УДК 316.473:351.74 001: 10.22394/2071-2367-2018-13-6-29-42
ИМИДЖ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНКАХ РОССИЯН: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
Алексеёнок А.А., Каира Ю.В., Кирюхина Ю.В.1
Цель работы - анализ результатов исследования отношения населения к органам внутренних дел, полученных социологическими методами. Авторы анализируют методы социологических исследований направленные на получение социологической информации об имидже Органов внутренних дел (ОВД) в целом и их сотрудников в частности. Это позволяет им придти к выводу, что одними из наиболее эффективных методов получения социологической информации являются социологические мониторинговые Интернет-исследования. Особое место в работе уделяется анализу результатов исследований полученных в режиме мониторинга посетителей сайта МВД России об имидже ОВД. В статье анализируются отношение населения к информации, предоставляемой СМИ о деятельности органов внутренних дел, об уровне доверия к ним населения, о факторах влияющих на формирование негативного или позитивного имиджа, о личностных качествах сотрудников органов внутренних дел.
Результаты исследования могут быть использованы при оценке и реализации информационной политики в формировании положительного имиджа органов внутренних дел.
Ключевые слова: социологические исследования, Интернет-опросы, имидж, органы внутренних дел, имидж органов внутренних дел, СМИ, положительный имидж, факторы имиджа.
Алексеёнок Анна Алексеевна - доктор социологических наук, доцент, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а, e-mail: [email protected] Каира Юрий Владимирович - кандидат социологических наук, доцент, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а, e-mail: [email protected] Кирюхина Юлия Валерьевна - аспирант Среднерусского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а, e-mail: [email protected]_
IMAGE OF THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS IN EVALUATIONS OF THE RUSSIANS: SOCIOLOGICAL MONITORING
ALEKSEENOK A. A. - Doctor of Sociological Sciences, Docent, Professor of the Department of Sociology and Information Technologies, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
KAIRA Y.V. - Candidate of Sociological Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Sociology and Information Technologies, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel),e-mail: [email protected].
KIRYUKHINA Y.V. - Postgraduate student of the Department of Sociology and Information Technologies, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
The purpose of the work is to analyze the results of a study of the population's attitude to the internal affairs bodies obtained by sociological methods.The authors analyze the methods of sociological research aimed at obtaining sociological information about the image of Internal Affairs Bodies in general and their employees in particular. This allows them to come to the conclusion that some of the most effective methods for obtaining sociological information are sociological monitoring Internet research. A special place in the work is given to the analysis of research results obtained in the monitoring mode of visitors to the site of the Ministry of Internal Affairs of Russia about the image of the Internal Affairs Bodies. The article analyzes the attitude of the population to information provided by the media about the activities of the Internal Affairs Bodies, the level of public confidence in them, the factors influencing the formation of a negative or positive image, and the personal qualities of the Internal Affairs Bodies.
The results of the study can be used in the evaluation and implementation of information policy in the formation of a positive image of the Internal Affairs Bodies.
Keywords: sociological research, Internet polls, image, Internal Affairs Bodies, image of Internal Affairs Bodies, mass media, positive image, image factors.
Одним из важнейших принципов деятельности ОВД в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О полиции» является стремление сотрудников полиции обеспечивать поддержку населения, формировать общественное доверие к себе, действовать обоснованно и понятно для граждан в соответствии с требованиями законодательства.
Показатели уровня доверия населения к полиции, его защищенности от преступлений, а также показатели эффективности работы органов внутренних дел, виктимизации населения включены в соответствии с регламентом МВД России в оценочные параметры в системе анализа деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации1.
Сбор социологической информации, осуществляющийся независимыми организациями, а также ежегодное сравнение полученных результатов опросов позволяют объективно установить реальное отношение население к деятельности полиции2.
В ряде субъектов Российской Федерации социологические опросы и исследования в интересах МВД России проводятся силами юридических и социологических факультетов учреждений высшего образования.
