Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штольц Юлия Михайловна

Данная статья посвящена проблеме реализации духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание старших дошкольников как одна из важнейших составляющих здоровья, а также проведен теоретический анализ данного понятия и определены некоторые пути организации обозначенного педагогического процесса. Приведено описание образовательной программы дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра». Обоснованы особенности реализации данной программы в условиях дошкольного образовательного учреждения: указаны цель, задачи, принципы, примеры тем для занятий по духовно-нравственному воспитанию и их программное содержание, а также формы организации совместной деятельности. Представленный в статье материал позволяет сделать вывод, что совместная деятельность педагогов, родителей и детей способствует формированию духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

This article is devoted to the problem of the implementation of spiritual and moral education in older preschool children in a preschool educational institution. The article examines the spiritual and moral education of senior preschoolers as one of the most important components of health, as well as a theoretical analysis of this concept and identifies some ways of organizing the indicated pedagogical process. The description of the educational program of preschool education on spiritual and moral education “On the Way of Goodness” is given. The features of the implementation of this program in the conditions of a preschool educational institution are substantiated: the goal, objectives, principles, examples of topics for classes in spiritual and moral education and their program content, as well as forms of organizing joint activities are indicated. The material presented in the article allows us to conclude that the joint activity of teachers, parents and children contributes to the formation of spiritual and moral qualities in older preschool children.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

3. Maksimova M.O. Priemy formirovanija navykov morfemnogo i slovoobrazovatel'nogo analiza u uchashhihsja s narusheniem intellekta na urokah russkogo jazyka i na logopedicheskih zanjatijah [Methods of forming the skills of morphemic and wordformation analysis among students with intellectual disabilities in Russian language lessons and in speech therapy classes]. Spe-cial'noe obrazovanie [Special education], 2008, no. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-formirovaniya-navykov-morfemnogo-i-slovoobrazovatelnogo-analiza-u-uchaschihsya-s-narusheniem-intellekta-na-urokah-russkogo.

4. Uvarova T.B. Formirovanie grammaticheskoj storony rechi doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi na osnove primenenija nagljadno-igrovyh sredstv. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of the grammatical side of speech of preschoolers with general speech underdevelopment based on the use of visual-play tools. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 2011.

5. Chistjakova N.N. Igry i igrovye prijomy dlja razvitija rechi detej s umerennoj i tjazhjoloj umstvennoj otstalost'ju [Games and play techniques for the development of the speech of children with moderate and severe mental retardation]. Portalpedagoga [Teacher'sportal]. URL: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=24095 (Accessed 06.10.2017).

2. Chumicheva Ju.N. Korrekcija rechi detej doshkol'nogo vozrasta sredstvami igrovyh tehnologij [Correction of speech of preschool children by means of gaming technologies]. Mul'tiurok: jelektron. zhurn. [Multi-lesson]. URL: https://multiurok.ru/files/-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta-sreds.html.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.М. Шилова, магистрант, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: yekaterina.shilova.84@mail.ru.

С.А. Городилова, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-6101-5965.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.M. Shilova, Master's Student, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: yekaterina.shilova.84@mail.ru.

S.A. Gorodilova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Defectology, Vyatka State University. Kirov, Russia, e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-6101-5965.

УДК 373.24 DOI 10.52772/25420291_2021_2_197

Юлия Михайловна Штольц г. Луганск, ЛНР

Реализация процесса духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждения образования

Данная статья посвящена проблеме реализации духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание старших дошкольников как одна из важнейших составляющих здоровья, а также проведен теоретический анализ данного понятия и определены некоторые пути организации обозначенного педагогического процесса. Приведено описание образовательной программы дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра». Обоснованы особенности реализации данной программы в условиях дошкольного образовательного учреждения: указаны цель, задачи, принципы, примеры тем для занятий по духовно-нравственному воспитанию и их программное содержание, а также формы организации совместной деятельности. Представленный в статье материал позволяет сделать вывод, что совместная деятельность педагогов, родителей и детей способствует формированию духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольное образование, старший дошкольный возраст, процесс воспитания, учреждение образования, духовно-нравственные качества.

