Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАНИЮ КАЧЕСТВ СЕМЬЯНИНА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАНИЮ КАЧЕСТВ СЕМЬЯНИНА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / СЕМЬЯНИН / КАЧЕСТВА СЕМЬЯНИНА / ВОСПИТАНИЕ КАЧЕСТВ СЕМЬЯНИНА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ КАЧЕСТВ СЕМЬЯНИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Валерия Александровна, Удова Ольга Владимировна

Введение. В статье рассматривается проблема недостаточной готовности педагогов к реализации задач воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста в коммуникативной деятельности. Описано влияние педагога на воспитание данных качеств и авторские подходы к проблеме, рассматривающие необходимые психолого-педагогические условия. Доказана необходимость проведения работы с педагогами через организацию разных форм деятельности, способствующих повышению их готовности к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Материалы и методы. С помощью анкетирования педагогов выявлялась степень готовности педагогов дошкольной образовательной организации к воспитанию качеств семьянина у детей: представлений о воспитании качеств семьянина у детей дошкольного возраста и осознанность необходимости реализации задач данного направления воспитания (когнитивный компонент и мотивационно-ценностный). Наблюдение за совместной деятельностью педагогов с детьми и взаимодействием с родителями позволило определить, как реализуют педагоги свои возможности на практике (мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты). Результаты. В результате анализа полученных данных было определено, что большинство педагогов имеет низкий уровень готовности к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Они не считают необходимым обращать внимание детей дошкольного возраста на семейные ценности. Поверхностно знают о качествах семьянина и могут организовать только элементарные игры для воспитания данных качеств. Педагоги, участвующие в исследовании, не осознают собственную роль в воспитании качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Заключение. Была определена необходимость организации работы с педагогами с целью повышения компетентности в вопросах воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Проведённый анализ данных помог выявить, каких знаний недостаточно, с какими трудностями сталкиваются педагоги и над чем именно стоит работать. Важно заинтересовать педагогов, аргументировать актуальность проблемы воспитания качеств семьянина, обсудить формы, методы, средства, необходимые для организации воспитательного процесса по развитию качеств семьянина у детей дошкольного возраста, а также оказать методическую помощь педагогам через организацию различных форм работы, способствующих повышению степени готовности к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Валерия Александровна, Удова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON TEACHER’S READINESS TO BRING UP THE QUALITIES OF A FAMILY MAN IN PRESCHOOL CHILDREN

Introduction. The paper addresses the issue of insu cient readiness of teachers to nurture the qualities of a family man in preschool children in the communicative activity. The influence of a teacher on the development of these qualities and author’s approaches to the issue, which consider the necessary psychological and pedagogical conditions, are described. The study proves that it is necessary to work with teachers through various forms of activity that contribute to an increase in their readiness to bring up the qualities of a family man in preschool children. Materials and methods. A questionnaire for teachers was employed to reveal the degree of readiness of the teachers in a preschool educational organization to develop the qualities of a family man in children: ideas about the upbringing of the family man in preschool children and awareness of the need to accomplish the objectives of this area of education (cognitive, motivational and value components). Monitoring of joint activities of teachers with children and interaction with parents allowed us to determine how teachers fulfill their capabilities (motivational, value, and behavioral components). Results. Analysis of the data obtained has indicated that most teachers have a low level of readiness to educate the qualities of a family man in preschool children. They do not consider it necessary to focus the attention of preschool children on family values. They know superficially about the qualities of a family man and can organize only elementary games for the development of these qualities. The teachers involved in the study do not realize their role in cultivating the qualities of a family man in preschool children. Conclusion. The study has determined the need to organize work with teachers to increase their competence in developing the qualities of a family man in preschool children. Analysis of the data has helped us to identify what knowledge is insu cient, what di culties teachersface, and what exactly is worth working on. It is important to interest teachers; justify the relevance of the issue of developing the qualities of a family man; discuss forms, methods, and means for organizing the educational process aimed at cultivating qualities of a family man in preschool children; and provide methodological assistance to teachers through various forms of work that contribute to boosting the degree of readiness to educate the qualities of a family man in preschool children.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАНИЮ КАЧЕСТВ СЕМЬЯНИНА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.2

Б01: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-477-487

Оригинальная статья

К вопросу о готовности педагога к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста

