Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА УРОКАХ С МЛАДШИМИ'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА УРОКАХ С МЛАДШИМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК МУЗЫКИ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC LESSON / SPEECH DISORDERS / MUSICAL AND SPEECH CORRECTION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Башкатова М.Ю.

В статье поднимается вопрос возможности использования благоприятной эмоциональной атмосферы урока искусства для организации условий коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а именно не меняя главной цели урока - формирование общей музыкальной культуры детей с ОВЗ организовать работу во взаимосвязи с приемами коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Башкатова М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES OF MUSIC THERAPY IN LESSONS WITH YOUNGER CHILDREN

The article raises the question of the possibility of using the favorable emotional atmosphere of an art lesson to organize conditions for corrective work with children with disabilities, namely, without changing the main purpose of the lesson - the formation of a common musical culture for children with disabilities to organize work in conjunction with correction methods.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА УРОКАХ С МЛАДШИМИ»

УДК 378.02

Башкатова М.Ю. студент 3 курса филиал СГПИ РФ, г. Буденновск научный руководитель: Коржевская Е.Н. ст преподаватель филиала СГПИ

г. Буденновск

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА УРОКАХ С

МЛАДШИМИ

Аннотация:В статье поднимается вопрос возможности использования благоприятной эмоциональной атмосферы урока искусства для организации условий коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а именно не меняя главной цели урока -формирование общей музыкальной культуры детей с ОВЗ организовать работу во взаимосвязи с приемами коррекции.

Ключевые слова: урок музыки, нарушения речи, музыкально-речевые коррекционные технологии.

Bashkatova M. Yu. 3rd year student Russian Federation, Budennovsk Supervisor: Korzhevskaya E.N. senior lecturer of the branch of the Saratov state pedagogical University

Budennovsk

METHODS AND TECHNIQUES OF MUSIC THERAPY IN LESSONS

WITH YOUNGER CHILDREN

Annotation. The article raises the question of the possibility of using the favorable emotional atmosphere of an art lesson to organize conditions for corrective work with children with disabilities, namely, without changing the main purpose of the lesson - the formation of a common musical culture for children with disabilities to organize work in conjunction with correction methods.

Key words: music lesson, speech disorders, musical and speech correction technologies.

Формирование потребности в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению знаниями, умениями, навыками

провозглашаются одной из главных педагогических целей современности. И наиболее эффективными средствами для реализации этой цели располагают предметы: рисование, технология, музыка, ритмика. Именно уроки творчества обладают потенциальной способностью разбудить в подрастающем человеке потребность в продуктивном самовыражении - при условии чуткого и умелого руководства и грамотной, деликатной оценки его деятельности [2].

Необычность проведения урока музыки в классе, где учатся дети с ЗПР, впрочем, как и любого другого предмета, заключается в необходимости постоянно включать в урок ряд технологий: организация охранительного режима; регуляция эмоционального состояния: развитие моторных систем организма; формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

Переход ученика из дошкольного образования в младшую школу сопровождается определенным психологическим дискомфортом, изменение требований, отношение к ученикам как к более самостоятельным и ответственным. Изменение условий обучения нередко приводит к ухудшению успеваемости, учителя-логопеды замечают в процессе проводимых индивидуальных диагностических обследований. Поэтому преемственность в работе по систематическому развитию речи на уроках в начальной школе, учителей-логопедов, педагога-психолога, воспитателей обеспечивает наибольший успех в своевременном исправлении речи у детей.

Работа по развитию речи у детей на уроках музыки предусматривает на первом этапе формирование техники речи, которые включает в себя постановку дыхания, голоса и работу над артикуляцией. Обучение строится на материале упрощенных форм речевых заданий (например, коротких попевок).

На втором этапе работы используются освоенные формы техники речи на более сложном речевом материале (уже знакомые ученикам песни). На этом этапе особое внимание уделяется также пониманию детьми содержания и смысла текста.

На третьем этапе работы по развитию речи, на уроке музыки проводится автоматизация новых навыков речи и использование их в различных видах речевой деятельность, в том числе и спонтанной речи в различных ситуациях общения (например, при обсуждении прослушанного произведения). Особое внимание уделяется воспитанию психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, рациональному преодолению стрессовых ситуаций. Проведение так называемых функциональных тренировок в процессе школьного урока, посещение музея, театра, концерта позволяют детям использовать новые речевые и психологические стереотипы в ситуациях, прежде их травмировавших и провоцировавших нарушение речи.

Структура урока музыки, как урока искусства, достаточно гибкая, что позволяет организовать работу на основе взаимодействия и взаимосвязи средств музыки с приемами коррекции, не меняя главной цели урока -формирование общей музыкальной культуры детей с ЗПР.