Yulia Mikhailovna Stolz

Lugansk, LPR

Realization of the process of spiritual and moral education in older preschool children in

the conditions of an educational institution

This article is devoted to the problem of the implementation of spiritual and moral education in older preschool children in a preschool educational institution. The article examines the spiritual and moral education of senior preschoolers as one of the most important components of health, as well as a theoretical analysis of this concept and identifies some ways of organizing the indicated pedagogical process. The description of the educational program of preschool education on spiritual and moral education "On the Way of Goodness" is given. The features of the implementation of this program in the conditions of a preschool educational institution are substantiated: the goal, objectives, principles, examples of topics for classes in spiritual and moral education and their program content, as well as forms of organizing joint activities are indicated. The material presented in the article allows us to conclude that the joint activity of teachers, parents and children contributes to the formation of spiritual and moral qualities in older preschool children.

Keywords: spiritual and moral education, preschool education, senior preschool age, upbringing process, educational institution, spiritual and moral qualities.

На современном этапе общество нуждается в нравственно здоровых и духовных личностях, готовых развиваться и совершенствоваться согласно ценностям и принципам добра, толерантности, любви и взаимопонимания.

Некоторые ученые (В.П. Зубанов, Н.В. Коваленко, А.В. Сапего (2012)) выделяют, что здоровье это уровень сформированности духовного, физического, умственного, и социального благополучия, а также достаточный уровень развития духовных и физических сил, необходимых человеку для активного взаимодействия с окружающей средой [8, С. 92].

С.В. Тимофеева (2009) обозначает здоровье как духовную категорию, связанную с гармонией личности и внутренней чистотой. Здоровье есть тесная взаимосвязь телесного состояния и духовного, где большую роль играет уровень душевно-духовного и психического здоровья личности, соблюдение высших моральных законов и нравственных норм [7, С. 231].

Вслед за данными авторов, Н.О. Майкова (2018) подчеркивает, что необходимой константой духовно-нравственного развития индивида выступает здоровый образ жизни, так как духовно-нравственная ценность здорового образа жизни напрямую связана с вопросами духовного развития личности, смысла жизни и безопасности существования [3, С. 70].

В системе дошкольного образования сегодня акцент делается на личностно-ориентированную модель, ведущую роль в которой играет субъект-ность личности и ее индивидуальное становление и развитие. Особого внимания заслуживает дошкольный возраст - сензитивный период восприятия и формирования нравственных норм и качеств. Проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является одной из актуальных и активно изучаемых педагогической практикой (С.В. Тимофеева (2010), Т.Ц. Дугарова, А.А. Ооржак (2014),

Ж.Ю. Казанцева (2018), И.А. Атаманова, Н.В. Бушуева, Ю.П. Эбергарт (2019)) [1; 4; 6].

Автор Е.И. Иванова (2016) рассматривает духовно-нравственное воспитание в качестве двустороннего процесса. Данный процесс выражен с одной стороны в воздействии педагога на ребенка, а с другой в ответном действии ребенка, то есть в степени усвоения им нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственным и безнравственным поступкам и в поведении в целом. Отмечено, что нравственными поступками руководствуются только тогда, когда они не только просто заучены, но и глубоко осмыслены ребенком и превращены в некие моральные убеждения [2, С. 39].

J.W. Piaget описывал, что дети в возрасте от 5 до 7 лет видят мир через гетерономную мораль. Другими словами, дети думают, что у авторитет-

ных личностей, таких как родители и педагоги, есть правила, которые дети должны безоговорочно соблюдать. По мере того, как дети взрослеют, у них развивается более абстрактное мышление, они менее сосредотачиваются на себе, становятся способными формировать более гибкие правила и выборочно применять их ради общих целей и желания сотрудничать.

Согласно мнению в. Мо1оуа (2011), N. Abdusamatova (2021) формирование духовно -нравственных качеств детей достигается путем выбора подходящего игрового задания исходя из темы занятия. Автор также подчеркивает, что организация педагогической деятельности в сотрудничестве с педагогами, родителями и детьми положительно влияет на духовно-нравственное воспитание старших дошкольников, их формирования как личности. Правильный подход и адекватное отношение взрослых к воспитанию детей играет важную роль в развитии их усилий по достижению успеха [9; 10].

