Научная статья на тему 'Использование творческих проектов для развития связной речи у детей с двуязычием'

Использование творческих проектов для развития связной речи у детей с двуязычием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ТРИ ГРУППЫ РЕЗУЛЬТАТОВ / ДВУЯЗЫЧИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / GEF / THREE SETS OF RESULTS / BILINGUALISM / EDUCATIONAL TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмарова Ирина Васильевна

Автор предлагает использовать творческие проекты для развития связной речи у детей с двуязычием на основе преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, предлагает приемы работы с детьми в условиях введения стандартов второго поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CREATIVE PROJECTS FOR THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH IN CHILDREN WITH BILINGUALISM

The author proposes to use creative projects for the development of coherent speech in children with bilingualism through changes in the external object-related activity in the inner, offers techniques for working with children in terms of introducing the second generation of standards.

Текст научной работы на тему «Использование творческих проектов для развития связной речи у детей с двуязычием»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 371.1 (47)

J

И.В. Шмарова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДВУЯЗЫЧИЕМ

л__________________________________________г

Аннотация. Автор предлагает использовать творческие проекты для развития связной речи у детей с двуязычием на основе преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, предлагает приемы работы с детьми в условиях введения стандартов второго поколения.

Ключевые слова: ФГОС, три группы результатов, двуязычие, педагогические приемы.

Summary. The author proposes to use creative projects for the development of coherent speech in children with bilingualism through changes in the external object-related activity in the inner, offers techniques for working with children in terms of introducing the second generation of standards.

Keywords: GEF, three sets of results, bilingualism, educational techniques.

В наше время c внедрением ФГОС в общеобразовательные школы, перед учителем встают новые проблемы, поиски новых путей решения проблем обучения и воспитания подрастающего поколения, в которых основной линией идет следующая задача: преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю. И перед учителем возникают вопросы:

ЧЕМУ УЧИТЬ? РАДИ ЧЕГО УЧИТЬ? КАК УЧИТЬ?

Особое внимание уделяется в начальном звене, когда ребенок только начинает овладевать навыками письма, говорения, мышления. Также стандарты второго поколения устанавливают три основные группы результатов:

Личностные:

• Готовность и способность к саморазвитию ребенка

• Ценностно-моральные установки (личностные позиции, личностные качества, сформирован-ность основ гражданской идентичности) Метапредметные:

• Освоенные универсальные учебные действия Предметные:

• Опыт получения, преобразования и применения основного знания

Но не все дети имеют одинаковый уровень подготовленности к школе: каждый ребенок - это индивидуальность, у которого свой темп работы, свое восприятие мира.

При работе с первоклассниками с различным уровнем развития возникает немало вопросов:

- как помочь ребенку овладеть красивой литературной речью;

- как привить интерес к книгам;

- как привлечь к работе родителей.

Ребенок должен, прежде всего, овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной речью.

Слуховые и произносительные навыки существуют в неразрывном единстве, поэтому непременное условие работы над произношением - это не только овладение артикуляционной базой, но и развитие фонематического и ритмического слуха ребенка.

Особенно касается двуязычных детей (билингвов), которым необходимо дифференцировать звуки разных языков.

У детей, которые растут в двуязычной семье, двуязычном окружении, неизбежно возникают трудности с произнесением звуков и слов: дома они разговаривают на родном языке, в детском саду, школе обучаются и общаются со сверстниками на русском языке. Двойную нагрузку они испытывают при произнесении русских звуков. Но эту преграду необходимо преодолеть как можно раньше, так как знание русского языка делает возможной совместную работу многонациональных коллективов, воспитание и обучение детей различных национальностей в детских садах и школах.

Что же такое двуязычие?

Это - умение, навык, позволяющий человеку или народу в целом или его части попеременно пользоваться (устно и письменно) двумя языками в зависимости от ситуации и добиваться взаимного понимания в процессе общения (Н. Г. Самсонов). Именно такое двуязычие, не предполагающее одинаково свободного владения разными языками, но достаточное для согласованных действий представителей разных национальностей в процессе учебной, трудовой и общественной деятельности и предлагает в многонациональных Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Особенность Республики Саха (Якутия) состоит в том, что в улусах (районах) коренное население говорит в основном на якутском языке.

