УДК 34(09)
ББК 67,3(2Т)+63. (2Т)
НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИКО -ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В СРЕДНЕЙ АЗИИ
SOME HISTORIC-LEGAL ASPECTS OF FORMATION AND DEVELOPMENT IN REGARD TO LOCAL MANAGERIAL BODIES IN MIDDLE AGES
Хушвахтов Хуршед Худойкулович,
заместитель начальника факультета № 4 Академии МВД Республики Таджикистан по строевой части (Таджикистан, Душанбе)
Khushvaktov Khurshed Khudoiqulovich,
vice-chief offaculty №4 of the Academy on line unit under Tajikistan Republic HAM,
(Tajikistan, Dushanbe)
E-MAIL :Khushed7600@mail. ru
Ключевые слова: государственная администрация, территория Таджикистана,
Саманидская держава, Туркестанское генерал-губернаторство, Таджикская АССР и ССР, историко-правовые аспекты, органы местного управления
В статье рассматриваются историко-правовые аспекты возникновения, становления и развития органов местного управления на территории Таджикистана с момента возникновения государства и до наших дней, так как территория современного Таджикистана в течение тысячелетий находилась под управлениям около двадцати государств, династий и чужеземных завоевателей. Подробно изложена система государственного управления, созданная в IX в. при Исмаиле Самани, которая оценивается как образцовая. Рассмотрены также принципы организации местной власти в период пребывания Таджикистана в составе Российской империи и Советского Союза. Подчеркивается, что после обретения Таджикистаном независимости данный институт находится на очередном этапе своего становления. Сделан вывод, что организация местной власти, мобилизация ее ресурсов способствуют укреплению центральной власти, формированию гражданского общества и своевременному исполнению задач, стоящих перед государством и обществом.
Key words: state administration, the territory of Tajikistan, Samanids' power, Turkestan general-governorship, Tajik ASSR and SSR, historic-legal aspects, local managerial bodies, stage of formation
The article dwells on historic-legal aspects of upspringing, formation and development of local managerial bodies on the territory of Tajikistan since the moment of state rise up to nowadays, as contemporary Tajikistan had been under the auspices of about twenty states, dynasties and foreign conquerors in the course of millennia. The author expounds in details the systems of state governance created in the IX-th century under Ismail Samani considered as an ideal sample. The principles of organization in reference to local authorities in the periods of Tajikistan inclusion into the Russian empire and the Soviet Union are canvassed as well. The fact of the institute in question being at a recurrent stage of its formation after gaining independence
- 150 -
Khushvaktov Kh. Kh. Some Historic-Legal Aspects of Formation and Development in Regard to Local Managerial Bodies in Middle Ages
is emphasized. The author comes to the conclusion that organization of local authorities, mobilization of the latters' resources promote consolidation of central power, formation of civil society and timely implementation of the goals set before state and society.
Великий обществовед XIX века К. Маркс в своём письме австрийскому социалисту Иосифу Вейдемейеру от 5 марта 1852 года, анализируя и выявляя причины возникновения государства, писал что 1) «государство отсутствовало на заре появления человечества», и
2) «государство возникло в результате классовой борьбы между имущими и неимущими слоями населения, то есть в результате имущественного неравноправия людей».
Из истории развития государства и права нам известно, что одним из главных признаков государства является его административно-территориальное деление, которое впоследствии стало одним из институтов права. В течение тысячелетий во всех формациях, начиная с рабовладельческого строя и кончая социалистической формацией, этот признак государства как рычаг осуществления государственной власти сыграл огромную роль в становлении атрибутики власти, воплощении «управления государством по горизонтали».
Территория современного Таджикистана в течение тысячелетий находилась под управлением около двадцати государств, династий и чужеземных завоевателей. Социально - политическая структура общества этого периода была крайне сложной и пёстрой.
Разные сословия и классы - свободные крестьяне, издольщики, дехкане и эмиры, городская знать, сборщики налогов, рабы, ремесленники, кочевники, городская беднота, муллы и факихи (законоведы), придворные, поэты и учёные - являлись представителями чрезвычайно сложной массы с разными интересами и потребностями.
