Методы и инструменты диагностического исследования квалификационной оценки иноязычной коммуникации офицера
Бикбаев Вадим Манцурович,
к. полит. наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков Новосибирского высшего военного командного училища
E-mail: [email protected]
В статье освещаются показатели квалификационной оценки иноязычной коммуникации офицера. Отмечается, что качество профессионального опыта отражает соотношение закрепившихся ситуаций и разработанных военной наукой и практикой эффективных способов решения коммуникационной задачи в рамках профессионального становления офицера Сухопутных войск. Подчеркивается, что большую роль в изучении иностранных языков играют как языковые знания и способности, так и профессиональный опыт.
В статье на основе всестороннего анализа с применением различных методов и инструментов дана краткая характеристика этапов диагностического исследования и показан механизм формирования способности к иноязычной коммуникации офицеров Сухопутных войск в рамках профессионального становления. Отмечается, что прогностический аспект исследования иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск предполагает разработку прогнозов развития проблемы, в частности, противоречий между возрастающим значением иноязычной коммуникации в профессиональной деятельности офицера в ближайшей, среднесрочной и дальней перспективе и реальным уровнем иноязычной коммуникации, сформированной у офицеров.
Ключевые слова: квалификационная оценка, профессиональные задачи, результативность коммуникации, уровень иноязычной коммуникации, профессиональная рефлексии, прогностическое исследование.
Потребность офицера Сухопутных войск в иноязычной коммуникации, обусловленная развитием военно-профессиональной деятельности, органически связана с профессиональным становлением офицера, в раках которого наиболее остро встает вопрос о специфике формирования иноязычной коммуникации офицера, основных противоречиях, определяющих ее современную постановку, наиболее общих факторах, обусловливающих проблематику процесса на каждом этапе профессионального становления офицера Сухопутных войск, а также предполагаемые пути разрешения проблемы. Методы диагностического исследования подобраны исходя из его задач, природы критериев и показателей, возможных проявлений иноязычной коммуникации в реальной практике. Для выполнения квалификационной оценки, непосредственно связанной с личностью офицера, использована совокупность эмпирико-педагогических, психологических и рефлексивных методов (таблица № 1).
Таблица № 1. Методы и инструменты квалификационной оценки иноязычной коммуникации офицера Сухопутных Войск
Критерий, показатель Метод оценки Инструмент оценки
Способность к коммуникации
Направленность на ИК Исследования мотивации, смысло-жизненных ори-ентаций, системы ценностей, жизненных планов и перспектив на основе самоанализа Тестирования, интервьюирования, индивидуальные беседы
Лингводидактиче-ская и социокультурная основа ИК Оценка базовых языковых компетенций в сравнении с типовыми требованиями для выпускников вузов Изучение результатов образовательной деятельности, контрольные занятия, изучение личных дел
Индивидуальные особенности личности Психолого-педагогическое обследование памяти и интеллектуальных процессов Тестирование, проективные методики
Операционально- инструментальное оснащение Моделирование коммуникационных ситуаций Кейс-методы
Владение профессиональной информацией и базами данных В настоящем исследовании не раскрывается
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Окончание
Критерий, показатель Метод оценки Инструмент оценки
Погружение в культуру коммуниканта Самооценка Индивидуальные беседы,эссе
Результативность коммуникации
Объем опыта иноязычных коммуникаций Экспертная оценка Изучение личного дела, анализ образования и самообразования, собеседование
Качество опыт Профессиональная рефлексия Методики рефлексивной оценки
Продуктивность опыта
Итогом квалификационной оценки выступает заключение о степени соответствия (полной, частичной, не соответствие) иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск тому уровню, который означает для него новую ступень профессионального становления.
В свою очередь, организационный аспект диагностики посвящен факторам социально-профессиональной среды и профессиональной деятельности в той или иной степени определяющим эффективность формирования иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск на разных этапах профессионального становления.
Организационная диагностика, как правило, была основана на методах самообследования, социологических опросов и экспертной оценки и, в зависимости от конкретного показателя, предполагала самообследование, опросы офицеров и курсантов, формализованные экспертизы, проверки частей и подразделений.
