Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА МИЛИЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ СМИ 2000-2009 ГОДОВ'

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА МИЛИЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ СМИ 2000-2009 ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / РЕФОРМА МВД / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / МАСС-МЕДИА / МИЛИЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Козлобаев Георгий Алексеевич

В статье проведён сравнительный анализ публикаций в государственных и частных СМИ за 2000-2009 годы, формировавших образ милиции в обществе. Актуальность темы обусловлена значительной ролью СМИ в формировании общественного мнения и отражении общественных настроений. Раскрытие методов, направленных на формирование общественного мнения через СМИ, поможет более точно анализировать и интерпретировать информацию, представленную в этих источниках. Целью статьи является изучение формируемого средствами массовой информации образа милиции и анализ методов, направленных на его формирование. В ходе работы автор пришел к выводам о том, что частные СМИ имеют большее влияние на общественное сознание, чем государственные, а проводимая государством политика опирается, в том числе, и на материалы СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMING THE IMAGE OF THE POLICE IN PUBLIC AND PRIVATE MEDIA IN 2000- 2009

The article presents a comparative analysis of publications in public and private media in 2000 - 2009, which formed the image of the police in society. The relevance of the topic is due to the signi cant role of the media in shaping public opinion and reflecting public sentiment. In forming public opinion, the mass media uses means and methods aimed at manipulating public opinion. Disclosure of these methods will help to more accurately analyze and interpret the information presented in these sources. The purpose of this article is to study the image of the police formed by the mass media and analyze the methods aimed at its formation. At the same time, Karelian publications are mainly used. In the course of the work, the author came to the conclusion that private media have a greater in uence on public consciousness than state media, and state politics is based, among other things, on media materials

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА МИЛИЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ СМИ 2000-2009 ГОДОВ»

Студенческий научный электронный журнал StudArcticForum

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ W

https://saf.petrsu. ru

https://petrsu.ru

ISSN 2500-140Х

Студенческий научный электронный журнал

StudArctic Forum

2022. Т. 7, № 2

Главный редактор И. М. Суворова

Заместитель главного редактора А. А. Малышко

Ответственный секретарь П. С. Воронина

А. А. Ившин А. А. Кузьменков

Е. Н. Лузгина Ю. В. Никонова М. И. Раковская А. А. Скоропадская Е. И. Соколова И. М. Соломещ А. А. Шлямина

Издатель

ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» 185910, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33.

Адрес редакции журнала 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33. Е-mail: saf@petrsu.ru

https://saf.petrsu.ru

© ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», 2022

Редакционный совет

С. В. Волкова М. И. Зайцева Г. Н. Колесников В. С. Сюнёв В. А. Шлямин

Редакционная коллегия

А. Ю. Борисов Р. В. Воронов Т. А. Гаврилов Е. О. Графова

Службы поддержки Е. В. Голубев А. А. Малышко

Л. А. Девятникова

Scientific journal StudArctic Forum

PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY

https://saf.petrsu. ru https://petrsu. ru

ISSN 2500-140Х

Scientific journal

StudArctic Forum

2022. Vol. 7, No. 2

Editor-in-Chief Irina M. Suvorova

Deputy Editor-in-Chief Anton A. Malyshko

Executive secretary Polina S. Voronina

Editorial Team Support Services

Alexey Yu. Borisov Evgeniy V. Golubev

Roman V. Voronov Anton A. Malyshko

Timmo A. Gavrilov Elena O. Grafova Lyudmila A. Devyatnikova

Alexander A. Ivshin Alexander A. Kuzmenkov Elena N. Luzgina Yulia V. Nikonova Marina I. Rakovskaya Anna A. Skoropadskaya Evgeniya I. Sokolova Ilya M. Solomeshch Anastasia A. Shlyamina

Editorial Council Svetlana V. Volkova Maria I. Zaitseva Gennadiy N. Kolesnikov Vladimir S. Syunev Valery A. Shlyamin

