10. Sorokin, V.V. Juridicheskaja globalistika / V.V. Sorokin. — Barnaul: Tipografija veteranov milicii, 2009. — 700 s.
11. Monten', Sh. Opyty. Polnoe izdanie v odnom tome / Sh. Monten'. — M.: ALFA-KNIGA, 2009. — 1149 s.
12. Morshhakova, T. Sverim pravopisanie / T. Morshhakova, M. Barshhevskij // Rossijskaja gazeta. — 2013. — 24 sent.
13. Gegel', G.V.F. Filosofija prava / G.V.F. Gegel'. — M.: Mysl', 1990. — 524 s.
Б.А. Сафаров,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой прав человека и сравнительного правоведения, Юридический факультет Таджикского национального университета
B.A. Safarov,
Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Human Rights and the Comparative Law of Law Faculty Tajik national University [email protected]
Формирование идей о правах человека в правовой истории Таджикистана (древний период)
Аннотация: актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения истории права народов, в частности, отдельных исторических правовых памятников. Цель статьи — проанализировать процесс формирования и развития идей о правах человека в правовой истории таджиков. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (исторический, диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучных (сравнительный, историко-правовой анализ) методов. Автор делает выводы, что несмотря на относительно недавнюю историю официального признания прав человека как отдельного объекта правового знания, она достаточно богата, и роль правовой истории древних таджиков достаточно велика.
Ключевые слова: история права, права человека, свобода, Авеста, Кир Великий, Декларация Великого Кира, свобода религии, свобода передвижения, признание права, империя.
Formation of ideas about human rights
in the legal history of Tajikistan (ancient period)
Abstract: the relevance of the article is to explore the history of the right of peoples, in particular the various historical monuments legal. The purpose of the article — to analyze the process of formation and development of ideas about human rights in the legal history of the Tajiks. Accomplish the task has been achieved with the help of general scientific (historical, dialectical, analysis, synthesis) and special methods (comparative, historical and legal analysis). The authors conclude that, despite the relatively recent history 31
of formal recognition of human rights as a separate object of legal knowledge, its history is rich enough and -
the role of the legal history of the ancient Tajik sufficiently large.
Keywords: history of law, human rights, freedom, Avesta, Cyrus the Great, the Declaration of Cyrus the Great, freedom of religion, freedom of movement, recognition of the right, the empire.
Несомненно, что современная постановка вопроса о правах человека, при всей своей новизне и особенностях, обусловленных характером мировых цивилизаций, опирается на богатый предшествующий опыт человечества, прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни, правового способа регуляции социальных отношений, как на Западе, так и на Востоке. Изучение данных явлений — одна из важнейших
сторон познания прав человека. Адекватное воссоздание данного процесса возможно только при комплексном изучении всех факторов развития общественной мысли.
Возникновение и развитие теории защиты прав человека имеет долгую и достаточно богатую историю. Можно сказать, что первые знания о правах человека и вообще о праве появились еще до нашей эры. Именно поэтому отмечается, что «права человека — явление социально-историческое» [1, с. 35].
Перечень прав и свобод человека и гражданина, сформированный в настоящее время и закрепленный в международно-правовых документах и конституциях государств, является плодом длительного исторического развития политико-правовой и философской мысли, на основе которой формировались определенные теории и стандарты прав человека, демократического и правового государства. Человечество на протяжении всей своей истории пытается найти пути и способы формирования взаимоотношений индивида и власти. С развитием общества и повышением правосознания более четко формировалась идея ограничения власти, выработки четких правил, в рамках которых строились бы взаимоотношения индивида и государства.
Приступая к изучению вопроса формирования идей прав человека, следует I иметь в виду ряд особенностей. Во-первых, первоначально идеи прав человека ^ формировались не как совокупность правовых норм, а как учения о справед-^ ливости, равенстве, мудрости, разуме и т. д. Во-вторых, на правовую систему < в общем и на формирование идей прав человека в частности на территории § исторического Таджикистана сильное влияние оказали религиозные учения, □Е например, зороастризм и ислам. Как отмечает А.Г. Халиков, начиная с первого тысячелетия до нашей эры и до шестого века нашей эры таджики жили в правовой сфере зороастризма [2, с. 52]. Правовые источники эпохи зороастризма, такие как «Авеста», «Вендидад», «Динкард», «Суждение духа разума» и другие определяли права и свободы человека в те давние времена [2, с. 53]. ° Главным источником зороастризма является Авеста, которая содержит к религиозные гимны, стихотворения, проповеди Заратуштры и легенды Ахура т Мазды и Ахримана. До нас дошли лишь некоторые ее части: Гаты, Ясна, оз Яшты, Виспрад, Хорда Авеста и Видевдат [3, с. 40—42].