Кроме перечисленного использовались методы дискуссий. Отдельно следует выделить исследования, проводимые под руководством диссертанта курсантами военных вузов в военно-научном обществе.
Социально-профессиональная среда и военно-профессиональная деятельность - предельно обобщенные факторогенные области, продуцирующие влияние на формирование иноязычной коммуникации самостоятельно, но в то же время транслирующие и преломляющие влияние других множественных сред. Очередное исследование влияния среды и деятельности, особенно в узком, специализированном контексте, имеет свою актуальность, поскольку на этом влиянии отражается в принципе неразрешимая проблема «... понимания сути управляемости / неуправляемости взаимодействия постоянно меняющегося человека с постоянно изменяющимся миром» [4, с. 65].
Обращение к социально-профессиональной среде вызвано тем, что она способна к самовыдвижению развивающейся личности, в том числе ° за счет своей акмеологичности, т.е. способности " детерминировать профессиональное становление ^ специалиста в процессе ясного сознания акмеоло-^ гического ориентира профессии (И.О. Соловьев I [6], Л.Е. Солянкина [7]).
В этом смысле социально-профессиональная среда офицера Сухопутных войск становится объектом исследования и педагогического управления [8].
Исследование условий военно-профессиональной деятельности в контексте формирования согласуются с аксиоматичностью ведущего деятель-ностного подхода к пониманию процессов развития личности (И.В. Шубина [9], Л.С. Выготский [2], С.Л. Рубинштейн [5], А.Н. Леонтьев [3]).
Анализ эмпирических массивов, полученных в квалификационной и организационных оценках, предполагал статистический расчет корреляций основных факторов и результатов формирования иноязычной коммуникации офицеров Сухопутных Войск Российской Федерации.
Анализ количественных данных, приведенных на основе шкал и измерительных линеек к числовым вариантам, выполнен с использованием программного пакета STADIA. Программный пакет с высокой достоверностью дает возможность сопоставлять парные ряды данных, несвязанные базы данных и вычислить и взаимосвязи и взаимоопределенности. Кроме того, STADIA применялся при вычислении достоверности, обработке и представления данных (коэффициенты, распределения, средние выборочные величины).
Качественные результаты исследования анализировались с использованием программ, основанных на компьютерном контекстно-ориентированном кодировании и реконструировании нечисловых данных CAQDAS (Computer Assisted Qualitative Data Analysis). В этой группе для решения задач использовались два программных пакета:
- контент-про, позволяющий выполнять контент-анализ однотипных текстовых массивов;
- DEDOOSE, дающий возможность контент-анализа неформализованных, разносмысло-вых и стилистически различающихся текстовых массивов, информации в видео и аудио форматах.
Далее, рассмотрим методы и инструменты прогностического исследования иноязычной коммуникации. Прогностический аспект исследования иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск предполагал разработку прогнозов развития проблемы, в частности, противоречий между возрастающим значением иноязычной коммуникации в профессиональной деятельности офицера в ближайшей, среднесрочной и дальней перспективе и реальным уровнем иноязычной коммуникации, сформированной у офицеров.
Прогнозы, как результат такого исследования, есть вероятностная многовариантная гипотеза о состоянии исследуемых явлений:
- иноязычной коммуникации, как характеристики профессиональной деятельности офицера Сухопутных Войск Российской Федерации (собирательный образ), а также как характеристики процессов его профессионального становления;
- условий формирования иноязычной коммуникации офицера в процессе профессионального военного образования и военной службы;
- отдельно, языковой подготовки, как педагогического условия формирования иноязычной коммуникации, выступающего предметом данного исследования. Направления прогнозирования (так называемые прогнозные единицы), частично совпадают с показателями квалификационной и организационной оценки. Достоверность прогнозирования обеспечивалась применением прогнозных методов трех типов.
Первый тип - методы экстраполяции и графологического прогнозирования - использовались для вероятностной пролонгации установленных тенденций при наличии относительно достоверных данных.
