При конструировании уголовно-правовых запретов в нормах об ответственности за должностные преступления коррупционной направленности российскому законодателю желательно более активно учитывать накопленный в развитых зарубежных странах позитивный законотворческий опыт в этой сфере. В частности, представляется целесообразным предусмотреть самостоятельную уголовную ответственность государственного служащего, не являющегося должностным лицом, за получение незаконной имущественной выгоды (вознаграждения) в связи с совершением им действий (бездействия), входящих в круг его функциональных обязанностей.
Кроме того, с учетом позитивного зарубежного опыта правовой регламентации наказания в виде
Список библиографических ссылок
лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность, особенно при его назначении за должностные преступления, нами предлагается значительно увеличить максимальные сроки наказания (до 20 лет) в санкциях ст. 285—293 УК РФ. За тяжкие и особо тяжкие преступления коррупционной направленности целесообразно включить в УК РФ новый вид наказания — пожизненное лишение права на занятие определенной деятельностью или занятие должности (абсолютное поражение в правах), включив его и в систему наказаний, предусмотренную в Общей части УК РФ (ст. 44 УК РФ).
Реализация этих предложений, на наш взгляд, может повысить результативность противодействия взяточничеству в нашей стране.
1. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции — информация об исследовании [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info (дата обращения: 12.06.2014).
2. Уголовный кодекс Дании / науч. ред. и предисл. С. С. Беляева, пер. с дат. и англ. С. С. Беляева, А. Н. Рычевой. СПб., 2001.
3. Уголовный кодекс Швеции / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова и С. С. Беляев; пер. на рус. язык С. С. Беляева. СПб., 2001.
4. Уголовный кодекс Швейцарии / науч ред., пред. и пер. с нем. А. В. Серебренниковой. СПб., 2002.
5. Уголовный кодекс Голландии / науч. ред. Б. В. Волженкин, пер. с англ. И. В. Мироновой. 2-е изд. СПб., 2002.
© Волколупова В. А., Сенцов А. С., 2014
* * *
Н. Н. Демидов, А. Н. Тюменцев
КРИМИНОГЕННАЯ ОБСТАНОВКА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
В статье проанализированы состояние преступности в Волгоградской области, результаты работы полиции по обеспечению общественного порядка и безопасности населения по итогам 2013 г. с использованием данных социологического исследования по изучению общественного мнения. Показана актуальность изучения общественного мнения о состоянии криминогенной обстановки и анализа оценки гражданами деятельности ОВД, так как это позволяет выявить проблемные моменты во взаимодействии населения и полиции, а также обозначить управляемые факторы, требующие экстренного воздействия.
Приведены данные социологических исследований о деятельности органов внутренних дел, проводимых группой сотрудников Волгоградской академии МВД России. Полученные результаты подтверждают мнение и практических работников волгоградской полиции о том, что одной из причин увеличения количества обращений граждан в полицию явились мероприятия в рамках реформирования МВД России, направленные на открытость и публичность деятельности органов внутренних дел.
Вместе с тем результаты исследования показали существование определенной напряженности в отношениях населения и полиции, в основе которой — неудовлетворенность значительной части граждан деятельностью правоохранительных органов. Эта неудовлетворенность в определенной мере связана с тем, что реально функционирующие органы внутренних дел не соответствуют тому образу стража порядка, который создан воображением населения.
Ключевые слова: криминогенная обстановка, состояние и предупреждение преступности, удовлетворенность деятельностью полиции, реформа органов внутренних дел, общественное мнение, социологическое исследование, доверие и взаимодействие, средства массовой информации.
N. N. Demidov, A. N. Tyumencev
CRIMINOGENIC SITUATION IN THE VOLGOGRAD REGION AS VIEWED BY THE PUBLIC
The article analyzes crime situation in the Volgograd region and results of police work on providing public order and safety according to the data of 2013 and sociological research on public opinion. The author emphasizes the importance of studying public opinion on criminogenic situation and analyzing citizens' evaluation of interior bodies' activity. The article presents the data of sociological research on interior bodies' activity conducted by a group of officers of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia. The outcomes of the research confirm the opinion of field officers of the Volgograd police that some of the reasons for increased number of citizens applying to police were activities conducted within reforms of the Ministry of the Interior of Russia. In addition research outcomes showed existence of certain tension in relations between community and police. Currently operating interior bodies don't coincide with the image of guardian of order created in the minds of community members.
