на использование антонимов, синонимов и многозначных слов. Необходимо общаться с ребёнком, слово успешно войдёт в лексикон, только в том случае, если будет закрепляться в словосочетаниях, предложениях и связном высказывании. Работа над словом представляет собой сложный и трудоёмкий процесс и занимает одно из центральных мест в работе над развитием речи у дошкольников. Список использованной литературы
1. Антипова Ж.В., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно -методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований В. Секачев, 2002. — 256 с.
2. Белянин В. П. Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232 с.
3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание. - М.: Издательство «Лабиринт», 2001. - 304с.
4. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим»,
2010. - 486 с.
5. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. - 208 с.
6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: «Просвещение», 1969. - 214 с.
7. Лурия А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
8. Попова З.Д. Стернин И.А. Лексическая система языка (внутренняя организация, категориальный аппарат и приёмы описания): учеб. пособие.-Изд. 3, стереотипное, - М.: URSS, Книжный дом «Либроком»,
2011. - 172 с.
9. Пустошило Е.П Лексикология. Фразеология. Лексикография. Учебно-методический комплекс по русскому языку для студентов педагогических специальностей. - Гродно: Изд -во ГрГУ, 2011. - 141 с.
10.Супрун А.Е. Методы изучения лексики / Под ред. А.Е. Супруна. Мн., Изд-во БГУ, 1975. - 232 с.
© Запрудина М.В., Якушева В.В., 2017
УДК 376.37
Иванова Наталья Викторовна
канд.пед.наук, доцент СмолГУ;
Радченко Анастасия Сергеевна
Студент СмолГУ, г. Смоленск, РФ
ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С III УРОВНЯ
Аннотация
На сегодняшний день одним из важных критериев успешного обучения детей в школе является уровень овладения ими связной речью. От уровня развития речи зависит то, как учащийся сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, написание сочинений и изложений, умение самостоятельно, последовательно и аргументированно излагать свои собственные суждения. Все эти и другие учебные действия требуют высокого уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся.
Ключевые слова
Логопедия, ОНР, связная речь, дошкольники, развитие речи.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
Формирование и развитие связной речи у детей и без патологий в речевом и психическом развитии -изначально сложный процесс, который усложняется, если у ребенка имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).
В логопедии изучением особенностей формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, а так же разработкой методик обучения занимались многие ученые (Воробьева В. К., Глухов В. П., Жукова Н. С., Розенгарт-Пупко Г.Л. и многие другие).
Анализ работ данных авторов позволил нам сделать вывод, что в коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает ряд особенностей из-за структуры дефекта, в связи с чем становится сложной задачей, которая является главной и конечной целью всего коррекционного процесса.
Связная речь предполагает под собой овладение богатым словарным запасом родного языка, усвоение норм и законов языка, то есть овладение грамматическим строем, а также умение применять на практике усвоенный языковой материал, а именно умение полно и последовательно, связно и понятно передать окружающим содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связно с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Анализ работ ученых в области лингвистики позволил определить то, что ученые выделяют разное количество этапов развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Мы систематизировали и расположили их на основании количества этапов развития речи от меньшего к большему (таблица 1).
Таблица 1
Этапы развития детской речи
Автор Этапы развития речи Что происходит с речью в данном этапе развития
Розенгард-Пупко Г. Л. [1] 1) Подготовительный (от 1 мес. до 1.5-2 лет) У ребенка возникает потребность в общении со взрослыми, развивается интерес к окружающему миру. Начинает развиваться понимание движений, мимики, жестов, речи взрослых. Звуки, которые произносит ребенок, превращаются в лепет, который, развиваясь, становится у ребенка на втором году жизни своеобразной игрой звуками и словами [1, с. 68-69].
2) Самостоятельного оформления речи (от 1.5-2 лет) Появляются первые осмысленные слова. Происходит подражание речи окружающих. Общение со взрослыми происходит в форме выражения своих требований и желаний (дай, на, ням-ням, а-а). Во втором полугодии второго года жизни начинается быстрое увеличение словаря. Появляются глаголы и другие части речи. Ребенок начинает употреблять предложения из несколь-ких слов. Появляются грамматические формы. Главное же приобретение этого этапа заключается в том, что ребенок начинает, пользоваться речью во всех своих взаимоотношениях с окружающими и превращается в говорящее дитя [1, с. 71-88].
Леонтьев А. Н. [2] 1) Подготовительный (от рождения до 1 года) Вырабатывается зрительное слуховое сосредоточение. Развиваются голосовые реакции: гуленье, лепет. Развивается подражание, повторяет за взрослыми разнообразные сочетания звуков. Появляется реакция на слова (независимо от ситуации и интонации) [2, с. 19].
