Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ'

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
631
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абрамов Олег Анатольевич, Демидов Николай Николаевич

В статье рассмотрен вопрос формирования общественного мнения о деятельности полиции. Авторы обращают внимание на наличие существенных проблем, серьезно затрудняющих получение достоверных результатов в процессе проведения социологических исследований по изучению общественного мнения о деятельности органов внутренних дел. Отношение к полиции, ее оценка складываются из целого ряда различных факторов: культуры поведения полицейских, стереотипов отношения к правоохранительным органам и власти в целом, восприятия проблем преступности. В связи с этим авторы считают, что не следует абсолютизировать значение опросов общественного мнения при оценке деятельности органов внутренних дел. Вместе с тем в статье подчеркивается, что современные методики изучения общественного мнения содержат способы, ограничивающие роль субъективности при проведении опросов. Кроме того, рассмотрены факторы, влияющие на формирование общественного мнения о деятельности полиции. К ним авторы относят личные взаимодействия населения с представителями органов правопорядка и средства массовой информации. Представляется, что в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел последние играют особую роль. Отмечен рейтинг источников информации, откуда граждане получают сведения о полиции. Сравнительный анализ социологических исследований, проведенных при непосредственном участии авторов статьи, позволяет говорить, что лидирующее положения здесь занимают Интернет, социальные сети, а телевидение уступило свои позиции. В ходе анализа эмпирических данных обнаружена корреляционная связь между уровнем доверия полиции и источниками получения информации о ее деятельности. Респонденты, получающие сведения о деятельности правоохранительных органов в основном из средств массовой информации, имеют более высокий уровень доверия полиции, чем те, кто делает суждения на основе личного опыта. В завершение авторами подчеркивается позитивная динамика в оценке населением деятельности сотрудников органов внутренних дел, в определенной степени зависящая от характера подаваемой информации гражданам, которая формирует определенные установки и стереотипы.The article addresses the issue of shaping public opinion on police activities. The authors highlight significant problems in gaining accurate results from sociological research of public opinion related to law enforcement agencies. Attitude towards the police and police activity assessment are based on a number of various factors such as behavioral habits of officers, stereotypes of police and state authorities in general, perception of criminal situation. Hence, the authors state that results of opinion surveys should not be seen as cure-al when it comes to assessing activities of internal affairs agencies. Yet it is emphasized that modern methods of public opinion research employ several techniques able to reduce subjectivity of surveys. Factors influencing the development of public opinion on police activities are addressed. Among such factors the authors indicate personal contacts of people with police representatives, and mass media effect. The authors state that the latter is one of the major factors influencing the general public’s opinion on police efficiency. The research reveals serious changes in preferences of Volgograd citizens as per the choice of sources of information about police activities. Comparative analysis of sociological research that the authors participated in shows that television yields to the Internet and social media as a public's preference. Analysis of observation results reveals correlation of trust level towards the police and information sources selection. Survey participants, who receive information on police activities from mass media, show higher trust level towards the police than those who judge mainly from personal experience. In conclusion the authors emphasize positive dynamics of police activities assessment by citizens. Such evaluation to a certain extent depends on the character of information disseminated, which is mainly responsible for developing attitudes and stereotype.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абрамов Олег Анатольевич, Демидов Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ»

О. А. Абрамов, Н. Н. Демидов

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ

В статье рассмотрен вопрос формирования общественного мнения о деятельности полиции. Авторы обращают внимание на наличие существенных проблем, серьезно затрудняющих получение достоверных результатов в процессе проведения социологических исследований по изучению общественного мнения о деятельности органов внутренних дел. Отношение к полиции, ее оценка складываются из целого ряда различных факторов: культуры поведения полицейских, стереотипов отношения к правоохранительным органам и власти в целом, восприятия проблем преступности. В связи с этим авторы считают, что не следует абсолютизировать значение опросов общественного мнения при оценке деятельности органов внутренних дел. Вместе с тем в статье подчеркивается, что современные методики изучения общественного мнения содержат способы, ограничивающие роль субъективности при проведении опросов. Кроме того, рассмотрены факторы, влияющие на формирование общественного мнения о деятельности полиции. К ним авторы относят личные взаимодействия населения с представителями органов правопорядка и средства массовой информации. Представляется, что в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел последние играют особую роль. Отмечен рейтинг источников информации, откуда граждане получают сведения о полиции. Сравнительный анализ социологических исследований, проведенных при непосредственном участии авторов статьи, позволяет говорить, что лидирующее положения здесь занимают Интернет, социальные сети, а телевидение уступило свои позиции. В ходе анализа эмпирических данных обнаружена корреляционная связь между уровнем доверия полиции и источниками получения информации о ее деятельности. Респонденты, получающие сведения о деятельности правоохранительных органов в основном из средств массовой информации, имеют более высокий уровень доверия полиции, чем те, кто делает суждения на основе личного опыта. В завершение авторами подчеркивается позитивная динамика в оценке населением деятельности сотрудников органов внутренних дел, в определенной степени зависящая от характера подаваемой информации гражданам, которая формирует определенные установки и стереотипы.

