Список библиографических ссылок
1. Зуев С. В. Уголовно-процессуальные и оперативно-разыскные средства противодействия организованной преступности: монография. Челябинск, 2007.
2. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 14 февраля 1999 г. по жалобе граждан М. Б. Никольской и М. И. Сапронова на нарушение их конституционных прав Федеральном законом «Об оперативно-розыскной деятельности» № 18-0// Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 1999. № 3.
3. Комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу Российской Федерации / под общ. ред. А. И. Ба-стрыкина. М., 2008; Суть суда. Интервью Председателя Следственного Комитета России А. Бастрыкина «Российской газете» о законопроекте по обеспечению объективной истины // Рос. газ. 2012. 16 марта.
4. Михайловская И. Б. Настольная книга судьи по доказыванию в уголовном процессе. М., 2006.
5. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 1. 2-изд. М., 1955. С. 159.
6. Поляков М. П., Рыжов Р. С. Использование результатов оперативно-разыскной деятельности в уголовном процессе как правовой институт: монография. М., 2006. С. 108, 109.
© Печников Г. А., Назаров С. Д., Шинкарук В. М., 2014
* * *
А. В. Сухинин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ ВО ВНЕШНЕЙ СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИЦИИ
Статья начинается с раскрытия понятия конфликта и классификации его участников во внешней сфере управления полиции. Конфликт рассмотрен как социальное явление с позиции практической конфликтологии, философии и социологии, проанализированы основные положения конфликта, по схеме полицейский — правонарушитель. Раскрыты структура и стадии конфликта применительно к профессиональной деятельности полицейских. Исходя из общепризнанных, базовых положений конфликта, в статье полно, четко и в логической последовательности раскрыты причины конфликта личности с обществом, законом, и участия полиции, которая объективно в силу своей специфики вступает в конфликт с гражданами-правонарушителями. Определены группы признаков, характерные для процесса конфликта между полицией и правонарушителями, и не только. Выделены преимущества сотрудников полиции в конфликтной ситуации. Далее на основе вышеизложенного автором дано научное понятие конфликта, в который вовлекаются сотрудники полиции. В статье положительно отмечается, что в Академии управления МВД России введен курс «Практической конфликтологии», указаны основные задачи данного курса. Далее рассмотрены причины возникновения конфликта по вине сотрудников полиции. Приведена таблица эмпирических данных по причинам возникновения конфликтов с гражданами на основе опроса 812 полицейских рядового и начальствующего состава, а также результаты опроса 564 жителей г. Москвы, Волгоградской области и ряда других регионов. Приведены мнения полицейских и мнения граждан на причины возникновения конфликта между ними и пути их разрешения.
Ключевые слова: конфликты, причины конфликтов, противоречия, полиция, население, внешняя сфера управления полиции.
A.V. Sukhinin
COMMON CHARACTERISTICS OF THE CONFLICTS
IN THE EXTERNAL SPHERE OF POLICE MANAGEMENT
The article starts with the defining the definition «conflict» and classification of its participants in the external sphere of police management. Conflict is analyzed as a social phenomenon from the positions of the practical conflictology, philosophy and sociology. The main points on the conflict scheme police officer — offender are
shown. According to the professional life of the police workers structure and stages of conflict are revealed. Following the logical structure the author examines the causes of conflict of the personality with the society, law and police participating in the conflict with the citizens-offenders. The groups of features typical for the conflict process are offered. Advantages of the police workers in the process of conflict are revealed. The author gives the definition of conflict involving police officers and also underlines the positive effect of the training course «Practical Conflictology» at the Academy of Management of the Interior Ministry of Russia. The causes of the conflict because of the police are examined. According to the interviewed 812 police workers (ordinary and chief staff) and 564 citizens of Moscow, Volgograd region and et al the table with empiric data of conflict causes is carried out. The opinions of the police workers and the citizens on conflict and ways of its solving are given.
Keywords: conflicts, causes of conflicts, controversial, police, population, external sphere of police management.
Конфликт (от латинского conflictus) означает столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие, острый спор [1, с. 96]. Под конфликтом в самом общем смысле понимают взаимодействие, общение субъектов, обладающих несовместимыми целями или способами достижения этих целей [2, с. 100]. Оппонентами в конфликте выступают любые сложные образования, состоящие из отдельных лиц, групп, подразделений, организаций. В одном случае это может быть взаимодействие двух людей (например, сотрудник полиции и гражданин), в другом — сотрудников полиции и нескольких граждан, в третьем — начальника и подчиненных и т. д.
