покровительствовали преимущественно персидской поэзии» [6, с. 53]. Эту мысль в своё время высказывал известный учёный эпохи Саманидов — Мукаддаси, считавший, что из всех царей только Саманиды лучше всех с достоинством и уважением относились к науке и учёным [9, с. 152]. Такой же позиции придерживается и французский востоковед А. Массэ [10, с. 52]. Саманидские эмиры лично возглавляли организованные ими же научные собрания и диспуты, где обсуждались и дискуссировались вопросы различных сфер наук, в частности и исламского фикха. В свете сказанного, мы не можем поддержать мнение узбекского учёного Д. А. Каримова о том, что собственная школа фикха в Мавараунахре сложилась на рубеже Х1-ХП вв. [11, с. 8].
По свидетельству известного таджикского учёного-историка Н. Негматова, в Центральной Азии эпохи Саманидов из четырёх суннитских мазхабов ислама официально на общегосударственном уровне был принят ханафитский мазхаб, хотя также свободно вели свою деятельность шафииты, которые не подвергались какому-либо преследованию. Из этого можно сделать вывод о том, что из всех правящих династий времён средневековья Саманиды были наиболее демократичными и либеральными политиками как по отношению к исламу, так и к иным сферам общественной и государственной жизни, науки и культуры. Не случайно многие известные учёные едины во мнении, что эпоха Саманидов была временем стремительного развития и совершенствования наук и веком свободомыслия [12, с. 89].
Литература
1. Тахиров Ф. Т. История государства и права зарубежных стран. Душанбе, 2007. С. 125-127.
2. Буриев И. Б. Из истории деятельности мусульманских судов в XX в.//Изв. АН Республики Таджикистан: Сер.: философия и правоведение, 1996. №2. С. 46.
3. Мухаммад ас-Сарахси. Китабул Мабсут. Т. 8. Ч. 15. С. 145.
4. Абдуррахман ал-Джузайри. Ал фикху аълал мазахиб ал-арбаъа. С. 328-349.
5. Муминов А. Каталог арабографических рукописей музея-заповедника «Азрет-Султан» в городe Tуркестан. Туркестан: Мура, 1997. С. 30.
6. БартольдВ. К истории орошения Туркестана (город, типограф, изд., год отсутс.). С. 15.
7. Кориев О. Ал-Маргилани - известный факих. С. 12.
8. Жузжаний А. Ш. Развитие шариата в Афганистане (историко - правовое исследование): автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 Ташкент, 1997. С. 15.
9. НеъматовН. Государство Саманидов. Душанбе, 1989. С. 152.
10. Массэ А. Ислам: Очерк истории / А. Массэ; пер. с фр. [Н. Б. Кобриной и Н. С. Луцкой]. М.: Крафт+, 2007. С. 52.
11. Каримов Д. А. Становление и развитие основных институтов мусульманского права в Мавероуннахре (УШ-ХП1вв.) (историко-правовое исследование): Автореф. дисс. ...к. ю. н. Ташкент, 1997. С. 8.
12. НазаровX. Факторы становления и распада государства Саманидов. Душанбе, 1999. С. 89.
Great history of formation of hanafi scientists of mavaraunahra
Ismailov A.
История формирования великих ханафитских учёных мавараунахра
Исмаилов А.
Исмаилов Абдышукур / Ismailov Abdyshykyr - аспирант, кафедра теологии,
Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в настоящей статье рассматривается история формирования великих ханафитских учёных Мавараунахра, в частности, проблемы распространения мавараунахрского течения ханафитской школы права во время саманидов и караханидов. Abstract: article conceptually considered coevolutionary process of engineering and technology in the world of the ordered state of matter. It is shown that the crystals of particular importance in the substantive work of the modern world.
Ключевые слова: история, формирование, ханафитские, мавараунахр, правовая школа, саманиды, караханиды.
Keywords: history, formation, hanafi, mavaraunahr, law school, Samanids, karakhanids.
В эпоху Саманидов формировалась первая группа авторитетнейших ханафитских учёных Мавараунахра. К ним во главе с Абу Хафсом ал-Бухари относятся: Мухаммад ибну Мухаммад Абу Мансур ал-Матуриди (ум. в 944 г.), Мухаммад ибну Мансур ибну Мухлис Абу Исхак ал-Навкади (ум. в 946 г.), Абу Али Исхак Шаши Низамуддин ал-Ханафи (ум. в 957 г.), Абу Лайс Наср ибну Мухаммад ибну Ахмад ибну Ибрахим ал-Самарканди (ум. в 983 или 984 гг.), Мухаммад ибну ал-Йаман Абу Бакр ал-Самарканди (ум. в X в.), Абул Хасан Али ибну Сайд ал-Рустугфани (ум. в X в.), Казий Абу Али Хусайн ибну Хазир ал-Насафи (Х-Х1 вв.) и др.