Publisher © Petrozavodsk State University, 2022

Editorial office address Petrozavodsk State University 33, Lenin Ave., Petrozavodsk, 185910, Russian Federation Е-mail: saf@petrsu.ru

http ://saf.petrsu. ru

© Petrozavodsk State University, 2022

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Исторические науки

Т. 7, № 2. С. 17—24

Научная статья УДК 93(351.74):070.19

Георгий Алексеевич

КОЗЛОБАЕВ

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация), georgak99@gmail.com

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА МИЛИЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И

ЧАСТНЫХ СМИ 2000—2009 ГОДОВ

Для цитирования: Козлобаев Г. А. Методы формирования образа милиции в государственных и частных СМИ 2000—2009 годов // StudArctic Forum. 2022. Т. 7, № 2. С. 17—24.

СМИ недаром принято называть «четвертой властью»: они участвуют в формировании общественного мнения - контролируют, отражают и аккумулируют общественные настроения. Во многом от того, как в масс-медиа будут подавать информацию о событиях, людях, институтах, государствах, будет зависеть отношение масс ко всем этим элементам государственной и социальной системы. Именно благодаря СМИ большая часть населения составляет свое мировосприятие. Мнение автора подтверждается, в том числе, научным сообществом: «Телевидение (которое является одним из видов СМИ - Г.К.) наглядно демонстрирует нам, как значительная часть населения строит свое понимание реальности не на основе рациональной оценки событий и фактов, а на эмоциональном уровне, на степени доверия к тем сообщениям, которые получает из "ящика"» [Нечаева: 36].

Как и на любой институт, имеющий большое значение в функционировании государства, на правоохранительные органы СМИ обращают пристальное внимание. На примере материалов масс-медиа о деятельности милиции можно проследить за тем, как под влиянием меняющегося исторического контекста менялись формы и методы журналистов по формированию общественного мнения. А.П. Тюнь выделяет три группы медийных источников, которые формируют образ милиционера: печатные СМИ, телевидение и интернет. Рассуждая о формировании положительного образа сотрудника ОВД, Тюнь приходит примерно к тем же выводам, что и автор в ходе работы над настоящим исследованием [Тюнь: 87]. Применительно к анализу периодической печати А.П. Тюнь приходит к выводу, что большая доля информации о деятельности ОВД, размещаемой в газетах, носит негативный характер. Среди причин подобного развития ситуации, выделяют как факторы, зависящие от самих милиционеров (их некомпетентность и непрофессионализм),

Принята к публикации: 14.05.2022; Размещена в сети: 22.06.2022.

Рецензент: И. М. Соломещ

Статья поступила: 29.04.2022;

Научный руководитель:

Савицкий Иван Владимирович

Аннотация. В статье проведён сравнительный анализ публикаций в государственных и частных СМИ за 2000-2009 годы, формировавших образ милиции в обществе. Актуальность темы обусловлена значительной ролью СМИ в формировании общественного мнения и отражении общественных настроений. Раскрытие методов, направленных на формирование общественного мнения через СМИ, поможет более точно анализировать и интерпретировать информацию, представленную в этих источниках. Целью статьи является изучение формируемого средствами массовой информации образа милиции и анализ методов, направленных на его формирование. В ходе работы автор пришел к выводам о том, что частные СМИ имеют большее влияние на общественное сознание, чем государственные, а проводимая государством политика опирается, в том числе, и на материалы СМИ.

Ключевые слова: СМИ, реформа МВД, общественное мнение, масс-медиа, милиция

так и тот факт, что негативные новости вызывают больший общественный резонанс, а значит, повышают рейтинг издания [Тюнь: 89].

Общественное отношение к правоохранительным органам во многом формируется не под влиянием личного опыта человека, контактирующего с ними, не от непосредственного участия органов внутренних дел в решении проблем граждан, а под воздействием многочисленных масс-медиа. Поскольку эта тема является востребованной читателями, публикации о деятельности милиции в СМИ пользуются популярностью и позволяют поднять рейтинг периодического издания [Шинкевич: 2]. Поэтому целью статьи является изучение формирующегося в СМИ имиджа милиции, а также анализ методов, направленных на его формирование.

