Научная статья на тему 'Современные концепции взаимодействия полиции и общества как средства противодействия преступности: опыт зарубежных стран и России'

Современные концепции взаимодействия полиции и общества как средства противодействия преступности: опыт зарубежных стран и России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2300
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ВИКТИМНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕСТВА / COMBATING CRIME / CRIMINALIZATION OF SOCIETY / VICTIMIZATION OF POPULATION / SOCIAL PARTNERSHIP / LAW ENFORCEMENT INTEGRATION OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров В. И., Дунаева О. Н.

Основная цель деятельности полиции защита общества от противоправных посягательств и обеспечение безопасности каждого гражданина. В связи с этим к основным критериям эффективности ее деятельности относится общественное мнение. В современной мировой практике существует две модели реализации функций полиции. Кризисная модель деятельности полиции реализует подход репрессивных мер. Модель социального партнерства реализует сотрудничество и взаимопонимание. В статье рассматривается история прогрессивного перехода к модели социального партнерства в некоторых зарубежных странах. Анализ состояния и перспектив развития в России социального партнерства полиции и общества рассматривается в контексте современной концепции «community policing». Авторы считают, что правоохранительная интеграция общества в индивидуальном, групповом и национальном менталитете это наиболее перспективный путь управления социальными процессами и успешной реализации концепции социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main objective of police activities is to protect the society against illegal encroachments and ensure the security of every citizen. In this regard, the basic criteria for evaluating its activities is public assessment. In the modern world practice there are two models of implementing the functions of the police. The crisis model of policing implements the approach of repressive measures. The social partnership model implements the cooperation and mutual understanding. The history of the progressive move toward a model of social partnership in some foreign countries is considered in the article. The analysis of the state and prospects of the development of social partnership between police and public in Russia is considered in the context of the modern concept of “community policing”. The authors believe that law enforcement integration of society in individual, group and national mentality is the most promising way of the management of social processes and successful implementation of the concept of social partnership.

Текст научной работы на тему «Современные концепции взаимодействия полиции и общества как средства противодействия преступности: опыт зарубежных стран и России»

Раздел 11. Компаративистика и зарубежный опыт

МАЙОРОВ В.И., доктор юридических наук, профессор, 1955715@rambler.ru Кафедра административной деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

MAYOROV V.I.,

Doctor of Legal Sciences, professor, 1955715@rambler.ru Chair of administrative activity of the internal affairs bodies; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

ДУНАЕВА О.Н., dunaevaon@gmail.com Кафедра психологии развития и возрастного консультирования; Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), 454080, г. Челябинск, просп. Ленина, 76

DUNAEVA O.N., dunaevaon@gmail.com Chair of developmental psychology and age-related counseling; South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Lenin Ave. 76, 454080, Russian Federation

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ И ОБЩЕСТВА КАК СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И РОССИИ

Аннотация. Основная цель деятельности полиции — защита общества от противоправных посягательств и обеспечение безопасности каждого гражданина. В связи с этим к основным критериям эффективности ее деятельности относится общественное мнение. В современной мировой практике существует две модели реализации функций полиции. Кризисная модель деятельности полиции реализует подход репрессивных мер. Модель социального партнерства реализует сотрудничество и взаимопонимание. В статье рассматривается история прогрессивного перехода к модели социального партнерства в некоторых зарубежных странах. Анализ состояния и перспектив развития в России социального партнерства полиции и общества рассматривается в контексте современной концепции «community policing». Авторы считают, что правоохранительная интеграция общества в индивидуальном, групповом и национальном менталитете — это наиболее перспективный путь управления социальными процессами и успешной реализации концепции социального партнерства.

Ключевые слова: противодействие преступности; криминализация общества; виктимность населения; социальное партнерство; правоохранительная интеграция общества.

THE MODERN CONCEPTS OF INTERACTION BETWEEN THE POLICE AND SOCIETY AS A MEANS OF COMBATING CRIME: THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES AND RUSSIA

Annotation. The main objective of police activities is to protect the society against illegal encroachments and ensure the security of every citizen. In this regard, the basic criteria for evaluating its activities is public assessment. In the modern world practice there are two models of implementing the functions of the police. The crisis model of policing implements the approach of repressive measures. The social partnership model implements the cooperation and mutual understanding. The history of the progressive move toward a model of social partnership in some foreign countries is considered in the article. The analysis of the state and prospects of the development of social partnership between police and public in Russia is considered in the context of the modern concept of "community policing". The authors believe that law enforcement integration of society in individual, group and national mentality is the most promising way of the management of social processes and successful implementation of the concept of social partnership.