Названные учёные разработали все основополагающие положения Мавараунахрского течения ханафитской школы права.
Сформировавшись и укрепившись в период властвования Саманидов, Мавараунахрское течение ханафитской школы права в дальнейшем было усовершенствовано - уже при Караханидах (999-1211 гг.). Между тем М. Лапидас пишет о том, что именно Караханиды официально установили в Мавараунахре доктрину школы Абу Ханифы, с чем мы категорически не согласны. Караханиды скорее, поддерживали ханафитскую школу права, которая уже действовала на территориях Мавараунахра до их правления, о чём пишет и И. Б. Буриев [1, с. 36].
Причисляя себя к древним коренным народам Центральной Азии, Караханиды всячески стремились выставить себя преемниками Саманидов. Например, они считали себя принадлежащими роду древнего героического царя Турана (Мавараунахра) - Афрасияба и, соответственно, оправдывали свои действия, сместив Саманидов. «Хотя, конечно, сами не слыхивали об этом герое, и никаких претензий на происхождение от него не предъявляли» [2, с. 20].
Приведённое выше позволяет нам сделать вывод о том, что Караханиды сразу после ликвидации власти Саманидов всячески стремились легализовать свою власть в глазах народов Мавараунахра, и, прежде всего, перед их персоязычной частью. Ибо «в период Саманидов в городах и оседлых земледельческих районах Центральной Азии подавляющее большинство населения составляли таджики» [3. С. 40]. Поэтому Караханиды, приняв ислам и захватив Мавараунахр, в целях урегулирования политической ситуации в регионе и стабилизации религиозных настроений, прежде всего, основной части местного населения, в частности таджиков, «как людей ислама и мусульманской культуры», на официальном высшем уровне начинают проводить политику поддержания ханафитского мазхаба. Из всего сказанного можно заключить, что в тот период весь таджикский народ, составляющий к началу правления Караханидов основную часть местного населения, придерживался ханафитского мазхаба, и, возможно, религиозная политика новых властей была направлена именно на их усмирение.
Поддержание Караханидами ханафитской школы права, прежде всего, выражалось в том, что «они в целях увеличения своего авторитета и популярности, покровительствовали постройке мечетей, медресе и минаретов». Хотим заметить, что в больших, средних и малых городах государства с удивительной быстротой растёт количество высших учебных заведений - медресе [4, с. 54], что также говорит об увеличении числа лиц, занимающихся научным исследованием основ исламского фикха ханафитского направления. Одновременно караханидские правители материально поддерживали всех тех, кто занимался преподаванием, исследованием или изучением исламских наук ханафитского толка [5, с. 223].
Дальнейшим шагом Караханидов стало то, что казийскую (судебную) власть в государстве они предоставляли исключительно ханафитам. Мы думаем, что это было сделано с целью придания сбалансированности теории и практики деятельности правовой школы ханафизма на территориях Центральной Азии. Такая политика в дальнейшем будет способствовать развитию практических основ деятельности Мавараунахрского крыла ханафитского фикха, изобилию научно-практического материала исследования и, наконец, совершенствованию методов внедрения в ислам норм местных обычаев и традиций посредством Мавараунахрского течения ханафитской правовой школы. На наш взгляд, именно Мавараунахрские учёные-факихи ханафитского направления, занимавшие должности казиев, сыграли решающую роль в совершенствовании теории и практики деятельности Мавараунахрского течения правовой школы ханафизма. Заслуга заключается именно в том, что они всемерно способствовали значительному распространению правоведческой науки ханафитского толка в Центральной Азии.
В эпоху Караханидов сформировалась вторая группа авторитетных ханафитских факихов Мавараунахра: Абдул-Азиз ибну Ахмад ибну Наср ибну Салих ал-Халваи ал-Бухари (ум. в 1057 г.), Мухаммад ибну Ахмад ибну Абу Сахл лс-Сарахси (ум. между 1096-1106 гг.), Али ибну Мухаммад ибну Абдул-Карим ибну Муса ал-Баздави (1000-1086 гг.), Мухаммад ибну Мухаммад ал-Баздави (ум. в 1099 г.), Хисамуддин Умар ибну Абдул-Азиз ал-Бухари (ум. в 1141 г.), Абу Хафс ал-Насафи (ум. в 1142 г.), Хасан ибну Мансур ибну Махмуд Фахруддин Казихон Узджанди ал-Фаргани (ум. в 1196 г.), Бурханиддин ал-Маргинани (ум. в 1196 г.) и др. [6, с. 19-20]. Названные учёные-факихи в
основном на академическом уровне развили практические аспекты учений Мавараунахрского крыла ханафитского фикха.