Устранение дизартрии (монотонная и неразборчивая речь) и анартрии (отсутствие речи) возможно при применении комплексного метода, направленного на разработку органов артикуляции. Оно включает: артикуляционную гимнастику; исправление произношения звуков речи; исправление речевого дыхания и голоса; работу над выразительностью речи. Данное воздействие на уроке музыки происходит во время работы над правильным певческим дыханием, во время распевания и пения и логично вписывается в урок.

Формирование фонетически правильной речи при ринолалии (нарушение тембра голоса и звукопроизношения) проходит в несколько этапов. Па первом этапе, включающем в себя дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, артикуляцию изолированных звуков, слоговые упражнения - урок музыки оказывает поддержку работе логопеда, так как данные «предречевые» упражнения логично включаются в систему распеваний. Основная цель упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи, улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры.

Для воспитания правильной звучной речи необходима работа над правильным дыханием. У ринолаликов очень короткий неэкономный выдох, при котором воздух выходит через носовые ходы и рот. Для выработки правильной ротовой воздушной струи способствуют упражнения, связанные с дутьем. Можно использовать детские духовые музыкальные инструменты, однако, их использование должно проходить в присутствии педагога. У ученика, потерпевшего неудачу может сложиться негативное отношение к данному виду музыкальной деятельности, поэтому нужно начинать с доступных упражнений, дающих наглядный эффект («задуть свечу») [3].

С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) на уроке музыки нужно использовать: разнообразный материал, способствующий развитию слухового восприятия; упражнения на развитие дыхания, артикуляции, голоса; на развитие мимики; на развитие внимания и памяти; способствующие развитию моторики.

Необходимо сформировать связную речь и оформить ее интонационно. В этом также может помочь пение, а также обращение к различным доречевым навыкам (это - жесты, ритмические движения, подражание неречевым звукам).

При работе с заикающимися учениками (нарушение ритма и плавности речи) помимо обучения «технике речи» необходимо

сформировать у заикающегося веру в свои силы, убеждение, что заикание -преодолимая преграда.

Пение имеет четкий повторяющийся ритм, заранее известный заикающемуся, а в обычной речи ритм постоянно меняется, он сложнее музыкального. Пение может рассматриваться лишь как этап на пути к нормальной речи. Его роль состоит в том, чтобы убедить ребенка, что он может говорить не заикаясь [1].

В работе с заикающимися учениками на уроке музыки важно включать в урок:

1. Упражнения, способствующие развитию дыхания.

2.Упражнения для развития волевых качеств личности.

3.Разнообразный материал, способствующий развитию чувства ритма, по возможности использовать музыкальные произведения, имеющие маятниковый ритм (вальс, колыбельная), успокаивающие детей.

4. Упражнения, танцы, способствующие координации пения с движением, движения со словом.

5.Упражнения на развитие мимики.

6.Упражнения, развивающие общую и мелкую моторику.

7.Упражнения подражательного характера.

Причина возникновения дислексии: плохо развитый речевой слух (не слышны тонкости речи: твердый звук неотличим от мягкого). Тренировка слуха должна вестись не на случайном материале, а системно отрабатываться должны все существующие в языке противопоставления: глухость - звонкость, твердость - мягкость. Правильно подобранная система логопедических упражнений (на уроке музыки - распеваний) способствует устранению данного недостатка. Полезно прочитывать предложение с ритмом, делением слов на слоги и равномерным их произношением в орфографическом варианте. Этот способ на уроке музыки можно использовать перед разучиванием новой песни, когда текст написан на доске [4].

Ученикам с задержкой психического развития (умение не переходит в навык) на уроке музыки нужно чаще давать: упражнения на развитие внимания, памяти; упражнения, способствующие развитию мышления, мыслительных операций (анализа и синтеза); задания, способствующие развитию эмоционально-волевой сферы; песни, инсценировки, способствующий активизации речи детей.

Школьный урок музыки - это, прежде всего урок искусства. По мнению О. А. Апраксиной, он имеет много общего с другими уроками, так как проводится в рамках общеобразовательной школы, где действуют единые законы, в том числе и для детей с ЗПР, где на любом предмете должна вестись коррекционная работа.

Синтетический характер понятия «музыкальной терапии», которое родилось на стыке музыки и медицины, обусловлен среди прочих

аналогичных понятий интеграционными тенденциями современной науки. По сути, это одна из новейших психотехник, которая в сложных условиях жизни современного человечества призвана сыграть ответственную роль -обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь [5].

Использованные источники:

1. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Центр Владос, 2000. - 176с.

2. Побережная Г.И. Музыка в детской душе. - Киев, 2007.

3. Репина З.А. Уроки логопедии. - М.,2002

4. Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. Методические рекомендации. - М., 2002г.

5. Элькин В. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. - СПб., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.