KARIKH Victoria Vyacheslavovna and others FORMATION OF AN AESTHETIC ATTITUDE TO...
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
VTTk" ISO 09? 7 I iTi I 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0
•УДЛ. Ijy.VZZ. / |(сс) (jjCS) Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0076 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
© Автор(ы) 2021 SPIN: 9283-8949 AuthorlD: 336819 ORCID: 0000-0002-2324-4011
КАРИХ Виктория Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Карла Маркса, 1, e-mail: [email protected]) ORCID: 0000-0002-3922-2597
ШЕНОЕВА Виктория Германовна, студентка бакалавриата Иркутский государственный университет (664053(664003, Россия, Иркутск, улица Карла Маркса, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель: научное обоснование и разработка педагогических условий формирования эстетического отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи. Методы: комплекс диагностических процедур включал в задания, разработанные В.С. Мухиной, Е.М. Торшиловой Т.В. Морозовой, Р.М. Чумичевой, направленные на оценку структурных компонентов эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста. Это: видеть красоту в окружающей среде (когнитивный), умение выражать эстетическое отношение к природе родного края (деятельностный), способность передать чувства (эмоциональный). Результаты: что большинство детей старшего дошкольного возраста находятся на среднем уровне сформи-рованности эстетического отношения (умения использовать средства выразительности, видеть и выделять красоту, гармоничность, изящества объектов и явлений природы, умение отражать её эстетику в продуктивной деятельности и проявлять ценностно-бережное отношение). Исходя из результатов проведенной экспертизы «Центра изобразительного искусства», можно сделать следующий вывод что развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе скудная для формирования эстетического отношения к природе родного края через пейзажную живопись. Научная новизна: использование пейзажной живописи как средство формирования эстетического отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о формировании эстетического отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: старшие дошкольники, эстетическое отношение, природа родного края, пейзажная живопись.
FORMATION OF AN AESTHETIC ATTITUDE TO THE NATURE OF THE NATIVE LAND IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH LANDSCAPE PAINTING
© The Author(s) 2021
KARIKH Victoria Vyacheslavovna, candidate of psychological sciences, Associate Professor of the Department of
Psychology and Pedagogy of Preschool Education Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, street Karl Marks, 1, e-mail:[email protected]) SHENOEVA Victoria Germanovna, undergraduate student Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, street Karl Marks, 1, e-mail: [email protected]) Abstract. Purpose: scientific substantiation and development of pedagogical conditions for the formation of an aesthetic attitude to the nature of the native land in older preschool children through landscape painting. Methods: the complex of diagnostic procedures included tasks developed by V S. Mukhina, E. M. Torshilova, T. V. Morozova, and R. M. Chumicheva, aimed at evaluating the structural components of the aesthetic attitude of older preschool children. These are: to see beauty in the environment (cognitive), the ability to express an aesthetic attitude to the nature of the native land (activity), the ability to convey feelings (emotional). Results: that the majority of children of the senior preschool age are at the average level of formation of the aesthetic attitude (ability to use means of expressiveness, to see and allocate beauty, harmony, grace of objects and phenomena of nature, ability to reflect its aesthetics in productive activity and to show value-careful attitude). Based on the results of the examination of the "Center of Fine Arts", we can conclude that the developing subject-spatial environment in the senior group is poor for the formation of an aesthetic attitude to the nature of the native land through landscape painting. Scientific novelty: the use of landscape painting as a means of forming an aesthetic attitude to the nature of the native land in older preschool children. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when considering questions about the formation of an aesthetic attitude to the nature of the native land in older preschool children.
