УДК 37.06
С. А. Анисютина
Программа социально-педагогического сопровождения процесса подготовки
подростков к семейной жизни
В статье анализируются основные теоретические и методические подходы к организации работы школьного социального педагога по подготовке подростков к будущей семейной жизни, анализируются технологические аспекты сопровождения процесса воспитания будущего семьянина, раскрывается содержательный компонент сопровождения подготовки подростков к семейной жизни.
Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, подготовка к семейной жизни, программно-методическое обеспечение, технологические компоненты, направления подготовки.
S. А. Anisutina
The Programme of Social and Pedagogical Support of the Process of Teenagers' Training to Home Life
In the article the basic theoretical and methodical approaches to the organization of work of the school social teacher on teenagers' training for the future home life are analyzed, technological aspects of support of the process of education of the future family man are analyzed, the substantial component of support of teenagers' training to home life is revealed.
Key words: social and pedagogical support, training to home life, programme-methodical maintenance, technological components, directions of training.
Целью практической деятельности современного социального педагога является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности этого человека [3]. Исходя из такого понимания цели социальной педагогики, логично предположить, что подготовка молодежи к семейной жизни становится одной из целевых функций современного социального педагога, поскольку семейные отношения - это та сфера взаимодействия, которая является определяющим фактором формирования социальной успешности индивида, а, следовательно, и прямым путем гармонизации внешних социальных типов взаимодействия.
Проведенный нами анализ проблемы формирования готовности подростков к семейной жизни в ее историческом и современном аспектах показал, что в начале ХХ в. задачи подготовки к семейной жизни возлагались на школу (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский [4] и др.), в середине ХХ в. высказывались предположения о большей эффективности семейного воспитания (В. А. Сухомлинский [5], Ш. А. Амонашвили [1]), в 80-е и 90-е гг. ряд функций воспитания будущего семьянина делегируется непосредст-
венно семье, а школа выступает как помощник и консультант.
На современном этапе большинство исследований рассматривают формирование готовности молодежи к браку и семейной жизни как компонент социального становления молодежи. Так, в диссертационном исследовании О. Н. Гноевой [2] готовность к семейной жизни определяется как важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Автор считает, что отсутствие этой готовности у человека - источник его личностной и общественной нестабильности, и предварить эту проблему необходимо еще на ступени раннего юношеского возраста, наиболее сензитивного для формирования ценностных установок. Осмысливая основу становления готовности учащихся к семейной жизни, автор определяет ее как формирование ценностного содержания представления о семье. Такие же идеи высказываются Е. К. Узденовой [6].
Учитывая перечисленные подходы, мы рассматриваем готовность к семейной жизни, как важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Под формированием готовности молодежи к семейной жизни
© Анисютина С. А., 2011
Программа социально-педагогического сопровождения процесса подготовки подростков к семейной жизни
мы понимаем процесс формирования личностных качеств потенциально успешного семьянина, таких как: активная жизненная позиция, наличие навыков многообразного межличностного взаимодействия, открытость социальному опыту, сформированность устойчивой системы ценностей.
Важнейшим условием, обеспечивающим, на наш взгляд, эффективность сопровождения является взаимодействие всех субъектов формирования готовности подростков к семейной жизни. Мы выделили 3 линии субъектов подготовки подростков к семейной жизни. Первая линия, названная нами социализирующей, включает в себя специалистов, непосредственно занятых формированием того или иного вида готовности подростков к семейной жизни, важное место при этом отдается родительской семье, как основному источнику социального опыта. Вторая линия - линия социализирующегося субъекта, в качестве которого мы выделяем самого ребенка, который имеет свой жизненный опыт взаимодействия со взрослыми, другими детьми, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы сопровождения. Роль организатора взаимодействия мы отводим школьному социальному педагогу, как специалисту наиболее компетентному в области сопровождения социального становления учащегося.
