Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОФИЦЕРОВ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК: ОБЩИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИФИКИ'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОФИЦЕРОВ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК: ОБЩИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИФИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАЦИИ / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ОЦЕНКА / ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОЗОВ / FORECASTING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / DIAGNOSTICS OF COMMUNICATION / QUALIFICATION ASSESSMENT / THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / THE FORMATION OF FORECASTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асриев Андрей Юрьевич, Бикбаев Вадим Манцурович

В статье обоснована актуальность прогнозирования проблем иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск на основе общих теорий педагогической прогностики. Подчеркивается, что в ходе диагностики иноязычной коммуникации формируется эмпирическое, а затем теоретическое знание о закономерностях этого процесса в контексте профессионального становления офицера Сухопутных войск Российской Федерации. В исследовании представлена схема диагностического исследования иноязычной коммуникации на основе квалификационной и организационной оценки, позволяющая наиболее наглядно аргументировать механизм формирования прогнозов в отношении иноязычной коммуникации в ближайшей, среднесрочной и дальней перспективах. Дана краткая характеристика прогнозов с опорой на опыт реализации педагогических разработок и характеризующие развитие иноязычной коммуникации. Отмечается, что движущей силой формирования иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск Российской Федерации выступают личностные, профессиональные и педагогические факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING THE PROBLEM OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION OF OFFICERS OF THE GROUND FORCES: GENERAL FOUNDATIONS

The article substantiates the relevance of forecasting the problems of foreign language communication of an army officer on the basis of General theories of pedagogical prognostics. It is emphasized that in the course of diagnostics of foreign language communication, empirical and then theoretical knowledge is formed about the regularities of this process in the context of professional development of an officer of the Russian Ground forces. The study presents a scheme of diagnostic research of foreign language communication based on qualification and organizational assessment, which allows you to most clearly argue the mechanism of forming forecasts for foreign language communication in the near, medium and long-term prospects. A brief description of forecasts based on the experience of implementing pedagogical developments and characterizing the development of foreign language communication is given. It is noted that personal, professional and pedagogical factors are the driving force behind the formation of foreign language communication of an officer of the Ground Forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОФИЦЕРОВ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК: ОБЩИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИФИКИ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Прогнозирование проблемы иноязычной коммуникации офицеров сухопутных войск: общие основы специфики

Асриев Андрей Юрьевич,

к. пед. наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Омского государственного педагогического университета E-mail: asriev_okk@mail.ru

Бикбаев Вадим Манцурович,

к. полит. наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков Новосибирского высшего военного командного училища

E-mail: vadim_bikbaev@mail.ru

В статье обоснована актуальность прогнозирования проблем иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск на основе общих теорий педагогической прогностики. Подчеркивается, что в ходе диагностики иноязычной коммуникации формируется эмпирическое, а затем теоретическое знание о закономерностях этого процесса в контексте профессионального становления офицера Сухопутных войск Российской Федерации.

В исследовании представлена схема диагностического исследования иноязычной коммуникации на основе квалификационной и организационной оценки, позволяющая наиболее наглядно аргументировать механизм формирования прогнозов в отношении иноязычной коммуникации в ближайшей, среднесрочной и дальней перспективах.

Дана краткая характеристика прогнозов с опорой на опыт реализации педагогических разработок и характеризующие развитие иноязычной коммуникации. Отмечается, что движущей силой формирования иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск Российской Федерации выступают личностные, профессиональные и педагогические факторы.

Ключевые слова: прогнозирование иноязычной коммуникации, диагностика коммуникации, квалификационная оценка, формирование иноязычной коммуникации, формирование прогнозов.

о с

U

сэ см о см см

В связи с усилением контактов между различными государствами в рамках проведения совместных учений, военных игр, контртеррористических и других мероприятий исследование прогнозирования развития проблемы иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск в настоящее время приобретает особую актуальность с учетом парадигмального и праксиологического уровней знаний в рамках генетического и прогностического направлений. (М.С. Каган [4], В.И. Андреев [1], Б.С. Гершунский [4], Н.И. Калаков, О.В. Зиборов и В.А. Куклев [7], С.М. Маркова [9]).

В связи с тем, что в рамках практически любого исследования автор формирует гипотезу и ориентирует свой научный поиск, опираясь на, в той или иной мере, вероятностное знание, прогнозирование является обязательной частью современного педагогического исследования. При этом точность прогнозов во многом определяет, будет ли решение правильным, или ошибочным.