В. А. Григорьева1, О. В. Удова2

1Иркутский региональный колледж педагогического образования, г. Иркутск Иркутский государственный университет, г. Иркутск 1valera.lera.grigoreva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6628-7006 2udovao@yandex.ru, /https://orcid.org/0000-0003-0422-3175

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема недостаточной готовности педагогов к реализации задач воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста в коммуникативной деятельности. Описано влияние педагога на воспитание данных качеств и авторские подходы к проблеме, рассматривающие необходимые психолого-педагогические условия. Доказана необходимость проведения работы с педагогами через организацию разных форм деятельности, способствующих повышению их готовности к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы. С помощью анкетирования педагогов выявлялась степень готовности педагогов дошкольной образовательной организации к воспитанию качеств семьянина у детей: представлений о воспитании качеств семьянина у детей дошкольного возраста и осознанность необходимости реализации задач данного направления воспитания (когнитивный компонент и мотивационно-ценностный). Наблюдение за совместной деятельностью педагогов с детьми и взаимодействием с родителями позволило определить, как реализуют педагоги свои возможности на практике (моти-вационно-ценностный и поведенческий компоненты).

Результаты. В результате анализа полученных данных было определено, что большинство педагогов имеет низкий уровень готовности к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Они не считают необходимым обращать внимание детей дошкольного возраста на семейные ценности. Поверхностно знают о качествах семьянина и могут организовать только элементарные игры для воспитания данных качеств. Педагоги, участвующие в исследовании, не осознают собственную роль в воспитании качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Заключение. Была определена необходимость организации работы с педагогами с целью повышения компетентности в вопросах воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Проведённый анализ данных помог выявить, каких знаний не-

© Григорьева В. А., Удова О. В.

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

477

достаточно, с какими трудностями сталкиваются педагоги и над чем именно стоит работать. Важно заинтересовать педагогов, аргументировать актуальность проблемы воспитания качеств семьянина, обсудить формы, методы, средства, необходимые для организации воспитательного процесса по развитию качеств семьянина у детей дошкольного возраста, а также оказать методическую помощь педагогам через организацию различных форм работы, способствующих повышению степени готовности к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, готовность педагогов, семьянин, качества семьянина, воспитание качеств семьянина, психолого-педагогические условия воспитания качеств семьянина

Для цитирования: Григорьева В. А., Удова О. В. К вопросу о готовности педагога к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 477-487. Б01: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-477-487

On Teacher's Readiness to Bring up the Qualities of a Family Man in Preschool Children

Valeria A. Grigorieva1, Udova Olga V.2

1 Irkutsk Regional College of Pedagogical Education, Irkutsk

2Irkutsk State University, Irkutsk 1valera.lera.grigoreva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6628-7006 2udovao@yandex.ru, /https://orcid.org/0000-0003-0422-3175

Abstract.

Introduction. The paper addresses the issue of insufficient readiness of teachers to nurture the qualities of a family man in preschool children in the communicative activity. The influence of a teacher on the development of these qualities and author's approaches to the issue, which consider the necessary psychological and pedagogical conditions, are described. The study proves that it is necessary to work with teachers through various forms of activity that contribute to an increase in their readiness to bring up the qualities of a family man in preschool children.

Materials and methods. A questionnaire for teachers was employed to reveal the degree of readiness of the teachers in a preschool educational organization to develop the qualities of a family man in children: ideas about the upbringing of the family man in preschool children and awareness of the need to accomplish the objectives of this area of education (cognitive, motivational and value components). Monitoring of joint activities of teachers with children and interaction with parents allowed us to determine how teachers fulfill their capabilities (motivational, value, and behavioral components).

Results. Analysis of the data obtained has indicated that most teachers have a low level of readiness to educate the qualities of a family man in preschool children. They do not consider it necessary to focus the attention of preschool children on family values. They know superficially about the qualities of a family man and can organize only elementary games for the development of these qualities. The teachers involved in the study do not realize their role in cultivating the qualities of a family man in preschool children.

Conclusion. The study has determined the need to organize work with teachers to increase their competence in developing the qualities of a family man in preschool children. Analysis of the data has helped us to identify what knowledge is insufficient, what difficulties teachers

478 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 477-487

face, and what exactly is worth working on. It is important to interest teachers; justify the relevance of the issue of developing the qualities of a family man; discuss forms, methods, and means for organizing the educational process aimed at cultivating qualities of a family man in preschool children; and provide methodological assistance to teachers through various forms of work that contribute to boosting the degree of readiness to educate the qualities of a family man in preschool children.

