Научная статья на тему 'Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе'

Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
733
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС / ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / ONTOLOGICAL PEDAGOGY / ORTHODOX CHRISTIAN CULTURE / CULTUROLOGICAL APPROACH / CHARACTERISTICS OF CULTURE / PRINCIPLES OF TEACHING / PRINCIPLE OF CULTURAL CONGRUENCE / SPIRITUAL EDUCATION / VALUES / MEANINGS / VALUE-MEANING INTERACTION / PROBLEM QUESTION / PROBLEM-SOLVING TASK / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловцова Ирина Афанасьевна, Сиротина Елена Арнольдовна

Статья представляет собой попытку теоретического осмысления с позиций современной онтологической педагогики (педагогики бытия, гуманитарной педагогики) сущности и способов реализации культурологического подхода в процессе преподавания основ православной культуры. Авторы выделяют в культурологическом подходе как методологическом ориентире преподавания основ православной культуры три аспекта: сохранение светского характера образования, реализацию принципа культуросообразности в его современной педагогической трактовке и адекватное раскрытие смыслов православной культуры. При этом, обосновывая структуру православной культуры, авторы выделяют компоненты, значимые с точки зрения образовательных и воспитательных задач. Рассматривая возможности культурологического подхода с точки зрения обеспечения светского характера образования, авторы обращают особое внимание на необходимость изучения с культурологических позиций этической, эстетической и сакральной составляющих православной культуры в их единстве. При анализе особенностей реализации принципа культуросообразности в процессе изучения основ православной культуры особое внимание обращается на необходимость учета таких характеристик православной культуры, как уникальность, позволяющая выявить особенности православной культуры, символизм, ориентирующий педагогов и учащихся на выявление смыслов православной культуры, и динамизм, создающий основу для понимания связи традиции и современности в православной культуре. Отмечается, что наиболее полная и последовательная реализация принципа культуросообразности достигается при условии корректной организации в процессе обучения ценностно-смыслового взаимодействия в рамках триады «учащийся педагог культура». В статье охарактеризованы такие методы изучения явлений православной культуры, как проблемный вопрос, проблемное задание, рефлексивные методы, позволяющие раскрыть характеристики православной культуры уникальность, символизм и динамизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTUROLOGICAL APPROACH TO TEACHING ELEMENTS OF ORTHODOX CULTURE IN SECONDARY SCHOOL

This article is an attempt at theoretical understanding from positions of contemporary ontological pedagogy (pedagogy of being, humanities-related pedagogy) of the essence and ways of implementing the culturological approach in teaching Elements of Orthodox Culture.The authors of the article distinguish three aspects in the cultirulogical approach as a methodological benchmark of teaching Elements of Orthodox Culture, i.e. maintaining the secular character of education, implementing the principle of cultural feasibility in its contemporary pedagogical interpretation, and reasonable demonstration of symbols of Orthodox culture. In providing grounds for the structure of Orthodox culture, the authors of the article distinguish those components which are significant from the point of view of educational and upbringing-related tasks. Examining the possibilities of a culturological approach from the point of view of providing secular character of education, the authors pay special attention to the necessity of studying Orthodox culture from culturological positions of moral, aesthetic, and sacred constituents in their integrity. Analysing the special features of implementing the principle of cultural feasibility, particular attention is paid to to the necessity of taking into account such characteristics of Orthodox culture as the uniqueness that allows one to identify the special features of Orthodox culture, symbolism that orientates teachers and students towards discovering senses of Orthodox culture, dynamics that creates the foundation for understanding the link between tradition and modernity in Orthodox culture. It should be noted that especially full and consistent implementation of the principle of cultural feasibility is achieved on condition of correct organisation in the process of teaching valueand sense-related interrelationship within the framework of the triad of “student teacher culture”. The article also describes such methods of studying phenomena of Orthodox culture as a problem-raising question, refl ective techniques which allow one to identify the features of Orthodox culture, i.e. uniqueness, symbolism, and dynamics.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2019. Вып. 52. С. 9-21 БОТ: 10.153827sturIV201952.9-21

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный

Соловцова Ирина Афанасьевна,

профессор кафедры педагогики

д-р пед. наук,

социально - педагогический университет» Российская Федерация, 400066,

г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27

irina_solovcova@mail.ru

СЖСГО: 0000-0002-6191-5306

Сиротина Елена Арнольдовна,

зам. директора по научно-методической работе

муниципального учреждения

дополнительного образования «Центр «Истоки» Волгограда» Российская Федерация, 400005,

«

»

