15. URL: http://www.humanrights.com/ru/what-are-human-rights/brief-history/cyrus-cylinder.html (дата обращения: 20.07.2014).
References:
1. Prava cheloveka / pod red. E.A. Lukashevoj. — M.: INFRA-M, 2003. — 35 s.
2. Halikov, A.G. Kratkoe izlozhenie istorii prav cheloveka (na tadzh. jaz.) / A.G. Halikov. — Dushanbe: Maorif va farhang, 2007. — 52 s.
3. Dinorshoev, M. Filosofija. Ch. 1. (na tadzh. jaz). — Dushanbe, 1997. — 40 s.
4. Halikov, A.G. Pravovaja sistema zoroastrizma (drevnee pravo) / A.G. Halikov. — Dushanbe: Maorif va farhang, 2005. — 488 s.
5. Dinorshoev, A.M. Formirovanie idej prav cheloveka v Tadzhikistane: Istorija i sovremennost' / A.M. Dinorshoev, B.A. Safarov. — Volgograd: Izd-vo Volgogradskogo filiala FGBOU VPO RANHiGS, 2014. — 300 s.
6. Perihanjan, A.G. Obshhestvo i pravo Irana v Parfjanskij i Sasanidskij periody / A.G. Perihanjan. — M.: Nauka, 1983. — 383 s.
7. Avesta: izbrannye gimny / per. I.M. Steblin-Kamenskogo. — Dushanbe: Adib, 1990. — 176 s.
8. Nasurdinov, Je.S. Istorija gosudarstva i prava Tadzhikistana. Chast' 1 / Je.S. Nasurdinov, D.S. Safarov. — Dushanbe: Matbaai DMT, 2013. — 168 s.
9. Biblija. Knigi Vethogo Zaveta: Kniga Ezdry. Gl.1. — 500 s.
10. Tahirov, F.T. Deklaracija Velikogo Kira kak istoricheskij istochnik o pravah i svobodah cheloveka // Aktual'nye problemy istorii i teorii gosudarstva i prava v uslovijah
m gosudarstvennoj nezavisimosti Respubliki Tadzhikistan. — Dushanbe: «Donish», 2009. — I 236 s.
к 11. Izrajel', Zh. Kir Velikij / Zh. Izrajel'. — M.: Molodaja gvardija, 2006. — 239 s.
m 12. Nasurdinov, Je.S. Pravovaja kul'tura / Je.S. Nasurdinov. — M.: Norma, 2014. — 113 s.
§ 13. Halikov, A.G. Istorija gosudarstva i prava Tadzhikistana. Chast' 1. Dushanbe 2002.
SE — 43 s.
14. Nasurdinov, Je.S. Deklaracija Kira Velikogo est' reakcija na plemennoe pravosoznanie // Izvestija Akademii nauk Respubliki Tadzhikistan. Otdelenie obshhestvennyh nauk. 2010.
I № 1.
ь 15. URL: http://www.humanrights.com/ru/what-are-human-rights/brief-history/cyrus-
g cylinder.html (data obrashhenija: 20.07.2014).
m Л.Ю. Таова, L.Yu. Taova,
□l кандидат юридических наук, Candidate of Law,
старший преподаватель кафедры senior lecturer
организации правоохранительной North Caucasus Institute for Advanced
36 деятельности, Studies (branch) of the Krasnodar
Северо-Кавказский институт University of the MOI of Russia повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД [email protected]
о
0J
Роль общения в деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка
Аннотация: особенности взаимоотношения сотрудников полиции с различными категориями граждан во многом определяют политические настроения в стране. Отношение населения к органам власти предопределяет эффективность выполнения поставленных перед полицией задач. В связи с этим сотрудникам полиции необходимо обладать соответствующими навыками и умениями для бесконфликтного общения с гражданами. Вместе с тем необходимо отметить, что при общении
о
СП
В
®
с нарушителями общественного порядка, сотрудник полиции также испытывает эмоциональное напряжение. Данный факт может являться причиной его повышенной раздражительности и поводом для возникновения конфликта.
Существует множество психологических тактических приемов, которые могут быть использованы при взаимоотношениях сотрудника с гражданином. Данная статья раскрывает некоторые р особенности указанных приемов. § Ключевые слова: общение, сотрудник полиции, конфликт, ситуация.
