Научная статья на тему 'Методы и формы воспитания современного школьника'

Методы и формы воспитания современного школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / воспитательная деятельность / методы воспитания / формы воспитания / педагог / взаимодействие / education / educational activities / methods of education / forms of education / teacher / interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Инна Юрьевна

Введение. В настоящее время при приоритете воспитания в общественной политике страны важно провести анализ существующих подходов к категориям «методы» и «формы воспитания». Теоретический анализ позволяет увидеть противоречия в трактовке данных понятий. Сравнительный анализ дает возможность обозначить значимые ориентиры для педагога в выборе методов и форм воспитания в работе с детьми. Рассмотрение проблемы позволило выявить различные подходы к определению форм и методов воспитания, основания для их классификации. Заключение. Обозначены основания для выбора методов и форм воспитания: активность самого ребенка, проявление им субъектных качеств в деятельности, общении в определении и проявлении самостоятельной позиции; взаимодействие педагога с детьми должно носить ценностно-смысловой характер, выводить воспитанников на гуманистические общечеловеческие ценности; общение с воспитанниками и формы взаимодействия с ними должны стимулировать процессы самовоспитания и саморазвития, самосознания и самоотношения, самореализации и саморегуляции; использование методов и форм воспитания важно для коллективообразования, формирования связей и отношений между воспитанниками, педагогом и детьми, проявление общей цели совместной жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and forms of education of a modern student

Introduction. At present, with the priority of education in the country’s public policy, it is important to analyze existing approaches to the categories of methods and forms of education. Theoretical analysis allows us to see contradictions in the interpretation of these concepts. Comparative analysis makes it possible to identify signifi cant guidelines for the teacher in choosing methods and forms of education in working with children, and to highlight the most signifi cant positions. Consideration of the problem made it possible to identify various approaches to the defi nition of forms and methods of education, and the basis for their classifi cation. Conclusion. The grounds for choosing methods and forms of upbringing are highlighted: the activity of the child himself, the manifestation of his subjective qualities in activities, communication in the defi nition and manifestation of an independent position; the interaction of a teacher with children should be of a value-semantic nature; communication with pupils and forms of interaction with them should stimulate the processes of self-education and self-development, self-awareness and selfattitude, self-realization and self-regulation; the use of methods and forms of education is important for collective formation, the formation of ties and relationships between pupils, the teacher and children, the manifestation of the common goal of joint life.

Текст научной работы на тему «Методы и формы воспитания современного школьника»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 112-117 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 112-117

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-112-117, EDN: WQELKW

Научная статья УДК 373.5.013

Методы и формы воспитания современного школьника

И. Ю. Шустова

Институт стратегии развития образования, Россия, 101000, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16

Шустова Инна Юрьевна, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории развития личности в системе образования, innashustova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4418-9218

Аннотация. Введение. В настоящее время при приоритете воспитания в общественной политике страны важно провести анализ существующих подходов к категориям «методы» и «формы воспитания». Теоретический анализ позволяет увидеть противоречия в трактовке данных понятий. Сравнительный анализ дает возможность обозначить значимые ориентиры для педагога в выборе методов и форм воспитания в работе с детьми. Рассмотрение проблемы позволило выявить различные подходы к определению форм и методов воспитания, основания для их классификации. Заключение. Обозначены основания для выбора методов и форм воспитания: активность самого ребенка, проявление им субъектных качеств в деятельности, общении в определении и проявлении самостоятельной позиции; взаимодействие педагога с детьми должно носить ценностно-смысловой характер, выводить воспитанников на гуманистические общечеловеческие ценности; общение с воспитанниками и формы взаимодействия с ними должны стимулировать процессы самовоспитания и саморазвития, самосознания и самоотношения, самореализации и саморегуляции; использование методов и форм воспитания важно для коллективообразования, формирования связей и отношений между воспитанниками, педагогом и детьми, проявление общей цели совместной жизнедеятельности.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, методы воспитания, формы воспитания, педагог, взаимодействие Благодарности. Работа выполнена в рамках ОЗМ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» на 2024 год на тему: Научно-методическое обеспечение обновления содержания общего образования. Разработка рабочей программы и методических рекомендаций курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (10-11 классы).