Keywords: criminogenic situation, crime situation and prevention, satisfaction with police activity, reform of the interior bodies, public opinion, sociological research, trust and interaction, mass media.
Организация деятельности органов внутренних дел на принципах тесного партнерства полиции и населения является важнейшей проблемой в современной России. Основой гражданского общества, становление которого происходит в настоящее время в нашей стране, является общественное согласие, т. е. взаимодействие всех институтов государства и населения. Организация такого взаимодействия с населением для органов внутренних дел является одним из действенных рычагов решения поставленных перед полицией задач.
Следует подчеркнуть, что потребность в знании общественного мнения по вопросам, связанным с деятельностью правоохранительных органов, продолжает расти, что подтверждается востребованностью результатов исследования прошлых лет управленческими аппаратами органов внутренних дел [1]. Сотрудникам ОВД подобное знание помогает решать задачи социального и правового характера. Это возможно прежде всего потому, что: во-первых, социальная природа полиции такова, что она не может не взаимодействовать с гражданами, трудовыми коллективами и общественными организациями; во-вторых, ОВД
могут эффективно функционировать лишь в том случае, если они используют социальную информацию, содержащуюся в общественном мнении.
В законе «О полиции» среди приоритетных задач выделен курс на переход от количественных показателей в оценке работы полиции к качественным [2]. И одним из таких качественных показателей предполагается общественное мнение о работе полиции. Актуальность изучения общественного мнения о состоянии криминогенной обстановки и анализ оценки гражданами деятельности ОВД позволяют выявить проблемные моменты во взаимодействии населения и полиции, а также обозначить управляемые факторы, требующие экстренного воздействия [3].
Одним из центров социологических исследований о деятельности ОВД является Волгоградская академия МВД России. Анализ результатов многолетних исследований дает достаточно большой материал для характеристики отношений населения к ОВД и вместе с тем позволяет рассмотреть проблемы взаимоотношений населения и полиции [4].
Социологической группой по изучению общественного мнения о деятельности ОВД Волгоград-
ской академии МВД России в июне — июле 2013 г. проводилось очередное социологическое исследование на тему «Отношение населения к органам внутренних дел и реформе МВД».
В рамках проекта были получены следующие данные: об отношении населения к деятельности ОВД и оценка этой деятельности, об источниках получения информации о деятельности ОВД, об уровне доверия населения полиции и другим правоохранительным органам, об отношении населения к реформе МВД.
В ходе социологического исследования анализировались проблемы преступности, беспокоящие население г. Волгограда. Респондентам был задан вопрос о степени их обеспокоенности преступными посягательствами. Оказалось, что в той или иной мере состоянием преступности в районе проживания обеспокоены 67,1 % опрошенных, что почти не отличается от результатов опроса прошлого года (68 %). Причем сильно обеспокоены этими проблемами 13,7 % респондентов, это также соответствует результатам прошлогоднего опроса. Таким образом, результаты исследования показывают, что уровень тревожности населения г. Волгограда по поводу преступных посягательств несколько стабилизировался. Вместе с тем уровень уверенности в защищенности своих личных и имущественных интересов у респондентов снизился по сравнению с уровнем 2012 г., о чем свидетельствуют ответы граждан на вопрос анкеты о степени уверенности в защищенности их интересов. В той или иной степени не уверены в защищенности своих личных и имущественных интересов 49,9 % опрошенных, что почти на 9 % больше, чем в прошлом году.
Респондентам также было предложено оценить (субъективно) уровень преступности в местах их проживания. О высоком уровне преступности заявили 18,8 % опрошенных. 47,7 % респондентов указали на средний уровень и 24,7 % отметили низкий уровень преступности. Таким образом, оценка уровня преступности в районе проживания респондентов позволила нам определить его как «средний».
Данные социологического опроса подтверждают мнение и практических работников волгоградской полиции о том, что одной из причин увеличения количества обращений граждан в ОВД явились мероприятия в рамках реформирования МВД России, направленные на открытость и публичность деятельности органов внутренних дел.