Keywords: combating crime; criminalization of society; victimization of population; social partnership; law enforcement integration of society.

В государственном механизме любой страны полиция занимает особое положение, так как ее предметная компетенция и полномочия распространяются практически на все сферы общественной жизни. На рубеже XX-XXI вв. во всех развитых странах мира - США, Канаде, Австралии, Японии, Великобритании, странах Западной Европы - были проведены значительные реформы полиции, соответствующие современным тенденциям развития общества и направленные на повышение эффективности ее деятельности. Реформирование внесло сущностные изменения форм и методов работы полиции, характера и содержания сотрудничества, ориентированного на взаимодействие с гражданами и общественными институтами.

Ценность изучения такого опыта очевидна, так как позволяет избежать ошибок, найти новые возможности оптимизации проводимой административной реформы МВД в России в контексте социального партнерства полиции и общества в противодействии преступности.

Реформирование полицейской деятельности в 90-е годы ХХ века в ряде зарубежных стран происходило на основе обновленных концепций национальной безопасности, стержнем которых стал принцип коллективной ответственности за «совместное производство безопасности», с учетом идей «соттипН:у policing» («полиция на службе общества»). Основные принципы «соттип^у policing» охватывают совокупность концепций и практик полицейской деятельности, претендующих на радикальное обновление деятельности органов охраны общественного порядка. Вектор правоохранительной деятельности полиции был изменен с помощью концепции «соттип^у policing», согласно которой основной целью полиции, интегрированной в общество, является прежде всего профилактика преступности, предупреждение преступлений, а не только борьба с их последствиями, что невозможно без тесного сотрудничества с населением.

Данная стратегия реализуется с помощью применения проблемно-ориентированного подхода, инновация которого заключается в методике профилактики правонарушений - целенаправленном и систематическом изучении причин обраще-

ний граждан в полицию и устранении этих факторов, чтобы исключить повторный вызов по той же проблеме. На осуществление данной деятельности отводится около 80 % служебного времени сотрудников полиции линейного уровня, как наиболее приближенных к населению [1].

На основе доктрины социального партнерства сместился акцент профессиональной подготовки в полицейских академиях США, Европы, Японии, где активно внедрялись современные программы социально-психологической подготовки полицейских к эффективному профессиональному общению с различными категориями граждан (потерпевшими, свидетелями; душевнобольными, наркоманами; гражданами разных возрастов и т.д.) [2]. Последующая практическая работа полицейских показала эффективность такой подготовки по ряду признаков: сокращение числа повторных вызовов; укрепление доверия граждан к полиции; стремление потерпевших к сотрудничеству с полицией в расследовании; снижение стресса полицейской профессии [3].

Несмотря на ряд общих черт, реализация концепции «соттипН:у policing» имела свою специфику в разных странах с учетом национальных традиций, реформирования нормативно-правовой базы, структуры, стратегии и тактики функционирования полиции в противодействии преступности.

США: доктрина «нулевой терпимости» к преступлениям. Из истории развития института полиции в США известно, что ее правоохранительная направленность отличается динамичностью, технологичностью и отражением концептуальности - поддержания общественного правопорядка в рамках реализации демократических прав и свобод граждан. В силу исторического развития в США сложилась трехуровневая правоохранительная система (федеральная, отдельных штатов, местная), но именно местная полиция линейного уровня, наиболее многочисленная (60 %), непосредственно взаимодействует с населением - это основа полицейской системы США [4].

Начиная с 90-х гг. ХХ в. в США были задействованы все имеющиеся и инновационные ресурсы для повышения эффективности противодействия преступности:

во-первых, был сделан акцент на усиление социально ориентированной работы с населением, что гарантировало интегриро-ванность полиции в местные сообщества, социальную поддержку и взаимодействие в предупреждении правонарушений; во-вторых, одновременно с «мягким» социально ориентированным взаимодействием с населением правительство реформировало законодательство и резко ужесточило карательную политику относительно некоторых особо тяжких преступлений, прежде всего с целью «превентивного эффекта»; в-третьих, в СМИ поддерживалась социальная доктрина, формирующая общественное мнение «нулевой терпимости», - «правонарушение должно быть пресечено, а совершенное преступление - наказано».