Конфликт — явление социальное. Бесконфликтным развитие общества не бывает. «Противоречивость, — утверждал Гераклит, — сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается» [3, с. 44].
Диалектический материализм рассматривает конфликт как одну из многообразных форм проявления и развертывания диалектических противоречий, а именно как стадию их крайнего обострения. Характеризуя развитие противоречий, Ф. Энгельс писал: «...если бы все противоречия были бы раз и навсегда устранены, то мы пришли бы к так называемой абсолютной истине, всемирная история была бы закончена и в то же время должна была бы продолжаться, хотя ей уже бы ничего не оставалось делать. Таким образом тут получается новое неразрешимое противоречие» [4, с. 11].
Следует отметить, что диалектика не ставит знака равенства между противоречием и конфликтом. Конфликт — лишь одна из многообразных форм проявления диалектического противоречия, наряду, например, с несоответствием, различием и другими понятиями.
В ряде отечественных философских и социологических работ раскрывается характер движущих противоречий общества, намечаются пути их разрешения, предлагается классификация противоре-
чий по их значению и месту (основные, неосновные), по виду (внутренние, внешние). Проводится генетическое (историческое) разделение противоречий: противоречия унаследованные социализмом, порожденные им, общесоциологические и другие виды и типы.
Практически все исследователи разделяют положение о том, что детерминация конфликта определяется взаимодействием объективных и субъективных факторов: первые создают потенциальную возможность конфликта, вторые — возможность его реализации. Среди субъективных факторов особое значение имеет склонность личности к выбору той или иной тенденции поведения в той или иной ситуации. Она определяет и то, как человек воспринимает создавшуюся ситуацию, себя и поведение другого человека, и то, как будет развиваться конфликт, какую стратегию поведения он выберет: деструктивную или конструктивную. Конфликт — важный способ разрешения противоречий в жизни людей, и при его управляемом характере конструктивная часть может преобладать. Структура конфликта включает в себя три основных элемента: 1) конфликтную ситуацию; 2) конфликтное поведение; 3) исход (разрешение) конфликта. Конфликтная ситуация в то же время включает в себя: стороны конфликта; условия, среду, окружение; предмет конфликта; причины, глубинные противоречия конфликта; представления конфликтующих сторон о себе, о противнике, о среде; мотивы и цели конфликтующих сторон; психическое состояние участников конфликта [5, с. 135—145].
Для более полного, точного определения конфликта, применительно к рассматриваемой теме конфликтов полиции с населением, необходимо в первую очередь иметь ясное представление о функциях, системе, правовой основе деятельности полиции, а также контингенте лиц, вступающих с ней в конфликт.
Функциональная роль правоохранительной деятельности в государственно-организованном обществе обусловлена внутренними свойствами самого права. Она вытекает из положения права в обществе как регулятора общественных отношений. Правовые нормы, представляя собой систему общеобязательных, гарантированных государством правил поведения, обеспечиваются в процессе реализации силой аппарата государственного принуждения. Сам факт существования права говорит о необходимости косвенного и прямого принуждения и, следовательно, необходимости правоохранительной деятельности.
Полиция, являясь представителем государственных органов исполнительной власти, вступает в различные государственно-правовые отношения, причем эти правоотношения в подавляющем большинстве есть отношения власти и подчинения. Лицо, совершившее правонарушение, ставит себя в определенное, а конкретно — в административное либо уголовно-правовое отношение к государству, а не к его органам. Но поскольку правоохранительные органы, в частности полиция, действуют от имени и по поручению государства, на их плечи и ложится бремя правосубъектности государства в этих отношениях.
Основной причиной, порождающей эксцессы, в которые вовлекаются сотрудники полиции, является конфликт личности с обществом, законом, завершающийся тем или иным правонарушением. Известно, что социальная позиция индивида в обществе определяется конкретным соотношением личного и общественного.
Проведенные исследования показали, что конфликты сотрудников полиции с населением имеют общие признаки, характерные для всех социальных и межличностных конфликтов в различных сферах трудовой деятельности, и специфические, отражающие специфику деятельности сотрудников полиции. К первой группе признаков следует отнести:
а) противоборство взаимодействующих сторон;
б) осознание, осмысливание участниками конфликтной ситуации (хотя бы одной из сторон), что положение действительно конфликтное;
в) несовместимость целей, интересов, которые преследуют взаимодействующие стороны и являются для них существенными.
Эти общие признаки достаточно полно рассмотрены в работах А. Г. Ковалева, Н. В. Гришиной, Э. А. Орловой, А. И. Китова, О. Я. Баева, И. Б. Пономарева, А. Н. Сухова и др.