г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 32

sea_sir otina@mail.ru

СКСГО: 0000-0002-4222-4702

Культурологический подход

К ПРЕПОДАВАНИЮ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: Статья представляет собой попытку теоретического осмысления с позиций современной онтологической педагогики (педагогики бытия, гуманитарной педагогики) сущности и способов реализации культурологического подхода в процессе преподавания основ православной культуры. Авторы выделяют в культурологическом подходе как методологическом ориентире преподавания основ православной культуры три аспекта: сохранение светского характера образования, реализацию принципа культуросообразности в его современной педагогической трактовке и адекватное раскрытие смыслов православной культуры. При этом, обосновывая структуру православной культуры, авторы выделяют компоненты, значимые с точки зрения образовательных и воспитательных задач. Рассматривая возможности культурологического подхода с точки зрения обеспечения светского характера образования, авторы обращают особое внимание на необходимость изучения с культурологических позиций этической, эстетической и сакральной составляющих православной культуры в их единстве. При анализе особенностей реализации принципа культуросообразности в процессе изучения основ православной культуры особое внимание обращается на необходимость учета таких характеристик православной культуры, как уникальность, позволяющая выявить особенности православной культуры, символизм, ориентирующий педагогов и учащихся на выявление смыслов православной культуры, и динамизм, создающий основу для понимания связи традиции

И. А. Соловцова, Е. А. Сиротина

и современности в православной культуре. Отмечается, что наиболее полная и последовательная реализация принципа культуросообразности достигается при условии корректной организации в процессе обучения ценностно-смыслового взаимодействия в рамках триады «учащийся — педагог — культура». В статье охарактеризованы такие методы изучения явлений православной культуры, как проблемный вопрос, проблемное задание, рефлексивные методы, позволяющие раскрыть характеристики православной культуры — уникальность, символизм и динамизм.

В современных нормативных и методических документах, определяющих особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) в начальной школе и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНК) в основной школе (Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 22 августа 2012 г., Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» от 19 января 2018 г.) культурологический подход определен в качестве методологической основы организации образовательного процесса: «Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации. В контексте учебно-методического обеспечения преподавания ОРКСЭ культура понимается как духовное и материальное богатство, воплощенное в образе жизни народов России, российских религий, российского общества»1. Однако механизмы и способы реализации культурологического подхода в процессе преподавания ОРКСЭ—ОДНК в современной педагогической науке пока не получили достаточного теоретического обоснования. На уровне методики предлагаются многообразные формы и приемы реализации культурологического подхода — как разработанные методистами и методическими службами, так и применяемые педагогами-практиками. Однако теоретическое обоснование этих методических единиц, как и критерии отнесения их к средствам реализации именно культурологического, а не какого-либо иного подхода, в настоящий момент составляет перспективу педагогических исследований. Этим и определяется актуальность представленных в данной статье положений и выводов.

1 Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 22 августа 2012 г. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/ inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-22-08-2012-g-08-250.html

Целью исследования, выводы которого приведены в данной статье, является конкретизация положений культурологического подхода с учетом специфики модуля «Основы православной культуры» и соответствующей составляющей предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Методологическую базу исследования составляют положения современной онтологической педагогики (педагогики бытия, гуманитарной педагогики) о бытии как ценностно-смысловом контексте взаимодействия педагога и ребенка в образовательном процессе (Л. М. Лузина); о культуре как контексте воспитания и о необходимости приобщения ребенка к культуре как основе его бытийного самоосуществления «здесь и сейчас» и во взрослой жизни (Н. М. Бо-рытко, Н. Е. Щуркова); о культуросообразности воспитания и о роли педагога как посредника между ребенком и культурой (Е. В. Бондаревская); о специфике православной культуры как содержательной основы духовного воспитания (Т. И. Петракова, Т. В. Склярова, О. Л. Янушкявичене). При этом в статье рассматриваются лишь те составляющие культуры, которые являются значимыми с точки зрения образовательных и воспитательных задач, решаемых в общеобразовательной школе. В целом же культура, в том числе и православная культура, понимается авторами как мегатекст, заключающий в себе систему «текстов» (феноменов, артефактов), несущих определённую информацию и обладающих специфическим языком, на котором эти тексты «говорят» со вступающими с ними в диалог субъектами.

При реализации культурологического подхода в процессе преподавания ОРКСЭ—ОДНК необходимо обратить внимание на три аспекта. Во-первых, культурологический подход предполагает сохранение светского характера образования. Во-вторых, данный подход ориентирует педагога на реализацию принципа культуросообразности в его современной педагогической трактовке. В-третьих, в процессе реализации культурологического подхода необходимо обращать особое внимание на адекватное раскрытие смыслов православной культуры. Остановимся подробно на каждом из этих аспектов.