Древнейшим государством Средней Азии была Бактрия, существовавшая в VI-VII веках до нашей эры. В это же время образуется другое древнее государство- Согд. В VI-VII веках до нашей эры Средняя Азии была составной частью Ахеменидского государства, созданного царем Киром. Вся держава Ахеменидов была разделена на податные округа-сатрапии. Сатрапы, осуществляя местную власть, не заботились об укреплении и развитии подвластных им областей, беспокоясь лишь о своевременном сборе налогов.
В момента завоевания Средней Азии Александром Македонским и образования Се-левкидского государства, Греко-Бактрийского царства, Кушанского государства, государства эфталитов, Западно-тюркского каганата и до завоевания Средней Азии арабами (VIII в.), местная власть (сатрапы, хакимы вилоятов) и знать верно служили центральной власти, угнетая свой народ различными налогами и сборами.
После завоевания Средней Азии арабами в VIII веке, положение народных масс стало ещё хуже. В начале IX века, в результате усиления антихалифатского движения, династия Аббасидов была вынуждена искать пути сближения с местной властью, привлекая её к управлению Средней Азией. В первой четверти IX века в Средней Азии возникли два самостоятельных владения с династиями иранского происхождения- Тахиридами и Саманидами. Один из выдающихся представителей этой династии, Исмаил Самани, создал сильное, фактически независимое от Арабского халифата, централизованное государство со столицей в Бухаре. Его территория простиралась на севере до реки Талас, на западе включала Хорасан, области Северного и Восточного Ирана. Для обеспечения твёрдой централизованной власти была упорядочена система государственного управления. Во главе государства находился эмир, областями управляли назначенные им правители.
- 151 -
Хушвахтов Х.Х. Некоторые историко-правовые аспекты становления и развития местных органов управления в Средней Азии
Наряду с царским двором (даргох) были созданы десять военно - гражданских центральных ведомств (диванов).
Главный диван визиря, или главный «ходжиба», контролировал все административные, политические и хозяйственные учреждения. Финансовые дела вёл диван «мус-тафи», дипломатическими отношениями и важными государственными бумагами ведал диван «расоил», царской дворней и вообще военными делами - диван «сохиб- ул - шурта», и главными делами занимался подчиненный только центру «сози - ул - барид». За рынком, весами и вообще торговлей, а впоследствии и за нравственностью населения следил диван «мухтасиб». Контроль над доходами и расходами осуществлял диван «мушриф». Были судейские диваны (кази), государственных и вакфных земель.
Местными органами власти и управления в Саманидском государстве являлись областные и городские органы управления. Они подчинялись соответствующему центральному ведомству и местным правителям [5, с.138]. Необходимо отметить, что система вышеназванных центральных диванов находилась в тесной связи с местным управлением [5, с. 138].
В областных центрах, которые в арабской географической литературе носят название «касаба», имелись если не все, то, во всяком случае, большинство из перечисленных диванов [3, с. 220]. Областные диваны подчинялись, с одной стороны, местному хокиму, иногда именуемому визиром, а с другой стороны - центральным диванам соответствующих ведомств или, как пишет по этому поводу Б.Г. Гафуров, местные учреждения всех перечисленных диванов, функционировавших в Саманидской державе, кроме главного дивана, почти все имели двойной подчинение: с одной стороны, они подчинялись правителям областей; с другой, - соответствующему центральному дивану [2, с. 51].
Во главе местных органов управления стояли хокимы (правители), иногда, по старой традиции, называемые также «кадхудо», что означает «хороший хозяин», каковым должен быть хоким в своей области. Хокимы назначались саманидскими эмирами обычно по рекомендации визира и других влиятельных вельмож из среды наиболее крупных феодалов и военачальников. Часто на эту должность наследственно утверждались лица, принадлежащие к старым местным влиятельным династиям. С нашей точки зрения, в этих владениях большинство вопросов юридического характера в сфере государственного и административного права регулировалось в основном на основе обычного права. Можно отметить, что на местах были такие органы власти, как «мехтары», «деххуда», «дехкани» и «кадхудо».
Среди ученых бытует несколько точек зрения по поводу назначений в местные органы власти и управления. Одни полагают (И.И. Негматов), что на эти должности чиновники назначались правителями (хокимами). Другие (В.В. Бартольд) считают, что должность руководителя города-неруна-переходила по наследству от отца к сыну [1, с. 215-152]. При Сасанидах в Мавераннахре в политической жизни городов большую роль играли мехтары - родовые и племенные старейшины из городской власти.
