УДК 371.8
Пермовская Ольга Сергеевна
аспирант кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина [email protected] Permovskaya Olga Sergeevna graduate student of chair of the general and social pedagogics Nizhny Novgorod state pedagogical university of a name of Kozma Minin [email protected]
Педагогические условия формирования качеств будущего семьянина
у младших школьников
Pedagogical conditions of formation of qualities of future family man
at younger school students
Аннотация. В данной статье рассматриваются педагогические условия воспитания будущего семьянина. Каждое педагогическое условие раскрывает сложный социально-педагогический процесс помощи ребенку, протекающий как целенаправленное регулирование освоение личностью роли семьянина. В статье отмечены конкретные качества личности семьянина, которые должны быть развиты в каждом ребенке.
Ключевые слова: семья, воспитание, будущий семьянин, младший школьник, общечеловеческие ценности, компетенция педагога, единство семьи и школы, формирование личности.
Abstract. This article describes the pedagogical conditions of upbringing a future family man. Each pedagogical condition reveals a complicated socio-pedagogical process of child support. The process is flowing as purposeful regulation of a child's personal development as a family man.
Keywords: family, upbringing, a future family man, a younger schoolchild, human values, teacher's competence, unity of a family and a school, formation of personality.
Современный этап решения проблемы воспитания будущего семьянина связан с коренными преобразованиями в стране, произошедшими в 90-е годы XX века и повлиявшими на характер брачно-семейных отношений. В наши дни наблюдается отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация. Материнство перестало быть исключительно брачным атрибутом. В современной семье
преобладают личностно-индивидуальные цели, при этом брачные узы ставятся выше родительско-родовых связей. Обострилась значимость внутрисемейных отношений для личности. Произошло превращение развода в атрибут брака, в связи с неумением разрешить межличностный конфликт. Увеличилось количество асоциальных, педагогически несостоятельных и психологически неблагополучных семей. Государство ориентировано на самообеспечение и самопомощь семьи. Все это дает возможность ученым утверждать, что в последние годы связи семьи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни. Многие отмечают неподготовленность растущего человека к требованиям современной жизни, неумение создать благоприятные условия для становления собственной личности и собственной семьи [2].
Таким образом, необходимость воспитания будущего семьянина сегодня вновь рассматривается как актуальная социально-педагогическая проблема. Вместе с тем, исследование тенденций теории и практики воспитания будущего семьянина на современном этапе приводит к выводу, что этот процесс не сводится к собственно воспитательным действиям, приводящим к развитию заданных параметров личности, а выступает, скорее, как система организационно-дидактических мер, направленных на подготовку человека к выполнению разносторонних функций в семье.
Изучение научно-педагогической литературы показало, что концептуальные основы формирования качеств будущего семьянина успешно реализуются с учетом комплекса педагогических условий.
¡.Условия формирования у младших школьников качеств будущего семьянина - изучение жизнедеятельности семьи учащихся с целью формирования качеств будущего семьянина; воспитание будущего семьянина с использованием форм, методов и средств народной педагогики, создание психолого-педагогической безопасной образовательной среды через обеспечение факультативного курса по семейному воспитанию «Моя счастливая семья».
2.Условия, способствующие формированию родительской компетентности - опережающее педагогическое просвещение родителей; повышение педагогической культуры родителей через методическую (развивающую, ценностно-ориентрованную) деятельность семейного образовательного Центра.
3. Условия формирования фамилистической компетентности у педагогов - осознание педагогом общечеловеческой ценности и личностной значимости семьи, семейной жизни; понимание многоаспектности и полифункциональности семейной жизни; владение культурой семейных отношений, бытовыми умениями, навыками общения с родными и близкими людьми; обладание необходимыми качествами личности для выстраивания собственной семейной жизнедеятельности и организация конструктивного
взаимодействия с семьями учащихся на основе технологий работы с разными типами семей.
4. Условия конструктивного управления во взаимодействии семьи и школы по формированию качеств будущего семьянина - психолого-педагогическая поддержка семьи в смыслопоисковой деятельности по формированию качеств будущего семьянина у младших школьников, создание единой Программы по конструктивному управлению во взаимодействия семьи и школы в формировании у младших школьников качеств будущего семьянина, деятельность семейного клуба.
Изучение научно-педагогической литературы показало, что концептуальные основы формирования у младших школьников качеств будущего семьянина успешно реализуются с учетом комплекса педагогических условий в аксиологическом единстве взаимодействия семьи и образовательной организации. Нами условия разделяются на четыре группы, логически дополняя и аксиологически обогащая процесс формирования качеств будущего семьянина. Эти условия выделены в контексте системного, аксиологического, личностно-деятельностного, фамилистического подходов как
методологических ориентиров настоящего исследования. В рамках нашего исследования отметим, что основными направлениями педагогического взаимодействия школы и семьи являются:
- педагогическая диагностика семьи как педагогической системы, особенностей семейного воспитания;
- формирование мотивации родителей к взаимодействию со школой и учителем путем создания условий для ощущения успешности этого взаимодействия;
- создание условий для активного участия родителей в управлении процессом образования;
- создание эффективных возможностей для участия родителей в демократизации педагогического процесса в образовательном учреждении;
- активное вовлечение семьи в воспитательный процесс в образовательном учреждении и классе, активизация интеллектуального и практического опыта родителей;
- создание в рамках образовательного учреждения условий для развития индивидуальных творческих способностей детей в связи с сокращением и коммерциализацией этой сферы в масштабах микро- и мезосферы;
- сотрудничество в решении валеологических и нравственных проблем;
- оказание посреднической помощи семье в гармонизации ее отношений с социумом;
- создание в образовательном учреждении эффективных информационных, просветительских и консультационных центров в помощь семье;
- сотрудничество всех социальных институтов воспитания в организации досуга и отдыха детей;
- создание условий для развития родительских общественных объединений (родительские комитеты, советы, общества содействия, комиссии, клубы и т.д.).
Таким образом, в современных исследованиях отмечается необходимость планомерного, последовательного воспитания будущего семьянина, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Семейное воспитание провозглашает ценность брака и семьи, которые признаются основой общества. Не выделяя определенные направления, И.П.Подласый отмечает, что хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина. Педагог называет конкретные качества личности семьянина, которые должны быть развиты в каждом ребенке. К таким качествам относятся: трудолюбие и ответственность; тактичность, вежливость, культура общения; умение держать себя в обществе; опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки; здоровье, привычка к здоровому образу жизни; умение организовывать и проводить досуг; разносторонняя образованность; знание правовых норм, законов; знание практической психологии, этики; умение воспитывать детей; готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности; уважение к своим родителям, престарелым людям и т.д.[1].
Задача образования XXI века в воспитании будущего семьянина - это преодоление кризиса культуры, духовности, гуманизма, построение системы воспитательной работы в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования молодежи, что, прежде всего, позитивно скажется на семейно-брачных отношениях.
Литература.
1. И.П. Подласый Педагогика. - М.: ГИЦВладос, 2002. - С.30
ISBN 5-691-00174-4
2. М.И. Рожков, Л.В. Байбородова Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Владос-Пресс, 2004.-384с.
Literature.
1 . I.P. Podlasy Pedagogika. - M.: GITs of Vlados, 2002. - Page 30
ISBN 5-691-00174-4
2 . M. I. Rozhkov, L. V. Bayborodova Teoriya and education technique: Studies. Grant for the student. Vyssh. Studies. Institutions. M.: Vlados-Press, 2004. - 38р.