Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС ИДЕЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ТАДЖИКИСТАНА'

ГЕНЕЗИС ИДЕЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПРАВА / HISTORY OF LAW / ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / THE RIGHT OF THE MIDDLE AGES / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ТАДЖИКИСТАНА / LEGAL SYSTEM OF TAJIKISTAN / ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ / LEGAL TRADITION / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА / ГОСУДАРСТВА ТАХИРИДОВ / STATE TAKHIRID / STATE-LEGAL DOCUMENTS OF THE MEDIEVAL EAST / САМАНИДОВ / SAMANIDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафаров Бахтовар Амиралиевич

В статье освещена специфика правовой системы Таджикистана в VII - X вв. Показаны прогрессивные для своего времени нормативные правовые идеи совершенствования системы управления государством, защиты прав человека (прав собственности), от произвола чиновников, развития образования и науки. Охарактеризовав особенности осуществления правосудия в средневековом Таджикистане, автор пришел к выводу, что основным мотивом создания дивана мазалим являлось именно рассмотрение должностных преступлений и совершение правосудия в отношении влиятельных чиновников государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF IDEAS ON HUMAN RIGHTS IN THE HISTORY OF THE STATE OF TAJIKISTAN

In the article the specificity of the legal system in Tajikistan VII - X centuries. Showing progressive for its time, regulatory ideas to improve the system of governance, protection of human rights (property rights) of the arbitrariness of the officials, the development of education and science. To characterize the administration of justice in medieval Tajikistan, the author came to the conclusion that the main motive of creating sofa Mazal is precisely the consideration of malfeasance and perfect justice influential officials of the state.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС ИДЕЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ТАДЖИКИСТАНА»

14. Диноршоев А.М. К вопросу о классификации ограничений прав и свобод человека в правовой системе Таджикистана // Современная научная мысль. 2015. №2. С.170-177.

ГАДОЕВ БУРХОНИДИН САЙМУДИНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права юридического факультета Таджикского национального университета (sbg@mail.ru)

GADOEV, BURKHANIDDIN S. - PhD in Law, Associate Professor of Constitutional Law at the Tajik National University

УДК 343.1(019)«6/9»(575.3)

САФАРОВ Б.А. ГЕНЕЗИС ИДЕЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ТАДЖИКИСТАНА

Ключевые слова: история права, право средневековья, правовая система Таджикистана, правовая традиция, государственно-правовые документы средневекового Востока, государства Тахиридов, Саманидов.

В статье освещена специфика правовой системы Таджикистана в VII - X вв. Показаны прогрессивные для своего времени нормативные правовые идеи совершенствования системы управления государством, защиты прав человека (прав собственности), от произвола чиновников, развития образования и науки. Охарактеризовав особенности осуществления правосудия в средневековом Таджикистане, автор пришел к выводу, что основным мотивом создания дивана мазалим являлось именно рассмотрение должностных преступлений и совершение правосудия в отношении влиятельных чиновников государства.

SAFAROV, B.A. GENESIS OF IDEAS ON HUMAN RIGHTS IN THE HISTORY OF THE STATE OF TAJIKISTAN

Keywords: history of law, the right of the Middle Ages, the legal system of Tajikistan, legal tradition, state-legal documents of the medieval East, state Takhirid, Samanids.

In the article the specificity of the legal system in Tajikistan VII - X centuries. Showing progressive for its time, regulatory ideas to improve the system of governance, protection of human rights (property rights) of the arbitrariness of the officials, the development of education and science. To characterize the administration of justice in medieval Tajikistan, the author came to the conclusion

that the main motive of creating sofa Mazal is precisely the consideration of malfeasance and perfect justice influential officials of the state.

В рамках правовой истории Таджикистана существовали и вели свою политическую деятельность многие государства средневековья, и в рамках этих государственных образований было принято множество правовых актов, которые внесли свою лепту в развитие идеи прав человека.