Специалист в области психологии развития Ь. КоЫЪе^, опираясь на научные труды

Piaget, создал свою теорию стадий морального понимания. По словам автора, маленькие дети в этом возрасте основывают свою мораль на наказании и повиновении. Он считал, что маленькие дети ведут себя нравственно, потому что боятся взрослых и пытаются избежать наказания. Однако, по мнению автора, большинство детей дошкольного возраста могут понять разницу между «хорошим» и «плохим» поведением, и это понимание создает основу для более сложного морального мышления в будущем.

В период дошкольного возраста активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни берет начало из нравственного самоопределения и становления самосознания ребенка. Систематическое духовно-нравственное воспитание дошкольника с первых лет жизни содействует гармоничному формированию и адекватному социальному развитию личности. Данный возрастной период характеризуется глубоким и трепетным восприятием и переживанием своих первых впечатлений, в результате обретая опыт, который определяет дальнейший жизненный путь и нравственный выбор ребенка. Сегодня проблема организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее острых и актуальных, в то время как православие составляет культурообразующую основу нашего народа, его менталитета и духовного облика.

В этой связи, в образовательный процесс Государственного учреждения «Луганское дошкольное образовательное учреждение - центр развития ребенка «Росток» города Луганска был внедрен методический комплекс по духовно-нравственному воспитанию детей старшего до-

школьного возраста «Дорогою добра», авторами-составителями которого являются М.Н. Коваленко и Н.А. Клюева (2019). Данный методический комплекс включает в себя образовательную программу дошкольного образования по духовно -нравственному воспитанию старших дошкольников, а также методические материалы для реализации данной программы [5].

Цель данной образовательной программы состоит в целостном духовно-нравственном развитии личности детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью определен ряд задач реализации программы:

- знакомство старших дошкольников с основами православной культуры;

- формирование у детей первоначальных представлений о мире духовности, знакомство с содержанием детской Библии, а также иной детской православной литературой;

- воспитание у подрастающего поколения нравственных качеств, таких как любовь к ближнему своему, забота о близких и родных, милосердие, взаимопомощь, чувство благодарности и др.;

- развитие у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных и социальных умений, которые будут способствовать установлению межличностных отношений со сверстниками, родителями и педагогами;

- формирование ценностных ориентаций и жизненных установок у старших дошкольников при ознакомлении их с православными традициями и праздниками.

Образовательная программа «Дорогою добра» акцентирует свое внимание на формировании нравственных качеств старших дошкольников на основе ознакомления с традициями православной культуры и этическими представлениями христианской морали. Педагоги, работающие в условиях дошкольных образовательных учреждений (организаций) могут применять данную образовательную программу при планировании и организации учебных занятий по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В то же время, методические материалы для реализации данной деятельности носят практико-ориентированный характер и могут быть использованы педагогами как при проведении непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной работе со старшими дошкольниками.

Процесс духовно-нравственного воспитания и развития детей осуществляется согласно следующим принципам:

- принцип доступности: методический комплекс для проведения учебных занятий разработан с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

- принцип систематичности: учебные занятия проводятся регулярно, один раз в неделю в течение учебного года;

- принцип наглядности: при проведении учебных занятий предусмотрено применение педагогами демонстрационного и дидактического материала;

- принцип индивидуального подхода: в случае возникновения трудностей в ходе освоения материала, педагог предоставляет индивидуальную помощь ребенку;

- принцип преемственности: изученный материал может быть применен во всех видах деятельности детей данного возраста.

Содержательный раздел образовательной программы дошкольного образования по духовно -нравственному воспитанию «Дорогою добра» включает в себя 36 учебных занятий, с кратностью один раз в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 30 минут.

Методическим условием реализации данной образовательной программы является наличие наглядного и литературного материала по предложенным темам учебных занятий.

Целесообразным будет привести пример нескольких тем по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников, предложенных данной научной разработкой и их программного содержания.

1. Тема: «Кто добро творит, того Бог благословит». Программное содержание данной темы состоит в раскрытии смысла понятий «добро», «доброжелательность», а также в объяснении ребенку, что доброе дело доставляет радость тому, кто его совершает; в развитии внимания к окружающим людям и воспитании доброжелательного отношения друг к другу в различных жизненных ситуациях.

