оружия из кобуры и досылании патрона в патронник: нажатие на спусковой крючок начинается с выносом оружия на цель, не дожидаясь остановки рук и точного прицеливания. Нажим на спусковой крючок и уточнение прицеливания — два действия, которые стрелок выполняет одновременно и независимо друг от друга.
Для последовательно быстрого производства следующего выстрела не надо полностью отпускать спусковой крючок. Это исключает повторный выжим свободного хода. При нажатии на спусковой крючок направление усилия нажима должно проходить по воображаемой линии, параллельной оси канала ствола пистолета. Неверное направ-
Список библиографических ссылок
ление движения пальца может привести к угловом у отклонению ствола и неточному выстрелу.
Отработка изготовки и хвата, как правило, занимает все первые тренировки, пока стрелок не научится этим элементам. Хват должен быть всегда одинаковым — это предполагает постоянное, однообразное положение пистолета в руке, положение рук по отношению к пистолету и постоянное усилие хвата. Небольшое отклонение пистолета в руке приводит к отклонениям пробоин от средней точки попадания. Если прибавить к этому незначительные ошибки в прицеливании и обработке спуска курка, результаты будут низкими.
1. Правила ОСОО ФПСР [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Белецкий А. А., Репин В. А. О соблюдении мер безопасности при обращении с оружием // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1 (28). С. 156.
3. Ознобишин Н. Н. Искусство рукопашного боя / сост. А. А. Харлампиев. М., 2005. С. 60—75.
4. Дегтярев М. Н. Точность, скорость безопасность / Калашников. Оружие, боеприпасы, снаряжение: материалы Всерос. конф. ФПСР // 2009. № 2. С. 6, 7.
5. Федин В. Закономерный выбор. Практическая стрельба в системе огневой подготовки МВД / Калашников. Оружие, боеприпасы, снаряжение: материалы Всерос. конф. ФПСР // 2009. № 1. С. 92, 93.
6. Белецкий А. А. Актуальные направления модернизации процесса обучения по дисциплине «Огневая подготовка» курсантов и слушателей системы МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С. 120.
7. Крючин В. А. Практическая стрельба: книга для спортсменов. Челябинск, 2006. С. 76.
© Сорокоусов А. В., 2014
А. Н. Тюменцев
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ
С НАСЕЛЕНИЕМ И СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Опыт борьбы с преступностью свидетельствует о том, что эффективность подобной деятельности напрямую зависит от используемых средств и методов. В статье рассмотрены актуальные вопросы сотрудничества российской полиции с населением и средствами массовой информации при решении задач по противодействию преступности, повышению авторитета и престижа службы в органах внутренних дел. В современных условиях под взаимодействием органов внутренних дел со СМИ автор подразумевает постоянный двухуровневый управленческий процесс, осуществляемый через отделы информации и общественных связей МВД с учреждениями средств массовой информации и их сотрудниками на взаимовыгодных условиях для достижения собственных целей.
С одной стороны, журналисты получают объективную интересующую их информацию, которая пользуется спросом у их зрителей и читателей и позволяет сохранять популярность издания либо другого учреждения массовой коммуникации. С другой стороны, взаимодействие с населением и СМИ позволяет
органам внутренних дел решать возложенные на них задачи.
Автором статьи обобщен положительный опыт работы пресс-службы волгоградской полиции. Обозначены пути решения проблем взаимодействия полиции, населения и средств массовой информации. Сделан вывод о позитивном влиянии данного взаимодействия на состояние правопорядка в Волгоградской области.
Ключевые слова: средства массовой информации, отдел информации и общественных связей, предупреждение преступности, организация взаимодействия, общественное мнение, общественный совет.
A. N. Tyumencev
SPECIFICS OF INTERACTION BETWEEN MODERN RUSSIAN POLICE,
COMMUNITY, AND MASS MEDIA
According to the crime fight experience effectiveness of such activity directly depends on the means and methods applied. The article analyses relevant issues of cooperation between Russian police, community, and mass media in solving the tasks of fighting crime and increasing prestige of service in the interior bodies. Under current circumstances interaction between interior bodies and mass media implies permanent two level administrative process, which is carried out through information departments (press services or specially appointed officers) with mass media bodies and their personnel on mutually beneficial conditions for achieving their goals.
On the one hand reporters get objective information requested by their audience which allows to keep prestige of the issue or other mass media body. On the other hand interaction with the community and mass media allows interior bodies to solve their own tasks.
