Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ В СВЕТСКОМ ВУЗЕ'

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ В СВЕТСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ГУМАНИТАРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловцова Ирина Афанасьевна, Аврамов Владимир Владимирович, Патрин Вячеслав Геннадьевич

В статье сформулированы и теоретически обоснованы принципы, регулирующие процессуальный компонент деятельности православного педагога в светском вузе, - принципы воспитательного взаимодействия. Они рассматриваются как феномен, обеспечивающий переход от теоретического педа гогического знания к нормативному. Показано, что принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе должны соответствовать следующим требованиям: отражать «территорию согласия» между православной и светской педагогикой, соответствовать особенностям студенческой молодежи как социально-демографической группы, отвечать светскому характеру воспитательного процесса в вузе. На основе сравнительного анализа принципов воспитания, сформулированных в православной и в светской педагогике, исходя из положений гуманитарной педагогической парадигмы об онтологической сущности воспитания и ценностносмысловом характере педагогического взаимодействия, а также из возрастных и социальных особенностей студентов, сформулированы принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе, объединенные в три группы: 1) базовые принципы (культуросообразности, системности, адаптивности, связи с жизнью и будущей профессиональной деятельностью студентов, со-трансформации педагога и студентов); 2) принципы, определяющие логику педагогической деятельности («культурного лифта», предварительного разрушения стереотипов); 3) принципы, определяющие формы воспитательного взаимодействия (диалогичности, образности, обращения к личному опыту, разносторонности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF EDUCATIONAL COMMUNICATION OF AN ORTHODOX TEACHER AND STUDENTS AT A SECULAR UNIVERSITY

The article presents the system of principles of educational communication based on the comparative analysis of the educational principles of Orthodox and secular pedagogy and proceeds from the humanities-based pedagogical paradigm of the ontological essence of education and from the value-semantic nature of pedagogical interaction. The principles regulate the activity of an Orthodox teacher at a secular university and ensure the transition from theoretical pedagogical knowledge to normative. The principles meet the following requirements: 1) they refl ect the “territory of agreement” between Orthodox and secular pedagogy, 2) they comply with the characteristics of students as a socio-demographic group and 3) they meet the secular nature of the educational process at the university. The principles are formulated in three groups: 1) basic principles (culture-building, systematic, adaptive, related to life and future professional activities of students, co-transformation of the teacher and students); 2) the principles that determine the logic of pedagogical activity (“cultural elevator”, the preliminary destruction of stereotypes); 3) the principles that determine the forms of educational interaction (dialogism, imagery, appeal to personal experience, versatility).

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ В СВЕТСКОМ ВУЗЕ»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Соловцова Ирина Афанасьевна, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного

2021. Вып. 60. С. 78-96

Б01: 10.15382Мш^202160.78-96

социально-педагогического университета, Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, д. 27 irina_solovcova@mail.ru ОИСГО: 0000-0002-6191-5306 Священник Аврамов Владимир Владимирович,

канд. богословия, ст. преподаватель Центра подготовки церковных специалистов Волгоградской епархии, ст. преподаватель Царицынского православного университета прп. Сергия Радонежского, Российская Федерация, 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, д. 26, доцент кафедры философии Волгоградского государственного университета Российская Федерация, 400062, г. Волгоград, пр-т Университетский, д. 100 vlademiras@yandex.ru

Священник Патрин Вячеслав Геннадьевич, канд. богословия, канд. ист. наук, директор Центра подготовки церковных специалистов Волгоградской епархии, декан богословского факультета Царицынского православного университета прп. Сергия Радонежского, Российская Федерация, 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, д. 26 patrin.viacheslav@gmail.com

ОИСГО: 0000-0001-7889-3476

ОИСГО: 0000-0001-6376-5076

Принципы воспитательного взаимодействия

ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

В СВЕТСКОМ ВУЗЕ

И. А. Соловцова, В. В. Аврамов, В. Г. Патрин

Аннотация: В статье сформулированы и теоретически обоснованы принципы, регулирующие процессуальный компонент деятельности православного педагога в светском вузе, — принципы воспитательного взаимодействия. Они рассматриваются как феномен, обеспечивающий переход от теоретического педа-

© Соловцова И. А., Аврамов В. В., Патрин В. Г., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 78—96.

гогического знания к нормативному. Показано, что принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе должны соответствовать следующим требованиям: отражать «территорию согласия» между православной и светской педагогикой, соответствовать особенностям студенческой молодежи как социально-демографической группы, отвечать светскому характеру воспитательного процесса в вузе. На основе сравнительного анализа принципов воспитания, сформулированных в православной и в светской педагогике, исходя из положений гуманитарной педагогической парадигмы об онтологической сущности воспитания и ценностно-смысловом характере педагогического взаимодействия, а также из возрастных и социальных особенностей студентов, сформулированы принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе, объединенные в три группы: 1) базовые принципы (культуросо-образности, системности, адаптивности, связи с жизнью и будущей профессиональной деятельностью студентов, со-трансформации педагога и студентов); 2) принципы, определяющие логику педагогической деятельности («культурного лифта», предварительного разрушения стереотипов); 3) принципы, определяющие формы воспитательного взаимодействия (диалогичности, образности, обращения к личному опыту, разносторонности).

Ключевые слова: православие, традиционные ценности, воспитание, воспитательное взаимодействие, принцип воспитания, студенческая молодежь, гуманитарная педагогическая парадигма, диалог.

В настоящее время воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетов государственной политики в сфере образования. Об этом свидетельствует принятие таких федеральных документов, как Федеральные государственные образовательные стандарты для разных ступеней образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. В нормативных документах, определяющих государственную политику в сфере воспитания, подчеркивается, что успешное решение воспитательных задач возможно только при условии консолидации «усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений», и «поддержки общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей»1. К таким институтам, безусловно, относится Русская Православная Церковь.

Необходимость взаимодействия образовательных организаций и Русской Православной Церкви в сфере воспитания обоснована, в частности, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, принятой в 2009 г. В Концепции сказано, что базовые национальные ценности, лежащие в основе духовно-нравственного воспитания, функционируют «в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации»2, что одним из важней-

1 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 12.04.2020).