2. Тема: «Милосердие и сострадание». В ходе изучения данной темы у детей формируется представление и сострадании и милосердии; происходит развитие умения проявлять чувство милосердия и сострадания к людям и животным, а также воспитывается чуткость, доброта и желание помогать тому, кто в этой помощи нуждается.

3. Тема: «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Содержание обозначенной темы включает в себя формирование у дошкольников представления об особой роли родителей для каждого человека; развитие внимательного и уважительного отношения к родным людям и воспитание чувства благодарности, чуткого и бережного отношения к самым близким людям [5, С. 11].

Изученный на учебных занятиях материал в течение недели закрепляется во всех видах деятельности старших дошкольников:

- игровая деятельность: применение дидактических игр на духовно-нравственную и православную тематику;

- ознакомление с художественной литературой: разучивание стихотворений по предложенным программой тематикам занятий, чтение дет-

ской Библии и детской художественной литературы на духовно-нравственную тематику;

- двигательная деятельность: применение подвижных народно-православных игр;

- коммуникативная деятельность: беседы на православную тематику;

- изобразительная деятельность: ознакомление с произведениями изобразительного искусства на духовно-нравственную и православную тематику, а также лепка, рисование, аппликация по тематикам учебных занятий;

- музыкальная деятельность: прослушивание музыки по предложенным темам учебных занятий, разучивание песен, музыкально-драматические постановки к православным праздникам;

- трудовая деятельность: помощь сверстникам, педагогам и родителям в быту.

В старшей группе дошкольного образовательного учреждения дети осваивают первоначальные представления по предложенным программой темам, а в подготовительной к школе группе педагоги проводят работу по закреплению и расширению полученных ранее дошкольниками знаний.

Особое внимание в ходе реализации образовательной программы дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Дорогою добра» уделяется совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Предусмотрены следующие формы организации совместной деятельности:

- семейные праздники: объединение педагогов и семей воспитанников по случаю какого-либо события или праздника, привитие ребенку значимости семейных ценностей;

- проектная деятельность: объединение усилий педагогов, родителей и дошкольников с целью реализации проекта;

- семейный календарь: разрабатывается педагогами дошкольного учреждения с учетом воспитательно-образовательной работы и может включать в себя информацию о православных праздниках и рекомендации по их проведению в рамках семьи с учетом определенного возраста детей;

- совместные экскурсии: приобщение родителей к совместной деятельности с педагогами с целью привития детям духовно-нравственных ценностей;

- проведение творческих мастер-классов: совместная деятельность детей, родителей и педагогов в ходе изготовления творческих работ.

Разработанная образовательная программа «Дорогою добра» создает основу для дальнейшего духовного просвещения детей старшего дошкольного возраста. Прививая старшим дошкольникам начальные представления и элементарные православные понятия, можно объединить духовное и материальное. Важно привлекать и вводить детей в мир высоких духовно-нравственных образов, в рамках эмоционально-привлекательной, понятной и доступной для детей форме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дугарова, Т.Ц. Проектный метод в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников / Т.Ц. Дугарова, А.А. Ооржак. - Текст : непосредственный // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 1 (4). -С. 99-103.

2. Иванова, Е.В. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников и подростков / Е.В. Иванова. - Текст : непосредственный // Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. М. А. Худяковой. - Пермь, 2012. - С. 37-44.

3. Майкова, Н.О. Здоровый образ жизни как духовно-нравственная ценность безопасного существования / Н.О. Майкова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Философские науки. - 2018. - № 1. - С. 68-74.

4. Маркова, В. Духовно-нравственное развитие в отечественной педагогике / В. Маркова. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 12. - С. 104-110.

5. Методический комплекс по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Дорогою добра» : допущено М-во образования и науки ЛНР : приказ № 650-од от 01 июля 2019 ; авт.-сост. М. Н. Коваленко, Н. А. Клюева. - Луганск, 2019. - 56 с. - Текст : непосредственный.

6. Нравственные ценности и будущее человечества : Х Международные аксиологические чтения : сб. материалов / ред. коллегия: Е. А. Агалакова, В. Е. Михайлова, Е. В. Малахова. - Омск : Многопрофильная Академия непрерывного образования, 2019. - 228 с. - Текст : электронный.