Методологическая основа формирования прогнозов в отношении проблемы иноязычной коммуникации опирается на общие теории педагогической прогностики. Классики прогностики выделяют четкое требование об использовании общей теории в качестве основы, разрабатывая исследовательскую программу, которая полностью отвечает предмету и условиям исследования. Б.С. Гершунский [4].

Порядок прогнозирования проблемы иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск в военном образовании требует определенных пояснений, особенно относительно подходов, методов и организационных основ. Они обособлены и отличаются от общей методологии диагностического исследования иноязычной коммуникации уже потому, что прогноз «не является эмпирически наблюдаемым явлением» [3, с. 16].

Повышение вероятности педагогических прогнозов обеспечивается развитием прогностики, как особой области педагогических знаний. Именно прогностика обеспечила движение от предвидения и предположения к прогнозу по пути повышения вероятности и научной обоснованности.

В ходе диагностики иноязычной коммуникации формируется эмпирическое, а затем теоретическое знание о закономерностях этого процесса в контексте профессионального становления офицера Сухопутных войск Российской Федерации.

Замыслом исследования предусмотрено двойное использование нового знания: с одной стороны, оно выступает основой гипотетического предположения о перспективных путях совершенствования языковой подготовки (ориентировочный аспект), а, с другой - позволяет прогнозировать развитие самой проблемы иноязычной коммуникации офицера (прогностический аспект).

Действительно, проблема иноязычной коммуникации не может быть принципиально разрешена уже в силу непрерывных изменений профессиональной деятельности, ее условий и самого человека. Существующие футуристические гипотезы о ее будущем полном разрешении в процессе мировой глобализации или развития технологий, снимающих языковой, культурный и коммуникационный барьеры, пока еще отнесены нами к области фантастики, даже в долгосрочной перспективе основой формирования иноязычной коммуникации останутся организованные педагогические процессы языковой подготовки.

Педагогическое прогнозирование - есть обобщение имеющихся знаний и представлений, определение и расчет (где это возможно), наиболее вероятных траекторий развития субъектов и объектов образовательного процесса, образовательного процесса в целом. Примечательно, что в педагогическом прогнозировании остается место и не вероятностным источникам, например, предвидению, предвосхищению и интуиции [3], поэтому просим относиться к последующим прогнозам снисходительно. Прогноз «... отражает реалистичные и вероятные комбинации предполагаемых ориентиров и исходных условий» и основан «. на знании объективных закономерностей развития изучаемого процесса в прошлом и настоящем» [3, с. 17].

Л.Я. Осипова [11] в своем диссертационном исследовании сформулировала принципы педагогического прогнозирования, которых мы намерены придерживаться.

В первую очередь, это, конечно же, общие принципы познания, которые не исчерпывают всех авторских требований к педагогическому прогнозированию.

У Л.Я. Осиповой дана характеристика и частным прогностическим принципам: «... исследовательской доказательности, понятийно-терминологического единообразия и точности, целостности, системности и комплексности, непрерывности (систематичности), вариативности, коллективности, опытно-экспериментальной верификации, практической направленности. целостного рассмотрения объекта прогнозирования (содержательный аспект прогнозирования), системного комплексного подхода к прогностическому исследованию всех компонентов учебно-воспитательной системы (процессуальный аспект прогнозирования)» [11, с. 32-33.

Попытаемся, опираясь на разъяснения Л.Я. Осиповой, «переложить» их на условия ис-

следования иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск.

Принцип исследовательской доказательности требует формулировать какие-либо прогнозы не раньше, чем будет получено достоверное и комплексное знание о самом явлении иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск. К прогнозированию мы приступаем только рассмотрев явление иноязычной коммуникации и выполнив квалификационную и организационную оценки.

Понятийно-терминологического единообразие и точность - принципиальное требование к использованию понятийного аппарата, исключению противоречий педагогических и не педагогических смыслов иноязычной коммуникации.

Принцип непрерывности прогнозирования предполагает требования к постоянной корректировке полученных прогнозов, на основании последующего, постдиагностического мониторинга процессов формирования иноязычной коммуникации офицеров.

Вариативность, как принципиальное требование прогностики, реализуется в разработке сразу нескольких прогнозов с учетом основных переменных факторов. Забегая вперед, отметим, что таким фактором вполне может быть полное, ограниченное применение предлагаемых перспективных путей разрешения проблемы, или же отказ от их использования.