Ключевые слова: общественное мнение о деятельности органов внутренних дел, средства массовой информации, удовлетворенность деятельностью полиции, доверие полиции, эффективность деятельности органов внутренних дел, критерии оценки деятельности полиции.

O. A. Abramov, N. N. Demidov

PUBLIC OPINION ON POLICE ACTIVITIES: SHAPING PROBLEMS

The article addresses the issue of shaping public opinion on police activities. The authors highlight significant problems in gaining accurate results from sociological research of public opinion related to law enforcement agencies. Attitude towards the police and police activity assessment are based on a number of various factors such as behavioral habits of officers, stereotypes of police and state authorities in general, perception of criminal situation. Hence, the authors state that results of opinion surveys should not be seen as cure-al when it comes to assessing activities of internal affairs agencies. Yet it is emphasized that modern methods of public opinion research employ several techniques able to reduce subjectivity of surveys. Factors influencing the development of public opinion on police activities are addressed. Among such factors the authors indicate personal contacts of people with police representatives, and mass media effect. The authors state that the latter is one of the major factors influencing the general public's opinion on police efficiency. The research reveals serious changes in preferences of Volgograd citizens as per the choice of sources of information about police activities. Comparative analysis of sociological research that the authors participated in shows that television yields to the Internet and social media as a public's preference. Analysis of observation results reveals correlation of trust level towards the police and information sources selection. Survey participants, who receive information on police activities from mass media, show higher trust level towards the police than those who judge mainly from personal experience. In conclusion the authors emphasize positive dynamics of police activities assessment by citizens. Such evaluation to a certain extent depends on the character of information disseminated, which is mainly responsible for developing attitudes and stereotype.

Key words: public opinion, mass media, police activities, criter, средства массовой информации, police activities assessment factors.

Общественное мнение — это мощнейшая динамическая сила, способная оказывать влияние на функционирование всех государственных институтов, в том числе на полицию. Вместе с тем этот социальный феномен является одним из важнейших критериев оценки эффективности деятельности органов внутренних дел. Своевременное реагирование полиции на критические замечания и рациональные предложения, высказываемые гражданами в связи с ее деятельностью, позволяет не только исправлять ошибки и предупреждать их нежелательные последствия, но и укреплять законность, служебную дисциплину, повышать уровень ответственности сотрудников [1, с. 29, 30].

Статья 9 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ устанавливает, что в число форм организации обратной связи полиции с институтами гражданского общества входит проведение постоянного мониторинга мнения граждан о взаимодействии полиции с ними. Таким образом, это становится официальным критерием оценки деятельности полиции [2].

Изучение мнения общества, его изменений, проблем и механизмов формирования необходимо для получения данных, анализ которых помогает выработать научно обоснованные управленческие решения по совершенствованию правоохранительной деятельности. При этом нужно отметить наличие существенных проблем.

На органы внутренних дел — самую многочисленную правоохранительную структуру страны — часто переносится недовольство населения работой всех государственных институтов. Кроме того, нельзя забывать, что ОВД реализуют меры государственного принуждения. Их деятельность (административная, оперативно-разыскная, уголовно-процессуальная) охватывает настолько широкий круг граждан, что даже при идеальной работе существует большая вероятность негативных оценок за счет попадания в круг респондентов лиц, привлеченных, например, к административной ответственности. Так, ежегодно только в сфере обеспечения безопасности дорожного движения выявляется порядка 70 млн административных правонарушений [3]. В связи с этим необходимо согласиться с точкой зрения ряда авторов о недопустимости абсолютизации значения опросов общественного мнения при оценке деятельности ОВД [4, с. 54.]