В период с 2009 по 2013 гг. число зарегистрированных заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях на территории Волгоградской области возросло на 7,7 % (с 446 272 до 480 485; +34 213); с увеличением их количества увеличивается и нагрузка на сотрудников полиции. Вместе с тем обращает на себя внимание продолжающееся на протяжении ряда лет снижение числа регистрируемых преступлений как в целом по России, так и по ЮФО, в том числе и на территории Волгоградской области. Динамика снижения регистрируемых преступлений на территории области составила: в 2009 г. — 3,4 %, в 2010 г. — 9,4 %, в 2011 г. — 11,5 %, в 2012 г. — 2,2 %, в 2013 г. — 6,7 %. По итогам работы за 12 месяцев 2013 г. количество зарегистрированных преступлений на территории области снижено на 6,7 % (с 39 143 до 36 507, или -2636). В целом по России снижение составило 4,2 %. Статистические данные за последние годы свидетельствуют также о наметившейся тенденции сокращения общего числа поставленных на учет тяжких и особо тяжких преступлений. Так, в 2013 г. динамика сокращения в сравнении с данными 2012 г. составляет 9 %, при этом удельный вес в общем массиве преступлений сократился на 0,5 % и составил 22,5 % [5, с. 6].
Заслуживают внимания результаты социологического опроса по определению уровня виктимно-сти населения г. Волгограда. Когда перед респондентами был поставлен вопрос, были ли они жертвами преступных посягательств в течение прошлого года, то оказалось, что уровень виктим-ности по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 3,6 % и составил 17,3 %. При сопоставлении с результатами прошлых лет обнаруживается явная тенденция снижения уровня виктимности населения г. Волгограда. В 2011 г. виктимность составила 28,2 %, в 2012 г. — 20,8 %. Эти данные опять-таки созвучны с анализом криминогенной обстановки, проведенным сотрудниками ГУ МВД России по Волгоградской области, которые отмечают в структуре преступности снижение преступлений против личности (ст. 105 — 157 УК РФ) на 7,8 % (с 6 672 до 6 150). При этом доля этих деяний в общем массиве по отношению к данным 2012 г. понизилась на 0,2 % и составила 16,9 % [5, с. 7].
По сравнению с данными 2012 г., сократилось количество развратных действий (ст. 135 УК РФ) на 97,3 % (с 264 до 7), действий сексуального ха-
рактера с лицом, не достигшим 14 лет (ст. 134 УК РФ), — на 77,9 % (с 77 до 17).
При этом, несмотря на снижение числа преступлений против личности, увеличилось количество насильственных действий сексуального характера на 13,6 % (с 88 до 100), фактов угрозы убийством или причинения тяжкого вреда здоровью — на 6,8 % (с 607 до 648), умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью — на 3,8 % (с 640 до 664), умышленного причинения тяжкого вреда здоровью — на 1,1 % (с 556 до 562) [5, с. 8].
Анализируя мнения населения о причинах достаточно высокого уровня преступности, следует обратить внимание на то, что респонденты в определенной степени связывают страхи перед преступностью с мигрантами, приехавшими из Средней Азии и Северного Кавказа. Причем мигранты из Северного Кавказа вызывают большие опасения в подобном смысле преступности. Об этом свидетельствуют ответы на вопросы, которые были поставлены в ходе опроса: «Как Вы считаете, представляют ли большую угрозу общественному порядку и безопасности выходцы из Северного Кавказа и Средней Азии, легально проживающие в Вашем городе, чем другие группы населения?».
На этот вопрос респонденты ответили следующим образом: 44,6 % отметили, что выходцы из Северного Кавказа представляют большую угрозу общественному порядку, чем другие группы населения, 39,6 % заявили, что они представляют такую же угрозу, как другие группы; 30,3 % считают, что выходцы из Средней Азии представляют большую угрозу, чем другие группы населения, и 43 % заявили, что они представляют такую же угрозу, как другие группы. В данном случае ответы респондентов г. Волгограда похожи на ответы жителей других мегаполисов, несмотря на то, что численность лиц, причисляющих себя по национальному признаку именно к народам Северного Кавказа и жителям Средней Азии, в городе относительно невелика.
По данным ГУ МВД по Волгоградской области, в 2013 г. общее количество раскрытых преступлений снизилось на 6,1 % и составило 20 981 (АП — 22 345), в том числе расследованных в форме предварительного следствия (-11,3 %) и в форме дознания (-0,5 %). Из общего количества преступлений раскрыто 57,5 % (АП — 57,6) [5, с. 9].