Для цитирования: Шустова И. Ю. Методы и формы воспитания современного школьника // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 112-117. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-112-117, EDN: WQELKW

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Methods and forms of education of a modern student I. Yu. Shustov8

Institute for Education Development Strategy, 16 Zhukovsky St., Moscow 101000, Russia Inna Yu. Shustova, innashustova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4418-9218

Abstract. Introduction. At present, with the priority of education in the country's public policy, it is important to analyze existing approaches to the categories of methods and forms of education. Theoretical analysis allows us to see contradictions in the interpretation of these concepts. Comparative analysis makes it possible to identify significant guidelines for the teacher in choosing methods and forms of education in working with children, and to highlight the most significant positions. Consideration of the problem made it possible to identify various approaches to the definition of forms and methods of education, and the basis for their classification. Conclusion. The grounds for choosing methods and forms of upbringing are highlighted: the activity of the child himself, the manifestation of his subjective qualities in activities, communication in the definition and manifestation of an independent position; the interaction of a teacher with children should be of a value-semantic nature; communication with pupils and forms of interaction with them should stimulate the processes of self-education and self-development, self-awareness and self-attitude, self-realization and self-regulation; the use of methods and forms of education is important for collective formation, the formation of ties and relationships between pupils, the teacher and children, the manifestation of the common goal of joint life. Keywords: education, educational activities, methods of education, forms of education, teacher, interaction

Acknowledgements. The work was carried out within the framework of the educational program of the Federal State Budgetary Institution "Institute of Educational Development Strategy" for 2024 on the topic: Scientific and methodological support for updating the content of general education. Development of a work program and methodological recommendations for the course of extracurricular activities "Family Studies" (grades 10-11).

For citation: Shustovа I. Yu. Methods and forms of education of a modern student. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy,

2024, vol. 24, iss. 1, pp. 112-117 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-112-117, EDN: WQELKW

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Рассмотрим, как представлены в учебниках и учебных пособиях для высшей школы в настоящее время технологическая, операциональная стороны воспитания, воспитательной деятельности. Она раскрывается через целый ряд понятий: средства, методы, формы, технологии, методика, приемы воспитания. Весь операциональный блок планируется и проводится, исходя из целей воспитания и реализуется через взаимодействие педагога и воспитанников.

К сожалению, в настоящее время отсутствует единое теоретическое понимание такой научной категории, как метод воспитания. Несмотря на то, что данный вопрос изучается в теории воспитания давно, исследовательское сообщество не пришло к единому пониманию того, что считать методом воспитания, и это является проблемой. Представленные определения не всегда соотносятся между собой, наблюдается путаница в определении таких понятий как метод, организационная форма, средства, технология, приемы воспитания.

Цель статьи - провести анализ существующих подходов к данным категориям операциональной стороны воспитания, выделить наиболее значимые позиции, показать противоречия в трактовке данных понятий, обозначить значимые ориентиры для педагога в выборе методов и форм воспитания в работе с детьми.

Теоретический анализ

Анализируя различные подходы, отметим, что под методом воспитания чаще всего понимается способ реализации целей воспитания (Л. В. Байбородова, М. И. Рожков, А. Н. Новиков).

Метод воспитания рассматривается и как способ воздействия на личность воспитанника (И. П. Подласый, И. Ф. Харламов и др.), это способ влияния на сознание, чувства, деятельность и поведение воспитанника с целью реализации поставленных педагогом задач.

Первый и второй пути в понимании методов воспитания часто пересекаются. Так, в определении М. Г. Алжанбекова метод воспитания - это путь достижения заданной цели, способ воздействия на сознание, волю, чувства и поведение воспитанника [1]. По мнению С. В. Шединой, метод - определенный способ достижения поставленной цели, одновременно система действий и операций теоретического и практического понимания действительности [2].

