Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 
'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
414
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полиция / общественное мнение / имидж / социальное партнерство / оценка деятельности. / police / public opinion / image / social partnership / performance evaluation.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Майоров Владимир Иванович

Введение: в статье рассматривается значимость формирования общественного мне-ния о деятельности полиции в контексте современной концепции социального партнерства полиции и общества. Отмечается, что взаимодействие полиции и общества является управ-ленческой функцией полиции, включающей: а) управление общественным мнением о полиции; б) управление имиджем полиции. В статье анализируются проблемные аспекты (условия и причины) связанные с процессом формирования позитивного общественного мнения о полиции и её деятельности. Материалы и методы: нормативную основу исследования образует административ-ное законодательство, регламентирующее деятельность полиции, в том числе реализации принципа открытости в её деятельности. Методологической основой исследования послу-жили частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и др. Результаты исследования позволили определить главную цель формирования пози-тивного общественного мнения о полиции и её деятельности — установление в обществе положительного образа полицейского, для максимально полной и эффективной реализации функций полиции как общественного института и государственной службы по обеспечению общественного порядка и противодействию преступности. Выводы и заключения: для наиболее целенаправленного формирования позитивно-го общественного мнения о деятельности полиции необходима разработка единой имидже-вой стратегии российской полиции, ключевыми факторами которой являются: 1) компе-тентность и профессионализм; 2) морально-нравственный вектор «служения»; 3) социально-ориентиро-ванная направленность на оказание «помощи и защиты» в пределах полномочий и выполняемых функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A POSITIVE PUBLIC OPINION ABOUT THE POLICE

Introduction: the article discusses the importance of forming public opinion about the activi-ties of the police in the context of the modern concept of social partnership between the police and society. It is noted that the interaction of the police and society is a management function of the po-lice, including: a) management of public opinion about the police, b) management of the police im-age. The article analyzes the problematic aspects (conditions and reasons) associated with the pro-cess of forming a positive public opinion about the police and its activities. Materials and methods: the normative basis of the research is formed by the administrative legislation governing the activities of the police, including the implementation of the principle of openness in its activities. The methodological basis of the study was the private scientific meth-ods of cognition: formal legal, comparative legal, historical, systems analysis and others. Results of the study allowed to determine the main goal of forming a positive public opinion about the police and its activities — to establish a positive image of a police officer in society, for the most complete and effective implementation of the functions of the police as a public institution and public service, to ensure public order and combat crime. Finding and conclusions: for the most purposeful formation of a positive public opinion about the activities of the police, it is necessary to develop a unified image strategy of the Russian police, the key factors of which are: 1) competence and professionalism; 2) the moral and ethical vector of “service”; 3) a socially oriented focus on providing “assistance and protection” within the powers and functions performed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ »

УДК: 316.455

DOI: 10.24412/2312-3184-2021-3-246-254

Майоров Владимир Иванович

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России 1955715@rambler.ru

Mayorov Vladimir Ivanovich

Doctor of Legal Sciences, professor, professor ^air of administrative activity of the internal affairs bodies Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation 1955715@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

Введение: в статье рассматривается значимость формирования общественного мнения о деятельности полиции в контексте современной концепции социального партнерства полиции и общества. Отмечается, что взаимодействие полиции и общества является управленческой функцией полиции, включающей: а) управление общественным мнением о полиции; б) управление имиджем полиции. В статье анализируются проблемные аспекты (условия и причины) связанные с процессом формирования позитивного общественного мнения о полиции и её деятельности.

Материалы и методы: нормативную основу исследования образует административное законодательство, регламентирующее деятельность полиции, в том числе реализации принципа открытости в её деятельности. Методологической основой исследования послужили частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и др.

Результаты исследования позволили определить главную цель формирования позитивного общественного мнения о полиции и её деятельности — установление в обществе положительного образа полицейского, для максимально полной и эффективной реализации функций полиции как общественного института и государственной службы по обеспечению общественного порядка и противодействию преступности.