Исследование организационных, общественных, социально-экономических, политических и иных факторов, на основе которых определяется характер оценки гражданами каждого субъекта Российской Федерации деятельности органов внутренних дел, включено в ежегодную программу мониторинга общественного мнения о работе полиции.
Анализ полученной в результате проводимого ежегодного мониторинга информации позволяет выявлять основные проблемы в деятельности органов полиции отдельного субъекта Российской Федерации и дифференцированно, в зависимости от сложившейся обстановки, готовить рекомендации по конструктивному взаимодействию полиции с населением, общественными движениями и организациями, с представителями региональных СМИ. Интернет-опросы предоставляют возможность получить необходимую информацию, в том числе об оценке деятельности местной полиции, в минимальные сроки и, кроме того, позволяют привлечь к интервьюированию группы населения, обычно
1 Передня Д.Г., Фатхутдинов Р.Р. Имидж органов внутренних дел как сфера применения социальных технологий II Социально-гуманитарные знания. — 2015. — № 2. — С. 258-265.
2 Гостенина В.И., Байрамов В.Д., Дорохова Ю.В. Опыт анализа деятельности РР-служб региональных органов власти (на примере Орловской области) II Среднерусский вестник общественных наук. — 2015. — Т. 10. — № 6. — С. 43-48._
уклоняющиеся от дачи ответов на вопросы на правоохранительные темы.
Важное значение для исследования общественного мнения имеет изучение позиции граждан на районном или местном уровне, так как именно его анализ эффективно используется при разработке различных программ по противодействию преступности в конкретном субъекте Российской Федерации, что, в свою очередь, способствует повышению уровня доверия и взаимодействия полиции с институтами гражданского общества на местах1.
Приказом МВД России от 1 декабря 2016 года № 777 установлено право территориальных подразделений МВД России мониторировать общественное мнение на уровне муниципальных районов и городских округов. Проведение такого рода опросов о результатах деятельности органов внутренних дел и оценке их деятельности со стороны широких масс населения позволяет руководству органа внутренних дел на региональном уровне получить объективную оценку деятельности сотрудников полиции, а населению позволяет обозначить и донести до руководства волнующие жителей вопросы и проблемы.
Вместе с тем зачастую более востребованными бывают иные, менее затратные в материальном плане методы и формы получения информации в конкретном регионе. В частности, используются телефонные и почтовые опросы, закрытое голосование граждан в целях оценки деятельности участкового уполномоченного на конкретном участке, отзывы, оставляемые на официальных сайтах органов внутренних дел, а также другие методики.
Из вышеизложенного следует, что в ходе проведения регулярного мониторинга общественного мнения о результатах деятельности органов внутренних дел можно выделить ряд направлений для повышения качества его информационного и методического обеспечения2.
1. При проведении целевых социологических опросов в субъектах Российской Федерации, по нашему мнению, следует сочетать интервьюирование отдельных категорий граждан с целью оценки деятельности полиции на местах с исследованием так называемых конфликтогенных сфер взаимодействия органов внутренних дел с гражданским населением. В
1 Каира Ю.В. Пути повышения эффективности информационно-аналитических технологий деятельности органов государственной власти II Известия Тульского государственного университета. — Гуманитарные науки. — 2015. — № 2. — С. 38-48.
2 Меркулов П.А. Социология государственной и муниципальной службы. II Информационный бюллетень социологической лаборатории. — Научное издание. — Выпуск 3. Результаты социологических исследований 2018 года. - Орел: Изд-во Среднерусского института управления -филиала РАНХиГС, 2018. —100 с._
настоящее время все большее распространение получают исследования «блогосферы» как способ наиболее часто используемой населением возможности высказать свое мнение о деятельности государственных органов либо о том или ином общественно-политическом событии. Данное направление, безусловно, является весьма актуальным для исследования факторов, влияющих на реальную криминальную ситуацию в отдельно взятом регионе, а также позволяет оценить наличие или отсутствие протестной активности и социальной напряженности, их характер, что, в свою очередь, дает возможность оперативно прогнозировать, а самое главное -своевременно реагировать на возникающие угрозы общественной безопасности1.