Авеста как древняя религиозная книга зороастрийцев, как источник поведения людей, очаг благомыслия, благословия и благодействия для древних народов Средней Азии и Ирана, бесспорно, была единым моральным правовым и религиозным кодексом. Авеста — это источник, определяющий поведение древних арийцев, наполненный моральными, правовыми и религиозными нормами [4, с. 56]. ^ По Авесте, высшим законом, порядком, истиной, высшим благом считается
° Ахура Мазда — всемогущий единый Творец. Ахура Мазда наделил человека разумом и поручил ему скоординировать деятельность сотворенных им элементов. Человек в своей повседневней деятельности обязан не только регулировать и координировать деятельность материального мира, но и, не меняя естественного его развития, направлять движение в необходимое ему русло. Таким образом, человек в своей каждодневной практике, постоянно соприкасаясь с элементами и явлениями материального мира, не только приобретает благие качества и в результате — навыки, знания, опыт, но также своим разумом определяет путь их
с
с
32
развития. Иными словами, человек, используя свет разума, не нарушая баланса и естественного развития природы, не только постепенно меняет материальный
мир, но, самое главное, меняет себя [5, с. 232]. ф
Позже в зороастрийском учении создаются многие религиозно-правовые -§
источники о естественных и социальных правах, среди которых выделяются 1
право на жизнь, право на счастливую жизнь, право на труд, право на свободный §
брак, право на собственность, право на благоприятные условия жизни и т. д. 1
Как отмечает А.Г. Халиков, среди государственно-правовых норм Авесты 1
есть правовые определения, которые устанавливают основные права и обя- ®с
занности зороастрийцев. Согласно Авесте, полноправными считались при- о
верженцы зороастрийской религии [4, с. 73]. При этом они должны были §
соответствовать следующим требованиям: X
— быть по происхождению иранцами;
— быть свободными — азатами;
принадлежать к определенному сословию; к
оплачивать налоги;
и
п
"О ®
— выполнять повинности [4, с. 75; 8, с. 22]. ^
Эти условия имели определенное влияние на положение личности, но В они не являлись основными, и без них и с ними личность могла быть полно- ш
о
правным гражданином. ^
В Авесте мы встречаем нормы, определяющие свободу передвижения, а о также неприкосновенность жилища. «Я разрешаю свободное передвижение 11 и выбор места жительства всем тем, кто со своим домашними животными Т проживает на этой земле» [7, с. 72—76]. А.Г. Халиков, анализируя данные Ж нормы Авесты, указывает, что такое провозглашение принципа свободы пере- к движения и принципа неприкосновенности жилища, вне всякого сомнения, т говорит о рациональности зороастрийской правовой системы [4, с. 77]. §
Другим немаловажным моментом в правовой традиции зороастризма считается обеспечение прав поданных на обращения и должную защиту. Древние цари, по авестийским предписаниям, имели традиции общего й приема народа, на котором слушали обращения, заявления, жалобы, иски и т. п., в результате чего осуществляли судебную власть. А верховным судьей, 11 по зороастрийским учениям, являлся сам Ахура Маздо [6, с. 88]. А.Г. Халиков, ) ссылаясь на знаменитого визиря Сельджукидов — Низамалмулк, приводит следующий рассказ, который ярко иллюстрирует ситуацию с приемом под- 33
данных и принципы правосудия: «Передают, что был такой обычай у царей -
Аджама: в дни Мехргана и Навруза государь делал общий прием, никому не было запрещения. За несколько дней он приказывал всенародно провозгла- 2 шать: "Приготовьтесь к такому-то дню", чтобы каждый успел устроить свои 0 дела. Когда приходил назначенный день, царский глашатай, вставая за воротами базара, кричал: "Если кто помешает в этот день нуждающемуся, царь не станет печься о крови того человека". Затем царь брал заявления от людей, складывал их около себя, просматривая по одному...» [8, с. 89].
Таким образом, царь, как верховный судья, призывал народ на прием для совершения правосудия. В этот день глашатаи царя призывали народ на открытое судебное разбирательство. Каждый имел право заявить о своих нарушенных
правах и требовать от царя справедливого вердикта. Нарушения судебного разбирательства и подачи жалобы карались смертной казнью.
Данные повествования свидетельствуют о том, что еще в древности в рамках действия правовой системы зороастризма были заложены основополагающие начала обеспечения равноправия людей, выступления гарантом главы государства в обеспечении прав и свобод, равноправия в судебных разбирательствах, гласности и др., которые закреплены и в современных международно-правовых актах.
В рамках правовой культуры и правовой системы зороастризма просуществовали и вели свою политическую деятельность и многие государства Древнего мира. Одним из таких государственных образований, можно сказать, империй древнего мира было Ахеманидское государство [8, с. 168], основателем которого был Кир Великий.