Судя по историческим сведениям XI-XII веков, власть мехтаров носила патриархальный характер. В селах (руситак, дехах) местную власть представляли назначаемые преимущественно из дехканской знати деххуде, дехкане. Дехканами называли также самых сильных местных владетелей и самаркандских и ферганских царей [4, с. 127]. Каждым руситаком в Саманидском государстве управляли свои дехкане, являвшиеся наследственными властителями данного населенного пункта и имевшими свою дружину.
- 152 -
Khushvaktov Kh. Kh. Some Historic-Legal Aspects of Formation and Development in Regard to Local Managerial Bodies in Middle Ages
В случае необходимости дехканин со своей дружиной обязан был явиться по первому зову правителя округа, в состав которого входил руситак. Институт кадхудо и мехтаров и поныне существует в странах мусульманского Востока, в частности в Турции, Иране, Афганистане как местный орган государственной власти.
Должности местной власти в городах и областях Саманидского государства с точки зрения управленческой зависимости подразделялись на две группы. К первой группе относились должностные лица - владельцы отдельных владений, которые были связаны с родом Саманидов. Правители Ферганы, Чача, Истаравшана признавали их как шахов и эмиров. К этой группе также относились правители областей и руководители городов, которые непосредственно находились в подчинении Саманидов и поэтому считались представителями государственной власти.
Во вторую группу должностных лиц местной власти входили представители тех институтов управления, на которые было возложено руководство центральными министерствами (диванами). Эти должностные лица как представители местной власти выполняли различные политические, социальные, экономические и военные обязанности. Деххудо был низшим лицом в иерархии властных органов.
Надо подчеркнуть, что система государственного управления при Саманидах служила эталоном управления в течение тысячелетия. Таким образом, необходимо отметить, что Саманиды не только сыграли огромную роль и сослужили службу в обретении независимости от Арабского халифата народами Средней Азии, но и учредили безупречную государственную и управленческую систему. Их опыт управления государством, в том числе формирования местной власти, сотни лет верно служил народам Востока. Если взглянуть на историю развития управления государством, то нет такого совершенного государства, как Саманидское, в области организации государственного и военного управления. Учитывая этот исторической момент, один из руководителей Советского государства, И.В. Сталин, в своем приветствии по случаю образования Таджикской СССР в 1929 году подчеркнул: «Привет Таджикистану - новой Советской Республике трудящихся у ворот Индостана. Таджики имеют богатую историю, их большие организаторские и политические способности в прошлом не составляют тайны. Работники Таджикистана! Покажите всему Востоку, что вы являетесь лучшими потомками своих предков, крепко державших в своих руках знамя освобождения».
После присоединения Средней Азии к России и образования Туркестанского генерал -губернаторства (1867 г.) в составе Российской империи, начался новый этап в развитии местной власти. Вся территория генерал - губернаторства состояла из пяти областей: Закаспийской, Сырдарьинской, Самаркандской, Ферганской и Семиреченской. Согласно административной реформе 1886 года, области разделялись на уезды, а уезды - на волости.
Генерал-губернатор назначался правителем Российской империи, губернаторы -генерал - губернатором, а волостные управители избирались населением.
После Октябрьской революции, и особенно после национально - государственного размежевания Средней Азии в 1924 году и образования Таджикской АССР, в местной власти происходили важные изменения. В 1925 году Таджикская АССР состояла из следующих вилоятов и тюменей: Гармского вилоята и Волисского, Гармского, Дарвазского, Джиргатальского, Калаи Лябиобского, Калаи Хатлонского и Обигармского тюменей; Душанбинский вилоят - из Гиссарского, Душанбинского, Каратальского,
- 153 -
Хушвахтов Х.Х. Некоторые историко-правовые аспекты становления и развития местных органов управления в Средней Азии
Файзабадского, Яванского, Яичи - Бозорского тюменей; Кулябский вилоят - из Курган-Тюбинского, Джиликульского, Кабадианского, Сарай - Камарского тюменей; Пенджикентский вилоят - из Офтобруйского, Искандеровского, Кетуйского, Пенджикентского, Фалгарского, Магиано - Фарабского тюменей; Ура-Тюбинский вилоят - из Басмандинского, Ганчинского, Дальянского, Матчинского, Ура-Тюбинского и Шахристанского тюменей, а также из Горно-Бадахшанской автономной области [7, с. 107]. После образования Таджикской ССР (16.10. 1929) административно-территориальное деление Таджикской ССР осуществилось следующим образом:
1) областей, в том числе городов республиканского подчинения - 4;
2) 40 районов; городов подчиненных областей - 7;
3) 3 района в городах;
4) городов, подчиненных районам, - 6;
5) посёлков городского типа- 43;
6) кишлачных советов - 2 726 [с. 474].
