УДК 17.022.1:351.74
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Нестерова В.Е.,
Уральский юридический институт МВД России
Е-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросу формирования имиджа сотрудника органов внутренних дел средствами массовой информации. Современные СМИ, обладая огромными ресурсами, способны влиять на формирование общественного мнения, расставляя определенные приоритеты и формируя стереотипы. Особое внимание они уделяют освещению деятельности органов внутренних дел. Одним из ключевых факторов, влияющих на отношение общества к правоохранительным органам, является положительный имидж сотрудника полиции. Информационная открытость во взаимоотношениях ОВД с гражданами предполагает освещение результатов работы ОВД и насущных социальных проблем, которое должно носить достоверный характер, быть научно и методически обеспеченными и работать на повышение имиджа ОВД. Уверенность граждан в результативности работы полиции повышает их доверие, обеспечивает общественную поддержку в работе полиции, способствуя ее эффективности и оперативности и снижению уровня преступности.
Автор дает определение таким понятиям, как «cредства массовой информации», «медийный образ», «стереотип», рассматривает нормативно-правовые документы, регламентирующие участие ОВД в информационном сопровождении деятельности сотрудников и подразделений, взаимодействие со СМИ и институтами гражданского общества. В статье приведены результаты некоторых социологических исследований, касающихся отношения граждан РФ к деятельности правоохранительных органов и сотрудников полиции в частности. Автор приводит классификацию существующих СМИ (традиционные, новые и новейшие), описывает функции СМИ и механизмы формирования общественного мнения средствами массмедиа, перечисляет критерии и этапы, необходимые для формирования медийного имиджа сотрудника полиции, и дает некоторые рекомендации, способствующие формированию положительного имиджа сотрудника ОВД.
Ключевые слова: сотрудник полиции, органы внутренних дел, средства массовой информации, имидж, печатное издание, электронный ресурс.
FORMATION OF THE IMAGE OF LAW ENFORCEMENT OFFICER BY MASS MEDIA
V.E. Nesterova,
Senior lecturer of the Department of foreign languages of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
The article highlights the issue of formation of the Law Enforcement officer s image by Mass Media. Modern Mass Media, possessing huge resources, are able to influence the public opinion formation by
setting certain priorities and stereotypes. They pay special attention to the coverage of the Internal Affairs Agencies activity. One of the key factors affecting the public's attitude to Law Enforcement Agencies is the positive image of a Police officer. Information openness and transparency in relationship between the Internal Affairs Agencies with citizens implies coverage ofthe results ofthe Law Enforcement work and existing social problems, which should be reliable, be scientifically and methodically provided and improve the image of the Internal Affairs Agencies. Citizens ' confidence in the effectiveness of Police work increases their trust, provides public support to the Police activities, contributing to its effectiveness and efficiency and reducing the crime rate.
The author defines such concepts as "Mass Media", "Media image", "stereotype", considers the legal documents regulating the Police participation in the information support of the Police officers activity and departments, interaction with the Media and civil society institutions. The article presents the results of some sociological research concerning the attitude of Russian citizens to the activities of law enforcement agencies and Police officers in particular. The author gives the Media classification (traditional, new and the newest), describes the Media functions and mechanisms of public opinion formation by Mass Media, lists the criteria and stages necessary for the formation of a Police officers Media image, and gives some recommendations that promote the formation of a police officers.
Keywords: police officer, InternalAffairs Agencies, mass media, image, printed publication, electronic resource.
Введение
Уже на протяжении длительного времени современное общество считается информационным, а каждая сфера жизни и деятельности индивида освещается средствами массовой информации (СМИ, массме-диа). Обладая огромными ресурсами, СМИ способны оказать влияние на социум, сформировать общественное мнение, расставить определенные приоритеты и сформировать стереотипы. Особо пристальное внимание СМИ уделяют освещению деятельности социальных институтов, особенно это касается органов внутренних дел (ОВД). Это связано в первую очередь с тем, что деятельность полиции направлена на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту населения от различных угроз криминального характера. Для эффективного осуществления своей деятельности сотрудникам полиции необходимо заручиться поддержкой граждан и обеспечить общественное доверие, которое формируется различными способам. Одним из ключевых факторов, влияющих на отношение общества к ОВД, является положительный образ, или имидж, полиции.
