ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
J
Л
Шмарова Ирина Васильевна
воспитатель группы продленного дня МБОУ «Токкинская школа-интернат» [email protected] с.Токко, Олекминский район, Республика Саха (Якутия)
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ-БИЛИНГВАЛОВ УСТНОЙ РЕЧИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
________________________________________Г
Аннотация. В статье подробно, с привлечением конкретного материала и примеров описывается положительный опыт обучения первоклассников якутской школы связной речи и общению на русском языке. За основу была взята «Программа по русскому языку для якутской школы», в которую автором были внесены корректировки исходя из понимания, что способности строить связное и развернутое высказывание - это путь от диалога между взрослым и ребенком к произвольной и осознанной монологической речи ребенка.
Ключевые слова: двуязычие (билингвизм), связная речь, речевая культура, коррекция речи, речевой материал
Существенно изменилось в последние десятилетия окружающая детей языковая среда, двуязычие становится нормой нашей жизни. Но одним из недостаточно решенных вопросов преподавания русского языка в якутской школе является вопрос привития навыков устной речи учащихся. Анализ письменных работ показывает, что многие типичные ошибки учащихся являются следствием слабой работы учителя по развитию их устной речи, что ученик, не соблюдающий норм произношения и сочетания слов в предложении, как правило, на письме делает много ошибок, то есть недочеты устной речи переносятся на письмо (моя дедушка, пришел на берегу, папа ушла, пришла на машина и т.д.). В наше время развитие навыков устной речи выдвигается как центральная задача.
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить на другом языке, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме. Уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное - эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке.
Во всех национальных школах обучение русскому языку начинается с разговорных уроков. В период прохождения такого устного курса учитель должен добиваться усвоения учащимися предусмотренного в программе минимума русских слов и речевых оборотов, позволяющих вести несложный разговор на русском языке о знакомых предметах и явлениях.
В 2011-2012 учебном году в первом классе 17 детей. Из них русскоязычных только 3, а остальные дети общаются на родном языке. У 12 детей лексический
запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен (ошибки в употреблении слов, смешение по смыслу, неправильное произношение). Грамматический строй недостаточно сформирован, отсутствуют сложные синтаксические группы, наблюдаются аграмматизмы в простых предложениях. Следствие недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка - затруднения в формировании и формулировании собственных мыслей в процессе учебной работы. Детям нужна коррекционная работа по развитию речи - за основу была взята «Программа по русскому языку для якутской школы».
В «Программе по русскому языку для первых -четвертых классов якутской школы с родным языком обучения» (1996) на предварительный устный курс (формирование первоначальных умений и навыков устной речи) отводится 64 часа в первом полугодии. В неделю 4 часа по 30 минут.
Требования к речевым умениям и навыкам учащихся первого класса.
I. Умения и навыки слушания и понимания.
1. Различение на слух слов и предложений, слогов в слове, звуков в слоге.
1. Узнавание изученных слов на слух.
2. Понимание устных высказываний учителя, состоящих из пройденных слов, в несколько замедленном темпе, но без повторения его распоряжений.
3. Понимание устной речи учителя на знакомые темы без повторения.
4. Понимание основного содержания передач СМИ.
II. Умения и навыки произношения и интонации.
1. Усвоение различий артикуляционной базы русского и якутского языков: мускульное напряжение, собранность органов речи при говорении на русском, большое по сравнению с родным языком раскрытие рта, подвижность губ и гибкость языка.
52
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
2. Усвоение особенностей ударного гласного русского языка.
3. Умение различать на слух и произносить слоги и слова со специальными звуками русской речи: с-з, с-ц, ш-ж, ш-щ, щ-ч, б-в, п-ф.
4. Усвоение артикуляции мягких согласных русского языка, особенно ть на конце слова. (Кончик языка опускается вниз и упирается в нижние зубы).
5. Произношение слов, которые начинаются со звука Р и сочетаний СТ, СК, ПР, БР, КН и т.д.
6. Усвоение интонации повествовательных и вопросительных предложений.
III. Умения и навыки диалогической речи.
1. Умение вести учебный диалог (вопрос - ответ).
2. Умение вежливо поздороваться и попрощаться с товарищами, учителем.
3. Умение вежливо обращаться с просьбой к учителям и товарищами благодарить их.
4. Умение давать на вопросы в типичных ситуациях школьной жизни утвердительные и отрицательные ответы.