The author summarizes successful experience of press service activity of the Volgograd police and suggests ways to solve the problems of interaction between police, community, and mass media. The author comes to the conclusion that described interaction positively affects maintenance of law and order in the Volgograd region.
Keywords: mass media, the department of information and public relations, crime prevention, organization of interaction, public opinion, community council.
Еще на заре XX в. известный криминалист Э. Локар процесс расследования и раскрытия преступления сравнил с «долгой погоней за трудноуловимой истиной» [1].
Многолетний опыт борьбы с преступностью свидетельствует о том, что эффективность подобной деятельности напрямую зависит от используемых средств и методов. Среди них находятся и такие, которые нацелены на взаимодействие с населением через профессиональное использование сотрудниками полиции средств массовой информации.
Под средством массовой информации (далее — СМИ) понимается: а) периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иная публикация), имеющее текущий номер; б) радиотеле-, видео-, кинохроникальная программа (совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов); в) иная форма периодического распространения массовой информации. Все СМИ должны иметь постоянное название и вы-
ходить в свет (эфир) не реже одного раза в год [2].
С развитием информационных технологий развиваются способы и средства передачи и распространения информации в массы. Сегодня огромная роль отводится интернет-ресурсам и социальным коммуникативным сетям [3].
Основной задачей СМИ является передача определенной информации. Но в современных условиях она далеко не единственная. В российском обществе с развитым аппаратом государственного управления СМИ используют и для решения государственных задач, среди которых можно выделить следующие:
— во-первых, на средства массовой информации возлагается основная задача информирования людей по различным вопросам жизнедеятельности государства и общества. Это диктуется необходимостью обеспечения устойчивости власти, и СМИ здесь выступают в качестве средства воздействия на сознание людей в целях формирования у них определенных установок, оценок и суж-
дений с тем, чтобы создать положительный стереотип законопослушного поведения граждан, стремления к соблюдению норм права и уважения к закону. В реализацию данной цели органично вписываются решаемые органами внутренних дел задачи по предупреждению преступности, раскрытию и профилактике правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению, формированию позитивного общественного мнения о работе правоохранительных органов, в т. ч. сотрудниках полиции [4];
— во-вторых, средства массовой информации способны убедительно, наглядно и оперативно подать актуальные материалы многомиллионной аудитории интенсивнее, чем другие средства, воздействовать на сознание и чувства людей. Это обусловлено специфической способностью современных СМИ воздействовать одновременно на несколько органов чувств человека (зрение и слух): например, восприятие примет разыскиваемого преступника на слух не всегда может сформировать у человека объективный образ, в то же время демонстрация видеозаписи или фотоизображения данного лица достигает цели;
— в-третьих, средства массовой информации располагают огромными возможностями привлекать к участию в решении определенных задач, стоящих перед органами внутренних дел, наиболее авторитетных специалистов в различных областях жизни (руководителей различного уровня, ученых, писателей и общественных деятелей, политиков). Такие лица своими выступлениями, комментариями и оценками способствуют воспитанию у граждан правосознания, духа уважения к закону, настраивая общество на всемерную помощь органам, занимающимся борьбой с преступностью и предупреждением преступлений;
— в-четвертых, средства массовой информации, реализуя право на свободу слова, могут самостоятельно обнаруживать негативные явления и факты деятельности государственных и иных формирований, давать оценку событиям внутренней и международной жизни. Это своеобразная трибуна общественного мнения и важный канал отражения настроения граждан, а, значит, и показатель результативности мер, принимаемых государством, в т. ч. органами внутренних дел;
— в-пятых, средства массовой информации — это важнейший канал развития демократии, гласности и свободы слова. Каждый член общества имеет право не только получать информацию, но и вы-
бирать ту, которая вызывает у него интерес, например, о состоянии криминогенной обстановки в данной местности или в масштабах страны, о мерах, принимаемых полицией в борьбе с преступностью;
— в-шестых, современные СМИ позволяют поддерживать прямую обратную связь с населением, например, путем оказания помощи в раскрытии и расследовании преступлений, нарушений закона должностными лицами, возникновения чрезвычайных обстоятельств в той или иной местности.
Своевременное распространение информации о преступлении позволяет предотвратить слухи и домыслы, создать благоприятное общественное мнение по поводу действий сотрудников правоохранительных органов. Это особенно важно, когда совершенное преступление получило значительный общественный резонанс [5].