2 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. С. 8.

ших источников нравственности являются традиционные российские религии3, подчеркивается важная роль православия в формировании национального воспитательного идеала. В первые десятилетия XXI в. сложились разнообразные и эффективные формы взаимодействия образовательных организаций и Русской Православной Церкви, позволяющие успешно решать воспитательные задачи, — волонтерская деятельность, совместная реализация социальных и культурологических проектов, мероприятия в рамках организации государственных и церковных праздников, взаимодействие в процессе подготовки учителей основ православной культуры и т. п.

Однако все эти формы взаимодействия реализуются главным образом в системе школьного образования и в дополнительном образовании детей. Что касается высшего образования, то в этой сфере воспитательный потенциал взаимодействия с Русской Православной Церковью реализуется далеко не полностью как в количественном (в совместную деятельность с субъектами разного уровня, представляющими Русскую Православную Церковь, вовлечена лишь небольшая часть студентов, главным образом православных), так и в качественном отношении. Говоря о качестве взаимодействия, мы имеем в виду в первую очередь глубину понимания студентами православной культуры, лежащих в ее основе ценностей и догматов, степень осознания ими роли православия в их собственной жизни и в жизни страны (первое — не только «в актуальности», но и «в возможности»), готовность транслировать ценности православной культуры в окружающую среду в разных сферах жизни и деятельности.

Причиной такой ситуации стала, на наш взгляд, неразработанность теоретических оснований взаимодействия Православной Церкви со студенческой молодежью в сфере воспитания. В первую очередь речь идет о принципах воспитательного взаимодействия, которые, опираясь на систему методологических и теоретических положений, являются в то же время основой для выработки правил, регулирующих деятельность православного педагога в светском вузе. В светской педагогике система принципов воспитания детально разработана, глубоко обоснована и эмпирически проверена (Е. В. Бондаревская, Н. М. Бо-рытко, Л. И. Новикова, Н. Е. Щуркова и др.). В православной педагогике в настоящее время сформулированы принципы воспитания (С. Ю. Дивногорцева, О. Л. Янушкявичене) и принципы преподавания основ православной культуры (Т. В. Склярова и ее научная школа). Однако предлагаемые исследователями принципы воспитания, во-первых, обоснованы в отношении школьников, во-вторых, относятся строго к деятельности либо педагога, работающего в светской образовательной организации, либо к деятельности педагога, осуществляющего воспитание в конфессиональной образовательной организации. Нам не удалось обнаружить исследований, где была бы представлена научно обоснованная система принципов деятельности православного педагога, осуществляющего воспитательное взаимодействие со студенческой молодежью. Потребность педагогической науки и практики воспитания в формулировании и обосновании принципов работы православного педагога в светском вузе определяет актуальность представленной в статье проблематики.

3 См.: Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Указ. соч. С. 18.

Целью исследования является формулирование, обоснование и систематизация принципов воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью с учетом, с одной стороны, специфики православия, с другой — особенностей студенческой молодежи как отдельной возрастной и социальной группы. Говоря о православном педагоге, авторы имеют в виду преподавателей и иных лиц (среди которых могут быть и священники), обладающих православным мировоззрением и 1) преподающих учебные дисциплины, раскрывающие особенности православной культуры (как правило, это дисциплины по выбору либо дисциплины, изучаемые факультативно); 2) осуществляющих воспитательную деятельность в вузе, в том числе в рамках существующих в настоящее время во многих вузах Центров духовно-нравственного воспитания и других структур, входящих в систему воспитательной работы в вузе. Задачи исследования:

1) выявить специфику принципов работы православного педагога в светском вузе;

2) определить особенности студенческой молодежи, значимые с точки зрения решения православным педагогом воспитательных задач при работе с данной возрастной и социальной группой;

3) обосновать систему принципов работы православного педагога в вузе. Методологическую основу исследования составляют в первую очередь положения гуманитарной педагогической парадигмы (И. А. Колесникова, Л. М. Лузина, Л. П. Разбегаева и др.), позволяющие определить «территорию согласия» между православной и светской педагогикой при решении задач исследования:

• о специфике гуманитарного исследования, в рамках которого целесообразно использовать не только научное, но и вненаучное (в том числе философское и богословское) знание;

• о воспитании как процессе присвоения ценностей, в первую очередь ценностей национальной культуры;

• о диалогическом характере процесса воспитания, в том числе о роли в воспитании диалога культур (идеи М. М. Бахтина — В. С. Библера). Важную роль при выполнении исследования сыграли идеи культурологического подхода (Е. В. Бондаревская, Н. Е. Щуркова) о работе с явлениями культуры на смысловом уровне, обусловившие специфику содержания принципов работы православного педагога в светском вузе. Положения системного подхода (В. С. Ильин, Н. М. Борытко) определили понимание принципов работы православного педагога в светском вузе как иерархически организованной системы, успешное функционирование которой определяется спецификой связей и взаимозависимостей между ее элементами.

Методы исследования: сравнительный анализ принципов воспитания в православной и светской педагогике, обобщение, классификация.

В современной педагогической науке понятие «принцип воспитания» (от лат. рппЫршт — начало, основа) является одним из наиболее глубоко разработанных как на методологическом, так и на теоретическом уровнях. В теории воспитания принцип рассматривается с двух сторон — объективной и субъективной. Объективный характер принципов воспитания определен тем, что они определяются

закономерностями воспитания. В субъективном плане принцип понимается как внутреннее убеждение, принятое в качестве руководящей идеи в деятельности человека. Наличием в природе принципов воспитания субъективной составляющей определяется разнообразие принципов и их сочетаний, предлагаемых разными исследователями, и возможность для педагога-практика отбирать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его миропониманию, стилю педагогической деятельности4. С точки зрения задач нашего исследования важно понимание принципов воспитания как регулятивов деятельности педагога, обусловленных как его мировоззрением (в данном случае православным), так и закономерностями воспитания.