Keywords: senior preschoolers, aesthetic attitude, the nature of their native land, landscape painting.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Природа является важнейшим средством воспитания и развития детей. Именно живопись, по мнению Г.В. Трабла, является тем одним эмоциональным, ярким и распространенным видом изобразительного искусства, в котором краски используются для передачи реального мира. Обладая эстетическим эффектом, живопись духовно обогащает и развивает творческое начало и творческую активность в человеке. Сущностным ядром жанровых картин всегда является человек, его действия, поступки, чувства, мысли. Важно заметить, дошкольный возраст является фун-
даментом развития духовного облика личности (Н.М. Зубарева, В.А. Езикеева, В.Я. Кионова, Н.В. Краснова, Е.В. Лебедева, Л.А. Фаева, В.С. Митрофанова, Н.П. Сакулина, Е. А Флерина, Т.Я. Шпикалова).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования акцент сделан на полноценное художественно-эстетическое развития ребенка в контексте решения на практике таких задач как: вызывать эмоционально-эстетический, нравственно-эмоциональный отклик на прекрасное в окружающей действительности и искусстве; знакомить с методологическими элементами знаний; развивать способность адекватно воспринимать и оценивать произведения изо-
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
КАРИХ Виктория Вячеславовна и другие ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ...
бразительного искусства; формировать личностно-значи-мую позицию, учить высказывать собственное мнение, отношение, оперировать методологическими знаниями, художественными понятиями, образными выражениями, сравнениями, метафорами.
Именно этому вопросу в своих исследованиях уделяли внимание О.Г. Алавидзе, И.Г. Белявский, Н.С. Боголюбов, Е.В. Гончаров; Е.И. Крупник, А.А. Мелик-Пашаев, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон; Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, В. А. Езикеева, Н. М. Зубарева, Р. М. Чумичева, А. М. Чернышова и др. Л.С. Выготский отмечал, что искусство есть орудие общества [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Сегодня актуален вопрос определения теоретико-методологических основ категории «эстетическое отношение» [2-5].
В исследовании С.А. Киселевой рассмотрено развитие идеи формирования эстетического ценностного отношения к природе в ходе развития образовательной теории и практики. Раскрыта актуальность проблемы в ключе необходимости формирования «опережающей культуры» личности учащихся в интересах устойчивого развития. Особое внимание автором уделяется анализу культурно-экологического, эколого-гуманистического, эколого-эсте-тического подходов как ведущих в проблеме формирования эстетического ценностного отношения к природе [6].
Возрастает количество исследований по вопросам формирования эстетического отношения к окружающему миру в процессе художественной деятельности у детей старшего дошкольного возраста [7-9].
Обосновывается актуальность исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить противоречия:
- между необходимостью формировать у детей дошкольного возраста эстетическое отношение в соответствии с социальным заказом и отсутствием целостной системы работы в данном направлении в дошкольных образовательных организациях;
- между потенциалом пейзажной живописи в формировании эстетического отношения к природе родного края и не разработанностью педагогических условий использования пейзажной живописи в этом аспекте.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель: апробировать педагогических условий формирования эстетического отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи. Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция В.Н. Мясищева о психологической природе отношения; теория эстетического отношения (В.А. Деркунская, И.А. Лыкова, А.Г. Рындина); концепция А. А. Мелик-Пашаева об эстетическом отношении человека к миру; идеи Р.М. Чумичевой об ознакомление детей дошкольного возраста с пейзажной живописью.
Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью определения ключевых понятий исследования. 2. Выявить особенности эстетического отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста и определить организационно-педагогические условия для их формирования. 3. Апробировать педагогические условия формирования эстетического отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи.
Используемые методы, методики и технологии.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования. Это теоретические методы исследования: анализ и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме. Эмпирические методы: беседа, наблюдение за процессом создания художественного образа, диагностические задания, анализ и интерпретация продукта детской деятель-ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005
ности. Математико-статистические методы: вычисление и сопоставление среднего арифметического показателя (Т-критерий Стьюдента).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В литературе понятие «отношение» чаще рассматривается учеными через понятие «позиция личности» (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович; Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, П.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин; V Strassez, W. Stern, A. Adler). Для нашего исследования важное значение имеют концептуальные подходы психолога В.Н. Мясищева, который показал, что психологические отношения формируются в процессе психологического развития субъекта и представляют целостную систему индивидуальных созидательных связей с различными сторонами объективной действительности [10].