Во время работы с якутскими детьми, имеющими дефекты звукопроизношения, выявились такие специфические ошибки:

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

61

Инновации в образовательных учреждениях

- стойкое смешение звуков [в], [з], [ж], [р], [ц], [ш], [щ] со звуками [б], [п], [с] - вместо шарф - «шарп», вместо обувь - «обуп» и т. д.;

- замена звука [ц] на звук [с] или [тс] - вместо -цирк - «сирк», вместо делегация - «делегасия»;

- замена щелевого звука [в] на звук [б]: Ваня -«Баня», Филлип - «Пилип»;

- неумение дифференцировать мягкий и твердый звук [ш] - вместо щука - «шука», щенок - «шенок»;

- искажение произнесения звуков [т], [д], [п], [х];

- неумение произносить мягкие согласные перед согласными и в конце слова, а также перед е, ё, ю, я: «болшой», «Кола» (вместо Коля);

- замена ударного гласного долгим гласным или дифтонгом - вместо ты - «тыы», дал - «даал» и т. д.

Поэтому у детей значительно увеличиваются этапы постановки, автоматизации и дифференциации, что отрицательно сказывается на общем речевом развитии, особенно у тех, которые дома разговаривают на якутском языке, а в детском саду, школе - на русском. Ситуацию осложняют плохо развитый фонематический слух (неумение дифференцировать правильное и искаженное произнесение фонем), трудности переключения с одного языка на другой, что ведет к их речевой пассивности в коллективе.

В якутском языке согласные в, з, ж, ф, ц, ш, щ отсутствуют, и смешение этих звуков происходит в результате неверной артикуляции и неумения различать их на слух.

Дети билингвалы более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезные затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Дети очень любят сказки, но, к сожалению, родители недостаточно общаются с детьми, мало им читают. Дети часто теряют интерес к чтению и книгам, а ведь именно в младших классах воспитывается чуткий читатель, любящий книгу.

Большую роль в развитии связной речи у детей билингвалов могут играть творческие проекты, представляющие собой совместное творчество по созданию литературного или художественного произведения, праздника, оформлению книги, альбома, театрализованное представление.

Такой метод позволяет любому ребенку почувствовать свою успешность, приобщает его к истинному богатству русского языка путем максимального использования произведений русской литературы и народного творчества, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

Предварительные результаты работы с проектами показали: у детей расширяется словарный запас, их речь обогащается образными литературными выражениями; они учатся красиво и понятно для всех выражать свои мысли; использовать индивидуальные речевые возможности (любое участие уже считается успехом и положительно оценивается), у них повышается интерес к книгам. Родители с удовольствием принимают участие в работе над проектом, так как видят положительные результаты.

Наиболее оптимальная продолжительность проекта от двух недель до двух месяцев.

Проекты целесообразно проводить внутри класса. Тема проекта зависит от интересов детей и их возможностей, для чего необходимы наблюдения, беседы с родителями, выясняющие, что нравится делать дома, какие книги, игры они предпочитают. Проводится проект во время изучения той или иной лексической темы, например, «Дикие животные» и «Домашние животные» можно объединить с творчеством писателя Е. И. Чарушина, а лексическую тему «Сказки, сказочные дома, сказочные предметы» со сказками А. С. Пушкина.

В конце работы над проектом необходимо подвести итог (результатом могут быть праздник, театрализованное представление, создание альбома с детскими работами, рисунки детей, награждение знатоков конкурса).

Также немалую роль играет использование современных ИКТ: мультимедийная презентация, онлайн-игры, онлайн-викторины. Ведь недооценивать современного ребенка нельзя- дети нового времени намного больше знают о компьютере, чем иногда сами учителя, и использовать интернет ресурсы в данном виде работы с детьми намного эффективнее чем работы по карточкам, сигнальным, опорным и т. д. Например, в своей педагогической деятельности для развития творческой, мыслительной, речевой, коммуникативной, информационной компетентности ученика я использую, частично-поисковый метод, мини-исследования.