Согласно статистическим данным на начало 2016 года, США занимает не только одно из первых мест по самому низкому уровню преступности, но и исключительно первое место по количеству заключенных в тюрьмах - 2,3 млн осужденных (на 320 млн человек населения), из них 129 тыс. человек имеют пожизненные сроки. Приведем пример для сравнения: в Китае, где население в 4-5 раз больше (1340 млн человек), количество заключенных - 1,4 млн человек. В тюрьмах США содержится примерно 25 % от всего количества заключенных в странах мира (которых, по статистическим данным, около 10 млн человек) [5].

Таким образом, активизация противодействия преступности в США «по всем направлениям» показывает стабильное снижение распространенности всех видов преступлений. Особенно наглядны изменения криминальной ситуации в мегаполисах США, где преступность имела рекордные показатели. Например, в Нью-Йорке за период 2003-2010 гг. преступность снизилась на 35 %, в том числе количество убийств - на 30 %, квартирных краж - на 42 %, угонов машин - на 64 %. В Лос-Анджелесе снижение преступности регистрируется 10 лет подряд, а в 2010 году она снизилась, достигнув показателей 50-летней давности [4].

Активизацию поиска новых, более эффективных форм и методов противодействия преступности стимулировал «экономический расклад» на основе ис-

следований криминологов и экономистов. За период 1980-2000 гг. в США ежегодно фиксировался значительный рост экономического ущерба от преступности, так как с ростом жизненных стандартов росла стоимость страховых выплат, судебных издержек, содержание преступников в тюрьме и др. По данным Министерства юстиции США, если в 1989 г. общая совокупность потерь (включая прямой ущерб) от каждого убийства составляла 2,4 млн долларов, то к 2009 году она составляла уже около 7 млн долларов [1]. В целом потери от преступности в 2011 году «уничтожили» 13 % ВВП США. В настоящее время наносят значительный вред престижу государственной власти США и влекут проблемы для правоохранительных органов постоянно раскрывающиеся факты коррупции и взяточничества самых высокопоставленных чиновников, а также организованная преступность.

В целом заметное сокращение масштабов преступности, которое наблюдается в США на протяжении последних 15 лет, невозможно считать временным исключением. Это интегративный результат множества разнообразных факторов социальной жизни, в том числе продолжительных и планомерных усилий властей и правоохранительных органов, направленных на кардинальное изменение криминальной ситуации, защиту личности, на общее повышение уровня социально-экономического развития общества.

Швеция: проблемно-ориентированный подход как превенция преступности. В качестве примера англосаксонских стран ЕС, эффективно реализующих концепцию «community policing», можно привести Швецию. Практическая реализация «community policing» требует активного взаимодействия с населением, что повышает требования к социально-психологическим и профессиональным качествам полицейских и отражается в следующих приоритетах: 1) хорошая профессиональная подготовка, базовое университетское образование; 2) качественный отбор кадров; 3) соблюдение этических стандартов поведения, уважение и соблюдение прав и свобод граждан: «Уважение к закону начинается с уважения к гражданину». Интеллектуализация полицейского труда, высокая заработная плата способствовали

повышению имиджа сотрудника полиции, в результате профессия полицейского обрела высокий социальный статус. Именно в скандинавских странах была выявлена и учтена такая закономерность: чем выше индекс образования и уровень общей культуры, полицейских, тем эффективнее их профессиональная деятельность.

В рамках социально ориентированной стратегии деятельности полиции произошла «гуманизация» отношения к правонарушителям, которые стали рассматриваться не только как преступники, требующие репрессивного воздействия, но и люди с «деформированным правовым поведением», нуждающиеся как в ограничительных мерах, так и в помощи. Были пересмотрены и расширены программы ресоциализации осужденных (по статистическим данным на 2015 год, в Швеции насчитывалось 60 заключенных на 100 000 тыс. жителей) [5]. В Швеции повсеместно внедрен проблемно-ориентированный подход «problern oriented policing», целенаправленное и систематическое изучение причин обращения граждан в полицию и устранение этих факторов. Анализ заявлений, поданных в полицию шведами за 2014 год, свидетельствует, что в настоящее время наиболее распространенными преступлениями являются: компьютерное мошенничество, нанесение материального ущерба и кражи велосипедов. Низок уровень тяжких преступлений, в 2014 году зафиксировано 87 убийств, что на 1 % больше, чем в 2013 году. Коррупционная составляющая в Швеции сведена к минимуму. Согласно статистическим данным, уровень социального доверия шведов к деятельности полиции самый высокий в мировой практике - 98 % [3]. Доверие к полиции выражается в поддержании законопослушного поведения граждан, в содействии полицейским в оперативно-розыскной деятельности, участии в качестве свидетелей в судебных разбирательствах.

