УДК 34.СУ (2Т) ББК 67.3 (5) 5 Т 50
А.М. ТОШЕВ
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ТАДЖИКИСТАНЕ
Таджикский народ является древнейшим народом Средней Азии и имеет тысячелетнюю историю. После распада государства Саманидов IX - X вв. (первое средневековое централизованное государство таджиков), таджикский народ до образования Таджикской АССР в составе Узбекской ССР не имел самостоятельной национальной государственности. Таджикский народ в течение этих долгих веков жил под властью феодально-теократических правителей - Караханидов (X - XI вв.), Сельд-жукидов (XI - XII вв.), монголов (XII - XIV вв.), Тимуридов (XIV - XVI вв.), Шейбанидов XVI в. (1499 - 1598). Его территория находилась составе Бухарского ханства (эмират) (конец XVI -начало XVII вв.), Хивинского (XVI в.) и Кокандского ханств (XVI в.).
Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства просуществовали в качестве независимых государств до второй половины XIX в., то есть до завоевания Средней Азии царской Россией. История показала, что земля таджиков в течение этих веков была местом многих вооруженных конфликтов, многих несправедливостей и жестокого угнетения народа.
Начало новому этапу в истории народов Средней Азии, в том числе в истории таджикского народа, положило присоединение к России. На завоеванной части территории Средней Азии царское правительство в 1867 г. создало Туркестанское генерал - губернаторство, состоявшее из пяти областей и 27 уездов. Как отмечает Б.А. Антоненко, в 1868 г. Кокандское и Бухарское ханства признали свою зависимость от царской России [2, с. 116]. После признания Бухарой протектората России в 1868 г. взаимоотношения их складывались на основе двух договоров 1868 и 1873 годов. Согласно договору от 23 июня 1868 года, самаркандские и катта-курганские земли вместе с верховьем реки Зеравшан (северная часть нынешнего Таджикистана) отходили к России. Эмир обязался уплатить России контрибуцию в размере 500 тысяч рублей и отказался вести дипломатические сношения с другими странами, кроме России. Согласно 16 статье договора, царское правительство должно было иметь в Бухаре своего политического представителя (политического агента). Большое значение в сфере прав человека имеет 17 пункт договора, где эмир Сеид-Музафар постановил: отныне в пределах бухарских владений прекращается постыдный торг людьми, противный законам человеколюбия. Согласно этому постановлению Сеид-Музафар сразу же разослал всем своим бекам строжайшее предписание: в пограничные с Бухарой города, куда привозились из соседних стран
невольники для продажи бухарским подданным, было послано, кроме упомянутого предписания о прекращении торга невольниками, еще и повеление о том, что если, вопреки приказанию эмира, будут туда привозиться невольники, то их следовало отобрать у хозяев и немедленно освободить. Договор определял вассальную зависимость Бухарского эмирата от России.
Итак, северная часть нынешнего Таджикистана входила в состав Туркестанского генерал - губернаторства, а южная и центральная части - в состав Бухарского эмирата. Со времени завоевания Средней Азии арабами (УШ в.) до Октябрьской революции на территории нынешнего Таджикистана действовало мусульманское право и элементы обычного права. После присоединения Средней Азии к России и образования Туркестанского генерал-губернаторства на территории Средней Азии частично начало действовать общероссийские право. В основном оно распространялось на территорию Туркестанского генерал-губернаторства. На территории Бухарского эмирата до вступления Красной Армии в Бухару 2 сентября 1920 года действовали нормы мусульманского права. З. А. Саидов, в частности, пишет, что правовая система Бухарского эмирата, в том числе частично правовая система Туркестанского генерал - губернаторства (курсив мой. - А.Т.), была построена на принципах мусульманского права ханафитского направления, потому что завоеватели различных регионов Центральной Азии в основном были суннитами, принадлежавшими к ханафитам [7, с. 28]. Права и свободы личности в дореволюционном Таджикистане в основном определялись такими источниками мусульманского права, как: Коран, Сунна, Иджма, Кияс и адат*. И.Б. Буриев по этому поводу также отмечает, что в юридической литературе считается доказанным, что все правоотношения: купля - продажа, наследование земель, состоявших в частной собственности -регулировались мусульманско-правовыми нормами, а правоотношения, касавшиеся других видов отношений владения землей, регулировались нормами обычного права [1, с. 50]. Дополняя вышесказанное, следует отметить, что мусульманское право -это в основном частное право, которое регулирует внутриисламские религиозные отношения: брак, семью, наследование, развод и частную собственность.
