Научная статья на тему 'Понятие и меры административного принуждения в деятельности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности на водном транспорте'

Понятие и меры административного принуждения в деятельности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности на водном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3597
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ADMINISTRATIVE COERCION / ADMINISTRATIVE OFFENSE / ADMINISTRATIVE AND PREVENTIVE MEASURES / MEASURE OF ADMINISTRATIVE COERCION / WATER TRANSPORT / PUBLIC SAFETY / EMPLOYEE OF THE INTERIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панфилова Лариса Борисовна

В статье рассмотрены понятие административного принуждения, классификация мер административного принуждения, исследованы конкретные меры в деятельности сотрудников органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности на водном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and measures of administrative coercion in activity of employee of the Interior to ensure public safety on water transport

The article discusses the concept of administrative coercion, the classification of administrative coercion measures, investigates the specific measures in the activity of employee of the Interior in the area of public safety on water transport.

Текст научной работы на тему «Понятие и меры административного принуждения в деятельности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности на водном транспорте»

Панфилова Лариса Борисовна

преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (e-mail: panfilova77777@mail.ru)

Понятие и меры административного принуждения в деятельности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности на водном транспорте

В статье рассмотрены понятие административного принуждения, классификация мер административного принуждения, исследованы конкретные меры в деятельности сотрудников органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности на водном транспорте.

Ключевые слова: административное принуждение, административное правонарушение, административно-предупредительные меры, мера административного принуждения, водный транспорт, общественная безопасность, сотрудник органов внутренних дел.

L.B. Panfilova, Lecturer of the Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: panfilova77777@mail.ru

Concept and measures of administrative coercion in activity of employee of the Interior to ensure public safety on water transport

The article discusses the concept of administrative coercion, the classification of administrative coercion measures, investigates the specific measures in the activity of employee of the Interior in the area of public safety on water transport.

Key words: administrative coercion, administrative offense, administrative and preventive measures, measure of administrative coercion, water transport, public safety, employee of the Interior.

Административное принуждение как отраслевой вид государственного принуждения представляет собой метод государственного управления, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, которые направлены на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности, а также общественной безопасности [1].

Под мерами административного принуждения принято понимать те конкретные мероприятия, которые применяются уполномоченными должностными лицами органов государства. При этом проблема научной классификации мер административного принуждения была и остается одной из наиболее дискуссионных в отечественной доктрине. В частности, от-

дельные авторы возвращаются к двухзвенной классификации данных мер (по основаниям их применения): а) меры административного принуждения, назначаемые за совершение административного правонарушения (проступка) и точно определяемые в законе; б) иные меры административного принуждения, которые применяются при отсутствии правонарушения (например, досмотр пассажиров, обязательный осмотр транспортных средств). Основанием применения во второй группе названа государственная необходимость. В рамках этой группы предлагается следующая градация мер административного принуждения: 1) меры административного принуждения, применяемые в силу государственной необходимости; 2) контрольно-предупредительные меры; 3) меры административного пресечения правонарушений, включая меры процессуального обеспечения; 4) восстановительные меры. В общей сложности выделено пять групп мер административного принуждения [2, с. 170-173].

296

Другие ученые считают нецелесообразным выделять в качестве самостоятельной группы меры административно-процессуального обеспечения [3, с. 50-51]. Помимо этого нет единства мнения о необходимости существования в составе административно-правового принуждения мер административного предупреждения, а также административно-восстановительных мер.

Наиболее правильным, на наш взгляд, является выделение четырех групп мер административного принуждения, среди которых: 1) административно-предупредительные меры; 2) меры административного пресечения; 3) меры административно-процессуального обеспечения; 4) меры административной ответственности [4, с. 13]. Именно из этой позиции будем исходить, рассматривая меры административного принуждения, применяемые органами внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности на водном транспорте. Следует отметить специфическую особенность этих мер: во-первых, в данной деятельности применяются все формы административного принуждения: предупреждение, пресечение, процессуальное обеспечение, административное наказание; во-вторых, они включают в себя такие меры, как применение физической силы, огнестрельного оружия, специальных средств.

Нормативно-правовая база традиционно рассматривается в качестве важнейшего фактора повышения эффективности обеспечения правопорядка [5, с. 319]. Анализ правовых норм, регламентирующих меры административного принуждения в деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) по обеспечению безопасности на водном транспорте, следует начинать с Федерального закона «О полиции» [6]. Меры государственного принуждения, применяемые полицией, прежде всего, закреплены в гл. 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения». К ним относятся: задержание; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории; оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах. Помимо этого возможность применения ряда мер предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения предусмотрена ст. 13 Федерального закона «О полиции». Обратимся к данным нормам, используя приведенную

выше классификацию мер административного принуждения на четыре группы.