Франция: возвращение к «договору взаимного доверия». Реформирование полицейской деятельности во Франции в 90-е годы ХХ в., как и в ряде других стран, проходило под воздействием концепций нового видения обеспечения общественной безопасности и принципов взаимодействия с населением. Французским ва-

риантом «гатт^^у policing» стала «police de proxirnit» («близкая полиция»), деятельность которой понималась как общественная служба, оказывающая населению услуги в сфере безопасности, обеспечивающая порядок и спокойствие в целом, а не как орган, ориентированный только на борьбу с преступностью. Идея «близкой полиции» во Франции реализовывалась в рамках «Закона о безопасности» в период 1997-2002 гг. Но различные формы социального партнерства, привлечения граждан к охране общественного порядка, распространенные в США, Великобритании, Японии, оказались невостребованными в рамках французской политико-правовой традиции. Усилия были направлены на совершенствование координации между исторически сложившимися двумя ветвями правоохранительной системы (Национальной полицией и жандармерией), ситуация с криминализацией в стране не улучшалась, виктимизация населения увеличивалась. Позитивная идея социального партнерства была дискредитирована, реформа «близкой полиции» не была завершена и не укрепилась в сознании ни полицейских, ни граждан.

С 2002 года правительством Франции был взят курс на традиционную «жесткую полицию» и «конкретный результат», что показало свою эффективность в противодействии серьезным преступлениям, например, в 2007 раскрытие убийств составляло 88 %. Но проблема социальной дистанции между населением и «жесткой полицией» стала нарастать. Границы «кризисной модели» полицейской деятельности на основе репрессивных мер исчерпали себя еще в 80-90 гг., и их реанимация во Франции могла дать только временный эффект.

С 2008 года вновь был взят ориентир на установление «договора взаимного доверия» между гражданами и полицией [6]. Общее количество уголовных правонарушений во Франции в 2015 году выросло на 7 %, всего 3,68 миллионов (в 2014 году 3,65 миллионов правонарушений). При этом уже несколько лет подряд растет количество уличных нападений и ограблений (рост на 29 %), изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг (рост на 42 %). Значительно снизилась доля преступлений, связанных с сутенерством

(на 26 %) и уклонением от уплаты налогов (на 22 %). Недостаточный авторитет французской полиции, в глазах населения подтверждает тот факт, что в 2015 году зафиксировано более 30 тыс. нападений на полицейских и жандармов. В тюрьмах Франции наблюдается рост количества заключенных: в 2006 году было 85, а в 2015 году - 100 заключенных на 100 000 тыс. человек населения, но эти цифры вполне сопоставимы: в Канаде - 106 человек, в Австрии - 96 человек [5].

Япония: эффективная интеграция вековых традиций и инновационных технологий. Согласно Конституции Японии полиция является самостоятельным государственным учреждением, подчиненным правительству, но не входящим в какие-либо министерства и ведомства. В стране выстроена строго централизованная вертикаль полицейской службы. В столице и в префектурах юрисдикция полиции делится на округа и районы, в каждом из них функционирует традиционная система полицейских «стационарных будок» («Koban»), основанная еще в 1874 году. Так, в г. Токио действует 12 000 «Koban» (реализация социально-ориентированной концепции «полиция в одном шаге»), где работа каждых 10-15 «Koban» замыкается на одном отделении полиции соответствующего района города [7].

В стране существует 13 000 активно действующих советов взаимодействия полиции, куда входят представители общественных организаций, комитетов местного самоуправления, администрации больших жилых комплексов, школьных комитетов и др. Суть полицейской политики, осуществляемой в современной Японии, сфокусирована прежде всего на профилактике преступности, как первичной, так и повторной, рецидивной, в тесном сотрудничестве правоохранительных органов со всеми слоями населения, что согласуется с национальным менталитетом. Основная работа по предупреждению и пресечению правонарушений сосредоточена на линейном уровне, где работает более 40 % всего личного состава полиции, но именно на них приходится 60-65 % всех задержанных преступников.