Выводы и заключения: для наиболее целенаправленного формирования позитивного общественного мнения о деятельности полиции необходима разработка единой имиджевой стратегии российской полиции, ключевыми факторами которой являются: 1) компетентность и профессионализм; 2) морально-нравственный вектор «служения»; 3) социально-ориентированная направленность на оказание «помощи и защиты» в пределах полномочий и выполняемых функций.

Ключевые слова: полиция, общественное мнение, имидж, социальное партнерство, оценка деятельности.

CREATING A POSITIVE PUBLIC OPINION ABOUT THE POLICE

Introduction: the article discusses the importance of forming public opinion about the activities of the police in the context of the modern concept of social partnership between the police and society. It is noted that the interaction of the police and society is a management function of the police, including: a) management of public opinion about the police, b) management of the police image. The article analyzes the problematic aspects (conditions and reasons) associated with the process of forming a positive public opinion about the police and its activities.

Materials and methods: the normative basis of the research is formed by the administrative legislation governing the activities of the police, including the implementation of the principle of openness in its activities. The methodological basis of the study was the private scientific methods of cognition: formal legal, comparative legal, historical, systems analysis and others.

Results of the study allowed to determine the main goal of forming a positive public opinion about the police and its activities — to establish a positive image of a police officer in society, for the most complete and effective implementation of the functions of the police as a public institution and public service, to ensure public order and combat crime.

Finding and conclusions: for the most purposeful formation of a positive public opinion about the activities of the police, it is necessary to develop a unified image strategy of the Russian police, the key factors of which are: 1) competence and professionalism; 2) the moral and ethical vector of "service"; 3) a socially oriented focus on providing "assistance and protection" within the powers and functions performed.

Keywords: police, public opinion, image, social partnership, performance evaluation.

Полиция относится к одним из исторически сложившихся социальных институтов и является важным ведомством в структуре государственных органов исполнительной власти, в основные функции которой входит обеспечение общественного порядка и противодействие преступности. В настоящее время эффективность деятельности полиции невозможна без одобрения со стороны общества и поддержки населения. Поскольку современные концепции противодействия преступности и обеспечения общественного порядка базируются на модели «предупреждения» и «коллективной ответственности» за производство безопасности, то это требует высокий уровень правовой интеграции обществ, социального партнерства полиции и населения. Как известно, концепция «социального партнёрства» появилась в зарубежных странах с высоким уровнем социально-экономического развития, имеющих длительный путь демократического развития, что предполагает открытость гражданского общества, участие населения не только в оказании поддержки и содействии по предупреждению противоправного поведения, но и в оценке эффективности деятельности полиции через постоянный мониторинг общественного мнения, так называемый социальный аудит [6].

В современной России активная реализация данной концепции правоохранительного ведомства началась сравнительно недавно (в сравнении с зарубежными странами), с административных реформ в 2011 году, принятием Федерального закона «О полиции». В соответствии со статьей 9 данного закона: «Полиция при осуществлении своей деятельности должна обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан, тем самым формируя в общественном сознании положительный образ сотрудника полиции».

Обращение к данному аспекту деятельности сотрудников правоохранительного ведомства в России не является абсолютно новым. В Положении о советской милиции, утвержденном Советом министров СССР 17 августа 1962 г., были отражены основные задачи милиции, её место и роль в системе органов государственного управления; подчеркивалось, что во всей своей деятельности милиция служит народу, поддерживает постоянную связь с широкими массами трудящихся и общественными организациями, опирается на их помощь и поддержку. Планомерные преобразования по всем актуальным направлениям деятельности в период 1960—1980 гг. отразились на повышении эффективности работы ведомства, укреплении авторитета, доверия и содействия со стороны граждан. В стране был низкий уровень преступности (как по сравнению с предыдущими временными отрезками внутри страны, так и по сравнению с зарубежными странами), а уровень организации безопасности при проведении «Олим-пиады-80» был признан на мировом уровне одним из лучших в тот период. Эффективный опыт работы правоохранительного ведомства, активно перенимался и оказал влияние на многие зарубежные страны, в том числе Восточной Европы и Китая. Однако в 90-е годы ХХ века, в период политического и социально-экономического кризиса в стране и последующих, не всегда продуманных преобразований, многое из положительного опыта было утрачено или забыто, многое до сих пор требует переосмысления в новых условиях, в том числе связанных с информационно-техническими возможностями и социальными технологиями современности.

