Научная статья на тему 'СВЯЗНАЯ РЕЧЬ - ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ - ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
742
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ОБЩЕЕ ПОДРАЖАНИЕ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / ИССЛЕДОВАНИЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ирисбаева Ё.У.

В данной статье рассматривается развитие связной монологической речи, так как является главной задачей, вбирает в себя все речевые достижения ребенка. Освещены становлении лексической стороны речи который на первый план выступает работа над формированием понимания синонимических антонимических отношений, упражнения, показывающие детям движение многозначного слова от словосочетания к предложению и от него - к связному высказыванию - которая играет большую роль в ориентировке ребенка на смысл высказывания в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ирисбаева Ё.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONNECTED SPEECH IS THE MAIN ACHIEVEMENT IN THE SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

This article examines the development of a coherent monologue speech, since it is the main task, it includes all the child's speech achievements. The development of the lexical side of speech is highlighted, which is focused on the work on the formation of an understanding of synonymous antonymic relations, exercises that show children the movement of a polysemantic word from a phrase to a sentence and from it to a coherent statement - which plays a big role in orienting the child to the meaning of the statement as a whole.

Текст научной работы на тему «СВЯЗНАЯ РЕЧЬ - ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ирисбаева Ё.У. преподаватель

кафедра «Психология и педагогика дошкольного образования»

ТГПУ имени Низами

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ - ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В данной статье рассматривается развитие связной монологической речи, так как является главной задачей, вбирает в себя все речевые достижения ребенка. Освещены становлении лексической стороны речи который на первый план выступает работа над формированием понимания синонимических антонимических отношений, упражнения, показывающие детям движение многозначного слова от словосочетания к предложению и от него - к связному высказыванию -которая играет большую роль в ориентировке ребенка на смысл высказывания в целом.

Ключевые слова: связная речь, общее подражание, уровень развития связной речи, исследование недоразвитие речи.

Irisbaeva Y.U. lecturer

department "Psychology and pedagogy preschool education"

TSPU named after Nizami

CONNECTED SPEECH IS THE MAIN ACHIEVEMENT IN THE SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: This article examines the development of a coherent monologue speech, since it is the main task, it includes all the child's speech achievements. The development of the lexical side of speech is highlighted, which is focused on the work on the formation of an understanding of synonymous antonymic relations, exercises that show children the movement of a polysemantic word from a phrase to a sentence and from it to a coherent statement - which plays a big role in orienting the child to the meaning of the statement as a whole.

Key words: coherent speech, general imitation, level of coherent speech development, study of speech underdevelopment.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная

речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорнообиходная речь.

Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В. П. Глухов, В.И. Селивёрстов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева, А.В. Ястребова, В.В. Воробьёва, Т.А. Ткаченко,

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности. Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. - основные черты диалогической речи.

Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение. Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.

Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей. Основная функция связной речи -коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.

Задачи и содержание обучения монологической речи. Описание - это характеристика предмета. Повествование - это связный рассказ о каких-либо событиях. Рассуждение - это логическое изложение материала в форме доказательства. Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. Рассказ - это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определенного содержания. В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой. При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из

личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал. Если монологическая речь развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой.

Использованные источники:

1.Александрова О.В. Развитие мышления и речи для детей 4-6 лет-М:Эксмо 2013.

2.Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие//-СПб.: Детство Пресс 2012-304 стр.

3. Гозмяк О.С.- Развитие связной речи у шестилетних детей. М.: ТЦ Сфера 2007 г

4.Гончаров К.Н. Игры: 10 волшебных занятий на развитие речи. /Феникс 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.