В характеристике методов воспитания имеет место еще и путь профессионального взаимо-

действия педагога и воспитанников для решения воспитательных задач (А. П. Тряпицина, В. А. Сластенин, И. А. Колесникова, Л. И. Маленкова, Л. П. Зернова и др.). Близкое определение содержится у Г. М. Коджаспировой. Оно дает понимание метода воспитания через общественно обусловленный способ целесообразного педагогического взаимодействия педагога и детей, содействует организации детской жизни, актуализирует их активность, регулирует их поведение, организует совместную деятельность и общение, формирует связи и отношения [3]. Сюда же можно отнести понимание метода воспитания Н. Е. Щурковой, которая определяет метод как «модель организации деятельности педагога и ребенка» [4, с. 58]. В настоящее время привычные методы «... в отношении современного растущего человека теряют свою эффективность в том виде, в котором они практикуются взрослыми (преподавателями, педагогами, родителями)» [5, с. 8].

Воспитатель должен понимать, каких результатов он хочет и должен добиться при помощи того или иного метода, каковы причины выбора именно данного метода педагогической деятельности.

Сознание и деятельность - главные области воспитательных воздействий, все методы воспитания так или иначе направлены на формирование данных областей личности. Именно сознание и деятельность чаще всего ложатся в основу классификации методов воспитания. В настоящее время существует достаточно большое количество разных классификаций методов воспитания.

В 70-е гг. XX в. в большинстве учебников по педагогике была представлена классификация методов воспитания через три основных направления воспитательной деятельности педагога: методы, создающие условия для формирования личностных качеств воспитанника; методы, позволяющие стимулировать саморазвитие личности воспитанника; методы коррекции и контроля развития личности воспитанника.

В конце XX в. возникла теория деятельност-ного подхода к воспитанию. В результате под руководством Г. И. Щукиной была построена классификация методов воспитания с учетом деятельности самого воспитанника [6]. В данной концепции определено три группы методов:

1. Методы вырабатывания коллективного общественного сознания личности, куда относятся: убеждение, объяснение, рассказ и беседа, внушение, диспут, лекция и доклад, личный пример и пр.;

2. Методы формирования позитивного опыта поведения и опыта деятельности воспитанника через организацию его разнообразной деятельности, куда относятся: упражнение, педагогическое требование, приучение и поручение, воспитательные ситуации, самостоятельная работа и пр.;

3. Методы, актуализирующие деятельность воспитанника, стимулирующие ее, куда относятся: соревнование, поощрение и наказание, мотивация и пр.

Классификация Г. И. Щукиной встречается довольно часто и в других современных учебниках по педагогике: С. В. Шединой, М. Г. Алжан-бекова, И. П. Подласого и др. К ней добавляют другие методы: метод контроля, самоконтроля и самооценки (педагогическое наблюдение, беседа и пр.); метод самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение и пр.); методы самоопределения личности; исследовательские и диагностические методы (И. Ф. Харламов, Ю. Б. Надточий, Л. П. Зер-нова, Е. А. Овсянникова, Г. М. Коджаспиров, Н. Ф. Голованов).

В учебнике А. П. Тряпициной в классификации методов воспитания делается упор на самоопределение личности воспитанника и развитие его нравственных качеств [7]. Выделяются следующие группы методов: способы формирования самосознания, моральных чувств и нравственных ценностей; способы поддержки и выработки нравственного поведения и опыта деятельности; способы стимулирования и коррекции процессов саморазвития и самовоспитания.

Методы воспитания можно разделить на методы прямого или естественного воздействия (личное общение, помощь воспитаннику в индивидуальной деятельности, общение в дружеской группе сверстников, организация совместной деятельности, организация массовых мероприятий и пр.) и опосредованного влияния на воспитанника (группа сверстников и детский коллектив, информационные средства, организация среды и пр.). Данное разделение представлено в работах С. Д. Полякова [8].

М. И. Рожков и Л. В. Байбородова делят методы воспитания на методы влияния на интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную, волевую, предметно-практическую, экзистенциальную сферы личности, сферу саморегуляции [9]. Такое дробное деление затрудняют понимание отдельных методов, более того, отдельные методы того или иного раздела пересекаются и взаимодополняют друг друга.

Разделение методов воспитания по классам в большей степени условно, ведь процесс воспитания предполагает, что личность воспитанника формируется целостно, а не отдельными частями. К тому же нельзя упускать из вида один из главных принципов психологии - принцип единства сознания и деятельности. С. Л. Рубинштейн впервые выдвинул тезис о целостном понимании сознания и деятельности. Он писал, что «деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство» [10, с. 272].

Предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность, их отношение к миру и с миром, к себе и с собой, а также взаимодействие с педагогом. Соответственно в структуре метода всегда два элемента: деятельность педагога воспитателя и деятельность воспитанника. Можно выделить еще третий элемент - воспитательный результат.

Методы воспитания должны быть ориентированы на активность самого воспитанника, учитывать его свободу деятельности, самостоятельную позицию. На наш взгляд, данный метод основан на взаимодействии педагога и воспитанников, их открытом общении. Вопрос метода - это понимание того, как сделать общение с детьми воспитывающим, какие педагогические средства для этого использовать, чтобы максимально приблизиться к решению воспитательных задач. Целесообразно все-таки разделить методы воспитания, исходя из структуры личности воспитанника, и учитывая его активность, направленную на себя, на самовоспитание. Получается четыре группы методов:

1. Когнитивные, направленные на формирование сознания воспитанника, его мировоззрение, сюда можно отнести: рассказ, разъяснение, внушение, методы наглядно-практического воздействия и пр.

2. Деятельностные, ориентированные на приобретение социального опыта и поведения воспитанника, освоение им практических навыков действий и деятельности, основанные на практической деятельности школьника и решающие задачу - формировать необходимые практические навыки и требуемый тип поведения. Сюда можно отнести: метод упражнений, приучение, требование, просьба, совет, акцент на результат деятельности, возложение полномочий и ответственности и пр.

3. Отношенческие, направленные на развитие мотивационно-ценностной сферы личности воспитанника, его отношения к миру и

с миром, формирование жизненной позиции, общечеловеческих ценностей и смыслов. Сюда можно отнести: конкретные образцы, примеры для подражания, пример конкретных людей, пример героев книг и фильмов, исторических деятелей и ученых, личный пример воспитателя и его авторитет, поощрение и наказание, одобрение, похвала, благодарность, почетные грамоты и прочие награждения.

4. Методы Само, направленные на формирование самосознания воспитанника, его отношения к себе и с собой, стимулирование процессов самоопределения, самовоспитания и саморазвития (самопознания, самоотношения, самореализации, саморегуляции, самоконтроля и пр.). Сюда можно отнести: рефлексию, обратную связь, установление причинно-следственных связей, моделируемые педагогом проблемные ситуации, проекция результата, акцент на результат деятельности ребенка, акцент на достоинствах, работа с проблемной ситуацией воспитанника. Важно перевести внешнее воздействие во внутренние стимулы, побуждающие воспитанника проявить активность, направленную на себя, понять себя, проявить себя. Важно перевести сложную проблемную для него ситуацию в задачу самостоятельной деятельности. В данную группу можно отнести все методы педагогической поддержки О. С. Газмана.

По нашему мнению, в педагогической литературе имеют место путаница в определении методов и организационных форм, подмена понятий. Методами часто называют формы воспитания, такие как рассказ, беседа, дискуссия или совокупность методов, как, например, формирование общественного мнения. Действительно понятия метод и организационная форма воспитания очень близки, но форма - это внешнее построение и определение способа взаимодействия, формы воспитание - это внешнее выражение воспитательного процесса. Они очень разнообразны и разномасштабны, постоянно обновляются в связи с меняющимися социальными условиями. С. М. Шмаков насчитал 1 200 форм воспитания. В настоящее время все больше новых форм встречается в режиме онлайн.

Одинаковые формы могут быть заполнены различным содержанием, в частности, классный час может проходить в любой форме и быть ориентирован на решение различных задач. Каждая форма привязана к разнообразным видам деятельности, во многом определяющим ее содержание. Существуют формы простые и крайне сложные, которые могут растягиваться на продолжительное время, к примеру постановка

спектакля. Организационные формы воспитания задают и направляют воспитательный процесс, формируя педагогические единицы различного масштаба.