Наконец, принцип опытно-экспериментальной верификации означает принятие «на вооружение» вариантов прогнозов, постепенно приобретающих подтверждение на практике.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ОЦЕНКА

результаты, противоречия и трудности формирования ИК в связи с задачами современной военно-профессиональной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОЦЕНКА

личностные, профессионал ьно-деятельностные, профессионально-психологические и педагогические факторы и условия формирования ИК

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЯ ИК, СВЯЗИ И

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ ДВУХ ОЦЕНОК

экстраполяция Форсайт

ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗУСЛОВНЫЕ

ОБЪЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

потребность в ИК способность военного образования обеспечит формирование ИК

в контексте профессионального становления офицера

заказ на языковую подготовку

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОЦЕНКА

возможные пути совершенствования языковой подготовки офицеров Сухопутных войск на различных этапах профессионального становления

ОБЪЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ противоречия, формирующие научную проблему основные тенденции развития подходов к языковой подготовке условия развития иноязычной коммуникации БЛАГОПРИЯТНЫЙ

СДЕРЖАНЫЙ

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ

метод сценариев

ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ УСЛОВНЫЕ (при реализации педагогических путей)

ближайшая средне-I ~ срочная

Рис. 1. Общая схема диагностического исследования иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск в военном образовании

о о 00 -а

А

О ^

о

т О ет

А

со о

А

о с

и

см см

Прогнозный и ориентировочный аспекты создают завершенность общей схемы диагностического исследования (рис. 1) и требуют определенного пояснения. Прежде всего, обратимся к основным типам прогнозов: безусловным и условным.

Безусловные педагогические прогнозы иноязычной коммуникации представляют собой основанные на предположительных состояниях и тенденциях развития военно-профессиональной деятельности офицера Сухопутных войск, связанные с иноязычной коммуникации.

Безусловные прогнозы ориентированы на независимые от исследователя факторы и условия, их формирование - это весьма отвлеченный «взгляд со стороны».

Однако, в силу многомерности исследуемого явления и множественности его отражений в профессиональном становлении офицера, таких прогнозов может быть очень много.

Здесь актуальной научной задачей выступает локализация объектов прогнозирования (явлений и процессов, связанных с иноязычной коммуникацией офицеров Сухопутных войск Российской Федерации), состояние которых в видимой перспективе может быть представлено нами на основе полученных данных диагностического исследования.

Иными словами, прогностика иноязычной коммуникации заранее содержит предположение о том, какие прогнозы необходимы для того, чтобы в последствии предложить концепцию языковой подготовки офицера Сухопутных войск Российской Федерации.

В рамках образовательно-педагогическая прогностики (Б.С. Гершунский [4], Э.Г. Костяшкин [8]) исследователи характеризуют образовательную систему как комплексный междисциплинарный объект с культурными, экономическими, политическими, социальными и собственно педагогическими факторами и тенденциями развития. В исследовании проблемы иноязычной коммуникации таким сложным объектом выступает профессиональное военное образование, а также господствующие в нем подходы к формированию иноязычной коммуникации.

Более узкое, педагогическое прогнозирование, по мнению ряда авторов, предполагает внимание прогнозиста к внутренним компонентам и процессам педагогической системы (А.Ф. Матушак [10], Л.Я. Осипова [11]).

Здесь в поле возможных прогнозов попадает широкий круг объектов: от, собственно, языковой подготовки офицера до условий формирования его иноязычной коммуникации. Л.Я. Осипова [11] также вводит в число объектов прогнозирования потенциальные риски снижения эффективности социальных процессов и институтов, предполагающие, в свою очередь, разработку необходимых превентивных мер.

По мнению В.И. Андреева [1], объектами концептуальной прогностики выступают концепции и тенденции развития педагогической теории, приблизительным аналогом в нашей работе являются про-

тиворечия проблемы иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск и тенденции развития теоретической базы, накопленной в ее решении.

В рамках социально-педагогического прогнозирования (В.А. Пылев [12]) и прогностики в области образования (А.В. Рождественский [13) исследователи вводит в число возможных прогнозов -социальные условия и социальные контексты педагогических явлений и процессов. Под это определение попадают процессы профессионального становления офицера и характеристики военного социума, препятствующие или, напротив, способствующие формированию иноязычной коммуникации, и сами условия военно-профессиональной деятельности.