2) Преддошкольный (от 1 года до 3х лет) Ребенок путает, переставляет, опускает и искажает звуки. Первые слова носят обобщенно-смысловой характер. Речь ситуативная. В этот этап происходит значительное накопление словаря. Значения слов становятся более определенными. Начинает формироваться грамматический строй речи [2, с. 2021].
3) Дошкольный (от 3х до 7 лет) У большинства детей 4х лет звукопроизношение неправильное: дефекты произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков. Развивается навык слухового контроля над собственным произношением, т.е. развивается фонематическое восприятие. Уточняются и обогащаются значения слов. Ребенок часто неверно понимает и использует слова. Развивается грамматический строй речи, дети овладевают связной речью, используют разные структуры предложений [2, с. 21-22].
4) Школьный (от 7 до 17 лет) Происходит сознательное усвоение речи. Ребенок овладевает звуковым анализом, усваивает грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль отводится письменной речи [2, с. 22-23].
Если к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо, то у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, связная монологическая речь развита недостаточно. У них наблюдается многократное использование слов, сходных по звучанию, а так же ограниченный словарный запас, который делает речь детей стереотипной и бедной.
Проанализировав специальную литературу, мы выделили особенности того, как дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня осваивают разные типы связных высказываний и представили их в таблице 2.
Таблица 2
Особенности освоения различных типов высказываний ребенком старшего дошкольного возраста
с ОНР III уровня
Тип высказывания Особенности осваивания различных типов высказываний ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Рассказ-описание Данный тип высказывания малодоступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом.
Творческое рассказывание Творческое рассказывание детям с ОНР III уровня дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.
Составление развернутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок Чаще всего дети испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. Рассказы составляют с акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
Пересказ короткого текста При пересказе короткого текста не всегда полностью понимают смысл прочитанного, опускают существенные, для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются в выборе необходимого слова.
Описательный рассказ Описательный рассказ беден, страдает повторами; не используется предложенный план; описание сводится к простому перечислению отдельных признаков любимой игрушки или знакомого предмета.
Развернутое смысловое высказывание Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
Самостоятельное рассказывание по памяти Самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания труднее всего даются детям с ОНР III уровня.
Воспроизведение текста по образцу Дети с ОНР III уровня , также заметно отстают от нормально говорящих сверстников при воспроизведение текста по образцу
Стихотворения Так как у детей с ОНР III уровня отсутствует чувство ритма и рифмы, то заучивание стихов становится для них достаточно сложным.
Для того что бы в дальнейшем обучение таких детей в школе было успешным, необходимо проведение специальных коррекционных мероприятий по формированию умения планировать собственное высказывание, умения ориентироваться в различных речевых ситуациях, умения полно и последовательно, связно и понятно передавать окружающим содержание готового текста, а так же самостоятельно определять содержание своего высказывания.
То есть вопрос о развитии связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня - это серьезная проблема, которой уделяют внимание ученые, как в области логопедии, так и в смежных с ней областях.
Мы полагаем, что в связи с перечисленными нами особенностями в таблице 2, необходимо отбирать соответствующие методы и приемы для совершенствования связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Список используемой литературы:
1. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М.: Издательство Академии Педагогических Наук, 1963 - С. 68-69; 71-88.
2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989 - С. 19; 20-21; 21-22; 22-23.
© Иванова Н.В., Радченко А.С., 2017
УДК 376.37
Иванова Наталья Викторовна
канд.пед.наук, доцент СмолГУ;
Шевелёва Елена Андреевна
Студент СмолГУ, г. Смоленск, РФ
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Аннотация
В современных исследованиях импрессивная (внутренняя) речь (от лат. impressю - впечатление) характеризуется как процесс понимания речевых высказываний. Данный процесс, по мнению Т.Б. Филичевой, начинается с восприятия потока чужой речи. В последующем происходит расшифровка этого потока, выделение через внутреннюю речь общей мысли высказывания и понимания его мотива [5, с.27].
Ключевые слова Логопедия, ОНР, ипрессивная речь, дошкольники, развитие речи.
Представление о внутренней речи как особом явлении связано с идеей о существовании этапа, предваряющего внешнюю речь. По мнению А.Р. Лурия, этап «замысла» будущей фразы необходим и играет роль «внутренней динамической схемы» предстоящего высказывания [2, с.58]. Дж. Миллер, К. Прибрам, А. Галантер по этому поводу пишут: «Конечно, у нас есть очень отчетливое предвосхищение того, что мы собираемся сказать» [7, с.10].
Оригинальная точка зрения в изучении внутренней речи была предложена Н.И. Жинкиным. Исследователь предполагал, что во время подготовки сообщений необязательно применяются словесные элементы. Слова могут быть заменены и иными сигналами, в качестве которых автор приводил образы, наглядные схемы, простые символы. Замена полного слова простыми сигналами не является