В соответствии с принятием в 2011 г. Федерального закона «О полиции», с активным проведением административной реформы в МВД был предпринят ряд мер, направленных на повышение эффективности работы правоохранительного ведомства: 1) переаттестация кадрового состава, повышение уровня образования сотрудников и их профессионализма; 2) укрепление морально-нравственного сознания сотрудников; 3) повышение культуры поведения и коммуникации при работе с гражданами; 4) активизация деятельности участковых уполномоченных полиции (УУП); 5) материально-техническое переоснащение, обеспечение современными средствами связи, транспортом, специальной техникой; 6) повышение заработной платы сотрудников, надежные социальные гарантии.

Современная оценка деятельности полиции осуществляется на основе трех главных критериев: 1) фактические (статистические) данные по основным направлениям деятельности полиции; 2) экспертно-аналитическая оценка; 3) общественное мнение о деятельности полиции. Таким образом, общественное мнение, выступая в роли «социального аудита» является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, что, по сути, должно является непосредственным отражением уровня профессионализма её сотрудников. В настоящее время в стране действует несколько крупных социологических центров по изучению общественного мнения, а внимательное изучение предоставляемых ими отчетов позволяет фиксировать как положительные достижения, так видеть и наличие проблем в данной сфере [10].

Один из важных вопросов — формирование позитивного общественного мнения о деятельности полиции, т. к. на протяжении почти десяти лет мониторинг, осуществляемый авторитетными организациями, в том числе ВЦИОМ, ФОМ, констатируют оценку деятельности полиции в пределах от 50 % до 55 %. С одной стороны, граждане отмечают важную роль данного социального института, фактическое снижение преступности

за последнее десятилетие, повышение безопасности за свою жизнь и имущество. Но при этом (в том числе и на региональном уровне) достаточно часто фиксируется явное противоречие между высоким уровнем фактических данных по основным направлениям деятельности полиции и в то же время средне-нейтральная (50—55 %) или даже невысокая оценка её деятельности со стороны населения, что свидетельствует о наличие проблем в данной сфере [3].

Предпримем попытку определить некоторые причины и условия, вызывающие сложившееся положение дел и возможные пути их решения, с целью повышения эффективности деятельности полиции, т. к. функционирующее позитивное общественное мнение оказывает влияние на три основных момента: 1) изменяет поведение людей, вызывает стремление быть законопослушным гражданином, следовать «букве закона», оказывать помощь полиции; 2) содействует результативности работы полиции, т. к. общий уровень деликтности снижается, а в своей непосредственной деятельности полиция получает поддержку со стороны населения; 3) происходит повышение правосознания граждан, более активная позиция по отношению к нарушителям порядка и закона, происходит правовая интеграция общества (полиция и общество на одной стороне, против преступных посягательств), более того, полиция — это интегрированная часть общества, которой доверено обеспечивать порядок и на законных основаниях защищать граждан. Таким образом, доверие граждан и их позитивное отношение к полиции влияет на результативность её работы, полноту и эффективность выполняемых ею функций как государственной службы [4].

Несомненно, в первую очередь на формирование позитивного общественного мнения влияет высокое качество работы полиции, которое в представлениях обычного гражданина выглядит не цифрах, графиках, и процентах снижения преступности, а в ощущении безопасности и уверенности в защищенности, что в психологическом смысле создает доверие, стремление к поддержанию правопорядка, желание оказывать содействие полиции в её деятельности.