Преподавание ОРКСЭ—ОДНК предполагает сохранение светского характера образования. Иначе говоря, данный курс (предметная область) имеет не веро-учительный, а культурологический характер: «В рамках преподавания ОРКСЭ не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине»2. Можно спорить по поводу уместности и методологической грамотности использования в данном контексте термина «обучение религии», который можно трактовать как «преподавание знаний религиозного характера» (религиозные догматы составляют неотъемлемую часть религиозной культуры, и без их знания понимание религиозной культуры невозможно), однако нельзя не согласиться с тем, что светский характер образования исключает «подготовку обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине». Культурологический подход должен обеспечить свободу совести учащихся, право выбора ими той или иной религии либо атеистического мировоззрения, создать условия, в которых невозможна религи-

2 Там же.

озная пропаганда, навязывание тех или иных религиозных взглядов, принуждение учащихся к совершению культовых действий и т. п.

Решение этой задачи достигается объективированием тех феноменов культуры, которые изучаются в рамках ОРКСЭ-ОДНК. В процессе обучения они рассматриваются не как атрибуты жизни педагога, являющегося носителем определенного религиозного или атеистического мировоззрения, а как объективно существующие материальные и идеальные объекты, явления, процессы, имеющие самостоятельное бытие. Методически это выражается посредством использования словесных парадигм: «православные христиане верят, что...», «в православной среде принято.», «в Священном Писании говорится.», «находясь в храме, православные христиане...» и т. п. Кроме того, педагогу необходимо следить за корректностью любых оценочных суждений — как собственных, так и формулируемых учащимися. Полагаем, что педагог не должен скрывать свою принадлежность к определенной культуре, но обозначать ее лишь в тех случаях, когда это оправданно с точки зрения образовательных и/или воспитательных задач либо тогда, когда учащиеся задают ему прямой вопрос о его мировоззрении.

Созданием условий для свободного мировоззренческого выбора учащихся задачи и возможности культурологического подхода в преподавании ОРКСЭ-ОДНК не ограничиваются. Необходимо рассмотреть составляющие культуры, которым уделяется преимущественное внимание в процессе изучения основ православной культуры в общеобразовательной школе.

Анализ учебников по основам православной культуры А. В. Кураева; Т. А. Костюковой, О. В. Воскресенского, К. В. Савченко; Н. Ф. Виноградовой, В. И. Вла-сенко, А. В. Полякова; О. Л. Янушкявичене; Л. Л. Шевченко, включенных в Федеральный перечень, показал, что в структуре той части православной культуры, которая предлагается для изучения в 4-х и 5-х классах общеобразовательной школы, выделяются этический (изучение этических понятий, этический анализ событий и поступков с точки зрения православной культуры), эстетический (эстетическая оценка произведений искусства и явлений действительности с позиций православной культуры) и сакральный компоненты. Последний представляет собой содержание, непосредственно раскрывающее особенности православного вероучения (сведения о Боговоплощении, об искупительной жертве Христа), без знания и понимания которых невозможно адекватное понимание православной культуры, и специфику феноменов православной культуры как культуры религиозной (о сущности молитвы, об иконе как «окне в инобытие» и др.). На важность сакральной составляющей в образовании, предполагающем обращение в той или иной форме к религии, указывают С. И. Абрамов3, С. Ю. Дивногорцева4, Т. И. Петракова5,

3Абрамов С. И. Проблема взаимодействия педагога и воспитанника в процессе духовно-нравственного воспитания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 32-40.

4 Дивногорцева С. Ю. Духовные доминанты православной педагогической культуры // Слово.ру: Балтийский акцент. 2015. № 4. С. 105-112.

5 Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 15-20.

Т. В. Склярова6, О. Л. Янушкявичене7. Культурологический подход, ориентирующий на глубокое понимание изучаемой культуры, предполагает изучение этих трех компонентов в их единстве. Более того, поскольку именно наличие сакрального компонента отличает структуру православной (и вообще религиозной) культуры от светской (напомним, что речь идет о той части культуры, которая предлагается для изучения в рамках ОРКСЭ—ОДНК), именно данный компонент определяет специфику православной культуры; без понимания сакрального смысла феноменов православной культуры корректное преподавание основ православной культуры учителем и адекватное понимание православной культуры учащимися невозможно. Например, ветхозаветные заповеди, ценность которых не отрицается и в Новом Завете, безусловно, содержат в себе нравственные (ценность человеческой жизни, уважение достоинства человека) смыслы. Однако для выявления нравственных смыслов десяти ветхозаветных заповедей нет необходимости изучать православную культуру — достаточно рассмотреть их с позиций «золотого правила этики». Специфика православной культуры обнаруживается именно благодаря сакральному смыслу этих заповедей. Так, в заповеди «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» обнаруживается не только этический аспект, но и сакральный (лгать бессмысленно, ведь Богу все известно; человек, который лжет, фактически не верит в Бога, не любит Его и не имеет в себе страха Божия8). Рассматривая такой феномен культуры, как православная икона, педагог как посредник между ребенком и культурой (Е. В. Бондаревская) обращает внимание не только на художественные особенности иконы, не только подчеркивает ее эстетическую ценность, не только выявляет в диалоге с учащимися те нравственные идеи, которые «транслирует» нам икона, но и рассматривает икону как «образ», как «окно в инобытие», специально останавливается на связи иконы с молитвой.