Одними из основных принципов деятельности ОВД является открытость и публичность. Существуют различные нормативные правовые акты, предписывающие ОВД участвовать в информационном сопровождении деятельности сотрудников и подразделений. Например, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07 февраля 2011 № З-ФЗ «О полиции» полиция должна «регулярно информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц перед законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами; предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах; осуществлять по заявкам редакций СМИ аккредита-
цию журналистов для освещения деятельности полиции; учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции»1. Другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими участие ОВД в информационном обеспечении деятельности подразделений и обеспечении эффективности деятельности пресс-служб, подразделений информации и общественных связей, должностных лиц, ответственных за взаимодействие со средствами массовой информации и институтами гражданского общества, являются: Приказ МВД России от 16 июня 2011 № 683 «Об утверждении Положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации»2, Приказ МВД России от 27 октября 2015 г. №1010 «Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации»3, Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного са-моуправления»4, Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. №583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникацион-
ной сети Интернет в форме открытых дан-
ных»5.
Представления общества о деятельности ОВД складываются благодаря непосредственно личному взаимодействию с данным органом и опосредованно. Согласно социологическим исследованиям именно СМИ являются основным источником формирования мнения о полиции для 60% граждан РФ. Результаты различных опросов населения о деятельности полиции и сотрудниках правоохранительных органов показывают, что социально-психологический фон отношения населения к полиции является не слишком благоприятным и характеризуется в большинстве случаев раздражением и агрессией. По результатам проведенного в 2016 г. опроса населения, анализа публикаций в печатных изданиях и сети Интернете, теле- и радиопередач, посвященные работе ОВД, 33% опрошенных граждан выразили недовольство нарушением закона сотрудниками полиции и 21% испытывают страх стать жертвой неправомерных действий сотрудников полиции, а 23% респондентов испытывают возмущение по факту неэффективной работы всей правоохранительной системы. Среди негативно-отрицательных оценок в отношении российской полиции на первое место выходят такие качества, как непрофессионализм и недобросовестное отношение к своим непосредственным обязанностям, кор-
1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» // Справочно-правовая система "Гарант". URL: https://www.garant.ru/
2 Приказ МВД России от 16.06.2011 № 683 (ред. от 14.02.2020) "Об утверждении Положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс". URL: http:/ /www.consultant.ru/
3 Приказ МВД России от 27.10.2015 г. № 1010 «Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/
4 Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Справочно-правовая система "Гарант". URL: https://www.garant.ru/
5 Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. №583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных» // Справочно-правовая система "Гарант". URL: https://www.garant.ru/
рупция, вымогательство, подкупаемость, сговорчивость6. По сравнению с данными за 2016 г. опрос россиян в 2020 г. свидетельствует об изменениях отношения населения к сотрудникам правоохранительных органов, где имеется тенденция к формированию положительного образа полиции в сознании массовой аудитории. Так, респонденты выделяют такие характеристики по отношению к офицерам полиции, как храбрость, дружелюбие, вежливость, грамот-ность7.
Такое противоречивое отношение населения России к сотрудникам правоохранительных органов и их деятельности обусловлено в первую очередь ошибочными, несоответствующими и недостоверными сведениями, освещенными СМИ, которые зачастую в своем стремлении привлечь читателей сенсационными фактами нивелируют достижения полиции, а сообщают о недостойном поведении отдельных сотрудников и их неправомерных действиях, выставляют в художественной литературе и кино карикатурный образ сотрудника полиции, представляя тем самым в негативном свете все ведомство и формируя негативный медийный имидж полиции как социального института. В результате такой неблагоприятный сформировавшейся в массовом сознании образ ОВД препятствует эффективному сотрудничеству сотрудников полиции с гражданами, росту доверия и поддержке с их стороны.
Таким образом, положительный имидж и авторитет ОВД складывается из двух основных компонентов: 1) фактическая работа полиции; 2) медийный образ сотрудников ОВД. В связи с этим актуальной задачей на данный момент является формирование положительного имиджа ОВД в сознании граждан, улучшение общественного мнения о роли правоохранительных
структур в жизни общества, а также укрепление их авторитета как важного социального института государства.
Результаты исследования
Прежде чем переходить к детальному рассмотрению вопроса о создании имиджа сотрудников ОВД средствами СМИ, необходимо дать несколько определений ключевым понятиям, которые часто встречаются в данной статье.
Средства массовой информации/коммуникации (СМИ, массмедиа) это система публичных органов, которые занимаются сбором, обработкой и распространением информации в массовой аудитории с помощью технических средств передачи информации (пресса, телевидение, радио, сеть Интернет).
Медийный образ (медиаобраз) это объективно существующий в массовом сознании образ (имидж) объектов окружающего мира, формируемый системой СМИ.
Стереотип это устойчивый и упрощенный образ или представление об объекте или явлении, существующий в общественном сознании и основанный на обобщении личного опыта людей и предвзятых представлениях [4].
