ДАДАЕВА Т. М., КОСТРОМКИНА К. А.
ОТНОШЕНИЕ ГОРОЖАН К РАБОТЕ УЧАСТКОВЫХ ПОЛИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГО САРАНСК)
Аннотация. В статье рассмотрена проблема изучения общественного мнения как основа эффективности деятельности участковых полиции. На основе результатов социологического исследования отношения горожан к работе участковых полиции (на примере г. о. Саранск) выявлены основные показатели, влияющие на оценку эффективности деятельности участковых полиции, причины обращений к ним, показаны направления улучшения их работы.
Ключевые слова: общественное мнение, участковые полиции, результаты социологического исследования.
DADAEVA T. M., KOSTROMKINA K. A.
THE CITIZENS ATTITUDE TO THE WORK OF LOCAL POLICE: A STUDY OF SARANSK CITY
Abstract. The article considers the studying of public opinion as the basis of precinct police efficiency. Considering the results of an opinion survey of Saransk city citizens, the authors has revealed the main criteria of public assessment of precinct police efficiency and reasons for people's calling and visiting them. Some ways of improving the precinct police work are suggested.
Key words: public opinion, precinct police, opinion survey results.
Отношение населения к деятельности участковых полиции - это основной показатель успешности работы правоохранительных органов. Мнение российских граждан о государственном институте, от работы которого зависит личная безопасность, отражает степень правосознания в обществе, общественные представления о справедливости, законности, а если говорить шире, уровень доверия населения к органам внутренних дел. Вследствие этого актуальной проблемой является оценка горожанами деятельности участковых полиции.
Исследованию общественного мнения о работе полиции посвящены работы Е.Н. Васильевой [2], И. Гурвича [1], О.В. Зуевой [2], Ю.Ю. Комлева [3], Ю.Н. Мазаева [4], Д.Д. Невирко [5] и др.
По мнению исследователей в России наблюдается устойчивое недоверие гражданского населения к работникам правоохранительных органов, в качестве причин такого отношения выступают: негативный опыт общения граждан с правоохранительными структурами; существующие в массовом сознании установки относительно недобросовестной работы полиции; криминализация большого числа социально неопасных деяний; развитие «кризиса наказания», означающего, что наказание в большей степени распространяется на низший класс, на тех, кто не может защитить себя, «отмазаться» деньгами или коррупционными связями [3, с. 5]; мнение о коррумпированности полиции [4, с. 75]. Но, несмотря на негативное отношение общества к работе правоохранительных органов, население по-прежнему рассматривает полицию как гаранта безопасности и стабильности [5, с. 79-82].
Данная статья опирается на результаты социологического исследования «Отношение горожан к работе участковых полиции», проведенного в г. Саранске в январе 2016 года (опрошено 125 человек). В ходе исследования ставились следующие задачи: оценить эффективность работы участковых полиции; выявить степень доверия населения и уровень готовности помогать участковым; выяснить мнение населения о причинах обращения к участковым полиции и об уровне безопасности граждан в общественных местах, на улице и т.д.
Основная гипотеза: большинство горожан относится положительно к работе уполномоченных участковых.
Анкета включала несколько блоков вопросов, посвященных анализу криминальной обстановки, степени безопасности граждан, удовлетворенности населения взаимодействием с представителями органов внутренних дел, эффективности работы участковых и меры ее повышения.
Социально-демографический состав респондентов представлен следующим образом. Было опрошено 45,6 % мужчин и 54,4 % женщин. Больше половины респондентов женаты (замужем) - 53,6 %, холосты (не замужем) - 24 %, являются вдовцами (вдовами) - 10,4 %, состоят в разводе 6,4 %, в «гражданском союзе» живут 4 % и проживают раздельно 1,6 % респондентов. По уровню образования доминирует высшее - 36,8 %, а также полное среднее образование - 20 %, среднее профессиональное имеют 16 % опрошенных, незаконченное высшее, а также два и более высших образования у 8,8 % респондентов и 6,4 % - послевузовское образование.
Сначала мы узнали установки респондентов, касающиеся деятельности органов внутренних дел по г.о. Саранск в целом. Анализ данных показал, что для 43,2 % респондентов деятельность органов внутренних дел не изменилась, 24,8 % считают, что работа правоохранительных органов улучшилась, противоположного мнения придерживаются 9,8 % граждан. Достаточно высокий процент населения (22,4 %) затруднились ответить на данный вопрос. Это может быть связано с тем, что горожане не сталкивались с работой органов внутренних дел вовсе.
Наиболее существенное влияние на уровень доверия к участковому полиции оказывает характер личного знакомства с ним. Больше половины респондентов (53,6 %) знают своего участкового, не знают - 46,4 % опрошенных. Горожане в больше мере доверяют тем, кого они знают, даже если не в полной мере удовлетворены их работой. Большая часть респондентов, которые заявили, что знают своего участкового, положительно оценивает его работу (90,5 %), по сравнению с теми, кто не знает своего участкового (9,5 %). Однако отмечается отрицательное отношение к работе участкового, независимо от того знает респондент его или нет (42,9 % против 57,1 %). Затруднились ответить на этот вопрос 32,4 % опрошенных, которые знают своего участкового и 67,6 %, которые не знают.