Японская полиция - одна из наиболее технически оснащенных в мире. Обращает на себя внимание факт отно-

сительно высокой нагрузки в Японии на одного полицейского - 556 человек (в США - 379, во Франции - 268). Исходя из особенностей японского образа жизни, воспитания, правоприменительной практики, позволить себе нарушать закон могут в основном только несовершеннолетние, поэтому в структуре преступности преобладают мелкие кражи. Для взрослых любое неправомерное, а тем более преступное поведение невыгодно во всех отношениях, т.к. оно практически навсегда опускает их на самый низкий уровень жизненного благополучия. Например, уличение в коррупции приводит не только к краху карьеры, но и к «потере лица в обществе», - это позор, который отражается на всех членах семьи, поэтому эти факты крайне редки [7]. Единственно серьезной проблемой для японской полиции остается организованная преступность, которая носит транснациональный характер.

В современной Японии один из самых низких уровней преступности не только среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но и в сравнении с криминальной статистикой США и Европы. Количество заключенных в тюрьмах Японии из расчета на 100 000 граждан имеет тенденцию к явному уменьшению: в 2006 году оно составило 62 человека, в 2015 году - 49 человек [5]. Низкий уровень преступности служит дальнейшему повышению уровня доверия полиции со стороны населения - 92 %.

Успехи полицейской политики японского государства объясняются ее социально ориентированной направленностью, широким обращением к различным формам неформального социального контроля, семейной политикой, направленной на выработку социально полезных стереотипов правомерного поведения, специальными мерами общественности по ресоциализации преступников, соотношению полицейской деятельности и специфической логике взаимоотношений, присущей японцам. Роль общественности объясняет и эффективность деятельности японской полиции при самой высокой среди развитых стран загруженности полицейских [8].

Таким образом, имея различные традиции, исторический опыт, зарубежные страны использовали доступные им

ресурсы и инновации для максимального повышения эффективности обеспечения общественной безопасности в интересах гражданина и общества, осуществив переход от кризисной модели деятельности полиции - репрессивных мер к социально ориентированной модели - профилактике. Мониторинги общественного мнения - это главный инструмент оценки деятельности полиции в зарубежных странах, которая стремится подтверждать образ эффективной государственной структуры, профессионально защищающей права населения. Реализация проблемно-ориентированного подхода, акцент на социальное партнерство полиции и населения увеличивает доверие граждан, что в их поведении выражается как желание соблюдать законы и содействовать полиции в ее деятельности. Это также можно рассматривать как индикатор правоохранительной интеграции общества, способствующей эффективному снижению преступного поведения.

Современное состояние противодействия преступности в России. В целях формирования современных основ правоохранительной службы, а также для создания мониторинга общественного мнения об эффективности государственных служб в 2009 году Президентом РФ был подписан Указ «О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации на 2009-2013 годы"», а с 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О полиции»*.

Одним из первых крупномасштабных исследований изучения общественного мнения о деятельности «новой полиции» можно считать комплексный анализ изучения общественного мнения, проведенный в 2012 году ВНИИ МВД России, в котором приняли участие респонденты из 83 субъектов Российской Федерации, общий объем выборки составил 41 500 опрошенных. Большинство граждан - 59 % - не видели в действиях сотрудников полиции каких-либо существенных изменений и оценивали ее деятельность так: «ни особой пользы, ни вреда» [9]. В 2015 году оценка степени доверия к ОВД стабильно

* О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. N З-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.

держалась в пределах средних значений, например, в сентябре - 52,8 %; в октябре

- 52,2 %; в ноябре - 55,6 %; в декабре

- 53,9 % респондентов считали, что жить стало безопаснее [10].

Таким образом, за пять лет административной реформы ОВД уровень доверия к полиции со стороны населения значительно не изменился, но стабилен в пределах 50-55 %. Можно констатировать, что заметного прогресса в реализации концепции социального партнерства не наблюдается, и правоохранительные органы в оценке населения соответствуют новой доктрине «полиция на службе общества» примерно наполовину - 50-55 %. Для сравнения: согласно результатам исследования, проведенного ВЦИОМ, на декабрь 2015 года уровень доверия Российской армии составлял 83 %, а Русской православной церкви - 64 % [10]. Армии и церкви доверяют больше.