Вышесказанное не могло не отразиться на общественном мнении и степени доверия. К сожалению, наблюдается снижение уровня доверия
полиции по сравнению с 2012 г.: из 547 опрошенных респондентов в 2013 г. около половины, а точнее 49,3 %, так или иначе доверяют местной полиции, 40,6 % — в той или иной степени не доверяют полиции, и 10,1 % затруднились с ответом на этот вопрос. То есть на 5 % уменьшилось количество респондентов, в полной мере доверяющим местным ОВД, и на 12,6 % увеличилось количество тех респондентов, кто скорее не доверяет, чем доверяет сотрудникам местных ОВД.
В ходе опроса была затронута дополнительная проблема, показывающая отношение населения к деятельности ОВД. Респондентов спросили, насколько полиция, по их мнению, хорошо справляется со своими обязанностями. Оказалось, что 35,8 % респондентов оценивают работу полиции на хорошо и отлично, и 17,7 % поставили низкую оценку ее деятельности. В соотношении с прошлым годом оценки деятельности полиции практически не изменились.
Немаловажным показателем доверия граждан к правоохранительным органам является их обращение в ОВД за помощью. В ходе опроса респондентам был задан вопрос: «Если вы подверглись преступным посягательствам, то обращались ли по этому поводу в органы внутренних дел?». Оказалось, что из числа опрошенных, подвергшихся преступным посягательствам, в ОВД обратилось 40 % опрошенных; 60 % респондентов, подвергшихся преступным посягательствам, не обращались в ОВД по этому поводу. В чем причины?
Отмечая причины подобной ситуации, респонденты указали:
— не верю, что помогут — 27 % от числа не обращавшихся в ОВД, но подвергшихся преступным посягательствам;
— из-за боязни потерять время — 29 %;
— из-за незначительности понесенного ущерба — 19 %.
Таким образом, более 50 % респондентов, подвергшихся преступным посягательствам, не обращались в правоохранительные органы преимущественно по причинам негативной мотивации.
В ходе социологического исследования был задан вопрос: «Удовлетворены ли Вы мерами, принятыми по поводу Вашего обращения?». Оказалось, что удовлетворены — 54 % из обращавшихся в ОВД, не удовлетворены — 46 % из них.
Эти данные перекликаются с выводами аналитиков ГУ МВД по Волгоградской области о том,
что по-прежнему одним из распространенных нарушений учетно-регистрационной дисциплины является укрытие преступлений путем необоснованного вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Наряду с этим отмечается еще одна проблема. По данным ГУ МВД России по Волгоградской области, среди сотрудников служб наибольшее количество нарушений законности допущено сотрудниками следующих подразделений: участковых уполномоченных — 464 сотрудника совершили 2 338 нарушений (АП-438\1713), уголовного розыска — 188/791 (АП — 140/478), дознания — 133/765 (АП—146/786) [9]. А ведь именно по их деятельности в первую очередь население судит о работе правоохранительных органов, так как чаще всего соприкасается с ними.
Следует отметить, что данные социологического опроса, проведенного в Волгограде, также свидетельствуют о проблемах во взаимоотношениях полиции и граждан. И отношение к полиции со стороны населения во многом зависит от поведения самих сотрудников. На вопрос, поставленный перед респондентами: «Приходилось ли наблюдать действия сотрудников ОВД, при которых допускались нарушения прав граждан», 23,6 % опрошенных ответили утвердительно. О каких же нарушениях со стороны полиции указывают в анкетах респонденты? О вымогательстве со стороны полиции заявили 26 % респондентов, наблюдавших различные нарушения сотрудников органов внутренних дел. 25 % опрошенных указали на грубость, бестактность полицейских, а 20% — использование служебного положения в личных целях; 17 % — искажение фактов.
Одним из показателей доверия граждан к правоохранительным органам является оказание ими помощи сотрудникам полиции. В ходе социологического исследования респондентам был задан вопрос: «Приходилось ли Вам оказывать помощь органам внутренних дел за последние 12 месяцев?». Уровень содействия полиции по ответам респондентов остается таким же, как и в прошлом году.
В ходе исследования была затронута проблема
Примечания
условий, при которых респонденты готовы содействовать сотрудникам полиции. На данный вопрос ответили 238 респондентов. Среди них наиболее распространенными являются следующие ответы: «При условии, если ко мне обратятся» (30 %); «При условии, если эта помощь будет правильно организована и она даст хороший результат» (24 %); «Если пойму, что делаю нужное дело» (21 %). Подобный фактор является немаловажным: население ждет от полиции более высокого уровня практической организации взаимодействия с населением. Подтверждением этого является то, что наименьшей популярностью пользовались такие ответы, как: «При условии оплаты или другой формы вознаграждения» — 5 %.