Анализ исследовательской литературы и материалы наших экспериментальных данных свидетельствуют о наличии целого взаимосвязанного «ансамбля субъективных отношений», присутствующий в детском художественно-эстетическом опыте. Это: эмоциональные, эстетические, художественные и оценочные.
Мы считаем, что становление этих субъективных отношений составляют одну из сторон художественно-творческого процесса. Наши наблюдения подчеркивают тот факт, что именно активно-преобразующая художественная деятельность ребенка как субъекта развивает, определяет, укрепляет и направляет систему его отношений в целостной Картине Мира; действия и переживания вызываемые объектом у разных детей избирательны и различны. Следовательно, система субъективных отношений выражает активную, избирательную позицию личности ребенка-дошкольника мыслительных процессов, художественной деятельности, поступков.
Вместе с тем, в художественной деятельности у ребенка развиваются Субъектно-Объектные отношения (в процессе замысливания и создания образа) и Субъектно-Субъектные отношения (стремление воздействовать на других людей результатом своей художественно-творческой деятельности через художественную форму и содержание; общение по поводу данной деятельности (анализ, оценка конечного продукта; выполнение коллективных работ и т.п.)). Субъектно-объектные отношения доминируют в силу возрастных особенностей и специфики данного вида деятельности. Кроме того, художественная изобразительная деятельность без субъективного, индивидуального восприятия и видения целостной Картины Мира теряет свой личностный смысл, свое субъективное отношение к Миру через Художественную Картину Мира.
По мнению Е.А. Флериной, Г.Л. Лабунской, Л.А. Раевой, Н.Ф. Ярышевой и других исследователей пейзажная живопись наиболее близка дошкольнику, потому, что в произведениях этого жанра отображается то, что ребенок постоянно видит то, что его окружает в обыденной жизни.
Исследования В.А. Езикеевой, Н.М. Зубаревой, Т.С. Комаровой показали, что наиболее полно и осознанно произведения искусства воспринимают дети шестого года жизни. В силу особенностей возраста они могут проанализировать содержание произведения, понять и выделить такие средства выразительности как композиция, цвет, ритм.
В старшем дошкольном возрасте есть необходимые предпосылки для становления эстетического отношения. Это: достаточный уровень сформированности художественной деятельности; наличие основы художественного восприятия; при помощи процессов памяти старший дошкольник запечатлевает, сохраняет и воспроизводит достаточный объем информации, которой он пользуется при сопоставлении вновь поступивших впечатлений с уже имеющимися для составления собственного образа мира; активно задействуется художественное мышление для художественно-образного познания окружающей
KARIKH Victoria Vyacheslavovna and others FORMATION OF AN AESTHETIC ATTITUDE TO...
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
действительности; в старшем дошкольном возрасте наряду с другими процессами включается художественное воображение, способствующее созданию оригинальных образов; дети шестого года жизни способны воспринимать не только содержание произведения искусства, но и средства выразительности, что важно для понимания и создания художественного образа.
Понятие «эстетическое» относится к философским и является самостоятельной категорией которая имеет несколько трактовок, обозначая: чувственное познание, по мнению А.Г. Баумгартена, выразительное бытие по мнению А.Ф. Лосева, а Л.С. Столович определяет, как форму ценностного отношения к тому, что в окружающем мире выражает чувства.
Эстетическое отношение, в частности к природе, есть система избирательных связей с эстетическими качествами объектов природы, включающее в себя эмоциональный отклик, стремление к преобразованию окружающего [11].
Эстетическое отношение - это система художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира [12].
Рассматривая сущность эстетического отношения, В.А. Деркунская, А.Г. Рындина выделяют его три структурные составляющие, которые будут отражаться в нашем исследовании: эстетическая чуткость, эстетическое оценивание и эстетическая деятельность [13].