В VII - VIII вв. территория исторического Таджикистана была завоевана арабами, которые стали распространять на завоеванных территориях новую религию - ислам. Также ими стали внедряться новые способы управления завоеванными территориями. Однако уже в конце VIII - начале IX вв. Арабский халифат переживал тяжелый политический кризис. Связано это было как с явлениями экономического характера [1], так и с тем, что халифам все сложнее было управлять завоеванными территориями, в результате чего на данных территориях стали часто вспыхивать народные восстания, что привело к ослаблению власти Арабского халифата и возникновению самостоятельных государств на территории исторического Таджикистана.

Для сохранения своего влияния арабские халифы начали все более опираться на местную знать. Роль последней особенно возросла при халифе Маъмуне. На период его правления, а также правления его приемников приходится возникновение первых таджикских государств - государства Тахиридов и государства Саманидов [2, с.113]. Арабы практически добровольно предоставили им самостоятельность, добившись обязательств обеспечивать регулярное поступление в халифат налогов и распространение на подвластных территориях ислама. Первым образованным таким образом государством стало государство Тахиридов. Его основателем был Тахир ибн Хусейн. Наибольшего расцвета данное государство достигло в период правления Абдуллы ибн Тахира - в 828 - 844 гг. [3, с.128].

Как отмечает А.Э. Шмидт, в своем стремлении установить в стране порядок и твердую власть Абдулла ибн Тахир большое внимание уделял интересам именно коренного населения - земледельцев, заботы о которых нашли выражение в установлении им правил водопользования, изложенных в составленной по его поручению законоведами «Книге об арыках», а также в издании приказа, предписавшем чиновникам защищать крестьян [4]. В.В. Бартольд, описывая жизнедеятельность Абдуллы ибн Тахира, отмечает, что именно сочувствие к низшему сословию привело его к идее о необходимости сделать образование и науку доступными для всех [5].

В государстве Тахиридов в качестве основной правовой системы выступало мусульманское право. Однако при этом широко были распространены и позитивные формы права, такие как указы царей и правителей. Другой распространенной формой правотворчества выступали царские зерцала, или, иными словами, наставления (поучения) владыкам. И самым известным из такого рода наставлений является послание Тахира ибн

Хусейна к сыну Абдулло ибн Тахиру. Данное наставление содержит в себе перечень заветов, которыми должен быль пользоваться Абдулла ибн Тахир при управлении государством. Особое место в данном послании уделяется вопросам обеспечения равенства, справедливости и человеколюбия [6, с.126].

Данное наставление является одним из наиболее известных государственно-правовых документов, которые подтверждают высокое мастерство практики государствоведения, правотворчества, человеколюбия и справедливости политиков таджикского народа того времени. Наставления написаны в форме писем и заветов Тохира ибн Хусайна своему сыну Абдулло, на которые он, при управлении страной, должен был опираться. Содержание наставления является свидетельством того, что в нем отражены способы управления государством по опыту и подобию стран Востока [3, С.134].

Требования наставлений посвящены различным отраслям правоведения. В них зафиксировано много правовых норм об управлении государством и обеспечении прав человека. В вопросах управления страной «Наставления» ограничивают свободу правителя определенными обязательствами, что является очень интересным. Например, правитель был обязан:

- не быть беспечным в защите народа;

- сохранять социальную справедливость в отношениях с подданными;

- обеспечивать права народа, защиту их здоровья, охрану дорог и их безопасность;

- в определенное время принимать народ и знать его состояние [7].

А.Э. Шмидт отмечает: «Поистине, - обращается Тахир Ибн-аль-Хусейн к своему сыну, - Аллах оказал тебе милости, а тебе вменил в обязанность кротость в отношении тех рабов Своих, дела которых Он поручил тебе, и обязал тебя быть к ним справедливым, неуклонно держаться в отношении к ним Его истины и Его постановлений, защищать их, оберегать их жен и дочерей, беречь их кровь, обезопасить их дороги и обеспечить им спокойную жизнь». Далее он продолжает: «Выдавай больным пособия из государственной казны; в первую, перед другими, очередь выдавай пособия тем из них, кто знает Коран, вообще, и, в частности, тем, кто помнит большие отрывки из него. Устрой для больных мусульман особые дома, где они могли бы найти приют; назначь людей, которые ходили бы за ними, и врачей, которые лечили бы их болезни, и исполняли все их прихоти, поскольку это не может привести к растрате государственных средств» [4].