Еще более важны для понимания православной культуры основные положения православного вероучения. Так, центром православного вероучения является положение об искупительной жертве Христа. Без знаний о вольном страдании Христа, Его крестной смерти, сошествии в ад и воскресении невозможно понимание как православной культуры в целом, так и отдельных ее составляющих. К примеру, для учащихся остается закрытым смысл Пасхи как «праздника праздников», и важнейший православный праздник ассоциируется у них исключительно с куличами и крашеными яйцами. Теряется также смысл праздника Рождества (приход в мир Спасителя), непонятными остаются смыслы многих иконописных изображений. В свою очередь понимание смысла спасительной жертвы Христа невозможно без знания библейской истории грехопадения. Таким образом, при изучении основ православной культуры ведущим, системообразующим является сакральный компонент. При этом не должна

6 Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7-12.

7 Янушкявичене О. Л. Методология преподавания православной культуры // Православное образование. 2015. № 1 (11). С. 56-63.

8 В статье приводятся примеры сакральных смыслов заповедей, которые «лежат на поверхности» и наиболее доступны для понимания учащимися. Безусловно, эти смыслы многообразнее, богаче и глубже, однако их рассмотрение не является специальной задачей данной статьи.

преуменьшаться важность этического и эстетического компонентов. В процессе изучения православной культуры должно уделяться серьезное внимание эстетике той культурной среды, в которой живут православные христиане (эстетика храма, иконы, праздника, священных текстов), красоте человеческих отношений, основанных на взаимной любви, уважении другого человека как «образа Божия», а также нравственным аспектам человеческих поступков и отношений, описанных в Евангелии, агиографической литературе.

Рассмотрев в общих чертах роль культурологического подхода в сохранении светского характера образования, обратимся к особенностям реализации принципа культуросообразности в процессе изучения основ православной культуры.

Принцип культуросообразности давно известен педагогической науке, однако применительно к преподаванию ОРКСЭ-ОДНК требуется такая его интерпретация, которая позволит с наибольшей полнотой реализовать культурологический подход в этой сфере. Полагаем, что сущность данного принципа может быть раскрыта через ряд характеристик самой культуры, учет которых необходим при изучении религиозной (в частности, православной) культуры, к которым нами отнесены уникальность, динамизм и символичность.

Уникальность православной культуры имеет под собой основанием уникальность православно-христианского вероучения, центром которого с точки зрения культуры можно считать учение о Богочеловечности Христа. Именно сквозь призму этого положения должны рассматриваться не только этический и эстетический компоненты православной культуры, но и ее сакральный компонент. Изучение фактов православной культуры в конечном счете должно выводить к Личности Бога-Логоса, в Которой сконцентрированы смыслы этой культуры. При изучении основ православной культуры в общеобразовательной школе учение о Богочеловечности Христа должно стать тем объединяющим фактором, который позволит рассматривать данный учебный предмет в содержательном плане как единое целое и станет основой для раскрытия смыслов феноменов православной культуры. Наши наблюдения свидетельствуют о том, что зачастую учителя сосредоточивают внимание учащихся на человеческой природе Иисуса Христа, представляя Его совершенным Человеком — добрым, милосердным, глубоко понимающим и жалеющим людей, мужественным и самоотверженным, способным на самопожертвование ради любви к людям. Безусловно, это необходимо для раскрытия смыслов этического компонента православной культуры, но совершенно недостаточно для раскрытия ее сакральных смыслов. При подобном подходе к преподаванию основ православной культуры за пределами осваиваемого учащимися содержания остается смысл крестного подвига и Воскресения Христа, смысл учения о спасении и, как следствие, «производные» смыслы: смысл жизни христианина и связанные с этим особенности поступков и поведения христиан, их отношения к людям и к миру, смыслы православных праздников, смысл отношений в православной семье и многие другие. Если же учитель постоянно держит в «поле зрения» основную идею православной культуры, делающую ее (православную культуру) уникальной, то и ему самому, и учащимся становится понятной логика изучения православной культуры, содержание ее сакрального, этического и эстетического компонентов.