В. В. Краевским рассмотрено место принципов в системе научно-педагогического знания5. Согласно выводам ученого, педагогические принципы обеспечивают переход от знаний о сущем (а именно от теоретических знаний о педагогических явлениях) к знаниям о должном и тем самым становятся важной частью нормативных педагогических моделей. Именно в педагогических принципах зафиксировано знание о том, как дблжно действовать педагогу в различных педагогических ситуациях и системах. Принципы, будучи «переходным звеном» от теоретического знания к нормативному, с одной стороны, опираются на педагогические закономерности, с другой — являются основой для формулирования правил педагогической деятельности, т. е. обеспечивают переход не только от знаний о сущем к знаниям о должном, но и от абстрактного к конкретному. Необходимость реализации этой последней функции обусловливает, наряду с причинами мировоззренческого характера (ценностными ориентирами исследователя, его ментальными установками и т. п.), вариативный подход к выявлению, формулированию и систематизации принципов воспитания в зависимости от целей и задач, на решение которых направлена педагогическая деятельность.

Для формулирования принципов воспитательного взаимодействия православного педагога со студентами в светском вузе следует иметь в виду то, что цель такого взаимодействия — создание условий для осуществления студентами свободного и осознанного духовно-нравственного выбора как механизма становления жизненной позиции на основе уважения к ценностям традиционных культур народов Российской Федерации. При этом неотъемлемой частью становления жизненной позиции является самоопределение молодого человека относительно религии вообще и относительно конкретной религии, в данном случае православия.

Современная светская педагогика предлагает большое разнообразие подходов к формулированию принципов воспитания. Особый интерес для нас представляют принципы, сформулированные в трудах представителей гуманитарной педагогической парадигмы. Так, Н. М. Борытко, рассматривая воспитание как процесс становления этической позиции воспитанника, обосновывает три принципа воспитания. Принцип рефлексивности предполагает обращение воспитанника к осмыслению собственного опыта, обнаружению индивидуальных смыслов деятельности, поведения, общения. Принцип интерактивности ориен-

4 См.: Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика. М., 2007. С. 71.

5 См.: Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики. Новый этап. М., 2008.

тирует воспитателя на такую организацию деятельности воспитанников, в процессе которой они могли бы соотнести собственные смыслы с иными смыслами и осознать их, на формирование у воспитанников ценностных ориентиров в деятельности, поведении и общении. Принцип самореализации обращает внимание педагога на утверждение воспитанником своей позиции в деятельности, поведении, общении6. Ценность данного подхода к выделению принципов воспитания с точки зрения задач нашего исследования видится в том, что в перечисленных принципах находит выражение ценностно-смысловой характер воспитательного взаимодействия, а также фиксируется его логика.

Н. Е. Щуркова7 обосновывает три основополагающих принципа, лежащих в основе любого воспитательного взаимодействия. Первый из них — принцип ориентации на социально-ценностные отношения, «предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры». Второй — принцип субъектности, предполагающий такую организацию процесса воспитания, которая способствует становлению ребенка как субъекта собственной жизни. Третий — принцип принятия ребенка как данности, который означает уважение к личности ребенка, а также признание особенностей и уровня его развития на определенном этапе жизни.

Л. М. Лузина предлагает подход, в рамках которого принципы воспитания и принципы исследования педагогической действительности представляют собой некую целостность, отражающую целостность педагогического процесса. В качестве базовых, по мнению Л. М. Лузиной, выступают следующие принципы воспитания: антропологический принцип, означающий, что человек выступает в качестве основной ценности воспитания, а понятие «человек» — в качестве исходной педагогической категории, и акцентирующий внимание на «актуализации, воспроизведении и самоосуществлении "человеческого в человеке"»; онтологический принцип, обусловливающий рассмотрение воспитания как способа бытия человека; принцип диалогизма, обеспечивающий ценностно-смысловой характер педагогического взаимодействия; принцип рассмотрения понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия адекватности методов, средств и форм воспитания; принцип рассмотрения способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания; принцип креативности, ориентирующий педагога на использование только тех методов, средств и форм воспитания, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника; принцип рассмотрения основных компонентов воспитательного процесса с позиций их соответствия сущности человека8.

Е. А. Сиротина, исследующая воспитательные возможности модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», ориентируется на классические педагогические принципы, интерпретируя их содержание с учетом специфики предмета иссле-

6 См.: Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Указ. соч. С. 186-188.

7 См.: Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность. М., 2020.

8 См.: Лузина Л. М. Человек в проблемном поле воспитания. Псков, 2008.

дования. Принцип культуросообразности означает, с точки зрения Е. А. Сиротиной, необходимость учета характеристик культуры, таких как уникальность, динамизм и символичность. Принцип природосообразности «предполагает ориентацию на психофизиологические, социальные и духовные характеристики и закономерности развития, описанные в педагогической науке». Принцип диа-логичности означает равноправие педагога и учащихся перед феноменами культуры, являющимися объектами постижения и выступающими содержательной основой взаимодействия, позицию педагога как посредника между ребенком и культурой и ориентацию педагога на категории вненаходимости и доминанты на собеседнике; при этом само взаимодействие имеет ценностно-смысловой характер9.

Обобщая сказанное, можно отметить, что представители гуманитарной педагогической парадигмы исходят из того, что воспитательное взаимодействие имеет ценностно-смысловой характер, в силу чего особое значение в процессе воспитательного взаимодействия приобретает диалог как способ совместного бытия (со-бытия) педагога и воспитанника. Раскрывая содержание принципов воспитания, исследователи подчеркивают ценность человека как субъекта воспитательного взаимодействия и собственной жизни, обращают внимание на бытийный характер содержания, методов, форм и средств воспитания.