Keywords: preschool children, readiness of teachers, family man, qualities of a family man, education of qualities of a family man, psychological and pedagogical conditions of education of qualities of a family man

For citation:

Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2021; 15(4): 477-487. (In Russ.). DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-477-487

Введение

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р), Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 11103) утверждают необходимость особого внимания к вопросам воспитания в образовательных организациях, в том числе дошкольных. Одним из направлений воспитания является социальное, включающее в себя ценности, среди которых названа семья.

Важнейшая социальная функция современной семьи - подготовка детей к семейной жизни, т.е. воспитание будущего семьянина. Ослаблением личностных желаний и мотивов объясняются в семьях современные негативные процессы: значительное снижение престижа семьи, отсутствие потребности иметь детей, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, деградация семейного образа жизни, рост насилия внутри семьи и разводов.

Поэтому необходимо подготавливать подрастающее поколение к будущей совместной семейной жизни. Воспитание будущего семьянина - целенаправленный процесс, в котором переплетаются вопросы нравственности и морали, педагогики и психологии, медицины и права, этики. Не случайно ознакомление детей дошкольного возраста с таким явлением социальной жизни, как семья, в психолого-педагогической литературе называется проблемой. Ведь каждая семья - многогранна, многолика, имеет свои особенности взаимоотношений между поколениями, между супругами, между сиблинга-ми, между детьми и родителями. В каждой семье - особое представление о том, какой она должна быть, свой уклад жизни, вероисповедание и т. д. Разная степень сплочённости семьи и конфликтности. Вместе с тем только общими усилиями семьи и детского сада можно создать действительно положительный образ семьи у детей дошкольного возраста. Для этого необходимо владение педагогами методами, приёмами способами организации различных видов детской деятельности с целью воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста и стремление заниматься этим.

Под готовностью педагогов к воспитанию качеств семьянина мы понимаем наличие полноценных представлений о данном процессе, системы конкретных знаний, умений, профессиональных компетенций, личностного отношения к процессу воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста, обеспечивающих их профес-

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

479

сиональную работу и достижение успешного результата.

В настоящее время в современном мире технологий и гаджетов, проблеме воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста уделяется крайне мало внимания. В программах дошкольного образования перечень задач значительно меньше, нежели по другим направлениям. И родители, и педагоги перестали уделять должное внимание процессу воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста, так как считают, что данные качества самостоятельно приобретаются в процессе взросления детей. Однако детей дошкольного возраста необходимо знакомить с семьёй как с общественным явлением, при этом учитывать возрастные особенности, показывать особенности традиционной семьи, её роль в жизни государства, рассматривать родительскую семью ребёнка с точки зрения её значимости для каждого члена.

Создавать для этого необходимые психолого-педагогические условия. При этом важно определить участие, роль педагога, от которого будет зависеть успешность воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста.

Цель статьи заключается в описании выявленных особенностей и степени готовности педагогов к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста и определении необходимой методической помощи педагогам в данном вопросе.

Для достижения данной цели были определены задачи: 1. Выявить содержательную составляющую процесса воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста. 2. Определить сущностные характеристики готовности педагогов к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста. 2. Представить уровневую дифференциацию готовности педагогов к воспитанию будущего семьянина. 3. Определить условия, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитания качеств семьянина в совместной деятельности с детьми.