7. Тимофеева, С.В. О необходимости формирования духовно-нравственного здоровья развивающейся личности / С.В. Тимофеева. - Текст : непосредственный // Вестник КрасГАУ. - 2009. - № 4. - С. 228-232.

8. Штольц, Ю.М. Компетентностный подход в контексте здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста / Ю.М. Штольц, И.В. Клименко. - Текст : непосредственный // Вестник ШГПУ. - 2021. - № 1 (49). - С. 97-102.

9. Abdusamatova, N. Factors of integrated approach to spiritual and moral education of preschool children / N. Abdusamatova. - Text : direct // Novateur Publication Journal. - 2021. - № 10. - P. 278-280.

10. Jalolova, G. Developer in preparing children for school / G. Jalolova. - Text : direct // Journal of Preschool Education. - 2007. - № 6. - P. 15-16.

REFERENCES

1. Dugarova T.C., Oorzhak A.A. Proektnyj metod v sisteme duhovno-nravstvennogo vospitanija doshkol'nikov [The project method in the system of spiritual and moral education of preschoolers]. VestnikBurjatskogo gosudarstvennogo universi-teta [Bulletin of Buryat State University], 2014, no. 1 (4), pp. 99-103.

2. Ivanova E.V. Aktual'nye problemy duhovno-nravstvennogo vospitanija mladshih shkol'nikov i podrostkov [Actual problems of spiritual and moral education of junior schoolchildren and adolescents]. In Hudjakovoj M.A. (ed.) Inno-vacionnye processy v nachal'nom obshhem obrazovanii: problemy realizacii Federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta: sb. st. po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. [Innovation Processes in Primary General Education: Problems of Implementation of the Federal State Educational Standard]. Perm', 2012, pp. 37-44.

3. Majkova N.O. Zdorovyj obraz zhizni kak duhovno-nravstvennaja cennost' bezopasnogo sushhestvovanija [A healthy lifestyle as a spiritual and moral value of a safe existence]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ser. Filosofskie nauki [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Philosophy], 2018, no. 1, pp. 68-74.

4. Markova V. Duhovno-nravstvennoe razvitie v otechestvennoj pedagogike [Spiritual and moral development in domestic pedagogy]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 2016, no. 12, pp. 104-110.

5. Kovalenko M.N., Kljueva N.A. Metodicheskij kompleks po duhovno-nravstvennomu vospitaniju detej starshego dosh-kol'nogo vozrasta «Dorogoju dobra»: dopushheno M-vo obrazovanija i nauki LNR: prikaz № 650-od ot 01 ijulja 2019 [Methodological complex for the spiritual and moral education of children of senior preschool age "On the Way of Goodness"]. Lugansk, 2019. 56 p.

6. Nravstvennye cennosti i budushhee chelovechestva : H Mezhdunarodnye aksiologicheskie chtenija: sb. materialov [Moral values and the future of mankind: X International axiological readings]. Omsk: Mnogoprofil'naja Akademija nepre-ryvnogo obrazovanija, 2019. 228 p.

7. Timofeeva S.V. O neobhodimosti formirovanija duhovno-nravstvennogo zdorov'ja razvivajushhejsja lichnosti [On the need to form the spiritual and moral health of a developing personality]. VestnikKrasGAU [The Bulletin of KrasGAU], 2009, no. 4, pp. 228-232.

8. Shtol'c Ju.M., Klimenko I.V. Kompetentnostnyj podhod v kontekste zdorov'esberezhenija detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Competence-based approach in the context of health preservation of senior preschool children]. Vestnik ShGPU [Journal of ShSPU], 2021, no. 1 (49), pp. 97-102.

9. Abdusamatova N. Factors of integrated approach to spiritual and moral education of preschool children. Novateur Publication Journal, 2021, no. 10, pp. 278-280.

10. Jalolova G. Developer in preparing children for school. Journal of Preschool Education, 2007, no. 6, pp. 15-16. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ю.М. Штольц, ассистент кафедры адаптивной физической культуры и физической реабилитации, «Луганский государственный педагогический университет», г. Луганск, ЛНР, e-mail: julia.shtolts23@gmail.com, ORCID: 00000002-4688-1101.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Yu.M. Stolz, Instructor of the Department of Adaptive Physical Culture and Physical Rehabilitation, Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, LPR, e-mail: julia.shtolts23@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4688-1101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.