Первым прогнозируемым объектом, на наш взгляд, является потребность офицера Сухопутных войск в иноязычной коммуникации. Основными тенденциями, определяющими динамику этой потребности, как мы уже писали, является появление новых и усложнение традиционных задач военно-профессиональной деятельности, решение которых требует иноязычной коммуникации. Прогноз потребности в иноязычной коммуникации представляет собой предположительное заключение о востребованном в перспективе уровне иноязычной коммуникации, а также необходимых условиях (организации языковой подготовки, условий самообразования и самостоятельного профессионального развития и пр.), которые могут обеспечить достижение этого уровня в моментах перехода к новому, более высокому звену управления. Потребность прогнозируется на экстраполяции тенденций развития содержания, условий, факторов эффективности и средств профессиональной деятельности офицера Сухопутных войск в ближайшей, среднесрочной и дальней перспективе.

Второй прогнозируемый объект - способность военного образования обеспечить формирования иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск Российской Федерации в контексте его профессионального становления, на каждом из ключевых этапов этого процесса. Это вероятностное знание основано, одновременно, на квалификационной и организационной диагностике, оно экстраполирует противоречия между запросом военно-профессиональной деятельности и возможностями военного образования на основе представлений об основных тенденциях его развития, затрагивающих условия формирования иноязычной коммуникации. При прогнозировании способности в формировании иноязычной коммуникации военное образование рассматривается как непрерывное и в контексте профессионального становления. В рамках данного исследования способность удовлетворения потребности прогнозируется относительно трех этапов военного образования: обучения в военном вузе, повышения квалификации и профессиональной переподготовки офицера, а также его обучения в военной академии.

Третий объект прогнозирования - заказ на языковую подготовку офицера Сухопутных войск Рос-

сийской Федерации на различных этапах профессионального становления. Его прогнозирование предполагает исследование и продолжение (экстраполяцию) тенденций спроса на языковую подготовку офицера со стороны государства (запросы военно-профессиональной деятельности, зафиксированные в квалификационных требованиях, стандартах и регламентах), со стороны общества (культивируемый в общественном сознании образ офицера) и самой личности (потребности офицера в профессиональном становлении, тенденцией которого является иноязычная коммуникация).

К безусловным прогнозам следует, как мы считаем, отнести и возможные пути совершенствования языковой подготовки офицеров Сухопутных войск на различных этапах профессионального становления.

Педагогические пути совершенствования языковой подготовки офицеров Сухопутных войск, обладающие двойной основой, тоже имеют прогнозный характер: новое, еще не проверенное научное предположение автора и вероятностное прогнозное знание, сформулированное им же.

Только с опорой на методы педагогической прогностики и после получения выводов исследования появляется возможность сделать это знание относительно достоверным, реальным и конструктивным.

Однако, по нашему опыту анализа монографий, диссертационных исследований и иных публикаций, формулировка концептуального и теоретического знания также адресована пока еще эмпирически не осязаемому объекту, там, где она начинается с обоснованных прогнозов, концепция формируется гораздо легче.

Совершенно не случайно появление концептуальной педагогической прогностики (В.И. Андреев [1]), вводящей педагогические прогнозы в число закономерностей появления новых теорий и концепций.

Само понятие «педагогические пути», в 7080 гг. XX века весьма распространенное в педагогических исследованиях сегодня употребляется, во-первых, не часто, а, во-вторых, в различных контекстах. Сегодня гораздо чаще употребляется понятие «направления», но, судя по контексту, они далеко не идентичны. Направление, как часть содержания педагогической деятельности, в большей степени, связано с планами, программами, проектами и другими рассчитанными действиями в известных условиях и без доли предположительности и вероятности. Путь, как идея и ориентир, более относится к гипотезе, предположительному, вероятностному знанию и намерению решать педагогическую проблему способом, почти всегда имеющим альтернативу. Педагогический путь, как идея, но не готовое решение, не в полной мере отвечает тенденции технологизации педагогических процессов, но зато ближе к научному поиску и, в частности, прогностике. Возможные пути совершенствования языковой подготовки офицеров Сухопутных войск на различных этапах про-

фессионального становления - это не только прогнозы, это связанные с гипотезой исследования основные идеи, положенные в основу концепции развития языковой подготовки. Подчеркнем, что идеи - тоже еще не сама концепция, ее разработка отдельная и, пожалуй, главная задача диссертационного исследования. Здесь мы опираемся на мнение И.В. Бестужева-Лады [2] о том, что прогноз - это не решение проблемы, это, скорее, средство обоснование гипотез, решений, планов и программ научного поиска.

Условными мы называем прогнозы, характеризующие развитие проблемы иноязычной коммуникации в связи с экспериментальными действиями по реализации путей развития языковой подготовки на практике.