Здесь стоит сделать отступление и разобраться в трактовке терминов. Так, под имиджем понимается искусственный образ, формируемый в общественном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определенного отношения к объекту. В свою очередь, образ является лишь разновидностью имиджа. Под образом, как правило, понимается совокупность только видимых (внешних) характеристик объекта, тогда как имидж включает в себя и его не видимые (идеальные) характеристики. Далее в тексте автором будут использоваться два этих термина с целью избегания большого количества лексических повторов. Поэтому, в рамках настоящей работы термины «имидж» и «образ» предлагается считать тождественными и рассматривать их с точки зрения определения термина «имидж».

Информационные ресурсы, посвященные деятельности правоохранительных органов, можно разделить на две большие группы: ведомственные и вневедомственные. К первой группе относят печатные, электронные или любые другие средства передачи информации, принадлежащие государству и непосредственно МВД. К вневедомственным (или негосударственным) СМИ относят, как правило, масс-медиа, принадлежащие частным владельцам, корпорациям и т. п. Перед ведомственными и вневедомственными СМИ стоят отличные друг от друга цели и задачи: если у первых во главе угла стоит пропаганда позитивного образа сотрудника милиции, то у вторых - привлечение как можно большей аудитории. В связи с этим две категории масс-медиа по-разному описывают деятельность органов правопорядка. Характер и настроение публикаций в СМИ является, как правило, прямым отражением той исторической эпохи, в которой они были опубликованы. Изменение исторического контекста влечет за собой и изменения в характере публикаций.

В конце XX - начале XXI веков в России СМИ претерпели большие изменения. Прежде всего изменения коснулись цензуры, которая была повсеместно в советский период. Органы цензуры (Главлит в СССР и Карлит в Карелии) строго следили за тем, чтобы публикуемые материалы не противоречили проводимой государством политике и ее идеологии. В 90-х годах XX века цензура в СМИ была отменена. Также изменения коснулись конкуренции в рядах масс-медиа: если в Советском Союзе все легальные СМИ вне зависимости от их принадлежности к государству (государственные, партийные, профсоюзные) обязаны были транслировать исключительно «генеральную линию» государства, то после его распада право создавать легальные СМИ, а также продвигать в них свою авторскую позицию, появилось и у частных лиц. Изменение типа экономики с планового на рыночный повлияло и на формы работы СМИ. Если государственные органы печати продолжали финансироваться главным образом за счет бюджета, то частные СМИ финансировались за счет различных инвесторов и своей аудитории. Поэтому данной подгруппе масс-медиа было особенно важно ее количество. Так как общество привлекает негатив, процент публикаций с негативной информацией в негосударственных СМИ значительно выше по сравнению с позитивной.

Формирование позитивного отношения к милиции в государственных СМИ основано на нескольких основных методах: во-первых, в разъяснительной работе авторов статей, по каким объективным причинам, не зависящим от них самих, ее сотрудники не смогли предотвратить преступление и (или) задержать преступника. Так, в статье «В «Желтом Раю»»

ее автор объясняет причину, по которой молодого человека не привлекли к уголовной ответственности за продажу «живого товара» за границу: «Дело тут не в бездействии милиции... По нашим законам привлечь к уголовной ответственности за вовлечение женщин в занятие проституцией практически невозможно» [Гамерман: 12]. В негосударственных СМИ изучаемого периода, как правило, подобные «промахи» ОВД либо вообще никак не комментировали, оставляя их на суд читателей, либо ставили их в вину милиции.

Вторым методом формирования позитивного отношения к милиции в обществе, которым пользовались в ведомственной печати, являлась демонстрация качественной работы сотрудников ОВД. В качестве примера приведем цитату из одной из анализируемых нами статей, призванной дать возможность читателям оценить грамотность выполнения сотрудниками милиции своих обязанностей. В этой статье рассказывают о том, как сотрудники вневедомственной охраны, рискуя своими жизнями, спасли младенца из пылающего общежития ПМК: «милиционеры незамедлительно залезли на крышу магазина, чтобы спасти малыша.» [Спасли младенца].

