Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ЗАКОНОПРОЕКТ / ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН / ПОЛНОМОЧИЯ / ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зимасова Алина Ахатовна, Шаймухаметова Лиана Рафисовна

В статье рассматривается вопрос об усилении гарантий прав граждан в случае принятия законопроекта № 955380-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» (направлен на усиление гарантий защиты прав граждан и уточнение полномочий полиции)», зарегистрированного 13.05.2020 года. Анализируются тенденции расширения полномочий сотрудников полиции. Рассматриваются опасения граждан, относительно последствий принятия данного законопроекта. Делается вывод о необходимости оптимизировать организацию практической деятельности сотрудников полиции.The article discusses the issue of strengthening guarantees of citizens 'rights in the event of the adoption of draft Law № 955380-7" On Amendments to the Federal Law "On the Police" (aimed at strengthening guarantees of protection of citizens ' rights and clarifying the powers of the police)", registered on 13.05.2020. The trends of expanding the powers of police officers are analyzed. The concerns of citizens regarding the consequences of the adoption of this bill are considered. It is concluded that it is necessary to optimize the organization of practical activities of police officers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 34

Юридические науки

Зимасова Алина Ахатовна, студент 2 курса группы «Г» Института права Башкирского государственного университета Шаймухаметова Лиана Рафисовна, научный руководитель, ассистент кафедры государственного права, Института права Башкирского государственного университета, г. Уфа, Россия

К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация: В статье рассматривается вопрос об усилении гарантий прав граждан в случае принятия законопроекта № 955380-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» (направлен на усиление гарантий защиты прав граждан и уточнение полномочий полиции)», зарегистрированного 13.05.2020 года. Анализируются тенденции расширения полномочий сотрудников полиции. Рассматриваются опасения граждан, относительно последствий принятия данного законопроекта. Делается вывод о необходимости оптимизировать организацию практической деятельности сотрудников полиции.

Ключевые слова: полиция, законопроект, права и свободы граждан, полномочия, гарантии.

Abstract: The article discusses the issue of strengthening guarantees of citizens 'rights in the event of the adoption of draft Law № 955380-7" On Amendments to the Federal Law "On the Police" (aimed at strengthening guarantees of protection of citizens ' rights and clarifying the powers of the police)", registered on 13.05.2020. The trends of expanding the powers of police officers are analyzed. The concerns of citizens regarding the consequences of the adoption of this bill are

considered. It is concluded that it is necessary to optimize the organization of practical activities of police officers.

Keywords: the police, the bill, the rights and freedoms of citizens, powers, guarantees.

Для государства первоочередным является защита прав человека, равно как и поддержание мер, направленных на такую защиту. Законодатель уделяет особое внимание данному аспекту, что обуславливает издание новых актов, направленных на защиту прав и свобод граждан, общества и государства.

Для правового государства ключевыми являются права, свободы именно личности, а также их защита от злоупотреблений со стороны субъектов, наделенных властными полномочиями. Только когда государство может надежно обеспечить, гарантировать и защитить права и свободы человека, можно говорить об их реальной ценности. Так, Калинина Т.М., Азарова А.Я., Матвеева Т.Д. и др., выделяют в качестве основного аспекта механизм защиты, то есть основой является неотъемлемое право на судебную и внесудебную защиту, которая должна быть обеспечена силой государства [1].

От имени государства данную функцию выполняют, в частности, сотрудники полиции, деятельность которых определяется и регулируется, в.ч. Федеральным законом «О полиции» от 07.02.2011 № Э-ФЗ [2].

В настоящее время в Государственной думе был рассмотрен во втором чтении законопроект № 955Э80-7, [Э]. Пунктом 1Э7 протокола № Э10 заседания Совета Государственной Думы от 25 января 2021 г. принято предложение Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции продлить срок представления поправок к проекту федерального закона № 955380-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» (направлен на усиление гарантий защиты прав граждан и уточнение полномочий полиции).

Отметим, что 8 декабря 2020 года указанный законопроект был принят в первом чтении.