Следует учитывать, что большинство людей, не имеющих непосредственного отношения к организации обеспечения правопорядка, не могут в полной мере представить себе всей суммы факторов, которые влияют на эффективность деятельности полиции. Отношение к ней, ее оценка складываются из целого ряда различных критериев: культуры поведения полицейских, стереотипов

отношения к правоохранительным органам и власти в целом, восприятия проблем преступности. В частности, на уровень удовлетворенности деятельностью полиции влияют оценка уровня преступности в местах проживания респондентов и не всегда корректные сведения, получаемые ими из средств массовой информации [5].

Вместе с тем современные методики изучения общественного мнения содержат способы, ограничивающие роль субъективного фактора при проведении опросов. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, выявляемое с помощью социологических опросов общественное мнение о работе полиции может быть компетентным и адекватным. Так, в ряде стран принят комплексный подход, основанный на учете всей суммы факторов, которые необходимо принимать во внимание при вынесении суждения об эффективности деятельности полиции.

В настоящее время в России действует более двух десятков центров изучения общественного мнения, в том числе о деятельности правоохранительных органов. Среди них наиболее известны Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), фонд «Общественное мнение», Левада-центр.

Одним из авторитетных исследовательских центров считается ВЦИОМ. Данная организация регулярно изучает проблемы взаимоотношения общества и правоохранительных органов, включая отношение граждан к органам внутренних дел. На протяжении двух десятков лет проводились опросы населения различных городов о деятельности ОВД. Первые публикации по итогам социологических исследований появились еще в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Результаты исследований тех лет показали низкий уровень доверия граждан к органам внутренних дел, причем этот рейтинг не менялся на протяжении 1990—2000-х гг. и колебался на уровне 35—40 %.

В последние годы социологические центры стали уделять более пристальное внимание деятельности МВД России. Во многом это связано с реформой, которая была проведена в 2011 г. в органах внутренних дел. Сегодня опросы показывают рост доверия населения полиции, более высокую оценку ее деятельности по сравнению с предыдущими годами [6, с. 9].

Изучение общественного мнения в МВД России нашло нормативное закрепление, поскольку была осознана его важность для деятельности ОВД, и оно было включено в их оценку. Первым нормативным правовым актом, регламентировавшим изучение общественного мнения, был приказ МВД России

«Об организации изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел» от 22 августа 1992 г. № 295, в соответствии с которым проводился мониторинг доверия населения милиции, оценка эффективности ее деятельности. В 1995 г. был издан приказ МВД России «Об утверждении временной инструкции о порядке инспектирования и контрольных проверок, и временного руководства по оценке оперативно-розыскной деятельности органов и учреждений внутренних дел» от 9 декабря 1995 г. № 473, согласно которому изучение общественного мнения стало одним из обязательных этапов инспектирования деятельности МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации. В целях совершенствования организации изучения общественного мнения и повышения его значимости был издан приказ «О мерах по совершенствованию организации изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел» от 4 июня 1997 г. № 337, установивший единый порядок изучения общественного мнения, а также определивший инструментарий социологического исследования. Были утверждены инструкция о порядке изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и обработке полученных данных, а также перечень региональных отделов Всероссийского научно-исследовательского института МВД России (далее — ВНИИ МВД России), образовательных учреждений МВД России, обеспечивающих организацию и проведение изучения общественного мнения, в который вошла и Волгоградская академия МВД России.

В учебных заведениях были созданы рабочие группы по изучению общественного мнения, которые действовали до 2008 г. Ежегодно силами сотрудников региональных отделений ВНИИ МВД России и внештатных рабочих групп образовательных учреждений МВД России осуществлялось проведение опросов общественного мнения, ВНИИ МВД России — обобщение полученных данных по каждому из 23 регионов и представление аналитического обзора результатов изучения общественного мнения в Главный штаб МВД России. 30 декабря 2007 г. был издан новый приказ МВД России «О повышении эффективности изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на основе использования вневедомственных источников социологической информации» № 1246, в соответствии с которым изучение общественного мнения о деятельности органов внутренних дел должно было осуществляться вневедомственными источниками социологической информации. Была создана экспертная группа по подготовке технического задания для размещения заказа на выполнение работ по изучению общественного мнения и их научно-методическому сопровождению. На основе результатов работ по изучению общественного мнения стали готовиться аналитические материалы

и предложения руководству МВД России по повышению эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, совершенствованию их взаимодействия с гражданским обществом. Этим приказом руководителям МВД России различного ранга было предложено обеспечить использование результатов изучения общественного мнения при подготовке соответствующих управленческих решений, планов работы, аналитических материалов и обзоров, при проведении брифингов, пресс-конференций и выступлений в СМИ.