Третьим методом является противопоставление совершаемых преступниками зверств поступкам сотрудников правоохранительных органов, предстающих в глазах читателей светлыми героями, ведущими отважную борьбу со злом и защищающими простой народ. В качестве иллюстрации этого метода подойдет статья, в которой рассказывается о терактах в Минеральных Водах, которые происходили в 2000—2001 годах. Особенностью этой публикации является подробное описание терактов, совершенных террористами на Кавказе в тот период. Это описание отличается особой эмоциональностью, акцентированием внимания читателя на переживаниях жертв и их страшных увечьях: «. в центре, у погнутого фонарного столба, безразличная ко всему в луже крови лежит женщина с оторванной ступней. Тело ее иссечено осколками, а странно безмятежное лицо еще не изуродовано гримасой смерти. Полчаса назад она вышла из вагона электрички. и не знала, что белеющее здание вокзала и серый асфальт платформы - это последнее, что она видит в своей жизни» [Медведева: 13].

Таким образом формировали положительное отношение к милиции в государственных масс-медиа. В ходе их анализа автор частично затрагивал формы работы негосударственных СМИ, однако не делал на них подробного акцента. Далее, в рамках демонстрации способов формирования положительного отношения к милиции будет представлен анализ статей из вневедомственной печати за 2000 - 2004 и частично 2009 годы.

Если в государственных СМИ похвала в адрес сотрудников правоохранительных органов нацелена на увеличение престижности ОВД, а также на формирование антипреступной пропаганды, то в подавляющем большинстве случаев в частных СМИ - на привлечение аудитории. Следовательно, вопрос в похвале или порицании органов правопорядка в них стоит главным образом не в объективности, а в том, какая именно стратегия привлечет наибольшее количество читателей. Одной из особенностей позитивных отзывов о деятельности ОВД в негосударственной печати является одновременное противопоставление их негативным сторонам деятельности милиции. Иллюстрацией этой особенности может служить подзаголовок одной из статей газеты «Курьер Карелии»: «Виктор Чернявский «вычислил» и задержал в Медвежьегорске преступника, которого милиция искала по всей стране» [Ермолович: 4]. Здесь идет противопоставление одного сотрудника милиции, который хорошо выполнил свою работу, всей карельской милиции в целом.

Положительные отзывы о деятельности правоохранительных органов во вневедомственной печати использовались и в качестве журналистского приема для создания более интересного и связного повествования. Так, для создания целостной повествовательной композиции в статье о пропавшем без вести жителе Пудожского района ее автор заметил, что «опыт у сотрудников отдела розыскной работы имеется, и притом не малый» [Захаров: 22], далее продолжив свой рассказ о судьбе пропавшего мужчины.

В целом, проанализировав статьи вневедомственных изданий на предмет создания положительного образа сотрудников правоохранительных органов, можно прийти к выводу, что в них дается «похвала не ради похвалы», но ради определенных выгод изданию,

напечатавшему тот или иной материал: привлечение аудитории, лояльное отношение со стороны правоохранительных органов и др. Поэтому риторика подобных изданий, как правило, меняется в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Поскольку отрицательные отзывы о работе милиции в негосударственных СМИ встречаются чаще (по сравнению с государственными), то сравнительный анализ форм и методов передачи негативной информации о деятельности ОВД предлагается начать именно с вневедомственных СМИ. Весомый пласт информации этого типа можно найти в статьях, посвященных «оборотням в погонах». Иллюстрацией представления об «оборотнях в погонах» во вневедомственной печати служит статья «Кулак как метод дознания» [Хозин]. Материал наполнен журналистскими приемами, направленными на формирование чувства сострадания к «жертве милицейского беспредела» и на формирование ненависти к сотрудникам Питкярантского ОВД. Прежде всего, эти приемы заключаются в эмоциональном описании негативных событий.