Положения рассматриваемого законопроекта разработаны с опорой на многолетнюю практику, которая показала на наличие проблем, мешающих эффективной защите прав и свобод граждан и общества. Отдельные нормы были заимствованы из положений законов, регулирующих деятельность иных правоохранительных органов. Прежде всего инициаторы поставили две основные цели:

1. уточнить полномочия полиции;

2. усилить гарантии защиты прав и законных интересов граждан [4].

Основные положения сводятся к расширению прав сотрудников полиции,

а также предусматриваются дополнительные основания для применения принудительных мер воздействия на нарушителей. Предусматривается возможность сообщать задержанному сведения о сотруднике полиции уже после пресечения противоправных действий при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц; применять оружие при наличии угрозы нападения; проводить личный осмотр граждан и их вещей на оцепленной территории; вскрывать автомобили, проникать в жилище, на земельные участки [5].

Следовательно, предусматриваются дополнительные основания для производства данных действий, то есть, когда ситуация требует крайних мер, сотрудники вынуждены прибегать к такого рода способам обеспечения безопасности, проверки сообщений об угрозах, пресечении противоправных действий и спасении жизни и здоровья. Остается открытым вопрос о возможности сопутствующих нарушений и ограничений конституционных прав и интересов законопослушных граждан, на защиту которых и направлены положения законопроекта. Вторжение в область личного пространства граждан силовыми структурами всегда приводит к диссонансу в обществе, непринятию. Поэтому возникает справедливый вопрос: Усилятся ли права граждан в той мере, в какой рассчитывают инициаторы?

Данный законопроект целесообразно рассматривать, как с точки зрения рядового гражданина, который может подвергнуться воздействием сотрудников полиции и претерпеть неблагоприятные последствия, так и со стороны самих полицейских, на которых возлагаются дополнительные обязанности, вызванные дополнительными полномочиями.

Рассматриваемый законопроект предполагает предоставление дополнительных полномочий полицейским, возможность более оперативнее осуществлять свою деятельность, однако, стоит помнить, что их права от этого не станут безграничными. Деятельность полицейских в любом случае должна осуществляться в строгих рамках закона, дополнительные полномочия будут осуществляться только в оговоренных законодателем случаях. Полицейский как должностное лицо является ответственным за все действия, которые он осуществляет от имени государства и которые ему делегированы. Полагаем, что рассматриваемые поправки расширят права сотрудников и урегулируют их деятельность, но не сделают их абсолютными, выходящими за рамки закона.

На наш взгляд, главным является предусмотрение того, как данные положения, в случае принятия законопроекта, будут использоваться на практике. Исходя из понимания, что после вступления закона в силу, он применяется в полном объеме, необходимо оценивать норму ровно так, как предусмотрено изначально законодателем. Ввиду бурного обсуждения законопроекта и опасения общественности применения расширенных полномочий полицейскими с целью злоупотребления, необходимо заметить, что добросовестное исполнение должностных обязанностей сотрудниками полиции предполагается. В случаях же выявления злоупотребления наступает соответствующая ответственность, предусмотренная действующим законодательством. Так как их работа обладает специфическими чертами, то вся деятельность регулируется большим кругом нормативно-правовых актов [6].

Как указывали Фрейд З. и Фестингер Л., любой человек, на подсознательном уровне стремится устранить психически некомфортную

ситуацию, выбирая при этом наиболее удобный и легкий путь [7]. Полицейский в каждой конкретной ситуации, требующей немедленного разрешения, сам принимает конструктивное решение. Необходимо оптимизировать организацию практической деятельности сотрудников, так как им зачастую приходится действовать в экстремальных условиях [8].

В данном случае проблематичным становится последующая оценка их действий, которая производится вышестоящими должностными лицами и органами, в случаях недовольства со стороны общественности, отражением в качестве резонансных новостях в СМИ. Считается достаточно сложным определение правильности действий сотрудников, оценка их необходимости и незамедлительности, в силу того, что во время принятия мер по предотвращению и пресечению незаконных действий других лиц, сотрудник может обладать только минимальным количеством сведений о происходящем и у него не всегда есть возможность предусмотреть все последствия своих действий и действий других участвующих лиц.

Сотрудник не должен формально и сухо относиться к ситуации, когда может расположить к себе оппонента, правильно и продуктивно использовать свои полномочия, не боясь при этом претерпеть санкции со стороны руководства. Здесь проявляется вечная проблема, чем руководствоваться правом или законом, что важнее сердечность или формализм [9].

