Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ГОСУДАРСТВО САМАНИДОВ / ГОСУДАРСТВО ТАХИРИДОВ / РАВЕНСТВО / EQUALITY / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / МУДРОСТЬ / WISDOM / РАЗУМ / REASON / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / STATE SAMANID / STATE TAKHIRID

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Диноршоев А.М.

Формирование идеи о надлежащей защите прав человека в Таджикистане имеет долгую и богатую историю, и данный процесс связан с тем, что на территории Таджикистана в различные периоды существовали различные государства. Заметный вклад в становление и развитие идей прав человека принадлежит первым Таджикским государствам - государству Тахиридов и государству Саманидов. Первоначально идеи прав человека формировались не как совокупность правовых норм, а как учения о справедливости, равенстве, мудрости, разуме, гуманизме и т.д. Также на формирование идей прав человека, на территории исторического Таджикистана сильное влияние оказали религиозные учения, в особенности, зороастризм и ислам. В данной статье предпринята попытка проследить тенденции формирования идей прав человека в указанных государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION INSTITUTE OF HUMAN RIGHTS IN THE POLITICAL AND LEGAL HISTORY OF THE TAJIK PEOPLE

The formation of the ideas of human rights in Tajikistan has a long and rich history, and this process is related to the fact that the territory of Tajikistan in different periods, there were various states. Significant contribution to the development of ideas of human rights belongs to the first Tajik state - the State of Tahirids and Samanids state. Initially, the idea of human rights is not formed as a body of law, and as a doctrine of justice, equality, wisdom, reason, humanism, etc. Also the formation of ideas of human rights in the territory of the historic Tajikistan strongly influenced by religious teachings, in particular, Zoroastrianism and Islam. This article attempts to trace the trends shaping the ideas of human rights in these countries.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА»

3. Zanina, M.A. Kollizii norm prava ravnoj juridicheskoj sily (ponjatie, prichiny, vidy) : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk / M.A. Zanina. — M., 2008. — 24 s.

4. Izhikov, M.Ju. Vzaimodejstvie mezhdunarodnogo i vnutrigosudarstvennogo prava v oblasti zashhity prav cheloveka : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk / M.Ju. Izhikov. — M., 2012. — 27 s.

5. Lukashuk, I.I. Mezhdunarodnoe pravo. Obshhaja chast' : uchebnik dlja studentov jurid. fak-tov i vuzov / I.I. Lukashuk. — 3-e izd., pererab. i dop. — M. : Volters Kluver, 2007. — 415 s.

6. Recommendation Rec(2004)5 of the Committee of Ministers to member states on the verification of the compatibility of draft laws, existing laws and administrative practice with the standards laid down in the European Convention on Human Rights of 12 May 2004. — URL. https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=743297 (data obrashhenija: 12.07.2014).

7. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah 1966 g. // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. — 1976. — № 17, st. 291.

8. Konvencija o zashhite prav cheloveka i osnovnyh svobod 1950 g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2001. — № 2, st. 163.

9. O primenenii sudami obshhej jurisdikcii obshhepriznannyh principov i norm mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh dogovorov Rossijskoj Federacii : postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 10 oktjabrja 2003 g. № 5 // Bjulleten' Verhovnogo Suda RF. — 2003. — № 12.

А.М. Диноршоев, А.М. Dinorshoev,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, Associate Professor,

зав. кафедрой конституционного права, Head of the Department of Constitutional Law,

юридический факультет, Law Faculty Tajik National University

Таджикский национальный университет dinorshoev@gmail.com

Формирование института прав человека в политической и правовой истории таджикского народа

Аннотация: формирование идеи о надлежащей защите прав человека в Таджикистане имеет долгую и богатую историю, и данный процесс связан с тем, что на территории Таджикистана в различные периоды существовали различные государства. Заметный вклад в становление и развитие идей прав человека принадлежит первым таджикским государствам — государству Тахиридов и государству Саманидов. Первоначально идеи прав человека формировались не как совокупность правовых норм, а как учения о справедливости, равенстве, мудрости, разуме, гуманизме и т. д. На формирование идей прав человека на территории исторического Таджикистана сильное влияние оказали также религиозные учения, особенно зороастризм и ислам. В данной статье предпринята попытка проследить тенденции формирования идей прав человека в указанных государствах.

Ключевые слова: права человека, государство Саманидов, государство Тахиридов, равенство, справедливость, мудрость, разум, гуманизм.

33

Formation Institute of Human Rights

in the political and legal history of the Tajik people

Abstract: the formation of the ideas of human rights in Tajikistan has a long and rich history, and this process is related to the fact that the territory of Tajikistan in different periods, there were various states. Significant contribution to the development of ideas of human rights belongs to the first Tajik state — the State of Tahirids and Samanids state. Initially, the idea of human rights is not formed as a body of law, and as a doctrine ofjustice, equality, wisdom, reason, humanism, etc. Also the formation of ideas of human rights in the territory of the historic Tajikistan strongly influenced by religious teachings, in particular, Zoroastrianism and Islam. This article attempts to trace the trends shaping the ideas of human rights in these countries.