В православной педагогике принципы воспитания наиболее подробно рассмотрены в работе С. Ю. Дивногорцевой «Теоретическая педагогика». Среди них есть и классические педагогические принципы, интерпретированные с позиций православного вероучения, и специфические принципы, обусловленные особенностями воспитания в контексте православия. С. Ю. Дивногорцева обосновывает следующие принципы воспитания:

• христоцентричность, означающую признание Иисуса Христа в качестве высочайшего нравственного идеала и такую организацию воспитательного процесса, при которой стало бы возможным уподобление воспитанников Христу;

• воцерковление, предполагающее не только «индивидуальное приобщение к благодатным силам Церкви, но и создание церковной среды, церковного быта, благодатное преображение социальной жизни»;

• целенаправленное и иерархическое развитие личности, являющееся следствием православно-антропологических представлений об иерархическом «устройстве» и развитии человека;

• сообразность с природой воспитанника, где ведущую роль играет духовное развитие;

• опора на антропологическое представление о человеке как образе и подобии Божием, что означает в первую очередь «оказание помощи детям в освобождении их от власти греха» и детерминирует деятельность педагога в выборе средств воспитания;

9 Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 9—21.

• индивидуальный подход, предполагающий умение педагога диагностировать уровень актуального развития воспитанников и выявлять их потенциальные возможности;

• приоритет воспитания над обучением;

• общественная направленность воспитания, что предполагает направленность деятельности педагога на «воспитание социально ориентированного типа личности»;

• согласованность педагогического влияния Церкви, семьи и школы;

• послушание, представляющее собой «лучший способ к победе над последствиями первородного греха в нас — над самостью и эгоизмом»10. Подход С. Ю. Дивногорцевой к пониманию принципов воспитания достаточно показателен и отражает представления православной педагогики о том, как должна быть организована деятельность православного педагога.

Н. В. Маслов формулирует несколько иные принципы воспитания и дает их богословское обоснование. Принцип «научить вере, затем другим наукам» определяет приоритеты воспитательной деятельности педагога. Принцип любви выступает в качестве основы становления отношений к Богу, ближнему и Родине. Принцип согласования внутреннего с внешним обусловлен положениями христианской антропологии, тем, что человек состоит из души и тела, тесно связанных друг с другом. Принцип снисходительной мудрости и кротости регулирует отношения между педагогом и воспитанником. Принцип безотлагательности, своевременности ориентирует педагога на то, что он должен «стараться безотлагательно искоренять те недостатки, которые он видит в воспитанниках». Принцип природосообразности означает, что воспитывать ребенка необходимо, ориентируясь на его обновленную искупительным подвигом Христа природу, а не на его поврежденное вследствие грехопадения состояние11.

Нетрудно заметить, что принцип природосообразности, означающий учет возрастных (а в некоторых концепциях и индивидуальных) особенностей воспитанников, присутствует (иногда в имплицитном виде) как в православной, так и в светской педагогике. Данный принцип требует, чтобы в процессе работы православного педагога учитывались возрастные особенности воспитанников — психофизические, социальные, духовные (последние особенно важны для православного педагога). Принципы работы православного педагога в светском вузе изначально должны быть сформулированы с учетом особенностей студенческой молодежи как особой возрастной и социальной группы.

Студенческая молодежь рассматривается как социально-демографическая группа, возрастные границы которой определяются в диапазоне от 18 до 2830 лет, обладающая ярко выраженной спецификой. Важнейшими психологическими особенностями студенческой молодежи являются:

• становление характера и его стабилизация;

• способность к интенсивной интеллектуальной деятельности;

• повышенная эмоциональная отзывчивость и связанная с этим спонтанность, импульсивность поступков;

10 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. М., 2004. С. 55-67.

11 Маслов Н. В. Основы русской педагогики. М., 2006. С. 329-332.

• высокий уровень развития рефлексии;

• становление самосознания, самооценки, определяющих поступки, поведение, отношение к миру и другим людям;

• наличие установки на сознательное построение собственной жизни;

• эгоцентризм, определяемый повышенным вниманием к своему внутреннему миру.

В студенческие годы люди наиболее способны к творческой деятельности, в том числе в учебной и учебно-профессиональной сфере, к преобразованию окружающего мира и себя, в это время ярко проявляется способность к освоению нового. Несмотря на высокую работоспособность и достижение предельных показателей психофизического развития, они тяжело переживают неудачи, в связи с чем им требуется психолого-педагогическая поддержка. Самооценка студента все еще зависит от внешней оценки его поступков, деятельности и ее результатов12. Часто наблюдается критическое отношение к общественным нормам, требованиям, правилам, традициям, скептицизм, стремление к отрицанию авторитетов; собственная позиция молодого человека кажется ему единственно правильной, и он активно стремится утвердить ее в социуме.

Определяющими являются особенности духовного развития молодых людей. Юношеский возраст — сенситивный период для поиска смыслов, заключенных в значимых для молодого человека событиях и явлениях, а центром смыслотворческой деятельности становится поиск смысла собственной жизни. В студенческие годы происходит становление мировоззрения, формирование собственной позиции в отношении тех или иных фундаментальных положений, определяющих мировоззрение. Жизненная позиция молодого человека формируется либо как ценностная, либо как анти-ценностная. По утверждению В. С. Мухиной, «в юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного, злого. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям»13. Т. В. Склярова отмечает, что определяющей в юношеском возрасте является потребность в свободном духовном и нравственном выборе и наличие внутренних условий для такого выбора14. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев также подчеркивают, что сущность внутренней жизни молодого человека составляет ценностное самоопределение. Если этот процесс имеет положительный результат, то молодой человек впоследствии находит себя в профессии, оказывается подготовленным к созданию семьи и воспитанию детей15.

12 См.: Студенческая молодежь как особая социально-демографическая категория. URL: https://scientificarticle.ru/images/PDF/2017/21/studencheskaya-molodezh.pdf (дата обращения: 19.05.2020).

13 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2004. С. 420.

14 См.: Склярова Т. В. Возрастная психология. От рождения до старости. М., 2019.

15 См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Введение в психологию субъективности. М., 2014.

К социальным характеристикам студенческой молодежи относится в первую очередь самоопределение в профессиональной сфере. В этом плане особенно важно становление отношения к профессии, которое осуществляется в диапазоне от понимания профессии как призвания до прагматичного либо циничного отношения. Для студенческой молодежи характерен широкий круг социальных контактов и их интенсивность, в том числе в интернет-пространстве. В образовательном пространстве вуза также создаются большие возможности для общения, взаимодействия. В процессе общения и взаимодействия молодой человек готовится к выполнению социальных ролей профессионала и семьянина. Подготовка к семейной жизни, а иногда и создание семьи является важной социальной, психологической, духовной задачей в студенческом возрасте. Период студенчества является временем интенсивного нравственного и эстетического развития.