Законодатель должен стремиться к устранению большинства вопросов, возникающих на практике, что бы у правоприменителя не было проблемы выбора - устранить угрозу, предотвратить возможно совершаемое преступление, тем самым защитить жизнь людей или удостовериться в степени общественной опасности, тем временем подвергнуть угрозе охраняемые права и интересы. Решение необходимо принимать незамедлительно, а неблагоприятный исход может отразиться на карьере работника, а также привести к формированию негативного представления о деятельности полиции со стороны населения.

Любые изменения, которые претерпевает законодательство, порождают ответную реакцию со стороны различных групп и категорий граждан. Это обусловлено непосредственным применением закона на практике и дальнейшими последствиями. В связи с этим, положения законопроекта одни оценивают с положительно, а другие отрицательно.

Сторонники первой позиции считают, что поправки благоприятно скажутся на деятельности полиции, будут способствовать более оперативному предупреждению, прекращению и выявлению правонарушений и преступлений [10].

Оппоненты, напротив, говорят об ущемлении конституционных прав граждан, о том, что имущественные права, здоровье и в некоторых случаях жизнь может быть подвергнута опасности путём чрезмерных действий сотрудников полиции [11].

В любой из позиции единым является то, что необходим высокий уровень профессионализма полицейских. Суть деятельности полиции заключается в служении народу, защиты правового статуса человека [12].

Невозможно однозначно утверждать об усилении прав граждан, при принятии законопроекта, поскольку сотрудники полиции в большей степени смогут ограничивать права граждан, усилится степень вмешательства в сферу личных интересов, частной жизни. С другой стороны, справедливо, что правоохранительные органы только путем ограничений прав одних лиц, которые уже начали совершать посягательства на охраняемые законом порядки, могут защитить права и интересы других лиц. Получается, что расширение полномочий полиции должно привести к усилению защиты прав граждан, которые гарантируются государством и защищаются в ходе практической деятельности сотрудников полиции, а к нарушителям незамедлительно применяются санкции, правомерность которых также остается оценочной категорией на момент пресечения.

Библиографический список:

1. Ковшевацкий В.И. Оказание принудительной помощи гражданам. Административно-правовой аспект: монография. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 124 с.

2. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 № З-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 24.04.2021).

3. № 955380-7 Законопроект: Система обеспечения законодательной деятельности // Информационный ресурс Государственной Думы [Электронный ресурс]. URL:http:https://sozd.duma.gov.ru/bill/955380-7 (дата обращения: 22.04.2021).

4. Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции"// Информационный ресурс Государственной Думы [Электронный ресурс]. URL:http:https://sozd.duma.gov.ru/bill/955380-7 (дата обращения: 22.04.2021).

5. Заключение Комитета по безопасности и противодействию коррупции на проект федерального закона № 955380-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции», внесенный Правительством Российской Федерации// Информационный ресурс Государственной Думы [Электронный ресурс]. URL:http:https://sozd.duma.gov.ru/bill/955380-7 (дата обращения: 22.04.2021).

6. Арестова Е.Н. Уголовно-процессуальная деятельность полиции: учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 242 с.

7. Зигмунд Фрейд. Психология бессознательного. Издательство: Питер, 2019 г. — 528 с. Леон Фестингер. Теория когнитивного диссонанса. Издательство: Эксмо, 2018 г. — 256 с.

8. Човдырова Г.С. Психология труда сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 215 с.

9. Щёголев П.Е. Агенты, жандармы, палачи. Охранники и авантюристы. Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 299 с.

10. Эксперты прокомментировали поправки в закон "О полиции" [Электронный ресурс]. URL:https://rg.ru/2020/05/07/eksperty-prokoшшentiшvaП-popravki-v-zakon-o-policii.html (дата обращения: 24.04.2021).

11. Петиция. Остановите принятие законопроекта расширения прав Полиции. [Электронный ресурс]. URL:https://www.change.org/p/остановите-принятие-законопроекта-расширения-прав-полиции

12. Талынев В.Е. Профессиональная этика и служебный этикет в полиции России: учебное пособие для вузов. 2-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 153 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.