2. Не менее важным источником получения актуальной и объективной информации о результатах деятельности местной полиции может стать исследование результатов обсуждения проблемных вопросов на «круглых столах», проводимых с привлечением средств массовой информации, правозащитных и общественных организаций, всевозможных исследовательских центров, преподавателей и студентов социологической и юридической специальностей высших учебных учреждений региона. Считаем, что проведение ежегодных общественных слушаний результатов деятельности органов внутренних дел должно войти в обязательную практику территориальных органов внутренних дел2.
3. Развитие конструктивного сотрудничества и взаимодействия между населением, органами полиции и региональным журналистским сообществом позволило бы повысить правовую грамотность населения, поднять авторитет полиции посредством освещения результатов деятельности сотрудников органов внутренних дел, при этом предоставило бы возможность гражданам открыто рассказывать о проблемах и выразить свое мнение3.
4. С учетом активного использования в последние несколько лет широкими слоями населения ресурсов сети Интернет, стоит обратить внимание на повышение информативности и актуальности размещаемых на официальных
1 Алексеёнок A.A. Особенности изучения социального самочувствия различных категорий населения II Вестник государственного и муниципального управления. —2012. —№ 1. —С. 52-56.
2 Меркулов П.А. Информационный бюллетень социологической лаборатории / П.А. Меркулов, Н.В. Проказина, Е.К. Филатова II Научное издание. Выпуск 1. Результаты социологических исследований 2016 года. - Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2016. —136 с.
3 Передня Д.Г., Мирзаханов Р.Г. Имидж руководителя органа внутренних дел на микроуровне (опыт эмпирического исследования) II Вестник Московского университета. —Серия 18: —Социология и политология. —2016. —Т. 22. —№ 2. — С. 217-225.
сайтах материалов, а также на поиск новых форм взаимодействия и обмена оперативной информацией с гражданами - активными пользователями сети Интернет - с целью пресечения и выявления преступлений, обеспечения общественной безопасности.
В настоящий момент сайт МВД России организован таким образом, что позволяет проводить опросы общественного мнения об имидже органов внутренних дел для любого его посетителя. Проанализируем результаты ответов респондентов об имидже ОВД, которые они оставили на сайте.
На вопрос, исходя из личного опыта, о том, какую из служб МВД России респонденты считают ведущей и наиболее необходимой для поддержания общественного порядка (можно было выбрать несколько вариантов ответов), большинство респондентов назвали ГИБДД (рис.1).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
0,81
П
0,289
0,177
0,11
T)JT
9-04
■7 м 0.073 0.075 „ „„_ n f) n^q
7 ■-0,032 " lni 0,032
/« oS^ ^ Д ^ .¿t ^ > > o^T ^ 0<
Г ^ S
^ ~W
F
СÎ*
^ if JF ^ ^
■f
^ # ^ # ^
Рисунок 1 - Служба МВД России наиболее востребованная, по мнению населения
Figure 1- The service of the Ministry of Internal Affairs of Russia is the most popular, according to the population
На рисунке 1 показано, что большинство опрошенных считают наиболее необходимой для поддержания общественного порядка службу ГИБДД (81.0%), на втором месте, но со значительным отставанием находится уголовный розыск (35,6%). Респонденты также выделяли такие службы, как
участковые уполномоченные полиции (28,9%), патрульно-постовую службу (17,7%), следствие и дознание (12.0%), дежурную часть (11.0%). Наименее популярными оказались такие службы, как Интерпол и транспортная полиция. Целесообразность их деятельности отметили только 3,2% граждан.
Другие структуры, такие как подразделения ГУВМ (7,5%), подразделение ГУЭБиПК (7,3%), подразделение «К» (5,9%), подразделение ГУНК (5,3%), также не являются достаточно важными в глазах населения. Таким образом, органы внутренних дел ассоциируются у большинства населения с ГИБДД.
