Для цитирования: Яковлев О.В., Черкасов Р.В., Маликов С.В. Мнение населения Челябинской области о деятельности органов внутренних дел // Социум и власть. 2017. № 6 (68).
C. 36-43.
УДК 316.455
МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ
Яковлев Олег Владимирович,
Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, начальник отдела, кандидат социологических наук, Москва, Россия. E-mail: dos-bee@yandex.ru
Черкасов Роман Владимирович,
Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, ведущий научный сотрудник, кандидат юридических наук, Москва, Россия. E-mail: cherkasov_roman@list.ru
Маликов Сергей Владимирович,
Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, ведущий научный сотрудник, кандидат юридических наук, Москва, Россия. E-mail: s.v.malikov@yandex.ru
Аннотация На основе широкого спектра социологической информации проанализирована оценка деятельности органов внутренних дел в Челябинской области и изучены основные факторы, воздействующие на формирование общественного мнения в регионе.
Ключевые понятия: полиция,
доверие граждан полиции, оценка полиции.
Мониторинг общественного мнения о деятельности полиции является неотъемлемой частью системы социологического обеспечения деятельности МВД России. Общественное мнение выполняет не только информационно - оценочную функцию результативности деятельности полиции, но и выступает в качестве инструмента гражданского контроля в качестве канала «обратной связи» между населением и органами внутренних дел [1, с. 8].
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ закрепляет в ст. 9 общественное мнение в качестве одного из основных критериев официальной оценки деятельности полиции. Поддержка граждан в отношении полиции - ключевой признак развитого гражданского общества.
Общественное мнение - мощнейшая сила, способная оказывать влияние на функционирование всех государственных институтов, в том числе на полицию. Вместе с тем этот социальный феномен является одним из важнейших критериев оценки эффективности деятельности органов внутренних дел. Своевременное реагирование полиции на критические замечания и рациональные предложения, высказываемые гражданами в связи с её деятельностью, позволяет не только исправлять ошибки и предупреждать их нежелательные последствия, но и укреплять законность, служебную дисциплину, повышать уровень ответственности сотрудников [2, с. 29-З0].
В качестве субъекта общественного мнения могут выступать общности различного уровня - от всего населения страны до отдельных социальных общностей, выделяемых по профессиональным, демографическим, территориальным и национальным признакам. МВД России обязано проводить мониторинг общественного мнения, а закон не запрещает привлекать для этого организации, специализирующиеся на такого рода исследованиях.
Основной задачей настоящего исследования выступила необходимость детализации результатов опроса мнения населения о деятельности полиции в отдельном субъекте Российской Федерации (Челябинской области) для выявления и анализа факторов, влияющих на формирование оценки населением эффективности работы полиции. Критерием выбора данного субъекта Российской Федерации для проведения исследования мнения населения о деятельности полиции явился их низкий рейтинг среди других регионов федерального округа и страны.
Таблица 1
Сводная таблица показателей оценки деятельности полиции по Уральскому федеральному округу (в %)
Субъект Российской Федерации Показатели
Защищенность Доверие Эффективность На транспорте Виктим-ность
Уральский федеральный округ 41,39 41,55 37,94 41,07 9,15
Курганская область 38,00 45,84 39,255 39,84 9,25
Свердловская область 34,09 34,92 33,165 40,17 8,915
Тюменская область 46,25 43,75 40,875 44,63 7,125
Ханты-Мансийский АО - Югра 48,00 40,50 38,165 43,17 6
Челябинская область 24,51 29,26 24,335 26,75 12,75
Ямало-Ненецкий АО 57,50 55,00 51,84 51,83 10,835
Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий
уровень уровень уровень уровень уровень
Одной из целей исследования является определение причин негативного отношения населения к полиции. При этом учеными справедливо указывается, что социологические данные получают все новые и новые импульсы для развития в качестве ресурса управленческой деятельности [3, с. 225].