Но на мнение граждан о полиции (как о государственной службе) может оказывать сильное влияние ряд негативных факторов внешней среды, которые напрямую не зависят от её деятельности. Рассмотрим некоторые из этих факторов.

Во-первых, важным фактором, влияющим на формирование позитивного (негативного) общественного мнения о полиции, является феномен социально-психологического переноса, который заключается в том, что на оценку деятельности полиции имплицитно переносится позитивная (негативная) оценка (недовольство) населением деятельностью государственной власти на федеральном, региональном, местном уровне. В свою очередь, на формирование такой оценки влияет большой спектр факторов из разных сфер жизнедеятельности, общественно-политической и социально-экономической ситуации в регионе, в том числе уровень заработной платы, наличие безработицы, организация здравоохранения, обеспечение жильем, доступность и разнообразие досуговой сферы и сферы отдыха, состояние экологии и другими аспектами, влияющими на качество жизни населения.

Во-вторых, значимое негативное влияние на имидж полиции оказывают факты раскрытия коррупции, где фигурантами являются известные и узнаваемые представители власти: чиновники высокого статуса (в том числе губернаторы), а также полицейские высокого ранга. С одной стороны, открытая информация о данных явлениях — это важ-

ный фактор открытого гражданского общества, с другой стороны — им не противопоставляются факты, которые бы являлись в глазах общественности примером высокого морально-нравственного уровня и бескорыстного служения, усиливающие доверие граждан к государственной власти, повышающие её авторитет и, таким образом, пролонгированные в будущее, т. е. формирующие позитивные ожидания у граждан, связанных с пресечением коррупции.

В-третьих, также следует учитывать, что полиция при реализации своих функций вынуждена применять меры государственного принуждения, поэтому всегда будет присутствовать часть негативной оценки её деятельности со стороны граждан, которые «не в ладах с законом». Органы внутренних дел (далее — ОВД) являются самой многочисленной правоохранительной структурой в стране, поскольку так или иначе косвенно или непосредственно с её деятельностью сталкивается значительное число граждан.

В-четвертых, следует отметить, что большинство людей, не имеющих непосредственного отношения к организации обеспечения правопорядка, не могут в полной мере представить себе всей суммы факторов, которые влияют на эффективность деятельности полиции. К тому же граждане не вполне четко представляют себе именно те функции, которые возложены на полицию, поэтому имеют более расширенные и завышенные ожидания от её деятельности [1].

В-пятых, общественное мнение остается ригидным, если в нем продолжают циркулировать отрицательные факты, постоянно подпитывающие негативное отношение, и в то же время общественное мнение пластично, если активизируется положительная информация и факты, создается эффект вовлеченности, сопричастности позитивному.

В контексте современной концепции безопасности, принцип взаимодействия с населением основан не просто на «кооперации» по поддержанию общественного порядка и противодействию преступности, а именно на «сотрудничестве», что предполагает социально-ориентированную деятельность полиции, заинтересованный и продуктивный «диалог» с населением.

В качестве механизмов, содействующих формированию позитивного общественного мнения о полиции, следует выделить те, которые направленны на поддержание «диалога» между полицией и обществом, снятие барьеров для осуществления политики открытости и доступности. В настоящее время они реализуются в разнообразных формах с применением различных современных средств коммуникации (ССК), которые значительно расширяют круг взаимодействия полиции и граждан [5].

Первым делом следует отметить деятельность общественных советов, созданных при ОВД, в основные задачи которых входит не только рассмотрение обращений граждан, но и анализ мнения граждан о деятельности полиции и доведение обобщенной информации до соответствующего управленческого уровня органов внутренних дел. Деятельность общественных советов, имеет значительный ресурс повышения уровня «диалога» ОВД и населения, который в настоящее время по ряду причин реализуется не в полной мере.