Важно акцентировать внимание на тех проблемных моментах доверия к полиции, которые достаточно легко изменить, и в то же время они могут значительно повлиять на эффективность правоохранительной деятельности. В аналитическом исследовании [11] рассматривался вопрос: «Как сотрудники ОВД оценивают свою служебную деятельность?». Респондентами стали сотрудники ГИБДД, патрульно-постовой службы, дежурной части, участковые уполномоченные полиции, следователи. Результаты показали, что сотрудники различных подразделений удовлетворены службой на 64-81 %, характер общения с гражданами считают успешным 85-97 %.

По результатам того же исследования, 70 % граждан не удовлетворены работой полиции по следующим причинам: 1) неумение полицейских оперативно реагировать на правонарушения и раскрывать преступления; 2) невнимательное, а порой грубое отношение к обратившимся; 3) нежелание полицейских «бескорыстно» исполнять свои обязанности. Неудовлетворенность результатами обращения в полицию граждане объясняли следующим: 46 % не верили, что полиция поможет; 41 % считали, что обращение в полицию отнимает много времени; 29 % отмечали, что обращение в полицию - это дополнительный стресс. Таким образом, одни чув-

ствуют дискомфорт, а другие - что все в порядке и не стремятся к изменению своей модели социально-профессионального поведения.

Очевидно, что все действия полиции так или иначе влияют на формирование общественного мнения и отношения к ее деятельности. Усилия, направленные на повышение уровня доверия к полиции, неизменно будут способствовать повышению эффективности функционирования всей правоохранительной системы за счет следующих показателей: 1) готовность к сотрудничеству со стороны граждан, что в значительной степени способствует оперативно-розыскной деятельности; 2) повышение правовой культуры граждан, готовность следовать социально-правовым нормам в обществе; 3) повышение социального престижа полицейской деятельности и за счет этого - повышение уровня кадрового отбора в ОВД.

Суть социально ориентированной концепции взаимодействия полиции и общества заключается еще и в том, чтобы расширить контакты с гражданами, составляющими непреступное, законопослушное большинство, которое может служить основой правоохранительной интеграции общества. В контексте традиционной деятельности взаимодействие полицейских осуществляется в основном с носителями определенных социальных девиаций, конфликтно настроенными гражданами, имеющими предвзятое отношение к полиции.

Полиции как более активному субъекту в поле социальных отношений с институтами гражданского общества, следует динамичнее преобразовывать сложившуюся ситуацию. В создании новых условий взаимодействия полиции с населением решающая роль принадлежит участковым уполномоченным полиции, с деятельностью которых связан ряд социальных ожиданий. Из результатов социологических опросов следует, что среди респондентов, которые знают «своего участкового» и иногда общаются с ним, существенно больше тех, кто чувствует себя защищенным от преступных посягательств (52 %), в то время как в группе не знающих своего участкового таковых 42 %. Еще более ярко выражена зависимость между «уровнем доверия» к по-

лиции и «ощущением защищенности» от преступных посягательств [12].

Анализ некоторых данных о преступности в России позволяет показать динамику готовности к социальному партнерству с полицией со стороны граждан. В 2002 году число заключенных в России (как и в Китае) превышало 1 млн человек. Однако в дальнейшем количество российских заключенных снизилось и составило в октябре 2006 года 869 814 человек, или 611 заключенных на 100 000 человек населения. На 1 июля 2015 года в учреждениях УИС содержалось 656 618 человек, то есть около 450 на 100 000 человек [13]. Анализ данной динамики показывает, что уменьшение количества заключенных связано с уменьшением статей УК РФ, предусматривающих лишение свободы, активным ростом числа условно-досрочно освобожденных и ростом числа подписок о невыезде.

Краткая характеристика состояния преступности в России (январь - декабрь 2015 года) на основе отчета МВД России свидетельствует о следующем: 1) всего зарегистрировано 2352,1 тыс. преступлений, или на 8,6 % больше, чем за аналогичный период 2014 года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 75 субъектах Российской Федерации, снижение - в 8 субъектах; 2) в результате преступных посягательств погибло 32,9 тыс. человек (-6,0 %), здоровью 48,8 тыс. человек причинен тяжкий вред (-7,2 %). Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений сократился на 2,4 %; 3) ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 436,49 млрд. руб., что на 24,9 % больше аналогичного показателя 2014 года; 4) почти половину всех зарегистрированных преступлений (46,0 %) составляют хищения чужого имущества (кражи, грабежи, разбои были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение, др.); 5) каждое второе (55,1 %) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое третье (32,1 %) - в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцатое (4,9 %) - несовершеннолетними или при их соучастии [3].