При организации взаимодействия подразделений МВД с населением через средства массовой информации нужно учитывать и то обстоятельство, что журналисты в соответствии с законом о СМИ имеют право самостоятельно искать, запрашивать, получать и распространять информацию о совершенном преступлении, излагать при этом свою точку зрения, используя свои источники информации, проводя при этом свое, «журналистское» расследование. Если журналист не обратился за получением объективной информации в пресс-службу органов внутренних и сам собирает и проверяет материалы, он наравне с редакцией несет полную ответственность за достоверность представленной информации и источники ее получения. В ряде случаев публикации могут стать поводом для возбуждения уголовного дела (ст. 144 УПК РФ).
В органах внутренних дел организация взаимодействия со средствами массовой информации возложена прежде всего на отделы информации и общественных связей. За более чем двадцатилетний опыт деятельности по взаимодействию с населением через СМИ сотрудниками пресс-служб накоплен богатейший опыт [6].
В современных условиях под взаимодействием органов внутренних дел со СМИ, как нам представляется, следует считать постоянный двухуровневый управленческий процесс, осуществляемый через отделы информации (пресс-службы либо специально выделенных для данной деятельности сотрудников) на взаимовыгодных условиях для
достижения собственных целей. С одной стороны, журналисты получают объективную интересующую их информацию, которая пользуется спросом у их зрителей и читателей и позволяет сохранять популярность издания либо другого учреждения массовой коммуникации. С другой стороны, взаимодействие позволяет органам внутренних дел получить следующие возможности:
— в короткие сроки установить лиц, причастных к совершенному преступлению, и обеспечить их быстрый розыск;
— проинформировать население о результатах работы;
— осуществить профилактическое воздействие;
— сформировать положительное мнение о своей деятельности;
— публично поощрить лицо, оказавшее помощь, с его согласия [7].
Общим качеством, объединяющим эти направления использования СМИ органами внутренних дел, в т. ч. подразделениями современной российской полиции, является оказание управляемого и непосредственного воздействия на население путем предоставления для опубликования специально подготовленной информации, способствующей решению служебных задач. К примеру, рассмотрим опыт взаимодействия полиции с населением и средствами массовой информации в Волгоградской области [8].
В соответствии с требованиями приказов МВД России от 1 января 2009 г. № 1 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009—2014 годы», № 995-11 г. «О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД РФ», другими нормативными правовыми актами, распоряжениями и указаниями МВД России перед отделом информации и общественных связей Главного управления МВД России по Волгоградской области приоритетной является задача проведения ежедневного мониторинга центральных и региональных СМИ, прогнозирование информационных угроз в сфере деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России принятие необходимых мер по своевременному реагированию на них.
Сотрудники ОИ и ОС ГУ МВД России по Волгоградской области (далее — ОИ и ОС) ежедневно в утренних эфирах информационных программ «Вести. Волгоград» (ВГТРК «Волгоград — ТРВ») и радиостанции «Вести FM — Волгоград» (106,8 FM) доводят до населения актуальную информацию в сфере борьбы с преступностью.
За 2013 г. осуществлено 249 выступлений в эфире регионального телевидения. При этом более 90 % выступлений сопровождались демонстрацией видеоматериалов, предоставляемых инспекторами по пропаганде безопасности дорожного движения ОБ ДПС ГИБДД ГУ МВД, ОГИБДД УМВД РФ по г. Волгограду.
С учетом требований ведомственных приказов приоритет отдается конкретным результатам по раскрытию преступлений и задержанию лиц, их совершивших, пропаганде добросовестного исполнения служебных обязанностей. За 2013 г. в ОИ и ОС было предоставлено более 340 видеоматериалов по задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечению преступлений и адми-н истративных правонарушений.
Для выполнения поставленных задач в 2013 г. при содействии ОИ и ОС в центральных и региональных СМИ было размещено 36 196 (АП — 26 400; + 29,1 %) материалов о деятельности Волгоградской полиции на сайте МВД России.
Традиционно рейтинговыми для просмотра телезрителями остаются программы «Вести», «Вести. Дежурная часть», «Время», «Сегодня», «ЧП», «Экстренный вызов» федеральных телеканалов (РТР, ОРТ, НТВ, 5 канал Санкт-Петербург, Звезда).
В 2013 г. на основании представленных службами Главного управления материалов сотрудниками отдела подготовлены для размещения в эфире федеральных телеканалов 296 (АП — 235; +21,8 %) видеосюжетов о результатах оперативно-служебной деятельности ОВД.