* Коран - главная Священная книга мусульман; Сунна - зафиксированные в виде преданий (хадисов) поступки и высказывания пророка Мухаммада. Как отмечает, Я.М. Ханмагомедов, Сунна в значительной степени расширяет границы идей Корана. Она является как бы теоретическим дополнением пробелов Карана, дальнейшим развитием всей мусульманской доктрины и миропонимания. Смысл Корана выражается через Сунну, и от предания зависит истинный смысл Корана; Иджма - единодушное мнение крупных мусульманских теологов и законоведов по вопросам, на которые в Коране и Сунне нет ясного ответа; Кияс - толкование Корана, Сунны и Иджмы. Он приобретает силу закона только в случае признания высшим мусульманским духовенством. В основном Кияс разделялся на следующие виды: 1) аналогия по шариату, то есть те случаи, когда аналогия основывается на нормах Корана и Сунны; 2) аналогия в соответствии с разумом, которая опирается на интеллектуальные, правовые источники и общеизвестные, достоверные доказательства; адат (от арабского слова - обычай, привычка) - обычное право у мусульманских народов или совокупность традиционных норм, передаваемых из поколения в поколение.
В дореволюционном Таджикистане Коран и Сунна являлись основным источником права, другие вышеназванные источники на основе этого мусульманского закона регулировали те или иные общественные отношения. Ученые - мусульманские юристы утверждают, что достаточное количество норм Корана посвящено правам, свободам и обязанностям человека. Поддерживая мнение ряда ученых -юристов, М.Т. Якупов отмечает: «Исходя из принципа верховенства шариата, мусульманские юристы выделяют около 70 стихов (сур. - А.Т.) Корана (которые детальным образом истолкованы в книгах юристов как являющиеся также источниками права), посвященных правам и обязанностям человека. Считается, что в их основе лежат такие начала, как достоинство и свобода человека, равенство и справедливость» [12, с. 98].
Принцип гуманности и справедливости, который в середине XIX в. стал актуальной проблемой в мировом сообществе, был закреплен в мусульманской правовой идее XIV в., во время возникновения, становления и развития ислама. По мнению Ф. С. Хайруллоева, особенность мусульманского права состоит в том, что оно обязывает человека неуклонно следовать требованиям справедливости во всех сферах жизни. Мусульманская правовая мысль признает любой нормативно - правовой акт, если он основан на принципе справедливости, уважения прав и интересов человека (курсив мой. - А.Т.), естественном при соблюдении императивных положений шариата [11, с. 8].
«О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил множество мужчин и женщин» (4:1-1) [3, с. 28]. Это обращение в Коране напоминает людям, что независимо от того, кем они являются, все они из одного корня, дети одних и тех же родителей. «И давайте сиротам их имущество и не заменяйте дурным хорошее. И не ешьте их имущества в дополнение к вашему, - ведь это - великий грех!» (4:2-2). Это обращение говорит о человеколюбии, справедливости и взаимоуважении. В Коране немало норм, которые прямо или косвенно закрепляют идею равноправия людей, признают человека высшей ценностью. Аллах (Бог, Господь), после того, как создал человека, всем другим созданиям приказал поклониться ему. «И вот сказал Господь твой ангелам: «Я сотворю человека из звучащей, из глины, облеченной в форму. А когда Я его выровняю и вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь»» (15:28 - 29).
Нормы мусульманского права направлены на уважение и соблюдение прав и свобод личности. Даже в процессе развития общества практика показала, что на основе норм Корана и Сунны можно достойно защищать права личности. С 19 сентября 1981 года Исламским советом Европы в Париже была принята Всеобщая исламская декларация прав человека, которая основывается на Коране и Сунне и устанавливает правовой статус личности в современном периоде.
