Научная статья на тему 'Методы и приемы коррекционно-развивающей работы по формированию связной монологической речи у обучающихся с особыми образовательными потребностями'

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы по формированию связной монологической речи у обучающихся с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учащиеся с особыми образовательными потребностями / связная монологическая речь / речевая деятельность / педагогическое воздействие / ерекше бі­ лім берілуіне қажеттілігі бар білім алушылар / монологиялық іскерлік сөйлеу / сөйлеу әрекеті / педагогикалық әсер / students with special educational needs / coherent monological speech / speech activity / pedagogical impact.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басова И. А.

В статье раскрываются особенности необходимости дальнейшего поиска, усовершенствования и адаптации методов и приемов коррекционно-развивающей работы по формированию связной монологической речи у обучающихся с особыми образовательными потребностями. Рассматриваются вопросы формирования умения составлять продуманный, связный, логически правильный, полный, завершённый текст и его грамотного устного оформления, так как главнейшими качествами монологической речи являются обоснованность и закономерность, наполненность содержанием и смыслом, глубина изложения, логичное построение, поэтапный и законченный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and techniques of corrective and developmental work to form coherent monological speech of students with special educational needs

The article reveals the peculiarities of further search, improvement, and adaptation of methods and techniques for corrective work on the formation of a coherent monological speech of students with special educational needs. The issues onforming the ability to compose a thoughtful, coherent, logically correct, complete text are considered, since the main qualities of monologous speech are validity and regularity, content and meaning, clear presentation, logical construction, logical phases.

Текст научной работы на тему «Методы и приемы коррекционно-развивающей работы по формированию связной монологической речи у обучающихся с особыми образовательными потребностями»

Педагогическая наука и практика

97

УДК 376.02 Басова И.А.,

ГРНТИ 14.29.09

учитель-дефектолог,

Рудненская специальная

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННО- школа для детей с особыми

РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ образовательными

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ потребностями,

МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ г. Рудный, Костанайская

У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ область

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Негізгі сөздер: ерекше бі­

Аңдатпа

лім берілуіне қажеттілігі

Мақалада ерекше білім берілуіне қажеттілігі

бар білім алушылар, моноло-

бар білім алушылардағы монологиялық іскерлік

гиялық іскерлік сөйлеу, сөй-

сөйлеу­ді қалыптастыру бойынша түзету-дамы-

леу әрекеті, педагогикалық

ту жұмыстарының әдіс-тәсілдерін одан әрі іздену,

әсер.

жетілдіру және бейімдеу қажеттілігінің ерекшелік-

тері ашылады. Ойластырылған, үйлесімді, логика- Ключевые слова: учащиеся

лық дұрыс, толық, толық мәтінді және оның сауат- с особыми образовательны-

ты ауызша дизайнын жасау қабілетін қалыптастыру ми потребностями, связная

мәселелері қарастырылады, өйткені монологиялық монологическая речь, рече-

сөйлеудің негізгі қасиеттері негізділік пен заң- вая деятельность, педагоги-

дылық, мазмұн мен мағынаның толықтығы, пре- ческое воздействие.

зентация тереңдігі, логикалық құрылыс, кезең-ке- Keywords: students with

зеңмен және толық сипат болып табылады. special educational needs,

coherent monological speech,

Аннотация speech activity, pedagogical

В статье раскрываются особенности необходи- impact.

мости дальнейшего поиска, усовершенствования и

адаптации методов и приемов коррекционно-раз-

вивающей работы по формированию связной мо-

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

нологической речи у обучающихся с особыми об-

разовательными потребностями. Рассматриваются

вопросы формирования умения составлять про-

думанный, связный, логически правильный, пол-

ный, завершённый текст и его грамотного устно-

го оформления, так как главнейшими качествами

монологической речи являются обоснованность

и закономерность, наполненность содержанием и

смыслом, глубина изложения, логичное построе-

ние, поэтапный и законченный характер.

Annotation

The article reveals the peculiarities of further search,

improvement, and adaptation of methods and techniques

for corrective work on the formation of a coherent

3(41)/2023

98 Педагогическая наука и практика

monological speech of students with special educational needs. The issues onforming the

ability to compose a thoughtful, coherent, logically correct, complete text are considered,

since the main qualities of monologous speech are validity and regularity, content and

meaning, clear presentation, logical construction, logical phases.