Второй тип - методы экспертной оценки и творческого воображения - применялись для решения двух исследовательских задач. С помощью метода сценариев, в частности, выполнялись прогнозы качественного состояния проблем, с помощью методов SWOT анализа оценивались перспективы использования тех, или иных условий формирования иноязычной коммуникации, оценка возможных рисков [1].
Третий тип - синтетические и аналитические методы - использовались для обобщения полученного результата и дополнения результатов диагностического исследования итоговыми прогнозами двух ситуаций (использование и не использование перспективных путей развития профессиональной языковой подготовки) и на трех временных рубежах (ближайшая, средняя и дальняя перспектива).
Ориентировочный аспект диагностического исследования целиком основан на использовании метода структурирования различных допущений, содержащих в себе идеи для решения проблемы иноязычной коммуникации офицера Сухопутных Войск Российской Федерации на современном этапе военного строительства.
Общее содержание диагностического исследования условно разделено на четыре этапа: этап подготовки, этап измерений, этап обобщений и этап мониторинга.
Этап подготовки (сентябрь 2014 г. - декабрь 2014 г.) предполагал формирование опытно-экспериментальной базы исследования и создание диагностической инфраструктуры, работающей непосредственно с респондентами. Для исследований процессов формирования иноязычной коммуникации в тактическом звене управления в опытно-экспериментальную базу вошли четыре военных вуза.
В период проведения измерений к исследованию привлекались все курсанты выпускного курса, а также 35-50% курсантов предвыпускного курса, отобранных случайным путем.
Работа с ними оказалась возможной на образовательных программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, осу-
ществляемых в образовательных организациях (таблица № 2).
Таблица № 2. Опытно-экспериментальная база
Образовательная организация Образовательная программа Число респондентов
высшее танковое командное краснознаменное училище Управление персоналом, профессиональная переподготовка 55
высшее военное командное училище Управление персоналом, профессиональная переподготовка 59
автобронетанковый инженерный институт Педагогика высшей школы, профессиональная переподготовка 53
Организация эксплуатации транспортных средств, профессиональная переподготовка 33
Факультет повышения квалификации общевойсковой академии Подготовка офицеров на вышестоящие должности, курсы повышения квалификации 187
Всего 387
Выбор опытно-экспериментальной базы обусловлен наличием респондентов нужной нам группы в организованном виде и в процессе образовательной деятельности, куда достаточно легко встраивались процедуры и инструменты диагностики, наличием и заинтересованностью в результатах эксперимента структурных подразделений, занимающихся проблематикой профессионального становления, и особо - формированием иноязычных коммуникаций офицеров (курсантов), уровнем исследовательской подготовки и исследовательских возможностей последних, разнообразием родов войск, специальностей, должностных предназначений респондентов, повышающим объективность и достоверность итоговых результатов диагностики.
Вторая сторона диагностического процесса -подготовка диагностов, принимающих участие в опытно-экспериментальной работе из числа командиров и преподавателей. Основной способ решения - серия методологических семинаров online с обязательным обсуждением общих подходов к исследованию сущности, содержания, структуры и уровней иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск Российской Федерации, диагностического аппарата: критериев, показателей, методов и инструментов оценки, выработка единых подходов к измерениям, форм и методов представления результатов.
Этап измерений (январь 2015 г. - декабрь 2017 г.) предполагал проведение замеров и применения иных диагностических процедур согласно ранее утвержденному графику (таблицы 2,3).
Обязательными условиями исследования стали добровольное согласие испытуемого на из-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
мерение (кроме курсантов военных вузов), обязательное намерение продолжать службу в Вооруженных Силах Российской Федерации (важно: на программах профессиональной переподготовки, где часть офицеров обучается перед увольнением в запас), соблюдение режима секретности и защиты государственной тайны (особенно при замерах среди слушателей военных академий). В этой связи частью исследовательской работы является персональное комплектование выборок по заранее определенным критериям поручению диссертанта.
