STUD NET
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ОФИЦЕРА: МЕТОДОЛОГИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF AN OFFICER: METHODOLOGY OF DIAGNOSTIC
RESEARCH
УДК 37.013
Бикбаев Вадим Манцурович, кандидат политических наук, доцент Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирское высшее военное командное училище (г. Новосибирск)» Министерства обороны Российской Федерации, Россия, г. Новосибирск, E-mail: vadim_bikbaev@mail.ru
Bikbaev Vadim Mantsyrovich, Federal state military educational establishment for higher education «Novosibirsk Higher Military School (Novosibirsk)», the Ministry of Defence of the Russian Federation, PhDin polotics, associate professor E-mail: vadim_bikbaev@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена постановке проблемы диагностического исследования роли иноязычной коммуникации в становлении офицера. Отмечается, что процесс формирования иноязычной коммуникации в значительной степени главным образом определяется мотивацией, способностью к самообразованию, профессиональным опытом и перспективами военной службы.
Abstract
The article is devoted to the problem of diagnostic research of the role of foreign language communication in the formation of an officer. It is noted that the process of formation of foreign language communication is largely mainly determined by motivation, ability to self-education, professional experience and prospects of military service.
Ключевые слова: иноязычная коммуникация, профессиональное становление, языковая подготовка.
Indexterms: foreign language communication, professional development, language training.
Вследствие личностного характера профессионального становления его зависимости от условий деятельности, а также социально-профессиональной ситуации, формирование иноязычной коммуникации офицера является не только образовательным, но и в некоторой степени социально-педагогическим процессом. Следует отметить, что языковая подготовка курсантов и процесс формирования иноязычной коммуникации в значительной степени определяется не только мотивацией и способностью к самообразованию, но и перспективами военной службы.
Формирование иноязычной коммуникации определяется требованиями, предъявляемыми как к профессиональной компетентности офицера в воинской части, организацией профессионально-должностной подготовки, так и отношением к способности офицера осуществлять профессиональные иноязычные коммуникации со стороны коллег.
В результате этого можно утверждать, что социально-педагогическая диагностика - междисциплинарный процесс познания личности военнослужащего, в ходе которого предполагается исследование различных факторов развития с целью выявления их влияния на педагогические факторы. «По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями» [12].
Основной особенностью социально-педагогической диагностики, на наш взгляд, является развитие личности в рамках профессионального становления офицера.
Можно утверждать, что диагностика формирования иноязычной коммуникации офицеров Сухопутных войск является комплексным, междисциплинарным исследованием процесса профессионального становления офицеров Сухопутных войск, что нашло отражение в формировании иноязычной коммуникации. Основными факторами, на наш взгляд, являются педагогические, личностные, профессионально-деятельностные и профессионально-психологические.
Результатом такого исследования выступает социально-педагогический диагноз - научное знание о наличии и разрешении проблемы формирования иноязычной коммуникации офицеров.
Объектом диагностического исследования выступают субъективные процессы формирования иноязычной коммуникации офицеров, предметом -
обобщенные характеристики процесса формирования иноязычной коммуникации офицеров Сухопутных войск Российской Федерации на различных этапах профессионального становления (основные из них -результаты, противоречия и трудности, возникающие при формировании иноязычной коммуникации офицера, характеристики, связанные с военной карьерой, педагогические, психологические факторы, а также пути совершенствования языковой подготовки офицеров в рамках профессионального становления).
Следует отметить, что формирование иноязычной коммуникации обладает такой же сущностью и атрибутами, как и сам процесс профессионального становления военнослужащего. Действительно, поскольку любой процесс личностного развития обладает целостным характером (В.М.Коротов [5], И.С. Марьенко [7], И.Ф. Харламов [9, с.28-35]), то и различные тенденции профессионального становления представляют собой проявления одного и того же явления.
Следует отметить, что процессы формирования иноязычной коммуникации в контексте профессионального становления специалиста раскрываются не часто. Обычно исследователи раскрывают педагогическое обеспечение становления. Исключение составляют монографии и диссертационные исследования И.В. Атамановой [1], Е.В. Сребницкой [8], Л.В. Яроцкой [10].