Обзор литературы

Качества семьянина, его функции и характеристики были рассмотрены Е. И. Зрит-невой, А. С. Макаренко, И. П. Подласым, О. С Пермовской и др. Так О. С. Подласый рассматривает семьянина в качестве одной из устоявшихся социальных ролей личности, которая реализуется в семье. Он рассуждает о нормативно-одобренных формах поведения в условиях семьи, которые должен продемонстрировать индивид, которые от него ожидают [1]. По нашему мнению, понятие Е. И. Зритневой является самым содержательным. Она определяет семьянина как существующий в социальном сознании образ человека, который характеризуется наличием качеств семьянина, развитыми способностями и умениями, высокой степенью ответственности за свою семью и каждого её члена, а также гибкостью в семейном общении [2]. Е. И. Зритнева считает воспитание будущего семьянина неотъемлемой частью воспитания в целом. Изначально воспитание будущего семьянина рассматривалось как способ выживания и продолжения жизни. Только в семье возможно параллельно обеспечить собственную жизнь, жизнь своих детей и престарелых родителей, создавая необходимые условия каждому. Из родительской семьи будущий семьянин берёт опыт и копирует уклад жизни. На будущего взрослого оказывают влияние межличностные отношения между детьми и взрослыми, хотя это не всегда осознаётся участниками этих отношений. Семья задаёт этические нормы и правила поведения, семейные ценностные ориентации, одобренные или нет формы брака, что имеет воспитательное влияние на детей. По мнению Е. И. Зритневой, ответственность перед семьей, семейная солидарность, контроль со стороны семьи являются определяющими факторами поведения человека. Внутренняя семейная динамика влияет на судьбу человека, включая и его здоровье [3]. И. П. Под-ласый утверждает, что каждого ребёнка следует готовить к выполнению трёх основных ролей в жизни, одна из которых - роль семьянина. Автор определяет конкретные обязательства человека и качества личности, присущие семьянину. К ним относят-

480 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 477-487

ся готовность вступить в брачный союз и выполнять семейные обязанности, знание практической психологии и этики, культура общения, вежливость, тактичность, умение держать себя в обществе, трудолюбие, ответственность, чистоплотность, опрятность, гигиенические навыки, умение организовывать и проводить досуг, привычка к здоровому и активному образу жизни, разносторонняя образованность, знание законов и правовых норм, умение воспитывать детей, уважение к своим родителям [4]. А. С. Макаренко предлагал воспитывать будущего семьянина с четырёх сторон - трудовой, нравственной, физической и культурной. Педагог утверждал, что при помощи правильного руководства семейной деятельностью воспитываются необходимые качества, которые в будущем составят основу характера мужа или жены, а именно: заботливость, бережливость, ответственность, коллективизм, честность, способность ориентировки, оперативная способность [5]. О. С. Пермовская с ролью семьянина связывает функцию целостной личности, эффективность которой зависит от готовности к выполнению нравственных, трудовых, коллективистских, познавательных и интеллектуальных функций. Готовность к роли семьянина включает в себя разнообразные характеристики личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств, таких как ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, мотивы семейного поведения, отношение к семье как социально-личностной ценности, семейно-брачные потребности [1]. При организации работы педагогу важно ориентироваться в особенностях воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Об этом находим информацию в исследованиях И. П. Подласого, Е. И. Зритневой, М. И. Лисиной. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и О. В. Солнцевой, которые рассуждают о динамике представлений о семье и родственных отношениях в жизни человека и называют представления, которые можно сформировать к 6-7 годам: о семье, семейных и родственных отношениях, о способах поддержки родственных связей и выражения интереса к эмоциям и чувствам людей, проявлениях заботы, любви, уважения друг к другу, культурных традициях семьи, любимых занятиях членов семьи. Кроме перечисленного называют умение узнавать эмоциональные состояния людей по мимике и жестам, замечать взаимосвязь настроения взрослых с поведением детей, проявление чуткости к эмоциональному состоянию старших, выражение внимания к больному [6].

Готовность педагогов к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста рассматривается как одно из главных психолого-педагогических условий, которые изучались в исследованиях у Т. А. Куликовой, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой, Г. Н. Годиной, А. Д. Шаговой, Т. М. Бариновой, Г. Н. Гришиной, С. А. Козловой. В исследованиях Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой, Г. Н. Годиной, А. Д. Шаговой выявлена возможность воспитания качеств семьянина путём приобщения к трудовой деятельности. Т. М. Баринова, Г. Н. Гришина, С. А. Козлова говорят о возможности воспитания качеств семьянина в процессе подготовки семейных праздников, проведении досуга. Авторы указывают на необходимость воспитания у детей умения понимать настроение близких, быть чуткими, внимательными, заботливыми. Перечисленные качества помогут освоить нормы жизни в семье, обществе, будут способствовать в будущем выполнению родительских функций [7].

Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова подчёркивают важность воспитания гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым, стремления к взаимопониманию и сопереживанию, способности сочувствовать или сорадоваться другому человеку. Они предлагают создать эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребёнком в коммуникативной, игровой, художественной, музыкальной и театральной деятельности. К разнообразным формам взаимодействия взрослых с детьми, способствующих освоению будущей роли семьянина, педагоги относят посещение музеев, театров, выставок, прогулки и экскурсии, есте-

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

481

ственные и специально созданные ситуации для познания эмоциональных состояний людей, их нравственных ценностей [8].