Уровень доверия населения к участковым полиции оценивается частотой обращений к ним по тем или иным причинам. Из числа всех опрошенных доводилось обращаться к своему участковому только 28,8 %, из них 33,3 % мужчин и 25 % женщин. Жители, которые обращались к участковым полиции лично, в большинстве своем (41,7 %) остались довольны результатом своего обращения, 22,2 % респондентов отметили, что участковый не оказывает реальную помощь населению и 36,1 % затруднились ответить на этот вопрос. 66,7 % мужчин и 75 % женщин отметили, что никогда к нему не обращались. В ходе проведенного исследования установлено, что низкий уровень обращений горожан к уполномоченным участковым может быть связан с низкой степенью информированности, или отсутствием информации о том, что входит в должностные обязанности участкового, какие меры он должен принимать, а также о результатах работы участковых.
Изучение причин обращений выявило следующее: 12 % обращались за помощью, 6,4 % - с жалобой или заявлением и 10,4 % респондентов обращались по иным вопросам. В случае сложной жизненной ситуации, носящей криминальный характер, в полицию обращаются половина (50 %) опрошенного населения в возрасте от 36 до 54 лет. Менее
склонны к обращению в полицию респонденты (32,5 %) в возрасте старше 55 лет. Они предпочитают просить помощь у родственников, друзей или знакомых, так ответило 57,5 % горожан. Большинство молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет также предпочитают обращаться к родственникам, друзьям и знакомым, нежели в полицию (48,7 %). Видимо, для молодежи и людей пожилого возраста характерен низкий уровень доверия к полиции, а также низкий уровень правовой культуры.
Те граждане, которым в результате различных жизненных обстоятельств доводилось обращаться к участковому, в целом имеют положительное (36,8 %) и нейтральное (35,6 %) впечатление от встречи и организованной им работы. Это может быть обусловлено территориальной близостью и возможностью быстрого реагирования, то есть оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением правопорядка, безопасности жильцов. Отрицательное впечатление осталось у 27,3 % опрошенных.
На оценку деятельности полиции практически не повлияли половозрастные характеристики и род деятельности респондентов. Горожане, имеющие незаконченное высшее, два и более высших образования, характеризуют работу полиции как хорошую (72,7 %). Опрошенное население, имеющее полное среднее образование в своей оценке не устойчивы, они в равной мере оценивают работу полиции как положительно (16 %), так и отрицательно (12 %). Оценка респондентов со средним профессиональным образованием, так же как и с полным средним образованием, полностью идентична (15 %). Респонденты с послевузовским образованием (кандидат наук, доктор наук) в большей степени, оценивают работу участковых «положительно» (25%), и «скорее положительно» (37,5%), чем отрицательно.
Важным было оценить зависимость уровня социальной тревожности граждан от таких факторов, как пол, возраст, род деятельности. Опрос показал, что доля людей, испытывающих тревогу, нежели спокойствие составляет 40,4 % мужчин и 38,2 % женщин. В то же время доля тех, кто полагает, что жизнь стала безопаснее, составляет 31,6 % мужчин и 30,9 % женщин, не чувствуют себя в безопасности 21,1 % мужчин и 19,1 % женщин, 7 % мужчин и 11,8 % женщин затруднились охарактеризовать свое внутреннее состояние. В целом мы видим, что как женщины, так и мужчины испытывают тревогу, но в общем ситуация не критичная. Но в целях обеспечения своей безопасности граждане должны знать, куда и к кому обратиться за помощью.
Сегодня значительно возросли требования к уполномоченным участковым полиции. Именно на них возложена обязанность обеспечивать законность и правопорядок на
доверенном участке, они способствуют проведению эффективной работы по охране прав и законных интересов граждан. Важным является взаимодействие участковых с гражданами и оценка населением работы полиции. Респондентам был задан вопрос «Как Вы считаете, что должно быть главным при оценке деятельности участковых полиции?». Большинство респондентов важным критерием оценки деятельности участковых считает оперативность реагирования на сообщения граждан (62,8 %). Половина респондентов главным считает оказание помощи населению по любым вопросам (53,6 %), 46,4 % опрошенных отметили, что участковые должны обеспечивать общественный порядок на улицах, 32 % - раскрываемость преступлений.
Большинство опрошенных респондентов (56,8 %) информированы о месте расположения пункта приема граждан участковыми. При этом, население имеет лишь общее представление о работе участкового. Так чаще встречались следующие ответы: «работа с населением», «помощь населению», «решение вопросов жильцов», «урегулирование конфликтов», «профилактические беседы» и т.д. Все ответы о должностных обязанностях участкового можно обозначить, как «охрана правопорядка на закрепленной за участковым территории». Таким образом, горожане имеют поверхностные представления о перечне вопросов, решение которых входит в обязанности участкового, и в решении каких именно проблем он может им помочь.