Гуманные и толерантные действия Кира Великого нашли свое отражение даже в священной книги христиан — Библии: «В первый год Кира, царя Персидского, во исполнения слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского; и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: Так говорит Кир, царь Персидский: все ^ царства земли дал мне Господь Бог Небесный; и Он повелел мне построить ^ Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее...» [9, с. 500].
к В нашем случае интересным фактом является принятие Киром декларации при вступлении в Вавилонию в 539 году до н. э. Ученые называют ее по-разному: ш «Декларация о свободе совести» [10], «Закон о всеобщей свободе и возможность сти возвращения переселенных народов на свои земли» [11], «Цилиндр Кира» ^ [8, с. 126], «Хартия Кира о правах человека» [8, с. 126], «Декларация Кира Великого <5 о правах человека» [12, с. 113], «Декларация Великого Кира» [13, с. 43; 5, с. 89] и т. д. Но главным остается тот факт, что данный правовой акт, принятый более ^ 2500 лет назад, объявлял неприкосновенными основные права и свободы человека. ^ Таджикский ученый Э.С. Насурдинов, исследуя проблематику фор-к мирования правовой культуры Ахеманидов, в частности, пишет: «При т Ахеманидах уже существовала самостоятельная правовая система и правовой ш порядок, основанные на "дата" ("Закон царя"), нашедшем свое оформление с в Декларации Кира Великого о правах человека. Этот закон был введен не только для собственно персо-таджикского этноса, но и всей мировой им-34 перии, народы которой принадлежали к разным культурам, исповедовали — различные верования» [12, с. 113].
Анализируя Декларацию Великого Кира, мы можем утверждать, что она ^ представляет собой первый нормативный правовой акт, в котором закреплены ° основные права человека, такие как право на жизнь, право на жилище, право на свободное передвижение, право на свободу совести и т. п. Ф.Т. Тахиров отмечает: «Большой заслугой Кира является то, что он всегда, при любых условиях признавал свободу вероисповедания и свободу совести. При всей своей преданности отечественной религии — зороастризму и богу Ахурамазде никогда не допускал неуважения в отношении других религий. Краеугольным камнем этой концепции впервые выступили положения его Декларации» [10, с. 240].
По мнению Ф.Т. Тахирова, Кир предписал и применял названные нормы не только по отношению к своему народу, но и по отношению ко всем
древним народам, которые были насильно переселены в отдельные местности ф
и регионы. Именно поэтому Декларация Кира является источником между- -8
народного права Древнего мира. Она пронизана принципами гуманизма и 8
человечности. Это не случайное провозглашение политико-правовых идей, §
а творение ума, который предвидел судьбу будущего человеческого обще- 1
жития, это, бесспорно, первооснова современной Всеобщей декларации 1
прав человека, точнее — первоначальная стадия становления принципов ®с
прав человека [10, с. 241]. «Декларация Кира Великого о правах человека... о
относится к кругу величайших феноменов исторического, государственно- §
правового, культурного, нравственного порядка» [14, с. 103]. X
Современные исследователи отмечают, что огромным достижением для х
человечества стали следующие действия Кира Великого: освобождение рабов, 0
провозглашение свободы религии и расового равенства. Эти и другие его К
постановления были записаны клинописью на цилиндре из обожженной ш
глины. Известный сегодня как цилиндр Кира, этот древний документ счи- ^
тается первой в мире хартией о правах человека. Он переведен на все шесть В официальных языков Организации Объединенных Наций, отражены в первых четырех статьях Всеобщей декларации прав человека [15].
о
о
"О
Список литературы:
1. Права человека / под ред. Е.А. Лукашевой. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 35 с. О
2. Халиков, А.Г. Краткое изложение истории прав человека (на тадж. яз.) / 0 А.Г. Халиков. — Душанбе: Маориф ва фарханг, 2007. — 52 с. 1
3. Диноршоев, М. Философия. Ч. 1. (на тадж. яз). — Душанбе, 1997. — 40 с. 1
4. Халиков, А.Г. Правовая система зороастризма (древнее право) / А.Г. Халиков. § — Душанбе: Маориф ва фарханг, 2005. — 488 с. §
5. Диноршоев, А.М. Формирование идей прав человека в Таджикистане: до История и современность / А.М. Диноршоев, Б.А. Сафаров. — Волгоград: Изд-во ш Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. — 300 с. Й
6. Периханян, А.Г. Общество и право Ирана в Парфянский и Сасанидский пе- П риоды / А.Г. Периханян. — М.: Наука, 1983. — 383 с. 8]
7. Авеста: избранные гимны / пер. И.М. Стеблин-Каменского. — Душанбе: Адиб, о 1990. — 176 с. а
8. Насурдинов, Э.С. История государства и права Таджикистана. Часть 1 /
Э.С. Насурдинов, Д.С. Сафаров. — Душанбе: Матбааи ДМТ, 2013. — 168 с. 35
9. Библия. Книги Ветхого Завета: Книга Ездры. Гл. 1. — 500 с. -
10. Тахиров, Ф.Т. Декларация Великого Кира как исторический источник о правах
и свободах человека // Актуальные проблемы истории и теории государства и права ^ в условиях государственной независимости Республики Таджикистан. — Душанбе: Дониш, 2009. — 236 с.