Семья как главный институт социализации через существующий уклад, сформировавшиеся ценностные ориентации, отношения, готовит ребёнка к роли семьянина - одной из важнейших ролей в жизни. Только совместными усилиями семьи и детского сада возможно повлиять на формирование позитивного образа семьи у детей дошкольного возраста через развитие полноценных, эмоционально окрашенных представлений о семье, условиях функционирования семьи и организации жизнедеятельности; осуществление педагогически грамотного поло-ролевого воспитания детей [9].

Материалы и методы

С целью выявления степени готовности педагогов к организации процесса воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста нами было проведено анкетирование, наблюдение за совместной с детьми деятельностью и анализ заинтересованности педагогов в беседах с родителями, размещении информации на стендах для привлечения к реализации общих задач по воспитанию качеств семьянина у детей.

Выборку составили педагоги в возрасте 30-46 лет, имеющие педагогический стаж 7-16 лет, среднее профессиональное или высшее педагогическое образование, работающие в группах с детьми старшего дошкольного возраста.

Анкета для педагогов включала в себя 3 вопроса для оценки мотивационно-цен-ностного компонента, который проявляется в осознании педагогом значимости проблемы воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста; 7 вопросов для оценки когнитивного компонента, проявляющегося в полноценном представлении о семейных ролях, качествах семьянина, функциях каждого члена семьи, коммуникативной деятельности; 5 вопросов для оценки поведенческого компонента, который проявляется в способности организовать воспитание качеств семьянина у детей дошкольного возраста.

При составлении анкеты для педагогов мы руководствовались идеей о психолого-педагогических условиях воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Нами были составлены вопросы, ориентированные на 3 критерия. Для оценки мотивационно-ценностного компонента был задан вопрос: «Считаете ли Вы важной и необходимой работу по воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста?». Когнитивный компонент оценивался с помощью вопросов «Что Вы подразумеваете под качествами семьянина?», «Знакомы ли Вы с содержанием комплексных образовательных программ дошкольного образования по вопросам воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста?», «Какие игры для воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста Вы знаете?». Для оценки поведенческого компонента был задан вопрос: «Какие игры для воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста Вы используете?».

Наблюдение за совместной деятельностью педагогов с детьми, анализ календарного плана и плана взаимодействия с родителями показали, что крайне редко педагоги делают акцент на перечисленных выше качествах, характеризующих образ семьянина, не стараются сформировать или закрепить их проявление. Даже сюжетно-ролевая игра в семью и смежные с ней сюжеты не вызывают особого внимания педагогов. Тем более, не осуществляется сотрудничество с родителями в вопросах воспитания качеств семьянина. Исключение составляет тематическая неделя «Я и моя семья». Полагаем, что одной недели в учебном году крайне недостаточно для формирования стойкой позитивной позиции и воспитания необходимых качеств будущего семьянина.

Результаты исследования

Анализ анкетирования показал, что готовность к реализации обсуждаемого в дан-

482 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 477-487

ной статье направления воспитания определена у одного педагога (17 %). Этот педагог считает, что воспитание будущего семьянина является неотъемлемой частью всего воспитательного процесса и необходимо начинать развивать качества семьянина уже в дошкольном возрасте. Знает задачи воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста, определённые в комплексных образовательных программах дошкольного образования. Называет качества семьянина: коллективизм, честность, заботливость, бережливость, трудолюбие, ответственность, тактичность, вежливость, чистоплотность, умение организовывать и проводить досуг, знание правовых норм, законов, знание практической психологии, этики, владение умением воспитывать детей, готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности, уважение к своим родителям, престарелым людям. Перечисляет функции воспитания будущего семьянина. Знает, как организовать работу для воспитания данных качеств в различных видах деятельности. Называет множество разнообразных игр и форм коммуникативной деятельности, которые способствуют воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Осознаёт собственную роль в воспитании качеств семьянина.