Исходя из проведенного нами анализа теоретических положений и практики воспитания будущего семьянина, а также руководствуясь требованиями современной ситуации, мы предполагаем, что содержание процесса формирования готовности подростков к семейной жизни может включать в себя ряд взаимосвязанных направлений:
1. Информационное направление: информирование подростков о нормативных регулятивах брачных отношений, функциях семьи, динамике семейных отношений и возможных проблемах взаимодействия, возникающих на различных этапах, а также об организациях, оказывающих психологическую и консультативную помощь семье. В рамках данного направления формирования готовности подростков к семейной жизни мы предлагаем наряду с традиционными лекционными формами информирования использовать изучение опыта родительской семьи, проектную деятельность обучающихся, игры-
проблематизации. Данные формы организации работы, на наш взгляд, позволяют развить инте-
рес к изучаемой сфере, сформировать положительную мотивацию на включение в процесс подготовки к семейной жизни, активизировать субъектную позицию подростков.
2. Ценностно-аксиологическое направление: формирование ценностей культуры семьи, быта и здорового образа жизни в обществе. Основной формой организации работы в рамках данного направления мы считаем дискуссии, поскольку заявленные проблемы касаются жизненных принципов и личных переживаний участников. Дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. Также при формировании ценностной сферы мы предлагаем использовать этические дилеммы, решение которых всегда затрагивает эмоциональную сферу подростка, а, следовательно, способствует интериоризации нравственных норм.
3. Личностно-формирующее направление: формирование свойств и качеств личности, необходимых для успешной самореализации в семейной сфере, моделирование личностного образа семьянина в соответствии с общечеловеческими идеалами и реалиями сегодняшнего времени. В качестве основных форм организации работы здесь мы выделяем: моделирование и проигрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, упражнения направленные на формирование адекватной самооценки и позитивности образа «Я», формирование рефлексивной позиции подростков.
4. Тренинговое направление: отработка механизмов семейно-ролевого поведения, формирование стратегий семейного взаимодействия. Тре-нинговая форма групповой работы строится на активности самих участников и имеет ряд преимуществ. Тренинг относится к типу активного обучения, но при этом имеет черты консультационной группы, что обусловлено высокой значимостью проблемы для участников. Работа в группах призвана оказать участникам помощь в исследовании и решении психологических проблем; в изучении психологических основ общения; в развитии самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения; в содействии личностному росту и саморазвитию.
Для реализации выделенных направлений нами была разработана программа социально-педагогического сопровождения подростков в ходе формирования у них готовности к семейно-брачным отношениям. Целью программы является создание оптимальных условий становления социальной позиции семьянина, а также развитие
у подростков способности противостоять внешним и внутренним негативным воздействиям, препятствующим формированию готовности к семейной жизни.
Задачи программы:
1. Информирование подростков о нормативных регулятивах брачных отношений, функциях семьи, динамике семейных отношений и возможных проблемах взаимодействия, возникающих на различных этапах; об организациях, оказывающих психологическую и консультативную помощь семье.
2. Формирование ценностей культуры семьи, быта и здорового образа жизни в обществе.
3. Формирование свойств и качеств личности, необходимых для успешной самореализации в семейной сфере, моделирование личностного образа семьянина в соответствии с общечеловеческими идеалами и реалиями сегодняшнего времени.
4. Отработка механизмов семейно-ролевого поведения, формирование стратегий семейного взаимодействия.
Были выделены следующие компоненты со-
держания социально-педагогического сопровождения подростка в ходе формирования у него готовности к семейной жизни:
1. Интерактивный компонент, предусматривающий взаимодействие социального педагога, родителей и подростка, предполагающее свободный вариативный выбор субъектами деятельности, направленной на формирование социально одобряемого опыта подростка.
2. Средовой компонент, компонент, предусматривающий создание оптимальных средовых условий становления социальной позиции семьянина, предполагающее анализ и оптимизацию окружающей подростка социальной среды.
3. Профилактический компонент, включающий в себя развитие у подростка способности противостоять десоциализирующим влияниям внешнего окружения.