IV. Умение и навыки монологической речи.
1. Комментирование последовательных действий учащихся, выполняемых по заданию учителя.
2. Умение воспроизвести вслед за учителем небольшой устный рассказ на знакомые темы.
3. Составление коротких рассказов по картине, о жизни класса и школы, своей семьи с опорой на вопросы учителя.
4. Употребление в тексте предложений из 3-4 слов в изученных конструкциях.
Программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся, которые должны формироваться в первый год обучения.
Однако педагогический опыт и практика работы в школе показывают, что наиболее слабым звеном в системе обучения русскому языку, к сожалению, является работа по развитию связной речи учащихся. Чаще всего на уроке русского языка образцом служит речь самого учителя. Особое место в обеспечении успешности учителя должно занимать его самообразование, обеспечение внутри школы готовности к ин-
новационной деятельности [7,8,9]. Выбрав тему, я убедилась, что вопросы обучения русской речи в национальной школе в методической литературе освещены недостаточно [1,5].
Внесла корректировку и стала применять на занятиях по развитию речи с первоклассниками по трем направлениям:
1. на восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
2. на восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
3. на восполнение пробелов в формировании связной речи. [2,3,4,6].
Задачи:
• научить детей правильному произношению;
• научить ясно и грамматически правильно говорить;
• обладать хорошо поставленным голосом;
• излагать собственные мысли в свободной творческой устной форме.
Связной называется такая речь, которая передает определенную тему, организуется по законам логики и грамматики. Единицей связной речи является текст, который состоит из двух и более предложений, связанных по смыслу.
Развитие связной речи учащихся связано с привитием ряда конкретных умений:
1. умение понять тему текста и раскрыть ее;
2. умение подчинить производство текста определенной основной мысли;
3. умение собирать материал для текста;
4. умение систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности, составлять план текста;
5. умение использовать в речепроизводстве средства языка с учетом правильности и точности высказывания, для чего иметь определенный запас лексики и синтаксических моделей.
Обучение первоклассников билингвалов связной речи требует кропотливой, систематической работы, так как некоторые дети затрудняются даже при произношении отдельных слов. Поэтому работу по развитию связной речи целесообразно начинать с правильного произношения русских слов в сочетании с другими словами, то есть по схеме звуки - слова -
Таблица 1
Предварительный устный курс Коррекционные занятия
1. В школе (3ч.) I этап 1. Игры и забавы для детей (5ч)
2. В классе (4ч) 2. В классе (4ч)
3. На уроке (5ч) 3. В школе (3ч)
4. На перемене (5ч) 4. На уроке (5ч)
5. Наша семья (4ч) 5. На перемене (5ч)
6. Дом и предметы домашнего обихода (5ч) II этап 6. Наша семья (4ч)
7. Игры и забавы детей (5ч) 7. Дом и предметы домашнего обихода (5ч)
8. Человек и здоровье(5ч) 8. Посуда и пища (6ч)
9. Одежда и обувь (4ч) 9. Одежда и обувь (4ч)
10. Посуда и пища (6ч) III этап 10. Домашние и дикие животные (5ч)
11. Домашние и дикие животные (5ч) 11. Наше село (4ч)
12. Труд в семье (4ч) 12. Труд в семье (4ч)
13. Наше село (4ч) 13. Человек и здоровье(5ч)
14. Природа зимой (5ч) 14. Природа зимой (5ч)
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
53
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
словосочетания - предложение - текст. В статье описан начальный этап работы над развитием связной речи у детей - билингвалов, так как именно этот этап очень важен в формировании связной речи.
Путь, по которому должно идти развитие речи в целях формирования у детей способности строить связное и развернутое высказывание - это путь от диалога между взрослым и ребенком к произвольной и осознанной монологической речи ребенка. Поэтому на первых занятиях по развитию речи преобладает диалогическая речь.
В первую очередь я ознакомилась с темами данного курса и внесла некоторые перестановки, учитывая усложнение образцовых текстов для восприятия и заучивания наизусть (по желанию детей).
Коррекционные занятия разделены по этапам:
• I этап 22 часа - основное внимание уделяется на правильное произношение звуков и слов русской речи.
• II этап 19 часов - на грамматический строй языка.
• III этап 23 часа - на развитие связной речи.
Цели предварительного устного курса русского языка:
• обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение нормам языка и их использованию в речи.
• совершенствование коммуникативных умений на русском языке.
• развитие основных двух видов речевой деятельности: говорения, слушания.
• развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения; обобщения) средствами языка, используемыми в речи.
Структура урока диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций. Сюда входят, прежде всего, такие структурные элементы, как:
• артикуляционная гимнастика;
• введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи;
• определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения;
• организация речевой и устной деятельности по восприятию или порождению высказываний в устной форме;
• разучивание песни или стихотворения, скороговорок.
Методы и приемы коррекционных занятий
Правильному восприятию и воспроизводству звуковых явлений русского языка учащихся начальной школы необходимо целенаправленно обучать, для чего могут быть использованы следующие основные приемы:
1. Демонстрация (показ) образцового произношения (звука, слога, слова, предложения, текста) учителем.
2. Подражание (имитация) образцовому произношению. Прием состоит в том, что учащиеся слушают, как произносится звук, повторяют хором, а затем в отдельности.
3. Объяснение артикуляции. Прием имитации не всегда бывает достаточным, поэтому надо объяснять артикуляцию звуков.
Отмечено, что при произношении некоторых слов русского языка у детей язык «не поворачивается», таким детям помогает артикуляционная гимнастика. Детям эта гимнастика очень нравится, выполняют с охотой и радостью, не у всех сразу получается, но дети упорно стараются выполнить правильно.
При формировании правильного звукопроизношения предлагается соблюдать ряд общих требований к последовательности этапов работы:
1. Подготовительный этап:
• развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;
• формирование артикуляторных умений и навыков.
2. Формирование первичных произносительных умений и навыков:
• постановка звука;
• автоматизация звука;
• дифференциация формируемого смешиваемого звуков.
3. Формирование коммуникативных умений и навыков
Перед тем, как учить читать, писать по-русски нужно, прежде всего, научиться слушать чужое чтение, воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми. Исходя из этого, на коррекционных занятиях обязательно должны прозвучать образцовые тексты, шедевры детской литературы, произведения таких писателей как Агния Барто, Корней Чуковский, то есть те, которые понятны, и их легко могут выучить дети, плохо владеющим русским языком. Тема «Игры и забавы детей» включена первой, так как эта тема близка детям, только что переступившим порог школы и одной из немаловажных причин является то, что на первых уроках целесообразно включать стихи Агнии Барто из серии «Игрушки», то, что знакомо детям и воспринимается ими легко. На последнем занятии для выразительного чтения стихов с детьми по этой теме ставится «кукольный спектакль», где гости - зверушки читают стихи о своих игрушках.
Тема: «Игры и забавы детей».
Описание основных этапов коррекционного занятия.
1. Речевой материал расположен по принципу классификации звуков в порядке возрастания их сложности: так слова, выбранные для усвоения на первом
Таблица 2
Краткое описание первого коррекционного занятия по развитию речи
Слова для усвоения Работа над грамматическим строем Артикуляционная гимнастика и упражнения Чистоговорки и скороговорки Образцовые тексты
Мишка, слон, игрушка, что, это, самолёт Большой - маленький, большая игрушка, большой слон, и т.д. (работа в сочетании с прилагательными) «Окошечко», «Улыбка -поцелуй», «Качели», «Маятник», «Лопатка», Упр. «Змея», «Насос». Наша кошка на окошке ушки моет. Стихи А. Барто. «Мишка», «Слон», «Самолёт».
54
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
занятии слон, самолет, что, игрушка, мишка, являются прекрасной основой для сравнения звуков (с) и (ш), которых нет в якутской речи. На втором занятии выбраны слова зайка, хозяйка, лошадка, флажок, которые усваиваются с помощью работы по произношению более сложных звуков (з) и (ж). На следующем занятии дети учат стихи Агнии Барто «Козленок», «Кораблик», «Грузовик». Это занятие проводится как закрепление полученных знаний, способствует развитию фонематического слуха. Слушая, эти стихи дети должны найти знакомые им звуки (с), (ш), (з). Например, стихотворение «Козленок»:
У меня живет козленок Я сама его пасу Я козленка в сад зеленый Завтра утром уведу.
Четвертое занятие, конец недели - барабан, бычок, мячик, кукла. На этом занятии, на конец недели выбраны слова более легкие для произношения.
Пятое занятие - обобщение. Постановка кукольного театра. Гости зверушки читают стихи о своих игрушках. Такая форма выразительного чтения стихов способствует преодолению страха перед зрителями, так как стихи читают от лица зверушек, дети не боятся ошибок, говорят смелее.