The concept of communication and its role
in the staff departments of public order В
ее
Abstract: features relations officers with the citizens of different categories define the political mood in T
the country. How is the population to authorities, determines the efficiency of the police assigned to tasks. л
However, it should be noted that when dealing with violators of public order, the police officer is also H
experiencing emotional stress. This fact is the cause of increased irritability and a reason for conflict. Due T
to this, the police must have the appropriate skills and abilities for conflict-free communication with the е
citizens. There are many psychological tactics that can be used in relations officer with the citizen. This §
article reveals some of the features of these devices. у
Keywords: communication, a police officer, a conflict situation. H
и
Вш
заимоотношения человека с элементами окружающего мира осу- §
ществляются на основе полноценного контакта в целях установления должно- да
го взаимопонимания. Указанные взаимоотношения можно назвать общением. g
Последнее включает в себя определенный обмен информацией между участни- §
ками контакта, что может быть названо коммуникативной стороной общения. |
Данный процесс реализуется взаимодействием посредством слов, действий и g
определенных поступков. Однако в качестве дополнительного элемента обще- g
ния необходимо выделить момент восприятия общающимися друг друга. е
Практически все профессии из ныне существующих предполагают общение Щ
с элементами окружающего мира. Профессия сотрудника органов внутренних ®
дел предполагает взаимодействие с различными категориями граждан. g
При выполнении своих служебных обязанностей сотрудник ОВД должен §
соблюдать нормы морали, исполнять правила служебного этикета, вежливо §
и участливо относиться к окружающим. Как правило, такое поведение оце- О
нивается окружающими положительно и предопределяет соответствующее g
ответное поведение. g
Специфика профессии сотрудника ОВД предполагает конфликтный характер общения с гражданами. Данный факт не может не оказывать не- 37 гативного влияния на всю его работу. В связи с этим сотруднику целесообразно выбирать оптимальный вариант поведения в неприятных и сложных ^ ситуациях, а также находить подход к каждому гражданину, в зависимости ç5 от психофизического поведения последнего. § Как уже было отмечено, в своей деятельности сотрудник полиции руководству- § ется, помимо буквы закона, нормами права и морали. Однако тактика поведения зависит и от конкретного гражданина, с которым сотрудник вступает в связь.
Например, во взаимоотношениях с потерпевшим сотруднику полиции целесообразнее проявить участие, сострадание, готовность помочь, независимо от возможного итога. Так же и во взаимоотношениях с подозреваемым или
su
обвиняемым. Образ сотрудника в данном случае может быть нейтральным (безучастным), положительным и негативным. Однако в данном случае наиболее результативным будет положительное направление, т. к. в случае положительного и доброжелательного отношения к подозреваемому и обвиняемому возможно доверительное отношение со стороны последних, что может результативно сказаться на ходе расследования [1].
На формирование модели взаимоотношений «сотрудник—гражданин» оказывают влияние различные факторы:
— факторы, влияющие на объективную характеристику: то, что воспринимается внешне;
— факторы, влияющие на субъективную характеристику: то, посредством чего формируется отношение к партнеру в зависимости от различных обстоятельств.
При первоначальном контакте сотруднику ОВД рекомендуется устанавливать внешний, психологический контакт с гражданином, без применения физического контакта. Затем следует определять отношение собеседника по мере наблюдения [2].
В связи с этим, чтобы произвести достаточно положительное впечат-х ление, сотруднику полиции необходимо избегать осуждения в отношении ^ контактируемого лица.
^ Однако сотрудникам полиции нередко приходится сталкиваться со стереотипным мышлением людей. В сознании большей части населения работа § сотрудника представляется некачественной и «грубой». В основном такие представления о профессии полицейского базируются на чужом, не всегда ^ положительном опыте. Кроме того, к сожалению, довольно часто поведение <5 сотрудника полиции не соответствует ни нормам морали, ни нормам закона, :: в связи с чем на примере таких полицейских судят о других. ^ Существует множество психологических тактических приемов, которые ° могут быть использованы при общении сотрудника с гражданином: к — произношение сотрудником полиции имени гражданина, к которому т он обращается. Подсознательно произношение чужим человеком имени со-ш беседника вызывает у последнего приятное чувство;
— выражение различного рода переживаний. Этот тактический прием называется в специальной литературе «зеркалом отношений». Чем доброжела-
38 тельнее выражение лица, тем более располагает к себе человек окружающих;
- — употребление тех или иных слов, носящих позитивную эмоциональную
окраску. Обычно их называют комплиментами;
— терпеливое поведение сотрудника полиции при разговоре с гражданином. Сотрудник должен участливо выслушать все доводы и предположения гражданина, независимо от его социального статуса. Более того, безотказно будет действовать заинтересованность личной жизнью собеседника.
Таким образом, используя подобные и многие другие приемы, сотрудник полиции способен расположить к себе собеседника, добиться нужной ему позиции.
Вместе с тем следует рассмотреть тактику поведения и общения сотрудника полиции в конфликтных ситуациях. К сожалению, конфликты являются довольно частым явлением в современной жизни. Они возникают
1Л
о
сч
повсеместно, просачиваются практически во все сферы жизнедеятельности человека. Конфликты всегда сопровождаются стрессами, переживаниями и негативно влияют на психику и здоровье человека [3].