Примерное задание:

В форме мультимедийной презентации представлено следующее задание:

У мышонка выпал первый зуб. Он не может произнести некоторые звуки. Дети выполняют следующее задание: прочитать слова мышонка и исправить его речевые ошибки «Какие тмефные тифки.

Что, что ты сказал? Я ничего не понял.

Ой! А я думал, фто тут тойко я. А ты кто?

Я - Звонкий Ручеек, Бегущий по Цветущему Лугу.

Какое касивое имя - Двонкий Уфеёк, Бегуфий по Т ветуфему Угу... А я -

мыфонок Вайеик.

Вайеик?..

Нет, не Вайеик, а Вайеик! Ну, вот и ты товэ... Никто меня не понимает. А

я вэ не виноват, фто эти твуки такие непотуфные, и я не умею их выговаривать».

Следует помнить, что задания должны быть очень интересными, яркими, эмоциональными.

В век совершенствования компьютерных технологий, нет ничего невозможного, так первоклассники принимают участие в дистанционных олимпиадах «Эму-эрудит», всероссийские дистанционные викторины «Поиграем в города», «Логические матрешки», и т. д.

Творческие речевые проекты для первоклассников

Темы:

> Знакомство с русскими народными сказками и сказками о животных.

> Знакомство с творчеством К. И. Чуковского.

Учитель должен составить четкий план работы, продумать свое участие в проекте в разнообразных формах, включить литературный материал по теме проекта, подобрать подходящие упражнения и задания.

62

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

Инновации в образовательных учреждениях

Формы совместной деятельности воспитателя ГПД Ниже даны планы творческих проектов. и детей в рамках творческого проекта даны по схеме.

Выбор темы:

Знакомство с русскими сказками и сказками о животных. Разучивание диалога, загадок их инсценировок

Мероприятия Цели Сроки, ответственные

1 2 3

I этап - подготовительный

Анкетирование родителей Выяснить, какие произведения используются дома, какие сказки нравятся детям? Первая неделя. Воспитатель ГПД и логопед

Круглый стол для родителей. Обсудить результаты анкетирования. Сформировать интерес у родителей к проекту, обсудить его важность, цели и задачи. Первая неделя. Воспитатель ГПД, родители и логопед.

Подбор наглядных пособий, демонстрационного материала, книг. Создавать развивающую среду. Вторая неделя. Воспитатель ГПД и логопед

II этап - основной

Рассматривание книг, иллюстраций к сказкам. Развивать у детей интерес к книгам, вызывать интерес к слову, побуждать интерес к чтению книг. Вторая - третья недели. Воспитатель ГПД, родители, логопед.

Заучивание диалогов, загадок Побуждать и поддерживать интерес к русским народным сказкам, пополнять словарь за счет литературных выражений. Вторая - третья недели. Родители, воспитатель ГПД и логопед

Игры - драматизации, инсценирование сказок, рассказывание сказок с помощью фланелеграфа в классе. Развивать творческие способности. Формировать выразительную, связную речь детей. Вторая - третья недели. Воспитатель ГПД.

Чтение сказок, загадок. Расширить словарь детей. Дать образец выразительной речи. Вторая - третья недели. Воспитатель ГПД, логопед и родители.

Рисование героев народных сказок. Развивать моторику, наблюдательность, внимание к слову. Третья неделя. Воспитатель ГПД.

Иллюстрация и заучивание загадок (дома). Стимулировать познавательную активность. Третья неделя. Родители и дети.

Занятие - диалоги. Проводить коррекционную работу. Четвертая неделя. Логопед

Разучивание народных игр и считалок. Расширять знания детей, развивать моторику и словарный запас. Третья неделя. Воспитатель ГПД.

III этап - заключительный

Конкурс загадок Развивать связную речь детей, вызывать чувство радости за успех. Четвертая неделя. Воспитатель ГПД.

Создание альбома загадок и иллюстраций к ним. Развивать интерес к книгам. Четвертая неделя. Родители и дети.