Значительное влияние на формирование имиджа органов внутренних дел оказывают средства массовой информации, поэтому были проанализированы результаты ответа на вопрос о доверии или недоверии населения к информации, представляемой в СМИ сотрудниками ОВД о своей деятельности (рис. 2).
Безусловно, с Скорее, с Скорее, с Безусловно с Не смотрю, не Затрудняюсь доверием доверием недоверием недоверием слушаю, не ответить
читаю такие выступления
Рисунок 2 - Уровень доверия к выступлениям сотрудников органов внутренних дел в СМИ о собственной деятельности
Figure 2 - The level of confidence in the speeches of employees of the Internal Affairs Bodies in the media about their own activities
На рисунке 2 показано, что более половины населения относятся с доверием к информации, представляемой в средствах массовой информации сотрудниками органов внутренних дел о своей деятельности: безусловно доверяю - 25,1 %, скорее доверяю - 25,8%. В то же время тот факт, что 38% опрошенных относятся с недоверием к подобного рода информации, заставляет задуматься о необходимости к изменению ее подачи или
содержательной корректировке.
Продолжая анализировать влияние средств массовой информации на формирование имиджа ОВД, населению был задан вопрос о том, какая дополнительная информация влияет на формирование имиджа ОВД (полиции) (рис. 3).
О том. что. по мнению ПОШШШ1. должны делать граждане для обеспечения своей личной и имущественной безопасности:
Об нзменешпРй"^ кадровом составе полиции о том. каких людей
сейчас принимают_
на службу, кого и почему увольняют из полиции; 0,175
Об УСЛОВИЯХ работы в полиции (режиме труда, зарплатах, социальном пакете и т.д.) н порядке поступления в О порядке работы вузы в системе раишчных МВД; 0.075 подразделений полиции: 0.05
правонарушениях, совершаемых сотрудниками полиции, 26,3%
О расследовании раскрытии "громких" резонансных дел; 0.038
Другое; 0,063
О том, как ведется
борьба с преступностью; о количестве преступлений, раскрытых за последнее время 0,113
О работе полиции по профилактике правонарушений и охране общественного порядка. 0,113
Рисунок 3 - Информация, оказывающая наибольшее влияние на формирование имиджа ОВД
Figure 3 - Information that has the greatest impact on the image of ATS
На рисунке 3 показано, что негативней всего на имидже органов внутренних дел отражается информация о правонарушениях, совершаемых сотрудниками ОВД (26,3%). Положительно влияет на имидж информация, которая помогает населению в обеспечении его личной или имущественной безопасности (26,3%).
На формирование имиджа ОВД, по мнению населения, влияет также информация об изменении в его кадровом составе: кого и по каким критериям принимают на службу, а кто и по каким причинам, напротив, подлежит
увольнению (17,5%); о том, как ведётся борьба с преступностью; о количестве преступлений, раскрытых за последнее время (11,3%); о работе полиции по профилактике правонарушений и охране общественного порядка (11,3%). А вот информация о расследовании и раскрытии «громких», резонансных дел, которая на первый взгляд должна больше всего отражаться на имидже ОВД, оказывает влияние на формирование имиджа лишь у 3,8% респондентов, по всей видимости, они считают ее само собой разумеющейся.
Следующий вопрос касался обстоятельств, оказавших влияние на формирование имиджа органов внутренних дел за последние 12 месяцев. Респондентам необходимо было выбрать один вариант ответа. То есть выявлялся фактор, оказавший наибольшее влияние (рис. 4).