Итак, учитывая уровень влияния СМИ на формирование образа-представления об окружающем мире, следует рассмотреть некоторые механизмы влияния СМИ на общественное сознание подробнее.
СМИ подразделяются на: 1) традиционные («старые»), к которым относятся периодические печатные издания (газеты, журналы). Согласно данным социологического исследования, проведенного в 2017 г., печатным изданиям доверяют 35% граждан России. К основной аудитории традиционных СМИ относятся люди старшего поколения; 2) новые (радио и телевидение). Уровень доверия к телевизионной информации
6 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 «О полиции» // Справочно-правовая система "Гарант". URL: https://www.garant.ru/
7 Общественное мнение // Министерство Внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://xn—blaew.xn—plai/publicopinion
составляет 50%, целевая аудитория которой являются люди среднего возраста; 3) новейшие (сеть Интернет, включая опубликованные в ней интернет-версии газет, электронные издания, социальные сети, блоги), которые пользуются популярностью у молодых людей и у людей, использующих ресурсы сети Интернет в своей профессиональной деятельности.
Независимо от типа СМИ призваны выполнять следующие функции: информационную, коммуникативную, образовательную, пропагандистскую, функцию социализации, функцию критики и контроля, мобилизационную, инновационную, оперативную, идеологическую (прагматическую)8.
Однако при формировании медийного образа сотрудника ОВД задействованы три основных функции:
- информационная функция заключается в представлении в СМИ актуальной информации о текущей ситуации и общественных процессах;
- коммуникативная направлена на обсуждение в СМИ сведений о складывающейся ситуации в обществе и происходящих процессах в различных сферах жизнедеятельности;
- идеологическая (прагматическая) функция заключается в способности СМИ отражать и формировать общественное мнение как общества в целом, так и отдельных социальных групп.
Какая из этих трех функций окажется превалирующей, зависит от позиции владельца СМИ, его мотивов, запросов аудитории и их культурного уровня, информационной политики правительства страны и так далее. В связи с этим вся информация, размещенная в массмедиа, подразделяется на положительную (содействует формированию или укреплению позитивного имиджа деятельности организации или определенного лица), негативную (наносит вред имиджу деятельности организации или определенного лица) и нейтральную (информиру-
ет о существовании организации или конкретного лица, описывает, комментирует или разъясняет специфику их деятельности, существующие проблемы, не прибегая к эмоционально окрашенным оценкам) [1].
Процесс создания медийного образа перестает носить стихийный характер, а формируется в результате специально разработанных алгоритмов конкретных действий (стратегий, тактик и технологий) в сфере менеджмента, маркетинга, стратегий формирования имиджа, а также лингвистики, в частности политлингвистики.
Понятие «имидж» складывается из нескольких критериев: 1) по степени соответствия имиджа цели имиджмейкерской деятельности выделяют желаемый имидж и реальный имидж; 2) по степени его эмоциональной окрашенности формируется позитивный, нейтральный и негативный имидж; 3) по субъектам имиджмейкерской деятельности имидж делится на внутренний и внешний; 4) по способам формирования имиджа существует вербальный и визуальный имидж [4]. Именно из данных критериев складывается три типа имиджей сотрудников правоохранительных органов: 1) самоимидж, отражающий текущее состояние самоуважения самих сотрудников полиции к МВД, к себе как представителю структуры и своим коллегам; 2) воспринимаемый имидж выражается в отношении к ОВД со стороны представители других социальных групп; 3) требуемый или идеальный имидж, то есть положительный образ и идеальные представления граждан о сотрудниках полиции [2].
При создании имиджа всегда существует обратная связь между реальностью и созданным имиджем, которая не всегда отражает действительность, тем самым нанося вред имиджу всей системы МВД и порождая стереотипы. Это связано, во-первых, с тем, что в СМИ зачастую создаются образы, искажающие реальную деятельность сотрудников полиции. Поэтому у людей,
8 Панарин И.Н. Основные функции СМИ [Электронный ресурс]. URL: https://public.wikireading.ru/29543
столкнувшихся с реальными действиями ОВД, появляются нестыковки в отражении реальной и телевизионной версий. В связи с этим имидж структуры МВД России следует раскрывать не с точки зрения вымышленных художественных персонажей и киногероев, а в качестве социального института, обеспечивающего защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, охрану общественного порядка и собственности, общественной безопасности и противодействующего преступности. Формой подачи материала о результатах деятельности правоохранительных органов и о сотрудниках из различных служб, их биографиях и достижениях могут выступать брифинги, горячие линии, интервью. Эффективным методом формирования положительного имиджа ОВД может стать участие сотрудников полиции в различных социальных акциях, например, «День донора», «Осень пожилых людей. Активное долголетие», профилактические акции «Нет - наркотикам!», «Правовая грамотность», «Экстремизм в молодежной среде», «Как не стать жертвой преступления», патриотическая онлайн-акция «Я помню. Я горжусь. Служу России!» [3].