Также важными аспектами поддержания «диалога» и взаимопонимания, на основе которого также формируется общественное мнение, являются: 1) возможность обращения и своевременное рассмотрение жалоб граждан; 2) прием граждан участковыми уполномоченными полиции (УУП); 3) периодический отчет руководителей ОВД перед гражданами (с возможностью задать вопросы); 4) проведение отче-

тов УУП перед населением административно подведомственной территории; 5) распространение информации об оказании полицией государственных услуг и существующих алгоритмов действий для решения необходимых вопросов. Таким образом, любой контакт (в том числе и единичный) оказывает влияние на формирование личного мнения о полиции, который в представлениях субъекта распространяется на весь социальный институт правопорядка [8].

Следует отметить и такой факт, что в современном мире самой активной интерактивной средой коммуникации между полицией и обществом являются масс-медиа, т. е. вся совокупность СМИ (теле- и радиовещание, печатная пресса, кинематограф и др.), что требует специализированного уровня подготовки и компетентности в данной сфере [9]. Данная сфера непосредственно связана с целенаправленным формированием позитивного общественного мнения о полиции.

При этом необходимо учитывать, что в информационном обществе (в силу молниеносного распространения информации) на формирование общественного мнения о работе полиции [2] могут оказывать влияние различного рода манипуляции: 1) вбрасывание в информационное поле «фейков», т. е. непроверенной информации или откровенно ложной; 2) чрезмерное количество криминальной информации при отсутствии освещения положительной; 3) наплыв негативной информации в соцсетях под «соусом непредвзятого личного мнения» и многое другое. Общественное мнение — это «мнение», следовательно, оно включает как обобщенные социальные стереотипы и предубеждения, сложившиеся и постоянно циркулирующие в обществе, так и субъективные представления, складывающиеся из целого ряда факторов. Важен характер и периодичность подаваемой информации в масс-медиа, на основе которой формируются определенные ментальные установки граждан. Также следует учитывать, что общество не является однотипным, оно имеет сложную социальную структуру и стратификацию, различается по гендерно-возрастным характеристикам, образовательным стандартам, культурному уровню, финансовому обеспечению, что предполагает дифференциацию и сегментирование объектов, попадающих под формирующее воздействие.

В зарубежной практике, как известно, созданию и поддержанию положительного имиджа полиции отдается много сил, в нашей действительности данному аспекту уделяется недостаточное внимание, в то время как имидж выполняет значимую функцию в формировании позитивного общественного мнения о полиции и в конечном итоге служит повышению эффективности её деятельности. Проясним некоторые аспекты.

В рамках имеющихся технологических достижений, в которых существует современный социум, формирование позитивного общественного мнения о полиции во многом связано с грамотным конструированием и созданием имиджа, как самой полиции (государственной службы, выполняющей специфические функции по защите закона, обеспечению общественного порядка и противодействию преступности), так и её отдельного представителя — полицейского (государственного служащего). Имидж важен при опосредованном общении больших групп, когда основным источником информации являются средства массовой коммуникации. Здесь уместно сделать психологическое уточнение, что «имидж полиции» не принадлежит полиции как данность, а существует только в представлениях, мнениях и оценках каждого отдельного субъекта. Положительный имидж полиции стимулирует положительные эмоции субъекта, кото-

рые проецируются на деятельность полиции и выполняемые ею функции. Положительный имидж соответствует высокому престижу профессии, что позволяет осуществлять отбор наиболее качественного персонала, что также влияет на повышение эффективности деятельности полиции. Положительный имидж, зафиксированный в массовом сознании, является залогом устойчивого отношения в кризисных ситуациях и выступает гарантом принятия и поддержки деятельности полиции.