По мнению Е. В. Бондаревской и С. В. Куль -невича, форма - это «пакетик» методик, прилагаемый к целям воспитания. И. П. Подласый определяет форму воспитания как оболочку для упаковки содержания, внешнее выражение процесса. Н. И. Болдырев характеризует формы воспитания как подчиненность методу воспитательного воздействия: аудиальные, или словесные (сборы, собрания и линейки, лекции, конференции и пр.); практические, или деятельностные (экскурсии и олимпиады, конкурсы и соревнования, профессиональные пробы и пр.); наглядные, или визуальные (выставки и показы, демонстрация и пр.). И. Ф. Харламов рассматривает форму воспитания как организацию педагогического действия, в котором достигаются цели, решаются задачи, раскрывается содержание, определяются методы воспитательного процесса. Он называет три группы форм: управление и самоуправление школьной жизнью, познавательные формы и развлекательные формы.

Чаще всего в учебниках встречается следующая классификация форм воспитания: индивидуальные (беседы, занятия и т.д.); групповые (кружок, клуб и пр.); данные формы предполагают непосредственный контакт педагога и воспитанника. И отдельная группа - массовые формы (несколько классов, школа, район, страна). В настоящее время можно дополнить данную классификацию и выделить онлайнформы (конференция, форум, конкурс и пр.).

Представим перечень наиболее традиционных форм, встречающихся в литературе: классный час, КТД, выставки, праздники, дискуссии и обсуждения, диспут, школьный театр, художественные конкурсы, олимпиады, прогулки, турниры, трудовой десант, школьный пресс-центр, музей, экскурсии, праздники, соревнования, клубы, тематические вечера

Заключение

В методах воспитания и организационных формах одна сторона всегда обращена к содержанию, задачам воспитания «Что хотим?», вторая сторона - к способам деятельности, через что, какие способы, методы и средства деятельности педагога, его взаимодействие с воспитанниками осуществляется воспитание. Это делает методы и формы зоной перехода, превращение целей и содержание воспитания

через различные методы и формы взаимодействия с воспитанниками в конкретный способ воспитания.

Выделим основные ориентиры для выбора методов и форм воспитания.

Первый - это активность самого ребенка, проявление им субъектных качеств в деятельности, общении, определении и проявлении самостоятельной позиции. Здесь должен быть переход от включенности воспитанника во взаимодействие с педагогом и сверстниками к его самостоятельности и ответственности в разнообразных средствах самореализации в деятельности и общении.

Второй ориентир - это характер взаимодействия педагога и детей. Воспитанники во взаимодействии с педагогом должны чувствовать свою безопасность, свой личный интерес к данному взаимодействию. Педагогическое взаимодействие должно стать открытым и позиционным (каждый может проявить себя в позиции, деятельности, переосмыслить свою позицию, понять и принять другую), основываться на доверии и взаимоуважении участников взаимодействия, личностно-значимым для участников, отражать их интересы и личные смыслы, выходить в ценностно-смысловое взаимодействие, когда проявляются и формируются индивидуальные смыслы и ценности воспитанников.

Третий ориентир - общение с воспитанниками и формы взаимодействия с ними - должны стимулировать процессы Само, становление самосознания, способности к самопознанию, самоконтролю, самооцениванию и саморегуляции, запускать и поддерживать процессы самоопределения и самореализации, показывать способы самовоспитания и саморазвития.

Четвертый ориентир - это гибкая исследовательская позиция педагога. В педагогическом процессе не бывает мелочей, педагог должен очень чутко реагировать на процесс «здесь и теперь», улавливать настроение и интересы детей, уметь работать по процессу от «живой», непосредственной ситуации, которая возникает сейчас и значима для детей. Несомненно, педагог должен обладать способностью к рефлексии и целостному анализу, уметь анализировать и выбирать наиболее значимый и важный метод или форму, соответствующие конкретной ситуации, придумывать новую форму, творчески относится к педагогическому процессу.

Пятый ориентир предполагает, что использование форм и методов в воспитании должно носить целостный характер. Каждый метод или форма затрагивает все стороны личностного

становления и развития, а значит влияет и на сознание, и на деятельность, и на мотиваци-онно-ценностную сферу личности. Например, если взять такую форму, как дискуссия, то она, с одной стороны, формирует сознание, дает более четкое понимание конкретных знаний и представлений; с другой стороны, способствует приобретению ценного опыта самореализации в определении и проявлении своей позиции, вырабатывает умение выражать позицию, защищать и отстаивать ее, способность переосмысливать свои взгляды и пр. Главное - в дискуссии рождается общее ценностно-смысловое пространство, формирующее ценности и смыслы участников; и, конечно, в дискуссии запускаются процессы Само.