Во-вторых, созданию положительного имиджа полиции препятствуют СМИ, ориентированные на аудиторию, поддерживающую различные оппозиции существующей политической власти, или на группы, склонные к нарушению закона. В этом случае независимо от динамики и эффективности правоохранительной деятельности такие СМИ будут направлены исключительно на критику и создание негативного образа полиции.
Заключение
Таким образом, в общественном сознании сформировалось два противоречащих друг другу образа-стереотипа сотрудников ОВД. С одной стороны, сформированные в советские времена героические образы милиционера, а с другой - резко негативные и критические медиаобразы, сформированные современными массмедиа. Тако-
го рода стериотипизация направлена на упрощение того или иного образа и действительности для максимально понятного восприятия и отражения реалий современного мира.
Изучив вопрос о формировании имиджа сотрудника ОВД средствами СМИ, можно сделать следующий вывод о том, что необходимость моделирования медийного образа/имиджа сотрудника ОВД России возникла в результате возросших требований граждан России и общества в целом к качеству работы правоохранительных органов и совершенствования информационного обеспечения их оперативно-служебной деятельности. Деятельность СМИ направлена в первую очередь не просто на освещение социальных, политических и иных событий и явлений, а скорее на их интерпретацию, что является реализацией прагматической функции СМИ по оказанию непосредственного влияния на создание определенного идеологического фона.
Критические оценки деятельности полиции и негативное отношение к сотрудникам правоохранительных органов в большей степени основываются не на собственном жизненном опыте граждан, а на существующих в обществе стереотипах и представлениях, созданных СМИ, которые зачастую не имеют под собой реальных оснований. Массмедиа, наделяя сотрудников полиции социальными, психологическими, эстетическими, этическими и моральными качествами, создают в сознании граждан определенный образ, который не всегда соответствует действительности. С целью формирования положительного имиджа сотрудников правоохранительных органов помимо освещения непосредственно деятельности ОВД и биографий отдельных сотрудников в СМИ должна публиковаться информация о степени информационной открытости ОВД, методах и формах их взаимодействия со СМИ. Одной из первостепенных задач ОВД должно стать выстраивание плодотворного сотрудничества со СМИ с целью максимизировать передачу
положительных материалов и минимизировать негативную информацию о сотрудниках полиции и их деятельности, что будет способствовать закреплению положительного медийного образа социального института полиции в сознании граждан, правовому воспитанию населения и эффективности деятельности правоохранительных структур по предупреждению преступлений и правонарушений.
Таким образом, медийный имидж/образ полиции как социального института в це-
лом и отдельных сотрудников полиции в частности выступает одновременно инструментом и объектом управления деятельностью правоохранительных органов. Информационная открытость во взаимоотношениях правоохранительных органов с гражданами предполагает освещение результатов работы ОВД и насущных социальных проблем, которые должны быть достоверными, научно и методически обеспеченными и работать на повышение имиджа ОВД.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь): Учебное пособие. М.: Флинта, 2008. 213с.
2. Степанова Т.Ю. Проблемы маркетинга. Логистика // Проблемы современной экономики. 2019. №3 (35). С. 269-272.
3. Тимко С. А., Урусов А. А. Некоторые возможности формирования общественного мнения о деятельности органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 1. С. 79.
4. Формирование «медийного образа» сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. А.Л. Ситковского. М.: Академия управления МВД России, 2019. 72 с.
REFERENCES
1. Dobrosklonskaya T.G. Medialingvistika: sistemnyj podhod k izucheniyu yazyka SMI (sovremennaya anglijskaya mediarech'): Uchebnoe posobie. M.: Flinta, 2008. 213 s.
2. Stepanova T.Y. Problemy marketinga. Logistika // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2019. №3 (35). S. 269-272.
3. Timko S. A., Urusov A. A. Nekotorye vozmozhnosti formirovaniya obshchestvennogo mneniya o deyatel'nosti organov vnutrennih del // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah, 2008. № 1. S. 79.
4. Formirovanie «medijnogo obraza» sotrudnika organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: Uchebnoe posobie / Pod red. A. L. Sitkovskogo. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2019. 72 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Нестерова Валерия Евгеньевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 16.03.2021