Для облегчения сбора данных карты, отчеты и иные диагностические формы преобразуются в электронный контент и открываются для доступа через специальную диагностическую платформу, созданную автором на основе MOODUS в структуре портала Новосибирского института мониторинга и развития образования. Доступ к платформе был открыт в периоды проведения замеров и предполагал предварительную идентификацию (присвоение кода - идентификатора без регистрации личных данных), а затем регистрацию респондентов, которые проводились непосредственно «на местах» исследовательскими инфраструктурами, привлеченными нами к эксперименту. Дистанционный сбор данных с созданием «центров ответственности» непосредственно в образовательных организациях, где осуществлялась диагностика, существенно облегчили работу диссертанта и создали принципиальную возможность выборок достаточно большого для репрезентативности объема. Возможности MOODUS позволяли проводить первичную обработку данных, унификацию, формализацию, редактирование и кодирование эмпирической информации.
Этап обобщений (февраль 2017 г. - декабрь 2018 г.), на котором решалась задача систематизации данных и формирования синтетических выводов о процессах формирования иноязычной коммуникации офицеров Сухопутных войск Российской Федерации. Все работы этапа выполнялись лично диссертантом и условно могут быть разделены на три группы: статистический анализ; формирование теоретических выводов; обсуждение результата.
Статистический анализ данных представляется нам едва ли не главной задачей этапа, ее решение заключается в установлении определенных закономерностей, повторяющихся явлений и характеристик, корреляций, зависимостей и пр. на основании массива полученных данных. Условно разделив полученные после обработки данные на две группы: качественные и количественные, подобраны методики и средства, позволяющие их анализировать. Так, протоколы бесед, эссе, содержание рефлексивных карт и пр., поч-° ти не формализуемое, разноформатное и разнос" мысловое обрабатывалось с использованием про-^ граммы DEDOOSE. Анкеты и интервью, результа-^ ты опросов, характеристики и выписки из личных Ц дел подлежали обработке с использованием про-
грамм Контент-Про, а в отдельных случаях ВЕГА. Количественные данные: результаты учебной деятельности, оценки контрольных занятий, балльные самооценки исследовались с использованием STADIA, определяющей зависимости между массивами данных. Отдельные инструменты, например, экспертные оценки, протоколы собеседований, действия в моделируемых ситуациях (с использованием «кейсов») обработке не подлежали, а произвольно анализировались диссертантом. Тестовые методики не требовали статистической обработки.
Важной задачей этапа являлось определение зависимостей между организационной и квалификационной оценкой. Кроме расчета корреляций, связывающих показатели организации с показателями способности к иноязычной коммуникации офицера, с помощью ВЕГА создавались статистические маски. В отношении информации использовались классификация, ранжирование, исследование абсолютных и относительных частот упоминаний. Установленные связи и отношения служили основой для обобщений и выводов, характеризующих процессы формирования иноязычной коммуникации офицеров Сухопутных войск Российской Федерации на каждом этапе профессионального становления, а затем и в целом, в контексте профессиональной жизни.
Этап мониторинга (с декабря 2018 г.) - это этап исследования изменений в процессах формирования иноязычной коммуникации офицеров Сухопутных войск в процессе эксперимента. Естественно, на нем, при сохранении общей основы меняются респонденты, методы и средства диагностики, а также сам формат ее ведения.
Таким образом, формирование иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск Российской Федерации - это процесс изменения его субъективной позиции по отношению к иноязычной коммуникации как к средству военно-профессиональной деятельности, владение которым определяет профессиональную реализацию в перспективе развития военного дела. Внутренней движущей силой изменений выступают личностные, а внешней - социально-профессиональные и педагогические (создание лингво-культурного основания, профессиональное воспитание, организационно-педагогическая деятельность, управление развитием кадров) факторы.
Литература
1. Аленко, А.В. и др.; науч. ред.: И.В. Малыгина Столкновение идентичностей и принципы межкультурных коммуникаций в современном мире [Текст]: коллективная монография /Аленко А. В. и др.; науч. ред.: И.В. Малыгина]; М-во культуры Российской Федерации, Московский гос. ин-т культуры. - М.: МГИК, 2016. - 179 с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. -480 с.
3. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Московского университета, 1981. - 584 с.
4. Ромм, Т.А. Теории социального воспитания: перспективы развития / Т.А. Ромм // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - № 6 (49). - С. 64-68.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
6. Соловьев, И.О. Развитие профессионала в акмеологической среде: автореф. дис. ... д.пс.н.: 19.00.13 / Соловьев Игорь Олегович. -М., 2011. - 58 с.
7. Солянкина, Л.Е. Психолого-акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде: ав-тореф. дис. ... д.пс.н.: 19.00.13 / Л.Е. Солянкина. - Тамбов, 2011. - 50 с.
8. Тихонина, С.А. Профессиональная среда государственной гражданской службы как объект управления: социологический анализ: авто-реф. дис. ... д.социолог.н.: 22.00.08 / С.А. Тихо-нина. - Нижний Новгород, 2006. - 49 с.
9. Шубина И.В. Деятельностный подход как педагогическая технология в формировании специалиста высшей школы // Право и образование, 2012, № 10, с. 47-48.
METHODS AND TOOLS DIAGNOSTIC STUDY EVALUATION OF THE OFFICER'S FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION
Bikbaev V.M.
Novosibirsk High Military Command School
The article highlights the indicators of the qualification assessment of the officer's foreign language communication. It is noted that the quality of professional experience reflects the ratio of entrenched situations and effective ways of solving a communication problem developed by military science and practice within the framework of the professional development of an officer of the Ground Forces. It is emphasized that both language knowledge and abilities and pro-
fessional experience play an important role in the study of foreign languages.
Based on a comprehensive analysis with the use of various methods and tools, the article gives a brief description of the stages of diagnostic research and shows the mechanism of formation of the ability for foreign language communication of officers of the Ground Forces within the framework of professional development. It is noted that the prognostic aspect of the study of the foreign language communication of an officer of the Ground Forces involves the development of forecasts for the development of the problem, in particular, the contradictions between the increasing importance of foreign language communication in the professional activity of an officer in the short, medium and long term and the real level of foreign language communication formed among officers.
Keywords: qualification assessment, professional tasks, communication effectiveness, level of foreign language communication, professional reflection, prognostic research.
References
1. Alenko, A.V. and etc.; scientific. ed .: IV Malygina The clash of identities and the principles of intercultural communication in the modern world [Text]: collective monograph / Alenko A.V. et al .; scientific. ed .: IV Malygin]; Ministry of Culture of the Russian Federation, Moscow State Institute of Culture. - M .: MGIK, 2016. - 179 p.
2. Vygotsky, L.S. Educational psychology / L.S. Vygotsky. - M .: Pedagogika, 1991. - 480 p.
3. Leontiev, A.N. Psychic development problems / A.N. Leontiev. -M .: Publishing house of Moscow University, 1981. - 584 p.
4. Romm, T.A. Theories of social education: development prospects / T.A. Romm // Pedagogical journal of Bashkortostan. -2013. - No. 6 (49). - S. 64-68.
5. Rubinstein, S.L. Fundamentals of General Psychology / S.L. Rubinstein. - SPb .: Peter, 2002. - 720 p.
6. Soloviev, I.O. Development of a professional in the acmeologi-cal environment: author. dis. ... d.ps.n .: 19.00.13 / Soloviev Igor Olegovich. - M., 2011. - 58 p.
7. Solyankina, L.E. Psychological-acmeological concept of the development of professional competence of a specialist in a practice-oriented educational environment: author. dis. . d.psn .: 19.00.13 / L.E. Solyankina. - Tambov, 2011. - 50 p.
8. Tikhonina, S.A. The professional environment of the state civil service as an object of management: sociological analysis: author. dis. ... Doctor of Sociology: 22.00.08 / S.A. Tikhonin. -Nizhny Novgorod, 2006. - 49 p.
9. Shubina I.V. Activity approach as a pedagogical technology in the formation of a specialist in higher education. Law and Education, 2012, no. 10, p. 47-48.