Во второй группе признаков следует отметить, что сотрудник полиции, вступая в конфликт, обла-
дает статусом представителя власти, действует от имени государства на основании закона, защищает интересы общества и поэтому имеет ряд преимуществ по сравнению с правонарушителями, преследующим собственные, как правило, корыстные цели. «Очевидно лишь, что общественные институты, выступающие на основе закона и от имени государства, представляют собой оппонентов высшего ранга и в любом конфликте обладают наибольшей «силой», — отмечают в своей работе Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк [6, с. 13].
Говоря о преимуществах сотрудников полиции в конфликтной ситуации, выделяют:
— преимущества, определяемые самой целью деятельности, соответсвующей интересам всего общества, основанной на законах, что дает ему огромное моральное преимущество по сравнению с лицами, нарушившими закон, которые осознают свой конфликт не только с данным сотрудником полиции, но и с государством, со всем обществом;
— предупреждение и снятие конфликтов, обеспечиваемые формализованностью общения. Подобная формализованность создается процессуальным законом, регламентирующим права в общении сотрудника полиции, обязанности в общении всех граждан. В каждом случае закон охраняет от возможного возникновения конфликтов, указывая путь их разрешения, облегчая ликвидацию конфликтов;
— возможность снятия конфликтов за счет повышенной информированности, что очень важно для планирования и прогнозирования общения. Как правило, сотрудник полиции всегда имеет возможность предварительно собрать сведения о личности, он больше проинформирован о ситуации предстоящего общения, о путях его реализации. Наличие такого преимущества в конечном итоге дает возможность ликвидировать конфликт путем достижения позитивных целей.
Таким образом, конфликты, в которые вовлекаются сотрудники полиции при исполнении служебных обязанностей, — это правоотношения, возникающие по поводу предупреждения и разрешения обостренных противоречий, в основе которых лежит правонарушение, выражающая в противоборстве сторон, одна из которых защищает интересы общества (государства), а другая — узкокорыстные, свои, личные, наносящие вред общественным.
В целях психологического обеспечения профилактики конфликтов и делинквентного поведения сотрудников полиции в кадровых аппаратах гор-райорганов внутренних дел организована психо-
логическая служба с введением штатных психологов. В Академии управления МВД России введен курс «Практической конфликтологии», основными задачами которого являются следующие:
— формировать понимание обучаемыми природы, закономерностей и механизмов возникновения и разрешения конфликтов среди сотрудников ОВД, знание ключевых положений практической конфликтологии, необходимый уровень конфликтологической компетентности практического психолога ОВД;
— развивать основные качества и навыки обучаемых, необходимые для эффективных действий в ситуации конфликта, а также в ходе делового и служебного взаимодействия;
— использовать технологию работы с различными видами конфликтов применительно к различным ситуациям деятельности персонала полиции.
В юридической науке и управленческой литературе источник конфликта представлен как расхождение личных интересов и требований закона. Проведенный нами анализ позволил выделить
Из приведенных ответов респондентов следует, что основной причиной возникновения конфликтов с населением по вине полиции является их недостаточная профессиональная подготовка, далее следует грубое и бестактное обращение с гражданами, на третьем месте — выработавшийся стереотип поведения в аналогичных ситуациях, не учитывающий особенностей момента , а также низкий уровень общей культуры и нежелание сдерживать себя при обращении с гражданами.
В свою очередь, по мнению сотрудников полиции, основными причинами возникновения конфликтов по вине населения, в которые они обязаны
две группы конфликтов, возникающих между сотрудниками полиции и населением:
а) сотрудник полиции вторгается в уже возникший конфликт. По долгу службы он пресекает противоправные действия (например, хулиганство, кражу, разбой), которые могут повлечь тяжкие последствия;
б) конфликты, порождаемые самими сотрудниками полиции при осуществлении правоохранительных функций (например, грубое или нетактичное поведение сотрудника полиции при производстве обыска у лица, подозреваемого в совершении преступления, физическое насилие при допросе и т. п.).
В ходе проведенного нами исследования было опрошено 812 сотрудников рядового и начальствующего состава в ряде МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ на предмет причин возникновения конфликтов. На вопрос анкеты, каковы основные причины возникновения конфликтов по вине сотрудников полиции, от респондентов были получены следующие ответы (табл. 1).