Таким образом, местные органы управления в Средней Азии на протяжении тысячелетий находятся в динамике развития, постоянно совершенствуются, что способствует дальнейшему укреплению местной власти и управления. После приобретения Республикой Таджикистан независимости в сфере укрепления местной власти приняты важные решения.
В Конституции (Основном законе) Республики Таджикистан 1994 года определены правовые основы организации деятельности органов местной власти и управления. Например, 6 - я глава Конституции РТ 1994 г. (ст.76-80) посвящена местным органам государственной власти и местному самоуправлению.
На основании требований Конституции позже, 01.12.1994., был принят Закон РТ «О самоуправлении в посёлке и селе». Этот закон с дополнениями и изменениями был принят в окончательном варианте 5 августа 2009 г. Согласно ст. 78 Конституции РТ, органом самоуправления посёлка и села (с поправками 2009 г.) является джамоат, порядок образования, полномочия и деятельность которого регулируются законом. Надо подчеркнуть, что термин «местное самоуправление» был впервые употреблен в ходе внесения поправок в ст. 14 Конституции 1878 г. 25.12.1991. [8, с. 480].
Конституция 1994 РТ существенно расширила полномочия местных органов государственной власти. Согласно Конституции, местная власть состоит из представительных и исполнительных органов, которые действуют в пределах своих полномочий. Они обеспечивают исполнение Конституции, законов, совместных постановлений Маджлиси Милли и Маджлиси Намояндагон, постановлений Маджлиси Милли, Маджлиси Намоян-дагон, актов Президента и Правительства РТ. Исполнительную власть на местах осуществляет представитель президента-председатель органа исполнительной власти области, города и района. Согласно требованиям ст. 79 Конституции РТ, в случае несоответствия Конституции и законодательным актам представительных органов и председателя, они отменяются вышестоящим органом, самими органами, председателем и судом. В заключение можно констатировать, что организация местной власти, мобилизация ее ресурсов способствуют укреплению центральной власти, формированию гражданского общества и своевременному исполнению задач, стоящих перед государством и обществом.
- 154 -
Khushvaktov Kh. Kh. Some Historic-Legal Aspects of Formation and Development in Regard to Local Managerial Bodies in Middle Ages
Список использованной литературы:
1. Буриев И.Б. Становление и развитие институтов государственности на территории
Таджикистана (досоветский период). - Душанбе: Ирфон, 2010.- С.244.
2. Гафуров Б.Г. Таджики. (Древнейшая, древняя и средневековая история). Книга 2.-Душанбе: Ирфон, 1988. - С.65.
3. Исмоилов Б. История Узбекской ССР. Том 2.- Ташкент, 1988. .- С.9.
4. Негматов Н.И. Государство Саманидов.- Душанбе: Ирфон, 1992. - С.58.
5. Негматов Н.И. История таджикского народа. Том 2. - Душанбе, 1999. - С.68.
6. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик. - М. :
Просвещение, 1966. - 609 с.
Reference Literature:
1. Aminov A. Constitutional Law of TR. - Dushanbe, 2012. - p. 480.
2. Buriyev I.B. Formation and Development of Statehood Institutes on the Territory of Tajikistan (pre-Soviet period) - Dushanbe, 2010.
3. Gafurov B.G. Tajiks (The Ancientest, Ancient and Mediaeval History). Book 2. - Dushanbe: Irfon, 1988.
4. The History of the Uzbek SSR. V.2. - Tashkent, 1988.
5. Negmatov N.N. The State of the Samanids. - Dushanbe, 1992.
6. Negmatov N.N. The History of the Tajik Nation. V.2. - Dushanbe, 1999.
7. USSR. Administrative-Territorial Division of Union Republics. -M., 1971.
8. The Tajik SSR. TSE (Tajik Soviet Encyclopedia). - Dushanbe, 1974.
- 155 -