Недостаточное внимание к вопросам правовой идеологии, углубление

процессов социальной дифференциации, коррупция, сложившаяся система ценностных ориентаций и ментальных установок поддерживают в общественном сознании нигилистическое отношение к правовым институтам со стороны граждан. На вопрос: «Как Вы думаете, должны ли граждане помогать полиции в ее работе?» - в 2012 году положительно ответили 24 % респондентов, в 2013 году - 23%, в 2014 году - 22 %, в 2015 году - 21 %; ответ «скорее да, чем нет» дали в 2012 году - 55 %, в 2013 году - 53 %, в 2014 году - 55 %, в 2015 году - 54 % [10]. Результаты исследования однозначно показывают отсутствие роста готовности со стороны граждан к социальному взаимодействию и партнерству с правоохранительными органами. Данное обстоятельство стимулировало принятие Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка»*, согласно которому граждане могут участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности и даже быть внештатными сотрудниками полиции.

Итак, подведем итоги.

Во-первых, одним из очевидных ресурсов является повышение правовой культуры граждан; активизация механизмов

* Об участии граждан в охране общественного порядка: федер. закон от 2 апр. 2014 г. N 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 14. Ст. 1536.

социального влияния на формирование правосознания социальных групп, выражающих их отношение к праву, его ценности и роли в социальном управлении.

Во-вторых, следует совершенствовать механизмы общественного мониторинга; органам внутренних дел необходимо не только чутко прислушиваться к «пульсу» общественного мнения, но и оперативно устранять выявленные недостатки, реализуя проблемно-ориентированный подход.

В-третьих, более активно применять современные методы социально-психологического «переформатирования» профессионального самосознания сотрудников правоохранительного ведомства, которое должно быть направлено на «созидание» правового порядка (активная профилактика), а не только на «разрушение» преступности (уже свершившегося факта).

В-четвертых, за пять лет проведения реформы в органах внутренних дел действительно сложно достичь тех высот в социально ориентированной деятельности полиции, которые в зарубежных странах существуют около 30 лет. С другой стороны, именно в более динамичном развитии социального партнерства заложен основной ресурс правоохранительной интеграции общества, способствующий эффективному противодействию преступности в России.

Список литературы

1. Яковлев К.Л., Яковлева Е.И., Яковлева О.Н. Государственно-правовые основы организации правоохранительных органов зарубежных стран. М.: ИНФРА, 2011.

2. Киселев А.К. Общественность и полиция в Европе: опыт последнего десятилетия // Административное право и процесс. 2012. N 11. С. 54-58.

3. Кораблев С.Е. Социально-ориентированная стратегия деятельности полиции как фактор ее профессиональной эффективности // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. N 1. С. 148-155.

4. Квашис В.Е. Основные тенденции преступности в США // Научный портал МВД России. 2012. N 1. С. 53-58.

5. Список стран по количеству заключенных основан на данных Международного центра тюремных исследований (ICPS). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20 дек. 2016 г.).

6. Андреева И.А. Реформирование национальной политики Франции в конце ХХ - начале XXI века // Научный портал МВД России 2012. N 1. С. 116-123.

7. Квашис В.Е., Морозов Н.А. Полиция Японии: организация, функции, эффективность // Научный портал МВД России. 2015. N 1. С. 120-126.

8. Чу Се Джон, Джо Шань Шень, Морозов Н.А. Особенности преступности, уголовной политики, правосознания и правовой культуры в странах АТР (Япония). URL: http://law.vl.ru/analit/show_atr.php?id=701&pub_ name (дата обращения: 20 дек. 2016 г.).

9. Комплексный анализ результатов работ по изучению общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации 2012 г. URL: http://vnii-mvd. ru/files/ (дата обращения: 20 дек. 2016 г.).

10. Динамика оценок одобрения и неодобрения деятельности общественных институтов за последние месяцы 2015 г URL: http:// wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institutov/ (дата обращения: 20 дек. 2016 г.).

11. Жерновой А.В., Глухов В.В. Взаимодействие граждан и полиции: состояние и перспективы // Социологические исследования. 2013. N 7. С. 110-114.

12. Фролова Е.В., Медведева Н.В. Защищенность граждан от преступных посягательств в современной России: основные тенденции и детерминанты // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. N 3. С. 525-537.

13. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2015 года. URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/7087734 (дата обращения: 20 дек. 2016 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.