Итак, эстетическое отношение есть комплекс положительно-эмоциональных связей ребенка с природой родного края при котором он способен видеть и выделять красоту, гармоничность, изящества объектов и явлений природы, умение отражать её эстетику в продуктивной деятельности и проявлять ценностно-бережное отношение [14].
На констатирующем этапе мы изучили особенности эстетического отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста и ресурсные возможности организационно-педагогических условий, применяя такие методики как: «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое» (В.С. Мухина); «Пейзаж» (Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова); «Как звучит картина» (Р.М. Чумичева), наблюдение.
Из 40 детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента мы констатировали средний уровень с большим преимуществом. Что является теоретико-прикладным аспектом доказательства сензитив-ности изучаемого нами возраста в формировании эстетического отношения к природе родного края.
Так, при выполнении «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое» было выявлено, что на высоком уровне находятся 20% детей, на среднем уровне - 65% и низком - 15% детей соответственно; «Пейзаж» - на среднем уровне находятся 60% детей, низком - 20% и высоком - 20%; «Как звучит картина» - на высоком уровне находятся 10% детей, среднем - 55% и низком - 35%. Дети положительно относились к предложенному заданию, но эмоционально-личностное отношение слабо выражено. Они затруднялись в передаче средств выразительности. Например, «Этот рисунок я нарисовал красиво, потому что он веселый, а этот мне не нравится он некрасивый» (Олег М.). Название своему рисунку дети давали не всегда, описание рисунка сводилось к простому перечислению деталей. «Здесь я нарисовала дом, цветы и забор этот рисунок мне нравится, а тут некрасиво грязно, тучи, лужи» Маша А.). Образы детей не отличались оригинальностью, большинство изображали солнце, цветы, лужи, тучи. Детям было трудно узнать настроение и эмоциональный фон картины, но с помощью подсказки взрослого. Они могли объяснить, почему им понравилась картина, какие ассоциации появились, какое настроение она вызвала. Например, «Печальная грусть, потому что она темная, нет ярких цветов» (Макар В.); «... хорошо, потому что она выглядит теплой» (Ира М.). Описывали без интереса, речь эмоционально не окрашена. Сильное затруднение вызвало
вспомнить стихотворение, которое связано с настроением данного произведения, многие дети читали одну или две строки из известных стихотворений («Лето, лето, красное пропело»).
Исходя из результатов проведенной экспертизы «Центра изобразительно искусства», можно сделать следующий вывод: развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе скудная для формирования эстетического отношения к природе родного края посредством пейзажной живописи. Отсутствуют произведения пейзажной живописи с природой родного края для группового рассматривания в большом формате; алгоритмы для анализа пейзажей, дидактические игры, пооперацио-нальные карты, альбомы для рассматривания. Педагогам необходимо уделить внимание обогащению «Центра изобразительно искусства» группы, тем самым, создавая условия для формирования эстетического отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста через пейзажную живопись.
Для определения компетентности 13 педагогов в области формирования эстетического отношения к природе родного края через пейзажную живопись мы использовали следующие методы: анкетирование, анализ планов, наблюдение за образовательной деятельностью. Так, сформированность когнитивного компонента у большинства педагогов (60%) находится на низком уровне. Воспитатели не имеют представлений о формировании эстетического отношения к природе родного края через пейзажную живопись у детей. Сформированность дея-тельностного компонента свидетельствует о доминировании низкого уровня (65%) для которого характерно отсутствие приемов формирования эстетического отношения к природе родного края через пейзажную живопись в образовательной деятельности. Педагоги не рассматривают пейзажи родного края с детьми, не используют искусствоведческие рассказы при рассмотрении пейзажной живописи, не задают вопросы, связанные с формирование субъектного эстетического отношения к изображаемому. У 50% педагогов выявлен низкий уровень сформированное™ рефлексивного компонента. Педагоги не анализируют и не оценивают свою профессиональную деятельность для улучшения качества образовательной деятельности с детьми.