Наряду с этим сотрудниками ОИ и ОС смонтировано и подготовлено к эфиру 50 еженедельных выпусков телепередачи «Криминальный блок», транслируемых ВГТРК «Волгоград-ТРВ» и 42 выпуска радиопередачи «Ваша безопасность» (Радио России «Волгоград»). В 2013 г. в эфире теле-и радиопередачи вышло 406 сюжетов о выявлении и пресечении преступлений. Все материалы дублировались на официальном сайте ГУ МВД по Волгоградской области.
В целях совершенствования взаимодействия с представителями региональных и федеральных
СМИ, исключения публикации недостоверных сведений на постоянной основе проводятся рабочие встречи с главными редакторами, журналистами, пишущими на правоохранительную тематику, оказывается им методическая и консультативная помощь.
ОИ и ОС на постоянной основе осуществляется комплекс мероприятий, направленных на информирование населения Волгоградской области о реализуемых органами внутренних дел мерах по защите прав и интересов граждан посредством сети Интернет. Это положительно зарекомендовало себя в профилактике преступных мошеннических действий, являющихся краеугольной проблемой современного общества.
Учитывая, что большую роль в информировании населения о деятельности ОВД играют электронные СМИ, проведена значительная работа по модернизации и поддержанию работоспособного состояния веб-сайта в сети Интернет.
В соответствии с приказом МВД России от 14 января 2013 г. № 15 «О вводе в эксплуатацию аппаратно-программного комплекса "Официальный интернет-сайт МВД России"», с 1 января 2013 г. введен в эксплуатацию официальный сайт ГУ МВД России по Волгоградской области, располагающийся по адресу: http://34.mvd.ru/. Количество размещенной информации составляет 2 836 материалов. В 2013 г. сайт дополнен разделом «70-летию Сталинградской битвы», «День донора в МВД России», «Народный дозор», «Народный участковый», «Бесплатная юридическая помощь», «Государственные услуги» и др.
На сегодняшний день функционируют интернет-ресурсы основных подразделений внутренних дел Волгоградского гарнизона.
Значительная роль в формировании позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел отводится ведомственным СМИ, которые также являются важным средством решения профессиональных, воспитательных и социальных задач личного состава полиции. За прошедший год в ведомственных печатных СМИ МВД России опубликовано 32 материала, подготовленных непосредственно сотрудниками отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Волгоградской области в газете «Щит и Меч», журналах «Полиция России», «Ветеран МВД», «Участковый», «Вопросы тылового обеспечения» и др.
Сотрудниками отдела подготовлены 2 хронико-
документальных фильма, способствующих созданию положительного имиджа сотрудников волгоградской полиции и повышению престижа органов внутренних дел: «Сталинград — Волгоград: хранители традиций спасенного мира» и «Сталинград — Волгоград: 70 лет Великой битве», «Памяти Героя Советского Союза И. В. Морозова».
Завершена работа по созданию цикла видеосюжетов «Их именами названы улицы», рассказывающего об улицах Волгограда и населенных пунктов области, названных в память сотрудников милиции и современной российской полиции, погибших при исполнении служебного долга. Кроме демонстрации в эфире региональных СМИ, серии фильма транслируются на интерактивных панелях, в кинозале музея ГУ МВД России по Волгоградской области.
Большое внимание отводится мероприятиям с участием представителей учреждений массовой коммуникации. В течение 2013 г. проведено:
— 5 брифингов (ко Дню образования службы ЭКЦ, УЭБ и ПК, 8 Марта, безопасности дорожного движения в период майских праздников; обеспечения безопасности гидротехнических сооружений);
— 3 пресс-конференции начальника ГУ МВД России по Волгоградской области генерал-лейтенанта полиции А. Н. Кравченко;
— 5 «круглых столов» по вопросам безопасности при использовании банковских карт, мошенничества при благотворительных акциях, участия гражданского общества в деятельности полиции, профилактики и угонов транспортных средств, обеспечения сохранности имущества граждан во время отпусков.
С начала 2013 г. в общественной приемной Главного управления МВД России по Волгоградской области генерал-лейтенантом полиции А. Н. Кравченко совместно с председателем Общественного совета при ГУ МВД России по Волгоградской области генерал-майором милиции в отставке Б. П. С магоринским проведено 4 совместных приема граждан.