Действующим приказом, регламентирующим порядок оценки деятельности ОВД, является Приказ МВД России «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 31 декабря 2013 г. № 1040.

К показателям вневедомственной оценки безопасности граждан и деятельности министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации в настоящее время относятся:

— уверенность граждан в защищенности (безопасности) своих личных и имущественных интересов от преступных посягательств;

— уровень доверия к органам внутренних дел в обеспечении личной и имущественной безопасности;

— оценка эффективности деятельности органа внутренних дел как государственного органа по защите интересов граждан;

— уровень виктимизации;

— количество жалоб, поступивших в адрес МВД России и его руководства (на 100 тыс. населения);

— оценка деятельности органов внутренних дел по материалам, размещенным в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

— уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг.

Важность изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел обусловила проведение опросов не только на всероссийском, но и на региональном уровне. Одним из субъектов Федерации, где регулярно изучается общественное мнение о деятельности органов внутренних дел (с 1993 г.), является Волгоградская область. Данные социологические исследования осуществляет социологическая группа по изучению общественного мнения о деятельности ОВД Волгоградской академии МВД России (далее — группа по изучению общественного мнения). До 2008 г. опросы проводились в соответствии с приказами МВД России от 22 августа 1992 г. № 295 и от 4 июня 1997 г. № 337, после 2008 г. — по заказу ГУ МВД России по Волгоградской области. Объем выборки в среднем

составляет 500 человек. Респондентами являются жители г. Волгограда разных социально-демографических групп. Опрос носит выборочный характер и проводится методом формализованного интервью. Анализ результатов многолетних исследований дает большой материал для характеристики отношения населения к органам внутренних дел, а также позволяет рассмотреть проблемы формирования общественного мнения о деятельности полиции.

Большинство исследователей, занимающихся изучением проблем формирования общественного мнения о полиции, считают, что важнейшие факторы, влияющие на него, — личные взаимодействия населения с представителями органов правопорядка и средства массовой информации.

Если при обращении человека в полицию ее сотрудники действовали, с его точки зрения, правильно, у него складывается позитивное отношение ко всему институту, и, как следствие, оснований доверять службе становится больше. Если же сотрудники полиции действовали, по мнению обратившегося, неадекватно, результат будет, скорее всего, противоположным. Более того, негативное восприятие взаимодействия через личный опыт обычно имеет более сильную эмоциональную окраску, чем позитивное, и оно неизбежно будет перенесено на весь институт.

На основе сказанного целесообразно выделить две проблемы: первая (общего характера) — необходимость формировать установки приоритетности интересов граждан; вторая (утилитарная) — необходимость совершенствовать коммуникативные навыки сотрудников подразделений, которые в своей деятельности наиболее тесно соприкасаются с гражданами.

В формировании доверия населения к полиции важное место отведено представлениям граждан о соблюдении закона ее сотрудниками. Решение проблемы невозможно как без последовательного разъяснения обществу правовых рамок действий полиции, так и без корректировки профессиональной

Распределение ответ «Доверяете ли вы ме

подготовки и профессиональных действий ее сотрудников. Доверие населения к полиции во многом зависит от соответствия ее действий ожиданиям. В этом отношении не выглядит лишним вопрос о формировании в сознании сотрудников полиции приоритета служению обществу и гражданам. Люди должны почувствовать, что обеспечение именно их интересов является главной задачей полиции. Любая попытка обмана с применением каких-либо пропагандистских ухищрений приведет только к росту недоверия.

Возможными мерами по повышению профессионального уровня сотрудников полиции могут быть и усиление практической составляющей в системе профессиональной подготовки, и совершенствование системы оценивания деятельности сотрудников (включая изменение приоритетов оценивания, в том числе в ходе проведения аттестации сотрудников) [7], и поиск оптимальных по стилю и формам коммуникаций с населением.