Для определения уровня когнитивной компетентности родителей в вопросах формирования эстетического отношения у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено анкетирование. Полученные данные свидетельствовали о доминировании низкого уровня (55%) у родителей. Родители не имеют теоретических знаний о формировании эстетического отношения к природе родного края. В процессе воспитания у них отсутствует работа, направленная на использование имеющихся знаний в области формировании эстетического отношения к природе родного края; не имеют представления о эстетическом отношении к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста; навыки формирования эстетического отношения к природе родного края у этих родителей сформированы в недостаточной мере или отсутствуют.
В рамках формирующего этапа исследования нами была выстроена последовательная работа по формированию эстетического отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи. Цель формирующего этапа: апробировать педагогические условия, способствующие формированию эстетического отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи.
I этап - «Подготовительный». Цель: расширять представления детей и вызвать интерес к пейзажной живописи посредством обогащения «Центра изобразительного искусства» материалами для формирования эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста. С этой целью мы спланировали обогащение нескольких центров предметно-пространственной среды. Например, по теме
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
КАРИХ Виктория Вячеславовна и другие ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ...
недели «Мой край. Уникальное озеро Байкал» в «Центр изобразительного искусства» мы поместили репродукции пейзажной живописи родного края Н. Кузнецова «Байкал; А. Жилин «Байкал, Сарма идет!»; фланелеграф с сменным фоном, деталями для составления байкальского пейзажа (цветы, озеро Байкал, деревья, облака, птицы обитающие на Байкале, водные обитатели Байкала; ватные диски; гуашь (12 цветов); палитру; акварельную бумагу); в «Центр речевой деятельности» разместили картинки с изображением пейзажей, флоры и фауны Байкала для составления разных видов рассказа, карточки для пиктографических писем.); в «Центр игровой деятельности» -дидактические игры «Природа Байкала» (картинки с изображением особенностей флоры и фауны озера Байкал), «Подбери картинку» (карточки с эмоциями и пейзажи с разными природными явлениями); макет озера Байкал с передвижными деталями; в «Литературный центр» - сказку Г. Кунгурова «Богатырь Байкала»; стихи А. Горбунова «На Ольхоне», «Омули», «На Байкале»; энциклопедию С.М. Асламовой, С.М. Сергиенко «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу». Оснащая центры в группе, мы учитывали уровень эстетического отношения детей, используя на практике индивидуальны подход, дифференцировали задания.
II этап - «Основной». Цель: формировать эстетическое отношение к природе родного края детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи. В рамках реализации второго этапа формирующего эксперимента мы составили тактическое и оперативное планирование образовательной деятельности с детьми по направлению художественно-эстетического развития; разработали технологические карты занятий. Обогатили содержание сюжетно-ролевых игр: «Мастерская», «Художественная школа», «Галерея», «Экскурсоводы». Изготовили вместе с детьми дидактические игры, игры-паззлы, игры-вкладыши «Закончи картину», игры с карточками «Шифровальщик», «Волшебные краски»; малоподвижные игры «Зазеркалье» и игры этюды.
Для более эффективного и качественного продвижения в художественной деятельности ребенку необходимо «вживаться» в разные субъектные позиции для выражения эстетического отношения. Благодаря переходу в реальном взаимодействии из одной позиции в другую осуществляется обогащение детского субъектного художественного опыта. Приведем некоторые позиции ребенка как субъекта: 1. «Я - зритель, слушатель, писатель». В этой позиции происходит сотворчество ребенка с автором произведения. Ребенку важно понять идею произведения, прочувствовать и увидеть ее «глазами» автора, выработать и аргументировать свою позицию, свое отношение «глазами» рецензента. 2. «Я - критик». В этой позиции ребенок пробует себя в художественных высказываниях, суждениях, умозаключениях соотнеся позиции автора и реципиента. 3. «Я - художник, музыкант, писатель». В этой позиции ярко проявляется самостоятельность ребенка, его творческая устремленность и активность, так как ребенок является автором собственного продукта, художественного образа, в котором отражает свое видение, отношение, понимание окружающей действительности и произведений искусства, используя для этого разные средства выразительности и т.д.