Опираясь на опыт реализации педагогических разработок в военном образовании можно предположить, что таких прогнозов должно быть, как минимум три:

- благоприятный, предполагающий полную реализацию предложенных путей развития языковой подготовки на практике и наличие условий, способствующих влиянию изменений на проблему иноязычной коммуникации офицеров Сухопутных войск;

- сдержанный, основанный на предположении, что предложенные пути будут реализованы частично, или возникнут неблагоприятные обстоятельства, сдерживающие влияние перемен на иноязычную подготовку офицеров Сухопутных войск;

- неблагоприятный, в основе которого возможность полного отказа от перемен и новшеств в языковой подготовке. Естественно, предполагаемые прогнозы - это крайности, гораздо большей вероятности обладают варианты развития проблемы иноязычной подготовки, условно «располагающиеся» между ними. Условные прогнозы адресованы проблеме иноязычной подготовки офицеров Сухопутных войск Российской Федерации, т.е., более противоречивой области теории, чем практике. В их характеристике уместно широкое понимание прогнозирования, как «... вида научно-исследовательской деятельности педагога-исследователя, основанного на методах экстраполяции, моделирования, методах экспертных оценок и других, которые направлены на решение задач и проблем по прогнозированию развития образовательно-воспитательных систем, развитию педагогических теорий, а также по прогнозированию других педагогических явлений и процессов» [4, с. 12]. В условных прогнозах «. фактическое развитие объекта увязывается с конкретной гипотезой о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния некоторых факторов в перспективе» [4, с. 23]. Предметом прогностического исследования в педагогике по В.И. Андрееву [4], могут служить условия, методы и правила, принципы и закономерности педагогического процесса, а конкретно в авторской концептуальной прогностике все это исследуется

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

U

см см

в отношении процесса появления концепций и теорий педагогики, других изменений в состоянии научной проблемы.

Отсюда могут быть выбраны объекты условного прогнозирования: основные противоречия проблемы иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск; основные тенденции развития подходов к языковой подготовке офицеров Сухопутных войск; условия развития иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск на различных этапах профессионального становления.

Прогнозирование по замыслу исследования выполняется в трех перспективах: ближней (5 лет), среднесрочной (5-10 лет) и дальней (120 лет и более).

Таким образом, прогностика проблемы иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск в военном образовании - есть совокупность методов и организационных основ прогнозирования, а также связанных с ним явлений и процессов.

Формирование иноязычной коммуникации офицера Сухопутных войск Российской Федерации - это процесс изменения его субъективной позиции по отношению к иноязычной коммуникации как к средству военно-профессиональной деятельности, владение которым определяет профессиональную реализацию в перспективе развития военного дела. Внутренней движущей силой изменений выступают личностные, а внешней - социально-профессиональные и педагогические (создание лингво-культурного основания, профессиональное воспитание, организационно-педагогическая деятельность, управление развитием кадров) факторы.

Литература

1. Андреев, В.И. Концептуальная педагогическая прогностика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 220 с.

В.И. Андреев [4].

2. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций [электронный ресурс] // Гуманитарный портал. - режим доступа: https:// gtmarket.ru/laboratory/basis/3019 (дата обращения 21.12.2019).

3. Булдакова, Н.В. Формирование культуры профессионального прогнозирования у студентов вуза: автореф. дис... д.п.н.: 13.00.08 / Булдакова Наталья Викторовна. - М., 2015. - 40 с.

4. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория; методология; практика / Б.С. Гершунский. - М.: Флинта, 2003. - 764 с.

5. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М.С. Каган. - Л.: Изд. ЛГУ, 1991. -384 с.

6. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М.С. Каган. - Л.: Изд. ЛГУ, 1991. -384 с.

7. Калаков, Н.И. и др. Глобалистическая прогностика: теория, методология и практика прогно-

стического образования и науки в России в целях достижения вершин развития универсализации общества: монография / Н.И. Калаков, О.В. Зиборов, В.А. Куклев. - Ярославль: Филигрань, 2019. - 592 с.

8. Костяшкин, Э.Г. Методика прогнозирования развития школы 2000-2005 гг. Сб. науч. тр. / Э.Г. Костяшкин (отв. ред.). - М.: НИИОП, 1982. - 86 с.

9. Маркова, С.М. Педагогическое прогнозирование и проектирование образовательных систем: монография / С.М. Маркова. - Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2011. - 269 с.

10. Матушак, А.Ф. Подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности средствами педагогического прогнозирования: монография / А.Ф. Матушак. - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2017. - 241 с.