При анализе факторов, влияющих на отношение населения к работе полиции, необходимо выделить показатели, характеризующие качество исполнения сотрудниками органов внутренних дел своих основных функций, в частности защиты граждан от преступных посягательств. Можно установить различные варианты таких показателей (безопасность по месту жительства, состояние правопорядка в городе, виктимологические данные). Социологические исследования, проведенные группой по изучению общественного мнения, дают возможность сопоставить различные показатели между собой.

В ходе опросов 2014—2016 гг. в Волгограде были подняты проблемы, позволяющие оценить отношение населения к деятельности ОВД.

По данным опроса 2016 г. уровень доверия полиции не изменился по сравнению с 2014—2015 гг. Так, из 650 респондентов более половины (62,0 %) так или иначе доверяют местной полиции, 29,7 % — в той или иной степени не доверяют полиции, 8,3 % затруднились ответить.

Таблица 1

респондентов на вопрос: ным органам полиции?»

№ Варианты ответа Относительная Относительная Относительная

частота(%) частота (%) частота(%)

2014 г. 2015 г. 2016 г.

1 Да 27,4 29,6 13,1

2 Скорее да, чем нет 37,5 34,1 48,9

3 Скорее нет, чем да 16,1 15,1 22,9

4 Нет, определенно 6,3 7,8 6,8

5 Затрудняюсь ответить 12,6 13,4 8,3

Всего: 100,0 100,0 100,0

Кроме того, в ходе исследования определялся уровень виктимности населения Волгограда. Перед респондентами был поставлен вопрос: были ли они

жертвами преступных посягательств в течение предыдущего года? Оказалось, что уровень виктимности по сравнению с прошлым годом примерно

остался прежним. Так, если по результатам опроса 2015 г., уровень виктимности респондентов составил 22 %, в 2016 г. — 19,1%.

В ходе социологического исследования анализировались проблемы личной безопасности, беспокоящие население Волгограда. Респондентам был задан вопрос о степени их уверенности в защищенности их личных и имущественных интересов. Оказалось, что 52,9 % опрошенных в той или иной степени уверены в защищенности своих интересов и 36,8 % не испытывают уверенности в защищенности своих интересов. По сравнению

В ходе последнего социологического исследования, проведенного социологической группой в мае—июне 2016 г., были проанализированы источники получения информации о деятельности полиции, а также степень распространенности различных видов СМИ среди населения. С этой целью в анкете был поставлен вопрос об источниках получения информации о деятельности органов внутренних дел. Оказалось, что 29,5 % респондентов оценивают деятельность полиции на основе личного опыта, 11,4 % — на основе публикаций в прессе, 23,6 % — на основе новостных и публицистических теле- и радиопередач, 13,6 % — исходя из сведений, полученных из сети Интернет, 21,3 % — из бесед с друзьями, знакомыми, в кругу семьи.

Необходимо отметить, что структура источников информации о деятельности полиции за последние пять лет претерпела некоторые изменения. Так, сравнение результатов опросов, проведенных социологической группой по изучению общественного мнения в 2016 и 2011 г., позволяет сделать следующие выводы: увеличилось количество респондентов, которые судят о полиции по сведениям, полученным из бесед с друзьями, знакомыми (в 2011 г. — 11,6 %, в 2016 г. — 21,3 %), а также тех, кто узнает о деятельности полиции из сети Интернет (2011 г. — 5 %, 2016 г. — 13,6 %).

Следует отметить, что результаты опроса в Волгоградской области совпадают с общероссийскими исследованиями, которые показывают увеличение

с опросом 2015 г. количество уверенных в защите своих интересов сократилось на 14,7 %, и на 11 % увеличилось количество неуверенных. Следует отметить, что результаты опроса 2016 г. примерно соответствуют результатам 2013 г., когда 46,6 % респондентов отмечали уверенность в защищенности своих интересов.

Результаты исследования показывают, что уровень тревожности населения г. Волгограда по поводу преступных посягательств несколько повысился по сравнению с прошлым годом, но соответствует уровню 2013 г.

доли респондентов, обращающихся к интернет-источникам. По данным общероссийского социологического исследования, проведенного ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» в 2014 г., доля россиян, получающих информацию из Интернета, составляла 14 %, а оценивающих деятельность полиции на основе личного опыта — 24 % [8].

Анализируя данные исследования, проведенного группой по изучению общественного мнения, мы пришли к выводу, что среди респондентов, получающих в основном сведения о деятельности полиции из средств массовой информации (61,0 %), уровень доверия несколько выше, чем в среднем по выборке (57,1 %). Кроме того, 66,0 % опрошенных, доверяющих СМИ, высказали доверие и к полиции.