Эмпирической основой настоящего исследования выступили результаты опросов УИС Спецсвязи ФСО России жителей Челябинской области в 2016 году; экспресс-опрос (756 респондентов) и интернет-опрос (217 респондентов), проведенные в мае 2017 года ФГКУ «ВНИИ МВД России» в Челябинской области; информационно-аналитические материалы, экспертные оценки текущей социально-экономической и общественно-политической ситуации в регионе; результаты социологических исследований, размещенных независимыми российскими службами и организациями в СМИ.
Результаты опроса УИС Спецсвязи ФСО России 2016 года показали, что уверенность в защищенности своих личных и имущественных интересов от противоправных посягательств выразили 24,5% опрошенных жителей Челябинской области. Это существенно ниже среднего значения по Уральскому федеральному округу (далее - УФО) (41,4%) и по Российской Федерации в целом (38%) (см. табл. 1).
Доверие органам внутренних дел в обеспечении личной и имущественной безопасности высказало 29,3% респондентов, противоположной позиции придерживается
55,7%. Показатель доверия населения к челябинской полиции в 2016 году, по данным УИС Спецсвязи ФСО России, существенно ниже средних показателей по уФо (41,5%) и России (39%).
Оценивая эффективность органов внутренних дел Челябинской области как государственного института по защите личных и имущественных интересов граждан, только 24,34% опрошенных челябинцев признают ее эффективной, что значительно ниже средних значений по УФО (37,9%) и среднероссийских показателей (36,7%).
Сравнительный анализ результатов проведенного УИС Спецсвязи ФСО России опроса 2016 г. и ретроспективных данных мониторинга общественного мнения в Челябинской области 2012-2013 гг. (исследования проводились Фондом «Общественное мнение») свидетельствует о поступательном смещении региона в течение последних трех лет по показателям «Уверенность граждан в защищенности своих интересов» и «Уровень доверия к органам внутренних дел» на более низкие ранговые позиции на фоне других регионов, что обусловливает особую ситуацию в Челябинской области в сфере безопасности личности и оценки деятельности органов внутренних дел (см. табл. 2).
В Челябинской области по данным исследования, проведенного УИС Спецсвязи ФСО России в 2016 году, зафиксирован низкий показатель защищенности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта - лишь 26,7% граждан регио-
Таблица 2
Динамика показателей, входящих в систему вневедомственной оценки, и их ранговые позиции среди субъектов Российской Федерации в период с 2012 по 2016 год
Показатель, в % Рейтинг по УФО (из 6) Рейтинг по РФ (из 83-85)
2012 Уверенность граждан в защищенности своих интересов 4 40
Уровень доверия к органам внутренних дел 3 16
2013 Уверенность граждан в защищенности своих интересов 5 66
Уровень доверия к органам внутренних дел 6 62
2014 Уверенность граждан в защищенности своих интересов 6 77
Уровень доверия к органам внутренних дел 6 78
2015 Уверенность граждан в защищенности своих интересов 6 83
Уровень доверия к органам внутренних дел 6 71
2016 Уверенность граждан в защищенности своих интересов 6 83
Уровень доверия к органам внутренних дел 6 83
на высказали уверенность в защищенности своих личных и имущественных интересов от противоправных посягательств на объектах транспорта (по УФО - 41,1% и по России - 38%).
В целях выяснения причин зафиксированного УИС Спецсвязи ФСО России в 2016 году критичного отношения населения региона к работе полиции Челябинской области ФГКУ «ВНИИ МВД России» в мае 2017 года при содействии Южно-Уральского государственного университета и Челябинского государственного университета проведен опрос жителей областного центра по специально разработанной методике и опросному листу.