Одной из причин, препятствующих что является сложной формой речи, ребе-

полноценному обучению детей с ООП, нок овладевает ею постепенно. Связная

является недостаточная сформирован- речь формируется на основе диалогичес­

ность их связной устной речи. Наиболее кой речи в ходе ситуативного общения.

важным условием успешности усвоения Становление связной речи у детей с осо-

в обучении всех предметов является уме- быми образовательными потребностями

ние точно, последовательно, связно и осуществляется замедленными темпа-

грамотно выражать свои мысли, что по- ми и характеризуется определенными

ложительно влияет на возможности бо- качественными особенностями (М.Ф.

лее широкого общения с окружающими Гнездилов, В.Г. Петров, Г.И. Данилки-

людьми. на). Более легкой для усвоения является

В словаре Т.Ф. Ефремова понятие ситуативная речь, т. е. речь с опорой на

«речь» – это способность выражать наглядность, на конкретную ситуацию.

мысль словами; умение говорить. А в Особенности связных высказываний у

словаре С.И. Ожегова понятие «речь» детей с особыми образовательными по-

– есть публичное выступление. В энци- требностями во многом определяются и

клопедическом словаре понятие «речь» характером заданий, формой высказыва-

трактуется как один из видов коммуни- ний (пересказ, рассказ по серии сюжет-

кативной деятельности человека – ис- ных картинок, самостоятельный рассказ

пользование средств языка для общения на заданную тему и т. д.). Формирование

с другими членами языкового коллекти- связной монологической речи у школь-

ва. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский ников с ООП – сложный и длительный

в своем психологическом словаре дают процесс, требующий педагогического

следующее понятие речи: речь – сло- воздействия и руководства, и без систе-

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

жившаяся исторически в процессе мате- матической специальной работы данная

риальной преобразующей деятельности категория детей не в состоянии овладеть

людей форма общения, опосредствован- навыками связного высказывания. Невоз-

ная языком. Речь включает процессы по- можно осуществлять речевое развитие

рождения и восприятия сообщений для без умственного, поэтому формирование

целей общения или (в частном случае) речи основывается на развитии познава-

для целей регуляции и контроля соб- тельной деятельности. У большинства

ственной деятельности. По данным рабо- учащихся наблюдается недостаточность

ты Д.Н.Ушакова, речь – один из призна- всех уровней мыслительной деятельно-

ков, отличающих человека от животных. сти, трудность в использовании заданий

Связная монологическая речь пред- наглядно-образного, недостаточное сло-

ставляет собой наиболее сложную форму весно-логическое мышление, мысли-

речевой деятельности. Она носит харак- тельные операции сформированы слабо,

тер систематического последовательного присутствует крайне низкий уровень ос-

развернутого изложения в связи с тем, ведомлённости. Ощущения и восприятия

3(41)/2023

Педагогическая наука и практика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

99

формируются замедленно и с большим

количеством особенностей и недостат-

ков. Замедленность темпа восприятий

сочетается у детей данной категории со

значительным сужением объема вос-

принимаемого материала.

Работа по формированию связной

грамматически правильной монологи-

ческой речи учащихся с ООП основы-

вается на общих принципах педагоги-

ческого воздействия, разработанных в

коррекционной педагогике.

Ведущими из них являются следую-

щие:

• опора на развитие речи в онтоге-

незе с учетом общих закономерностей

формирования разных компонентов ре-

чевой системы в норме в период млад-

шего школьного возраста;

• овладение основными закономер-

ностями грамматического строя язы-

ка на основе формирования языковых

обобщений и противопоставлений;

• осуществление тесной взаимосвя-

зи работы над различными сторонами

речи – грамматическим строем, слова-

рем, звукопрослушиванием[3]. ствовать себя рассказчиком, интерес-

Это выдвигает необходимость при ным для окружающих. Для этого очень

обучении детей с ООП применять осо- важно создавать для каждого ребёнка

бые коррекционно-педагогические воз- ситуацию успеха, чтобы каждый мог

действия, сочетающиеся с интересом почувствовать результаты своего труда. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ребёнка и эмоциональным восприятием Этого будет трудно добиться, если обще-

учебного материала, вводя в уроки кра- учебные умения и навыки будут недос­

сочную дидактическую наглядность и таточно сформированы. Дидактичес­кая

игровые моменты. При этом необходим игра и коррекционно-развивающие за-

индивидуальный подход с учётом ха- дания способствуют не только форми-

рактерных для каждого ребёнка затруд- рованию умения добывать знания, но

нений. и развивают человеческое воображе-

Развитие монологической речи не- ние, способствуют творческому прояв-

возможно без применения на уроках лению личности. В процессе игры и

разнообразных приёмов и средств в за- решения коррекционных задач высшие

висимости от учебной ситуации и моти- достижения ребёнка в будущем станут

вов речи. Учащийся должен суметь эмо- его реальностью.