К вопросу о значимости имиджевой политики российской полиции для повышения эффективности в решении поставленных перед нею задач и в рамках концепции сотрудничества и продуцирования коллективной безопасности отечественные ученые обращались неоднократно [3]. Именно зафиксированная в социологических исследованиях средне-нейтральная оценка общественного мнения о полиции «сигнализирует» о том, что назрела необходимость разработки наиболее действенной имиджевой политики российской полиции и определение её стратегических приоритетов. Во-первых, с содержательно-смысловой точки зрения концепция имиджа полиции должна включать в том числе следующие ключевые факторы: 1) высокий профессионализм, компетентность и оснащенность; 2) социально-направленный вектор деятельности на оказание помощи и защиты граждан в пределах своих полномочий; 3) высокие морально-нравственные критерии государственных служащих правоохранительной сферы. Во-вторых, с процессуальной точки зрения необходимо создание и реализация отвечающих запросам общества и современным стандартам правоохранительной деятельности, целенаправленных имиджевых проектов и внедрение новых технологий. Полиция, как наиболее заинтересованная сторона, должна более активно относится к созданию и поддержанию своего имиджа, т. к. в результате это влияет на эффективность выполнения возложенных на нее функций и решаемых задач.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Современные концепции противодействия преступности и обеспечения общественного порядка базируются на модели «предупреждения» и «коллективной ответственности» за производство безопасности, что предполагает высокий уровень сотрудничества полиции и населения.

2. Социальный аудит через мониторинг общественного мнения показывает, насколько полиция, как государственная служба, выполняющая специфические государственные функции по обеспечению общественного порядка и противодействию преступности, соответствует «ожиданиям» граждан.

3. Общественное мнение является одним из трех критериев официальной оценки деятельности полиции, поэтому взаимодействие полиции и общества входит в обязательный круг управленческих функций ОВД, включающей в том числе: а) управление общественным мнением о полиции; б) управление имиджем полиции.

4. Современное взаимодействие полиции и общества основано не на императивных указаниях, а на интерактивном процессе «диалога», двустороннем обмене информацией (с привлечением различных методов форм и средств). Своевременное реагирование полиции на критические замечания и рациональные предложения граждан позволяют не только корректировать ошибки, повышать служебную дисциплину и ответственность, но и вырабатывать управленческие решения по совершенствованию правоохранительной деятельности.

5. В настоящее время созрела необходимость в разработке и реализации проектов стратегических приоритетов имиджевой политики российской полиции, усиливающей позитивацию общественного мнения о её деятельности, что в конечном итоге отразится на эффективности её работы.

В итоге позитивное общественное мнение о полиции свидетельствует об эффективности её деятельности, как общественного института и государственной службы, выполняющей функции по обеспечению общественного порядка и противодействию преступности, что создает основы для правовой интеграции общества, снижению де-ликтности, повышению безопасности граждан.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Абрамов А. О. Общественное мнение о деятельности органов внутренних дел: проблемы и пути их решения / А. О. Абрамов, Н. Н. Демидов // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2017. — № 1 (40). — С. 14—21.

2. Блажевич Н. В. Формирование общественного мнения о деятельности полиции как методологическая проблема // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. — 2019. — № 2 (13). — С. 123—133.

3. Бражников Д. А. Современное состояние и перспективы совершенствования изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации / Д. А. Бражников, О. В. Яковлев, Р. В. Черкасов // Научный портал МВД России. — 2017. — № 4 (40). — С. 5—10.

4. Денисенко В. В. Эффективное противодействие административной деликтности — перспективное и приоритетное направление имиджевой политики и имиджевой стратегии российской полиции: актуализация вопроса // В сб.: Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика. V ВНПК. — Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. — С. 3—15.

5. Майоров В. И. Формирование стратегических приоритетов имиджевой политики российской полиции в контексте повышения эффективности ее работы / В. И. Майоров, О. Н. Дунаева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2017. — № 2. — С. 144—151.

6. Майоров В. И. Полиция и общество: быть или не быть социальному партнерству / В. И. Майоров, О. Н. Дунаева // Социологические исследования. — 2017. — № 4 (396). — С. 43—51.