Студенческая молодежь представляет собой наиболее активную социальную группу, транслирующую в общество свои ценностные (или анти-ценностные) установки, идеалы, жизненные принципы. Социальная активность молодежи во многом определяется ее стремлением ко всему новому, амбициозностью, обусловленной высоким уровнем знаний и интеллектуального развития. Поскольку студенческий статус — временное явление, молодой человек стремится овладеть полным набором социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические и профессионально-трудовые16. Однако в настоящее время широко распространились социально-информационные технологии, позволяющие манипулировать сознанием молодежи, использовать ее активность в антисоциальных, антикультурных, антигосударственных целях, в целях дестабилизации общества. Зачастую такие технологии направлены на разрушение традиционной системы ценностей российского общества, культуры и нравственности народов России, что может привести (и действительно приводит) к серьезным деформациям в сознании студенческой молодежи и негативно сказаться на всей системе общественных отношений. В этих условиях необходима консолидация усилий всех социальных институтов, заинтересованных в сохранении традиционной культуры народов России, в создании условий для присвоения молодым поколением духовных и нравственных ценностей.

Зачастую социально-информационные технологии антисоциального характера предполагают целенаправленное искажение особенностей православной культуры, ее роли в истории России и в жизни современного российского общества. Информация об особенностях и ценностях православной культуры намеренно представляется в искаженном виде либо редуцируется к набору обрядов, близких к язычеству и не содержащих в себе нравственного компонента, что затрудняет или делает невозможным использование воспитательного потенциала православной культуры. Между тем возможности религиозной и, в частности, православной культуры в сфере воспитания молодежи признаются в современной философии, культурологии, психологии, педагогике, в силу чего взаимо-

16 См.: Плугарь О. А. Молодежь как социальная группа: определение, социально-демографические характеристики и перспективные направления исследования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 11-17.

действие в сфере воспитания между светскими и православными вузами может быть признано целесообразным и своевременным.

Принципы, обеспечивающие результативность такого взаимодействия, должны отвечать следующим требованиям:

• отражать «территорию согласия» между православной и светской педагогикой, представлять собой не механическое сочетание принципов, заимствованных из православной и светской педагогики, а синтез не противоречащих друг другу принципов;

• соответствовать особенностям студенческой молодежи как возрастной и социальной группы, в первую очередь ее ориентации на поиск смыслов событий и явлений окружающей жизни, смысла собственной жизни;

• отвечать светскому характеру воспитательного процесса в вузе, вследствие чего деятельность православного педагога должна быть ориентирована не на религиозное воспитание студентов, а на то, чтобы адекватно донести до молодых людей и глубоко раскрыть содержание православного вероучения и нравственные смыслы православия;

• соответствовать цели работы православного педагога в светском вузе. Определить «территорию согласия» между принципами православной и

светской педагогики весьма непросто, поскольку в содержании первых ведущим является компонент, основанный на православном вероучении, во вторых же основой выступает научное знание. Тем не менее сравнение принципов воспитания, сформулированных в светской и православной педагогике, позволяет выбрать те принципы, которые по своему содержанию не противоречат друг другу.

Отметим, что ряд принципов воспитания, сформулированных в православной педагогике, относится не к деятельности педагога, а к содержанию воспитания. Таковыми являются принципы научения вере (Н. В. Маслов), христоцен-тричности и воцерковления (С. Ю. Дивногорцева). Разумеется, выбирая содержание, которое станет основой взаимодействия со студентами светского вуза, православный педагог должен ориентироваться на эти принципы. Так, содержание воспитания, которое составляют разнообразные явления культуры (литературные, художественные, музыкальные, кинематографические произведения, исторические и современные события и т. п.), безусловно, должно раскрывать не только образ Иисуса Христа как воплощение идеала высокой нравственности, но и смысл Его спасительного подвига. Эта группа принципов настолько значима, что заслуживает отдельного рассмотрения. В данной же статье речь идет о принципах, регулирующих деятельность православного педагога в ее процессуальном аспекте.

Принцип послушания, которое С. Ю. Дивногорцева именует «царицей детских добродетелей», при всей его важности в системе религиозного воспитания, не вполне соответствует особенностям студенческой молодежи, обучающейся в светских вузах. Гораздо более отвечает особенностям студентов как возрастной и социальной группы принцип диалогичности, который предполагает ценностно-смысловое равенство педагога и студентов перед рассматриваемым ими явлением культуры. Этот же принцип предполагает выстраивание отношений между педагогом и молодыми людьми с позиций «мудрости и кротости» (Н. В. Маслов),

что позволит исключить из взаимодействия между ними элементы дидактизма и морализирования, которые всегда вызывают у воспитанников скрытый либо открытый протест, и обеспечить «незаметный» характер воздействия педагога на студентов. Полагаем, что принцип диалогичности, воспринятый православной педагогикой, позволит разработать методы и формы воспитания, отвечающие ценностно-смысловой природе педагогического процесса.

Принципы целенаправленного и иерархического развития личности (С. Ю. Дивногорцева) и согласования внутреннего с внешним (Н. В. Маслов) созвучны антропологическому и онтологическому принципам в светской педагогике (Л. М. Лузина), а также принципу ориентации на социально-ценностные отношения (Н. Е. Щуркова). В гуманитарной педагогической парадигме учитываются положения христианской антропологии об «иерархическом устройстве» человека и о приоритете духовного уровня бытия человека относительно социального и психофизического уровней. Эти принципы можно рассматривать в качестве исходных, фундаментальных, отражающих общие закономерности процесса воспитания независимо от сферы деятельности педагога. Именно эти принципы, базирующиеся на понимании воспитания не только как педагогического, но в первую очередь как онтологического, бытийного феномена, определяют «территорию согласия» между православной и светской педагогикой в области воспитательной деятельности.