В данном наказе отец призывал Абдуллу воплотить идеал мудрого и справедливого правителя: «Давай людям свободный доступ к себе, показывай им свое лицо, заставляй стражей своих относиться к ним спокойно, будь с ними ласков и приветлив, будь с ними мягок в своих вопросах и речах и обращай на них свою шедрость и милость» [4].

Подводя итог, следует отметить, что данное послание является любопытным документом государственной мудрости мусульманского Востока IX века. Показательным является тот факт, что вопросы защиты прав человека

и социального обеспечения, равенства и справедливости выступали в качестве основных элементов при осуществлении управления государством.

В литературе по истории государства и права Таджикистана справедливо отмечается, что политическое и поучительное значение, а также духовная сущность данного послания до такой степени важны и совершенны, что они и сегодня могли бы служить в качестве хорошего руководства по управлению государством для политиков и правителей нашего времени [8].

Возникшее после падения государства Тахиридов государство Саманидов оставило глубокий след в истории таджикского народа. Сформированное в период раздробленности, государство Саманидов под управлением Исмаила Самани в достаточно короткий срок превратилось в сильное и независимое государство с развитой экономикой. Этому во многом способствовало проведение ряда реформ и мероприятий, в результате которых была упорядочена система центрального управления государством. Суть данных изменений заключалась в упрощении системы управления государством, которое возникло еще при Сасанидах, и было развито при Аббасидах. В соответствии с этой системой, Саманиды, будучи эмирами государства, сосредотачивали в своих руках всю полноту государственной власти, и функции управления делили между двумя важнейшими структурными частями государственного аппарата: даргахом и диваном [9].

Таким образом, в государстве Саманидов было четкое распределение функций между органами власти. Но в нашем исследовании особое внимание привлекают те государственно-правовые явления, которые отразили деятельность государства в области защиты прав человека.

Одним из таких важных органов управления в государстве выступал диван казия, который возглавлял главный казий, и в задачу которого входило осуществление правосудия. Аппарат казия состоял из наибов - заместителей, мирз - письмоводителей, катибов - секретарей судебного заседания, приставов, привратников и муллазимов - посланцев [2, с.350-351]. При этом высшей судебной инстанцией являлся глава государства.

С формированием такой судебной системы, в государстве Саманидов получил развитие институт мазалима. Мазалим представлял собой институт правосудия. Возникнув еще в период рабовладельческих государств, институт мазалим в государстве Саманидов трансформировался в структурный институт по осуществлению правосудия. Мазалим представлял собой осуществление главой государства правосудия в отношении чиновников, на которых поступили жалобы. В нашем случае именно институт Мазалима имеет особое значение, ибо в дальнейшем, на наш взгляд, он трансформировался в современный институт по защите прав человека - Омбудсмен.

Как отмечает Р.С. Одинаев, глава Саманидского государства являлся высшим должностным лицом в государстве и, в то же время, он осуществлял верховную судебную власть. В случае, если местного судью или правителя той или иной области подозревали в злоупотреблениях, эмир совершал над ними

правосудие. Бывали случаи, когда жалобщики добивались пересмотра ранее принятого эмиром решения.

Изучив структуру и форму деятельности института мазалим, Р.С. Одинаев приходит к выводу, что по роду своей деятельности мазалим выполнял функции, схожие с институтом омбудсмена - уполномоченного по правам человека. Механизм мазалимского правосудия приводили в действие жалобы частных лиц. Но этим его полномочия не ограничивались. Мазалим был вправе по собственному усмотрению или по результатам проведенной надзорной деятельности начать судебное разбирательство в отношении чиновников [10, с.26-27].

Таким образом, в государстве Саманидов был впервые создан институт защиты прав человека, целью которого была защита населения от произвола чиновников. Об этом свидетельствуют как известные нормы права, так и многочисленные легенды и предания.