Keywords: Human Rights, State Samanid, state Takhirid, equality, justice, wisdom, reason, humanism.

Формирование идей о надлежащей защите прав человека в Таджикистане имеет долгую и богатую историю. Это связано с тем, что на территории исторического Таджикистана в различные эпохи существовали различные государства со своими обычаями, традициями, культурой, религией и правовой системой [1, с. 3]. Однако в рамках одного исследования всесторонне охватить влияние каждого государства, существовавшего на территории исторического Таджикистана, на формирование идей прав человека не представляется возможным. В данной статье мы остановимся на формировании идей прав человека в первых таджикских государствах.

Формирование первых таджикских государств (Тахиридов, Саффаридов и Саманидов Гуридов) происходит в VШ—IX вв. В этот период территория исторического Таджикистана была завоевана арабами, распространявшими новую религию (ислам) и новые способы управления завоеванными территориями.

В конце VIII — начале IX вв. Арабский халифат переживал тяжелый политический кризис. Связано это было с тем, что халифам все сложнее было управлять завоеванными территориями, в результате чего стали регулярно т вспыхивать народные восстания, а это, в свою очередь, привело к ослаблению ^ власти Арабского халифата и возникновению самостоятельных государств к на территории исторического Таджикистана.

§ Для сохранения своего влияния арабские халифы опирались на местом ную знать. Ее роль особенно возросла при халифе Мамуне, на период с правления которого приходится возникновение первых таджикских госу-^ дарств —Тахиридов, Сафаридов и Саманидов. Арабы практически добровольно предоставили новым государствам самостоятельность на условиях н обеспечения регулярного поступления в халифат налогов и распространения с на подвластных территориях ислама [2, с. 316—317].

с Первым из возникших таким образом стало государство Тахиридов, достигшее ^ наибольшего расцвета в период правления Абдуллы ибн Тахира (828—844 гг.). о Как отмечает А.Э. Шмидт, в своем стремлении установить в стране поря-<с док и твердую власть Абдулла ибн Тахир большое внимание уделял интересам с именно коренного населения — земледельцев, заботы о которых нашли выражение в установлении им правил водопользования, изложенных в составленной 34 законоведами по его поручению «Книге об арыках»; в издании приказа, предписывавшего чиновникам защищать крестьян [3, с. 130]. ^ В.В. Бартольд, описывая жизнедеятельность Абдуллы ибн Тахира, от-

^ мечает, что именно сочувствие к низшему сословию привело его к идее о <м необходимости сделать образование и науку доступными для всех [4]. ^ В государстве Тахиридов в качестве основы правовой системы выступало

мусульманское право. Однако при этом широкое распространение получили и позитивные формы права, такие как указы царей и правителей. Еще одной формой правотворчества стали царские зерцала, или наставления владыкам. Самым известным является послание Тахира ибн Хусейна к сыну Абдулле ибн Тахиру, содержащее в себе перечень заветов, которым должен был следовать

Абдулла ибн Тахир при управлении государством. Особое место в послании уделяется вопросам обеспечения равенства, справедливости и человеколюбия.

«Поистине, — обращается Тахир Ибн-аль-Хусейн к своему сыну, — Аллах оказал тебе милости, а тебе вменил в обязанность кротость в отношении тех рабов Своих, дела которых Он поручил тебе, и обязал тебя быть к ним справедливым, неуклонно держаться в отношении к ним Его истины и Его постановлений, защищать их, оберегать их жен и дочерей, беречь их кров, обезопасить их дороги и обеспечить им спокойную жизнь». Далее он продолжает: «Выдавай больным пособия из государственной казны; в первую очередь выдавай пособия тем из них, кто знает Коран, вообще, и, в частности, тем, кто помнит большие отрывки из него. Устрой для больных мусульман особые дома, где они могли бы найти приют; назначь людей, которые ходили бы за ними, и врачей, которые лечили бы их болезни, и исполняли все их прихоти, поскольку это не может привести к растрате государственных средств» [3, с. 130].

В наказе отец призывал Абдуллу воплотить идеал мудрого и справедливого правителя. «Давай людям свободный доступ к себе, показывай им свое лицо, заставляй стражей своих относиться к ним спокойно, будь с ними ласков и приветлив, будь с ними мягок в своих вопросах и речах и обращай на них свою щедрость и милость» [3, с. 130].

Таким образом, данное послание является интересным документом государ-

прав человека и социального обеспечения, равенства и справедливости выступали

St

_ А

ственной мудрости мусульманского Востока IX в., в котором вопросы защиты =, о

-a "g

go й а

и

с "О

а

® I л

литературе по истории государства и права Таджикистана справедливо отмечается, что наказы и сегодня могли бы служить хорошим руководством по управлению государством для политиков и правителей нашего времени [5, с. 595].