Сильные негативные эмоции в адрес системы правоохранительных органов может вызвать и судьба невинно осужденного человека. Статья «Ошибка следствия» [Захарчук] посвящена тому, как невиновный человек вынужден был просидеть в СИЗО четыре месяца. В этой же статье можно наблюдать еще один способ формирования негативной информации о правоохранительных органах со стороны вневедомственных СМИ - акцентирование внимания на отрицательных сторонах их работы без предоставления слова непосредственно самим сотрудникам правоохранительных органов, которые могли бы объяснить причину вменяемого им негативного события.

Негативная информация в ведомственных СМИ, как правило, представляется в виде сухой информации, например в виде статистических данных. Косвенно к отрицательному освещению деятельности милиции можно отнести сводки о многочисленных преступлениях, которые, с одной стороны, могли бы снизить доверие общественности к милиции, но поскольку большая часть неудач органов правопорядка в них объяснялась объективными, независящими от деятельности ОВД факторами, доверие к милиции у читателей этих статей значительно не снижалось. Примером подобной подачи негативной информации в ведомственных СМИ служит статья «Сатана там правит бал», в которой рассказывается о преступных махинациях, связанных с хищением ценных металлов [Боровая].

Таким образом, подавляющая часть негативной информации о деятельности милиции в ведомственных СМИ рассматриваемого периода подавалась в мягкой и завуалированной форме. Большая часть неудач оправдывалась объективными факторами. Например: «Проблема раскрытия преступлений в этом регионе в том... что без бумаг, без записи, без протокола вам все всё расскажут, так как все всё знают. А как только им (предлагают записать их показания - Г. К.), сразу дают обратный ход.» [Боровая: 16]. Главной особенностью критики милиции в ведомственных изданиях было то, что она использовалась не в целях увеличения аудитории (как в большинстве случаев это делалось в негосударственных масс-медиа), а с целью улучшения работы ОВД. В связи с тем, что первоочередной целью подобного рода масс-медиа было не увеличение аудитории, а ведение антипреступной пропаганды и продвижение в массы позитивного образа сотрудника милиции, читателей у них было меньше, чем у негосударственных изданий.

Оба типа СМИ формировали у общественности определенное отношение к органам правопорядка. Вследствие большего охвата аудитории вневедомственными СМИ, именно они в первую очередь формировали общественное мнение. В начале 2000-х годов эта группа СМИ могла сформировать объективное представление о милиции, поскольку в них транслировались как негативные, так и позитивные стороны их деятельности. Однако, поскольку негатива в процентном соотношении было больше, и он подавался в более яркой, эмоциональной форме (по сравнению с позитивной информацией), у большинства читателей, по мнению автора, должно было сложиться недоверчивое отношение к деятельности правоохранительных органов. Так, в 2004 году рейтинг доверия населения к милиции составлял почти 42 % по России [Невирко: 79]. Сложившуюся ситуацию должны были исправить ведомственные СМИ,

однако в силу меньшего охвата аудитории они не имели значительного влияния на сознание масс.

Таким образом, сравнивая публикации о деятельности правоохранительных органов в обеих группах масс-медиа, приходим к выводу, что основную роль в формировании общественного мнения играли вневедомственные СМИ по указанным ранее причинам. Несмотря на то, что в них были представлены различные точки зрения на работу правоохранительных органов, особенно яркий эмоциональный окрас негативной информации о деятельности милиции должен был влиять на снижение общего доверия граждан к этому институту. Ведомственные издания рассматриваемого периода ставили перед собой цель увеличить доверие народа к милиции, однако по объективным причинам, которые были указаны выше, они в этом мало преуспевали. В связи с этим у государства встала задача продвигать пропаганду позитивного образа милиционера на более широкую аудиторию. Одновременно с этим со второй половины 2000 годов в СМИ начали появляться предпосылки для проведения реформы МВД 2011 года.