2. Работа над грамматическим строем языка. Важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова. Работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись не изолированно, а одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи. Эта работа должна вестись систематически. Необходимо обогатить речь ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими слова. На этих занятиях дети учатся обобщать, классифицировать предметы.
Простейшие приемы работы по преодолению аграмматизма в устной речи детей:
• Работа над образованием множественного числа имен существительных. Нужно обязательно отработать разные типы окончаний имен существительных множественного числа, так как именно многообразие этих окончаний создает трудности. Слон - слоны, игрушка - игрушки и т.д.
• Работа над согласованием прилагательных с существительными. Здесь надо помочь ученику овладеть навыком правильного употребления окончаний имен прилагательных при их согласовании с именами существительными.
Учащиеся с первых уроков должны ощущать на себе требование выражать на изучаемом языке мысли более полно. На данном этапе велика роль занимательных заданий. Например: У белки - бельчонок, у мыши - мышонок, у кукушки - кукушонок, у зайчихи - зайчонок. Продолжите игру.
У вороны - ..., у лисы - ..., у козы - ..., у коровы -..., у свиньи - ., у собаки - ... Куры спят - в курятнике, муравьи - в муравейнике, а свиньи -., коровы - ...
3. Обучать новому звуку и закреплять его следует преимущественно в слове, в связной речи, одновременно упражняясь в произношении изолированного
звука, используя игровые приемы и звукоподражание. Очень полезно проводить игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха. Если ребенок продолжает смешивать вновь усвоенный звук с другими (например: ш и с), то необходимо поупражняться в произношении такого текста, в котором встречаются оба эти звука.
Общение на русском языке может быть хорошим, эффективным, если слова при говорении произносятся по-русски правильно. Обучение русскому произношению начинается с первых уроков. Основными причинами, порождающими ошибки учащихся - якутов в русском произношении, являются следующие:
• специфические согласные звуки русского языка;
• мягкость согласных с фонетическим значением;
• озвончение и оглушение согласных;
• разноместность и подвижность словесного ударения;
• негармоничный ряд гласных звуков в русском слове. Например: книга_(рус.яз.) - киниигэ (якут.яз.).
Методические приемы, применяемые при обучении правильному восприятию и воспроизводству звуков:
1. Демонстрация (показ) образцового произношения (звука, слога, слова, предложения, текста) учителем.
2. Подражание (имитация) образцовому произношению. Прием состоит в том, что учащиеся слушают, как произносится звук (слог, слово) и повторяют хором, в отдельности.
3. Объяснение артикуляции.
Произношения звуков другого языка вызывает затруднения у детей, поэтому на каждом занятии проводится артикуляционная гимнастика, которая поможет органам речи стать послушными, укрепить мышцы языка.
После того, как ребенок усвоил правильную артикуляцию звука, можно переходить к отработке звука в чистоговорках, скороговорках, заучивать стихи. Так как скороговорки построены на сочетании звуков, трудных для произношения и насыщены одинаковыми звуками, они могут быть использованы для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата, улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти, для закрепления правильного произношения звуков в фразе, для выработки отчетливой и внятной речи; а также в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата (чтение тихо, громко.), для работы над интонацией выразительностью речи.
Подбор текстов для прослушивания имеет немаловажное значение. На уроках развития речи ученик должен постоянно слушать только правильную, образцовую речь. Работа с детьми билингвалами убедила меня в том, что произведения некоторых детских писателей учить детям очень сложно, а вот произведения Агнии Барто, Корнея Чуковского с радостью, с легкостью учат даже дети, плохо владеющие русским языком. Поэтому с первых же занятий по коррекции я включила произведения этих писателей. Подбор материала сделан по принципу от простого к сложному. Хотя в начале занятий стихи А. Барто знали единицы и то, читали слабо, то за пять первых уроков весь класс знал наизусть по 3-5 стишков, некоторые даже выучили все стихи серии «Игрушки», самое главное - учили
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
55
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
и читали с удовольствием. По теме «Дом и предметы домашнего обихода» - Корней Чуковский. «Телефон», как итог инсценировка. «Посуда и пища» - произведения «Федорино горе», «Одежда и обувь» - «Мойдо-дыр». По теме «Домашние и дикие животные» - слушали «Айболит», «Муха-Цокотуха», некоторые дети даже выучили большие отрывки наизусть и, конечно, инсценировки, решение кроссвордов, кукольные спектакли как обобщение тем.
Произведения этих писателей должны стать основой для привития интереса к книге с самого начала обучения русской речи.