По результатам локального исследования четверть жителей (26,1%) г. Челябинска отметили, что «скорее уве-рен(-на)» в защищенности от преступников и посягательств на свою жизнь, здоровье, имущество; 23,1% полностью «уверен(-на)» в своей защищенности. В то же время 22,2% респондентов указали, что «не уверен(-на)», и 20,9% «скорее не уверен, чем уверен» в защищенности, а 7,7% - затруднились охарактеризовать свое внутреннее состояние. Таким образом, сумма положительных
оценок составляет 49%, что незначительно превышает отрицательные - 43,1%.
С оценкой уровня защищенности достаточно тесно связана субъективная характеристика состояния криминальной ситуации в регионе. Так, по мнению только четверти опрошенных (23,4%), преступность в регионе снизилась, в свою очередь на рост преступности указали 24,7% респондентов; 30,8% высказали мнение, что преступность за последние два года осталась на прежнем уровне, с ответом затруднились - 21%. Полученные данные свидетельствуют, что более половины жителей г. Челябинска (55,5%) не видят положительных перемен за последние несколько лет в состоянии преступности.
Приведенные данные в полной мере корреспондируются с результатами ответов на вопрос о наличии и характере сдвигов в работе местных отделений полиции. Треть респондентов (36,2%) отметили отсутствие изменений качества работы местной полиции, на изменение работы полиции в худшую сторону и повышение опасности жизни указали 10,7%. И только 18,1% опрошенных респондентов констатируют перемены к лучшему. При этом доля альтернативного вари-
анта («но недостаточно») составляет также треть граждан (29,4%).
Оценка населением полиции Челябинской области в большинстве случаев неотделима от общего мнения граждан о деятельности органов власти и местного самоуправления, а также социально-экономической ситуации в регионе, ответственность за состояние которой традиционно возлагается на представителей власти.
Подтверждением этому служат результаты исследований ФСО России, Фонда «Петербургская политика»1 и Челябинского филиала РАНХиГС об отношении к региональным органам власти, в том числе правоохранительным, и оценке социально-экономических проблем, фиксирующие, в целом, низкие рейтинговые показатели Челябинской области в Российской Федерации.
Так, в рамках рейтинговой оценки населением эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проведенной ФСО Спецсвязи России в марте, июле, ноябре 2016 г., по показателям удовлетворенности населения медицинской помощью Челябинская область находится на 71 месте, жилищно-коммунальными услугами на 83 месте, состоянием общего образования на 73 месте, деятельностью органов исполнительной власти по обеспечению безопасности граждан на 84 месте, в том числе от стихийных бедствий на 85 месте, условиями для занятий физической культурой и спортом на 58 месте.
Таблица 3
Уровень доверия полиции по данным опроса, проведенного Челябинским филиалом РАНХиГС (в %)
2014 г. 2011 г. Разность
Полностью доверяю 3,2 5,6 -2,4
Пожалуй, доверяю 13,3 14,1 -0,8
Трудно сказать точно 26,3 22,3 4,0
Не очень доверяю 30,6 24,7 5,9
Совсем не доверяю 20,4 19,4 1,0
Не знаю 3,4 5,0 -1,6
Отказ от ответа 2,8 8,8 -6,0
Низкие оценки деятельности органов внутренних дел получены также в рамках мониторингового исследования «Социокультурный портрет Челябинской области», проведенного на территории 12 муниципальных образований региона Челябинским филиалом РАНХиГС (см. табл. 3).
По данным Фонда «Петербургская политика», к основным проблемам, определяющим социально-экономический и политический дискурс в регионе на протяжении последних лет, относятся проблемы экологии (нарушение природоохранных и экологических стандартов при строительстве Томин-ского горно-обогатительного комбината; протестные акции жителей Кропачево Ашин-ского района); обострение противоречий на рынке труда (планируемое сокращение сотрудников на миасском автозаводе «Урал», Челябинском тракторном заводе «Уралтрак» и Уфалейском заводе металлоизделий; перевод на неполную рабочую неделю сотрудников ОАО «Челябинский радиозавод «Полёт»; банкротство муниципального предприятия «Челябинский автобусный транспорт» и др.), вопросы противодействия коррупции (уголовное дело против заместителя губернатора Н. Сандакова; отставки первого замминистра экономики П. Рыжего и министра дорожного хозяйства А. Гущина; обыски и выемка документов в администрации Златоуста по уголовному делу о продаже земельного участка в национальном парке; арест мэра г. Копейска В. Истомина по обвинению в получении взятки и др.).