Не последнее отношение к началу работы над реформой МВД 2011 года имели вневедомственные СМИ. В первую очередь именно эта группа масс-медиа являлась агрегатором и транслятором в массы общественного мнения. В целях трансляции в общество положительного образа правоохранительных органов, государство ориентировалось на публикации в негосударственных СМИ. В 2009 году в СМИ были опубликованы статьи, посвященные ряду громких преступлений, совершенных представителями правоохранительных органов. Эти публикации стали одной из основных причин подписания Президентом России Д.А. Медведевым указа «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», в котором были прописаны основные положения реформы: сокращение на 20 % численности МВД до января 2012 года, увеличение оплаты труда сотрудникам правоохранительных органов, сокращение численности учебных заведений системы МВД, пересмотр принципов отбора кандидатов для службы в милиции и ряд других положений [Андреев].

Среди громких преступлений, подорвавших доверие населения к милиции и подтолкнувших правительство к разработке реформы МВД, выделяют расстрел гражданского населения майором милиции Денисом Евсюковым в супермаркете «Остров» [Боброва], а также уголовное дело в отношении майора милиции Геннадия Никифорова, обвиняемого в убийстве во время допроса золотопромышленника Игоря Вахненко [Литвинова]. Однако доверие к правоохранительным органам подрывали не только указанные преступления ее сотрудников и, главное, освещение этих преступлений в СМИ, но и другие публикации в неведомственных масс- медиа, транслирующие в массы негативный образ о работе правоохранительных органов. На волне громких преступлений, речь о которых шла выше, в периодической печати стали появляться публикации об «оборотнях в погонах». Эти публикации, по мнению автора, активно подрывали доверие общественности к сотрудникам ОВД.

Начало реформирования системы МВД в 2009 году, одной из причин которой было появление ряда критических статей во вневедомственных изданиях, является доказательством того, что в МВД обращали пристальное внимание на работу негосударственных СМИ. В то время как публикации этой группы масс-медиа, как правило, подрывали доверие общественности к правоохранительным органам, ведомственные СМИ в исследуемый период продолжали активную работу, направленную на увеличение доверия населения России к милиции. Реформа МВД 2011 года позволила повысить его уровень до 46 % [Шамуков].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев М. А. Реформа полиции в России в 2011-2012 гг.: причины, основные направления, результаты // Dzieje biurokracji. Lublin: ToNiK Libra, 2018. С. 231-232.

Боброва И. Евсюков сломал мою жизнь [сайт]. URL: https://www.mk.ru/social/article/2009/05/24/282374-evsyukov-slomal-moyu-zhizn.html. (дата

обращения: 07.02.2022).

Боровая З. Сатана там правит бал // Милиция. 2004. Декабрь (№ 12). С. 14-17.

Гамерман В. В «Желтом Раю» // Милиция. 2000. Декабрь (№ 12). С. 12-14.

Ермолович Н. Старший Брат // Курьер Карелии. 2001. 1 декабря. С. 4.

Захаров А. Объявлен розыск // ТВР Панорама. 2003. 8 октября. С. 22.

Захарчук Н. Ошибка следствия // Губершя. 2000. 24 февраля - 1 марта. С. 6.

Имидж [сайт]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/5705 (дата обращения: 01.05.2022).

Литвинова Е. Смерть бизнесмена списали на сердечные дела // Комерсантъ (Красноярск). 2009. № 33. 25 февраля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медведева С. Кавказские Минеральные Воды: хроника трагедий // Милиция. 2001. Декабрь (№ 12). С. 13.

Невирко Д. Д., Шинкевич В. Е., Горбач Н. А. Деятельность милиции в зеркале общественного мнения // С0ЦИС.2006. № 2. С. 79.

Нечаева Г. М. Журналистика vs манипулирование // Электронные средства массовой информации: вчера, сегодня, завтра: XIV Всероссийская научно-практическая конференция, 3 апреля 2020 г. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2020. С. 35—37.

Спасли младенца // Вперед, Медвежегорск. 2005. 14 декабря.

Тюнь А. П. Роль средств массовой информации в формировании имиджа сотрудника правоохранительных органов // Теория и практика общественного развития. 2021. № 11. С. 8690.

Хозин Л. Кулак как метод дознания // Карелия. 2003. 11 января.

Шинкевич В. Е. Формирование общественного мнения о деятельности полиции в контексте организации взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации. Красноярск: Сибирский юридический институт ФСКН России, 2012. С. 4.