Эти компоненты реализуются опосредованно, в процессе осуществления выделенных нами направлений подготовки подростков к семенной жизни: информационном, ценностно-
аксиологическом, личностно-формирующем и компетентностно-ролевом. В каждом из направлений подготовки реализуются все 3 компонента сопровождения (табл. 1).
Таблица1
Реализация содержательных компонентов сопровождения подготовки подростков к семейной жизни
Направление подготовки Компонент сопровождения Мероприятия Задачи сопровождения
Информационное Интерактивный компонент Конкурс «Семья года» Проект «Моя семья в истории России» Интериоризация семейного опыта
Средовой компонент Педагогическое просвещение родителей: клуб «Ответственное родительство» Оптимизация детско-родительских отношений
Профилактический компонент Игра-проблематизация по семейному законодательству Актуализация знаний семейного права
Ценностно-аксиологическое Интерактивный компонент Игра «Мой будущий семейный герб и девиз» Игра «Замок сокровищ» Игра «Тили-тили-тесто, жених и невеста» Формирование осознания ценности семейной сферы
Средовой компонент Дискуссии «Можно ли жить без семьи?», «Я для семьи, или семья для меня?», «Что такое Я, и что такое Мы?» Оптимизация ценностного баланса подростковой группы
Профилактический компонент Решение этических дилемм Формирование позиции ответственного выбора
Личностно-формирующее Интерактивный компонент Тренинг коммуникативных умений Тренинг саморазвития Тренинг ассертивности Развитие социально одобряемых свойств и качеств личности
Программа социально-педагогического сопровождения процесса подготовки подростков к семейной жизни
Средовой компонент Игра «День рождения» Оптимизация межличностных отношений между подростками
Профилактический компонент Проигрывание проблемных ситуаций Профилактика конфликтов
Компетентностно-ролевое Интерактивный компонент Ролевой тренинг семейного взаимодействия Формирование опыта взаимодействия в семейной сфере
Средовой компонент Семейное консультирование Помощь в оптимизации семейных отношений в родительской семье
Профилактический компонент Сочинение «Я через 10 лет» Формирование навыков целе-полагания
Проведенная диагностика показала эффективность разработанной программы.
В ходе социально-педагогического сопровождения подростков в процессе формирования у них готовности к семейной жизни решается и ряд социально-психологических задач: организация коммуникативных связей личности, организация межличностного взаимодействия, получение знаний о способах разрешения конфликтов, знания особенностей семейно-ролевых отношений. Социально-педагогическая направленность подготовки молодежи к семейной жизни напрямую связана с решением соответствующего типа жизненных задач. При этом внимание акцентируется на овладении комплексом умений и навыков, позволяющих успешно интегрироваться в общество, занимать активную жизненную позицию, уметь отстаивать свои убеждения и ценности.
Библиографический список:
1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш. А. Амонашвили. -М. : ЛОГОС-ПРЕСС, 2001. - 366 с.
2. Гноевая, О. Н. Становление готовности старших учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра [Текст] : дисс ... канд. пед. наук. 13.00.01. / О. Н. Гноевая. - Петропавловск-Камчатский, 2006. - 198 с.
3. Липский, И. А. Социальная педагогика [Текст] / И. А. Липский. - М. : Академия, - 2005. - 356 с.
4. Луначарский, А. В. Социологические предпосылки советской педагогики [Текст] / А. В. Луначарский // О воспитании и образовании ; под. ред. А. М. Арсенева и др. - М. : Наука, 1976. - С. 143-156.
5. Сухомлинский, В. А. Избранные произведения [Текст] : в 5 т. Т. 5 / В. А. Сухомлинский. -М. : Просвещение, 1989. - 388 с.
6. Узденова, Е. К. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родитель-ству как основа полноценной семьи [Текст] : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Е. К. Уздено-ва. - Карачаевск, 2006. - 23 с.