о
а а
11. Израэль, Ж. Кир Великий / Ж. Израэль. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 239 с.
о
12. Насурдинов, Э.С. Правовая культура / Э.С. Насурдинов. — М.: Норма, 2014. — 113 с. »
13. Халиков, А.Г. История государства и права Таджикистана. Часть 1. Душанбе: Матбуот, 2002. — 43 с.
14. Насурдинов, Э.С. Декларация Кира Великого есть реакция на племенное правосознание // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. — 2010. — № 1.
15. URL: http://www.humanrights.com/ru/what-are-human-rights/brief-history/cyrus-cylinder.html (дата обращения: 20.07.2014).
References:
1. Prava cheloveka / pod red. E.A. Lukashevoj. — M.: INFRA-M, 2003. — 35 s.
2. Halikov, A.G. Kratkoe izlozhenie istorii prav cheloveka (na tadzh. jaz.) / A.G. Halikov. — Dushanbe: Maorif va farhang, 2007. — 52 s.
3. Dinorshoev, M. Filosofija. Ch. 1. (na tadzh. jaz). — Dushanbe, 1997. — 40 s.
4. Halikov, A.G. Pravovaja sistema zoroastrizma (drevnee pravo) / A.G. Halikov. — Dushanbe: Maorif va farhang, 2005. — 488 s.
5. Dinorshoev, A.M. Formirovanie idej prav cheloveka v Tadzhikistane: Istorija i sovremennost' / A.M. Dinorshoev, B.A. Safarov. — Volgograd: Izd-vo Volgogradskogo filiala FGBOU VPO RANHiGS, 2014. — 300 s.
6. Perihanjan, A.G. Obshhestvo i pravo Irana v Parfjanskij i Sasanidskij periody / A.G. Perihanjan. — M.: Nauka, 1983. — 383 s.
7. Avesta: izbrannye gimny / per. I.M. Steblin-Kamenskogo. — Dushanbe: Adib, 1990. — 176 s.
8. Nasurdinov, Je.S. Istorija gosudarstva i prava Tadzhikistana. Chast' 1 / Je.S. Nasurdinov, D.S. Safarov. — Dushanbe: Matbaai DMT, 2013. — 168 s.
9. Biblija. Knigi Vethogo Zaveta: Kniga Ezdry. Gl.1. — 500 s.
10. Tahirov, F.T. Deklaracija Velikogo Kira kak istoricheskij istochnik o pravah i svobodah cheloveka // Aktual'nye problemy istorii i teorii gosudarstva i prava v uslovijah
m gosudarstvennoj nezavisimosti Respubliki Tadzhikistan. — Dushanbe: «Donish», 2009. — I 236 s.
к 11. Izrajel', Zh. Kir Velikij / Zh. Izrajel'. — M.: Molodaja gvardija, 2006. — 239 s.
m 12. Nasurdinov, Je.S. Pravovaja kul'tura / Je.S. Nasurdinov. — M.: Norma, 2014. — 113 s.
§ 13. Halikov, A.G. Istorija gosudarstva i prava Tadzhikistana. Chast' 1. Dushanbe 2002.
SE — 43 s.
14. Nasurdinov, Je.S. Deklaracija Kira Velikogo est' reakcija na plemennoe pravosoznanie // Izvestija Akademii nauk Respubliki Tadzhikistan. Otdelenie obshhestvennyh nauk. 2010.
I № 1.
ь 15. URL: http://www.humanrights.com/ru/what-are-human-rights/brief-history/cyrus-
g cylinder.html (data obrashhenija: 20.07.2014).
m Л.Ю. Таова, L.Yu. Taova,
□l кандидат юридических наук, Candidate of Law,
старший преподаватель кафедры senior lecturer
организации правоохранительной North Caucasus Institute for Advanced
36 деятельности, Studies (branch) of the Krasnodar
Северо-Кавказский институт University of the MOI of Russia повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД [email protected]
о
0J
Роль общения в деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка
Аннотация: особенности взаимоотношения сотрудников полиции с различными категориями граждан во многом определяют политические настроения в стране. Отношение населения к органам власти предопределяет эффективность выполнения поставленных перед полицией задач. В связи с этим сотрудникам полиции необходимо обладать соответствующими навыками и умениями для бесконфликтного общения с гражданами. Вместе с тем необходимо отметить, что при общении