Шамуков Р. Пятилетие реформ МВД: россияне стали больше доверять полиции // ТАСС. 2016. 1 марта. URL: https://tass.ru/politika/2706041?

utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.r u. (дата обращения: 07.02.2022).

History

Original article

bachelor's degree, Petrozavodsk State University Georgy A. KOZLOBAEV (Petrozavodsk, Russian Federation),

georgak99@gmail.com

METHODS OF FORMING THE IMAGE OF THE POLICE IN PUBLIC AND PRIVATE

MEDIA IN 2000—2009

Abstract. The article presents a comparative analysis of publications in public and private media in 2000 - 2009, which formed the image of the police in society. The relevance of the topic is due to the significant role of the media in shaping public opinion and reflecting public sentiment. In forming public opinion, the mass media uses means and methods aimed at manipulating public opinion. Disclosure of these methods will help to more accurately analyze and interpret the information presented in these sources. The purpose of this article is to study the image of the police formed by the mass media and analyze the methods aimed at its formation. At the same time, Karelian publications are mainly used. In the course of the work, the author came to the conclusion that private media have a greater influence on public consciousness than state media, and state politics is based, among other things, on media materials

Keywords: mass media, reform of the Ministry of Internal Affairs, public opinion, mass media, police

For citation: Kozlobaev G. A. Methods of forming the image of the police in public and private media in 2000— 2009. StudArctic Forum. 2022; 7(2): 17—24.

REFERENCES

AndreevM. A. Police reform in Russia in 2011-2012: reasons, main directions, results // Dzieje biurokracji. Lublin: ToNiK Libra, 2018. pp. 231-232.

Bobrova I. Evsyukov broke my life [website]. URL: https://www.mk.ru/social/article/2009/05/24/282374-evsyukov-slomal-moyu-zhizn.html. (date of application: 07.02.2022).

Borovaya Z. Satan rules the ball there / Z. Borovaya // Militia. 2004. December (No. 12). P. 14-17.

Gamerman V. In the "Yellow Paradise" // Militia. 2000. December (No. 12). P. 12-14. Ermolovich N. The Elder Brother // Courier of Karelia. 2001. December 1. P. 4. Zakharov A. A wanted list has been announced // TVR Panorama. 2003. October 8. P. 22. ZakharchukN. The error of the investigation // Gubernia. 2000. February 24 - March 1. P. 6. Image [website]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/5705 (accessed: 01.05.2022). Litvinova E. The death of a businessman was written off as a heart affair // Kommersant (Krasnoyarsk). 2009. No. 33. February 25.

Medvedeva S. Caucasian Mineral Waters: chronicle of tragedies // Militia. 2001. December (No. 12). P. 13.

NevirkoD. D., Shinkevich V. E., Gorbach N. A. Police activity in the mirror of public opinion // S0CIS.2006. No. 2. p. 79.

Nechaeva G. M. Journalism vs manipulation // Electronic mass media: yesterday, today, tomorrow: XIV All-Russian Scientific and Practical Conference, April 3, 2020 St. Petersburg: SPbGUP, 2020. P. 35-37.

Saved the baby // Forward, Medvezhegorsk. 2005. December 14.

Tyun A. P. The role of mass media in the formation of the image of a law enforcement officer // Theory and practice of social development. 2021. No. 11. P. 86-90.

Scientific adviser:

Ivan V. Savitsky Reviewer: I. Solomeshch

Paper submitted on: 04/29/2022; Accepted on: 05/14/2022; Published online on: 06/22/2022.

Khozin L. Kulak as a method of inquiry // Karelia. 2003. January 11.

Shinkevich V. E. Formation of public opinion about the activities of the police in the context of the organization of interaction of internal affairs bodies and the media. Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the Federal Drug Control Service of Russia, 2012. P. 4.

ShamukovR The Fifth anniversary of the reforms of the Ministry of Internal Affairs: Russians began to trust the police more // TASS. 2016. March 1. URL: https://tass.ru/politika/2706041? utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.r u. (accessed: 07.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.