0,4
0.35 0,3 0.25 0.2 0,15 0.1 0.05 0
0.341
0.1516
0,097 0,097 °'104
Щ Д 0.044 Д Д 0.0434 Щ
Ш И ■ И И ■ И
У
¿Г
¿г
А / / / / / • * * / / / * * '
.<Г .«V ^ JP
Сл
у
4s
Рисунок 4 - Факторы формирования имиджа органов внутренних дел Figure 4 - Factors of formation of the image of the Internal Affairs Bodies
На рисунке 4 продемонстрировано, что больше всего на формирование имиджа органов внутренних дел оказывает влияние личный опыт, - так считает третья часть опрошенных. На втором месте оказалась информация, полученная в сети Интернет (15,16%), а также беседы с знакомыми, друзьями, членами семьи (12,2%). Каждый десятый респондент отметил, что за последний год его отношение к имиджу органов внутренних дел не претерпело
никаких изменений.
То обстоятельство, что у большинства населения органы внутренних дел ассоциируются с ГИБДД, обусловило необходимость изучения внимания общественности к ситуации на российских дорогах (рис. 5).
Прежде всего От
0,477
Рисунок 5 - Влияние общественности на ситуацию на российских дорогах Figure 5 - Public influence on the situation on Russian roads
В данном вопросе большинство респондентов (85,6%) сошлись во мнении, что к ситуации на дорогах России необходимо привлекать внимание общественности. Что общественность никак не может на нее повлиять, считают 14,4% опрошенных.
Рисунок 6 - Готовность к проявлению гражданской позиции и помощи Госавтоинспекции
Figure 6 - Readiness for civil position and assistance of the state traffic Inspectorate
В этой связи логичен был вопрос о готовности лично помогать Госавтоинспекции выявлять правонарушителей на дорогах. Результаты ответов на данный вопрос отражены на рисунке 6. Как показано на рисунке, только 8,6% респондентов категорически отказались оказывать помощь Госавтоинспекции, в то время как 70,0% населения проявили активную гражданскую позицию и заявили о готовности к помощи такого рода.
В завершение анализа хотелось бы подвести итог и, обобщив результаты исследований, резюмировать, какой имидж сотрудника органов внутренних дел сложился у россиян (рис. 7).
Рисунок 7 - Личностные качества сотрудников органов внутренних дел
Figure 7 - Personal qualities of employees of Internal Affairs Bodies
В настоящее время в сознании общественности сложился положительный образ сотрудника органов внутренних дел. По мнению населения, люди, занятые в данной сфере деятельности обладают такими личностными качествами, как: опрятность (77%), дружелюбие (66%), вежливость (66%), храбрость (65%), порядочность (65%), готовность оказать помощь (64%), компетентность (64%). Необходимо особо отметить положительную динамику в оценках имиджа сотрудников ОВД, которые существенно возросли в сравнении с предыдущими годами.
Таким образом, можно сделать вывод, что имидж органов внутренних дел -это эмоционально окрашенный образ силового ведомства, складывающийся в сознании окружающих на основе информации, поступающей из разных
источников (в особенности из СМИ), и личного опыта общения с сотрудниками ОВД. Результаты деятельности ОВД напрямую зависят от взаимодействия с населением, установления с ним тесного контакта в ходе выявления, расследования и раскрытия преступлений. Негативный имидж препятствует работе полиции, в то время как положительный, напротив, повышает ее эффективность. В основе позитивного имиджа лежат доверие к органам внутренних дел, соответствующая стереотипизация их восприятия, которая находит воплощение в определенных атрибутах, униформе, надписях, знаках, ценностях, привычках, известности и т.д. Положительный имидж всегда переносится на конкретные действия, что повышает уровень доверия к деятельности органов внутренних дел.
К позитивным характеристикам имиджа сотрудника ОВД в настоящее время относятся: высокий уровень правовой культуры, готовность в любой момент прийти на помощь, быть всегда на страже Закона и Порядка. Создание положительного имиджа органов внутренних дел является одним из приоритетных направлений работы руководства правоохранительных структур.
Библиография / References:
1. Алексеёнок А.А. Особенности изучения социального самочувствия различных категорий населения II Вестник государственного и муниципального управления. - 2012. - № 1. - С. 52-56.
2. Гостенина В.И., Байрамов В.Д., Дорохова Ю.В. Опыт анализа деятельности PR-служб региональных органов власти (на примере Орловской области) II Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - Т. 10. - № 6. -С. 43-48.
