УДК 342.95 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10455
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Сергей Валерьевич БАЙГАЖАКОВ, доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены основные направления реформирования административных полномочий органов полиции в целях повышения эффективности осуществления органами внутренних дел административной деятельности.
Ключевые слова: административное право, административная деятельность, административные полномочия, органы внутренних дел, полиция, правовое положение, меры административного принуждения.
Annotation. The article considers the main directions of reforming the administrative powers of the police in order to increase the efficiency of the implementation of administrative activities by the internal affairs bodies.
Keywords: administrative law, administrative activities, administrative authority, internal affairs bodies, police, legal status, administrative coercive measures.
Учеными-правоведами отмечается, что важным направлением правового обеспечения деятельности органов внутренних дел становится правовое обеспечение государственной и общественной безопасности1. С момента принятия Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф32 прошло уже более девяти лет. Этот Федеральный закон доказал свою эффективность, создал качественно новую правовую основу деятельности полиции, однако ряд его положений нуждается в уточнении.
В связи с этим совершенствование правового положения органов внутренних дел, в особенности их административных полномочий, является актуальной научной проблемой3. С учетом этого был разработан законопроект № 955380-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»4.
Законопроект направлен на усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан, совершенствование практической деятель-
ности сотрудников полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений. Законопроект был разработан в целях уточнения полномочий полиции, а также усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан5, направлен на совершенствование практической деятельности сотрудников полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, уточнение и детализацию их обязанностей и прав.
Законопроект содержит норму, что «сотрудники полиции вправе осматривать места происшествия, местности, помещения, транспортные средства, предметы, документы и иные объекты в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях». Помимо этого, законодательство предлагается дополнить нормой, предусматривающей возможность проникновения сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020
лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления.
В целях спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность, полицию предполагается наделить правом осуществлять вскрытие транспортного средства, например, в случае, если в нем заблокировалось лицо, совершившее (совершающее) преступление. Для пресечения хищений чужого имущества предлагается наделить полицию полномочием осуществлять досмотр граждан, в том числе при наличии оснований полагать, что они скрывают при себе предметы кражи.
Важнейшим нововведением будет являться предоставление полицейскому возможности представляться задержанному уже после прекращения им опасных, угрожающих жизни и имуществу, противоправных действий, а также новая норма о праве полицейских досматривать граждан и автомобили при оцеплении зданий или участков местности.
В целях совершенствования полномочий полиции по применению мер административного принуждения необходимо учитывать принципы применения правоохранительными органами мер принуждения6, что будет способствовать соблюдению прав и свободы человека и гражданина в деятельности полиции.
Предлагается уточнить положение, что в границах оцепления (блокирования) полиция может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), осмотр транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением при необходимости технических средств.
В случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру или предоставить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать проход такого гражданина на территории, в жилые помещения, строения и на другие объекты, где проводится оцепление (блокирование), или его выход за пределы границ оцепления (блокирования), а также въезд или выезд транспортного средства до снятия оцепления (блокирования).
Предполагается закрепить положение, что «сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции, если эти действия осуществлялись по основаниям и в порядке, установленным федеральными конституционными законами, указанным выше Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности полиции.
Таким образом, принятие поправок в Федеральный закон «О полиции» станет важным вкладом в совершенствование правового положения органов внутренних дел, правовой гарантией повышения эффективности их административной деятельности в современных условиях7.
1 См., напр.: Редкоус В.М., Копылов М.М. Уголовная ответственность за посягательства на территориальную целостность Российской Федерации. История и современное состояние // Закон и право. 2019. № 9. С. 19— 23; и др.
2 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3 Прудникова Т.А., Редкоус В.М., Акимова С.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти (на примере миграционных служб): Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 139 с.
4 URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/955380-7 (Дата обращения: 23.06.2020)
5 URL: http://duma.gov.ru/news/48530/ (Дата обращения: 23.06.2020)
6 Редкоус В.М. Принципы применения органами безопасности мер административного принуждения // Публичная власть: реальность и перспективы: Сб. науч. тр. по матер. V Ежегодных Саратовских административно-правовых чтений (Междунар. науч.-практ. конф.). (Саратов, 20 — 21 сентября 2019 г.). Саратов, 2019. С. 56—59.
7 Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. 1-е изд. / Марьян Г.В., Куракин A.B., Ко-стенников М.В., Бочаров С.Н., Гришковец A.A., Иванова Л.В., Кашкина Е.В., Купреев С.С., Молянов А.Ю., Макаров A.A., Редкоус В.М. и др. М.: Юрайт, 2018. Сер. 66: Специалист. 521 с.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020