вступать, пресекая их неправомерные действия, являются следующие:
— нарушения административного и уголовного законодательства;
— неповиновение законному требованию сотрудника полиции;
— воспрепятствование восстановлению истины по уголовному делу, дознанию, материалу проверки;
— оказание насилия или попытки оказать физическое насилие над сотрудником полиции;
— оскорбление и угрозы расправы над сотрудником полиции.
Таблица 1
Причины возникновения конфликтов с гражданами по вине сотрудников полиции (ответы респондентов по регионам, в %)
Варианты ответов Г О Р О Д А
Барнаул Волгоград Москва Мурманск Тверь
Низкий уровень общей культуры 13 11 9 7 13
Грубое и бестактное обращение с гражданами 28 17 25 18 14
Честолюбивое желание проявить свои власт-
ные полномочия 14 9 17 13 18
Выработавшийся стереотип поведения 17 14 15 11 9
Недостаточная профессиональная подготовка 44 35 41 38 45
Нежелание сдерживать себя при обращении
с гражданами 13 11 13 9 8
Профессиональная деформация 13 8 14 11 9
Злоупотребление или превышение должно-
стными полномочиями 9 13 15 6 19
Иные причины 3 2 6 4 3
Не ответили на вопрос [7] 5 5 3 8 2
Опрошенные 562 жителя Москвы, Волгоградской, Тверской, Мурманской областей, Алтайского края, вступавшие в конфликт с полицией по самым разным поводам, указали причинами возникшего конфликта наряду с другими чувство вседозволенности сотрудников полиции (62 %), грубое и бестактное обращение с гражданами (36 %), злоупотребление и превышение служебными полномочиями (36 %), обвинительный уклон при проведении проверок и расследовании уголовных дел (23 %), необоснованное применение физического населения (18 %).
Следует отметить, что одной из основных причин возникновения конфликтов полиции с населением, а именно — грубое и бестактное обращение сотрудников полиции с гражданами, назвали обе группы респондентов. Это подтверждает объективность ответов на вопросы анкеты сотрудниками полиции, так как грубость и бестактность органически включает в себя низкий профессионализм, чванство, недостаток культуры, а также элементы профессиональной деформации.
Исследование показало, что респонденты предъявляют примерно равные претензии друг к другу по поводу инициативы возникновения межличностного конфликта. Исключение представляют третьи лица, которыми сотрудники полиции назвали работников местных органов власти и других влиятельных должностных лиц. Граждане считают, что
Список библиографических ссылок
вступают в конфликты в 4,2 раза чаще из-за своих знакомых, родственников, соседей по месту жительства. В конфликтах с полицией участвуют больше мужчин, чем женщин (примерно 3:1). По возрасту это люди от 15 до 60 лет.
Профессор Л. М. Колодкин приводит любопытный факт отношения общества к деятельности полиции России: «Общество не видит и не желает видеть благородства в полицейской службе, а чины полиции, в особенности нижние чины, нередко допускают в своих действиях грубые, непривлекательные, а порою даже и незаконные приемы, которые, главным образом, отдаляют общество от полиции. Благодаря этому общество и не склонно видеть в полицейском деле никакой красоты, никакого благородства, а преимущественно жалуется на полицейскую грубость и насилие» [8, с. 23, 24].
Таким образом, совокупное суждение граждан и сотрудников полиции о природе их непростых взаимоотношений и корнях взаимных противоречий отражает вполне объективные тенденции. Понять их и использовать в деле превращения службы полиции в обслуживающий институт, в «сервисную службу для граждан» — одна из насущных задач нынешней политической власти ради будущего блага всего гражданского общества.
1. Словарь русского языка / под ред. А. П. Евгеньевой, 2-е изд., испр. и доп. М.,1984. Т. 2. С. 96.
2. Дулов А. В. Судебная психология. Минск, 1975. С. 100.
3. Хрестоматия по истории философии. М., 1994. Ч. 1. С. 44.
4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. М., 1980. С. 11.
5. Пономарев И. Б., Трубочкин В. П. Практическая конфликтология для практических психологов органов внутренних дел. М., 1996. С. 7; Пономарев И. Б. Избранные труды: Юридическая конфликтология и психология управления. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 135—145.
6. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание, конфликт! Новосибирск: НАУКА, 1987. С. 13.
7. Сумма, превышающая 100 %, объясняется тем, что респонденты внесли несколько предложений в порядке их значимости.
8. Колодкин Л. М., Костылев А. О. Прохождение службы чинами полиции и жандармерии российской империи в конце XIX—XX веков: лекция. М., 1996. С. 23, 24.
© Сухинин А. В., 2014
* * *