В целях укрепления взаимодействия с представителями СМИ, повышения эффективности проводимой работы по информационному сопровождению деятельности ГУ МВД России по Волгоградской области 11 января 2013 г. организован и проведен прием представителей региональных и федеральных СМИ, а также лауреата международного конкурса «Щит и перо-2012» в номинации «Дети — наше будущее» С. Ю. Юричевой. За ак-
тивное взаимодействие, профессионализм и объективность при освещении работы Волгоградской полиции представителям СМИ вручены благодарственные письма. Объявлено о проведении ежегодного конкурса МВД России «Щит и перо», «Народный дозор».
В 2014 г. продолжена работа по организации взаимодействия с различными институтами гражданского общества, цель которого — проведение совместных мероприятий, направленных на укрепление законности и правопорядка, а также на фор-мирование положительного мнения граждан о дея-тельности полиции в целом.
На постоянной основе проводится работа по предупреждению преступлений экстремистской и террористической направленности на территории области. Организовано и налажено взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти, общественными объединениями и религиозными концессиями.
В составе Общественного совета при ГУ МВД России по Волгоградской области продолжают работу армейский и войсковой благочинные советы Волгоградской епархии РПЦ о. Георгий (Лазарев), председатель регионального духовного управления мусульман Ильяс-хазрат (И. А. Биктимиров) и руководитель МРО Армянской Апостольской Церкви о. Малахия (Р. Н. Оганян). Они принимают самое активное участие в работе по противодействию религиозному экстремизму и ксенофобии.
В 2013—2014 гг. позитивно себя зарекомендовало информационное сопровождение значимых мероприятий:
— профилактических рейдов по выявлению нетрезвых водителей;
— визита помощника министра внутренних дел И. Ф. Шилова в г. Волгоград для участия в торжественных мероприятиях, проведении совещания по вопросам работы ветеранских организаций;
— совместного рейда ГУ МВД, Управления
Список библиографических ссылок
ФСКН по Волгоградской области, ГУЗ «Волгоградский областной наркологический диспансер» в увеселительных заведениях Волгограда и местах массового скопления молодежи;
— мероприятий в рамках празднования Дня защитника отечества;
— профилактического мероприятия ГИБДД Управления МВД России по г. Волгограду, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Волгоградской области «Злостный неплательщик»;
— профилактической операции ГИБДД «Чистый номер»;
— открытия в УМВД России по г. Волгограду мемориала в память сотрудников, погибших при исполнении служебного долга;
— подведения в зале Государственного исто-рико-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» итогов ежегодного городского смотра-конкурса на звание «Лучшая добровольная народная дружина Волгограда» в 2012 г.;
— очередной смены военно-патриотического лагеря ВПЦ «Вымпел», проходившей на базе ОСМН «Вектор»;
— ОПМ «Надзор», «Путина», «Неформал»;
— акции ГУ МВД «Широкая Масленица»; «Завтра была война... »;
— межведомственных ОПМ «Сообщи, где торгуют смертью», «Мак», «Нелегал-2014».
На примере работы отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Волгоградской области можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации функционирует четко отлаженная система взаимодействия российской полиции с населением и представителями учреждений массовой информации.
Безусловно, это способствует успешному решению задач по предупреждению преступности в современной России.
1. Локар Э. Руководство по криминалистике. М., 1941. С. 5.
2. О средствах массовой информации: закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-! (ред. от 05.04.2013 г. с изменениями, вступившими в силу 19.04.2013 г.). С. 2.
3. Демидов Н. Н., Зуева О. В. Общественное мнение о деятельности полиции: учеб. пособие. Волго-град,2011 С. 74.
4. Аракелов Ю. С. Роль и ответственность СМИ в освещении деятельности органов внутренних дел // Правовые и социально-экономические аспекты деятельности СМИ. СПб., 1996. С. 560.
5. Демидов Н. Н., Зуева О. В. Реформирование ОВД в России глазами населения Волгограда (по материалам регионального социологического исследования) // Вестник ВА МВД России. 2013. № 4 (27).
6. Остапенко П. И., Ширшова Т. Л. Освещение деятельности правоохранительных органов в региональной журналистике. Краснодар, 2011.
7. Тюменцев А. Н. Использование средств массовой информации при расследовании и профилактике преступлений: учеб. пособие. Волгоград, 2002. С. 26.
8. Отчет о проделанной работе за 12 месяцев 2013 г. отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Волгоградской области. Волгоград, 2014. [Электронный ресурс]: URL: http://34.mvd.ru/ (дата обращение: 10.06.2014).
© Тюменцев А. Н., 2014