Таким образом, обобщая вышеизложенные суждения можно констатировать, что эпоха с первой половины VIII по начало XIII вв. является временем стремительного формирования и совершенствования Мавараунахрского течения ханафитской школы права. Как свидетельствуют источники, в этот период Мавараунахрские учёные-факихи написали свыше 50 оригинальных произведений по актуальным проблемам ханафитского фикха [1].
Характерная для Саманидов и Караханидов традиция официального поддержания системы учений ханафитской школы права была также присуща, хотя и не так ярко, правителям Сельджукидской династии (1040-1157 гг.).
Процесс формирования и развития Мавараунахрского течения ханафитской школы права, по нашему мнению, можно разделить на следующие исторические периоды:
- период формирования первых ячеек ханафитской правовой школы в крупных городских центрах и, прежде всего, в Бухаре (первая половина IX в.). В этот период из-за быстрой смены правящих династий (Тахиридов, Саффаридов и Саманидов), децентрализации государственной власти в Мавараунахре и нестабильности политической ситуации, ханафитское учение в этом регионе разрабатывалось и применялось лишь локальными школами;
- период официального утверждения и становления (К-Х вв.). Данный период связан с эпохой правления Саманидов во всём Мавараунахре. Они впервые на официальном государственном уровне заявили о поддержке правовой школы ханафизма. Именно Саманиды первыми заложили политический фундамент формирования Мавараунахрской школы ханафитского права. Им принадлежит неоценимая заслуга в деле популяризации и процветания правовой школы ханафизма во всех регионах Центральной Азии. В этот период ханафитскими учёными-факихами Мавараунахра разрабатываются теоретические методы научного обоснования Мавараунахрского течения ханафитской школы права;
- период дальнейшего совершенствования (ХЬХШ вв.). Этот период приходится на эпоху властвования Караханидов в Мавараунахре. В это время наблюдается значительное развитие практических положений Мавараунахрской школы ханафитского фикха, что было связано с практической деятельностью большинства известных ханафитских учёных-факихов Мавараунахра в сфере осуществления казийской (судебной) власти. В данную эпоху наблюдается активизация деятельности по кодификации на местном материале системы учений ханафитской правовой школы. Также ханафитский фикх посредством Караханидов проникает в глубь степей, в среду кочевников;
- период кризиса в развитии школы (начало ХШ-ХГУ вв.). Эта эпоха связана с нашествием монгольско-татарских захватчиков в Среднюю Азию (1219 г. - конец XIII в.). Были разрушены практически все основные институты государственной и общественной жизни. Война нанесла также огромный урон развитию наук. Однако в этот период Мавараунахрское течение ханафитской школы права укрепляется в глубинных внутренних регионах и на периферии Центральной Азии. В дальнейшем, к концу нашествия монголов, основные города Мавараунахра превращаются в известные научные центры распространения учений Мавараунахрского течения правовой школы ханафизма;
- период постепенного укрепления и развития (XV - начало XX вв.). Эта эпоха охватывает длительные исторические промежутки времени, связанные с правлением династий Тимуридов (ХП^вв.), Шейбанидов (1501-1599 гг.), Аштарханидов (1599-1753 гг.), Мангитов (1753 г. - и вплоть до начала второй половины XIX в.). В этот период ханафитские учёные-факихи Мавараунахра были в основном сконцентрированы на составлении комментариев по известнейшим трудам Мавараунахрских и иных ханафитских учёных-факихов ранней эпохи, пользовавшихся большим уважением и почётом.
Литература
1. Буриев И. Б. Буриев И.Б. Из истории деятельности мусульманских судов в XX в. // Изв. АН
Республики Таджикистан: Сер.: философия и правоведение, 1996. № 2. . С. 36.
2. Григорьева В. В. Караханиды в Мавераннагре по тарихи Мунсдджим-баши / В османском
тексте, с пер. и примеч. СПб, 1874. С. 20.
3. БартольдВ. В. Мусульманский мир. СПб., 1922. Вып. 22. С. 40.
4. Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана. Л., 1927. С. 54.