К примеру, Буриев И. Б. отмечает, что Саманидские эмиры выслушивали жалобы населения и занимались осуществлением правосудия. А Саманидский эмир Исмаил, недовольный деятельностью существовавшей судебной системы, назначил своего брата судьей мазалим для разбора исков и дел могущественных людей своего времени [11, с.132]. Так, брат Исмаила Сомони -выдающегося государственного деятеля, который смог объединить таджикский народ и создать сильное централизованное государство, просуществовавшее с 874 по 999 гг., Абуяъкуб Исхокбин Ахмад Сомони был назначен судьей мазалим в городе Бухара, где непосредственно разбирал дела [12].

После Саманидов Газневидская династия также учредила суд мазалим. Среди Газневидов второй амир Масъуд даже обещал знати г. Нишапура лично проводить мазалим два дня каждую неделю [13]. При этом он приказал объявить всем, чтобы приходили и рассказывали о притеснениях и спорах, которые он будет решать по справедливости и по праву [14]. Масъуд разбирал жалобы населения по средам и принимал решения по ним [15]. При этом в мазалиме участвовали хаджиб, казий, сипахсалар и другие доверенные лица. Потерпевшие могли подать жалобу не только прямо в мазалим, но и в канцелярию главы государства и в диваны - отраслевые министерства, которые обязали принимать и передавать высокому суду эти жалобы. По случаю проведения мазалима, заключенных освобождали от оков, и после этого осуществлялось правосудие [10, с.101].

На территории Таджикистана местные правители или казии специально назначались для решения дел в мазалим. Решение дел посредством обращения к мазалиму и активизация его деятельности наблюдалось при Газневидах и Сельджукидах.

Сельджукиды не только сами занимались мазалимом, но и назначали в него лиц для отправления правосудия. Интересно в этом отношении определение полномочий хакимавилоятов и городов при Сельджукидах, которые излагались обычно в приказе об их назначении. Например, в приказе о

назначении на должность правителя Гургана и его округи перечислены многие полномочия судьи мазалима: «Свою деятельность мы всегда направляли на заботу о народах, порученных нам Господом, доходили до предела возможного при распространении справедливости, назначали опытных, милостивых и набожных наибов на окраины и в центры государства, в дальние и близкие области, в различные округа страны и доверяли им устройство и упорядочение дел мусульман. И всякий раз, когда мы становились свидетелями дурного поступка, исходящего от одного из них, или слышали то, что не вызывало нашего одобрения, замену его мы считали одним из обязательных предписаний и не допускали в этом отношении промедления и безразличия»; «мы пожелали удостоить жителей Гургана ... дать им отведать вкус спокойствия, безопасности, правосудия и справедливости, которых они были лишены некоторое время»; «мы повелеваем, чтобы приказ и распоряжение дорогого сына при любых обстоятельствах, будь то решение или заключение, унижение и возвышение, арест и освобождение, расторжение и утверждение, пожалование и лишение, увольнение и назначение, помилование и наказание, обласкание и изгнание, считались равным нашему приказу и распоряжению»; «и пусть считает обязательным условием вести закон и наказывать развратников и нечестивцев, воров, злоумышленников и грабителей»;«что ни совершалось бы им, отвечало бы правилам справедливости и благоразумия, и было защищено и хранимо от беззакония и порока», «и пусть укажет всем вали (чиновник, глава административной единицы - авт.), мукт (военный обладающий муктой - землей в условном владении - авт) и уполномоченным лицам, чтобы они не чинили насилия над раийатами (подданными - авт.) и учтиво требовали бы от них в назначенное время определенные и установленные законом харадж (земельный налог - авт.), ушр (десятину -а авт.) и диванские налоги и не вымогали бы лишнего, и чтобы каждый из них успокоил своих подчиненных под сенью справедливости и правосудия»; «и пусть он предупредит начальника дивана мазалим, чтобы тот проявил необходимую осторожность и бдительность при выслушивании споров лиц, обращающихся с претензиями, должным образом вникал бы в их жалобы, отнимал бы право угнетенного у притеснителя, вершил бы в отношении его справедливость и воздерживался бы от уклонения от истины, проявления снисходительности, лицемерия и притворства»; «и пусть дорогой сын, высочайший малик (Правитель, здесь назначенный правитель Гургана, т.е. сын Султана - авт.), будет уверен в том, что это наше слово относительно данного поручения соответствует тому, что сказал и повелел Творец Всевышний: «ОДауд, Мы послали тебя наместником на земле: суди же среди людей по истине»». Султан в приказе о назначении правителя перечисляет почти все направления деятельности мазалима, кроме того, что еще и наставляет сына о мазалиме. Следовательно, сельджукские султаны, укрепляя институт мазалим, рассматривали жалобы раийатов, которые в большинстве случаев касались поднятых в приказе вопросов [10, с.95].