В тоже время, следует указать, что иноязычная коммуникация офицера как тенденция его профессионального становления ранее не рассматривалась и в таком аспекте еще не представлена в науке. В перечисленных же исследованиях выделены следующие содержательные особенности процессов формирования иноязычной коммуникации субъектов профессионального становления.
И.В. Атаманова [1], в частности, отмечает, что формирование иноязычной коммуникации обусловлено самой личностью, а сам процесс «движется» за счет реальных (в профессиональной деятельности) и моделируемых (в профессиональном образовании) иноязычных коммуникативных ситуаций.
Е.В. Сребницкая [8] за основу процесса формирования соответствующих тенденций профессионального становления также берет коммуникативные ситуации. С другой стороны, исследователь отмечает, что особое влияние на формирование коммуникаций оказывают социокультурный контекст, отношения в коллективе и т.д.
Как мы видим, формирование иноязычной коммуникации в рамках профессионального становления - это процесс изменения личностной позиции субъекта по отношении к коммуникации в профессиональной деятельности.
Сущность и движущие силы процесса формирования иноязычной коммуникации, согласно утверждению А.С. Крыловой, видны при интеграции системного (человек - саморазвивающаяся система), личностно-ориентированного (главное - личная позиция) и деятельностного (движущие силы в коммуникативной деятельности) подходов, на основании которых раскрывается формирование иноязычной коммуникации при активной деятельности как самого индивида, то есть внутренних факторов -профессиональная рефлексия, ценностное отношение, планирование профессионального развития, так и со стороны внешних (системы образования) - воспитание и обучение [6].
Важнейшие для нас положения, характеризующие процесс формирования иноязычной коммуникации в контексте профессионального становления специалиста, содержатся в монографии и диссертационном исследовании Л.В. Яроцкой [10], [11].
Автор указывает, что коммуникация определяется как «.. .лингвосоциокогнитивная основа профессиональной культуры специалиста нового поколения» [10, с.12].
Исследователь совершенно, верно, обосновала генеральную стратегию интернационализации профессионального образования, в реализации которой языковая подготовка выступает средством. Авторская концепция, включенная в число теоретических основ настоящего исследования, основана на выделении в формировании иноязычной коммуникации явлений первого и второго порядков. Первичным, по мнению автора, выступает опережающее развитие мотивационно-личностного аспекта профессионального сознания, являющегося главной задачей профессиональной языковой подготовки, вторичным - лингвокультурный аспект, который осознается и осваивается будущим специалистом при осознании им личной потребности в дальнейшем профессиональном развитии [11, с.12].
Эти и ряд других теоретических положений конкретизируют сущность формирования иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации на основе общих представлений о процессе профессионального становления офицера, предложенных А.А. Деркачом [2], Э.Ф. Зеером [3], Е.А. Климовым [ 4], и др.
В вышеуказанных научных трудах профессиональное становление признается процессом сознательного, мотивированного, прогрессивного самоизменения профессионала в его стремлении к профессиональному акме, которому способствуют педагогические воздействия, условия социально-профессиональной среды и профессиональной деятельности. На этой основе и с учетом теоретических положений работ И.В. Атамановой [1], Е.В. Сребницкой [8], Л.В. Яроцкой [10] может быть дано рабочее определение объекта диагностического исследования.
Таким образом, мы видим, что в процессе формирования иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск Российской Федерации происходят изменения отношения военнослужащего к иноязычной коммуникации как к средству военно-профессиональной деятельности. Внутренней движущей силой в процессе формирования профессионального опыта иноязычной коммуникации выступают личностные, а внешней - такие социально-профессиональные и педагогические факторы, как создание лингво-культурного основания, профессиональное воспитание, организационно-педагогическая деятельность, управление развитием кадров.
Список литературы
1. Атаманова, И.В. Становление профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетентности как психологического феномена: дис. ... к.пс.н.: 19.00.13 / Атаманова Инна Викторовна. - Томск, 2014. - 211 с.
2. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 752 с.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проспект, 2008. - 336 с.], Е
4. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. - 400 с.
5. Коротов, В.М. Введение в общую теорию развития личности: лекции / В.М. Коротов. - М.: Педагогика, 1991. - 135 с,
6. Крылова, А.С. Иноязычная подготовка как фактор профессионального становления специалиста отрасли связи в средней профессиональной школе: автореф. дис. ... к.п.н.: 13.00.01 / Крылова, Алла Сергеевна. -Казань, 2003. - 18 с.
1. 7 . Марьенко, И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе / И.С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1974. - 224 с.
7. Сребницкая, Е.В. Профессиональное становление будущих лингвистов-переводчиков в процессе иноязычной подготовки в вузе: дис. ... к.п.н.: 13.00.08 / Сребницкая Елена Владимровна. - Магнитогорск, 2007. - 168 с.
8. Харламов, И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание / И. Ф. Харламов // Советская педагогика. - 1990. - № 12. - С. 28-35.
9. Яроцкая, Л.В. Иностранный язык и становление профессиональной личности (неязыковый вуз): монография / Л.В. Яроцкая. - М.: Триумф, 2016.- 256 с.,
10. Яроцкая, Л.В. Лингводидактические основы интернационализации профессиональной подготовки специалиста: иностранный язык, неязыковой вуз: дис. ... д.п.н.: 13.00.02 / Яроцкая Людмила Владимировна. - М., 2013.- 454 с.
11. Основы социально-педагогического исследования [электронный ресурс] // Knigi.link. - режим доступа: https: //uchebnikfree.com/pedago gika/osnovyi-sotsialno-pedago gichesko go-66115.html (дата обращения 16.10.2019)].
List of references
1. Atamanova, I. V. Formation of professionally-oriented foreign language communicative competence as a psychological phenomenon: dis. ... Ph. D.: 19.00.13 / Atamanova Inna Viktorovna. Tomsk, 2014, 211 p.
2. Derkach, A. A. Acmeological foundations of professional development / A. A. Derkach. - Moscow: Publishing house of the Moscow psychological and social Institute; Voronezh: NPO MODEK, 2004. - 752 p.
3. Zeer, E. F. Psychology of professions / E. F. Zeer. - Moscow: Akademicheskiy Prospekt, 2008. - 336 p.], E
4. Klimov E. A. Psychology of a professional / E. A. Klimov. - Voronezh: NPO "MO-DEK", 1996. - 400 p.
5. korotov, V. M. Introduction to the General theory of personality development: lectures / V. M. korotov. - M.: Pedagogika, 1991. - 135 p,
6. Krylova, A. S. Foreign language training as a factor of professional formation of a specialist in the communications industry in a secondary professional school: autoref. dis. ... Ph. D.: 13.00.01 / Krylova, Alla Sergeevna. Kazan, 2003, 18 p.
7. marienko, I. S. Organization and management of educational work at school / I. S. marienko. - M.: Enlightenment, 1974. - 224 p.
8. Srebnitskaya, E. V. Professional formation of future linguists-translators in the process of foreign language training at the University: dis. ... Ph. D.: 13.00.08 / srebnitskaya Elena Vladimirovna. Magnitogorsk, 2007, 168 p.
9. Kharlamov, I. F. self-Development of personality and education / I. F. Kharlamov // Soviet pedagogy. 1990, no. 12, Pp. 28-35.
10. Yarotskaya, L. V. Foreign language and the formation of a professional personality (non-linguistic University): monograph / L. V. Yarotskaya. -Moscow: Triumph, 2016. - 256 p.,
11. Yarotskaya, L. V. Linguodidactic bases of internationalization of professional training of a specialist: a foreign language, a non-linguistic University: dis. ... PhD: 13.00.02 / Yarotskaya Lyudmila Vladimirovna. - M., 2013. - 454 p.
12. Basics of socio-pedagogical research [electronic resource] / / Knigi. link. -access mode: https://uchebnikfree.com/pedagogika/osnovyi-sotsialno-pedagogicheskogo-66115.html (accessed 16.10.2019)].