Практика применения норм мусульманского права на территории дореволюционного Таджикистана свидетельствует о другом. Как утверждают источники, в нем, как и на территории Средней Азии в целом, господствовали отношения классового неравенства. Были широко распространены феодальные отношения. Большая часть земли находилась в собственности эмира, крупных феодалов и мусульманского духовенства (вакуфные земли). Дехкане, работавшие на небольших
клочках амлячных или вакуфных земель, были, по существу, крепостными, а за право пользования этими землями с населения взималось множество всяких налогов - харадж, ушра (десятина), оби, ляльми и другие.
Кроме того, существовало 50 различных налогов, налагавшихся на простой народ. Устанавливалась даже плата за дым, выходящий из трубы. Уплачивая эти налоги, дехкане, как правило, оставались неимущими и имели долги по налогам. Местные чиновники: беки, амлякдары в уплату долга забирали у крепостного дочерей, сыновей, все его имуществу и превращали его в раба. Рабы дореволюционного Таджикистана были бесправными, их можно было продать, передавать другим, дарить. Дети, рожденные от рабынь, тоже считались собственностью ее владельца и становились рабами, хотя это не было указано в нормах мусульманского права. Было распространено многоженство. Мужчины имели право вступать в брак с четырьмя или больше женщинами. Возраст брака для юношей был равен 15 - 20 годам, а девушек -12-15 годам, иногда выдавали замуж девятилетних девочек. Прав М.М. Муллаев, который пишет: «В дореволюционном Таджикистане в особенно бесправном положении находились женщины - таджички. По феодально-религиозному закону - шариату* - женщины рассматривались как товар. Они являлись объектом сделок купли - продажи. Проданная девушка становилась собственностью мужа, и она уже не имела права распоряжаться своей судьбой. Таким образом, она попадала в полную его зависимость» [4, с. 9-10]. О.Э. Рахмонова справедливо отмечает: «Несмотря на наличие определенных, пусть и трудно реализуемых прав и свобод женщин в семейно - брачных, наследственных и имущественных отношениях, женщины - таджички в досоветском Таджикистане, в соответствии с нормами мусульманского и обычного права, которые дополняли друг друга, находились в целом в неравном с мужчиной, т.е. подчиненном (и в семье, и в обществе) правовом положении, о чем свидетельствуют такие факты, как многоженство, купля и продажа невесты (калым), выдача замуж малолетних и другие унизительные обычаи и традиции». Установленные в исламском праве некоторые права женщин не имели реальных механизмов их реализации, что позволяло полностью игнорировать мнение женщины как при заключении брака, так и при разводе [6, с. 6-7; 11]. Условия жизни населения дореволюционного Таджикистана, особенно южной и центральной части, были очень тяжелыми, здесь царил полнейший произвол эмира и его феодалов, зверская эксплуатация трудящихся и колониальный гнет, полное политическое, экономическое и личное бесправие народа.
Известный востоковед Д.Н. Логофет в своей работе «Страна бесправия. Бухарское ханство и его современное состояние» пишет: «Бухарцы - вымирающий народ, если Бухара в ближайшее время не будет присоединена к России, население ее вымрет». Далее он отмечает, что в Бухарском эмирате чиновники жили
* Шариат - в тот период это был санкционированный господствующим классом феодально-теократического государства религиозный закон, обеспечивавший частнособственнические интересы феодалов и мусульманского духовенства.
исключительно за счет системы кормления и никакого денежного содержания не получали. Данный вывод Логофета говорит о том, что население Бухарского эмирата было совершенно бесправно и составляло объект эксплуатации и угнетения.