ционально и увлекательно преподнести Работа по формированию связной

свою речь слушателям, чтобы почув- речи строится также в соответствии с

3(41)/2023

100 Педагогическая наука и практика

общедидактическими принципами: си- рево предметами или картинками, в на-

стематичность и последовательность в звании которых имеется заданный звук.

обучении, учет возрастных и индивиду- • “Подбери картинки, названия ко-

ально психологических особенностей торых начинаются со звука Н”.

детей, направленность обучения на раз- • “Отгадай загадку и назови первый

витие их активности и самостоятельно- звук в отгадке”, загадки подбираются

сти. по определённой теме или связанные с

Учитывая особенности речевого раз- изучаемой буквой.

вития детей с ООП, работу необходимо • “Кто больше?” – детям предлагает-

вести в нескольких направлениях: ся сюжетная картинка, на которой изо-

• работа над звукопроизношением; бражены предметы с заданным звуком.

• работа над развитием фонематичес­ После рассматривания картинки дети

кого слуха; называют слова, в названии которых

• работа по обогащению словарного имеется заданный звук.

запаса детей; • “Цепочка” – ведущий называет

• работа над развитием лекси- слово. Следующий участник игры опре-

ко-грамматического строя речи; деляет последний звук в слове и подби-

• работа над предложением и связ- рает своё слово, начинающееся с этого

ной речью. звука. Остальные участники игры дела-

Работа над звукопроизношением и ют тоже самое, составляя цепочку слов.

развитием фонематического слуха. В дальнейшем задания становятся

Развитие звукопроизношения начи- более сложными:

нается с обязательного включения в • Подсчитать с помощью звуковой

уроки дыхательной, артикуляционной и линейки количество звуков в слове.

пальчиковой гимнастики, что занимает • По первым звукам названий пред-

в среднем 3-4 минуты: задания «Заставь метных картинок собрать слово (лиса,

работать непослушный язычок», «Сы- ель, сосна = ЛЕС).

граем на гармошке», «Пароход гудит», • Определить местоположение зву-

«Надо почистить зубы», «Отправь мяч ка в слове (начало, конец, середина) и

в ворота», «Вырос грибок», «Попробуй разложить картинки с определённым

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

вкусное варенье». Более эффективными звукам по трём колонкам.

и интересными эти упражнения будут, • Найти в слове заданный звук, опре-

если при этом они сопровождаются сти- делить его место.

хотворными строчками, и одновремен- • Загадать загадку, составить схему

но учащиеся совершают игры с пальца- слова-отгадки (по образцу): записать

ми, требующие энергичных движений гласные, мягкие и твёрдые согласные

кистей рук. разными цветами.

Упражнения по развитию фонемати- • Закончить пословицу или поговор-

ческого слуха: ку, выучить её наизусть и др.

• “Услышал заданный звук, подними Учащиеся работают над выполнени-

карточку ”. ем коррекционных упражнений коллек-

• “Выбери картинки с заданным тивно, дифференцированно выполняя

звуком”. разные по сложности задания. При этом

• “Назови первый звук в слове”. каждый ребёнок может почувствовать

• “Волшебное дерево” - украсить де- свою значимость и нужность.

3(41)/2023

Педагогическая наука и практика

101

Работа по обогащению словарного поделиться личным опытом.

запаса детей. Работа над развитием лексико-грам-

Выбор коррекционно-развивающих матического строя речи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заданий необходимо осуществлять с Наибольшую трудность в формиро-

учётом возрастных и индивидуальных вании грамматического строя речи у

особенностей речевого развития уча- учащихся с ООП вызывают способы

щихся с ООП. Активный словарь каж- овладения ребёнком языковыми законо-

дого ребёнка должен содержать: мерностями и умениями обобщать. Без

• слова, при помощи которых можно специальной помощи и системы коррек-

определить и указать местоположение ционно-развивающих упражнений та-

предмета (слева, справа, внизу, вверху, кие нарушения полностью не исчезнут.