Исходя из сказанного, предлагаем систему принципов деятельности православного педагога в светском вузе, включающую базовые принципы, принципы, определяющие логику педагогической деятельности, и принципы, определяющие формы педагогического взаимодействия (подчеркнем, что речь идет о процессуальном компоненте воспитательной деятельности).

Базовые принципы

Принцип культуросообразности составляет основу взаимодействия с представителями светской культуры, а также с представителями иных конфессий. Данный принцип означает, что работа с явлениями православной культуры осуществляется в логике «от знака — к значению, от значения — к смыслу». По степени понимания православия как духовного и культурного феномена представителей студенческой молодежи можно разделить на четыре группы: 1) студенты, имеющие опыт религиозной жизни и/или достаточно глубоко понимающие православие и отдельные его аспекты (уровень смыслов); 2) студенты, имеющие верные знания общего характера о христианских догматах, христианской символике, таинствах и т. д. (уровень значений); 3) студенты, не имеющие знаний о православии и лишь «узнающие» отдельные его символы и/или культурные объекты, такие как крест, храм, праздники и т. п. (уровень знаков); 4) студенты, имеющие искаженные знания о православии. При работе со студентами необходимо знакомить их с новыми для них православными символами и явлениями православной культуры (уровень знаков). Представители третьей и четвертой групп нуждаются в том, чтобы получить полные и неискаженные знания о православии (уровень значений). Работа с представителями первой и второй групп

ведется на уровне смыслов, причем при работе со студентами, относящимися ко второй группе, смыслы раскрываются, а при работе с представителями первой группы углубляются и обогащаются. Уровень смыслов является оптимальным для понимания студентами православия и для реализации его воспитательных возможностей. При этом раскрывается уникальность православия, состоящая в его христоцентричности, и смыслы его символики. Раскрытие такой характеристики православия, как динамизм, требует обращения педагога к современным явлениям православной культуры, к роли православия в жизни современного человека; при этом студенты должны понимать глубинные основы православия, общие как для прошлого, так и для современности17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип культуросообразности требует также учета специфики будущей профессиональной деятельности студентов. Работа православного педагога в светском вузе должна, с одной стороны, быть направленной на формирование профессиональной культуры студентов, в основе которой лежат нравственные ценности, с другой — выстраиваться с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности студентов при организации профессионального взаимодействия. Кроме того, данный принцип обязует педагога учитывать культурные особенности студентов — национальные, социальные, религиозные и иные. Необходимо учитывать и «культурный контекст» воспитания — специфику образовательной среды конкретного вуза, необходимость и возможность взаимодействия с представителями других культур и т. п.

Таким образом, принцип культуросообразности определяет не только содержание, но и формы взаимодействия православного педагога со студентами, преподавателями, представителями администрации вуза. Так, работа с одним и тем же явлением православной культуры на уровне значений требует иных методов и форм воспитания, воспитательных приемов, чем работа на уровне смыслов, работа с многонациональной группой — иных способов организации взаимодействия, чем работа с моноэтническим коллективом.

Принцип системности определяет, во-первых, необходимость представления студентам духовных и нравственных ценностей в их иерархии и взаимосвязи, выделения системообразующих ценностей и главных «лейтмотивов», закономерностей духовной и нравственной жизни человека и общества, во-вторых, системную организацию деятельности православного педагога в соответствии с классическим пониманием данного принципа в педагогике.

Принцип адаптивности означает учет в процессе воспитательной работы возрастных особенностей студенческой молодежи, в первую очередь возрастных доминант духовного развития, связанных с поиском смыслов профессиональной деятельности, отношений с людьми, с миром культуры как «миром воплощенных ценностей», интересом к философским проблемам, проблемам самопознания и самореализации. Принцип адаптивности предполагает выбор видов деятельности, актуальных для студентов как возрастной и социальной группы и стимулирующих их духовное и нравственное развитие. Данный принцип также ориентирует педагога на учет индивидуальных особенностей студентов и спе-

17 См.: Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Указ соч. С. 16-17.

90

цифики социокультурной среды, в которой осуществляется педагогическое взаимодействие.

Принцип связи с жизнью и будущей профессиональной деятельностью означает, что необходимо демонстрировать значимость рассматриваемых проблем для духовной жизни современного человека, их роль в его нравственном развитии, в жизни современного общества, организовывать социально и личностно значимую деятельность, в процессе которой студенты могли бы транслировать традиционные ценности в окружающий социум, видеть и утверждать их в разнообразных жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Деятельностная составляющая процесса присвоения ценностей чрезвычайно важна, так как подлинное присвоение ценностей возможно только в деятельности, которая базируется на этих ценностях и направлена на трансляцию их в социокультурную среду. Принцип связи с жизнью и будущей профессиональной деятельностью означает также, что православному педагогу необходимо позаботиться о наличии площадок и проектов, куда можно приглашать молодежь для более наглядного знакомства с христианской культурой, для общения с православными сверстниками и воцерковлен-ными людьми других возрастных групп.

Принцип со-трансформации (взаимного изменения) педагога и студентов предполагает осознание педагогом того факта, что в процессе воспитательного взаимодействия меняются все его участники — не только воспитанники, но и педагог; более того, позитивные изменения в духовном мире студентов возможны только тогда, когда педагог постоянно работает над собственным профессиональным и духовным совершенствованием. Данный принцип означает, что в процессе взаимодействия со студентами педагог должен быть настроен на все более и более полное и глубокое понимание ценностей православия, на их утверждение в социуме, являть студентам пример продолжающегося познания, личностного саморазвития, осознания незавершенности своего духовного развития благодарности всем участникам взаимодействия за помощь в собственном духовном становлении.

Принципы, определяющие логику педагогической деятельности

Принцип «культурного лифта». Воспитательная работа православного педагога в светском вузе требует адаптации христианских идей к когнитивным способностям молодых людей, к уровню их актуального духовного и нравственного развития, имеющемуся у них опыту работы с ценностями и смыслами. Необходимо начинать с того, что легко и близко в понимании. Сложные темы должны быть связаны с тем, что понятно, доступно студентам и актуально для них, и иметь максимально возможную степень наглядности. Этот принцип связан с постепенностью и последовательностью движения в воспитательном процессе. Деятельность педагога способствует постепенному включению молодых людей в культуру русской и европейской цивилизации, т. е. является для студентов своего рода «культурным лифтом».