В Бухарском эмирате деспотическая, неограниченная власть эмира была закреплена шариатом, согласно которому глава государства рассматривался как представитель Аллаха на земле и все его указания должны были беспрекословно исполняться как веление Аллаха. Широкая система шпионажа, установленная в эмирате, страшные казни за каждое неосторожное слово, сказанное по отношению к особе правителя, заставляли население уклоняться от всяких разговоров, касавшихся главы государства [5, с. 66]. Существовали такие виды наказания, как денежные штрафы, битье палками, пытки, арест, тюремное заключение, членовредительские наказания и смертная казнь. Смертная казнь в Бухарском эмирате в основном назначалась за выступление против правителей. Смертная казнь проводилась в базарный день джумъа (пятница) на базарной площади, чтобы весь народ видел, как исполняется смертная казнь. Осужденного заставляли опуститься на колени, один человек прижимал его голову к земле так, чтобы одна щека касалась земли, в таком положении перерезали ему горло. Об этом и других ужасающих случаях подробно писал известный таджикский писатель С. Айни в своих книгах «Воспоминания» [8] и «Рабы» [9].
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что на территории дореволюционного Таджикистана основная масса населения была лишена элементарных прав и являлась объектом эксплуатации. Мусульманское право, сложившееся в VIII -IX вв., по сути дела, отражало характер правопонимания той эпохи. Дело в том, что иджма, кияс и адат как источники права являются неустойчивыми. Именно на основе этих источников больше всего нарушались права человека. Эти источники являются результатом правотворческий деятельности определенного круга лиц, которые в основном выражали волю господствующего класса, духовных и светских феодалов. Отсутствовал справедливый суд, казийские суды, действовавшие на основе кияса, иджмы и обычного права, защищали интересы феодалов. В связи с этим, нельзя не согласиться с Ф.Т. Тахировым, который утверждает, что казиями, как правило, становились представители феодально-байской верхушки - богатых и знатных слоев мусульманского духовенства, и поэтому они целиком служили интересам своего класса, поддерживали феодально-теократический порядок в обществе [10, с. 38]. Кроме того, надо помнить, что современное понимание прав человека основано на принципе равноправия людей перед обществом и законом, а не только перед Богом, как утверждают источники мусульманского права.
Список использованной литературы:
1. Буриев, И. Б. Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане:
дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Буриев Имомкул Бозорович. - Душанбе, 1998. -
203 с.
2. История Таджикской ССР : учебное пособие для вузов / под общ. ред. Б.А.
Антоненко. - Душанбе : Маориф, 1983. - 398 с.
3. Крачковский, И. Ю. Коран/ Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. - М.: Наука, 1990. -670 с.
4. Муллаев, М. История уголовного права Таджикской ССР: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 /Муллаев Мансур Муллоевич. - Ташкент, 1959. - 268 с.
5. Муллаев, М. История уголовного права Таджикской ССР: дис. . доктора юрид. наук : 12.00.01 /Муллаев Мансур Муллоевич. - Душанбе, 1968. - 606 с.
6. Рахмонова, О. Э. Развитие законодательства о правах и свободах женщин в Таджикистане (1917 - 2011 гг.) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Рахмонова Озода Эмомалиевна. - Душанбе, 2012. - 170 с.
7. Саидов, З. А. Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском эмирате : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Саидов Зикирулло Алиевич. -М., 2007. -187 с.
8. Айни, С. Воспоминания / Садриддин Айни. -М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. -1088 с.
9. Айни, С. Рабы / Садриддин Айни. -М.: Художественная литература. 1975. - 416 с.
10. Тахиров, Ф. Становление советского права в Таджикистане: дис. ... доктора юрид. наук : 12.00.01 / Тохиров Фозил. -М., 1988. - 428 с.
11. Хайруллоев, Ф. С. Принцип справедливости в мусульманском праве : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 /Хайруллоев Фаррух Сайфуллоевич. -М., 2007. - 181 с.
12. Якупов, М. Т. Проблема свободы воли в исламе /М.Т. Якупов //Известия Уральского федерального университета. - 2009. Т 69. - № 3. С. 23-28.
Reference Literature:
1. Buriev, I. B. Functioning of Islamic Law in the pre-Revolutionary Tajikistan: dissertation of
the candidate of juridical sciences: 12.00.01 / Buriev Imomkul Bozorovich. - Dushanbe, 1998. - 203p.
2. The History of the Tajik SSR: textbook for universities / under general editorship of B.A.
Antonenko. - Dushanbe: Enlightenment, 1983. - 398 pp.
3. Krachkovsky, I. Yu. Koran. Translation and commentaries by I. Yu. Krachkovsky. - M :
Science. 1990. 670 pp.