Проведены практико-ориентированные формы работы с педагогами: семинар-практикум «Создание среды для формирования эстетического отношения к природе родного края в процессе ознакомления детей с пейзажной живописью; тренинг «Искусствоведческий рассказ как прием ознакомления дошкольников с пейзажной живописью»; семинар «Формирование эстетического отношения к природе родного края». Так же нами была проведена работа с родителями: мастер-класс по нетрадиционным техникам изображения пейзажей; семинар-практикум о значении эстетического отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста и искусствоведческом рассказе как способе формирования эстетического ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005
отношения к природе родного края.
ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.
Для определения эффективности проведенной работы, мы провели контрольный срез и выявили положительную динамику у детей. Результаты сравнительного анализа по Т-критерию Стьюдента составили значение t эмп. = 3,16 t крит. = 2,77 (n=12), при р=0,01. Следовательно, наблюдаемые различия статистически значимы.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования.
Формированию эстетического отношения к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной живописи способствуют такие педагогические условия как:
- обогащение «Центра изобразительного искусства» для поддержания интереса детей старшего дошкольного возраста к пейзажной живописи иркутских художников;
- разработка системы непосредственно-образовательной деятельности, направленной на формирование эстетического отношения у детей старшего дошкольного возраста через пейзажную живопись;
- консультирование педагогов и родителей по вопросам формирования эстетического отношения у детей старшего дошкольного возраста.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.
В заключение хочется отметить, проведённая нами работа не является окончательным решением проблемы. В качестве перспективных исследовательских идей можно рассматривать такие, как дальнейшее исследование эстетического отношения к природе родного края посредством других видов искусства и продуктивной деятельности, а также особенности эстетического отношения мальчиков и девочек.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. —М.: Просвещение, 2011. — 124 с.
2. Радеев А.Е. Спор об эстетическом отношении: история и проблем //Вопросы философии. 2017. № 5. С. 35-44.
3. Слуцкая И.И. Эстетическое отношение к действительности в формировании гуманитарной культуры личности // Система ценностей современного общества. 2015. № 39. С. 13-17.
4. Мелик-Пашаев А. Личность и эстетическое отношение к действительности // Свободная мысль. 2014. № 1 (1643). С. 173-188.
5. Голощапова О.В. Эстетическое как универсальная форма отношения человека к художественному и реальному миру //Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 10. С. 79-84.
6. Киселева С.А. Формирование эстетического ценностного отношения к природе: историко-педагогический контекст // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2. № 5. С. 101-108.
7. Шабанова И.В., Колосова Л.В., Черницких С.В. Формирование у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру через использование нетрадиционных техник рисования // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2016. № 3 (10). С. 48-50.
8. Рындина А.Г. Красивое порождает доброе: развиваем эстетическое отношение дошкольников к миру и человеку // Детский сад: теория и практика. 2017. № 2. С. 96-103.
9. Погосян К.Ю. Методические рекомендации по развитию эстетического отношения к окружающему у детей старшего дошкольного возраста в рисовании //Наука и образование: тенденции и перспективы. 2015. № 1 (2). С. 23-25.
10. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. — М.: МПСИ, 2011. — 398 с.
11. Пашинцева В.Н. Педагогические средства и способы формирования эстетического отношения старших дошкольников к природе // Фундаментальные исследования. 2008. № 7. С. 83-85.
12. Лыкова И.А. Изобразительное искусство в детском саду: от базовых понятий к педагогической модели (терминологический лабиринт) //Детский сад: теория и практика. 2016. № 7. С. 6-16.
13. Деркунская В.А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 112 с.
14. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. —М.: Просвещение, 1985. — 96с.
Статья поступила в редакцию 26.05.2021
Статья принята к публикации 27.11.2021