Ввиду того, что деятельность полиции практически всегда связана с раз- р
решением конфликтных ситуаций, изучение данного явления в деятельности §
сотрудником ОВД занимает особое место. о
Конфликты возникают также и в процессе расследования уже совершен- е
ных общественно опасных деяний, т. к. интересы представителей органов Я
внутренних дел и подозреваемых и обвиняемых не совпадают. ш
Для того чтобы действовать в рамках закона и при наличии противо- Я
стояния с противоположной стороны, сотруднику полиции остается при- л
менять только методы принуждения. Данное обстоятельство не может не |
вызвать конфликт. |
Кроме того, в качестве одной из причин возникновения конфликтных „
ситуаций можно назвать повышение недоверия населения к представителям -р
ОВД, снижение авторитета полиции. Это происходит отчасти потому, что со- н
трудники выполняют некоторые функции по охране общественного порядка, |
которые не могут не вызвать противодействия со стороны населения. К таким П
функциям можно отнести, например, меры, применяемые к нарушителям Р
правил парковки, проверку документов у уличных торговцев и другие. з
Вместе с тем необходимо отметить, что при общении с нарушителями ®
общественного порядка сотрудник полиции также испытывает эмоциональ- |
ное напряжение. Данный факт может стать причиной повышенной раздра- |
жительности и поводом для возникновения конфликта. Х8
При этом следует отметить, что конфликт должен быть управляем. Сотрудник ы
полиции должен, и это в его силах, управлять конфликтным процессом и его |о
итогом. В связи с этим полицейскому нужно знать определенные приемы для е
разрешения конфликтных ситуаций. Для этого, прежде всего, следует перевести В
ситуацию с эмоционального уровня на интеллектуальный, т. к. конфликтом Н
движут эмоции. Далее следует представить свою позицию наиболее выгодной и |
выигрышной для собеседника. При этом необходимо предвидеть возможность |
физической агрессии со стороны собеседника. Наиболее успешным разрешением Я
и нейтрализацией агрессивного состояния собеседника является предоставление ^ возможности высказаться, при этом проявляя внимание и уважение.
Главной задачей сотрудника полиции при разрешении конфликтных 39
ситуаций является умелое применение властных полномочий, основных -
правил этики, проявление высокой культуры, коммуникабельности, восприимчивости, наблюдательности и сдержанности. Кроме того, важно учитывать ^ психологические особенности других людей. ^ Особенности взаимоотношений сотрудников полиции с различными о категориями граждан во многом определяют политические настроения в а стране. Отношение населения к органам власти предопределяет эффективность поставленных перед полицией задач. В связи с этим сотрудникам полиции необходимо обладать соответствующими навыками и умениями для бесконфликтного общения с гражданами.
Список литературы:
1. Таова, Л.Ю. Обеспечение контроля за оперативно-розыскной деятельностью — гарантия соблюдения прав и свобод человека и гражданина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 10, ч. 2. — С. 129—131.
2. Таова, Л.Ю. Охрана прав и свобод человека и гражданина в ходе производства предварительного расследования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. — № 12, ч. 2. — С. 192-194.
3. Геляхова, Л.А. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 2. — С. 130—133.
X
со
References:
1. Taova, L.Ju. Obespechenie kontrolja za operativno-rozysknoj dejatel'nost'ju — garantija sobljudenija prav i svobod cheloveka i grazhdanina // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. — 2013. — № 10, ch. 2. S. 129-131.
2. Taova, L.Ju. Ohrana prav i svobod cheloveka i grazhdanina v hode proizvodstva predvaritel'nogo rassledovanija // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. — 2012. — № 12, ch. 2. — S. 192-194.
3. Geljahova, L.A. Ustojchivost' sotrudnikov OVD k jekstremal'nym situacijam sluzheb-noj dejatel'nosti //Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2014. — № 2. — S. 130-133.
к <
m О m
£ IZ
с
о
IZ
к с m О m
□Е
IZ
40
ю
о
0J
А.В. Колесников,
кандидат юридических наук, доцент, кафедра административного и муниципального права, Саратовская государственная юридическая академия В.Н. Батова, кандидат экономических наук, доцент, кафедра прикладной экономики, Пензенский государственный технологический университет А.Ю. Павлов, кандидат экономических наук, доцент, кафедра прикладной экономики, Пензенский государственный технологический университет
A.V. Kolesnikov,
Candidate of Law, Associate Professor, Saratov State Law Academy kaviras@yandex. ru
V.N. Batova,
PhD in Economics,
Associate Professor,
Penza state technological University
batova.v.n@yandex. ru
A.J. Pavlov,
PhD in Economics,
Associate Professor,
Penza state technological University
Институциональные экономико-юридические преобразования, обеспечивающие экономическую безопасность муниципальных образований
Аннотация: в статье рассмотрен процесс обеспечения экономической безопасности на уровне муниципальных образований в период институциональных преобразований, которые обусловили ряда проблем, возникающих при управлении экономическим потенциалом муниципального образования. Цель статьи — исследовать взаимосвязь экономической безопасности и действующего законо-