Другой характеристикой православной культуры, существенной с точки зрения учебно-воспитательного процесса, является символичность. Понимание символа как органичного единства плана содержания и плана выражения позволяет выработать единый подход к рассмотрению явлений православной культуры: от артефакта — к его значению, от значения — к смыслу. Это тем более актуально, что цель изучения ОРКСЭ-ОДНК состоит не в усвоении максимального объема информации, а в открытии ценностей культуры и выявлении заключенных в них смыслов, формировании на этой основе представлений об окружающем мире, отношениях людей с Богом и друг с другом, характерных для православной культуры. Символика цвета, иконы, богослужения и система православной символики в целом создают благоприятные возможности для выявления смыслов православной культуры. Под смыслами мы понимаем идеальные связи, отражающие реальные отношения, в которые субъект вступает с феноменами материального или духовного мира в процессе жизнедеятельности. В каждом артефакте, явлении культуры можно обнаружить множество смыслов, порой скрытых за внешней стороной.

Одним из наиболее распространенных и наиболее результативных дидактических способов обнаружения культурных смыслов является поиск ответов на проблемные вопросы. К проблемным вопросам относятся вопросы на сравнение, которое может быть полным либо неполным, на анализ и синтез, на обобщение, на изучение сущности явлений, на объяснение, доказательство и опровержение, на ассоциирование, на прогнозирование. Приведем некоторые примеры проблемных вопросов: «Чем отличается икона от картины?» (вопрос на неполное сравнение); «Как вы понимаете выражение «нести свой крест»»? (вопрос на объяснение); «Как вы думаете, как события будут развиваться дальше?» (вопрос на прогнозирование, например при изучении евангельских притч или жития святого).

Близки по своей сути к проблемным вопросам проблемные задания, которые отличаются от вопросов педагогической инструментовкой. Наиболее часто используются в практике преподавания ОРКСЭ-ОДНК проблемные задания на сравнение и на классифицирование: «Сравните икону и картину»; «Разделите картинки (репродукции икон и картин) на группы. Объясните, почему у вас получилось именно такое количество групп и почему вы отнесли каждую картинку именно к этой группе». В отличие от ответов на проблемные вопросы, результаты выполнения проблемных заданий обязательно представляются в наглядном виде — заполненная таблица (может фиксировать результаты сравнения или классифицирования), фиксированное множество предметов, составленная схема и т. п. И проблемные вопросы, и проблемные задания позволяют либо непосредственно выявить смыслы культурного феномена, либо подготовить учащихся к выявлению смыслов.

Еще один способ обнаружения смыслов православной культуры — организация рефлексивной деятельности учащихся. Рефлексия способствует как открытию смыслов православной культуры учащимися, так и закреплению, утверждению уже открытых смыслов в ценностно-смысловой сфере ребенка. На уроках основ православной культуры может быть использована как вербальная,

так и невербальная рефлексия. В рамках вербальной рефлексии чаще всего применяется незавершенное высказывание, что обусловлено экономичностью и простотой применения данной формы рефлексии. Реже применяется синквейн как форма рефлексии. Традиционно синквейн используется как способ обобщения информации по определенной теме, однако он может быть эффективен и как рефлексивное упражнение. Подбираемые ребенком прилагательные, глаголы, сформулированное им высказывание и выбранное им итоговое слово позволяют ребенку выразить вербально главный смысл, который он видит в том или ином феномене православной культуры, а педагогу — диагностировать, насколько обнаруженные ребенком и выраженные в синквейне смыслы адекватны культурным смыслам, заключенным в рассматриваемом явлении.

На уроках основ православной культуры можно использовать такую форму вербальной рефлексии, как краткое устное или письменное обращение к «герою» урока — святому, историческому персонажу, современнику или герою литературного произведения, являющемуся носителем ценностей православной культуры. Обращаясь к тому или иному персонажу, школьник высказывает то, что является для него наиболее значимым в определенном феномене православной культуры, вербализируя те смыслы, которые актуальны для него на данном этапе его бытия.

Среди невербальных форм рефлексии целесообразно применять цветопись, рисование, коллажирование. Отметим, что любая форма рефлексии обладает как воспитывающим (формирование способности к самопознанию, самопониманию), так и диагностическим потенциалом (возможность для педагога определить, состоялся ли процесс поиска смысла, насколько адекватно учащийся понял заключенные в культурном феномене смыслы, какие из этих смыслов наиболее значимы для него на данном этапе его развития).