4. Mullaev, M. A. History of Criminal Law of the Tajik SSR: dis. ... of the candidate of
juridical sciences : 12.00.01 /Mullaev Mansur Mullayevich. - Tashkent. - 1959. - 268 pp.
5. Mullaev, M History of Criminal Law of the Tajik SSR: dis. ... of Dr. of Law: 12.00.01 /
Mullaev Mansur Mulloyevich. - Dushanbe. - 1968. - 606pp.
6. Rahmonova O. E. Development of Legislation on Rights and Freedoms of Women in
Tajikistan (1917 - 2011) : Synopsis of the dissertation of the candidate of juridical sciences: 12.00.01 /Rahmonova Ozoda Emomalieva. - Dushanbe, 2012. - 170p.
7. Saidov, H. A. Historical Peculiarities of the Action of the Shariat in Bukhara Emirate : dis.
... of the candidate of juridical sciences: 12.00.01 / Saidov, Zikrullo Aliyevich. - M., -2007. - 187pp.
8. Aini S. Reminiscences / Sadriddin Aini. - M: Publishing house of the USSR Academy of
Sciences. 1960. - 1088 pp.
9. Aini, S. Slaves /Sadriddin Aini. -M: Imaginative literature. 1975. - 416pp.
10. Tahirov, F. Establishment of Soviet Law in Tajikistan: dis. of Dr. Of Law: 12.00.01 / Tohirov Fozil. - Moscow. - 1988. - 428 pp.
11. Hairulloev, F. C. The Principles of Justice in Islamic Law : dis. of candidate of juridical sciences: 12.00.01 /Hairulloev Farrukh Saifulloyevich. -M., - 2007. - 181 pp.
12. Yakupov M. T. The Problem of Freedom of Will in Islam / M.L. Yakupov // Tidings of the Ural Federal University. - 2009. -V 69. - № 3. -pp. 23-28.
Правовой статус личности в дореволюционном Таджикистане
Ключевые слова: таджикский народ, источники мусульманского права, права личности, бесправие женщин, эксплуатация личности, виды наказания
В статье анализируется правовой статус личности в дореволюционном Таджикистане. Исследование показывает, что человек на этой исторической земле подвергался постоянным пыткам, несправедливости и эксплуатации. Кроме того, научные материалы отражают и признают бесправие человека в дореволюционном Таджикистане. Отмечено, что начало новому этапу в истории таджикского народа положило присоединение к России. Согласно договору с Россией 1868 года, на территории Бухарского эмирата была запрещена торговля людьми. После образования Туркестанского генерал-губернаторства на территории Средней Азии, наряду с мусульманским нравом и элементами обычного права, частично начало действовать общероссийское право. Права и свободы личности в дореволюционном Таджикистане опредлялись такими источниками, как Коран, Сунна, Иджма, Кияс и адат.
Legal Status of Individual in pre-Revolutionary Tajikistan
Key words: Tajik nation, origins of Moslemic Law, rights of individual, lack of rights for women, exploitation of individuals, types ofpenalty
The article dwells on a legal status of an individual in pre-revolutionary Tajikistan. The researches show that man on this historic land was subjected to constant harassments, injustice and exploitation. Into the bargain, scientific materials reflect and acknowledge lawlessues in reference to man in pre-revolutionary Tajikistan. It is marked that joining to Russia put a beginning to the new stage in the history of the Tajik nation. In pursuance with the treaty with Russia in 1868 sale with people was prohibited on the territory of Bukhara emirate. After the formation of Turkestan general-governorship on the territory ofMiddle Asia, alongside with the Moslemic Law and the elements of common law, there began to act partially all-Russian law. Rights and freedoms of an individual were determined with such origins as Koran, Sunna, Kiyat and others.
Сведения об авторе:
Тошев Амиршох Мансурович, адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России (Российская Федерация, г. Москва), e- mail: [email protected]
Information about the author
Toshev Amirshokh Mansurovich, advanced student of the department of state-law disciplines of the Academy under the aspices of MHA of Russia (Russia, Moscow), e- mail: [email protected]