Результаты исследования показали существование определенной напряженности в отношениях населения и ОВД. Ее основой является неудовлетворенность значительной части граждан деятельностью правоохранительных органов. Эта неудовлетворенность в определенной мере связана с тем, что реально функционирующие ОВД не соответствуют тому образу стража порядка, который создан воображением населения (не без участия СМИ) и который рассматривается в качестве образца для сравнения. И, несмотря на то, что за последние годы наблюдается снижение уровня преступности, о чем свидетельствуют и уголовная статистика, и результаты социологического исследования, степень доверия полиции со стороны населения остается низкой. Граждане не связывают позитивные изменения в криминогенной обстановке с работой полиции. В определенной мере эта неудовлетворенность связана с тем, что проведенная реформа милиции не явилась с точки зрения населения поворотным этапом в деятельности ОВД. Так, анализируя результаты социологических опросов 2011—2013 гг., можно сделать следующие выводы: большинство респондентов относится к реформе скептически; только 20 % респондентов считают, что принятие закона «О полиции» положительно отразилось на работе МВД, а 50,4 % опрошенных считают, что ничего не изменилось.
1. Демидов Н. Н., Зуева О. В. Реформирование ОВД в России глазами населения Волгограда (по материалам регионального социологического исследования) // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4 (27).
2. О полиции: федер. закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Демидов Н. Н., Зуева О. В. Общественное мнение о деятельности полиции: учеб. пособие. Волгоград, 2011.
4. Reynolds K. Michael, Semukhina Olga B., Demidov Nicolai N. A Longitudinal Analysis of Public Satisfaction with the Police in the Volgograd Region of Russia 1998—2005 // International Criminal Justice Review. 2008. June. Vol. 18. № 2. Р. 158—189.
5. Сведения о состоянии преступности и основных результатах оперативно-служебной деятельности органов и подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области в 2013 г. // Комплексный анализ.
© Демидов Н. Н., Тюменцев А. Н., 2014
* * *
М. А. Желудков
ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНЫХ ЗАЩИТНЫХ МЕР
В МЕХАНИЗМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРЫСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
В статье дается обоснование реализации системных защитных мер в механизме предупреждения корыстной преступности. В научной литературе и практической деятельности реакция государства и общества на корыстный вид преступлений терминологически обозначается неоднозначно. В содержание понятия предупреждения преступности закладывается прямая зависимость проводимых мероприятий от последствий преступности, где за увеличения количественных величин всегда отвечают правоохранительные органы, в то время как ответственность во многих конкретных случаях следует разделять с законодателями и органами исполнительной власти. Специальное предупреждение сориентировано преимущественно на силовые, уголовно-репрессивные средства и методы, что было в какой-то степени оправдано в ситуации социалистического общества, характеризующегося полным государственным контролем во всех сферах деятельности. В настоящее время необходимо настойчивей указать, что ликвидация корыстной преступности не только невозможна в отдаленном будущем, но и не должна быть целью предупреждения преступности. Формирование систем обеспечения защиты личности, общества и государства от корыстных преступлений против собственности влечет изменение существовавшей системы предупреждения этих преступлений.
Ключевые слова: собственность, право собственности, защита от корыстных преступлений против собственности, предупреждение преступности.
M. A. Zheludkov
RATIONALE THE IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM OF PROTECTIVE MEASURES
IN THE PREVENTION MECHANISM ACQUISITIVE CRIME
In scientific literature and practical activities reaction of the state and society to a mercenary type of crimes is terminologically designated ambiguously. Though the property acts not only a basis of the economic relations in society, but also object of special protection. Crimes against property have essential destructive impact on activity of society, on safety of the state, violate basic rights and freedoms of his citizens, causing social injustice and intensity in society. The domestic system of criminal and legal and criminological safety only partially controls dynamics of crimes for profit against property, but poorly interferes with emergence and change of sources of criminal danger. In contents of modern programs of the prevention of crimes wider purposes and tasks that excludes possibility of allocation of special subjects of the planned activity and the organization of controlled monitoring of the decisions made in this sphere are initially put. In article the complex of topical issues of realization of system measures of protection in the mechanism of the prevention of mercenary crime in Russia is investigated.