3. Каира Ю.В. Пути повышения эффективности информационно-аналитических технологий деятельности органов государственной власти II Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. -2015,-№2.-С. 38-48.
4. Меркулов П.А., Проказина Н.В., Бобылева Н.Ю. Социология государственной и муниципальной службы II Информационный бюллетень социологической лаборатории. Научное издание. Выпуск 3. Результаты социологических исследований 2018 года. - Орел: Издательство Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, 2018. -.100 с.
5. Передня Д.Г., Мирзаханов Р.Г. Имидж руководителя органа внутренних дел на микроуровне (опыт эмпирического исследования) II Вестник
Московского университета. Серия 18: Социология и политология. - 2016. -Т. 22,-№2.-С. 217-225.
6. Передня Д.Г., Фатхутдинов P.P. Имидж органов внутренних дел как сфера применения социальных технологий II Социально-гуманитарные знания. -2015,-№2.-С. 258-265.
7. Проказина Н.В. Социальный портрет муниципального служащего: общественный вызов и социальная практика II Образование и общество. -2015.-№2(91).-С. 95-100.
1. Alekseyonok, А.А. (2012) Osobennosti izucheniya sotsial'nogo samochuvstviya razlichnykh kategoriy naseleniya [Features of the study of social well-being of different categories of the population] II Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Journal of Public and Municipal Administration], - № 1. -P. 52-56. (In Russ.)
2. Gostenina, V.I., Bayramov, V.D., Dorokhova, YU.V. (2015) Opyt analiza deyatel'nosti PR-sluzhb regional'nykh organov vlasti (na primere Orlovskoy oblasti) [Experience of the analysis of pr service activity of regional authorities (on the example of the Orel region)] II Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. -T. 10. - № 6. - P. 43-48. (In Russ.)
3. Kaira, YU.V. (2015) Puti povysheniya effektivnosti informatsionno-analiticheskikh tekhnologiy deyatel'nosti organov gosudarstvennoy vlasti [Ways to improve the efficiency of information and analytical technologies of the activities of public authorities] II Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki [News of the Tula state university. Humanitarian sciences]. -№ 2. - P. 38-48. (In Russ.)
4. Merkulov, P.A., Prokazina, N.V., Bobyleva, N.YU. (2018) Sotsiologiya gosudarstvennoy i munitsipal'noy sluzhby [Sociology of state and municipal service] II Informatsionnyy byulleten' sotsiologicheskoy laboratorii. Nauchnoye izdaniye. Vypusk 3. Rezul'taty sotsiologicheskikh issledovaniy 2018 goda [Information bulletin of the sociological laboratory. Scientific publication. Issue 3. The results of sociological research in 2018]. - Orel: Izdatel'stvo Srednerusskogo instituta upravleniya - filiala RANKhiGS. -.100 p. (In Russ.)
5. Perednya, D.G., Mirzakhanov, R.G. (2016) Imidzh rukovoditelya organa vnutrennikh del na mikrourovne (opyt empiricheskogo issledovaniya) [Image of the head of the body of internal affairs at the micro level (empirical research experience)] II Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i politologiya [Moscow
State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science]. -T. 22. - № 2. -P. 217-225. (InRuss.)
6. Perednya, D.G., Fatkhutdinov, R.R. (2015) Imidzh organov vnutrennikh del kak sfera primeneniya sotsial'nykh tekhnologiy [The image of the internal affairs bodies as a sphere of application of social technologies] II Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya [Socio-humanitarian knowledge]. - № 2. - P. 258-265. (In Russ.)
7. Prokazina, N.V. (2015) Sotsial'nyy portret munitsipal'nogo sluzhashchego: obshchestvennyy vyzov i sotsial'naya praktika [Social portrait of a municipal employee: social challenge and social practice] II Obrazovaniye i obshchestvo [Education and Society], - № 2 (91). - P. 95-100. (In Russ.)