Указанная проблематика находит отражение в предложениях граждан по изменению текущей социально-экономической и политической ситуации в регионе, обобщенных Челябинским филиалом РАНХиГС (см. табл. 4).
Оценивая криминальную ситуацию в регионе, также необходимо отметить, что Челябинская область на протяжении последних трех лет входит в десятку регионов с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных в общественных местах (от 41% до 43%), что оказывает неблагоприятное воздействие на общую оценку гражданами криминальной ситуации и как следствие работы полиции.
Характерно, что почти половина опрошенных (41%) формирует представление о работе органов внутренних дел под влиянием личного опыта либо общения с друзьями, знакомыми, в кругу семьи (25,6%). Значительное воздействие на оценку гражданами полиции оказывают сведения из Интернета
1 См. сайт Фонда «Петербургская политика» [Электронный ресурс]: URL: https://fpp.spb.ru/.
Таблица 4
Распределение ответов респондентов на вопрос «Что, на ваш взгляд, прежде всего, необходимо сделать для повышения комфортности проживания в г. Челябинске?» (в%)
улучшить состояние экологии 45,8
улучшить состояние дорог 37,9
повысить качество услуг бесплатной медицинской помощи 37,5
повысить качество оказания услуг ЖКХ 26,9
повысить уровень благоустройства территории (озеленение, парки, скверы, детские площадки и т.д.) 23,3
повысить уровень открытости деятельности органов местного самоуправления 20,3
улучшить ситуацию в сфере охраны общественного порядка 15,0
улучшить работу городского общественного транспорта 14,6
повысить качество услуг в сфере культуры и досуга 9,6
повысить качество услуг школьного образования 9,3
повысить качество услуг дошкольного образования 4,7
затрудняюсь ответить 10,0
(38,6% опрошенных), новостные и публицистические теле- и радиопередачи (37,3%), публикации в прессе (30,3%). Только каждый десятый респондент основывает свое мнение о полиции, исходя из кинофильмов, телефильмов и сериалов (12,4%).
При этом более половины (52,9%) опрошенных респондентов в случае совершенных в отношении них противоправных действий обращались в полицию.
С состоянием оценки гражданами уровня собственной защищенности связано отношение к мерам по обеспечению личной безопасности. Так, 54% жителей Челябинска среди перечисленных мер, прежде всего, рассчитывают на помощь органов внутренних дел в обеспечении своей защиты; 36,2% опрошенных надеются на собственные силы (приобрести средства индивидуальной защиты); 30,3% - готовы обратиться за помощью в иные государственные органы (прокуратуру, суд, администрацию), 19% - выразили мнение по обращению за помощью в частные охранные агентства. Иные способы для обеспечения собственной безопасности выразили менее 6% опрошенных.
Отвечая на вопрос о том, какие чувства испытывают граждане при общении с полицейскими, 40,6% опрошенных жителей Челябинска испытывали чувства беспокойства и тревоги, 43% - никогда не испытывали подобные волнения. Таким образом, в целом челябинцы чувствуют себя относительно комфортно при общении с сотрудниками
полиции и настроены по отношению к ОВД, в целом, позитивно.
Степень удовлетворенности челябинцев работой сотрудников местных органов внутренних дел определяется целым комплексом факторов, отражающих не только личный опыт взаимодействия с их сотрудниками, но и социальные стереотипы профессионального облика защитника правопорядка.
В оценках жителей г. Челябинска деятельности сотрудников отдельных подразделений полиции отмечается, в целом, позитивное отношение (см. табл. 5).