Респонденты, имеющие личный опыт общения с сотрудниками полиции, дают более низкую оценку ее деятельности. Так, среди тех, у кого представ-ленние о полиции сложилось на основе личного опыта, доверяют полиции — 50,0 %, не доверяют — 33,0 %.

Исследование фонда «Общественное мнение» 2005 г. показало, что 75 % всех респондентов не имели никакого предшествующего контакта с правоохранительными органами в тот момент, когда они высказывали свое мнение о проблемах, связанных с удовлетворением работой ОВД [9].

Результаты социологических исследований, проводимых группой по изучению общественного мнения на протяжении нескольких последних лет,

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос о степени их уверенности в защищенности своих интересов

№ Варианты ответа Относительная Относительная Относительная Относительная

частота(%) частота(%) частота(%) частота(%)

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

1 Уверен 15,5 19,5 32,0 15,2

2 Скорее уверен, чем не уверен 31,1 40,2 35,6 37,7

3 Скорее не уверен, чем уверен 32,5 19,5 16,0 25,7

4 Не уверен 17,4 14,0 9,8 11,1

5 Затрудняюсь ответить 3,5 6,7 6,7 10,3

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

показывают, что значительная часть городского населения получает информацию о деятельности правоохранительных органов прежде всего из различных массмедиа. Эти сведения в той или иной степени формируют представление о деятельности ОВД. Анализ результатов опроса позволил составить рейтинг таких источников информации. В список вошли: криминальные сериалы, документальные программы («Человек и закон» и т. д.), новостные программы («Чрезвычайное происшествие», «Дежурная часть»), программы местных телеканалов, центральные газеты («Российская газета» и т. д.), публикации в аналитических журналах («КоммерсантЪ», «Власть»), интернет-сайты, передачи местных радиостанций, общение в социальных сетях. В результате обработки были сделаны следующие выводы: самым распространенным источником информации о деятельности ОВД являются новостные программы («Чрезвычайное происшествие», «Дежурная часть» и т. д.), на втором месте — документальные программы («Человек и закон» и др.), на третьем месте — интернет-сайты, местные телеканалы и радио заняли четвертую и пятую позицию.

Итоги социологических исследований показывают, что сегодня наблюдается позитивная динамика в оценке населением деятельности полиции. Респонденты связывают такое положение дел с улучшением работы полиции в целом, причем увеличивается количество опрошенных, положительно оценивающих результаты реформы, проведенной в 2011 г. Так, в 2016 г. 40,0 % респондентов отметили, что принятие нового закона «О полиции» положительно отразилось на работе МВД России, что почти на 8 % больше, чем в 2012 г. [10]. Сказанное свидетельствует о том, что реформа МВД России пусть медленно, но дает свои результаты.

Новые подходы к оценке работы, заложенные в федеральном законе «О полиции», требуют от руководящего состава органов внутренних дел всех уровней активности в вопросах формирования общественного мнения о деятельности подчиненных подразделений.

Одним из механизмов формирования общественного мнения являются регулярные отчеты должностных лиц ОВД перед представительными (законодательными) органами власти регионального и муниципального уровня и населением [11].

Мнения участников, выявленные в ходе отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России, обобщаются и учитываются при оценке деятельности подразделений органов внутренних дел и выработке управленческих решений по ее совершенствованию.

Другим важным институтом становления общественного мнения становятся общественные советы при органах внутренних дел, создаваемые в соответствии со статьями Федерального закона «О полиции». В число их задач входит анализ мнения

граждан о деятельности органов внутренних дел и доведение полученной в результате анализа обобщенной информации до руководителей соответствующих органов внутренних дел. На ведомственном уровне деятельность общественных советов регламентируется Указом Президента Российской Федерации «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов» от 23 мая 2011 г. № 668 и Приказом МВД России «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668»от 15 августа 2011 г. № 939.

В Волгограде Общественный совет при ГУ МВД России по Волгоградской области был создан 29 августа 2011 г. В его состав вошли заслуженные деятели науки, культуры, искусства, спорта, руководители ведущих волгоградских вузов, представители СМИ, ветеранских организаций, религиозных конфессий, финансовых и промышленных предприятий, действующих на территории региона. На заседаниях представители общественности обращают внимание на вопросы, волнующие большинство граждан.