Средняя степень готовности выявлена у двух (33 %) педагогов, которые считают важным начинать воспитывать качества семьянина в дошкольном возрасте. Знают поставленные задачи по воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста в комплексной образовательной программе дошкольного образования, по которой работают. Перечисляют большую часть качеств семьянина, несколько функций воспитания будущего семьянина. Знают, как организовать работу по воспитанию данных качеств в двух - трёх формах коммуникативной деятельности. Называют три - четыре игры, способствующие воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Данные педагоги недостаточно осознают собственную роль в воспитании качеств семьянина.

С низкой степенью готовности оказались три педагога (50 %), что является наибольшим количеством. Они не считают необходимым обращать внимание детей в дошкольном возрасте на семейные ценности. Поверхностно знают о качествах семьянина и могут организовать только элементарные игры для воспитания данных качеств. Данные педагоги не осознают собственную роль в воспитании качеств семьянина у детей дошкольного возраста.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: степень готовности педагогов к организации процесса воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста у большинства педагогов является средней и низкой. У этих педагогов имеются недостаточно сформированные представления по вопросам воспитания качеств семьянина, они могут организовать только элементарные игры для воспитания данных качеств у детей дошкольного возраста. Следовательно, необходимо разработать рекомендации для повышения готовности педагогов к воспитанию качеств семьянина, а именно таких качеств, как коллективизм, честность, заботливость, бережливость, трудолюбие, ответственность, культура общения, уважительное отношение к своим родителям и прародителям.

Заключение

Таким образом, готовность педагогов к организации образовательной деятельности с детьми является одним из значимых психолого-педагогических условий воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Анализ полученных данных помог нам выявить, каких знаний недостаточно, с какими трудностями сталкиваются педагоги и над чем предстоит работать. Данные выводы дают нам уверенность в необходимости планирования работы с педагогами на формирующем этапе нашего исследования. Важно заинтересовать педагогов, аргументировать актуальность проблемы воспитания качеств семьянина, обсудить формы, методы, средства организации деятельности по воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста, а также провести

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

483

работу с педагогами с применением различных форм методической работы.

Нами был составлен план мероприятий, цель которого - повышение степени готовности педагогов к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста. План мероприятий представлен в таблице.

Таблица

Планирование работы с педагогами по повышению степени готовности к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста

Table

Planning work with teachers to boost the degree of readiness to develop the qualities of a family man in preschool children

Срок реализации Тема Цель Форма работы

Февраль В о спитание качеств семьянина у детей дошкольного возраста Расширение представлений о важности воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста. Лекция «Воспитание качеств семьянина у детей дошкольного возраста»

Март Совместная деятельность взрослого и ребёнка как средство воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста Обогащение представлений о формах деятельности, способствующей воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста через обсуждение художественных произведений, игры-тренинги и др. Тренинг «Совместная деятельность с педагогом как средство воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста»

Апрель Психолого-педагогические условия воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста Расширение представлений об организации психолого-педагогических условий воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста через рефлексивные вопросы Стендовая презентация « Психолого -педагогические условия воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста»

Май Привлечение родителей к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста Расширение представлений о способах включения родителей в процесс воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста через обмен опытом Круглый стол «Взаимодействие с родителями в вопросах воспитания качеств семьянина у детей дошкольного возраста»

В таблице представлены интерактивные формы работы с педагогами. Мероприятия были составлены с учётом выявленных особенностей готовности педагогов к данному виду деятельности (сформированность представлений, осознанность необходимости, владение методами и приёмами воспитания качеств семьянина у детей).

484 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 477-487

Важным условием в работе педагогов является планирование. Педагогам предложено составить план работы по воспитанию качеств семьянина в своей возрастной группе. Это необходимо для того, чтобы работа проводилась целенаправленно и организованно. При осуществлении данной деятельности важно учитывать все требования психолого-педагогических условий, в том числе взаимодействие с семьями воспитанников и организация развивающей предметно-пространственной среды.

Продолжение данного исследования предполагаем осуществить, увеличив выборку испытуемых. Предполагаем разработать варианты методической помощи педагогам с учётом степени готовности к воспитанию качеств семьянина у детей и персональных возможностей педагогов. В частности постоянно действующего практического семинара, ориентированного на реализацию всех необходимых условий (становления готовности педагогов, овладения способами организации и формами осуществления воспитательного влияния на детей дошкольного возраста с целью формирования качеств семьянина совместно с семьями воспитанников, применения современных технологий, создания образовательного пространства).

