research activities, as well as the principles on which the work in this direction

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шашкова Л.С., Ивакина А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2000. - 200 с.

3. Корель Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики. - Новосибирск: Наука, 2005. - 424 с.

4. Мороз, А. Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автореф. дисс. д-ра пед. наук / А. Г. Мороз. - Киев: КГУ, 2006. - 50 с.

5. Степанов, С. С. Популярная психологическая энциклопедия / С. С. Степанов. - М.: Эксмо, 2005. - 672 с.

6. Царегородцев, Г. И. Философские проблемы теории адаптации / Г. И. Царегородцев. - М.: Мысль, 2005. - 277 с.

7. Фролов, А. Г., Хомочкина, С. А., Матушанский, Г. У. Адаптация преподавателя к профессионально-педагической деятельности в высшей школе / А. Г. Фролов, С. А. Хомочкина, Г. У. Матушанский. - Казань, 2006. - 10 с.

Шашкова Л. С. 2 курс магистратуры Ивакина А.Д. 2 курс магистратуры

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, Республика Крым, г. Симферополь МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: В статье рассматриваются основные методы и приемы ознакомления с жанровой живописью детей старшего дошкольного возраста в условиях познавательно-исследовательской деятельности, а также принципы, на которых строится работа в данном направлении.

Ключевые слова: дошкольник, дошкольники, воспитание, живопись, пейзаж, натюрморт, портрет.

Annotation: the article discusses the main methods and techniques familiarization with the genre painting of children of senior preschool age in the conditions of informative-research activities, as well as the principles on which the work in this direction

Keywords: preschooler, preschool, education, painting, landscape, still life, portrait.

Цель статьи: Освещение основных методов и приемов ознакомления с жанровой живописью детей старшего дошкольного возраста в условиях познавательно-исследовательской деятельности.

Актуальность исследования: Ознакомление с жанровой живописью детей дошкольного возраста в условиях познавательно-исследовательской деятельности является важной составляющей работы по художественно-эстетическому развитию.

Изучением вопросов ознакомления с живописью в дошкольном возрасте занимались: Григорьева Г.Г., Комарова Т.С., Мелик-Пашаева А.А., Полуянова Ю.А., Зубарева Н.М.

Однако, недостаточно раскрытыми остаются методические основы ознакомления с жанровой живописью детей старшего дошкольного возраста в условиях познавательно-исследовательской деятельности.

В дошкольных учреждениях существуют различные подходы к изложению материала по жанровой живописи. Различные методики, которые зачастую основываются на игровой форме.

Одним из эффективных видов изучения жанровой живописи является изучение произведения, на основе которого описывается картина. Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Рассматривая произведение живописи, воспитатель интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное. Такие методы помогают ребенку легче понять содержание картины, а также пополнить словарь. Таким образом, достигаются сразу две цели творческого развития ребенка. [2; 24]

Визуальное изучение репродукций картин на занятиях требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.

1. Для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»

2. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

3. Для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

4. Для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей.

5. Детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «покажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».

6. Для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».

7. Приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарём. Это требует от воспитателя искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства. [1; 36]

Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель его изучает, определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для описания.

Восприятие произведений живописи требует от дошкольников умений не только пользоваться определённым изобразительным словарём, интонационно произносить фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине.

Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы. [4; 53]

Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью.

Пояснение - широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете.

Сравнение - повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

Акцентирование деталей - усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том.что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода - вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Такой метод действует на эмоциональное состояние детей, а также вызывает ответные реакции, особенно у застенчивы детей, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов - приём «вхождении» в картину. Детям предлагается

представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

Также одним из эффективных методов ознакомления дошкольников с жанровой живописью является метод музыкального сопровождения, который представляет собой следующее - звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. Тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя. [2; 30]

Этапы ознакомления дошкольников с живописью.

Первый этап - искусствоведческий рассказ педагога

Использование рассказа предлагаемой картины возможно до тех пор, пока дети не начнут грамотно и с полным пониманием отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и в их ответах будет четко прослеживаться логическое изложение описания картины.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Картины различных художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий».

Чтобы сформировать у дошкольников свое эмоционально-личностное отношение к картине, которое должно характеризоваться развёрнутостью. Для этого воспитатель должен спровоцировать эмоциональные ассоциации, которые необходимо использовать при изложении рассказа-образца используя личностное отношение педагога к картине.

Как показал опыт применения такого метода, после неоднократного применения воспитателем рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться. [5; 49]

Второй этап

Задачи:

1. Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,

2. Выделять выразительные средства,

3. Формировать умения «читать» картины,

4. Мотивировать эмоционально-личностное отношение к

произведению.

Данный метод строится противоположно предыдущему. Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Анализ картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Такие вопросы способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантов - педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов - изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

На втором этапе вместо рассказа - образца из личностного отношения педагога используются разнообразные вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

Длительное применение рассказа - образца может привести к пассивному восприятию произведения.

Третий этап

Задачи:

1. Формирование творческого восприятия картины.

2. Сравнение изображенного с личным опытом.

3. Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств.

Приём водится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Вывод. В данной статье нами приведены примеры самых эффективных методов и приемов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью. Применение этих методов положительно сказывается не только на творческом развитии ребенка, но также развивает его речь, восприятие цвета, развивает память, расширяет кругозор.

Образовательные линии по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью направленные на ознакомление детей с красотой природы, окружающего мира, являют собой

познавательный характер. Также стоит отметить, что работа в данном направлении является важной, так как именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формирование его эстетическое восприятие окружающего мира и нельзя допустить, чтобы этот аспект получил ошибочное направление. Крайне важно дать ребенку верное понимание отличий и разницы между разными направлениями жанров в живописи, чтобы его творческие способности получили развитие в правильном направлении.

Использованные источники:

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2000.

2. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1998.

3. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5 - 7 лет. М., «Просвещение», 1969.

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990.

5. Комарова, Т.С., Мелик-Пашаева А.А., Полуянова Ю.А. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию», М., П., 1991.

6. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество.- М., 2005. - 160 с.

Шемякина И. С. учитель начальных классов первая квалификационная категория Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск "

"Средняя школа № 33 " Россия, г. Архангельск ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ГЛАЗАМИ МОЛОДОГО

ПЕДАГОГА

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме внедрения профессионального стандарта педагога. Coomeemcmeyem ли молодой специалист требованиям стандарта? Проанализировав данный документ, пришла к выводу, что он даёт понять, кто может носить высокое звание «Учитель», каким он должен быть и к чему стремиться молодому педагогу.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, квалификация педагога.

Annotation: The article is devoted to the topical problem of implementation of the professional standard of the teacher. Whether a young professional standard requirements? After analyzing this document, I came to the conclusion that it makes clear who can carry the high title of "Teacher", how it should be and to strive for the young teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.