Представленные в таблице данные позволяют также отметить, что так называемые «наружные» подразделения полиции оцениваются гражданами более позитивно, нежели те подразделения, с которыми население практически не взаимодействует.
Мнение о том, «хорошо» или «плохо» местные органы внутренних дел справляются с обязанностями по защите личных и имущественных интересов челябинцев, сформировано в достаточной степени у большинства респондентов. Более половины (55,1%) из них считают, что органы внутренних дел в целом справляются со своими обязанностями, против 25,2% - что «плохо» и «скорее плохо», от однозначного ответа воздержались 19,7% участников опроса.
Проецируя установки на сотрудничество с полицией на себя лично, большинство жителей Челябинской области выказали готовность оказать в той или иной форме
Таблица 5
Оценка работы сотрудников подразделений полиции г. Челябинска (доля ответивших респондентов, в %)
в основном удовлетворительно в основном неудовлетво ри-тельно
1 Участковые уполномоченные полиции 50 23
2 По делам несовершеннолетних 34 15
3 Патрульно-постовая служба 52 21
4 Уголовный розыск 30 19
5 Следствие 32 21
6 Дежурные части 41 21
7 Паспортно-визовая служба 46 16
8 ГИБДД 54 22
9 Полиция на железнодорожном, воздушном и водном транспорте 29 8
содействие региональной полиции в охране правопорядка. Подавляющее большинство опрошенных граждан Челябинска в той или иной степени настроены на помощь полиции. При этом дать свидетельские показания и готовность сообщить информацию о преступлениях и правонарушениях высказалось более половины респондентов (57,5% и 56,6% соответственно), 19,6% - оказать содействие при задержании преступника, 14,9% граждан готовы принять участие в охране общественного порядка в качестве дружинника, и лишь 17,9% не готовы оказывать помощь сотрудникам органов внутренних дел.
Несмотря на высокий авторитет средств массовой информации в российском обществе, к их деятельности по освещению работы полиции жители Челябинска относятся скептически: 43,9% жителей считают, что работа полиции «приукрашивается» или «скорее приукрашивается». Треть жителей Челябинска (32,7%) склонна считать, что СМИ (телевидение, радио, газеты) делают это объективно, и лишь 6% полагают, что СМИ очерняет деятельность полицейских служб, 16% затрудняются дать однозначную оценку.
Если говорить о самопрезентации полиции, публичном освещении с ее стороны своей деятельности, то почти половина опрошенных (44,9%) выразила мнение, что она делает для этого «скорее (безусловно) недостаточно», по мнению трети респондентов (32,5%) полиция предпринимает «безусловно (скорее) достаточно» усилий в данном направлении и лишь 9,7% заявляют,
что местная полиция вообще не информирует граждан о своей работе.
При этом половина жителей г. Челябинска (51,9%) заинтересованно относится к выступлениям и интервью сотрудников полиции, на тему борьбы с преступностью, о преступлениях различных видов, раскрытых за последнее время; в среднем каждый третий (36,5%, 33,6%, 30,7% и 30,2% соответственно) о ходе расследований, раскрытия «громких», резонансных дел, о работе полиции по профилактике правонарушений и охране правопорядка, о порядке работы различных подразделений полиции, о том, куда следует обращаться в тех или иных случаях и о том, что, по мнению полиции, должны делать граждане для обеспечения своей личной и имущественной безопасности; 23,9% - о правонарушениях, совершаемых сотрудниками полиции, 16,3% - об изменениях в кадровом составе полиции: о том, каких людей сейчас принимают на службу, кого и почему увольняют из полиции.
Отдельные граждане интересуются условиями работы в полиции (режиме труда, зарплатах, социальном пакете и т.д.) и порядке поступления в вузы системы МВД России - 18,8%.