7. Общественное доверие к органам государственной власти: выявление проблем и предложения по их решению: науч.-практ. пособ. / Под ред. А. В. Мартынова. — Н. Новгород: Изд-во НГУ им. Н. И. Лобачевского, 2013. — 210 с.

8. Рожковский В. Б. Образ полицейского в российском обществе: проблемы репрезентации / В. Б. Рожковский, В. А. Любивая // Научный портал МВД России. — 2018. — № 1. — С. 12—16.

9. Ситковский А. Л. Формирование «медийного образа» сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации / А. Л. Ситковский, Д. Г. Передня. — М.: Изд-во Академия управления МВД России, 2019. — 72 с.

10. Юдина Т. Н. Общественная оценка деятельности полиции / Т. Н. Юдина,

B. В. Бондалетов, Ю. Н. Мазаев // Социологические исследования. — 2017. — № 4. —

C. 52—59.

REFERENCES

1. Abramov A. O. Demidov N. N. Obshchestvennoe mnenie o deyatel'nosti organov vnutrennih del: problemy i puti ih resheniya [Public opinion on the activities of the internal affairs bodies: problems

and ways to solve them]. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii — Vestnik of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, no. 1 (40), pp. 14—21 (in Russian).

2. Blazhevich N. V. Formirovanie obshchestvennogo mneniya o deyatel'nosti policii kak metodologicheskaya problema [Formation of public opinion on police activities as a methodological problem] // Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii — Vestnik of the Tyumen Institute for the advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019, no. 2 (13), pp. 123—133 (in Russian).

3. Brazhnikov D. A., Yakovlev O. V., Cherkasov R. V. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy sovershenstvovaniya izucheniya obshchestvennogo mneniya o deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii [The current state and prospects for improving the study of public opinion on the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation]. Nauchnyj portal MVD Rossii — Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, no.4 (40), pp. 5—10 (in Russian).

4. Denisenko V. V. [Effective counteraction to administrative delinquency is a promising and priority direction of the image policy and image strategy of the Russian police: actualization of the issue]. In collection: Administrative and legal regulation of law enforcement: theory and practice. V VPPK. [Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2016. pp. 3—15 (in Russian).

5. Majorov V. I., Dunaeva O. N. [Formation of strategic priorities for the image policy of the Russian police in the context of increasing the efficiency of its work]. VestnikNizhegorodskogo univer-siteta im. N. I. Lobachevskogo — Vestnik of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. 2017, no. 2, pp. 144—151 (in Russian).

6. Majorov V. I. Dunaeva O. N. [Police and society: to be or not to be a social partnership]. Sociologicheskie issledovaniya — Sociological research. 2017, no. 4 (396), pp. 43—51 (in Russian).

7. Martynova A. V. Obshchestvennoe doverie k organam gosudarstvennoj vlasti: vyyavlenie problem ipredlozheniyapo ih resheniyu: nauch.-prakt. posob [Public trust in public authorities: identifying problems and proposals for their solution: scientific-practical. allowance]. Nizhny Novgorod: Publishing house of NSU im. N. I. Lobachevsky, 2013, 210 p. (in Russian).

8. Rozhkovskij V. B., Lyubivaya V. A. Obraz policejskogo v rossijskom obshchestve: problemy reprezentacii [The image of a policeman in Russian society: problems of representation]. Nauchnyj portal MVD Rossii — Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no. 1, pp. 12—16 (in Russian).

9. Sitkovskij A. L., Perednya D. G. Formirovanie "medijnogo obraza" sotrudnika organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii [Formation of a "media image" of an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation]. Moscow, Publishing house of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019, 72 p. (in Russian).

10. Yudina T. N., Bondaletov V. V., Mazaev Yu. N., Bormotova T. M., Dolgorukova I. V. Ob-shchestvennaya ocenka deyatel'nosti policii [Public Assessment of Police Activities]. Sociological research — Sociologicheskie issledovaniya. 2017, no. 4. pp. 52—59 (in Russian).

УДК 351.741, 342.951

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.