Принцип предварительного разрушения стереотипов. Современные студенты имеют множество ложных стереотипов о традиционных духовных ценностях, о христианстве, в контексте которого эти ценности рассматриваются, и о Православной Церкви. Среди наиболее распространенных стереотипов, с которыми сталкиваются православные священники, можно назвать следующие: «все религии ведут к Одному Богу, но разными путями. Путь не важен, важна Цель»; «склоняя к следованию догматам и соблюдению заповедей, Церковь ограничивает свободу человека»; «суть религиозной жизни — в строгом соблюдении церковных обрядов и предписаний»; «церковная организация — это ненужная и паразитирующая "прослойка" между Богом и человеком»; «поклонение православным святыням — это рецидив языческого идолопоклонства»; «вера несовместима с рациональным, научным познанием»; «православие — это национальная религия русских» и т. п. Поэтому, прежде чем переходить к положительному и последовательному рассмотрению традиционных духовных ценностей, необходимо сначала обнаружить и разрушить основные из этих стереотипов. Работу по разрушению менее значимых или «производных» стереотипов можно проводить параллельно с раскрытием содержания традиционных ценностей и смыслов православия.

Логику деятельности православного педагога в рамках каждого отдельного воспитательного взаимодействия целесообразно регулировать посредством принципов рефлексивности, интерактивности и самореализации (Н. М. Бо-рытко). В этом случае взаимодействие выстраивается следующим образом: обращение к жизненному опыту студентов, обусловленное содержанием взаимодействия — диалог, содержательной основой которого выступает тот или иной феномен православной культуры — включение студентов в деятельность, соответствующую содержанию взаимодействия и его ценностной основе.

Принципы, определяющие формы воспитательного взаимодействия

Принцип диалогичности. Согласно православному мировоззрению, познание духовных ценностей — абсолютных (Бог и отношения с Ним) и относительных (человек, мир, культура) — возможно только при свободном заинтересованном стремлении к этому студентов и предполагает согласие и желание их принять. Диалог имеет ценностно-смысловой характер и предполагает обнаружение смыслов явлений культуры и свободу ценностного самоопределения студентов относительно всего многообразия событий, которые составляют содержание окружающей их жизни и их внутреннего духовного мира. Принцип диалогичности предполагает наиболее полное и неискаженное раскрытие смыслов рассматриваемых явлений культуры (например, понимание счастья как цели человеческой жизни, как любви, как преодоления усилий, как служения, как общения). Он определяет специфику форм воспитательного взаимодействия в процессе разновидовой деятельности (интеллектуальной, трудовой, художественно-творческой и др.). Важно, что данный принцип предполагает свободное ценностно-смысловое самоопределение участников диалога.

Принцип образности. В православной традиции для представления духовных реалий наряду с языком терминов, понятий и умозаключений активно используется язык образов. При этом последний признается более адекватным и продуктивным по следующим причинам: духовные феномены не могут быть однозначно и полностью определены «узкими» понятиями, и поэтому образ, как более многогранный, может кратко, но более полно, чем термин, представить рассматриваемый феномен; образное представление духовного феномена позволяет регулировать глубину проникновения в него каждого конкретного учащегося; образ, ввиду своей многозначности и необходимости его интерпретации, способствует активизации познавательной деятельности студентов и организации живого диалога в процессе познания педагогом и студентами представляемого этим образом духовного феномена. Поэтому диалог педагога и студентов о духовном феномене целесообразно начинать с образного представления феномена (в искусстве, природе, обществе и т. п.), или, наоборот, изучение духовного феномена может быть завершено его образной иллюстрацией.

Принцип обращения к личному опыту. Согласно этому принципу, педагог, соблюдая меру, должен представлять студентам свой личный опыт познания духовных феноменов и явлений культуры, а также, при построении диалога, опираться на личностный опыт и учитывать опыт студентов — опыт духовной жизни, опыт постижения ценностного содержания явлений культуры. Кроме того, в процессе диалога педагог может обращаться не только к собственному опыту, но и к опыту студентов — как позитивному, так и негативному. Данный принцип соответствует принципу рефлексивности (Н. М. Борытко).

Принцип разносторонности. Молодые люди стремятся к разнообразию, поэтому в воспитательной работе с молодежью необходимо использовать разнообразное содержание, разные формы взаимодействия, разные направления деятельности. Воспитательная работа должна охватывать все сферы человеческой жизни: физическое здоровье, культуру, нравственность, семейную жизнь и т. д. Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

• специфика принципов воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе определяется тем, что во взаимодействие вступают люди с разными мировоззренческими установками в условиях, определяемых светским характером учебного заведения, в силу чего упомянутые принципы должны быть сформулированы в рамках методологических и теоретических положений, не противоречащих друг другу в православной и светской педагогике;

• в качестве таких положений уместно рассматривать концептуальные положения гуманитарной педагогической парадигмы о специфике гуманитарного исследования, в рамках которого целесообразно использовать не только научное, но и вненаучное (в том числе философское и богословское) знание, о воспитании как процессе присвоения ценностей, в первую очередь ценностей национальной культуры, о диалогическом характере процесса воспитания;

• одним из ведущих в педагогике выступает принцип природосообразности, который обусловливает необходимость учета в процессе взаимодействия та-

ких особенностей студенческой молодежи, как стремление и способность к ценностно-смысловому самоопределению, становление мировоззрения, способность к напряженной и полноценной интеллектуальной деятельности, высокий уровень социальной активности; • среди принципов воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе выделяются три группы: 1) базовые принципы (культуросообразности, системности, адаптивности, связи с жизнью и будущей профессиональной деятельностью, со-трансформации педагога и студентов); 2) принципы, определяющие логику педагогической деятельности («культурного лифта», предварительного разрушения стереотипов); 3) принципы, определяющие формы воспитательного взаимодействия (диалогичности, образности, обращения к личному опыту, разносторонности). Все перечисленные принципы тесно связаны между собой и реализуются в системе, дополняя и обогащая друг друга.