Великий везир Сельджукидов Низамулмулк в своей книге «Сиёсатнаме» посвятил мазалиму отдельную главу. По его мнению, царь должен непосредственно проводить суд мазалим два дня каждую неделю, выслушивать жалобы, осуществлять правосудие. Свои идеи он обосновывал тем, что если царь проводит мазалим, разбирает жалобы, то информация об этом дойдет до окраин государства, и каждый притеснитель, услышав это, не сможет и дальше продолжать притеснять народ, боясь царского правосудия: «Когда распространится по государству такой слух, что государь созывает к себе челобитчиков и жалобщиков два раза в неделю и выслушивает их речи, все обидчики устрашатся, прекратят насилия, и никто не осмелится из-за страха наказания совершать обиды и своеволие» [16, с.12]. В результате установятся правопорядок и спокойствие в стране.

Низамулмулк считал, что нельзя достичь правосудности, сидя во дворце, оградив себя от народа чиновниками. Он хорошо понимал, что притеснения и насилие совершают в основном должностные лица, которые могут препятствовать и не допускать людей к царю. Соответственно, он приводил рассказы из жизни предыдущих царей, которые строили высокие здания, выходили на высокие холмы, чтобы каждый имел к ним доступ. В частности, он сообщал о царе, который был глухим, но справедливым. Чтобы быть в курсе всех событий и не давать волю притеснителям, он приказал всем, кто имеет жалобу, одевались в одежду красного цвета. В другие же дни они не имели права надевать красную одежду [16, с.13]. Царь в дни мазалим сидел на слоне, собирал всех тех, кто имел красную одежду, т.е. жалобу, потом он сидел в мазалиме и осуществлял правосудие [16, с.13].

Сельджукские правители, начиная от Тогрула, в качестве судьи мазалиме систематически занимались судебным разбирательством. По сообщению Ибн Асира, Тогрул-бек оставался в резиденции царя и дважды в неделю заседал в диване мазалим Нишапура для приема жалоб [17].

С помощью дивана мазалим осуществлялось справедливое административное (или «светское») правосудие. Правосудие при Сельджуках, как впрочем и при других правителях исторического досоветского Таджикистана, имело религиозную основу, потому что Халиф государства считался защитником интересов всех халифов перед главой Сельджуков. В источниках, к примеру, сообщается, что Алп-Арслан выступал в качестве судьи мазалима. Мазалим при Сельджуках в основном вел надзор и рассматривал жалобы о нарушениях норм мусульманского права, требований религии, правил использования земель вакфа и икта [18].

Таким образом, представители данной династии, учредив диван мазалим, сами непосредственно или с помощью назначенных лиц занимались рассмотрением жалоб и осуществлением правосудия [10, с.96].

В дальнейшем династии, правившие досоветским Таджикистаном, начиная от Газневидов и вплоть до Мангытов, назначали обычно казиев для ведения дел мазалима. Место проведения суда мазалим называлось «дор ул-

омма» (букв. - «общественное место») или «боб ул-адл» («дом справедливости»).

Династия Гуридов, переняв опыт государственности Саманидов, создала свой аппарат управления, состоящий из диванов и должностных лиц, не входящих в эти диваны. Диван мазалим был тем новшеством, которого не было в Саманидском государстве. В отличие от практики позднего Арабского халифата, судопроизводством в мазалиме занимался как глава государства -малик, так и его везир. Диван мазалим Гуридов рассматривал в основном те иски и правовые споры, которые по формальным причинам не мог рассматривать казий [6, с.212]. Кроме того, к нему обращались также при несогласии с решением суда [6, с.212].