За небольшой период существования совета его участники провели множество значимых мероприятий по укреплению связей полиции и населения. Так, 7 апреля 2012 г. на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета состоялось заседание круглого стола на тему «Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения несовершеннолетних», в котором приняли участие студенты вуза, сотрудники правоохранительных органов и члены Общественного совета при ГУ МВД России по Волгоградской области. 26 сентября 2012 г. при участии членов общественного совета на базе этого же университета был организован круглый стол «Досуг несовершеннолетних как один из способов профилактики правонарушений», а 4 октября 2012 г. — заседание круглого стола «Преступные посягательства в отношении несовершеннолетних».

Несмотря на то что данный институт действует недавно, он уже показал свою эффективность.

Еще одним направлением формирования общественного мнения о деятельности ОВД является налаживание конструктивного взаимодействия полиции со средствами массовой информации. Необходимо отметить, что в результате реализации МВД России целого комплекса мер в последнее время удалось добиться положительных результатов в освещении оперативно-служебной деятельности ОВД. Подразделения информации и общественных связей пресс-службы ОВД оперативно и содержательно доводят до населения сведения о работе сотрудников по раскрытию преступлений, получивших большой общественный резонанс; о задержании лиц, подозреваемых в их совершении, и выявлении фактов незаконного оборота оружия,

наркотиков. Кроме того, публикуются статистические данные о деятельности территориальных подразделений, осуществляется мониторинг материалов о деятельности ОВД в СМИ.

На наш взгляд, одной из площадок для нахождения взаимопонимания между полицией и обществом в целях последующего формирования объективного общественного мнения о деятельности полиции является проект «Общественная юридическая клиника», реализуемый в Волгоградской академии МВД России на протяжении нескольких лет. Здесь педагогические работники академии совместно с курсантами оказывают бесплатные юридические консультации, помогают составлять процессуальные документы, разъясняют логику действий сотрудников полиции и проводят анкетирование граждан по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами [12].

В завершение отметим, что изучение состояния и динамики общественного мнения о деятельности

Список библиографических ссылок

ОВД — один из важнейших критериев общей оценки их работы, позволяющий обеспечить своевременное получение информации об изменениях в сфере взаимоотношений между ОВД и социумом. При этом одной из приоритетных управленческих задач руководителей всех уровней ОВД должно стать формирование позитивного общественного мнения о деятельности подчиненных служб и подразделений. Для ее решения нужно продолжить создание системы информирования граждан о деятельности ОВД, включающей в себя взаимодействие со СМИ, отчеты перед законодательными (представительными) органами власти, населением, использование возможностей сети Интернет, реализацию имиджевых проектов и т. д.

Осуществление предложенных мер, бесспорно, поспособствует росту общественного доверия к деятельности органов внутренних дел и создаст условия для повышения эффективности в решении стоящих перед ними задач.

1. Демидов Н. Н., Зуева О. В. Общественное мнение о деятельности полиции: учеб. пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2011.

2. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

3. Количество нарушителей правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Госавтоинспекции МВД России. URL: http://www.gibdd.ru (дата обращения: 20.06.2016).

4. Зуева О. В., Васильева Е. Н. Общественное мнение о деятельности полиции: практика исследования // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2014. № 1 (21). С. 52—57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Демидов Н. Н., Зуева О. В. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции // Общественные отношения в условиях становления гражданского общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Волгоград, 23—24 сентября 2009 г.). Волгоград: изд-во ВолГУ, 2009.

6. Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. 2015. № 1. С. 2—9.

7. О внесении изменений в порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 170: приказ МВД России от 21 декабря 2015 г. № 1207. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Основные результаты исследования общественного мнения о уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2014 г. // Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России. URL: http://www.vnii-mvd.ru (дата обращения: 20.06.2016).

9. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции // Институт социологии Российской академии наук. URL: http://www.isras.ru (дата обращения: 05.02.2016).

10. Демидов Н. Н., Зуева О. В. Реформирование ОВД в России глазами населения Волгограда (по материалам регионального социологического исследования) // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4 (27). C. 54—57.

11. Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30 августа 2011 г. № 975. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Непомнящая И. С. Оказание бесплатной юридической помощи на базе образовательных учреждений МВД России: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 4 (31). С. 29—32.

© Абрамов О. А., Демидов Н. Н., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.