Возникшее после падения государства Тахиридов, государство Саманидов под управлением Исмаила Самани в достаточно короткий срок преврати- | лось в сильное и независимое государство с развитой экономикой. Этому во многом способствовало проведение ряда реформ и мероприятий, в результате которых была упорядочена система центрального управления государством. Суть реформы заключалась в упрощении системы управления государством: g О в соответствии с новой системой Саманиды сосредоточивали в своих руках g а всю полноту государственной власти, а функции управления делили между двумя важнейшими структурными частями государственного аппарата: 35

даргахом и диваном [6, с. 45]. Так в государстве Саманидов было достигнуто -

четкое распределение функций между органами власти.

Одним из важных органов управления в государстве выступал диван ^ казия, в задачу которого входило осуществление правосудия. Аппарат казия ^ состоял из наибов — заместителей, мирз — письмоводителей, катибов — се- | кретарей судебного заседания, приставов, привратников и муллазимов — посланцев [2, с. 350—351]. Высшей судебной инстанцией являлся эмир — глава ® государства.

С формированием такой судебной системы в государстве Саманидов получил развитие институт мазалима (правосудия). Как отмечает Р.С. Одинаев, будучи главой государства, эмир в государстве Саманидов одновременно

осуществлял верховную судебную власть. В случае, если судью или правителя той или иной области подозревали в злоупотреблениях, эмир совершал над ними правосудие (мазалимское правосудие). Однако этим полномочия мазалима не ограничивались. Он был вправе по собственному усмотрению или по результатам проведенной надзорной деятельности начать судебное разбирательство в отношении чиновников. Изучив структуру и форму деятельности данного института, Р.С. Одинаев приходит к справедливому выводу о том, что по роду своей деятельности мазалим выполнял схожие с институтом омбудсмена — уполномоченного по правам человека — функции [7, с. 26-27].

Подводя итог, следует отметить, что идеи защиты прав человека на территории исторического Таджикистана, будучи поначалу составной частью религии и философии, получили свое развитие и закрепление в первых таджикских государствах, в рамках которых проводилось осмысление новых идеалов, что привело в конечном счете к современному восприятию прав человека.

Список литературы:

1. История таджикского народа / под ред. Н.Н. Негматова. — Душанбе : ИАН л РТ, 1999. — 790 с.

ю 2. Насурдинов, Э.С. История государства и права Таджикистана. Часть 1 /

^ Э.С. Насурдинов, Д.С. Сафаров. — Душанбе : Матбааи ДМТ, 2013. — 362 с. ^ 3. Шмидт, А.Э. Идеал мусульманского правителя-наместника IX века (III века

< хиджры): Послание Тахира ибн-ал-Хусейна к сыну своему Абдаллах Ибн-Тахиру //

0 Бюллетень Среднеазиатского государственного университета. — Вып. 8. — С. 128-138. <С 4. Бартольд, В.В. Сочинения. Работы по истории ислама и Арабского халифата / *=■ В.В. Бартольд. — М. : Наука, 1966. — 785 с.

5. Рахмон, Э. Таджики в зеркале истории / Э. Рахмон. — Душанбе: Авесто, 2012.

6. Азимов, Ш. Государство и право Саманидов / Ш. Азимов. — Душанбе: Ирфон,

1 1999. — 168 с.

7. Одинаев, Р.С. Формирование и развитие института мазалим в досоветском Таджикистане : дис. ... канд. юрид. наук / Р.С. Одинаев. — Душанбе, 2012. — 180 с.

к

m References:

1. btorija tadzhikskogo naroda / pod red. N.N. Negmatova. — Dushanbe : IAN RT, 1999. — 790 s.

2. Nasurdinov, Je.S. Istorija gosudarstva i prava Tadzhikistana. Chast' 1 / Je.S. Nasurdinov, D.S. Safarov. — Dushanbe : Matbaai DMT, 2013. — 362 s.

3. Shmidt, A.Je. Ideal musul'manskogo pravitelja-namestnika IX veka (III veka hidzhry): 36 Poslanie Tahira ibn-al-Husejna k synu svoemu Abdallah Ibn-Tahiru // Bjulleten' Sredne-

Aziatskogo gosudarstvennogo universiteta. — Vyp. 8. — S. 128-138.

4. Bartol'd, VV. Sochinenija. Raboty po istorii islama i Arabskogo halifata / VV. Bartol'd. — M. : Nauka, 1966. — 785 s.

5. Rahmon, Je. Tadzhiki v zerkale istorii / Je. Rahmon. — Dushanbe: Avesto, 2012.

6. Azimov, Sh. Gosudarstvo i pravo Samanidov / Sh. Azimov. — Dushanbe: Irfon, 1999. — 168 s.

7. Odinaev, R.S. Formirovanie i razvitie instituta mazalim v dosovetskom Tadzhikistane : dis. kand. jurid. nauk / R.S. Odinaev. — Dushanbe, 2012.— 180 s.

с О IZ

О m

SE

с

о

сч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.