между, около, рядом), время суток; Совершенствуя речь учащихся, боль-

• слова, раскрывающие настроение шое внимание надо обращать на такие

или состояние людей; факторы, как логика, точность, ясность,

• различные части речи, в том числе выразительность и правильность речи.

существительные – названия профес- Работа над предложением и связной

сий; прилагательные, обозначающие речью.

признаки предметов; глаголы, обозна- С целью формирования понимания

чающие трудовые действия; наречия, глубинной и поверхностной структуры

раскрывающие характер отношения че- предложения на уроках русского языка

ловека к труду; и развития речи проводятся следующие

• похожие по семантике и обобщаю- виды заданий с использованием графи-

щие слова.

Происходит поэтапное формирова-

ние лексического строя языка, обучаю­

щиеся осмысленно используют более

широко уже не только слова разных

частей речи, но и вооружаются синони-

мами, антонимами. Сначала совершен-

ствуется диалогическая речь, постепен-

но развивается монологическая речь, ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

формируется культура речевого обще-

ния благодаря умению задавать вопро-

сы и отвечать на них. Формируется

умение передавать содержание прочи-

танных литературных произведений с

использование разнообразных художес­

твенных средств, и делается это более

самостоятельно, уверенно, выразитель-

но, меньше допускается лексических

и грамматических ошибок, повторов.

Можно пробовать составлять рассказы

по плану, написанному вместе с уче-

никами; придумать сюжет по картине,

рассказ по серии сюжетных картинок,

3(41)/2023

102 Педагогическая наука и практика

ческой схемы: коррекционно-развивающих упражне-

1) подбор предложений к данной гра- ний, приемов, игр и занятий исправляют

фической схеме; недостатки психофизического развития

2) запись предложений под соответ- учащихся и в значительной степени сгла-

ствующей схемой; живают (возмещают, уравнивают) их на-

3) самостоятельное придумывание пред­­­ рушенные функции в результате которо-

ложений по данной графической схеме; го происходит повышение их жизненной

4) составление обобщающего пред- компетентности.

ставления о значении предложений, со-

ответствующих одной графической схе- ЛИТЕРАТУРА:

ме. 1.Гнездилов М.Ф. Методика русского

Можно применять следующие задания: языка во вспомогательной школе. М.: Пе-

самостоятельное составление предло- дагогика. 1985, с.41.

жений, развёрнутые ответы на вопросы. 2.Леонтьев А.А. Основы психолингви-

Осуществляя коррекционный процесс в стики. М. академия. 2003г. – с. 237.

вопросе формирования умения строить 3.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения дет-

предложение, эффективно использовать ский речи. М.: Педагогика. 1961.170 с.

на уроках картинки. Глубокое и всесто- 4.Выготский Л.С. Мышление и речь. –

роннее раскрытие содержания изображе- М., 1996.

ния на картинке способствует развитию 5.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зо-

представлений о семантической струк- рина С.В. Нарушения речи и их коррек-

туре предложения. Учащиеся называют ция у детей с ЗПР – М., ВЛАДОС, 2003.

субъект и объект действия, раскрывают 6.Выготский Л.С. Мышление и речь. –

связь между ними, учатся строить преди- М., 1996.

кативное высказывание, раскрывая связь 7.Ковшиков В.А., Демьянов Ю.Г. О ре-

предметов, изображённых на картинке. чевых нарушениях у детей с ЗПР. // Де-

Задания можно разнообразить: по пока- фектология. – Л., 1967.

занным учителем картинкам в строгой

последовательности придумать предло-

жения; называть слова, обозначающие

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

предметы, а учащиеся без картинок при-

думывают различные предложения.

Овладение связными формами моно-

лога - сложный и длительный процесс,

требующий умелого педагогического

воздействия и руководства. О необхо-

димости специальной систематической

работы по формированию связной речи

у детей с ООП свидетельствуют дан-

ные изучения составления связной речи.

К началу школьного обучения уровень

сформированности лексико-граммати-

ческих средств языка у них значитель-

но отстает от нормы. Систематическое

применение специально разработанных

3(41)/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.