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Заявленный вклад авторов

Фактический вклад Григорьевой В. А. в проведённое исследование готовности педагогов к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста и в подготовку статьи отражает ту часть, в которой описан проведённый теоретический анализ, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, анализ результатов.

Фактический вклад Удовой О. В. в проведённое исследование готовности педагогов к воспитанию качеств семьянина у детей дошкольного возраста и в подготовку статьи отражает ту часть, в которой определены методологические позиции, обоснован критериальный аппарат, обобщены результаты.

Список источников

1. Пермовская О. С., Николина В. В. Этапы формирования у младших школьников личностных качеств будущего семьянина // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 2). С. 397-400.

2. Зритнева Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. Ставрополь, 2006. 47 с.

3. Зритнева Е. И. Воспитание будущего семьянина в современных социокультурных условиях // Известия ЮФУ Технические науки. 2006. Т. 56. № 1. С. 3-8.

4. Подласый И. П. Педагогика. М. : Владос, 2002. 576 с.

5. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М. : Учпедгиз, 1984. 104 с.

6. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования. СПб. : Детство-Пресс, 2019. 320 с.

7. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 1999. 232 с.

8. Истоки. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. 5-е изд., испр. и доп. М. : Сфера, 2014. 161 с.

9. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. М. : Лин-ка-Пресс, 2000. 224 с.

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

485

References

1. Permovskaya O.S., Nikolina V.V. Etapy formirovaniya u mladshikh shkol'nikov lichnostnykh kachestv budushchego sem'yanina [Stages of formation of personal qualities of a future family man in younger schoolchildren]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research], 2015. no. 2 (part 2). pp. 397 - 400. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Zritneva E.I. Vospitanie budushchego sem'yanina v sovremennoy Rossii: avtoref. dis. kand. ped. nauk. [Education of the future family man in modern Russia; abstr. Cand. ped.sci. diss]. Stavropol, 2006. 47 p. (In Russian).

3. Zritneva E.I. Vospitanie budushchego sem'yanina v sovremennykh sotsiokul'turnykh usloviyakh [Education of the future family man in the current socio-cultural context] // Iz-vestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki [Izvestia SFedU. Engineering Sciences], 2006. No.1. pp. 3 - 8. (In Russian).

4. Podlasyi I.P. Pedagogika [Pedagogy]. M.: VLADOS Publ., 2002. 463 p. (In Russian).

5. Makarenko A.S. Lektsii o vospitanii detey [Lectures on the upbringing of children]. M.: Uchpedgiz, 1984. 104 p. (In Russian).

6. Detstvo [Childhood]: Kompleksnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya [A comprehensive educational program of preschool education]. St.P.: Detst-vo-Press Publ., 2019. 352 p. (In Russian).

7. Kulikova T.A. Semeynaya pedagogika i domashnee vospitanie [Family pedagogy and home upbringing]: Uchebnik dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [A textbook for students of secondary and high educational institutions] M.: Izdatel'skiy Tsentr Akademiya [Publishing Center "Academia"], 1999. 232 p. (In Russian).

8. Istoki [Origins]. Primernaya obshcheobrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya [An approximate general education program of preschool education]. 5-th ed. rev and exp.. M.: Sfera Publishing House, 2014. 208 p. (In Russian).

9. Kozlova S.A. Moy mir: Priobshchenie rebenka k sotsial'nomu miru [My world: Introducing a child to the social world]. M.: Linka-Press Publ., 2000. 224 p. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 24.05.2021, одобрена после рецензирования 30.07.2021, принята к публикации 15.12.2021.

Валерия Александровна Григорьева

преподаватель кафедры методики дошкольного образования

Иркутский региональный колледж педагогического образования

664043, Россия, г. Иркутск, ул. Булавина, 10

тел.: +7 (3952) 412282

Valeria A. Grigorieva

Teacher of the Department for Methods of Preschool Education

Irkutsk Regional College of Pedagogical Education

10 Bulavina St, Irkutsk, Russia, 664043 Tel.: +7 (3952) 412282

486 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2G21. Т. 1S. № 4 (S3). С. 477-487

Ольга Владимировна Удова

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1

тел.: +7 (3952) 200739

Olga V Udova

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

1 K. Marx St, Irkutsk, Russia, 664003

Tel.: +7 (3952) 200739

SECTION "PEDAGOGICAL SCIENCES"

487

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.