Праздник «В тереме расписном я живу, к себе в гости всех друзей приглашу...» Повышать степень участия родителей в работе с детьми. Воспитывать интерес к чтению. Подведение итогов проекта. Четвертая неделя. Воспитатель ГПД, логопед, дети, родители.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

63

Инновации в образовательных учреждениях

Выбор темы: углубленное знакомство с творчеством К. И. Чуковского.

Сказки и стихи К. И. Чуковского хорошо воспринимаются детьми билингвалами на слух и легко заучиваются. Для ознакомления с неизвестными произведениями этого автора нами был создан творческий речевой проект. Цел ь: развивать связную речь.

Продолжительность: 2 месяца.

Мероприятия Цели Сроки, ответственные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I этап - подготовительный

Анкетирование родителей Выяснить какие произведения используются родителями дома, что нравится детям. Первая неделя. Воспитатель ГПД, логопед

Круглый стол для родителей «Сказочный мир К. И. Чуковского» Обсудить результаты анкетирования. Сформировать интерес у родителей к проекту, обсудить его важность, цели и задачи просвещение родителей. Познакомить со списком необходимой литературы по чтению.. Первая неделя. Воспитатель ГПД, логопед, родители.

Подбор наглядных пособий, демонстрационного материала, книг. Создавать развивающую среду. Вторая неделя. Воспитатель ГПД, родители.

II этап - основной

Рассматривание книг, иллюстраций в читательском уголке, портрета писателя. Развивать интерес к книгам, вызывать интерес к слову, чтению книг. Вторая - третья недели. Воспитатель ГПД, дети.

Заучивание авторских загадок (дома). Пополнять словарь за счет литературных образных выражений. Вторая - третья недели. Родители, дети, воспитатель ГПД.

Экскурсия в сельскую библиотеку (викторина и выставка книг). Уточнить представление о библиотеке, правилах поведения, воспитывать бережное отношение к книге. Третья неделя. Сельская библиотека, воспитатель ГПД.

Занятие - соревнование «День стихов и загадок» Поддерживать интерес к творчеству писателя, развивать речь. Третья неделя. Воспитатель ГПД.

Рисование иллюстраций к сказкам. Развивать творческие способности. Третья неделя. Воспитатель ГПД.

Просмотр мультфильмов «Краденое солнце», «Бармалей». Прослушивание аудиозаписей сказок. Расширять знания по теме, знакомить с авторским исполнением сказок. Третья - четвертая недели. Воспитатель ГПД.

Иллюстрирование авторских загадок дома. Способствовать совместному творчеству детей и родителей для включения родителей в работу. Третья - четвертая недели. Родители.

Викторина по сказкам Поддерживать интерес детей, вызвать положительные эмоции от успехов. Закреплять образные обороты речи. Четвертая неделя. Воспитатель ГПД.

Разучивание игр («Крокодил», «Глухие телефоны»). Формировать координацию и ловкость. Четвертая - пятая недели. Воспитатель ГПД.

Инсценирование диалогов и стихов на занятии и в классе Формирование выразительности речи, артистизма и творческих способностей. Шестая неделя. Воспитатель ГПД, логопед.

III этап - заключительный

Театрализованное представление по сказкам К. И. Чуковского. Включить в работу родителей. Седьмая неделя. Родители, воспитатель ГПД, логопед.

Награждение победителей викторины. Вызвать положительные эмоции и поддержать интерес к чтению. Восьмая неделя. Воспитатель ГПД.

Оформление выставки рисунков детей. Создание творческого отчета. Воспитатель ГПД, родители, логопед.

Список использованной и рекомендуемой литературы 1

1. Белоусова Л. Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. СПб., 2003.

2. Арутюнян С. М. Проблемы двуязычия в многонациональном государстве. М., 1977.

3. Барашков П. П. Звуковой состав якутского языка. Якутск, 1953.

4. Габышева Ф. В. Обучение русскому произношению в начальных классах якутской школы. Якутск, 1992.

5. Середкина Н. А. и др. Проектная деятельность в системе формирования у детей культуры восприятия книги.//Лого-пед. - 2009. - № 1.

64

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.