Еще одной значимой характеристикой православной культуры является ее динамизм. Исторический опыт показывает, что становление православной культуры происходит на основе антиномии: неизменность ее глубинных смыслов, с одной стороны, и чуткая восприимчивость к временным, этническим, психологическим, экономическим, культурным особенностям той конкретно-исторической ситуации, в которой она существует, — с другой. Ярким примером осуществления такой антиномии является языческий весенний праздник Масленицы, переосмысленный в православной культуре: масляная седмица включена в богослужебный круг в качестве подготовительного этапа к Великому посту — времени покаяния, «весны души». Таким образом, с точки зрения принципа динамизма изучаемое содержание рассматривается как исторически развивающиеся культурные феномены, результаты духовной и материальной деятельности людей. Учет динамизма православной культуры позволит разрабатывать формы и методы преподавания, адекватные ее содержанию и современным образовательным задачам, а также отбирать в массе имеющегося схожего содержания те факты культуры, использование которых в учебных целях будет оправданным и эффективным. Кроме того, учет динамизма православной культуры облегчает поиск тех явлений, которые значимы в современных социокультурных условиях и обусловливают духовное развитие человека. К тому же данная характеристика

православной культуры позволяет педагогу найти формы предъявления культурных феноменов, отвечающие особенностям восприятия современных школьников (фильмы и мультфильмы, авторская песня и т. п.).

Чтобы адекватно раскрыть (выявить вместе с учащимися) смыслы православной культуры, педагогу необходимо в первую очередь избегать искажений православной культуры в любых формах. Рассмотрим наиболее типичные искажения, выявленные нами при посещении уроков по основам православной культуры в 4-5 классах общеобразовательных школ Волгограда и при анализе представленных преподающими данный предмет учителями методических разработок.

1. Некорректное раскрытие значений и смыслов, сокрытых в православной культуре, в первую очередь их сакральной составляющей. Особенно важно грамотно использовать терминологию, отражающую особенности изучаемой культуры, разъясняя содержание понятий прежде всего с позиций изучаемой культуры. Некорректное употребление слов, составляющих «словарь» православной культуры (например, «юродивый», «прелесть»), и неправильное разъяснение их значения нарушают принцип культуросообразности. Не менее важно грамотно раскрывать смыслы явлений православной культуры и отвечать на вопросы учащихся, касающиеся православного вероучения, богослужения, религиозной жизни православных христиан и т. п. В целом учитель выступает интерпретатором и переводчиком со специфического языка православной культуры.

2. Наличие у педагога стереотипов в отношении как православной культуры в целом, так и отдельных ее элементов. Эти стереотипы могут касаться внешности («все православные женщины одеваются в бесформенную серую одежду и носят платки»), образа жизни («православные христиане постоянно постятся и молятся, им запрещены какие-либо развлечения»), личностных качеств («все бабушки в храме злые и придирчивые») православных христиан, а также особенностей сакрального компонента православной культуры («грехопадение первых людей выражалось во вступлении их в интимное супружеское общение»; «магическое» понимание молитвы и таинств). Стереотипы при условии их наличия у педагога транслируются учащимся (часто неосознанно), вследствие чего у последних формируются искаженные представления о православной культуре.

3. Искажение визуальной и аудиальной информации, предъявляемой учащимся. Низкое качество изображений храмов, икон, а также видео- и аудиозаписей фрагментов богослужения, проповедей и т. п., неграмотное размещение визуальной информации на слайдах, несоответствие звукового ряда видеоряду, некорректное применение анимации — все это деформирует «зримые» образы православной культуры и негативно сказывается не только на образовательных, но и на воспитательных результатах деятельности педагога.

4. Обращение к иной культуре для раскрытия смыслов православной культуры. Педагогу следует исходить из того, что при раскрытии смыслов православной культуры следует выбирать в первую очередь объекты и явления, существующие в рамках именно этой культуры. Нам довелось присутствовать на уроке по основам православной культуры в 5-м классе по теме «Милосердие», где педагог для раскрытия понятия «милосердие» использовал новеллу О. Уайльда «Мальчик-звезда». Между тем и в православной литературе достаточно

материала, позволяющего наглядно продемонстрировать детям разнообразные проявления милосердия и показать специфику понимания милосердия в православной культуре. В выбранном же педагогом литературном произведении, во-первых, выявить идею милосердия достаточно сложно, во-вторых, необходимо учитывать при этом культурные особенности автора, которые, безусловно, «на-ложились» на образы героев повествования, и, как следствие, на те представления о милосердии, которые были транслированы учащимся. На вопрос, почему педагог не обратилась непосредственно к православной культуре, учительница ответила, что опасалась нарушить требование сохранения светского характера образования. Однако сохранение или нарушение данного требования — это не вопрос выбора содержания, а вопрос педагогической инструментовки способов его предъявления учащимся, в связи с чем опасения педагога были совершенно безосновательными. Разумеется, возможно и обращение к иной культуре, особенно в тех случаях, когда необходимо показать всеобщий («всечеловеческий») характер какого-либо явления.