И последний шестой ориентир - это использование методов и форм воспитания для коллективообразования, формирования связей и отношений между воспитанниками, педагогом и детьми, проявление общей цели совместной жизни. Использование форм и методов должно опираться на коллективное целеполагание и планирование, совместную деятельность и сотрудничество участников, их умение прийти друг другу на помощь, понять и принять другого.

Список литературы

1. Алжанбеков М. Г. Педагогика : учебное пособие для студентов непедагогических специальностей. Махачкала : Дагестанский государственный университет, 2022. 291 с.

2. Шедина С. В. Педагогика: теория воспитания: учебное пособие. Хабаровск : Хабаровский государственный университет, 2022. 115 с.

3. Коджаспирова Г. М. Педагогика : учебник. М. : Гардерика, 2004. 528 с.

4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н. Е. Щурковой. М. : Новая школа, 1998. 208 с.

5. Александрова Е. А. Эволюция методов и приемов воспитания: 1917-2017 // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 7-12.

6. Психология и педагогика : учебник для бакалавров / под ред. П. И. Пидкасистого. М. : Юрайт, 2021. 781 с.

7. Педагогика : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. П. Тряпициной. СПб. : Питер, 2013. 304 с.

8. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М. : Новая школа, 2004. 304 с.

9. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Воспитание свободного человека. М. : Директ-Медиа, 2020. 264 с.

10. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М. : Издательство АН СССР, 1957. 329 с.

References

1. Alzhanbekov M. G. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov nepedagogicheskikh spetsial'nostey [Pedagogy: A textbook for students of non-pedagogical specialties]. Mahachkala, Dagestan State University Publ., 2022. 291 p. (in Russian).

2. Shedina S. V. Pedagogika: teoriya vospitaniya: uchebnoe posobie [Pedagogy: The Theory of Education: Textbook]. Khabarovsk, Khabarovsk State University Publ., 2022. 115 p. (in Russian).

3. Kodzhaspirova G. M. Pedagogika: uchebnik [Pedagogy. Textbook]. Moscow, Garderika, 2004. 528 p. (in Russian).

4. Vospitanie detey v shkole: Novye podkhody i novye tekhnologii [Shchurkova N. E., ed. Bringing up Children at School: New Approaches and New Technologies]. Moscow, Novaya shkola, 1998. 208 p. (in Russian).

5. Aleksandrova E. A. The evolution of methods and techniques of education: 1917-2017. Sibirskiy peda-

gogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2017, no. 6, pp. 7-12 (in Russian).

6. Psikhologiya i pedagogika: uchebnik dlya bakalavrov [Pidkasistyy P. I., ed. Psychology and Pedagogy: A Textbook for Bachelors]. Moscow, Yurayt, 2021. 781 p. (in Russian).

7. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Standart tret'ego pokoleniya [Tryapitsina A. P., ed. Textbook for High Schools. Third Generation Standard]. St. Petersburg, Piter, 2013. 304 p. (in Russian).

8. Polyakov S. D. Psikhopedagogika vospitaniya i obu-cheniya. Opytpopulyarnoy monografii [Psychopedagogy of Education and Training. The Experience of the Popular Monograph]. Moscow, Novaya shkola, 2004. 304 p. (in Russian).

9. Rozhkov M. I., Bayborodova L. V. Vospitanie svobod-nogo cheloveka [Education of a Free Man]. Moscow, Direkt-Media, 2020. 264 p. (in Russian).

10. Rubinshteyn S. L. Bytie i soznanie [Being and Consciousness]. Moscow, AN SSSR Publ., 1957. 329 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 16.06.2023; одобрена после рецензирования 19.06.2023; принята к публикации 12.01.2024 The article was submitted 16.06.2023; approved after reviewing 19.06.2023; accepted for publication 12.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.