Буриев И.Б. отмечает, что особенности дел, рассматриваемых мазалимом, были не в предмете тяжбы, а в субъектах, участниках процесса, одной из сторон в котором в обязательном порядке выступало должностное или влиятельное лицо. Возникнув как специальный суд в отношении должностных лиц, мазалим рассматривал в основном те дела, участниками которых являлись должностные лица. Можно уверенно утверждать, что основным мотивом создания дивана мазалим являлось именно рассмотрение должностных преступлений и совершение правосудия в отношении влиятельных чиновников государства. В этих случаях мазалим выступал как административный или специализированный суд по разрешению споров, стороной /сторонами/ которых выступали чиновники государства. Данную категорию чиновников называли «Куттобудавовин» - секретарями диванов - министерств. Разбор дел, связанных с правонарушениями со стороны мухтасибов или определением их компетенции, также входил в компетенцию мазалима [19]. В этом случае мазалим выступал в качестве конституционного правосудия, являясь арбитром между чиновниками разных ведомств и определяя компетенцию каждого из них [11, с.75].

Таким образом, исследуя исторические предпосылки формирования идей о правах человека в правовой истории (традиции) Таджикистана, можно с уверенностью сказать, что институт защиты прав человека, зародившись в глубокой древности, прошел многовековой тернистый и трудный путь. И в формирование данного института в его современном виде внес свой существенный вклад и таджикской народ.

Литература и источники

1. См. напр.: Турицын И.В. Рубль как фундаментальная основа российской государственности (историософские заметки) // Современная научная мысль. 2013. №6. С.7-10.

2. Насурдинов Э.С., Сафаров Д.С. История государства и права Таджикистана. Часть 1. Душанбе, 2013. С.113

3. Тахиров Ф.Т. История государства и права Таджикистана. Душанбе, 2004. Т.2, ч.1.

4. Шмидт А.Э. Идеал мусульманского правителя-наместника IX века (III века хиджры): Послание Тахира ибн-ал-Хусейна к сыну своему Абдаллах Ибн-Тахиру // Бюллетень Средне-Азиатского государственного университета. Вып.8. С. 130.

5. Более подробно см.: Бартольд В.В. Сочинения. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 1966.

6. Халиков А.Г. История государства и права Таджикистана. Часть 1. Душанбе 2002.

7. Холиков А.Г. Краткое изложение истории прав человека (на тадж. яз.). Душанбе, 2007. С. 82.

8. Рахмон, Эмомали. Таджики в зеркале истории. Душанбе, 2012. С. 595

9. Азимов Ш. Государство и право Саманидов. Душанбе, 1999. С. 45.

10. Одинаев Р.С. Формирование и развитие института мазалим в досоветском Таджикистане: Дисс. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 2012.

11. Буриев И.Б. Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период) / Отв. ред. академик Ф.Т. Тахиров. Душанбе, 2008.

12. Харуви Дж. История Саманидов (Золотой век Ирана после ислама). Тегеран, 1380. С.174.

13. Босворт К.Б. История Газневидов / Пер. ХусниАнуша. Тегеран, 1378. Т.1-2. С. 178.

14. Хусни А. История права Ирана. Тегеран, 1382. 888 с.

15. Байхаки. История. Т.1. С.322.

16. Низамулмулк. Сиесатнаме // Хрестоматия по истории государства и права Республики Таджикистан (досоветский период) / Сост. Г.С.Азизкулова. Душанбе, 1998. С.102; Низамалмулк Сиёсатнаме. Тегеран, 1389.

17. Ибн Асир. Аль-камил фи-т-т-аърих (Полный свод истории) / Пер. с арабс. П.Г. Булгакова. Введ. и прим. Ш.Камолиддина. Ташкент; Цюрих, 1997. С.195.

18. Династии в истории Ирана. Сельджукиды / Перевод ЯкубаОжанди. Тегеран, 1390. С.129.

19. Сокит М.Н. Правосудие в исламском праве. С.290.

САФАРОВ БАХТОВАР АМИРАЛИЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой прав человека и сравнительного правоведения юридического факультета Таджикского национального университета SAFAROV, BAHTOVAR A. - PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Human Rights and Comparative Law Faculty of Law of the Tajik National University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.