5. Создание привлекательного образа других религиозных верований за счет некорректных суждений (в том числе оценочных) о православной культуре или за счет искажения информации о православной культуре. При этом речь идет как о вербальных, так и о визуальных, часто с использованием мультимедиа, образов. Анализ мультимедийной поддержки занятий по основам православной культуры свидетельствует о том, что в ряде случаев учителя, обращаясь к славянскому язычеству (в частности, при рассказе о крещении Руси), используют современную неоязыческую литературу, в которой подчеркиваются «преимущества» язычества перед христианством, в том числе и в нравственном аспекте, принятие христианской веры рассматривается как чисто политический приём, а христианские праздники, традиции, обряды, само богослужение рассматриваются как «продолжение» языческой культуры в иных условиях; при этом языческая культура оценивается как более соответствующая менталитету русского народа, его «духу», чем культура христианская. Иллюстративный материал, используемый при этом педагогами (изображения языческих богов, праздников, сцены взаимодействия славян с миром духов, домовыми, русалками, лешими), как правило, эстетичен по форме, отличается яркостью, фантазийностью, художественной выразительностью, напоминая лучшие иллюстрации к детским сказкам, и отвечает особенностям детского восприятия, вследствие чего у учащихся возникает позитивный эмоциональный отклик на предложенный материал, а также переживания по поводу того, что этот яркий, выразительный, разнообразный сказочный мир «был уничтожен христианством». Нам не приходилось сталкиваться со случаями, когда педагоги последовательно и целенаправленно продолжали бы «языческую» линию на уроках по основам православной культуры, однако встречаются ситуации, когда учителя интерпретируют некоторые явления православной культуры (например, традиции праздника Пасхи) как заимствованные из язычества, не обращаясь к их православным смыслам. Такие «включения» затрудняют целостное восприятие учащимися православной культуры. Полагаем, что проблема взаимодействия язычества и православия (как и проблема взаимодействия православия с другими религиями) слишком сложна

для того, чтобы рассматриваться в 4-х—5-х классах. Обращение к этой проблеме целесообразно в старшем подростковом возрасте, поскольку предполагает серьезную аналитическую работу учащихся.

Для сведения к минимуму перечисленных рисков необходимо, чтобы взаимодействие педагога и учащихся имело ценностно-смысловой, диалогический характер. В диалоге педагог, выступая для учащихся «проводником» в мире православной культуры как «мире воплощенных ценностей», помогает детям увидеть все богатство смыслов православной культуры, обнаружить бытие ценностей православной культуры в современной жизни, принять эти ценности как основание собственного отношения к миру. При таком подходе к обучению учитель «вместе с учащимися «открывает» пространство и смыслы религиозной культуры»9.

Таким образом, реализация культурологического подхода в преподавании «Основ православной культуры» требует такой подачи содержания образования, которая адекватно отражает и основания православной культуры, и конкретные формы ее бытия. При этом учебная деятельность на занятиях должна быть организована таким образом, чтобы ее результатом было не просто усвоение учащимися определенной суммы знаний по еще одному предмету, но и присвоение ценностей, обретающихся в православной культуре, открытие перспектив своего развития всеми субъектами образовательного процесса. При последовательной опоре на положения культурологического подхода создаются благоприятные условия не только для решения дидактических задач, но и для реализации воспитательного потенциала православной культуры.

Ключевые слова: онтологическая педагогика, православная культура, культурологический подход, характеристики культуры, принципы обучения, принцип культуросообразности, духовное воспитание, ценности, смыслы, ценностно-смысловое взаимодействие, проблемный вопрос, проблемное задание, рефлексия.

Список литературы

Абрамов С. И. Проблема взаимодействия педагога и воспитанника в процессе духовно-нравственного воспитания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 32-40.

Дивногорцева С. Ю. Духовные доминанты православной педагогической культуры // Сло-

во.ру: Балтийский акцент. 2015. № 4. С. 105-112. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 22 августа 2012 г. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/ pismo-minobrnauki-rossii-ot-22-08-2012-g-08-250.html Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 15-20.

9 Склярова Т. В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 26.

Склярова Т. В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 22-28.

Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7-12.