В обязанности участкового уполномоченного полиции входит осуществление профилактического обхода административного участка, который включает в себя посещение зданий, сооружений, жилого дома. Для оценки эффективности работы участковых полиции необходимо было узнать у горожан, посещает ли участковый квартиры жильцов. Чуть больше половины опрошенных (53,6 %) отметили, что участковый не посещает квартиры и соответственно 46,4 % говорят о посещении участковым жилых домов. Конечно, низкие результаты взаимодействия с населением могут быть связаны с частой сменой сотрудников на этих должностях, возможным непониманием необходимости осуществления личного знакомства, отсутствием времени на посещение благополучных семей.
Важным было отметить, какова цель посещения квартир участковым. Главной целью является знакомство населения (26,4 %), по иным причинам отметили 8 % респондентов, с просьбой о помощи при розыске преступников - 6,4 %, с проверкой и жалобой приходили 5,6 % участковых
Положительный или отрицательный характер отношения населения к участковым полиции зависит от утвердившихся в этих профессиональных группах традиций, обычаев, нравов и в конечном итоге определяется уровнем развития корпоративной культуры. На вопрос «Что, на Ваш взгляд, может дополнительно влиять на положительное отношение населения к участковым полиции?», большая часть респондентов назвали повышение профессионализма (66,4 %) и открытое обсуждение проблем правопорядка (60 %). Чуть больше половины опрошенных (51,2 %) в качестве дополнительных мер назвали проведение общественно-массовых мероприятий с участием ОВД. Многие респонденты (42,4 %) выделяли улучшение внешнего вида сотрудников, их манеры общения с гражданами, что свидетельствует о наличии проблем с поведением участковых полиции в общении с гражданами (грубость, невнимательность к обращениям граждан по вопросам защиты их прав). 17,6 % опрошенных считают, что на положительное влияние населения к участковым оказывает увеличение количества выходящих в СМИ материалов правоохранительной тематики и 8 % считают, что это может быть социальная реклама.
На формирование мнения граждан о работе участковых также оказывает влияние уровень готовности населения сотрудничать с ними. Об этом свидетельствуют данные ответов на вопрос «Окажете ли Вы помощь Вашему участковому (предоставите информацию, сообщите о правонарушениях, подозрительных лицах и т.д.)?». Нужно отметить, что 71,2 % опрошенных ответили «да», независимо от того, знают ли они своего участкового или нет, 10,4 % - «нет», из них знают своего участкового - 10,6 %, не знают -10,3 %. Отметим также, что готовы оказать помощь участковым 71,8 % населения в возрасте от 18 до 35 лет, 67,4 % - от 36 до 54 лет и 76,9 % респондентов в возрасте старше 55 лет. В свою очередь отказались от предоставления помощи стражам порядка 10,3 % опрошенной молодежи, 13 % респондентов в возрасте от 36 до 54 лет и 7,7 % пенсионеров. Полученные результаты указывают на высокий уровень готовности населения сотрудничать с уполномоченными участковыми полиции, что свидетельствует о повышении доверия к сотрудникам правоохранительных органов у горожан.
Эффективность деятельности участковых уполномоченных полиции волнует горожан. Респонденты отмечают как плюсы, так и минусы в работе участковых по обеспечению правопорядка и защите интересов населения. Не всегда гражданское население относится положительно к работе участковых, но все же доверяют им и готовы к сотрудничеству.
Для повышения эффективности работы участковых необходимо, чтобы сам участковый уполномоченный владел всей информацией о положении дел на обслуживаемом участке. Он должен знать территорию участка, его особенности, систему дорог и линий связи, расположение и работу предприятий, магазинов и других мест досуга. Также участковый должен учитывать в своей работе демографический, семейный, этнический состав населения, характер занятости, местные традиции и обычаи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурвич И.Н. Виктимизация как фактор изменения правосознания // Социологические исследования. - 1999. - № 1. - С. 142-143.
2. Зуева О.В., Васильева Е.Н. Общественное мнение о деятельности полиции: практика исследования // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2014. - № 1(21). -С. 52 - 58.
3. Комлев Ю.Ю. Общественное мнение как критерий официальной оценки деятельности полиции: состояние, тенденции, проблемы формирования и измерения // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2012. -№ 7. - С. 4- 11.
4. Мазаев Ю.Н. Социальные отношения коррупции (по материалам социологических исследований) // Социология и коррупция. Научно-практическая конференция, 20 марта 2003 г., г. Москва. - М.: РНОПЭ, 2003. - С. 42-45.
5. Невирко Д.Д., Шинкевич В.Е., Горбач Н.А. Деятельность милиции в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. - 2006. - № 6. - С. 76-84.