Список литературы

Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика. М., 2007.

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.

Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. М., 2004.

Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики. Новый этап. М., 2008.

Лузина Л. М. Человек в проблемном поле воспитания. Псков, 2008.

Маслов Н. В. Основы русской педагогики. М., 2006.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2004.

Плугарь О. А. Молодежь как социальная группа: определение, социально-демографические характеристики и перспективные направления исследования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 11—17.

Склярова Т. В. Возрастная психология. От рождения до старости. М., 2019.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Введение в психологию субъективности. М., 2014.

Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 9—21.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http:// council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 12.04.2020).

Студенческая молодежь как особая социально-демографическая категория. URL: https:// scientificarticle.ru/images/PDF/2017/21/studencheskaya-molodezh.pdf (дата обращения: 19.05.2020).

Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность. М., 2020.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2021. Vol. 60. P. 78-96 DOI: 10.15382/sturIV202160.78-96

Irina Solovtsova, Doctor of Sciences in Education, Professor, Department of Teacher Training, Volgograd State Socio-Pedagogical University, 27 Prospekt Lenina, Volgograd, 400066, Russian Federation irina_solovcova@mail.ru ORCID: 0000-0002-6191-5306

Vladimir Avramov, priest, Candidate of Sciences in Theology, Senior lecturer at the Center for Training Church Specialists of the Volgograd Eparchy, Senior Teacher,

St. Sergiy's of Radonezh Tsaritsyn Orthodox University, 26 Chapaeva Str., Volgograd, 400012, Russian Federation

Associate Professor, Department of Philosophy, Volgograd State University, 100 Universitetskiy Prospekt, Volgograd, 400062, Russian Federation vlademiras@yandex.ru ORCID: 0000-0001-7889-3476

Vyacheslav Patrin, priest, Candidate of Sciences in Theology, Candidate of Sciences in History, Director of the Center for Training Church Specialists of the Volgograd Eparchy, Dean of the Faculty of Theology, St. Sergiy's of Radonezh Tsaritsyn Orthodox University, of Church Specialists of the Volgograd Diocese 26 Chapaeva Str., Volgograd, 400012, Russian Federation patrin.viacheslav@gmail.com ORCID: 0000-0001-6376-5076

The Principles of Educational Communication of an Orthodox Teacher and Students at a Secular University

I. Solovtsova, V. Avramov, V. Patrin

Abstract: The article presents the system of principles of educational communication based on the comparative analysis of the educational principles of Orthodox and secular pedagogy and proceeds from the humanities-based pedagogical paradigm of the ontological essence of education and from the value-semantic nature of pedagogical interaction. The principles regulate the activity of an Orthodox teacher at a secular university and ensure the transition from theoretical pedagogical knowledge to normative. The principles meet the following requirements: 1) they reflect the "territory of agreement" between Orthodox and secular pedagogy, 2) they comply with the characteristics of students as a socio-demographic group and 3) they meet

the secular nature of the educational process at the university. The principles are formulated in three groups: 1) basic principles (culture-building, systematic, adaptive, related to life and future professional activities of students, co-transformation of the teacher and students); 2) the principles that determine the logic of pedagogical activity ("cultural elevator", the preliminary destruction of stereotypes); 3) the principles that determine the forms of educational interaction (dialogism, imagery, appeal to personal experience, versatility).

Keywords: Orthodox Christianity, traditional values, education, educational communication, principle of education, student, humanities-based pedagogical paradigm, dialogue.

References

Borytko N. M., Solovtsova I. A., Baybakov A. M. (2007) Pedagogika [Pedagogy]. Moscow (in Russian).

Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. (2009) Kontseptsiya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The theory of spiritual and moral development of the Russian citizen]. Moscow (in Russian).

Divnogortseva S. Yu. (2004) Teoreticheskaya pedagogika [Theoretical pedagogy]. Moscow (in Russian).

Kraevskiy V. V., Berezhnova E. V. (2008) Metodologiya pedagogiki. Noviy etap [Methodology of pedagogy. The new stage]. Moscow (in Russian).

Luzina L. M. (2008) Chelovek v problemnompole vospitaniya [The person in the problematic field of education]. Pskov (in Russian).

Maslov N. V. (2006) Osnovy russkoy pedagogiki [Fundamentals of Russian pedagogy]. Moscow (in Russian).

Muhina V. S. (2004) Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age-related psychology: Phemenology of its development, childhood, adolescence]. Moscow (in Russian).

Plugar O. A. (2015) "Molodezh kak sotsialnaya gruppa: opredelenie, socialno-demodraficheskiye harakteristiki i perspektivniye napravleniya issledovaniya" [Youth as a social group: Socio-demographic characteristics and promising areas of reseach]. Sovremenniye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, vol. 2, pp. 11—17 (in Russian).

Schurkova N. E. Pedagogika. Vospitatelnaya deyatelnost pedagoga [Pedagogy. Educational Activity of Teacher]. Moscow (in Russian).

Skliarova T. V. (2019) Vozrastnaya psihologiya. Ot rozhdeniya do starosti [Age-related psychology: From the birth to old age]. Moscow (in Russian).

Slobodchikov V. I., Isaev E. I. (2014) Vvedeniye v psihologiyu sub'ektivnosti [Introduction to psychology of subjectivity]. Moscow (in Russian).

Solovtsova I. A., Sirotina E. A. (2019) "Kulturologicheskiy podhod k prepodavaniyu osnov pravoslavnoy kultury v obcsheobrazovatelnoy shkole" [Culturological approach to teaching the basics of Orthodox Christian culture at a secondary school"]. Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psihologiya, 2019, vol. 52, pp. 9—21 (in Russian).

Strayegiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2015 goda [Strategy of development of moral education in the Russian Federation up to 2015], available at: http:// council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (12.04.2020) (in Russian).

Studencheskaia molodezh kak osobaya sotsialno-demograficheskaya kategoriya [Students as a specific social and demographic category], available at: https://scientificarticle.ru/images/ PDF/2017/21/studencheskaya-molodezh.pdf (19.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.