11. Осипова, Л.Я. Философско-педагогические основы прогнозирования социальной эффективности образования: автореф. дис. д.п.н.: 13.00.01 / Осипова Людмила Яковлевна. -Ульяновск, 2009. - С. 32-33.

12. Пылев, В.А. Социально-педагогическое прогнозирование в управлении региональной образовательной системой: дис. к.п.н.: 13.00.01 / Пылев Владимир Александрович. -Самара, 2009. - 193 с.

13. Рождественский, А.В. Прогнозирование в области образования как научно-педагогическая проблема: автореф. дис. к.п.н.: 13.00.01 / А.В. Рождественский. - М., 2005. - 20 с.

FORECASTING THE PROBLEM OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION OF OFFICERS OF THE GROUND FORCES: GENERAL FOUNDATIONS

Asriev A. Yu., Bikbaev V.M.

Omsk state pedagogical University; Novosibirsk High Military Command School

The article substantiates the relevance of forecasting the problems of foreign language communication of an army officer on the basis of General theories of pedagogical prognostics. It is emphasized that in the course of diagnostics of foreign language communication, empirical and then theoretical knowledge is formed about the regularities of this process in the context of professional development of an officer of the Russian Ground forces.

The study presents a scheme of diagnostic research of foreign language communication based on qualification and organizational assessment, which allows you to most clearly argue the mechanism of forming forecasts for foreign language communication in the near, medium and long-term prospects. A brief description of forecasts based on the experience of implementing pedagogical developments and characterizing the development of foreign language communication is given.

It is noted that personal, professional and pedagogical factors are the driving force behind the formation of foreign language communication of an officer of the Ground Forces of the Russian Federation.

Keywords: forecasting foreign language communication, diagnostics of communication, qualification assessment, the formation of foreign language communication, the formation of forecasts.

References

1. Andreev, V.I. Conceptual pedagogical prognostics / V.I. An-dreev. - Kazan: Center for Innovative Technologies, 2010. - 220 p. IN AND. Andreev [4].

2. Bestuzhev-Lada, I.V. Social forecasting: a course of lectures [electronic resource] // Humanitarian portal. - access mode: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3019 (date of treatment 12/21/2019).

3. Buldakova, N.V. Formation of a culture of professional forecasting among university students: author. dis... Ph.D.: 13.00.08 / Buldakova Natalia Viktorovna. - M., 2015. - 40 p.

4. Gershunsky, B.S. Educational and pedagogical forecasting: theory; methodology; practice / B.S. Gershunsky. - M.: Flinta, 2003. - 764 p.

5. Kagan, M.S. System approach and humanitarian knowledge / M.S. Kagan. - L.: Ed. Leningrad State University, 1991. - 384 p.

6. Kagan, M.S. System approach and humanitarian knowledge / M.S. Kagan. - L.: Ed. Leningrad State University, 1991. - 384 p.

7. Kalakov, N.I. and others. Globalistic prognostics: theory, methodology and practice of predictive education and science in Russia in order to achieve the heights of the development of universalization of society: monograph / N.I. Kalakov, O.V. Zi-borov, V.A. Kuklev. - Yaroslavl: Filigran, 2019. - 592 p.

8. Kostyashkin, E.G. Methodology for predicting school development in 2000-2005. Sat. scientific. tr. / E.G. Kostyashkin (editor-in-chief). - M.: NIIOP, 1982. - 86 p.

9. Markova, S.M. Pedagogical forecasting and design of educational systems: monograph / S.M. Markov. - Nizhny Novgorod: Publishing house of NGPU, 2011. - 269 p.

10. Matushak, A.F. Preparation of future teachers for professional activity by means of pedagogical forecasting: monograph / A.F. Matushak. - Chelyabinsk: Publishing house of the South Ural state. humanitarian ped. University, 2017. - 241 p.

11. Osipova, L. Ya. Philosophical and pedagogical foundations for predicting the social effectiveness of education: author. dis... Ph.D.: 13.00.01 / Osipova Lyudmila Yakovlevna. - Ulyanovsk, 2009. - p. 32-33.

12. Pylev, V.A. Socio-pedagogical forecasting in the management of the regional educational system: dis. Ph.D.: 13.00.01 / Pylev Vladimir Alexandrovich. - Samara, 2009. - 193 p.

13. Rozhdestvensky, A.V. Forecasting in the field of education as a scientific and pedagogical problem: author. dis. k.pn.: 13.00.01 / A.V. Christmas. - M., 2005. - 20 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.