Работа над связной речью, примерные виды работ по развитию связной речи.
• Последовательный пересказ. Слон - няня. Кит. Кот -Васька.
• Выборочный пересказ. Кто поступил правильно? Слон - озорник.
• Краткий пересказ. Макс - помощник.
• Примерный краткий пересказ.
Результаты.
В целом, в результате проделанной работы, в соответствии с требованиями ФГОС, у первоклассников обогатился и активизировался словарный запас русских слов, они научились связывать слова, составлять небольшие тексты, сочинять сказки на заданную тему. Выучили много стихов, появился интерес к книге. Дети стали общаться между собой на русском языке. По сравнению с прежними выпусками дети данного класса намного увереннее и смелее говорят по-русски, что в конечном результате приводит к овладению универсальными учебными действиями.
Решены ли задачи, поставленные в начале работы?
- научить детей правильному произношению.
Пришла к выводу, что постоянное применение
артикуляционной гимнастики, проговаривание чи-стоговорок и скороговорок способствует улучшению подвижности артикуляционного аппарата. Лично убедилась в эффективности использования скороговорок в правильном, четком проговаривании слов. Данный вид работы помогает разнообразить занятия и детям очень нравится. Для проведения данного вида занятий материалы легко подбираются на интернет-ресурсах, что является неоспоримой поддержкой воспитателю.
- научить ясно и грамматически говорить.
Совместная плановая работа с учителем по развитию речи учащихся дала свои результаты. По сравнению с прежними выпусками первых классов в данном классе дети стали намного раскрепощеннее, лучше говорят по-русски, общаются между собой по-русски, с охотой учат стихи, скороговорки. Смело могут выступать на сцене, не стесняясь говорить по-русски.
- обладать хорошо поставленным голосом.
В решении данной задачи помогает частое прослушивание аудио-видеозаписей, так как дети научились выразительно говорить, в первую очередь должны слушать правильную, выразительную речь. Иногда заранее подготавливаю детей выразительному чтению. На занятиях должна звучать грамотная, правильная, выразительная речь, так как в основном дети дома говорят и слушают якутскую речь. Огромную роль сы-
грали инсценировки, кукольные спектакли с использованием мультимедиа презентаций: ход спектаклей (инсценировок) фиксируется на видео и потом при просмотре дети радуются своим успехам.
- излагать собственные мысли в свободной творческой устной форме.
Данная задача выполнена частично, т.е. совершенно свободно могут излагать собственные мысли не все, а более подготовленные дети. На данном начальном этапе для детей билингвалов эта задача трудновыполнима, в творческой форме для них пока трудно говорить на другом языке. Поэтому, считаю, что эта задача несколько завышена. Мне кажется, такую задачу можно поставить к концу четвертого класса, т.е. к окончанию начальной школы. Выпускники начальной школы прошлых лет активно участвуют во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде «Эйдос» и других on-line олимпиадах, где по условиям задач всегда предполагается свободное мышление и изъяснение на русском языке. Тем не менее дети - билингвалы с нарушениями речи, которые занимались с первого класса звукопроизношением, с успехом справляются с этой задачей и даже есть результаты: 2010 год - Кутинский Гена, ученик 3 класса, занял 1 место в России по русскому языку; в 2011-2012 уч.г. Гена, ныне ученик 4 класса, в 15 Всероссийской дистанционной олимпиаде по биологии (РАО, ЦДО «Эйдос») занял 2 место среди учащихся 1-5 классов.
В целом, считаю, поставленные задачи решены. Такие занятия дают прекрасную основу в развитии связной речи в последующих классах.
В заключение, хочется сказать, что разработка занятий по развитию связной речи у детей билингвалов в первом классе сельской школы требует дальнейшего развития, усовершенствования.
Литература
1. Анисимов В.М. Методика обучения русскому языку в Саха начальной школе. Якутск, 2000.- 130 с.
2. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа 2003.- № 4.
3. Леонова С.В. Развитие речи младших школьников на логопедических занятиях. // Логопед.- 2004.- № 1.-с.95-100.
4. Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей. М., 1990.- 125с.
5. Самсонова Н.Е. и др. Разговорные уроки по русскому языку для первого класса якутской школы. Якутск, 1973.219 с.
6. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия. М., 2005.- 277 с.
7. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 4.
8. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности» // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 5.
9. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. // Начальная школа.- 2003.- № 2.-с.71-75.
56
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012