К наиболее типичным мерам предупреждения, которые вправе применить сотрудники полиции, относятся:

проверка документов, удостоверяющих личность граждан, если имеются данные, позволяющие подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных законом [6, п. 2 ст. 13];

проверка у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иных документов на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельность, контроль за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации [6, п. 2 ст. 13];

внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений [6, п. 12 ст. 13];

участие в досмотре пассажиров, ручной клади и багажа на водном транспорте [6, п. 16 ст. 13]; аналогичные положения закреплены в п. 12.29 Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 июня 2011 г. № 636 (далее - Типовое положение о линоргане) [7], где сказано, что сотрудник органа внутренних дел (полиции) принимает участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа либо осуществляет такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта [6, п. 20 ст. 13];

задержание лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства [6, п. 11

297

ч. 2 ст. 14], а также лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения либо скрывшихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение [6, п. 12 ч. 2 ст. 14];

оцепление (блокирование) участков местности и других объектов при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий [6, п. 1 ч. 2 ст. 16].

Другими мерами административного принуждения, применяемого сотрудниками органов внутренних дел на водном транспорте, являются меры пресечения. К ним можно отнести: требования, предъявляемые к гражданам и должностным лицам о прекращении противоправных действий [6, п. 1 ст. 13]; доставление граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации [6, п. 14 ст. 13]; задержание [6, ст. 14] (за исключением случаев, предусмотренных пп. 11 и 12 ч. 2 ст. 14); применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия [6, гл. 5] (за исключением случаев, предусмотренных пп. 2 и 4 ст. 23, в которых отсутствуют функции пресечения при применении огнестрельного оружия).

Деятельность сотрудников полиции по обеспечению общественной безопасности на водном транспорте такова, что создает необходимые условия для функционирования других органов за счет мер процессуального обеспечения. Так, в силу положений, предусмотренных ст. 13 Федерального закона «О полиции», сотрудники органов внутренних дел в целях обеспечения общественной безопасности на водном транспорте вправе: требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия с целью сохранения следов преступления, административного правонарушения, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на

отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах либо покинуть их (п. 7). Аналогичные правила предусмотрены в Типовом положении о линоргане (п. 12.2).

Ряд мер процессуального обеспечения предусмотрен ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП): доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности. Применение данных мер закреплено и в п. 9 ст. 13 Федерального закона «О полиции».

Следует также отметить, что сотрудники органов внутренних дел (полиции) на водном транспорте осуществляют юрисдикционную деятельность (ст. 23.3 КоАП). Как правило, понятие «административная юрисдикция» используют для характеристики полномочий и деятельности соответствующих властных субъектов по рассмотрению дел об административных правонарушениях [8]. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции. Из всей системы административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП, сотрудники полиции вправе применять предупреждение (ст. 3.4 КоАП) и административный штраф (ст. 3.5). В п. 12.9 Типового положения о линейном отделе также сказано, что линорган осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает в пределах компетенции исполнение административных наказаний.

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что рассмотренный перечень мер административного принуждения, которые применяются в деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) в сфере обеспечения общественной безопасности на водном транспорте, является далеко не исчерпывающим. Под ад-

298

министративным принуждением в названной деятельности следует понимать метод принудительного воздействия (психологического, физического, материального и организационного характера) на граждан и должностных лиц, регламентированный нормами административного и административно-процессуаль-

1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: учеб. / О. И. Бекетов, С.Н. Бочаров, А. И. Каплунов и др. М, 2009.

2. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: учеб. М, 1996.

3. Жумагулов М.И. Сущность мер государственного принуждения в административном праве // Современное право. 2006. № 7.

4. Каплунов А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.

5. Макарейко Н.В. Подзаконное регулирование мер государственного принуждения, применяемых полицией // Юридическая техника. 2012. № 6.

6. О полиции: федер. закон от 7 февр.2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г. № 258-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2014. № 30, ч. 1. Ст. 4259.

7. Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте: приказ МВД России от 15 июня 2011 г. № 636 // Рос. газ. 2011. 19 авг.

8. Дрозд А. О. Административно-юрисдик-ционная деятельность, осуществляемая участковыми уполномоченными полиции (по материалам ГУ МВД России по Алтайскому краю): автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2012.

ного права, направленный на неукоснительное соблюдение такими лицами юридических обязанностей при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной безопасности или безопасности личности либо в связи с совершением административного правонарушения, уголовно наказуемого деяния.

1. Administrative activity of agencies of the Interior. Part General: textbook / O.I. Beketov, S.N. Bocharov, A.I. Caplunov et al. Moscow, 2009.

2. Manohin V.M. Adushkin Yu.S., BagishaevZ.A. Russian administrative law: textbook. Moscow, 1996.

3. Zhumagulov M.I. The essence of the measures of state coercion in administrative law // Modern law. 2006. № 7.

4. Kaplunov A.I. Administrative coercion applied by internal affairs bodies (system and legal analysis): auth. abstr.... Dr of Law. Moscow, 2005.

5. Makareyko N. V. Subordinate regulation measures of state coercion used by police // Legal technics. 2012. № 6.

6. On police: fed. law of Febr. 7, 2011 № 3-FL (in ed. of July 21, 2014 № 258-FL) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. Art. 900; 2014. № 30, pt. 1. Art. 4259.

7. On approval of the Model regulation of the linear section of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the rail, water and air transport: order of the Ministry of the Interior of Russia of June 15, 2011 № 636 // Rus. newsp. 2011. Aug. 19.

8. Drozd A.O. Administrative-jurisdictional activity, implement, pull a police precinct (on materials of the Main Directorate of the Ministry of the Interior of Russia across Altai Region): auth. abstr.... Master of Law. St. Petersburg, 2012.

299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.