В целях повышения эффективности работы местных органов внутренних дел, гражданами предлагается ряд мер, направленных на позитивные сдвиги в работе полиции:
1) борьба с коррупцией (54,8%);
2) повышение качества отбора сотрудников (51,5%);
3) улучшение профессиональной подготовки и повышение квалификации действующих сотрудников (47%).
Также среди важных мер населением отмечалась необходимость усиления контроля за лицами, вышедшими из мест лишения свободы; увеличение количества патрульно-постовых нарядов на улицах, в общественных местах; повышение служебной дисциплины, улучшение порядка учета и регистрации заявлений (по 30% респондентов соответственно). Также граждане указали на необходимость повышения престижа органов внутренних дел и доверия к ним со стороны граждан (33%).
По мнению граждан, больше внимания в работе полиции следует уделять адресной, индивидуальной работе по профилактике правонарушений среди бродяг, бомжей, наркоманов и т.д., шире использовать технические средства обеспечения безопасности граждан (видеокамеры, тревожные кнопки и т.д.) (26,9% респондентов соответственно).
Также респонденты предлагают увеличить количество опорных пунктов полиции, число участковых уполномоченных, шире привлекать челябинцев к борьбе с преступностью и охране общественного порядка, содействовать повышению юридической грамотности и развитию правовой культуры населения - 22,1% и по 21,3% соответственно.
Кроме социологического опроса жителей г. Челябинска о состоянии криминогенной обстановки и оценки деятельности органов внутренних дел на основе возможностей официального сайта ГУ МВД России по Челябинской области, одновременно проведен интернет-опрос по схожей тематике.
Результаты интернет-опроса свидетельствуют о более позитивном отношении граждан к полиции. Так, свыше половины граждан (сумма положительных значений - 76%), участвующих в интернет-опросе, положительно охарактеризовали работу челябинской полиции, из них «в целом положительно - 39%, «скорее положительно» -37%, против - 24% (сумма отрицательных значений: «скорее отрицательно» -16%, «в целом отрицательно» - 8%).
В отличие от результатов экспресс-опроса в ходе интернет-опроса жители г. Челябинска расставили иные приоритеты в направлениях по улучшению работы челябинской полиции: в качестве первоочередной меры респондентами отмечается необходимость увеличения количества патрульно-постовых нарядов на улицах, в общественных местах (28%).
Второе, что отметили респонденты, -«повысить эффективность использования современных технических средств обеспечения безопасности граждан (видеокамеры, «тревожные кнопки» и т.д.)» - 18%.
На третьем месте - «бороться с коррупцией» - 15%.
Далее респонденты указали на необходимость «повысить качество отбора сотрудников в органы внутренних дел» и «повысить служебную дисциплину в органах внутренних дел, улучшить учет и регистрацию заявлений граждан» по 12% соответственно.
На актуальность проблемы «повысить квалификацию, профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел» и «активнее привлекать общественность к борьбе с преступностью и охране общественного порядка» - по 7% соответственно.
Кроме этого, участники опроса отметили необходимость повышения информационной открытости органов внутренних дел, в том числе с использованием возможностей СМИ, Интернета - 1%.
Анализ состояния безопасности и оценки деятельности органов внутренних дел Челябинской области на основе результатов проведенных экспресс-опроса и интернет-опроса позволил сформулировать следующие выводы.
1. Число жителей региона, кто стал чувствовать себя более «защищенным(-ной)», достаточно велико (49%), доля тех, кто в целом чувствует себя «незащищенным(-ной)», снижается, хотя составляет практически половину опрошенных (43%).
2. Более половины жителей Челябинской области (55,5%) не отмечают положительных перемен в состоянии преступности и только 18,1% опрошенных респондентов констатируют изменения к лучшему в деятельности полиции.
3. Челябинская область на протяжении последних трех лет входит в десятку регионов с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных в общественных местах (от 41% до 43%), что также оказывает неблагоприятное воздействие на общую оценку гражданами криминальной ситуации и как следствие всей работы полиции.