Янушкявичене О. Л. Методология преподавания православной культуры // Православное образование. 2015. № 1 (11). С. 56-63.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.

2019. Vol. 52. P 9-21

DOI: 10.15382/sturIV201952.9-21

Irina Solovtsova, Doctor of Sciences in Pedagogy, Professor, Department of Pedagogy, Volograd State Pedagogical University, 27 Lenina Str., Volgograd, 400066, Russian Federation, irina_solovcova@mail.ru

ORCID: 0000-0002-6191-5306

Elena Sirotina, Deputy Dir ector in Scientific and Methodological Work, Municipal Institution of Supplementary Education "Tsentr Istoki Volgograda, 32 Lenina Str., Volgograd, 400005, Russian Federation sea_sirotina@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4222-4702

CULTUROLOGICAL APPROACH TO TEACHING ELEMENTS

of Orthodox Culture in Secondary School I. Solovtsova, E. Sirotina

Abstract: This article is an attempt at theoretical understanding from positions of contemporary ontological pedagogy (pedagogy of being, humanities-related pedagogy) of the essence and ways of implementing the culturological approach in teaching Elements of Orthodox Culture.The authors of the article distinguish three aspects in the cultirulogical approach as a methodological benchmark of teaching Elements of Orthodox Culture, i.e. maintaining the secular character of education, implementing the principle of cultural feasibility in its contemporary pedagogical interpretation, and reasonable demonstration of symbols of Orthodox culture. In providing grounds for the structure of Orthodox culture, the authors of the article distinguish those components which are significant from the point of view of educational and upbringing-related tasks. Examining the possibilities of a culturological approach from the point of view of providing secular character ofeducation, the authors pay special attention to the necessity of studying Orthodox culture from culturological positions of moral, aesthetic, and sacred constituents in their integrity. Analysing the special features of implementing the principle of cultural feasibility, particular attention is paid to to the necessity of taking into account such characteristics of Orthodox culture as the uniqueness that allows one

to identify the special features of Orthodox culture, symbolism that orientates teachers and students towards discovering senses of Orthodox culture, dynamics that creates the foundation for understanding the link between tradition and modernity in Orthodox culture. It should be noted that especially full and consistent implementation of the principle of cultural feasibility is achieved on condition of correct organisation in the process of teaching value- and sense-related interrelationship within the framework of the triad of "student — teacher — culture". The article also describes such methods of studying phenomena of Orthodox culture as a problem-raising question, reflective techniques which allow one to identify the features of Orthodox culture, i.e. uniqueness, symbolism, and dynamics.

Keywords: ontological pedagogy, Orthodox Christian culture, culturological approach, characteristics of culture, principles of teaching, principle of cultural congruence, spiritual education, values, meanings, value-meaning interaction, problem question, problem-solving task, reflection.

References

Abramov S. (2016) "Problema vzaimodeistviia pedagoga i vospitannika v protsesse dukhovno-nravstvennogo vospitaniia" [Problem of Interaction between the Teacher and Student in the Process of Spiritual and Moral Education]. VestnikPSTGU. Ser. IV. Pedagogika. Psikhologiia, vol. 4 (43), pp. 32-40 (in Russian). Divnogortseva S. (2015) "Dukhovnye dominanty pravoslavnoi pedagogicheskoi kul'tury" [Spiritual Keynotes of Orthodox Pedagogical Culture]. Slovo.ru: Baltiiskii aktsent, vol. 4, pp. 105-112 (in Russian). Ianushkiavichene O. (2015) "Metodologiia prepodavaniia Pravoslavnoi Kul'tury" [Methodology of

Teaching Orthodox Culture]. Pravoslavnoe obrazovanie, vol. 1 (11), pp. 56-63 (in Russian). Petrakova T. (2016) "Dukhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov v tsennostnom kontekste sovremennogo obrazovaniia" [Spiritual and Moral Education of School Students in Value-Related Context of Contemporary Education]. Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik, vol. 5, pp. 15-20 (in Russian).

Skliarova T. (2012) "Teoriia i metodika prepodavaniia religioznoi kul'tury v shkole" [Theory and Techniques of Teaching Religious Culture at School]. Vestnik PSTGU. Ser. IV. Pedagogika. Psikhologiia, vol. 4 (27), pp. 7-12 (in Russian). Skliarova T. (2015) "Razvitie sub»ektnoi pozitsii uchashchikhsia v protsesse izucheniia religioznykh tsennostei" [Development of Subjective Stance of Students in Studying Religious Values]. Vestnik PSTGU. Ser. IV. Pedagogika. Psikhologiia, vol. 4 (39), pp. 22-28 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.