4. Половина опрошенных граждан области рассчитывают именно на помощь органов внутренних дел в обеспечении своей безопасности от преступных посягательств. Позитивным симптомом является рост количества (52,9%) респондентов Челябинска, обращавшихся в полицию.
5. Характер полученных ответов свидетельствует, что граждане в полной мере
осознают имеющиеся проблемы местных органов внутренних дел и предлагают меры для укрепления безопасности граждан и эффективности работы ОВДЮ, среди которых первоочередными является борьба с коррупцией в органах внутренних дел; изменение политики по отбору в органы внутренних дел; усиление контроля за лицами, вышедшими из мест лишения свободы; улучшение профессиональной подготовки и повышение квалификации действующих сотрудников полиции; повышение престижа органов внутренних дел и уровня доверия к ним со стороны граждан и др.
6. Воспринимая органы внутренних дел как реальную и эффективную защиту своих интересов, жители Челябинской области проявляют высокую готовность к сотрудничеству с полицией. Подавляющее большинство опрошенных готовы сообщать сотрудниками полиции сведения о готовящемся или совершенном преступлении, давать свидетельские показания и принимать участие в охране общественного порядка.
7. По результатам исследования основную массу информации о деятельности полиции жители Челябинска получают на основе личных коммуникаций, а также из сети Интернет. При этом большая часть респондентов считают, что освещение в СМИ (телевидение, радио, в газетах) работы полиции «приукрашено», а мероприятия по Р^сопровождению своей деятельности отмечаются как недостаточные.
1. Лукашов Н.В. Дополнительные резервы организации обратной связи граждан с полицией // Научно-практический альманах МВД России «Профессионал». 2016. № 5 (133). С. 8-10.
2. Демидов Н.Н., Зуева О.В. Общественное мнение о деятельности полиции: учеб. пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2011. 110 с.
3. Львов С.В. Социология и власть: механизм учета общественного мнения при принятии управленческих решений // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 2 (132). С. 225-229.
References
1. Lukashov N.V. (2016) Nauchno-prakticheskij ai'manah MVD Rossii «Professional», no. 5 (133), pp. 8-10 [in Rus].
2. Demidov N.N., Zueva O.V. (2011) Obshhest-vennoe mnenie o dejatel'nosti policii. Volgograd, VA MVD Rossii, 110 p. [in Rus].
3. L'vov S.V. (2016) Monitoring obshhestvenno-go mnenija: Jekonomicheskie i social'nye peremeny, no. 2 (132), pp. 225-229 [in Rus].
For citing: Yakovlev O.V., Cherkasov R.V., Malikov S.V. Public opinion of Internal Affairs Agencies activity in Chelyabinsk region // Socium i vlast. 2017. № 6 (68). P. 36-43.
UDC 316.455
PUBLIC OPINION OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES ACTIVITY IN CHELYABINSK REGION
Yakovlev Oleg Vladimirovich,
All-Russia Scientific-Research Institute of
the Ministry of Internal Affairs of the
Russian Federation,
Head of the Department,
Cand.Sc. (Sociology),
Moscow, Russia.
E-mail: dos-bee@yandex.ru
Cherkasov Roman Vladimirovich,
All-Russia Scientific-Research Institute of
the Ministry of Internal Affairs of the
Russian Federation,
Leading Researcher,
Cand. Sc. (Law),
Moscow, Russia.
E-mail: cherkasov_roman@list.ru
Malikov Sergey Vladimirovich,
All-Russia Scientific-Research Institute of
the Ministry of Internal Affairs of the
Russian Federation,
Leading Researcher,
Cand. Sc. (Law),
Moscow, Russia.
E-mail: s.v.malikov@yandex.ru
Annotation
On the basis of a wide variety of sociological information the authors analyze the evaluation of Internal Affairs Agencies activity in Chelyabinsk region and study the factors affecting the public opinion in the region.
Key concepts: police,
citizens' confidence in police, evaluating police.